Концепция экономического роста: институциональный подход

Восканов М.Э., Байрамукова Ф.А., Хачиров Э.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать:
Восканов М.Э., Байрамукова Ф.А., Хачиров Э.М. Концепция экономического роста: институциональный подход // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 10. – doi: 10.18334/ce.18.10.121770.



Введение.

Экономический рост представляет собой увеличение производства и потребления в экономике, приобретение ею нового качества. Экономический рост является основой общественного благосостояния. В условиях геополитических шоков, глобализационных противоречий и нестабильности мировой экономики, обеспечение устойчивого экономического роста приобретает особую значимость. Перечисленные факторы обуславливают необходимость изучения вопросов обеспечения экономического роста и подтверждают актуальность исследования, проводимого в рамках настоящей статьи.

Институциональный подход к решению проблемы обеспечения экономического роста затрагивается в трудах многих ученых. При написании данной статьи особый интерес вызвали труды нобелевских лауреатов Р. Коуза [19] и Д. Норта [20], а также работы таких отечественных экономистов, как Аузан А.А. [2; 3], Грошев В.А. [7, с. 133-139], Игнатова Т.В. [8, с. 57-67], Капогузов Е.А. [9], Лавров Е.И. [9], Нуртдинов А.Р. [10, с. 186-193; 11, с. 177-188], Нуртдинов Р.М. [11, с. 177-188], Сухарев О.С. [14], Черкасова Т.П. [8, с. 57-67]. Вместе с тем институциональный подход к решению проблемы обеспечения экономического роста в турбулентных условиях современной экономики не раскрывается в научной литературе в полной мере и нуждается в дальнейшей теоретической, методологической и практической проработке.

Цель исследования в рамках написания данной статьи заключается в научном обосновании теоретического подхода и некоторых практических аспектов применительно к вопросу необходимости решения проблем обеспечения устойчивого экономического роста с позиции институционализма.

Для достижения обозначенной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1) раскрыть понятие экономического роста;

2) рассмотреть сущность институтов и институциональной среды;

3) определить подходы к проблеме обеспечения экономического роста с позиций институциональной экономики.

Научная новизна настоящей статьи заключается в обосновании концептуального подхода к решению проблем обеспечения устойчивого экономического роста с позиции институционализма.

Авторская гипотеза, исходя из логики настоящей статьи, строится на том, что основным фактором обеспечения экономического роста является формирование институциональной среды, соответствующей условиям функционирования экономической системы.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых-институционалистов, а также научные труды авторов данной статьи. При проведении исследования в рамках настоящей статьи применялись общенаучные и специальные методы познания, в т.ч. историко-логический, системно-функциональный и диалектический метод экономической теории. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в раскрытии институциональных аспектов обеспечения экономического роста в современных условиях, что может быть использовано в других исследованиях по данной тематике.

Основная часть.

Экономический рост является ключевым фактором повышения уровня и качества жизни населения. Развитие экономики в современных условиях требует совершенствования подходов к вопросам обеспечения экономического роста. Йозеф Шумпетер (1883-1950), ставший основоположником теории экономического роста, определил экономический рост как увеличение производства и потребления в экономике. Также Й. Шумпетер указывал, что экономический рост - это количественное положительное изменение производства и потребления, а экономическое развитие - качественное. [19] Показателем экономического роста является прирост реального валового внутреннего продукта.

Институциональные подходы к вопросам обеспечения экономического роста получили распространение во второй половине XX в. Важную роль в изучении влияния трансакционных издержек на экономический рост сыграл лауреат Нобелевской премии по экономике Рональд Коуз (1910-2013). [17; 7, с. 161-163] В свою очередь, другой нобелевский лауреат Дуглас Норт (1920-2015) отмечал, что совершенствование институциональной структуры является необходимым условием интенсификации экономического роста. Также Д. Норт считал институты фундаментальными факторами, определяющими в долгосрочной перспективе характер функционирования экономических систем. [18; 7, с. 161-163] В современных условиях геополитической и экономической нестабильности институциональный подход начинает играть все более важную роль в вопросах обеспечения устойчивого экономического роста.

