Технологический суверенитет: варианты подходов к рассмотрению проблемы

Афанасьев А.А.1
1 Институт Экономики РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060709
Цитирований: 10 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Настоящая статья направлена на раскрытие вариантов подходов к рассмотрению проблемы технологического суверенитета. В этой связи первоначально рассматривается контекст актуализации проблемы технологического суверенитета, а именно, формирование новой модели экономики России в современных условиях - ограниченно открытой экономики суверенного типа. Затем, в статье исследуются экономико-теоретический, системно-безопастностный и институциональный аспекты проблемы технологического суверенитета. Приводятся соответствующие характеристики рассматриваемой категории. В продолжении, описывается ареал развертывания проблемы технологического суверенитета, представленный техносферой и характеризуется производственный аспект исследуемой проблемы, а также промышленно-политический ее ракурс, направленный на раскрытие механизма достижения технологического суверенитета. Далее, приводится авторский подход к вопросу разработки критериев оценки достижения технологического суверенитета. Сущностные характеристики технологического суверенитета в различных аспектах исследуемой проблемы сопоставляются в сводной таблице. В завершении дается авторское предположение основных исследовательских векторов проблемы технологического суверенитета

Ключевые слова: технологический суверенитет, промышленная политика, ограниченно открытая экономика, техносфера, технологическая независимость, технологическая безопасность, механизм достижения технологического суверенитета, сущность технологического суверенитета

JEL-классификация: O31, O32, O33, F41, F43



Введение

Технологический суверенитет - сложная и многогранная проблема, которая в ближайшее десятилетие будет в центре внимания ученых и практиков, исследователей и политиков. В этой связи представляется актуальной задача определения вариантов подходов к ее рассмотрению, соответствующих исследовательских векторов.

Вопросы взаимосвязи научно-технологического развития и параметров экономики страны уже долгое время находятся в поле зрения отечественных и зарубежных ученых и практиков. Они нашли свое отражение в трудах: А.И.Анчишкина [1], Е.В.Семенова [2], Г.П.Белякова [3] и др. Проблемы независимого технологического развития, а также обеспечения технологической независимости стран получили освещение в работах: С.В.Егерева [4, 5], С.Г.Ковалева [6], А.А.Кокорина [7], А.Е.Варшавского [8], Е.Б.Ленчук [9], М.Н.Дудина [10] и др. Вопросы обеспечения национальной безопасности, ее уровней, видов, элементов были развиты в трудах: В.К.Сенчагова [11], Л.И.Абалкина [12], И.В.Караваевой [13], С.А.Афонцева [14], М.Ю.Лева [15], Т.Я.Хабриевой [16] и др. Развитию методологии оценки экономической безопасности посвящены работы В.К.Сенчагова [17], С.Ю.Глазьева [18], И.В.Караваевой [19], [20], В.В.Криворотова [21] и др. Проблемам технологического суверенитета стран посвящены работы Д.Эдлера [22], Ф.Креспи [23], С.В.Шкодинского [24], С.В. Ештокина [25], коллектива авторов из МГУ под руководством В.Л.Квинта [26] и др. Вопросам государственного управления развитием промышленности посвящены работы А.И.Татаркина [27], О.А.Романовой [28], С.А.Толкачева [29], Г.И.Идрисова [30], В.Е. Дементьева [31] и др. Представляется несомненной актуальность дальнейших исследований.

В этой связи целью статьи становится характеристика исследовательских векторов проблемы технологического суверенитета.

Научная новизна работы непосредственно связана с реализацией поставленной цели и заключается в выделении и характеристике ракурсов рассмотрения проблемы технологического суверенитета, а также раскрытии соответствующих граней его сущности.

Методология исследования предполагает последовательное раскрытие ракурсов рассмотрение проблемы технологического суверенитета: от ее контекста к сущностной характеристике, от механизма его достижения к вопросам измерения, с раскрытием различных аспектов сущности технологического суверенитета (см.рис.1).

