Подходы к оценке достижения технологического суверенитета

Медведева Н.В.1
1 Северо-Западный институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать:
Медведева Н.В. Подходы к оценке достижения технологического суверенитета // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 91-104. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120653.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63594846

Аннотация:
В статье исследуются подходы к оценке достижения технологического суверенитета. Выделены предпосылки актуализации темы технологического развития и оценки достижения технологического суверенитета. Акцентиро-вано внимание на показателях достигнутого уровня технологического суве-ренитета по видам продукции и достигнутого уровня развития критических и сквозных технологий, в связи с необходимостью их установления. Определе-ны и обоснованы приемлемые варианты подходов к оценке достижения тех-нологического суверенитета на основе выделения элементов дефиниции тех-нологического суверенитета. В качестве элемента статьи, имеющего признаки научной новизны, автором сделан вывод о целесообразности на начальном этапе достижения технологического суверенитета подбора применяемых на практике методик оценки технологий и технологического развития отраслей и экономики в целом и определения условий их применимости к оценке дос-тижения технологического суверенитета. Подчеркнуто, что в последующем методики оценки достижения технологического суверенитета могут быть ус-ложнены за счет включения дополнительных направлений и факторов, влияющих на достижение технологического суверенитета. Статья может быть полезна государственным служащим, предпринимателям, студентам и аспирантам, а также всем, кто интересуется вопросами технологического развития

Ключевые слова: технологическое развитие, технологический суверенитет, уровень достижения, оценка, показатели, методика, адаптация

JEL-классификация: O31 O32 O 33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Проблема достижения технологического суверенитета назревала в течение длительного периода и остро актуализировалась в период санкционной политики со стороны недружественных стран. С целью достижения технологического суверенитета и обеспечения технологической независимости страны реализуется концепция технологического развития на период до 2030 года.

Определены цели технологического развития и показатели достижения целей, в стадии доработки находятся отдельные показатели достижения цели по обеспечению технологического суверенитета. Доработка таких показателей задает тон и актуализирует научный поиск подходов к оценке достижения уровня технологического суверенитета и уровня развития критических и сквозных технологий. Возрос научный интерес к вопросам и проблемам измерения уровня технологического суверенитета [1; 14; 11; 15], подходам к обеспечению и оценке технологического суверенитета [4; 7; 10; 9; 12; 16], стратегирования технологического суверенитета [8], достижения технологического суверенитета отдельных отраслей экономики [2; 3; 18], анализа зарубежной практики измерения технологического суверенитета [5; 19], о формах реализации технологического суверенитета [6; 13; 17]. Рост научных публикаций по вопросам измерения и оценки технологического суверенитета является закономерным процессом продвижения познания сущности и инструментов технологического развития страны.

Методологию статьи составляет теория технологических изменений, сравнительный и эмпирический, структурный анализ. Общим результатом применения данных подходов являются предположения и выводы об адаптированных методиках оценки

Целью статьи является исследование применяемых на практике методик оценки технологий и технологического развития отраслей и экономики страны в целом и определение условий их применимости для оценки достижения технологического суверенитета.

Результаты и обсуждение

Концепция технологического развития определяет три цели технологического развития (и показатели их достижения): достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту и обеспечение устойчивого развития производственных систем. Разработана комплексная модель целевых показателей достижения технологического суверенитета, увязанная с макроэкономическим прогнозом до 2030 года и указаны прогнозируемые показатели в разрезе по годам, которых необходимо достичь в этот период (табл. 1).

Таблица 1.

Цель технологического развития и показатели достижения цели

Первая цель технологического развития
Показатели достижения цели
обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий
1. достигнутый уровень технологического суверенитета по видам продукции;
2. достигнутый уровень развития критических и сквозных технологий (в соответствии с установленным перечнем);
3. снижение коэффициента технологической зависимости в 2,5 раза;
4. рост внутренних затрат на исследования и разработки (в сопоставимых ценах) не менее чем на 45 процентов;
5. рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в 1.5 раза.

Из числа представленных в таблице показателей, по первым двум прогнозируемые значения показателей не установлены, требуется разработка методики расчета показателей. В отношении третьего и пятого показателей, наряду с прогнозными значениями, дополнительно отражены значения аналогичных показателей ряда стран, что обеспечивает возможность межстранового сравнения достигнутых результатов. Последнее обусловлено тем, что при создании системы статистической оценки уровня технологического развития отраслей экономики Российской Федерации была определена дефиниция понятия «уровень технологического развития», под которым понимается степень соответствия количественных параметров технологического развития отраслей экономики Российской Федерации мировому уровню.

