Исследование экономических реформ Китая с конца 1970-х до начала 1990-х годов с точки зрения неоинституционализма

Юй Ч.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Юй Ч. Исследование экономических реформ Китая с конца 1970-х до начала 1990-х годов с точки зрения неоинституционализма // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 5. – doi: 10.18334/ce.18.5.121021.

Аннотация:
Нынешний экономический успех Китая опирается на фундамент, заложенный экономическими реформами, которые проводились с конца 1970-х до начала 1990-х годов. В этой статье рассматриваются вопросы экономических реформ Китая с четырех точек зрения: мотивация к изменениям, выбранная модель институциональных преобразований, зависимость от первоначально выбранного пути и оценка эффективности реформ. Благодаря градуалистическим институциональным изменениям, рыночная экономика успешно внедрена в Китае. Политика ,как постепенная реформа, эксперимент на местном уровне, «Сельские районы, окружающие города», обеспечивала ход реформы по плану, не вызывая бурных социальных потрясений и значительных потерь национального богатства. Не мало ученых анализировали экономические реформы Китая с точки зрения неоинституционализма, новизна данной статьи состоит в введении влияния предпереходного состояния на путь трансформации в анализ. Рекомендуется студентам, преподавателям, научным сотрудникам, изучающим экономические реформы Китая с конца 1970-х до начала 1990-х годов и их путь реализации.

Ключевые слова: экономическая реформа Китая, институциональные изменения, неоинституционализм, постепенная реформа, градуализм

JEL-классификация: O53, P20, P31



Введение.

Актуальность. В конце 1970-х годов из-за Культурной революции экономика Китая находилась на грани краха, поэтому оживление экономики стало главной целью политики страны, и именно тогда была начата реформа экономической системы Китая. Пройдя такие реформы как децентрализация власти, двухуровневая система цен и передача права на часть прибыли местным правительствам, "двухколейная" экономика, внедрение планового товарного хозяйства, ликвидация монополии международной торговли и создание смешанной рыночной экономической системы под руководством государства, Китай добился впечатляющих социальных и экономических результатов. Его опыт реформ все чаще становится предметом исследований в академических и политических кругах различных стран. Экономические реформы в Китае продолжаются до сих пор, но наиболее критическим этапом является период с конца 1970-х до начала 1990-х годов. С одной стороны, в процессе ожесточенных дебатов и практической проверки стали ясны направление и цели реформы; с другой стороны, Китай пересек критическую точку рыночных реформ в начале 1990-х годов, заложив основу для последующего строительства новой экономической системы. Был заложен прочный фундамент для открытости внешнему миру. По этой причине в данной статье в качестве основного объекта исследования рассматриваются институциональные изменения, связанные с экономической реформой Китая с конца 1970-х до начала 1990-х годов.

Обзор литературы. Успех реформ экономической системы Китая привлек внимание многих ученых внутри страны и за рубежом.

Прежде всего, главной особенностью реформы экономической системы Китая является метод постепенного реформирования. У Цзинлянь [1, с. 63-64] считает, что именно постепенная реформа способствует появления рыночных сил из ничего. По мнению Линь Ифу [2, с. 3-10], именно нерадикальные реформы могут обеспечить социальную стабильность и эффективную связь в процессе институциональных инноваций. По мнению Тон Илуня [3, с. 1-5], реформа экономической системы Китая является своего рода улучшением общества и логикой «торговли». Фермеры считают, что либерализация цен на продукты питания отвечает их интересам, в то время как городские жители выступают за то, чтобы цены оставались неизменными, чтобы не наносить ущерба интересам минимального потребления. Поэтому правительство решило либерализовать часть цен на зерно и распределить часть по национальному плану. Эта двойная ценовая политика стала результатом компромисса после «торговли».

Во-вторых, ключ к реформе экономической системы Китая лежит в реформе собственности. Дэвид М. Коц [4, с. 4-10] считает, что частная собственность и конкурентные рынки могут способствовать быстрому экономическому росту и научно-техническому прогрессу. Эта точка зрения получила подтверждение в процессе экономической реформы Китая. Советник президента Румынии по связям с общественностью Миронов А. [5, 141 с.] подтвердил экономические достижения Китая, с одной стороны, и превосходство сочетания «социалистической» экономики с «капиталистической» экономикой — с другой. Есть и сомневающиеся голоса по этому поводу. Тьяго Нассер [6, с. 654-669] считает, что по трем стандартам капитализма (конкурентный рынок, всеобщий наемный труд и частная собственность на средства производства) Китай далек от этих трех стандартов.

