Нефтегазовый инжиниринг: подходы к пониманию сущности

Василенко Н.В.1, Цыгляну П.П.1
1 Санкт-Петербургский горный университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать:
Василенко Н.В., Цыгляну П.П. Нефтегазовый инжиниринг: подходы к пониманию сущности // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 4. – С. 1483-1500. – doi: 10.18334/ce.15.4.111927.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838266
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена инжинирингу как быстро развивающемуся сектору современной экономики, выполняющему посредническую функцию между наукой и производством и оказывающим весомое влияние на развитие экономики со времен первой промышленной революции. Авторы связывают востребованность инжиниринга в нефтегазовом комплексе с ухудшением условий нефтегазодобычи и задачей повышения коэффициента извлечения нефти в труднодоступных местах. По результатам контент-анализа различных источников выявлено шесть различных подходов, отражающих сущность инжиниринга. Обосновано, что выбор подхода определяется решаемой исследовательской задачей. Показано, что нефтегазовый инжиниринг формирует высокотехнологичный сектор внутри нефтегазового комплекса, имеющий межотраслевой характер. В качестве особенностей, определяющих индивидуальный характер инжинирингового комплекса для нефтегазовых проектов рассмотрены положение заказчика в цепочке «upstream – midstream – downstream», а также уникальность каждого месторождения как потенциального объекта инжиниринга

Ключевые слова: инжиниринг, инжиниринговые услуги, ассоциации инженеров, нефтегазовый инжиниринг, нефтегазовый сервис

JEL-классификация: L71, Q35, Q55



Введение

Влияние инжиниринга на экономику можно проследить начиная с первой промышленной революции. Его появление как отдельного вида экономической деятельности в Великобритании принято относить к первой четверти XIX века. Именно там в 1818 году как ответ на необходимость развития изобретательского дела в промышленности и строительстве стал функционировать Институт инженеров-строителей (Institute of Civil Engineers, ICE), представляющий собой одно из первых национальных объединений инженеров, а к 1825 году начала свою работу первая железная дорога. Развитие инженерного дела послужило толчком к первой промышленной революции, результатом которой стало изобретение паровых машин, прядильных и фрезерных станков, бетона и т.д. Вторая волна промышленной революции, охватившая во второй половине XIX века страны Западной Европы, а позже США и Японию, только усилила востребованность инженерных услуг для строительства новых заводов и модернизации существующих. Производство высококачественной стали, распространение двигателей внутреннего сгорания, электричества и химикатов стало возможным благодаря масштабному применению в производстве научных достижений, что было обеспечено трудом отдельных инженеров, групп инженеров, а позднее – целых инженерных фирм [17] (Kondratev, Lorents, 2007).

Качественное изменение спроса на инжиниринг в последующий период связывают с двумя факторами: необходимостью восстановления промышленности после Второй мировой войны и индустриализацией стран третьего мира. И в том и в другом случае различные отрасли промышленности нуждались в новых видах инжиниринга. Особое значение имела тенденция реализации проектов «под ключ», предполагавшая оказание не отдельных инжиниринговых услуг в области проектирования, поставок или строительства, а комплексное сопровождение объекта от его концептуального проектирования до ввода в эксплуатацию, включая обучение соответствующего персонала и финансовое обеспечение на всех стадиях.

Расширение видов инжиниринга и рост спроса на них привели к формированию национальных и международных рынков, предоставляющих широкий перечень инжиниринговых услуг. Особо востребованными стали услуги в таких областях, как гражданское и промышленное строительство, металлургия, металлообработка, машиностроение, автомобилестроение, электротехника, электроэнергетика, а позже телекоммуникации, электроника, компьютерные технологии, аэрокосмическая отрасль, медицина, биоинженерия, нанотехнологии и др. Усложнение условий нефтегазодобычи привело к необходимости развития инженерных технологий и в этой сфере, а проектный характер деятельности обусловил спрос на комплексные инжиниринговые услуги в нефтегазовом комплексе. В настоящее время структурная диверсификация экономики, рассматриваемая на государственном уровне как переход к новому технологическому укладу, невозможна без высокотехнологичных инжиниринговых услуг. Растущий спрос, развитие организационных форм инжиниринговой деятельности актуализировали вопросы сближения договорных практик по поводу инжиниринговых услуг, стандартизации различных видов инжиниринга, а также теоретического осмысления происходящих изменений.