Яремчук Н.В. и Золотарев В.В. обращают внимание на то, что экономический рост затрагивает все сферы общественного развития, обеспечивает удовлетворение потребностей человека и общества. Таким образом, экономический рост становится основополагающим фактором обеспечения общественного развития, повышения уровня и качества жизни населения, роста благосостояния граждан. Также названные авторы указывают, что главная проблема экономики, заключающаяся в ограниченности ресурсов на фоне безграничности потребностей человека, предопределяет необходимость постоянного поиска путей обеспечения экономического роста. [16, с. 155]

Как отмечает Сухарев О.С., «Большинство моделей экономического роста, к сожалению, не учитывают не только влияние многих институтов на экономический рост, но совершенно не замечают изменчивости этих институтов, и именно влияние данного фактора на темп экономического роста» [12, с. 6]. Таким образом, вопросы обеспечения экономического роста в современных условиях с позиции институционализма приобретают особую актуальность. При этом институты традиционно рассматриваются как нормы и правила формального и неформального характера, задающие определенные рамки функционирования экономики и оказывающие воздействие на экономический рост. По природе формирования можно выделить политические, правовые, социальные, экономические и духовные институты. Совокупность институтов формирует институциональную среду в стране.

Функционирование институциональной среды осуществляется посредством институциональных соглашений (контрактов) между экономическими агентами. В процессе заключения институциональных соглашений возникают трансакционные издержки, связанные с информационным обеспечением соглашений, затраты на ведение переговоров, осуществление контроля за исполнением контрактов, юридическое сопровождение и т.п.

Можно выделить базовые институциональные факторы, оказывающие влияние на экономический рост:

1) природный капитал страны - национальные запасы природных ресурсов, а также географические и климатические особенности страны;

2) физический капитал страны - сформированные и накопленные в стране в процессе общественного воспроизводства основные фонды;

3) человеческий капитал страны (национальный человеческий капитал) - сформированные и накопленные знания, умения и навыки населения страны;

4) интеллектуальный капитал страны - сформированные и накопленные в стране нематериальные активы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, технологии и инновации. [12, с. 7-8; 13, 14]

Перечисленные нами выше базовые институциональные факторы обуславливают формирование иных детерминантов экономического роста:

1) эффективность системы государственного управления;

2) эффективность финансовой, бюджетной и налоговой систем, таможенно-тарифного регулирования;

3) уровень развития науки и образования;

4) уровень развития системы здравоохранения и социальной защиты населения;

5) уровень развития техники и технологий;

6) инвестиционный климат и др. [2; 3; 4]

Традиционно выделяют два типа экономического роста:

1) экстенсивный, который обеспечивается за счет увеличения объемов ресурсов, используемых в процессе общественного воспроизводства (количественный рост);

2) интенсивный, который обеспечивается за счет повышения эффективности использования ресурсов в процессе общественного воспроизводства (качественный рост).

Прудникова О.А. отмечает, что устойчивый экономический рост характеризуется структурной сбалансированностью экономической системы и эффективным распределением ресурсов, что позволяет обеспечить стабильное и поступательное социально-экономическое развитие страны. [11, с. 8] При этом именно институциональная среда задает рамки и предопределяет пути обеспечения экономического роста.

Можно выделить ряд принципов обеспечения экономического роста, охватывающих все стадии воспроизводственного процесса:

1) эффективность использования факторов производства;

2) эффективное распределение совокупного дохода;

3) эффективный обмен благами;

4) рациональное потребление. [16, с. 156]

Кроме того, в качестве базового принципа обеспечения экономического роста, следует выделить формирование институциональной среды, соответствующей условиям функционирования экономической системы и способствующей обеспечению экономического роста.