Кроме того, с теоретической точки зрения институциональной эволюции и переходной экономики Лу Вэйцзи [7, с. 3-10] проанализировал мотивацию, выбор пути и процесс эволюции переходной экономической системы Китая и обнаружил, что экономический переход в Китае имеет свои особые неравновесные и поэтапные характеристики, и полагал, что реформы экономической системы Китая – это процесс, возглавляемый правительством, использующий принцип «пересечь реку, нащупав камни», чтобы сначала экспериментировать, а затем продвигать его. Конкретный путь реализации — это предлагаемая корректировка системы проектирования, рыночной практики и регулировка институров. В своем анализе практического процесса перехода к экономической системе Китая Фань Ган [8, с. 4-10] обнаружил, что формой экономического перехода в Китае была не «последовательность» (sequencinng), а «параллельный частичный прогресс» (parallel partial progression). Опираясь на теорию оптимального пути для анализа практического опыта Китая в реформах, обнаруживается, что «последовательный» переход нанесет ущерб экономической эффективности и будет препятствовать эффективному распределению ресурсов. В реальной практике Китай применяет подход «параллельного частичного прогресса», что означает, что реформы проводятся в различных областях одновременно, а отношения между различными областями представляют собой взаимную координацию и взаимное продвижение, а не взаимное препятствие, чтобы как можно быстрее осуществить реформы во всех сферах, полностью учитывая координацию. Полтерович В.М. [9, с. 325-348] при сравнении начальных условий институциональных реформ и конкретных методов Китая и России, таких как либерализация цен, либерализация внешней торговли, реформа собственности, обнаружил, что китайские институциональные преобразования в противоположность российским удовлетворяли требованиям, определяющим перспективные траектории, они не только не ограничивались заимствованием, но и использовали конструирование и институциональный эксперимент, более точно учитывали ресурсные, культурные и политические ограничения и связи институтов, предусматривали компенсации потерь и сдерживание перераспределительной активности.

Есть также ученые, которые сосредоточивают свои исследования на процессе реформ в конкретной области. Например, Вэнь Тецзюнь [10, с. 61-69, 102-106] в своем исследовании сельскохозяйственной реформы обнаружил, что чрезмерное извлечение излишков рабочей силы фермеров с целью достижения индустриализации в начале основания КНР привело к обострению социальных конфликтов. Именно реформа системы прав собственности в деревне и масштабный экспорт сельскохозяйственной продукции после вступления Китая в ВТО значительно смягчили аграрный кризис, возникший после основания КНР. Ганшин Г.А. [11, с. 35-63] предположил, что сельская экономическая реформа в Китае заложила основу для крупномасштабных реформ во всех сферах и по всей стране. Изучив военно-промышленный комплекс КНР, Каменнов П.Б. [12, с. 137-152] обнаружил, что успешная реформа военной промышленности Китая в конце 20-го века достаточна, чтобы доказать ее потенциал. Чуванкова В.В. [13, с. 222-237], изучая процесс развития малого и среднего предпринимательства в Китае, обнаружила, что китайское правительство обеспечило хорошие бизнес-среды для развития малого и среднего предпринимательства.

Научный пробел, цель исследования и научная навизна. Многие из вышеупомянутых ученых провели всесторонние дискуссии по экономической реформе Китая во многих аспектах, но не существует исследования неизбежности влияния предпереходного социально-экономического состояния на путь реформ. В этом также новизна данной статьи. С учетом особенностей экономической реформы Китая будут проанализированы его особая социальная, экономическая и институциональная структура, чтобы выявить причины успеха реформ Китая.

Гипотеза. Градуалистическая реформа является ключом к успеху экономической реформы в Китае, и градуалистический способ особенно объективен и неизбежен. Его основное влияние - это социальная и экономическая среда Китая до реформы, которая в основном определяет путь и направление трансформации.

Методология. В процессе подготовки статьи использовались следующие методы научного исследования: институциональный анализ, исторический анализ и сравнительное исследование.

1. Анализ мотивации институциональных изменений в процессе экономической реформы Китая

1.1 Экономическая система и экономическая ситуация до реформы

С точки зрения марксистской политической экономии, ни одна общественная форма не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, более высокие, производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. [14, 33 с.]

В 1949 году был основан Новый Китай, который стал членом социалистического лагеря. Коммунистическая партия Китая взяла курс на «социалистическую общественную собственность, распределение по труду и плановую экономическую систему». Поскольку Китай пошел по пути индустриализации, которая требует первоочередного развития тяжелой промышленности, ему была необходима высокоцентрализованная плановая экономическая система, соответствующая этому пути. Начиная с 1950-х годов, опираясь на политику принудительной мобилизации государства и «затягивания поясов» народа по всей стране, начала складываться индустриальная система начального этапа. С 1952 по 1978 год общий объем промышленной продукции увеличился в 15 раз, из них тяжелой промышленности — в 28 раз, было создано 350 тыс. крупных и мелких промышленных предприятий, в том числе 4,4 тыс. крупных и средних государственных предприятий. [15, 8 с.] Это достижение не следует игнорировать. Однако проблема в том, что эта модель развития характеризуется высокой скоростью, высокими затратами и низкими доходами, высокой нормой накопления и низкой нормой потребления. Судя по статистическим данным, на этом этапе были достигнуты определенные экономические результаты, но государство опиралось на плановое распределение ресурсов и использовало государственную власть путем насильственной концентрации социального излишка для развертывания индустриализации, лишая рабочих и крестьян значительной части стоимости их рабочей силы. Поскольку общий уровень производительности труда в то время был низким и «пирог», доступный для распределения в обществе, был недостаточно велик для обеспечения прав на выживание большинства народа, народное правительство социалистической страны имели крайне ограниченные материальные ресурсы. В таких обстоятельствах, с точки зрения эффективности и справедливости, предпочтение отдавалось методу уравнительного распределения. Это сыграло важную роль в обеспечении выживания людей, формировании человеческого капитала, поддержании социальной стабильности в условиях высокой нормы накопления. [16, с. 41-49] Кроме того, плановая система управления часто приводит к неэффективному распределению ресурсов и недостаточному стимулированию производства. На самом деле имеет место классический случай асимметрии информации, когда разработчикам планов сложно получить всю информацию, необходимую для принятия решений. Поскольку плановая экономическая система была не в состоянии корректировать экономические диспропорции посредством цен, она, наоборот, использовала искаженные цены для нормирования и корректировки доли национальной экономики посредством прямых и косвенных субсидий. [17, с. 3-11]