Организационно-правовые основы инжиниринга были заложены посредством его систематизации и стандартизации еще в 70–80 гг. XX в. На международном уровне следует отметить деятельность Европейской экономической ООН (https://unece.org/), результатом которой стало создание руководств по составлению международных договоров инжиниринга [19], а также отраслевых организаций разного уровня, в частности Американского общества инженеров-механиков (American Society of Mechanical Engineers, https://www.asme.org), Американского общества инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers, https://www.asce.org/), Института инженеров-строителей в Великобритании (Institution of Civil Engineers, https://www.ice.org.uk/), Института инженеров электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers, https://www.ieee.org/), Института инженеров-механиков (Institution of Mechanical Engineers, https://www.imeche.org/), Института инжиниринга и технологий (The Institution of Engineering and Technology, https://www.theiet.org/), Международной Федерации инженеров-консультантов (International Federation of Consulting Engineers, https://fidic.org/) и др.

Важно подчеркнуть различие путей развития российского и международного инженерного дела, что сформировало разные понятийные базы, привело к разночтениям в методах решения инженерных задач и организации инженерного дела [17] (Kondratev, Lorents, 2007). Понятия, относящиеся к сфере инжиниринга, определялись в России как изыскания, проектирование, научно-исследовательские и опытно-промышленные работы (НИР и ОПР), авторский надзор и т.д. «По сути, плановая экономика и система управления проектами в Советском Союзе представляли собой одну большую инжиниринговую компанию» [12] (Ivanov, 2014). Обратившись к определениям инжиниринга в западных источниках, можно увидеть, что в качестве ключевого явно выделяется application, что подразумевает «приложение» научных знаний с целью создания каких-либо структур, систем или процессов. В западной рыночной культуре это имеет явный коммерческий подтекст. В России, где проектные и изыскательские структуры имели в советский период сквозное бюджетное финансирование, такого подтекста не возникает [22].

Еще одна объективная трудность при формировании терминологической основы предметной области инжиниринга связана с непрерывным расширением содержания данного понятия, охватывающим сферы, все более отдаленные от классической инженерной деятельности, в частности финансирования, нашедшего отражение в формировании направлении стоимостного инжиниринга [23, 25] (Mukharramova, 2016; Podolyanets, 2019). Учитывая данную тенденцию, можно спрогнозировать, что в будущем расширение содержания данного понятия лишь продолжится [9] (Gershman, 2013).

Вместе в тем следует отметить, что расхождение подходов, наличие разных точек зрения на состав инжиниринговых услуг, недостаточная отработанность терминологии в нормативно-правовой базе затрудняют разработку подходов к повышению эффективности их оказания, выявлению перспективных направлений их развития и т.д. Отсюда уточнение понятия «инжиниринг», систематизация видов инжиниринговых услуг, оказываемых в различных отраслях промышленности, представляются чрезвычайно своевременными задачами.

Вопросы, имеющие отношение к области инжиниринговой деятельности в нефтегазовой сфере, нашли отражение в четырех основных направлениях исследований: изучение рынка нефтесервисных [8, 29] (Vasilenko, 2017; Sergeev, Shkatov, Siraev, 2011) и геофизических услуг [15, 30] (Katysheva, 2016; Sergeev, Nazmutdinova, 2015), использование интеллектуальных технологий при разработке нефтегазовых месторождений [10, 16, 27] (Zhdanyuk, 2018; Katysheva, 2020; Razmanova, 2020), организационные формы предоставления различного рода инжиниринговых услуг [11, 32] (Zhiglyaeva, 2016; Cherepovitsyn, Chanysheva, Smirnova, 2016), влияние НИОКР на эффективность деятельноcти нефтяных компаний [33] (Khaertdinova, Ponomarenko, 2017). Вместе с тем единый подход к исследованию нефтегазового инжиниринга пока не сформирован.

