Эффективность реализации концепции «умной специализации» в Тюменской области
Бабаян Л.К.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 1 (Январь 2022)
Цитировать:
Бабаян Л.К. Эффективность реализации концепции «умной специализации» в Тюменской области // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 1. – С. 295-306. – doi: 10.18334/ce.16.1.114060.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092604
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В данном исследовании анализируется возможность внедрения концепции «умной специализации» в управлении Тюменской областью, а также ее влияние на социально-экономическое развитие региона. В эпоху постепенной цифровизации всех отраслей экономики и активного развития инновационных разработок особую важность представляет устойчивое инновационное развитие регионов, основанное на разработке современных стратегических документов управления и планирования. Актуальность исследования заключается в определении ключевой региональной специализации и оценке возможного применения зарубежного опыта в российских регионах. В ряде европейский стран концепция «умной специализации» хорошо проявила себя, оказав значительное положительное влияние на социально-экономическое развитие государств, так и на их инновационное развитие, в частности. Целью исследования является установление возможности внедрения такой концепции управления и выявление возможных результатов в социально-экономическом развитии. Объектом исследования является экономическая система Тюменской области. Предметом исследования – инструменты регулирования и развития экономических региональных систем. В исследовании использованы логический, нормативный методы, а также комплексный, сравнительный, статистический, а также контент-анализ. Результаты представлены в форме анализа влияния внедрения концепции «умной специализации» в регионе на его социально-экономическое развитие, а также сформулированы основные эффекты внедрения такой концепции в Тюменской области.
Ключевые слова: умная специализация, пространственное развитие, нефтехимическая промышленность, кластерное развитие, инновации
JEL-классификация: O31, O32, O33, R12, R13
Введение
Концепция умной специализации, как правило, базируется на нескольких принципах: выбор четкой специализации, согласованность стратегии и целей, совмещение нескольких отраслей для достижения больших результатов, инвестиционные решения, служащие ориентиром, поиск новых форматов и источников инноваций и другие. Именно поэтому стратегии, основанные на «умной специализации», должны отражать специфику региона и его экономического развития, что в итоге определит его ключевые области и ниши, которые обеспечат устойчивое и динамичное развитие субъекта, тем самым усиливая межотраслевые связи внутри региона, а также межрегиональные связи и сотрудничество [1] (Bosh, Vonortas, 2019).
Исследователями выявлены различные методы оценки результатов реализации внедрения концепции «умной специализации» в региональное управление. Часто такие методы основываются на законодательных инициативах Европейской комиссии, а также других документах на уровне Европейского союза, региональном и местном уровне, касающихся «умной специализации» [2] (Karlsson, Silander, Pircher, 2019). Исследователи Миткэндал И. и Новелэрс К. изучили типологию механизмов «умной специализации», а также проанализировали установившийся разрыв между разработанной концепцией «умной специализации» и тем, как она была реализована [3] (Vanhamäki, Rinkinen, Manskinen, 2021).
Основу исследований ученых Джеммы С. и Булдерберга З. составил синтетический инструмент «Колесо оценки», позволяющий оценить стратегию «умной специализации» региона и сравнить ее среди концепций других регионов [4] (Xu, Loh, Chen, 2020). Их исследования были направлены на выявление различий инновационного развития стран Балтийского региона. Сначала ими были исследованы регионы Латвии с помощью разработанного инструмента, а затем тем же методом исследовано развитие регионов Эстонии [5] (Franchi-Arzola, Martin-Vide, Henriquez, 2018). Целью данного исследования было установление различий в применении и в развитии концепции «умной специализации» в странах Балтийского региона, а также сравнение методов («колес») оценки инновационного развития данных стран.
Анализ влияния концепции «умной специализации» на социально-экономическое развитие Тюменской области
В исследовании использовался метод анализа при изучении уровня развития отраслей экономики в Тюменской области, с помощью чего проведен SWOT-анализ социально-экономического развития региона и выявлены наиболее сильные и значимые экономические ниши области. Также был применен системный подход при рассмотрении концепции «умной специализации» как неотъемлемой части стратегии социально-экономического развития области, выявлении общих признаков и несоответствий данных инструментов управления и планирования.
Методом контент-анализа изучены последние корректировки, планируемые для внесения в Стратегию социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года. Данным методом установлено отсутствие выделенных особых экономических ниш в Стратегии, представляющих основу для реализации концепции «умной специализации» [6].