Рис.1. Авторский подход к рассмотрению проблемы технологического суверенитета

Источник: составлено автором

Контекст проблемы технологического суверенитета. Представляется несомненным, что вопросы технологического суверенитета являются производными от более широкой тематики, а именно проблем формирования новой модели экономики России в современных условиях.

Рис. 2. Эволюция моделей отечественной экономики с точки зрения мирохозяйственной интеграции

Источник: [32], [33].

Не раскрывая весь комплекс причин, повлиявших на эти процессы, следует подчеркнуть, что в результате глобальных сдвигов геополитического и мирохозяйственного характера, проявившихся уже в 2014 году, но набравших колоссальное ускорение с февраля 2022 года, в нашей стране происходит демонтаж модели открытой экономики сырьевого типа, просуществовавшей в постсоветской России более тридцати лет [34, c.186]. В этой связи важно подчеркнуть одновременность двух исторических процессов: с одной стороны, - слома прежних механизмов, с другой стороны – формирования новых, соответствующих изменившимся объективным реалиям [35, c. 2195].

Принципы новой модели, которые можно трактовать как ее сущностные характеристики, были сформулированы Президентом страны в июне 2022 года на Петербургском экономическом форуме. Они таковы: 1) открытость, что предполагает высокую степень включенности в мировое хозяйство и исключает путь самоизоляции России; 2) предпринимательские свободы, что предполагает сохранение рыночных основ деятельности; 3) ответственная и сбалансированная макроэкономическая политика, реализуемая государством в целях создания оптимальных рамочных условий для хозяйственной деятельности; 4) социальная справедливость, в основе которой лежит сопряжение частных инициатив и общественных приоритетов; 5) опережающее развитие инфраструктуры, что предполагает активную роль государства в финансировании и реализации масштабных проектов по формированию благоприятной среды; 6) технологический суверенитет, что обеспечит формируемой национальной экономической системе как реальную защищенность от внешних негативных факторов, так и основу для прорывов в будущее на основе наукоемких технологий [36] .

Думается, что формирующаяся модель национальной экономики может быть определена как ограниченно открытая экономика суверенного типа [32, c.359]. Эта категория вбирает в себя черты открытости для равноправного внешнеэкономического партнерства, но обязательно – в сопряжении с механизмами обеспечения национальной безопасности. В новой системе рыночные свободы не носят абсолютного характера, а ограничены национальными интересами, и в первую очередь - в плане обеспечения технологического суверенитета страны. А это предполагает особую роль государства, которое посредством реализации комплекса политик сопрягает общественные, корпоративные и частные интересы.

Рис. 3. Основные сущностные черты ограниченно открытой экономики суверенного типа

Источник: составлено автором по [37]

Технологический суверенитет в различных ракурсах его рассмотрения. Как было уже отмечено, технологический суверенитет является сущностной чертой формирующейся модели ограниченно открытой экономики суверенного типа. В этой связи можно зафиксировать в качестве исходного экономико-теоретический аспект проблемы технологического суверенитета, который может быть развит и дополнен.

Рассмотрение различных определений технологического суверенитета может быть продолжено следующим образом. Категория «суверенитет» неразрывно связана с необходимостью защиты соответствующих национальных интересов. Таким образом, системно-безопастностный аспект проблемы технологического суверенитета заключается в его представление как возможности беспрепятственной реализации национальных интересов в техносфере как единства науки, техники и технологий и является элементом конкретного уровня в системе безопасности страны - национальной, экономической, научно-технологической (см. таб. 1) [38, c.2387].