Цель исследования состояла в уточнении терминологического аппарата в области инжиниринга с учетом особенностей процессной деятельности, реализуемой на объектах нефтегазовой отрасли.

Методы исследования

В связи существующей неопределенностью в формировании понятия «инжиниринг» в академической и научно-технической среде [9] (Gershman, 2013) и отсутствием однозначного определения инжиниринга в российском нормативно-правовом поле в условиях широкого применения данного термина был проведен контент-анализ его определений на базе наиболее значимых источников. Для анализа использовались отечественные и зарубежные источники, которые были разделены на три группы: нормативно-правовые документы; отраслевые стандарты; научные публикации, справочники и энциклопедии.

В исследовании также применялись методы сравнения, обобщения и систематизации.

Результаты

Выявлено шесть ключевых подходов к пониманию сущности инжиниринга как вида экономической деятельности в современных условиях.

Обоснована востребованность и наличие в нефтегазовом комплексе высокотехнологичного сектора, в основе функционирования которого лежит инжиниринговая деятельность.

Определены особенности нефтегазового комплекса, определяющие специфику инжиниринга с точки зрения понимания его сущности и выделения перечня необходимых составляющих.

Обсуждение результатов

В важнейших нормативно-правовых документах, регламентирующих различные аспекты инжиниринга в России [1–7], инжиниринг характеризуется в формате инженерно-консультационных услуг (работ, деятельности) по созданию каких-либо объектов (решению задач), осуществляемых на коммерческой основе. Таким образом, нормативно закреплены сервисный (обеспечивающий, обсуживающий) и коммерческий характер инжиниринга, а также организационный формат осуществления инжиниринговой деятельности.

В отраслевых стандартах, разработанных Американским Советом по профессиональному развитию, Европейской экономической комиссией ООН и Союзом машиностроителей России, описание инжиниринга приводится с учетом отраслевой привязки, но достаточно разнопланово: творческое применение научных инструментов, деятельность, область видов деятельности. Вероятно, это отражает различное целеполагание при осуществлении инжиниринговой деятельности в США, Европе и России. Однако во всех определениях прослеживается одна общая идея: ведение инжиниринговой деятельности означает создание и использование (эксплуатация) целевых объектов (систем, процессов) на основе (новых) инженерно-технических знаний.

В научных и словарных источниках, дающих определение инжинирингу, [14, 17, 20, 24, 28, 31 и др.] (Kaverin, 2015; Kondratev, Lorents, 2007; Mazur, Shapiro, Ginzburg, 2010; Osika, 2010; Rybets, 2016; Starinskiy, 2018) можно проследить широкий спектр понимания его сущности. Большая часть специалистов рассматривают инжиниринг формально, то есть в виде определенного перечня услуг, оказываемого заказчику, как предложено в нормативно-правовых документах. Однако ввиду особенностей научных задач ряд специалистов предлагают рассматривать инжиниринг и с иных ракурсов: как наукоемкий процесс или научно обоснованную деятельность по созданию объектов, совокупность интеллектуальных видов деятельности на основе научных и технических достижений, инструмент внедрения новых технологий и развития экономики и пр.

Анализ рассмотренных подходов всех групп источников позволил выделить шесть ключевых подходов к пониманию инжиниринга:

1) перечень услуг (работ);

2) деятельность;

3) совокупность видов деятельности (область видов деятельности, сфера деятельности);

4) инструмент (форма связи);

5) научное творчество (творческое применение научных методов);

6) коммерциализация результатов научного творчества (бизнес по творческому применению научных знаний).

Наиболее часто употребляемым значением понятия «инжиниринг» является перечень предоставляемых услуг. Все рассмотренные нормативно-правовые документы рассматривают инжиниринг в данном значении, что вполне объяснимо, так как нормативно-правовые документы призваны детально определять и регулировать общеобязательные правила поведения определенного круга лиц, в том числе и отношения, возникающие между заказчиком инжиниринга и его исполнителем. Все это понятнее и доходчивее рассматривать в случае, если инжиниринг понимается в значении набора услуг.