В первые дни основания Китайской Народной Республики Мао Цзэдун предложил политику «трех лет подготовки и десяти лет планирования». Период с 1950 по 1952 год был периодом восстановления национальной экономики. Поскольку государство осуществило централизованное управление финансовыми доходами и расходами, распределением материальных- ресурсов, железными дорогами, почтой и телекоммуникациями и т. д., это быстро остановило инфляцию и стабилизировало цены.

На рисунке 1-1 можно проследить, что экономика Китая росла с момента основания Китайской Народной Республики до периода, предшествовавшего реформам и открытости, однако темп ее роста был относительно медленным. Производство сельскохозяйственной и промышленной продукции на душу населения было еще медленнее. При сравнении с экономическими данными различных стран можно обнаружить (см. рис. 1-2), что уровень общественной производительности был низок, отставая от западных стран в науке, технологии и образование на протяжении десятилетий. Например, в 1980 году ВВП на душу населения в США был в 39,1 раза больше, чем в Китае, а в Федеративной Республике Германии — в 46,86 раза, чем в Китае. [18, 35 с.] В том же году протяженность железных дорог Китая составила 55 000 километров, в то время как в США — 307 000 километров. [19, 167 с.]

Рисунок 1. Общая стоимость промышленного и сельскохозяйственного производства Китая [20, с. 168-199] и население [21, 105 с.] за годы, предшествовавшие экономической реформе Китая.

Рисунок 2. Сравнение ВНП на душу населения между Китаем и развитыми капиталистическими странами мира в 1980 г. [22, 35 с.]

При сравнении с развивающимися странами можно обнаружить, что многие страны невелики по площади, но производили много больше сельскохозяйственной продукции, например Индонезия, Малайзия, Таиланд и т. д. Между уровнем жизни китайского народа и этих стран все еще существовал большой разрыв. В 1978 году производство зерна в Китае составляло 2,66 миллиарда килограммов, в том же году производство зерна в Индонезии — 155 миллиардов килограммов, а производство зерна в Таиланде —178,7 миллиарда килограммов. [23, с. 54-55]

Серьезные проблемы с источниками заработка и существования людей были очевидны. Например, в 1978 году средняя площадь жилья пекинских служащих составляла всего 3,6 квадратных метра на человека, что на 0,9 квадратных метра меньше, чем в 1952 году. По данным опроса в 182 городах, 6,89 млн домохозяйств (35,8%) не имели домов . 1,31 миллиона домохозяйств долгое время жили в коридорах, складах, мастерских, подвалах и даже туалетах. [24, 7 с.] В 1950-х годах в Китае произошел первый пик рождаемости (1953-1958г.) после основания КНР. В конце 70-х годах эта группа людей стала взрослыми, которые начали или собирались вступить в общество и искать работу. Из-за экономического спада общество не может принять такое большое количество молодых людей, ищущих работу, поэтому произошла масштабная волна безработицы. [25, 7 с.] Проблемы в сельской местности были еще более серьезны, имели место существенные трудности с обеспечением продуктами питания и одеждой. Например, в 1978 году население северо-западной части Лёссового плато составляло 24 миллиона человек, а средний урожай зерна в му (один му равен примерно 666,667 квадратных метров) составлял всего 170 килограммов, а местами собирали всего 30-50 килограммов. Со времени освобождения района Сихайгу Нинся, население утроилось, а запасы продовольствия при этом увеличились менее чем вдвое, и даже простое воспроизводство было проблематичным. [26, с. 388-389] Этот ряд фактов показывает, что Китай в то время все еще находился в отсталом положении. В сочетании с потребностями национальной индустриализации и первоначальным накоплением капитала уровень жизни простых людей был чрезвычайно низким.

В 1966 году Мао Цзэдун возглавил «Культурную революцию», которая изначально была идеалистическим политическим движением, которое началось в области образования и культуры, но постепенно распространилось на многие другие области, такие как экономика, наука и техника, торговля и сельское хозяйство. Заводы прекратили работу и производство, а школы перестали обучать знаниям. Таким образом, именно опустошение как следствие «Культурной революции» среди людей по всей стране породило силу, стремящуюся к свободе и высокому уровню жизни. Группа национальных лидеров, также отрицавших «Культурную революцию», начала задумываться об оживлении экономики Китая после того, как они стали свидетелями плачевного состояния сельского хозяйства и запустения промышленности. [27, 3 с.]