Ведущая роль в обеспечении устойчивого роста национальной экономики отводится государству, которое фактически задает институциональные рамки функционирования экономической системы. В этой связи государство выполняет следующие функции:

1) установление правовых основ функционирования экономической системы;

2) обеспечение экономической безопасности в масштабе страны, защита экономической системы от внешних угроз;

3) обеспечение соблюдения прав участников экономических процессов;

4) стабилизация национальной экономики;

5) создание условий эффективного функционирования национальной экономики;

6) перераспределение ресурсов;

7) перераспределение доходов;

8) регулирование платежного баланса;

9) антимонопольное регулирование и поддержка конкуренции;

10) оказание государственных услуг;

11) развитие и поддержка предпринимательства;

12) социальная поддержка населения.

Эти функции осуществляются государством посредством реализации государственной социально-экономической политики, включающей:

1) фискальную (налогово-бюджетную) политику;

2) денежно-кредитную политику;

3) внешнеэкономическую политику;

4) социальную политику.

Реализация государственной социально-экономической политики осуществляется в рамках административных, экономических (прямого и косвенного экономического регулирования) и организационно-правовых методов. Таким образом, государство формирует институциональную среду, соответствующую условиям функционирования экономической системы, что позволяет обеспечить социально-экономическую стабильность в стране и создать предпосылки устойчивого роста национальной экономики.

Институциональная среда представляет собой совокупность институтов (как формальных, так и неформальных) различной природы, а также отношений различного характера, возникающих между агентами в экономической системе в рамках воспроизводственного процесса. Кроме того, институциональная среда предопределяет тенденции, пути и особенности развития экономической системы.

Сущность институциональной среды, в контексте изучения вопросов обеспечения экономического роста, проявляется в ее функциях, к которым, по нашему мнению, следует отнести следующие (рисунок 1):

1) рамочная функция - институциональная среда задает рамки экономической системы и устанавливает нормы и правила функционирования экономических агентов на долгосрочную перспективу;

2) регулирующая функция - посредством формирования и функционирования соответствующих институтов осуществляется регулирование отношений между экономическими агентами, определяется характер их взаимодействия;

3) защитная функция - институциональная среда обеспечивает защиту экономической системы в целом и экономических агентов в частности от воздействия негативных факторов, а также обеспечивает защиту прав экономических агентов в процессе их взаимодействия;

4) системная функция - институциональная среда в процессе своего развития формирует институциональную структуру, которая позволяет оптимизировать взаимодействие экономических агентов и повысить их эффективность;

5) стимулирующая функция - институциональная среда формирует условия, стимулирующие деятельность экономических агентов, что позволяет получить синергетический эффект в целом в рамках экономической системы;

6) информационная функция - институциональная среда обеспечивает информационную открытость функционирования экономической системы, что позволяет экономическим агентам принимать наиболее оптимальные решения.

Рисунок 1 - Институциональная среда (составлено авторами)

Нуртдинов Р.М. и Нуртдинов А.Р. выделяют ряд факторов, предопределяющих необходимость развития институциональной среды:

1) возросшие требования к качеству человеческого капитала, которые влекут за собой необходимость осуществления преобразований в различных сферах жизни общества, в первую очередь в социально-экономической;

2) инновационный характер экономического развития, цифровая трансформация современной экономики, что требует формирования соответствующих условий развития экономической системы;

3) активное развитие информационных технологий во всех сферах экономики;

4) необходимость повышения роли государства в процессах экономического развития, которое влечет перестроение системы государственного управления;

5) усложнение системы отношений в экономике, что также требует перестроения системы государственного управления;

6) необходимость диверсификации национальной экономики в условиях нестабильности. [9, с. 179]

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что одним из важнейших аспектов функционирования институциональной среды является ее способность перестраиваться в условиях новой реальности, сохраняя при этом свою эффективность, обеспечивая стабильность экономической системы и интенсификацию роста национальной экономики.