Инжиниринг можно также рассматривать как непосредственную деятельность, целью которой является определенного рода воздействие на целевой объект (систему) с использованием заданного инструментария для достижения ожидаемого результата. В случае трактовки инжиниринга как сферы деятельности (совокупности видов деятельности, области видов деятельности) инжиниринг приобретает отраслевую окраску и позиционируется как отдельная область знаний.

С точки зрения средства достижения поставленной цели инжиниринг можно рассматривать как инструмент, использование которого в отношении целевого объекта (системы) позволяет достичь полезного эффекта. Причем речь идет о наукоемком, интеллектуальном инструменте. Определяя место инжиниринга в цепи процессов создания нового объекта (системы), инжиниринг можно рассматривать в качестве промежуточной стадии между наукой как областью генерирования новой полезной информации и производством как сферой непосредственного преобразования ресурсов в блага, удовлетворяющие потребности человека. На промежуточной стадии инжиниринга создается недостающая технико-технологическая база путем творческого применения научных методов [18] (Larin, Ostrovskiy, 2013).

Результатом любого успешно разработанного продукта (как массового, так и уникального) на практике является возможность его выгодной реализации. В связи с этим в инженерных, преимущественно зарубежных, сообществах инжиниринг является одним из видов бизнеса по творческому и креативному применению научных знаний, представляя собой, по сути, форму коммерциализации результатов научного творчества. С такой позиции инжиниринг становится «эффективным механизмом по созданию, внедрению и продвижению наукоемких технологий в производство» [21] (Medyanik, 2017).

Проведенное исследование показало, что ввиду своей эволюционной специфики понятию «инжиниринг» нельзя задать одно конкретное значение, очертив тем самым его границы. С учетом всех его направлений, видов, форм и методов инжиниринг является комплексным понятием, и его использование в том или ином значении в полной мере зависит от конкретно рассматриваемой ситуации.

Необходимость применения инжиниринга в нефтегазовом комплексе обусловлена, прежде всего, изменением условий нефтегазодобычи при растущем фактическом значении углеводородов для различных отраслей экономики. Ухудшение структурной базы запасов углеводородов, связанное с отработкой большей части доказанных традиционных запасов, и задача увеличения объемов добычи, в том числе за счет повышения коэффициента извлечения нефти, – одни из основных вызовов, с которыми сталкивается российский нефтегазовый комплекс сегодня и которые определяют направления его дальнейшего развития. Ответом на данные вызовы являются инновационные, наукоемкие и высокотехнологичные решения, которые можно обобщить в понятии «инжиниринговая деятельность».

Непосредственную деятельность самих нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий напрямую не относят к высокотехнологичному сектору, как, например, ИТ-сферу, био- или ядерные технологии. При этом в большинстве компаний нефтегазового комплекса и в России, и в других странах «в самом производстве и сервисном обслуживании используется большинство технологических процессов, относящихся к высокотехнологичному сектору или использующих элементы высоких технологий» [26] (Pozharnitskaya, Sharf, Tsibulnikova, 2015). Возможность осуществления указанных процессов предваряется и сопровождается инжиниринговой деятельностью, что означает востребованность и наличие в нефтегазовом комплексе высокотехнологичного сектора, формируемого инжиниринговыми услугами, носящими межотраслевой характер.

К сопровождающим процесс нефтегазодобычи технологиям можно отнести:

– при поиске залежей углеводородов – геоинформационные технологии поиска залежей углеводородов, космическое зондирование, 3D, 4D и сейсмическую разведку [26] (Pozharnitskaya, Sharf, Tsibulnikova, 2015);

– при проектировании месторождения – трехмерное геологическое и гидродинамическое моделирование пластов объекта разработки, проектирование и создание (строительство) скважин, в том числе наклонно-направленных, горизонтальных, многоствольных и многозабойных;

– при разработке месторождения – когнитивные информационные системы [34] (Kimbleton, Matson, 2018), основанные на интеллектуальных технологиях [10] (Zhdanyuk, 2018), и робототехнику, позволяющих контролировать процессы, протекающие в продуктивном пласте, в частности определение геологических рисков перед началом бурения (пластового давления, температуры и состава пластового флюида с последующей записью данных на внутренние носители) [35] (Mallany, 2013), выявление неэффективных скважин в режиме реального времени и др.

