Стратегические вызовы периода цифровизации и приоритетные направления развития человеческих ресурсов России

Забелина О.В.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать:
Забелина О.В. Стратегические вызовы периода цифровизации и приоритетные направления развития человеческих ресурсов России // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 5. – С. 685-696. – doi: 10.18334/ce.14.5.110190.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43057191
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предмет и тема. В статье исследованы стратегические вызовы периода цифровой трансформации российского рынка труда, а также выделены основные направления развития человеческих ресурсов. Цель исследования. Дать характеристику вызовам, порожденным технологическими изменениями и демографическими факторами, и определить приоритетные направления развития человеческих ресурсов, отвечающие вызовам современного периода цифровизации. Методология. В рамках исследования автором использованы методы контент-анализа, сравнительного анализа, логического обоснования, экспертных оценок. Результаты. Дана экспертная оценка стратегических вызовов периода цифровизации и их следствий для рынка труда, определены приоритетные направления государственной политики развития человеческих ресурсов, соответствующие основным вызовам. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для выработки государственной стратегии развития человеческих ресурсов России, а также корректировки отдельных задач и показателей, предусмотренных национальными проектами на период до 2024 года; выработки проактивных мер, способствующих профессиональному развитию всех возрастных и социальных групп населения

Ключевые слова: рынок труда, вызовы цифровизации, развитие человеческих ресурсов, приоритетные направления

JEL-классификация: J21, J24, O15



Введение

Значение человеческого капитала для обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях новой промышленной революции непрерывно возрастает, что требует от любого государства целенаправленных действий по созданию возможностей для развития человеческих ресурсов, компенсирующего сокращение численности трудоспособных граждан и смягчающего квалификационный дисбаланс на рынке труда.

Вопросы цифровой трансформации рынка труда стали весьма актуальны и для России, что сопровождается возрастанием исследовательского интереса к изучению этих проблем [6, 8, 9 и др.] (Zabelina, Mirzabalaeva, 2019; Odegov, Pavlova, 2018; Sizova, Khusyainov, 2017). Особое внимание в публикациях российских ученых в последние годы уделяется изменению спроса на профессии/навыки (в т.ч. поляризации спроса, дефициту цифровых навыков), нарастанию профессионально-квалификационного дисбаланса [7, 10, 11 и др.] (Kapelyushnikov, 2017; Sineva, Vagin, Islamova, 2019; Gimpelson, Kapeliushnikov, 2016), а также подготовке кадров для цифровой экономики, особенно переквалификации взрослого занятого населения [1, 2, 3 и др.] (Asaliev, 2018; Voykina, Shubenkova, 2019; Gorelov, 2018). Вместе в тем, на наш взгляд, остаются недостаточно изученными весьма важные аспекты готовности российского населения к цифровому будущему, к непрерывному профессиональному образованию, к трудовой мобильности, которые затрагивались автором в ряде публикаций [4, 5] (Zabelina, 2019; Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019), а также концептуальные подходы к формированию отвечающей вызовам цифровизации государственной политики развития человеческих ресурсов.

В данной статье автором предпринята попытка дать характеристику вызовам, порожденным технологическими и демографическими факторами, и определить стратегические приоритеты России в сфере развития человеческих ресурсов, отвечающие вызовам современного периода цифровизации экономики и общества.

Цели устойчивого развития ООН и национальные цели развития России как основа определения приоритетов развития человеческих ресурсов

По мнению автора, приоритетные направления развития человеческих ресурсов России должны быть согласованно и непротиворечиво ориентированы:

· на реализацию целей устойчивого развития, провозглашенных ООН на период до 2030 г., в т.ч.:

- цели 4: по предоставлению всем равного доступа к инклюзивному качественному образованию и возможности обучения на протяжении всей жизни;

- цели 8: по приданию экономическому росту новой динамики и достижению устойчивого, инновационного и всеобъемлющего развития, обеспечению всеобщей занятости и достойного рабочего места для каждого;

· на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г., в т.ч.:

- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан;

- снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

- ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации до 50 процентов от их общего числа;

- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

- вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;

- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами [14].