Рассмотрение вопроса о подходах к оценке достижения технологического суверенитета сопряжено с пониманием, что суверенитет не может быть абсолютным и его достижение сводится к некоему оптимальному уровню [16; 4], поскольку каждое государство в области технологического развития зависит от другого и фактор экономической взаимозависимости сохраняется [5, с. 48]. Соответственно, значения показателя достижения технологического суверенитета могут быть установлены на уровне минимальных пороговых значений [1, с. 31].

Наличие результативных показателей достижения целей технологического развития указывает на возможность результативного подхода к оценке достижения технологического суверенитета, который предполагает анализ степени соответствия результатов поставленной цели и принятия соответствующих корректирующих действий траектории, ориентированной на результат [15]. Современная система оценки в экономике базируется на универсальном интегральном подходе и формируется совокупностью наиболее значимых измеряемых показателях, которые должны интегрироваться в единое целое. Применение интегральной оценки обеспечивает получение комплексного представления об объекте и составление на ее основе рейтинга.

Рассматривая подходы к определению уровня достигнутого технологического суверенитета, можно предположить, что расчет будет производиться по сегменту высоких технологий [3; 13]. Данный факт подтверждается системой показателей достижения целей технологического развития, а также понятийным аппаратом концепции технологического развития (в части понятий технологического суверенитета, а также критических технологий, сквозных технологий, в совокупности относимых к наукоемким (высоким) технологиям). Учитывая замечание, что достижение суверенитета необходимо не только в сегменте высоких технологий, можно предположить обратное. Формирование системы технологических приоритетов на основе критических и сквозных технологий является необходимым и достаточным для достижения технологического суверенитета [6, с. 1307]. Возможность пересмотра и корректировки перечней таких технологий позволит воздействовать на поддержание технологического суверенитета на приемлемом для обеспечения национальной безопасности уровне.

Понимание технологического суверенитета увязано с наличием в стране критических и сквозных технологий собственных линий разработки и производством высокотехнологичной продукции, основанного на указанных технологиях. Соответственно показатель достижения технологического суверенитета будет рассчитываться как генерирующее соотношение указанных переменных. Если производство высокотехнологической продукции отражает показатель удельного веса высокотехнологической промышленной продукции отечественного производства в общем объеме потребления такой продукции, прогнозируемый на уровне до 75 процентов (с темпом роста в 2,2 пункта), то показатель достигнутого уровня развития критических и сквозных технологий не определен.

Концепция технологического развития содержит предварительный перечень сквозных технологий, который включает 13 видов технологий, сгруппированных в 6 групп. В отношении критических технологий, перечень которых в концепции не определен, можно ожидать формирование каталогов таких перечней по отраслевому принципу. Таким образом, можно выделить подход к определению уровня достигнутого технологического суверенитета по отраслевому принципу [7; 8; 9; 10; 14; 2].

Опыт формирования перечня критических технологий имеется (перечни критических технологий были определены в период, начиная с 2011 года) [10, с. 1962] и дополняется новыми перечнями, подтверждающими отраслевой принцип их формирования. К числу новых перечней критических технологий можно отнести утвержденный приказом Минпромторга России перечень критически важных технологий и автомобильных компонентов (в разрезе направлений технологического развития автомобильной отрасли). [1] Иной подход применен Минпромторгом России при формировании перечня приоритетной продукции обрабатывающих производств - через разработку методики определения перечня приоритетной продукции для целей льготного кредитования. [2] Вместе с тем структурирование перечня приоритетной продукции осуществляется в разрезе отраслевой принадлежности продукции.

Затрагивая вопрос изыскания подходов к оценке достижения технологического суверенитета, целесообразно проанализировать действующие подходы на практике и, с учетом фокусировки на технологических приоритетах (путем адаптации), обеспечить их имплементацию и итерацию для расчета показателей достигнутого уровня технологического суверенитета, развития критических и сквозных технологий. При этом наилучшим вариантом будет именно адаптация приемлемых, эффективных и результативных подходов, а не выстраивание сложных методик расчета показателей, по причине сжатости сроков реализации концепции технологического развития, сложности и многогранности задач по ее реализации. Повестка достижения технологического суверенитета важна и для стран Европы, в связи чем постулируется общее понимание, что для избежания внешних зависимостей в новом геополитическом контексте, радикальные изменения должны быть достигнуты быстро [17; 18: 19].