Указанное инжиниринговое сопровождение создает возможности для проведения геолого-технических мероприятий по увеличению коэффициента извлечения нефти, в том числе гидроразрыва пласта, зарезки боковых стволов, физико-химической обработки призабойной зоны пласта, а также вовлечению в разработку объектов с трудноизвлекаемыми и нетрадиционными запасами, месторождений глубоководного шельфа и т.д. [13] (Ismagilov, 2017). Самыми наукоемкими в нефтегазовом комплексе в настоящее время являются геофизические услуги [30] (Sergeev, Nazmutdinova, 2015).

Возвращаясь к шести выделенным подходам к пониманию сущности инжиниринга, можно сделать вывод, что применительно к нефтегазовому комплексу инжиниринг можно понимать с позиции всех рассмотренных подходов. Одним из примеров является нефтегазовый сервис, охватывающий сектор услуг бурения, ремонта скважин, а также промысловую геофизику и сейсморазведку [8, 30] (Vasilenko, 2017; Sergeev, Nazmutdinova, 2015). При выполнении функции сопровождения, проиллюстрированной в приведенных ранее примерах, инжиниринг представляет собой процесс и может быть рассмотрен как деятельность, являющаяся формой реализации связи между наукой, в частности геофизикой, геохимией и пр., добычей нефти и газа, а также проектным подходом как организационной технологией.

Нефтегазовый инжиниринг можно рассматривать как совокупность нескольких видов деятельности, например, создание геолого-гидродинамической модели требует понимания таких областей знаний, как общая геология, геология нефти и газа, физика пласта, подземная гидромеханика и работа в программных продуктах. В другом аспекте при проектировании разработки месторождения понадобится проведение геолого-разведочных работ, работ по строительству производственных объектов и дорог и т.д. Решение задачи увеличения коэффициента извлечения нефти подразумевает творческое применение существующих научных и практических методов, например, изучение гидродинамических характеристик продуктивных пластов «изнутри» посредством внедрения в пласт наноскопических роботов.

Применение объемов инжиниринга ограничено необходимыми расходами нефтегазодобывающих компаний. Эффективным использованием полученного результата по факту осуществления инжиниринговой деятельности является его коммерциализация компаниям отрасли. В качестве удачного примера можно привести разработку компанией «Газпром-нефть» технологии ПАВ-полимерного заводнения продуктивных пластов для повышения коэффициента извлечения нефти, который в среднем для РФ составляет 30–33%, на 17% с последующей коммерциализацией научно-технологических результатов дочерним обществам самой компании, а также компаниям-конкурентам.

Следует отметить еще две особенности нефтегазового комплекса, определяющие специфику инжиниринга с точки зрения понимания его сущности и выделения перечня необходимых составляющих.

Первая особенность связана с положением заказчика в цепочке «upstream (разведка, добыча, первичная переработка) – midstream (транспортировка) – downstream (глубокая переработка)». Привязка к определенному сегменту позволяет выделить ключевые особенности реализуемых проектов. Отсюда целесообразно рассматривать каждое из звеньев цепочки как блок с отдельным жизненным циклом и функциональным, а следовательно, и инжиниринговым наполнением [17] (Kondratev, Lorents, 2007).

Вторая особенность обусловлена уникальностью каждого месторождения как потенциального объекта инжиниринга и связанных с этим объектом технологий. Отсюда выполнение аналогичного вида работ по схожим проектам «в зависимости от глубины и горно-геологических условий залегания углеводородов, а также физико-механических свойств горных пород, географических особенностей местности, климата и т.п.» [14] (Kaverin, 2015) может потребовать разного объема и набора инжиниринговых услуг.

Описанные особенности работ приводят к необходимости индивидуального подхода к каждому отдельному месторождению, что создает почву для развития отдельных видов инжиниринга в нефтегазовом комплексе.