В то же время, в 1960-е годы советско-китайские отношения находились на грани разрыва, существовала даже угроза военного конфликта между двумя странами. Поскольку Китай был членом социалистического лагеря, ему угрожала сфера влияния США на Дальнем Востоке (Япония, Южная Корея и Филиппины). Все это усилило геополитическое давление на Китай. Если бы экономическая политика не была своевременно скорректирована, Китай не смог бы ответить на военную угрозу, спровоцированную какой-либо стороной. Лидеры того времени предположили, что для поддержания долгосрочного мира было необходимо достичь силы, которая сможет сдерживать противников в военной и экономической областях. [28, с.54-57, 69]

2. Модели институциональных изменений в процессе экономических реформ Китая

Модели институциональных изменений при проведении национальной экономической реформы, можно разделить на «радикальные» и «постепенные», но это лишь измерение скорости модели институциональных изменений. Можно также можем анализировать характер институциональных изменений в процессе экономических реформ Китая, исходя из целей, направления и глубины институциональных изменений.

2.1 «Радикальный» и «градуалистический» подходы

Радикальные институциональные изменения — это принятия решительных и быстрых действий по созданию ожидаемой институциональной системы за один шаг, ориентируясь на конечную цель. Градуалистические институциональные изменения предполагают, что запасы информации и знаний каждого человека и каждой организации ограничены. Невозможно заранее разработать окончательную модель системы. Новую институциональную систему можно создать только постепенно посредством поэтапных изменений. [29, с. 156-157]

Китай выбрал «градуалистическую» модель экономических реформ по нескольким причинам. Прежде всего, основная причина неэффективности плановой экономики заключается в том, что разработчики планов не могут получить достаточную по объему и точности информацию. При переходе от плановой к рыночной экономике проектировщики и исполнители также не могут получить всю необходимую информацию. осуществить пакет реформ в установленные сроки. [30, с. 130-143] Кроме того, функции рынка по оптимизации распределения ресурсов, содействию формированию эффекта масштаба и повышению эффективности производства основаны на ряде правил и умелом управлении. Отменить существующие системы легко, но очень сложно создать новые. Более того, реформы часто требуют затрат на реализацию и издержек на элиминирование разногласий. В частности, издержки будут увеличиваться или оставаться неизменными в зависимости от степени социальной радикализации. Насильственные социальные конфликты и сильная оппозиция реформам могут привести к их краху. [31, с. 3-15]

Экономическая реформа в Китае не проводилась по идеальной модели и заранее составленному графику. Новые и эффективные методы распределения ресурсов и механизмы стимулирования не могли быть эффективными во всех сферах экономики одновременно. Поэтому китайское правительство предложило «двойную» систему экономической деятельности, то есть переходную экономическую систему, в которой плановая и рыночная экономическая система сосуществуют и функционируют вместе. В условиях двойной системы реформа может начинаться не с перераспределения активов, а сосредоточиться на распределении потоков в сфере либерализации рыночных механизмов, тем самым совершенствуя механизм стимулирования и повышая эффективность производства. Другими словами, постепенные реформы означают, что социальное развитие и прогресс достигаются путем структурного улучшения существующей социальной структуры и социальной функциональной системы за счет новых количеств, новых функций и элементов, позволяющих адаптироваться к меняющимся потребностям времени и социальной среды. Экономическая реформа столкнулась со многими препятствиями на раннем этапе, и у правительства не было другого выбора, кроме как открыть новое поле реформ, чтобы выйти из тупика. Первыми были либерализованы индивидуальные фермерские хозяйства в форме «системы производственной ответственности двора». Земельная собственность фермеров по-прежнему находилась в коллективной собственности. Фермеры, которые арендовали землю, имели независимые права землепользования, и производство не ограничивалось правительством. Поступления правительства от сельскохозяйственного налога не были сокращены из-за реализации политики «системы производственной ответственности двора», но производительность сельского хозяйства значительно увеличилась. В 1984 году общий объем производства зерна в стране достиг рекордного уровня в 407,31 миллиона тонн, что на 33,6% больше, чем в 1978 году, а среднегодовые темпы роста составили 4,95%. [32, с. 204-243] В ходе последующей реформы государственных предприятий, производство в рамках плановой экономики по-прежнему занимало доминирующее положение, и государственные предприятия осуществляли частичное независимое производство на основе выполнения запланированных заданий. Именно постепенная реформа государственных предприятий заложила основу для всех последующих реформ.

Во-вторых, большинство экономических реформ в Китае не продвигались и не реализовались одновременно по всей стране. Вместо этого, каждая мера начиналась с эксперимента и продвигалась на местном уровне на основе полученных и обобщенных результатов. Такой частичный, экспериментальный подход к реформам помог максимально снизить затраты на пробы и ошибки и избежать более крупных ошибок. В то же время такого рода эксперимент часто означает открытие экономики региона или области. Будь то структурная реформа, общее повышение конкурентоспособности промышленности, или микроструктурная реорганизация производства, это требует относительно длительного времени. Весь этот процесс занимает несколько лет. Это означает, что постепенный подход является более подходящим для рыночно-ориентированного перехода. [33, с. 43-44]

Кроме того, концепция «сельских территорий, окружающих города», получила продолжение в процессе реформирования экономической системы. «Сельские районы, окружающие города» — это стратегическая концепция, предложенная Мао Цзэдуном во время гражданской войны между Гоминьданом и Коммунистической партией. Он считал, что революция должна начинаться в сельской местности, где власть врага была слаба. Сначала нужно было начать крестьянские восстания, а затем создать народные армии и революционные базы для накопления революционной власти, сформировать стратегическую ситуацию в сельских районах, окружающих города, и наконец одержать общенациональную победу. [34, 43 с.]