Возможные подходы к оценке достижения технологического суверенитета из числа подходов, имеющих правовую регламентацию

Независимо от объектно-предметной области оценки (например, отраслевой принадлежности продукции и технологий) методика может содержать набор исходных показателей, характеризующих отдельные аспекты технологического суверенитета, и метод расчета интегрального показателя, характеризующего достигнутый уровень технологического суверенитета в целом. Сравнение достигнутого уровня технологического суверенитета будет производиться с прогнозируемым уровнем достижения технологического суверенитета, формализованным в значениях показателей достижения цели технологического развития.

Методические рекомендации по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей [3]

Методические рекомендации были утверждены в связи с созданием системы статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей (по рекомендуемому перечню) и формированием единого подхода к проведению такой оценки.

Для проведения оценки уровня технологического развития отдельных отраслей экономики сформированы пять групп показателей (включающих 23 показателя), характеризующих уровень технологического развития отрасли, в том числе показатели, характеризующие интенсивность модернизации экономических активов, использования трудовых ресурсов и уровни ресурсоемкости, инновационности, цифровизации. Так, к числу показателей группы 1 относятся показатели: доля инвестиций в основной капитал в ВВП; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; коэффициент обновления основных фондов; доля машин, оборудования в общем объеме основных средств и др. В отдельную группу могут быть выделены специализированные отраслевые показатели, характеризующие различные аспекты технологического развития в отраслях экономики, в том числе индекс сложности Нельсона.

Определены источники данных для проведения оценки уровня технологического развития отраслей экономики и методология расчета каждого показателя в зарубежной статистике с рекомендациями по группам стран и по показателям Росстата. На сайте Росстата отражена искомая система показателей и значения показателей. [4]

Оценка уровня технологического развития на отраслевом уровне проводится с целью оценки динамики уровня технологического развития отдельных отраслей экономики. Оценка может осуществляться в сопоставлении с другими видами экономической деятельности или аналогичными показателями зарубежных стран. Возможно определение интегрального показателя, отражающего фактический уровень технологического развития отраслей (предварительно рассчитывается потенциальный уровень технологического развития).

Для расчета интегрального показателя оценки уровня технологического развития по виду экономической деятельности используется формула:

,

где:

Utr – искомый интегральный показатель;

Indj - показатель статистической оценки уровня технологического развития по виду экономической деятельности;

bj - весовой коэффициент, характеризующий степень влияния j-го показателя на формирование итогового интегрального показателя по виду экономической деятельности;

g - количество групп показателей;

j - порядковый номер группы показателей.

Межотраслевое сравнение уровня технологического развития производится на основании сводного интегрального показателя на основании интегральных показателей по группам показателей.

Аналогичным образом для проведения оценки уровня технологического развития экономики страны в целом в методических рекомендациях представлены показатели (в количестве 15, перечень которых не является исчерпывающим) и методика проведения оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом в сравнении с зарубежными странами.

На основании методических рекомендаций по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей разработаны методики проведения статистической оценки уровня технологического развития в ряде отраслей (например, отрасли сельского хозяйства, [5] транспортного комплекса Российской Федерации и др.). [6]

Такие методики уточняют виды экономической деятельности, по которым осуществляется статистическая оценка, перечень общеэкономических показателей и закрепляют отраслевые (специализированные) показатели. Расчет производится на основании сводного интегрального показателя с учетом количества групп показателей.

Вопросы адаптации подхода к статистической оценке технологического развития экономики страны в целом и отраслей экономики и подхода к определению достигнутого уровня технологического суверенитета по видам продукции

Целью адаптации заявленных подходов является использование результатов оценки технологического развития экономики в целом и отраслей экономики при расчете достигнутого уровня технологического суверенитета по видам продукции.

Возможность использования таких результатов обусловлена допущением, что уровень технологического развития обеспечивает/не обеспечивает уровень технологического суверенитета.

Первое предположение – определение уровня развития (наличия/готовности) критических и сквозных технологий собственных линий разработки по аналогии с оценкой уровня технологического развития отраслей.

При этом показателями для расчета уровня наличия сквозных технологий могут быть целевые показатели, содержащиеся в дорожных картах развития каждой из сквозных технологий (в соответствии с установленным перечнем).

Невозможность прямого сопоставления уровня технологического развития отраслей с уровнем развития сквозных технологий обусловлена межотраслевым характером последних. Допускается вариант использования показателя удельного веса высокотехнологической промышленной продукции, произведенной в стране в общем объеме потребления. Значения такого показателя установлены в концепции технологического развития с разбивкой по годам (увеличение доли не менее 75% к 2030 году).