Определение сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз социально-экономического развития Тюменской области представлены в виде SWOT-анализа в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ социально-экономического развития Тюменской области
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
1. Высокий инвестиционный потенциал и
благоприятный предпринимательский климат
2. Наличие ведущих кластеров производства (нефтегазовый, нефтехимический – «ЗапСибНефтехим») 3. Положительная динамика роста численности населения 4. Высокая реализация товаров на душу населения 5. Высокий объем валового регионального продукта (834,8 тыс. рублей) |
1. Низкий уровень использования
природных ресурсов
2. Низкий уровень развития некоторых инфраструктурных систем (социальная, инженерная, транспортная) 3. Территориальное неравенство социально-экономического развития области 4. Значительная зависимость отраслей экономики от спроса со стороны других регионов (в основном от ХМАО – Югры, ЯНАО) 5. Низкий технологический уровень и высокий физический износ производственных мощностей |
Возможности:
|
Угрозы:
|
1. Новая государственная политика по
развитию инноваций в регионах
2. Развитие государственно-частного партнерства как иного инструмента по привлечению инвестиций в развитие отраслей экономики региона 3. Рост спроса на рынке углеводородного сырья 4. Реализация политики в сфере развития цифровизации экономики региона 5. Совершенствование геологических исследований территории области для наращивания добычи углеводородного сырья |
1. Повышение спроса на мировом рынке
на альтернативные источники энергии
2. Уменьшение объема инвестиционных вложений 3. Главенство протекционизма на рынке как причина ограничения экспорта российских товаров и услуг на мировые рынки 4. Рост диспропорции доходов населения, отсутствие роста реальных доходов населения 5. Внутрирегиональная дифференциация в обеспечении населения услугами отдельных отраслей экономики |
Эффективность исследовательских систем играет важную роль в экономическом росте и напрямую влияет на все сектора общественной жизни общества [7] (Riggirozzi, 2017). Уровень и эффективное использование государственного финансирования исследований и разработок (НИОКР) являются решающими факторами наряду с созданием, поддержанием и развитием механизмов для улучшения структурных характеристик, условий и процессов инновационного развития [8] (Andrews, Beynon, Genc, 2017).
На сегодняшний момент Стратегией пространственного развития РФ определены 22 перспективные отрасли специализации Тюменской области [9]. Однако европейский опыт реализации концепции «умной специализации» предусматривает финансирование, а следовательно, и приоритезацию, сильнейших и крупнейших отраслей региона или страны [10] (Inshakov, Inshakova, 2017). Российский опыт показывает, что даже закрепление в документах стратегического планирования основных специализаций региона не указывает на выявление особых экономических ниш для реализации концепции «умной специализации» региона [11] (Tambovtsev, Rozhdestvenskaya, 2020).
Изначально концепцией «умной специализации» определялось, что инновационные структуры и их преобразования в какой-то степени зависят от технологической эволюции и опираются на существующие условия, а также способствуют развитию территорий [12] (Gerasimenko, Makar, Nosova, 2021). Тем самым инновации, инновационные технологии и сама концепция должны сосредоточиться на определенной экономической специализации. Акцент именно на определенном секторе экономики помогает достичь адекватных результатов [13] (Koroleva, Khmeleva, Agaeva, 2018).
Для реализации успешной стратегии умной специализации требуется сложный процесс как поиска правильных областей будущей специализации, так и предотвращения сбоев координации, которые могут помешать выбранному пути обеспечения прочного регионального роста [14] (Stroev, Milchakov, Pivovarova, 2021). Таким образом, умная специализация – стратегия роста, основанная на поиске приоритетной экономической ниши региона, которая также является приоритетной в части инвестиций.
Анализ регионального развития Тюменской области показал, что доля ВРП региона в показателе ВРП РФ по сумме субъектов РФ на 2019 год составила 1,3%. При этом 43,28% ВРП области образуют показатели валовой добавленной стоимости по следующим отраслям экономики: добыча полезных ископаемых (18,04%), обрабатывающая промышленность (14,60%) и торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (10,64%). Также доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в показателе ВРП Тюменской области составила 19,6%. Важно также отметить, что по итогам 2019 года наибольшая доля инвестиций в основной капитал организаций установлена в отрасли обрабатывающих производств (51,7%), в том числе 45,5% всего объема инвестиций составляют средства, направленные в основной капитал организаций производства химических веществ и химических продуктов, а также в отрасли добычи полезных ископаемых (13,4%), в том числе 11,7% всего объема инвестиций составляют средства, направленные в основной капитал организаций по добыче сырой нефти и природного газа.