В Указе Президента России обозначена необходимость осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, а также создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека (выделено автором). Таким образом, достижение новых темпов и нового качества экономического роста предполагает в России ориентированную на человека, гуманистическую систему развития человеческих ресурсов, что соответствует стратегическим рекомендациям Международной организации труда [12].

Стратегические вызовы периода цифровизации

Приоритетные направления развития человеческих ресурсов должны быть определены исходя из следующих стратегических вызовов, которые порождены новой технологической революцией:

Ø Стремительный прогресс технологий отражается на количестве и структуре рабочих мест, изменении содержания труда и требований к работникам (абсолютное высвобождение одних рабочих мест сопровождается возникновением других, с новыми трудовыми функциями и спросом на новые навыки; происходит «вымывание» рабочих мест, требующих среднего уровня квалификации, и нарастает «поляризация рынка труда»).

Следствия:

- новые и модернизированные профессии становятся все более сложными, нарастает тенденция к уходу рутинных функций и порожденных ими профессий;

- размываются границы между смежными профессиями (формирование спроса работодателей по принципу «конструктора функций»);

- наблюдается рост потребности в массовой переквалификации взрослого населения для сохранения занятости;

- более жесткая конкуренция за квалифицированных работников приводит к росту неравенства трудовых доходов (цены рабочей силы);

- бизнес все шире включается в процессы профобучения и профобразования как непосредственно (через корпоративные университеты, отделы и центры подготовки кадров и т.п.), так и на основе развития национальной системы профквалификаций и участия в различных партнерствах.

Ø Неготовность значительной части занятого населения к технологичному будущему, к непрерывному профессиональному образованию, профессиональной, межотраслевой и территориальной мобильности.

Следствия:

- риск тиражирования пассивной поведенческой модели граждан как участников рынка труда, ориентированных более на социальную защиту при безработице, чем на совершенствование имеющихся навыков и приобретение новых для сохранения занятости;

- нарастание «квалификационного дисбаланса» в профессионально-отраслевых и региональных сегментах рынка труда;

- возрастание риска технологической безработицы;

- возрастание потребности в формировании базовых навыков грамотного поведения на рынке труда как у молодежи, впервые входящей в занятость, так и у взрослого населения при ситуации добровольных и вынужденных трудовых переходов;

- потребность в развитии мотивации к труду, ценности самореализации в труде у детей и молодежи;

- рост потребности в информационно-разъяснительной работе и профессиональной ориентации взрослого населения;

- рост потребности в сопровождаемом трудоустройстве граждан, обладающих низкой конкурентоспособностью на рынке труда (инвалиды, лица старших возрастных групп, женщины с малолетними детьми).

Наряду с вышеназванными вызовами, порожденными технологическими изменениями, для Российской Федерации в период цифровизации существенными являются стратегические вызовы, порожденные демографическими изменениями:

Ø Выход на рынок труда новых поколений молодежи со своими ценностями и потребностями (в т.ч. представлениями о достойной занятости и престижности профессий) при одновременном нарастании численности лиц старшего возраста 50+, в т.ч. так называемых «предпенсионеров», оставшихся на рынке труда в силу повышения пенсионного возраста.

Следствия:

- дефицит «стартовых» вакансий для молодежи в ряде сфер деятельности;

- возможное нарушение естественной кадровой ротации и передачи профессионального опыта от старшего поколения работников в условиях внутренней конкурентной среды;

- возникновение конкуренции работников старшего возраста (после переквалификации) за рабочие места, не требующие опыта работы, с молодежью;

- снижение мотивации к профессиональному развитию у работников предпенсионного возраста в силу защищенности от увольнения трудовым законодательством.

Приоритетные направления развития человеческих ресурсов, отвечающие вызовам периода цифровизации

С использованием методов логического и сравнительного анализа, а также на основе экспертной оценки автором были выделены следующие приоритетные направления развития человеческих ресурсов Российской Федерации в условиях цифровой трансформации рынка труда (табл. 1).