Разработка методики оценки уровня наличия (готовности) сквозных технологий может основываться на положениях Национального стандарта Российской Федерации «Трансферт технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий». [7] Стандарт описывает методику оценки зрелости технологий и систем с их применением через соответствующие уровни готовности и на основе применения, как правило, экспертного метода. Концепция уровней готовности используется для оценки текущего состояния вновь разрабатываемых или приобретаемых технологий.

Согласно Стандарта, развитие целевой технологии сопровождается разработкой различных обеспечивающих систем, в частности производственной системы, способной осуществлять выпуск целевой технической системы. Аналогично тому, как зрелость конкретной технологии оценивается в ходе оценки готовности технологии с помощью шкалы уровней готовностей технологии, так и зрелость обеспечивающей производственной системы оценивается в ходе оценки готовности производства с помощью шкалы уровней готовностей производства. Оценка зрелости технологий и производства может осуществляться на всех стадиях жизненного цикла технологии, соответствующих замыслу, разработке, производству и применению целевой технологии, вплоть до прекращения применения [12, с. 509]. Такая область применения оценки в целом соотносится с содержанием двух форм обеспечения технологического суверенитета – исследования, разработка и внедрение критических и сквозных технологий и производство высокотехнологичной продукции, основанного на таких технологиях, что и подтверждает применимость представленной методики к оценке достигнутого уровня технологического суверенитета.

Второе предположение – применительно ко второй форме обеспечения технологического суверенитета определение уровня производства высокотехнологической продукции, основанного на критических и сквозных технологиях, может производиться путем сопоставления фактического уровня производства такой продукции с установленным показателем удельного веса высокотехнологической промышленной продукции, произведенной в стране в общем объеме потребления.

Таким образом, наличие двух форм обеспечения технологического суверенитета влечет необходимость расчета интегральных показателей о наличии критических и сквозных технологий и производстве продукции на таких технологиях. Вместе с тем, при разработке методики расчета показателя уровня достижения технологического суверенитета возможен вариант установления уполномоченными органами нормированных значений показателя.

Заключение

На основании результатов анализа подходов к оценке достижения технологического суверенитета можно сформулировать ряд выводов.

Концепция технологического развития сопровождается дополнительной разработкой ряда положений, в части установления значений отдельных показателей достижения целей технологического развития, доработки предварительного перечня сквозных технологий, формирования перечней критических технологий. Отсутствие методики оценки достигнутого уровня технологического суверенитета и лучшей практики зарубежного опыта в данной сфере (в том числе по причине несовпадения видения стран относительно суверенитета) обусловлено относительно недавно сформированным запросом на необходимость такой оценки, что и актуализировало рассмотрение подходов к оценке достижения технологического суверенитета.

Главная цель исследования заключалась в рассмотрении подходов к оценке достижения технологического суверенитета на основе анализа действующих на практике методов оценки технологий и технологического развития отраслей и экономики в целом и определение их применимости для имплементации и итерации в процессе определения достигнутого уровня технологического суверенитета. В условиях сжатых сроков достижения технологического суверенитета наилучшим вариантом будут несложные и быстрые расчеты оценки достижения технологического суверенитета. В последующем может быть расширено число направлений и показателей для расчетов, а также факторов, влияющих на достижение технологического суверенитета, определение степени допустимого снижения уровня технологического суверенитета. На этапе достижения технологического суверенитета предлагается оперировать точным содержанием его понятия, выделением его составных элементов и подбором применимых методик для оценки.

Так для оценки достигнутого уровня развития критических и сквозных технологий предложена установленная национальным стандартом методика оценки уровня зрелости (готовности) технологий. Для оценки производства (выпуска) высокотехнологичной продукции на указанных технологиях ориентиром могут выступить установленные показатели достижения целей технологического развития, например показатель увеличения удельного веса высокотехнологичной промышленной продукции в общем объеме потребления.

Предложенное видение по существу исследования обосновывается выводом о целесообразности масштабирования типовых инструментов в государственном управлении и адаптации для обеспечения их взаимозаменяемости в относительно схожих условиях.