Данные отрасли экономики региона также характеризуются значительным числом организаций, осуществляющих инновационную деятельность, что является одним из ключевых факторов реализации концепции «умной специализации». Так, 60% организаций по производству кокса и нефтепродуктов (в структуре обрабатывающих производств) осуществляют инновационную деятельность, а также около 44% организаций по добыче сырой нефти и природного газа осуществляют в своей отрасли инновационную деятельность.
На данный момент в Тюменской области функционируют нефтегазовый и нефтехимический кластеры. Объем закупок вертикальных интегрированных нефтяных компаний в 2019 году у тюменских компаний нефтегазового сектора составил 157 млрд руб. В регионе находится сосредоточение R&D-центров ведущих нефтегазовых компаний, что указывает на научно-технический и инновационный потенциал отрасли [15] (Kutsenko, Islankina, Kindras, 2018). Более 80 предприятий в регионе формируют нефтехимический кластер, крупнейшим участником которого является компания «СИБУР» – одно из самых масштабных производств по базовым полимерам в мире. В целях инновационного развития региона и нефтедобывающей отрасли в частности функционируют более 10 научных институтов, занимающихся проведением исследований в отрасли. Более 65% внутренних затрат предприятий региона распределяются на научные исследования и разработки в сфере промышленного производства, что говорит о важности научных разработок в ведущих отраслях региона [16] (Fattakhov, Nizamutdinov, Oreshnikov, 2019).
Реализация концепции «умной специализации» региона по данной отрасли может иметь следующие результаты:
1. Рост инновационной деятельности в нефтегазовой и нефтехимической отрасли.
2. Использование новых технологий для более глубокого геологического исследования [17] (Repichev, Tugacheva, Vorobeva, Avdeeva, 2018).
3. Формирование новых кластеров на территории региона, увеличение рабочих мест.
4. Рост инвестиционных потоков и повышение привлекательности региона на мировом рынке [18] (Popadyuk, 2020).
5. Развитие государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства как с отечественными компаниями, так и с иностранными [19] (Kremlev, 2018).
Указанные выше эффекты в дальнейшем могут являться векторами для совершенствования системы кластерного развития региона как части инновационной системы устойчивого развития отраслей производства и социально-экономического развития Тюменской области.
Заключение
Несмотря на определенный перечень специализаций в регионах, согласно Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года, федеральным и региональным властям необходимо адекватно оценить возможности приоритизации таких отраслей в субъектах [20] (Plisetskiy, Shedko, 2019). Концепция «умной специализации» может не являться универсальным ключом для развития экономики каждого региона в Российской Федерации, но может представлять собой механизм оценки потенциала отраслей региона для устойчивого экономического развития [21] (Lapin, Vuyko, 2019). Проведенным анализом отраслей экономики, представленных в Тюменской области, установлено, что реализация концепции «умной специализации» региона возможна в нефтехимической и нефтегазовой отрасли тюменской экономики. В секторе нефтехимии и нефтегазовой отрасли проводятся научно-технические исследования и реализуются инновационные разработки, также данные отрасли являются стратегическими направлениями, которые закреплены в документах стратегического планирования региона, государственных и ведомственных программах, что говорит о согласованности целей на федеральном и региональном уровне [22] (Smyslova, Ivanova, 2021). Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что данные отрасли являются наиболее подходящими для реализации концепции «умной специализации».
Источники:
2. Karlsson C., Silander D., Pircher B. The European Commission and Europe 2020: Smart, sustainable and inclusive growth. / In Smart, Sustainable and Inclusive Growth. - Edward Elgar Publishing: Cheltenham, UK, 2019. – 2–35 p.
3. Vanhamäki S., Rinkinen S., Manskinen K. Adapting a Circular Economy in Regional Strategies of the European Union // Sustainability. – 2021. – № 13.
4. Xu K., Loh L., Chen Q. Sustainable Innovation Governance: An Analysis of Regional Innovation with a Super Efficiency Slack-Based Measure Model // Sustainability. – 2020. – № 12(7). – p. 1-19.