Заключение

Появление инжиниринга как отдельного вида экономической деятельности в целом следует считать одной из тенденций, поддерживающих развитие экономики с позиции перехода к новым технологиям. С учетом быстрого развития и расширения сферы инжиниринга выделены шесть ключевых подходов к пониманию инжиниринга в современных условиях: услуги (работы); деятельность; сфера деятельности (область видов деятельности, совокупность видов деятельности); инструмент; научное творчество (творческое применение научных методов); коммерциализация научного творчества (бизнес по творческому применению научных знаний). Многообразие направлений, видов, форм и методов инжиниринга обусловливает его комплексность и зависимость применения в том или ином значении от конкретно рассматриваемой ситуации.

Непосредственную деятельность предприятий нефтегазового комплекса напрямую нельзя отнести к высокотехнологичному сектору экономики. Однако, учитывая сущность инжиниринга в рамках четвертого, пятого и шестого подходов, можно утверждать, что нефтегазовый инжиниринг формирует высокотехнологичный сектор внутри нефтегазового комплекса, сохраняя при этом собственный межотраслевой характер.

Применительно к нефтегазовой сфере понятие инжиниринга может быть полноценно использовано в рамках всех шести подходов в зависимости от решаемых задач. При реализации инжиниринговых проектов в нефтегазовой отрасли особую роль играет их положение в цепочке от этапа поиска и добычи до этапа сбыта углеводородов. В связи со специфичностью работ на разных этапах нефтегазовую отрасль принято разделять на три сегмента: upstream, midstream, downstream. Каждый отдельный комплекс работ требует индивидуального подхода на различных нефтегазовых активах. Эта особенность создает почву для развития различных видов нефтегазовой инжиниринговой деятельности.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.12.2020).
2. ГОСТ Р 15.011-96. Государственный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения\" (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.01.1996 N 40). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/5200264 (дата обращения: 14.11.2020).
3. ГОСТ Р 54147-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 901-ст). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200086161 (дата обращения: 14.11.2020).
4. ГОСТ Р 57306-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Инжиниринг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2016 N 1907-ст). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200143273 (дата обращения: 14.11.2020).
5. МДС 80-8.2000. Методические рекомендации по разработке технической части тендерной документации и оферты претендента (утв. и введен в действие Минстроем, протокол от 17.02.1995 №5). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200008299 (дата обращения: 14.11.2020).
6. Постановление Росстата от 08.11.2006 N 64 (ред. от 01.04.2014) «Об утверждении Порядка заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-лицензия «Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64991/ (дата обращения: 14.11.2020).
7. Проект Федерального закона «О профессиональных инженерах в Российской Федерации» – Текст: электронный // Официальный сайт «Национальной палаты инженеров». [Электронный ресурс]. URL: http://npirf.ru/standart-professionalnoj-deyatelnosti-inzhenera-proektirovshhika/ (дата обращения: 02.11.2020).
8. Василенко Н. В. Развитие нефтегазового сервиса как организационной формы предпринимательства в постиндустриальной экономике // Записки Горного института. – 2017. – c. 597-602.
9. Гершман М. А. Российские инжиниринговые организации: подходы к идентификации и оценке эффективности деятельности / М.А. Гершман // Вопросы статистики. – 2013. – № 2. – c. 53-62.
10. Жданюк А. Б. Оценка опыта и перспектив внедрения интеллектуальных технологий компаниями нефтегазовой отрасли // Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Лучшие доклады. – СПб: СПбГУП. 2018. – c. 286-290.
11. Жигляева А. В. Инжиниринг в России // Новый вектор развития отечественного бизнеса: Материалы Международной Межвузовской Студенческой конференции по проблеме «Финансовая безопасность бизнеса и государства: проблемы и решения». 2016. – c. 226-231.