[1] Приказ Минпромторга России от 4 мая 2023 г. № 1648 (изм. от 17 августа 2023) «Перечень критически важных технологий и автомобильных компонентов» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_468190/ (дата обращения 20.02.2024)

[2] Приказ Минпромторга России от 14 марта 2023 г. № 833 «Об утверждении Методики определения перечня приоритетной продукции» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.03.2023, N 0001202303230017 (дата обращения 20.02.2024)

[3] См. Приказ Минэкономразвития России от 12 февраля 2020 г. № 66 // https://docs.cntd.ru/document/564344038?section=text (дата обращения 24.02.2024)

[4] См. Технологическое развитие отраслей экономики: официальный сайт Росстата // rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения 20.02.2024)

[5]

[6] См. Приказ Минтранса России от 17 июня 2020 г. № 207 // https://docs.cntd.ru/document/565300632?section=text (дата обращения 20.02.2024)

[7] См. ГОСТ Р 58048–2017 // https://docs.cntd.ru/document/1200158331?section=status (дата обращения 22.02.2024)


Источники:

1. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: варианты подходов к рассмотрению проблемы // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 689-706. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117375.
2. Брянцева О.С. Исследование отраслевой структуры промышленности индустриальных регионов Российской Федерации в контексте технологического суверенитета // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6363-6382. – doi: 10.18334/epp.13.12.120066.
3. Данейкин Ю.В. Достижение технологического суверенитета высокотехно-логичных отраслей экономики РФ: состояние и перспективы // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 4. – c. 74–92. – doi: 10.28995/2073–6304-2022-4-74-92.
4. Евсеева М. В., Стариков Е.Н., Воронов М. П. Уровень технологического развития индустриальных районов: экосистемный подход // Управленец. – 2021. – № 3. – c. 13–30. – doi: 10.29141/2218–5003-2021-12-3-2.
5. Еремченко О. А., Куракова Н. Г. Измерение уровня технологического су-веренитета в зарубежных странах: опыт Европейского союза // Экономика науки. – 2023. – № 3. – c. 47–60. – doi: org/10.22394/2410-132X-2023-9-3-47–60.
6. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формирования технологического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1301-1314. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116193.
7. Камчатова Е. Ю., Муратова М. Н. Возможности применения ресурсного подхода при обеспечении технологического суверенитета промышленности РФ // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 2. – c. 196–201.
8. Квинт В.Л., Новикова И. В., Алимурадов М.К., Сасаев Н.И. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики // Управленческое консультирование. – 2022. – № 9. – c. 57–67. – doi: 10.22394/1726–1139-2022-9-57-67.
9. Кочина С.К. Диагностика уровня технологического суверенитета отраслей российской промышленности // Экономическое развитие России. – 2023. – № 10. – c. 32–40.
10. Малкова Т.Б., Еленева Ю.Я., Еленев К.С. Методические подходы к оценке проектов по обеспечению технологического суверенитета предприятий станкоинструментальной отрасли страны // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 11. – c. 5045-5062. – doi: 10.18334/epp.13.11.119754.
11. Медведева Н.В. Концепция технологического развития России: намерения реализации // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 1957-1972. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119874.
12. Мерзлов И.Ю. Методы оценки цифровой зрелости: обзор международной практики // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – c. 503-520. – doi: 10.18334/ce.16.2.114163.
13. Оруч Т. А. Исследование показателей и результатов импортозамещения в промышленности России // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 1. – c. 289–293.
14. Сухарев О. С. Технологический суверенитет: решения на макроэкономи-ческом и отраслевом уровне // Менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 19–33. – doi: 10.33917/mic-2.19.2023.19-33.
15. Хмелева Г. А. Технологический суверенитет как инструмент обеспечения устойчивого развития экономики региона в условиях санкций // Вестник евразийской науки. – 2023. – № 3. – doi: 10.15862/64ECVN323.
16. Юревич М. А. Технологический суверенитет России: понятие, измерение, возможности достижения // Вопросы теоретической экономики. – 2023. – № 4. – c. 7–21. – doi: 10.52342/2587- 7666VTE_2023_4_7_21.
17. Crespi F., Caravella S., Menghini M., Salvatori C. European Technological Sovereignty: An Emerging Framework for Policy Strategy // Intereconomics. – 2021. – № 6. – p. 348–354. – doi: 10.1007/s10272-021-1013-6.
18. Ponte A., Leon G., Alvarez I. Technological sovereignty of the EU in advanced 5G mobile communications: An empirical approach // Telecommunications Policy. – 2022. – № 7. – doi: ord/10.1016/j.telpol.2022.102459.
19. Sapir J. Basic Principles of Economic Sovereignty and the Question of the Forms of Its Exercise // Studies on Russian Economic Development. – 2020. – № 2. – p. 129-135. – doi: 10.1134/S107570072002015X.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 11:44:59