Сельские районы, окружающие города — это еще один аспект важных особенностей реформ Китая. Во-первых, сельская экономическая реформа была объективно необходима. По данным того времени, по меньшей мере 200 миллионов фермеров имели нерешенные проблемы с продовольствием и одеждой, а многие фермеры жили в крайней нищете. Например, среди 280 000 производственных групп в провинции Аньхой только Только у 10% людей доходы смогли гарантировать, что у них были достаточно еды и одежды, другие семьи часто голодали, даже несколько детей по очереди надевали одни штаны, 67% производственных групп имели годовой доход менее 60 юаней на душу населения, а годовой доход 25% производственных групп не достигал 40 юаней. Кроме того, в Китае огромное количество сельскохозяйственного населения: в 1978 г. сельское население составляло 82,08% от общей численности. Если бы проблема еды и одежды для такого большого количества людей не была решена вовремя, их восстание, скорее всего, привело бы к экономическому и политическому хаосу. Во-вторых, сельская местность имеет основу сырьевого хозяйства. Из-за огромного количества сельского населения в Китае, несмотря на то что в стране в целом реализовалась плановая экономика, сельскохозяйственное производство было неконтролируемым, и точная статистика не могла быть доступна. Развитие страны заложило определенный фундамент, при этом на начальном этапе экономических реформ реформирование государственного сектора проходило негладко. В сельской местности была спокойная политическая среда, которая отличалась от городской, и разрешение свободного производства в сельской местности не повлияло на интересы других.

В целом, градуалистический подход сыграл решающую роль в процессе экономических реформ в Китае, но нельзя игнорировать объективную необходимость выбора градуалистического подхода. По мнению Полтеровича В.М., регулярного и достаточно универсального способа для оптимальных траекторий не существует, более продуктивен подход такой, что нужно ввести и использовать понятие перспективной траектории, и непрерывно его исправлять с изменением институциональной сферы. [35, с. 345-346]

2.2 Институциональные изменения, порождаемые спросом, и институциональные изменения, генерируемые властью

Переход к рынку — сложный процесс, затрагивающий все аспекты политики и экономики. В статье, посвященной взаимодействию изменений в социальных системах человека и экономике, Норт и другие отметили, что корреляция между политическими системами и экономическим развитием является глубокой основой всего процесса социального развития. [36, с. 14-15] На этом основании они также предложили следующий тезис: «Это набор понятий между «социальными порядками с ограниченным доступом» и «социальными порядками с открытым доступом». До реформы Китай, а также страны бывшего Советского Союза и восточные страны находились в «социальном порядке с ограниченным доступом», политические права в то время были монополизированы социальными элитами и заинтересованными группами. В процессе трансформации в некоторых странах, например в Советском Союзе, под контролем различных групп интересов политические силы конкурировали за власть и обладание ресурсами; в то время как страны с определенными демократическими политическими традициями и культурными концепциями, такие как Польша и Венгрия, постепенно создали свои собственные демократические системы в процессе либерализации и рыночно-ориентированного экономического перехода.

Нельзя отрицать, что политическая неопределенность во многом является причиной экономической неопределенности. В Китае в то время также была создана особая структура власти, которая сформировала свой собственный движущий механизм для стран с переходной экономикой в процессе институциональных изменений. С этой целью мы продолжим объяснять изменения в экономических институтах Китая с точки зрения институционального спроса и предложения.

В зависимости от причины институциональных изменений, их можно разделить на институциональные изменения, вызванные спросом (или порождаемые спросом) и обязательные институциональные изменения (или обязательные институциональные изменения, генерируемые предложением). Будучи страной, которая переходит от традиционной плановой к современной рыночной экономике, Китай, как и другие традиционные социалистические страны, следовал типичным путем насильственных институциональных изменений. В рамках однопартийной однополярной политической системы и структуры социальной власти правительство фактически стало самой важной силой в продвижении реформ и трансформации экономической системы Китая. [37, с. 40-49] Конкретные проявления заключаются в следующем. Во-первых, Китай не сформировал политическую многополярную систему на момент начала реформ, что позволило Китаю иметь более стабильную структуру политической власти и социальных интересов, чем в советских и восточных странах во время процесса реформ. Во-вторых, китайское правительство отставало в признании рыночной экономики с точки зрения законодательства. Однако из-за постоянно обновляемых результатов реформ концепция реформирования в сторону рыночной экономики стала неформальной системой в обществе. В-третьих, с постепенным углублением рыночных экономических преобразований, децентрализация власти не угрожала пошатнуть правящую позицию китайского правительства. Хотя власть правительства постепенно ослабевала и рыночные механизмы постепенно развивались в ходе процесса рыночно-ориентированных реформ, китайское правительство следовало принципу «постепенной открытости», опиралось на результаты экспериментов и дополнялось гарантиями, предоставляемыми «двойной политикой». Отслеживающая система» последовательно децентрализовала и либерализовала сельскохозяйственное производство и ценообразование, внешнюю торговлю, налогообложение, права собственности и другие права. Это гарантировало, что децентрализация не приведет к социальной нестабильности и будет способствовать развитию предпринимательского духа предпринимателей в условиях рыночной конкуренции. [38, с. 72-78]