12. Иванов С. В. Нужен ли российский инжиниринг в горно-металлургическом комплексе Сибири и Дальнего Востока? // Всероссийский экономический журнал (ЭКО). – 2014. – № 8. – c. 137-153.
13. Исмагилов Р.Р. Современные тренды развития нефтегазового инжиниринга // Нефть. Газ. Новации. – 2017. – № 9. – c. 26-30.
14. Каверин А. А. Анализ мировой и российской практики инжиниринговых услуг в нефтегазовом комплексе // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2015. – № 11. – c. 113-118.
15. Катышева Е. Г. Геофизический сегмент рынка нефтесервисных услуг: современные проблемы инновационного развития // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: Сборник научных трудов 18-й Международной научно-практической конференции. – СПб: СПбГУП. 2016. – c. 97-100.
16. Катышева Е. Г. Применение технологии интеллектуального месторождения для повышения эффективности деятельности нефтегазовых компаний. / Цифровая экономика и индустрия 4.0: Форсайт Россия. - СПб.: СПбГУП, 2020. – 298-309 c.
17. Кондратьев В. В., Лоренц В.Я. Даешь инжиниринг!. / Методология организации проектного бизнеса / В.В. Кондратьев, В.Я. Лоренц. - М.: Эксмо, 2007. – 576 c.
18. Ларин С. Н., Островский С.М. Роль инжиниринговых компаний в переносе и реализации инновационных технологий и проектов // Управление инновациями: теория, методология, практика. – 2013. – № 4. – c. 38-44.
19. Литвинов К. С. Современный рынок инжиниринговых услуг // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 5. – c. 68-73.
20. Мазур И. И., Шапиро В.Д., Гинзбург А.В. Инвестиционно-строительный инжиниринг. / Справочник для профессионалов. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 1220 c.
21. Медяник, Ю. В. Рынок инжиниринговых услуг в России: проблемы и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – c. 4221-4234.
22. Мишин С. А. Инжиниринг, Россия 2012. Актуальные рекомендации. [Электронный ресурс]. URL: http://mishins.ru/library/11eng.pdf (дата обращения: 11.03.2017).
23. Мухаррамова Э. Р. Стоимостной инжиниринг в строительстве // Российское предпринимательство. – 2016. – № 10. – c. 1179-1196.
24. Осика Л. К. Современный инжиниринг: определение и предметная область // ЭнергоРынок. – 2010. – № 4 (76).
25. Подолянец Л. А. Место стоимостного инжиниринга в нефтедобывающей отрасли РФ // Достижения вузовской науки: Пенза: Наука и просвещение. 2019. – c. 133-135.
26. Пожарницкая О. В., Шарф И. В., ЦибульниковаМ.Р. Современные тенденции развития нефтегазового комплекса. / монография. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015. – 166 c.
27. Разманова С. В. Нефтесервисные компании в рамках цифровизации экономики: оценка перспектив инновационного развития // Записки Горного института. – 2020. – c. 482-492.
28. Рыбец Д. В. Этапы развития инжиниринговых (инженерно-консультационных услуг) на мировом рынке // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 1. – c. 101-111.
29. Сергеев И. Б., Шкатов М.Ю., Сираев А.М. Нефтегазовые сервисные компании и их инновационное развитие // Записки Горного института. – 2011. – c. 293-301.
30. Сергеев И. Б., Назмутдинова С.С. Управление гибкостью производства геофизической компании: микроэкономический подход // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – № 1(26). – c. 41.
31. Старинский В. Н. Инжиниринг, реинжиниринг и инжиниринговые услуги: сущность и функциональные особенности в бизнес-процессах // Экономика. Бизнес. Право. – 2018. – № 7-9 (27). – c. 4–35.
32. Череповицын А.Е., Чанышева А.Ф., Смирнова Н.В. Интеграционные механизмы взаимодействия зарубежных компаний при освоении морских нефтегазовых месторождений // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – № 6(37). – c. 20.
33. Хаертдинова Д. З., Пономаренко Т.В. Система оценки взаимосвязанных эффектов при реализации технологических проектов в нефтяных компаниях // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 5(99). – c. 26.
34. Kimbleton S., Matson J. Cognitive Computing: Augmenting Human Intelligence To Improve Oil and Gas Outcomes // Jpt. – 2018. – № 70(14). – p. 14 – 15.
35. Mallany S. Ingenious Innovations – New Technologies in Onshore and Offshore Drilling // The OGM. – 2013. – № 1. – p. 56-64.

Страница обновлена: 21.12.2023 в 08:44:34