Таблица 1

Приоритетные направления развития человеческих ресурсов России, отвечающие вызовам периода цифровой трансформации рынка труда


Вызовы периода цифровизации
Направления развития человеческих ресурсов
1.
Стремительный прогресс технологий отражается на количестве и структуре рабочих мест, изменении содержания труда и требований к работникам
Формирование цифровой грамотности населения как базовой компетенции для жизни и работы
Опережающая подготовка новых кадров в основном профессиональном образовании (ВО, СПО) с учетом перспективного спроса на профессии/навыки в экономике и социальной сфере страны/региона
Расширение целевой подготовки кадров для ключевых отраслей экономики и социальной сферы:
- высокотехнологичные отрасли;
- здравоохранение;
- образование и наука
Масштабная переквалификация взрослого населения, ориентированная на удовлетворение актуального и среднесрочного спроса на навыки со стороны работодателей (предполагающая принципиальную модернизацию системы ДПО на основе частно-государственного партнерства и развития независимой системы оценки профквалификаций)
Реализация индивидуального подхода к развитию трудовых ресурсов с учетом потребностей и возможностей различных социальных групп граждан
Организация независимой оценки качества профессионального образования
Организация и проведение:
- систематического мониторинга и анализа рынка труда и его профессионально-отраслевых сегментов;
- исследований в сфере изучения последствий технического прогресса для рынка труда и систем образования, профессиональной подготовки и переквалификации населения;
- изучения спроса на навыки как основы для выработки мер, направленных на развитие человеческих ресурсов
Создание (развитие) и обеспечение функционирования механизма информирования населения, работодателей, органов исполнительной власти и организаций ГСЗН о состоянии и тенденциях развития рынка труда (в т.ч. его профессионально-отраслевых сегментов), объеме и характере спроса на рабочую силу; возможностях трудоустройства и получения образования
Поддержка реализации проектных инициатив, направленных на развитие человеческих ресурсов разных целевых групп населения, исходящих от негосударственных некоммерческих организаций, общественных организаций (в т.ч. студенческих и школьных объединений)
Содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест и достойной трудовой среды, способствующей обеспечению самореализации и профессионального развития всех граждан
Развитие на основе государственно-частного партнерства эффективных мер стимулирования:
- инвестиций в систему развития человеческих ресурсов;
- трудовой мобильности рабочей силы, в т.ч. территориальной и профессиональной;
- гибких форм занятости для работников, совмещающих работу и обучение;
- создания стажировочных рабочих мест;
- наставничества и др.
2.
Неготовность значительной части занятого населения к технологичному будущему, к непрерывному профессиональному образованию, профессиональной, межотраслевой и территориальной мобильности
Формирование навыков самооценки, навыков самосознательного профессионального развития, готовности к трудовым переходам
Доступная высококвалифицированная профориентация всего населения, содействие профессиональному самоопределению детей и молодежи, корректировке профессиональной траектории взрослого населения
Повышение престижности самостоятельного труда, развитие навыков предпринимательства и самозанятости (фриланса)
Повышение престижа рабочих и инженерных профессий в России
3.
Выход на рынок труда новых поколений молодежи со своими ценностями и потребностями при одновременном нарастании численности лиц старшего возраста 50+, в т.ч. так называемых «предпенсионеров»
Формирование в процессе дошкольного и школьного обучения целостного мировоззрения («картины мира») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, труда, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни и бережного отношения к природе
Обеспечение развития «навыков будущего» для трудоустройства у граждан всех целевых групп (базовые и когнитивные навыки, а также социальные, культурные, «зеленые» и цифровые компетенции
Развитие талантов любого возраста и поддержка креативного бизнеса и некоммерческих организаций (НКО)
Источник: составлено автором.

Заключение

Недавняя оценка Всемирного банка в специальном докладе «Насколько богата Россия?» показала, что на человеческий капитал, составляющий 46%, приходится наибольшая доля богатства России (для сравнения: человеческий капитал составляет 70% в структуре богатства стран ОЭСР) [13].

В отличие от периода 2000–2017 годов, в последние годы в России темпы роста богатства на душу населения за счет человеческого капитала замедлились. При сохранении таких темпов России потребуется почти 100 лет, чтобы догнать другие страны.