5. Franchi-Arzola I., Martin-Vide J., Henriquez, C. Sustainability Assessment in Development Planning in Sub-National Territories: Regional Development Strategies in Chile // Sustainability. – 2018. – № 10(5). – p. 1398.
6. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года : Закон Тюменской области №23 : принят 24 марта 2020 года. Российская Федерация. Тюменская область. Законы. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/570710699 (дата обращения: 11.03.2021).
7. Riggirozzi P. Regional Integration and Welfare: Framing and Advocating Pro-Poor Norms through Southern Regionalisms // New Political Economy. – 2017. – № 22(6). – p. 661-675.
8. Andrews R., Beynon M. J., Genc E. Strategy Implementation Style and Public Service Effectiveness, Efficiency, and Equity // Administrative Sciences. – 2017. – № 7(1). – p. 1-19.
9. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации №207-р : текст с изменениями и дополнениями от 13 февраля 2019 года : принят 31 августа 2019 года // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – №35. Ст. 4989.
10. Иншаков О. В., Иншакова Е. И. Кластерное развитие российской наноиндустрии как стратегический компонент «умной̆ специализации» регионов // Региональная экономика. Юг России. – 2017. – № 4 (18). – c. 4-15.
11. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus. – 2020. – № 2. – c. 22-48. – doi: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-22-48.
12. Герасименко Т. И., Макар С. В., Носова С. С. О потенциальной роли инновационных территориальных кластеров в российских степных регионах // Степи Северной Евразии: материалы девятого международного симпозиума, Оренбург, 07–11 июня 2021 года. – Оренбург: Оренбургский государственный университет. 2021. – c. 207-210.
13. Королева Е. Н., Хмелева Г. А., Агаева Л. К. Концептуальная модель формирования «умной специализации» региона // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 11 (100). – c. 494-498.
14. Строев П. В., Мильчаков М. В., Пивоварова О. В. Опорные регионы пространственного развития России: бюджетный аспект // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 53-75. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-2-53-75.
15. Куценко Е., Исланкина Е., Киндрась А. Можно ли быть умным в одиночестве? Исследование инновационных стратегий российских регионов в контексте умной специализации // Форсайт. – 2018. – № 12(1). – c. 25-45.
16. Фаттахов Р. В., Низамутдинов М. М., Орешников В. В. Оценка устойчивости социально-экономического развития регионов России // Мир новой экономики. – 2019. – № 2. – c. 97-110. – doi: 10.26794/2220-6469-2019-13-2-97-110.
17. Репичев А. И., Тугачева Л. В., Воробьева А. В., Авдеева Д. А. Возможности разработки региональных инновационных стратегий на принципах «умной специализации» // Вопросы управления. – 2018. – № 2 (32). – c. 37-45.
18. Попадюк Н. К. Тенденции субъектизации городов и регионов в формирующемся пространственном формате // Друкеровский вестник. – 2020. – № 2(34). – c. 337-345. – doi: 10.17213/2312-6469-2020-2-337-345.
19. Кремлев Н.Д. Организация мониторинга устойчивого развития территорий // Журнал экономической теории. – 2018. – № 2. – c. 224-232.
20. Плисецкий Е. Л., Шедько Ю. Н. Отечественный и зарубежный опыт пространственного развития территорий нового освоения // Пространственный потенциал развития России: невыученные уроки и задачи на будущее: Сборник научных трудов участников Международной научной конференции - XXVI Кондратьевские чтения, Москва, 22–23 ноября 2018 года / Под редакцией В.М. Бондаренко. – Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева. 2019. – c. 315-320.
21. Лапин А.Е., Вуйко М.Б. Модели регионального развития в Российской Федерации и инвестиционные стратегии // Регионология. – 2019. – № 1. – c. 10–29.
22. Смыслова О. Ю., Иванова Н. В. Систематизация подходов к определению региональной инновационной системы // Стратегирование регионального развития в новых экономических реалиях: Материалы Всероссийского экономического онлайн-форума с международным участием, приуроченного к празднованию 55-летия Липецкого филиала Финуниверситета, Липецк, 16–17 декабря 2020 года / Под общей редакцией О.Ю. Смысловой. – Тамбов: Издательский дом \"Державинский\". 2021. – c. 223-228.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 22:55:12