Как отмечает Нуртдинов А.Р., существует два основных пути формирования институциональной среды. [8, с. 191-192]

Первый - эволюционный, заключается в стихийном, спонтанном формировании институциональной среды, которое протекает естественным образом в процессе исторического развития под влиянием объективных факторов и условий. Этот процесс фактически является неуправляемым. Также, в процессе эволюционного формирования институциональной среды зачастую укореняются институты, не отвечающие интересам государства. [8, с. 191-192]

Второй путь заключается в активном участии государства в процессе формирования институциональной среды. Этот путь позволяет учитывать цели и задачи, стоящие перед государством в тех или иных условиях. Институциональная среда при данном подходе становится более адаптивной и позволяет достаточно оперативно перестраивать экономическую политику в меняющихся условиях, что особенно актуально и значимо в периоды различных кризисов. Кроме того, участие государства в процессе развития институциональной среды дает возможность сформировать наиболее эффективные институты, что позволяет обеспечить устойчивый рост национальной экономики и достижение высоких показателей социально-экономического развития страны. [8, с. 191-192]

Необходимо принять во внимание, что в процессе формирования и развития институциональной среды импортирование или так называемая имплантация институтов не всегда обеспечивает получение положительного эффекта. Чаще всего заимствованные институты требуют учета специфики конкретной страны, адаптации к условиям функционирования, определенной донастройки. [8, с. 192-193]

Таким образом, реформирование институциональной среды является, на наш взгляд, исключительной прерогативой государства. Однако в данном аспекте важное значение имеет формирование самобытных и эффективных институтов. Отсюда, по нашему мнению, следует вести речь о формировании суверенных институтов и суверенной институциональной среды.

Как отмечает Грошев В.А., институциональная среда - это сложная совокупность институтов. Это вызывает определенные трудности в процессе ее развития, что обусловлено возникающими противоречиями между формальными и неформальными институтами. [5, с. 134-135]

В процессе формирования и развития институциональной среды перед государством ставится стратегическая задача устранения или минимизации этих противоречий, которая может быть решена путем реализации системной институциональной политики, обеспечивающей целостность институциональной среды.

Таким образом, в контексте предлагаемого нами теоретического подхода необходимо выделить в рамках государственной политики отдельное направление - институциональную политику, направленную на формирование и развитие институциональной среды, что позволит создать условия обеспечивающие интенсификацию роста национальной экономики.

Заключение.

В ходе исследования в контексте изучения вопросов обеспечения экономического роста нами были выделены и уточнены функции институциональной среды, в которых проявляется ее сущность. Также нами были приведены авторские характеристики этих функций. Кроме того, в статье обосновывается теоретический подход и некоторые практические аспекты применительно к вопросу необходимости решения проблем обеспечения устойчивого экономического роста с позиции институционализма.

По итогам исследования в рамках настоящей статьи можно сделать следующие выводы:

1. Экономический рост - это количественное положительное изменение производства и потребления в экономике, приобретение ею нового качества. Экономический рост является основой общественного благосостояния. Показателем экономического роста является прирост реального валового внутреннего продукта.

2. Институты являются фундаментальными факторами, определяющими в долгосрочной перспективе характер функционирования экономических систем. Совокупность институтов формирует институциональную среду в стране.

3. Основным фактором обеспечения экономического роста является формирование институциональной среды, соответствующей условиям функционирования экономической системы.

4. Участие государства в процессе развития институциональной среды дает возможность сформировать наиболее эффективные институты, что позволяет обеспечить устойчивый рост национальной экономики и достижение высоких показателей социально-экономического развития страны. При этом формирование и развитие институциональной среды является исключительной прерогативой государства.

В периоды геополитических шоков, глобализационных противоречий и нестабильности мировой экономики проблема обеспечения экономического роста выходит на первый план. Для решения этой проблемы требуется создание новых условий функционирования экономической системы. Формирование и развитие институциональной среды является основой создания соответствующих условий.

Выделение институциональной политики в качестве самостоятельного направления государственной политики позволяет, по нашему мнению, обеспечить формирование и развитие адекватной реалиям времени институциональной среды. При этом разработка механизмов реализации системной институциональной политики видится достаточно перспективным направлением исследований в области институциональной экономки.

Обобщая можно отметить, что ключевая роль при выстраивании эффективной модели обеспечения устойчивого экономического роста и стабильного социально-экономического развития в современных условиях должна отводиться формированию институциональной среды.


Страница обновлена: 25.09.2024 в 12:20:35