2.3 Трансплантационное и творческое изменение

Под воздействием генетических и селекционных механизмов институциональных изменений в экономических системах Китая, стран бывшего Советского Союза и стран Востока существовали значительные различия в процессе перехода. Творческий переход означает построение совершенно иной новой системы, не опирающейся на социальную основу старой системы. Переход бывших советских и восточных стран от традиционной плановой экономики к современной рыночной экономике был основан главным образом на том, что эти страны скопировали капиталистическую рыночную экономическую систему западного мира, а также заимствовали демократическую политику развитых стран Запада. Трансплантация подразумевает сохранение положительных элементов старой системы и разработку новой системы на их основе. Социалистическая рыночная экономика Китая разработала новую систему, использующую «двухвекторную систему», в которой внутренняя система (государственная экономика) остается неизменной, а внешняя система (негосударственная экономика) имеет приоритет. [39, 165 с.] В Китае реформа и переход экономической системы не сопровождались крупномасштабным или даже всеобъемлющим процессом трансплантации системы. В рамках модели обязательных институциональных изменений, основанных на предложении, центр власти всегда сохранял управление переходным процессом посредством проектирования институциональных изменений на высшем уровне. С углублением реформы экономической системы, особенно с постепенным развитием маркетизации, это контролируемое изменение системы в конечном итоге сформировало социалистическую рыночную экономику с китайской спецификой.

3. Зависимость институциональных изменений от предшествующей траектории развития

Неоинституционалисты считают, что зависимость от пути означает, что, как только система с конкретным механизмом положительной обратной связи будет принята системой под влиянием внешних обстоятельств, она будет развиваться по определенному пути, что затрудняет развитие других потенциальных или даже лучших систем. [40, 168 с.] Поскольку в процессе институциональных изменений существует механизм увеличения отдачи и самоусиления институциональные изменения пойдут по определенному пути. Как сказал Норт: «Выбор, сделанный людьми в прошлом, определяет их возможный выбор сейчас». [41, с. 1-2]

В частности, когда определены цели реформы, на выбор пути в процессе реформирования экономической системы в первую очередь влияют начальные условия, такие как уровень экономического развития, обеспеченность ресурсами и институциональное наследие. До экономической реформы традиционная плановая экономика и концентрация национальных ресурсов для индустриализации привели к тому, что экономика Китая зашла в тупик. Предприятия имели недостаточные производственные стимулы и низкую эффективность производства. Политическая борьба во время Культурной революции еще больше ухудшила ситуацию. Хотя в ходе социалистических преобразований Китай заложил основу индустриализации за относительно короткий период времени, Китай до реформ и открытости все еще представлял собой довольно типичную сельскохозяйственную экономику и общество. [42, с. 49-56] Поэтому приведение неупорядоченного экономического общества к порядку, открытие рыночной экономики, предоставление хозяйственных прав предприятиям и частным лицам, а акже использование рынка для корректировки структуры производства являлось неизбежным выбором. Кроме того, на выбор пути реформирования экономической системы также оказывает влияние геополитика. Некоторые ученые обнаружили, что чем ближе переходная экономика к западным развитым странам с рыночной экономикой, тем активнее ее усилия по рыночным реформам, особенно по либерализации торговли. Например, Чешская Республика, граничащая с Австрией, Словения, граничащая с Италией, и три страны Балтии, граничащие с Финляндией, свободны и открыты не только в культурном, но и в географическом отношении. Они быстро установили системы и правила рыночной экономики с помощи влияния соседних стран. [43, с. 54-59] Но ситуация в Китае была иной. Страны с развитой рыночной экономикой вокруг Китая, такие как Япония и Южная Корея, находились под влиянием США на Дальнем Востоке. Будучи членом социалистического лагеря, Китай не только не был способен вести рыночные реформы посредством свободной торговли с ними, но его национальная безопасность также находилась под угрозой. Хотя стало ясно, что цели реформы рыночной экономики являются правильными, а модель реализации была уточнена, неожиданные чрезвычайные ситуации в процессе реформ также искажали траекторию реформ. У Цзинлянь отметил, что Китай сделал две вещи, чтобы справиться с этой ситуацией: во-первых, он был очень осторожен в принятии любых мер по реформированию. Во-вторых, был создан необходимый механизм обратной связи для реформирования экономической системы. Было обращено пристальное внимание на то, проводится ли реформа по установленному маршруту: как только она отклонится от цели, необходимо немедленно вернуть ее на правильный путь. [44, с. 57-59]

4. Анализ эффективности экономической реформы Китая

Теория институциональных изменений утверждает, что фундаментальная роль институтов в обществе делает их важнейшим фактором, определяющим долгосрочные экономические показатели. [45, 118 с.] Следовательно, мы можем использовать результаты рыночно-ориентированного институционального строительства в качестве индикатора для измерения эффективности реформ. Во-первых, реформа прав собственности находилась в центре внимания рыночно-ориентированной экономической реформы, поскольку предприятиям были переданы права на принятие независимых решений для получения максимальной прибыли. Это также побудило поставить на повестку дня последующую реформу прав собственности. Во-вторых, либерализация цен началась с рынка сельскохозяйственной продукции, потом перешла на рынок средств производства, а затем на рынок потребительских товаров. В 1992 году, за исключением небольшого количества производственных ресурсов, таких как уголь, нефть и сталь, цены на другие ресурсы, потребительские товары и сельскохозяйственную продукцию были освобождены от государственного контроля. [46, с. 1-2] В-третьих, правительство в этом процессе в основном завершило трансформацию своих функций, сформировав сочетание «ограниченного правительства» и «сервисно-ориентированного правительства», обеспечивающее необходимую институциональную среду и инфраструктуру для устойчивого развития рыночной экономики.