Как отмечают эксперты Всемирного банка, помочь может политика, направленная на увеличение доли человеческого капитала и повышение отдачи от него. Развитие и повышение эффективности использования человеческого капитала эксперты Всемирного банка одинаково связывают с совершенствованием государственной политики как в сфере образования, так и в сфере здравоохранения.

Отметим, что такой подход уже принят и начал реализоваться в рамках государственной политики Российской Федерации после определения в 2018 г. Указом Президента РФ национальных целей и стратегических задач развития страны на период до 2024 года и разработки смежных по задачам национальных проектов: «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости». Безусловно, реализация мер, предусмотренных этими нацпроектами, будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов страны и росту ее человеческого капитала. Однако отсутствие в России национальной стратегии развития человеческих ресурсов снижает системность реализуемых мер. По мнению автора, выделение приоритетных направлений государственной политики развития человеческих ресурсов, соответствующих основным вызовам периода цифровизации, поможет провести корректировку отдельных задач и показателей, предусмотренных национальными проектами на период до 2024 года; выработать дополнительные проактивные меры, способствующие профессиональному развитию всех возрастных и социальных групп населения страны.


Источники:

1. Асалиев А.М. Формирование профессиональных компетенций работников под потребности цифровой экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6. – c. 67-76.
2. Войкина Е.А., Шубенкова Е.В. Развитие образовательных программ по подготовке кадров для цифровой экономики: российский и международный опыт. / В сборнике: Устойчивое развитие: общество и экономика, материалы VI Международной научно-практической конференции. - СПб: изд-во СпбГУ, 2019. – 219-222 c.
3. Горелов Н.А. Общество знания и цифровых технологий: новый этап научно-технического прогресса. - СПб: изд-во СПбГЭУ, 2018. – 254 c.
4. Забелина О.В. Установки российских работников на непрерывное профессиональное развитие и трудовую мобильность. / В сборнике: Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития Материалы XVII международной конференции. Под редакцией В. П. Галенко, Н. А. Лобанова. - Санкт-Петербург, 2019. – 255-259 c.
5. Забелина О.В., Мальцева А.В., Мирзабалаева Ф.И. Установки работающего населения России на непрерывное профессиональное образование // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 773-790.
6. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Цифровизация экономики как основа трансформации рынка труда.// В сборнике: Форсайт "Россия": новое индустриальное общество. Будущее. / Сборник докладов Санкт-Петербургского Международного Экономического Конгресса (СПЭК-2018). - СПб: ИНИР им.С.Ю.Витте, 2019. – 370-378 c.
7. Капелюшников Р.И. Технологический прогресс - пожиратель рабочих мест? // Вопросы экономики. – 2017. – № 11. – c. 111-140.
8. Одегов Ю.Г., Павлова В.В. Новые технологии и их влияние на рынок труда // Уровень жизни населения регионов России. – 2018. – № 2. – c. 60-70.
9. Сизова И.Л., Хусяинов Т.М. Труд и занятость в цифровой экономике: проблемы российского рынка труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2017. – № 4. – c. 376-396..
10. Синева Н.Л., Вагин Д.Ю., Исламова Г.И. Исследование проблемы дефицита специалистов с комплексными цифровыми навыками // Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1147-1164.
11. Gimpelson V., Kapeliushnikov R. Рolarization or upgrading? Evolution of employment in transitional Russia // Russian Journal of Economics. – 2016. – № 2. – p. 192-218.
12. Декларация столетия МОТ о будущем сферы труда 2019 года. Принята Международной конференцией труда, 108 сессия, 20.06.2019г. Nternational Labor Organization (ILO). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_711271.pdf (дата обращения: 07.05.2020).
13. Насколько богата Россия? Оценка совокупного уровня благосостояния России в период с 2000 по 2017 годы. Доклад Группы Всемирного банка под рук. Апурвы Санги и Гленн-Мари Ланж. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/country/russia/publication/how-wealthy-is-russia свободный (дата обращения: 07.05.2020).
14. Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018. Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 07.05.2020).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 11:39:11