Судя по конкретным данным, по сравнению с периодом «двухпутной системы» 1980-х годов Китай значительно ускорил процесс своего рыночно-ориентированного развития в 1990-е годы. Согласно статистике ЕБРР, индекс переходного периода Китая удвоился в период с 1994 по 2003 год. (См. Таблицу 4-1). Данный индекс рассчитывается на основе учета следующих параметров: крупномасштабной приватизации, малой приватизации, реформы корпоративного управления и реструктуризации предприятий, либерализации цен, торговой и валютной систем, а также банковской реформы и политики конкуренции.

Таблица 4-1 Динамические изменения индекса рыночно-ориентированного развития (переходного индекса) стран с переходной экономикой с 1994 по 2013 гг. [47, с. 10-11, 13]

Страна или Регион
1994
1999
2003
2008
2013
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан
2.0
2.6
2.7
2.8
2.8
Россия
2.7
2.8
3.2
3.2
3.3
Китай
1.3
2.2
2.6
2.8
2.9

Между институциональной трансформацией и экономическим ростом существует очевидный временной пробел, то есть текущая реформа требует процесса институциональных инноваций и адаптации к существующей институциональной среде, а окончательные результаты реформы обычно отражаются на показателях роста последующих периодов. Как показано в Таблице 4-2, благодаря огромному китайскому рынку и обилию дешевой рабочей силы, выгоды от реформ, образовавшиеся после высвобождения долгосрочного подавления производительности и институциональных инноваций, превратились в процесс маркетизации Китая по сравнению с ведущими странами с переходной экономикой. Это являлось важной причиной, по которой Китай все еще может поддерживать быстрый экономический рост, несмотря на свое трудное экономическое прошлое.

Таблица 4-2 Экономический рост в странах с переходной экономикой [48, с. 7-13]

Страна или Регион
1992-1999
2000-2007
2008-2012
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан
-5.1%
7.2%
1.9%
Россия
-4.4%
7.3%
6.9%
Китай
10.9%
10.5%
9.2%

5. Заключение

В статье был проанализирован ряд реформ экономической системы Китая с 1978 по 1992 год. Поскольку политические движения в середине-конце 1970-х годов оказывали сильное давление на моральное состояние людей, а экономика находилась в «упадке», было трудно гарантировать людям решение самых основных жизненных проблемы. Это было мотивацией для Китая к проведению реформы экономической системы. Для улучшения уровня жизни людей и повышения эффективность деятельности предприятий, китайское правительство решило сделать своей конечной целью создание свободной и открытой рыночной экономики. Однако из-за огромного разрыва между социальной средой Китая в то время и этой целью, создание и действие рыночных правил требовало времени, и когда конкретные меры реформы были неясны, китайское правительство выбрало «постепенный» метод реформ. Благодаря двойной системе и методу экспериментирования, а затем его продвижения, общество постепенно поняло, адаптировало и инкорпорировало в себя рыночную экономику. Судя по окончательным результатам реформы, этот подход оказался успешным. Главным управляющим органом осуществления реформы экономической системы является китайское правительство. Функции правительства также изменились: от всемогущего к ограниченному правительству, от регулирующего к правительству, ориентированному на оказание услуг.

·


Источники:

1. Wu J. China’s economic reform process. - Beijing: China Encyclopedia Publishing House, 2018. – 63-64 p.
2. Lin Y., Cai F., Li Z. On the Progressive Path of China's Economic Reform // Economic Research. – 1993. – № 9. – p. 3-11.
3. Tong Y. Analyzing China: The Logic of Gradual Reform Based on the Bargaining Game. - Shanghai: Shanghai People’s Publishing House, 2011. – 1-5 p.
4. David M. Marxist Political Economy and the Obstacles to China’s Continuing Rise // Foreign Social Sciences. – 2016. – № 5. – p. 4-10.
5. Liu H., Cai G. How foreign dignitaries and celebrities view China. - Beijing: Central Party School Press, 1993. – 141 p.
6. Tiago N.A Just how capitalist is China? // Brazillian Journal of Political Economy. – 2014. – № 4. – p. 654-669.
7. Lv W. Review, reflection and innovation of research ideas on transitional economy // Research on financial issues. – 2004. – p. 3-10.
8. Fan G., Hu Y. “Sequencing” or “Parallel Partial Progression”: Incoherence Cost and the Optimal Path of Institutional Transformation // Economic Research. – 2005. – № 1. – p. 4-14.
9. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. / Монография. - М.: Экономика, 2007. – 325-348 c.
10. Wen T. «Three Agricultural Problems» and Institutional Changes. - Beijing: China Economic Press, 2009. – 61-69, 102-106 p.
11. Ганшин Г.А. Экономическая реформа в Китае: эволюция и реальные плоды. - Москва: Издательая фирма “Восточная литература” РАН, 1997. – 35-63 c.
12. Каменнов П.Б. Военно-промышленный комплекс КНР: достижения и проблемы // 40 лет экономических реформ в КНР. Москва, 2020. – c. 137-152.
13. Чуванкова В.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в КНР за 40 лет экономических реформ: итоги и перспективы // 40 лет экономических реформ в КНР. Москва, 2020. – c. 222-237.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / Том 13. - Москва: Государственное издательство политической литературы, 1959. – 7 c.
15. Xiao D. The Battle of Pathfinding-China’s Economic Reform from 1978 to 1992. - Beijing: Social science literature press, 2019. – 3,7-8 p.
16. Han X., He K. The Centennial Distribution System Reform of the Communist Party of China and the People’s Position // Economic review. – 1985. – № 5. – p. 41-49.
17. Lin Y., Cai F., Li Z. On the Progressive Path of China's Economic Reform // Economic Research. – 1993. – № 9. – p. 3-11.
18. Institute of World Economics and Politics CASS. / Compendium of world economic statistics. - Beijing: SDX Joint Publishing Company, 1982. – 35 p.
19. Wang Y. The current situation and future of my country's transportation industry. - Beijing: China Social Sciences Press, 1985. – 167 p.
20. Liu R. China’s Economy in the First Thirty Years of New China-National Economic Plan 1950-1980. - Beijing: China Economic Press, 2016. – 168-199 p.
21. National Bureau of Statistics. / China Statistical Yearbook 1998. - Beijing: China Statistics Press, 1998. – 105 p.
22. Institute of World Economics and Politics CASS. / Compendium of world economic statistics. - Beijing: SDX Joint Publishing Company, 1982. – 35 p.
23. Li X., Zhang G. Economic motivations for China's reform // Journal of Inner Mongolia University for Nationalities. – 2009. – № 6. – p. 54-55.
24. Xiao D The Battle of Pathfinding-China’s Economic Reform from 1978 to 1992. - Beijing: Social science literature press, 2019. – 3,7-8 p.
25. Коркунов И.Н. Экономическая реформа в КНР: первые десять лет. - Москва: Издательство “Знание”, 1989. – 7 c.
26. Zhang Z. The days and nights of the big turning point. / T.1. - Beijing: China Economic Press, 1998. – 388-389 p.
27. Xiao D. The Battle of Pathfinding-China’s Economic Reform from 1978 to 1992. - Beijing: Social science literature press, 2019. – 3,7-8 p.
28. Zhang J. An exploration of the motivations for China’s reform and opening up // Journal of Southwest University of Science and Technology. – 2009. – № 2. – p. 47-54, 69.
29. Lu X. New institutional economics. - Wuhan: Wuhan University Press, 2004. – 156-157, 168 p.
30. McMillan N.A., Naughton B. How to reform a planned economy: Lessions from chhina // Oxford Review of Economic Policy. – 1992. – № 1. – p. 130.
31. Fan G. Two reform costs and two reform methods // Economic Research. – 1993. – № 1. – p. 3-15.
32. China Economic Overview Writing Group. Overview of China’s Economy. - Beijing: Xinhua Publishing House, 1985. – 204-243 p.
33. Гжегож Г. Колодко От шока к терапии. - Москва: Журнал эксперт, 2000. – 43-44, 54-59 c.
34. Гжегож Г. Колодко От шока к терапии. - Москва: Журнал эксперт, 2000. – 43-44, 54-59 c.
35. Полтерович В.М. Элементы теории реформ. / Монография. - М.: Экономика, 2007. – 325-348 c.
36. North D.C., Wallis J.J., Weingast B.R. A Conceptual Framework of Interpreting Recorded Human History. Mercatus Center Working Paper. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/5187662_A_Conceptual_Framework_for_Interpreting_Recorded_Human_History.
37. Yang R. On the conflict and coordination between my country's institutional change methods and institutional selection goals // Economic Research. – 1994. – № 5. – p. 40-49.
38. Han G., Qu S. Structure, organization and system:an interdisciplinary research perspective on China’s social transformation // Comparison of economic and social systems. – 2008. – № 5. – p. 72-78.
39. Hu J. Institutional Economics Analysis of Russia's Transition. - Shanghai: Xuelin Publishing House, 2004. – 165 p.
40. Lu X. New institutional economics. - Wuhan: Wuhan University Press, 2004. – 156-157, 168 p.
41. North D.C. Chinese version preface/Structure and Change in Economic History. - Shanghai: Joint Publishing, 1991. – 1-2 p.
42. Yang X., Li L. Oscillation Therapy and Gradualism // Economic trends. – 2001. – № 7. – p. 49-56.
43. Гжегож Г. Колодко От шока к терапии. - Москва: Журнал эксперт, 2000. – 43-44, 54-59 c.
44. Wu J. The path depends on China's reform-Comments on Professor North's speech // Reform. – 1995. – № 3. – p. 57-59.
45. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990. – 118 p.
46. Zhu R. Socialist market economy and price reform issues // Price theory and practice. – 1993. – № 2. – p. 1-2.
47. EBRD Transition Report: Economic Transition in Easter Europe and the former Soviet Union. - London, 1994. – 10,11,13 p.
48. Yao X. Progress and Enlightenment of Economic System Transformation in Eastern European Countries // World Economic Forum. – 1997. – № 4. – p. 7-13.

Страница обновлена: 14.05.2024 в 20:23:30