Таблица 1. Технологический суверенитет в системе национальной безопасности (системно-безопастностный аспект)

Источник: [38, c.2388]

Параметр
Вид
системы
защиты
Ареал/масштаб защиты
Объект защиты
Доктринальное обеспечение
Высшая цель защиты
Критерии достижения цели
Система национальной безопасности
Сферы воспроизводства жизнедеятельности страны (экономическая, социальная, внутриполитическая, духовно-культурная, экологическая, геополитическая)
Национальные интересы во всех сферах жизнедеятельности страны
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
Национальный суверенитет как беспрепятственная реализация национальных интересов во сферах жизнедеятельности страны
Независимое устойчивое развитие страны в каждой сфере в отдельности, а также их гармоничное сопряжение
Система экономической безопасности страны
Экономика в широком смысле, как ключевая сфера жизнедеятельности страны
Национальные интересы в экономической сфере
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
Экономический суверенитет как беспрепятственная реализация национальных интересов в экономической сфере
Независимое устойчивое развитие страны в экономике в целом, а также в областях производства, распределения, обмена и потребления
Система научно технологической безопасности
Техносфера, как единство науки, техники и технологии
Национальные интересы в техносфере
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года; Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации
Технологический суверенитет как беспрепятственная реализация национальных интересов в техносфере
Независимое устойчивое развитие страны в техносфере как единстве науки, техники и технологий

Представляется, что смежным по отношению к рассмотренным ракурсам выступает институциональный аспект проблемы. В этой связи уместно подчеркнуть, что новая экономическая система не может быть сконструирована с использованием лишь существующих правил и институтов, связанных с приоритетами прежних этапов развития. В то же время они важны, поскольку упомянутая система не создается на пустом месте, развивая имеющиеся достижения. Так, в документах стратегического планирования уже зафиксированы некоторые из целей и задач, связанных с обеспечением технологической независимости. Например, в Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 в качестве одной из целей зафиксировано укрепления экономического суверенитета страны [39], который, как уже подчеркивалось, неразрывно связан с технологическим суверенитетом.

Таким образом, с институциональной точки зрения технологический суверенитет представляет собой стратегический ориентир, на обеспечение которого направлена совокупность уже существующих и новых правил в плане глобальной открытости экономики с одновременным обеспечением национальной безопасности страны. Правил, позволяющих обеспечить защищенность техносферы страны при воспроизводстве различных ее компонент (технологий, продукции и т.д.) как при их создании на национальной территории, так и при получении от экономик других стран.

Следующим - третьим вопросом согласно принятой методологии становятся процессы достижения технологического суверенитета.

В настоящем исследовании уже упоминалась категория «техносфера» как ареал развертывания процессов, связанных с технологическим суверенитетом. На практике техносфера представлена всеми научно-техническими и технологическими активами, имеющимися в распоряжении общества [40, с.3695]. Именно они определяют технологический уровень и масштабы материального воспроизводства. Несомненно, здесь ключевая роль принадлежит промышленному и научно-техническому комплексам страны. Так в первом, на основе целесообразного использования всех факторов производства (сырья, оборудования, кадров, технологий, инфраструктуры) реализуются и тиражируются научные разработки, а деятельность второго комплекса направлена на их создание.

В этом смысле технологический суверенитет можно трактовать как проектное состояние производственного и научно-технического комплексов страны, при котором существует ресурсообеспеченная возможность воспроизводства требуемой критически важной продукции в необходимом масштабе и соответствующем технологическом уровне. Таков производственный ракурс проблемы технологического суверенитета, в рамках которого вышеназванные производственные факторы являются слагаемыми технологического суверенитета страны.

Как уже было отмечено, в промышленном комплексе финализируются и получают свое окончательное воплощение результаты иных видов общественной деятельности. Так, именно здесь при создании более совершенных предметов потребления и средств производства находят свою реализацию научные знания, применяются специальные навыки и т.д. При всем многообразии средств следует отметить ключевую ведущую роль промышленной политики.

Как и любая политика, промышленная политика представляет собой сложную систему. В самом общем плане ее можно определить, как совокупность стратегических ориентиров и деятельности органов государственной власти (субъекта политики) по их достижению [41, с.381]. В этом смысле технологический суверенитет может трактоваться как траектория требуемого развития промышленного и научно-технического комплексов страны (объекта политики), а промышленная политика – как комплексный механизм его достижения [42]. Таким представляется промышленно-политический ракурс рассмотрения проблемы технологического суверенитета.

Завершающий, четвертый вопрос, согласно принятой методологии исследования посвящен оценке достигнутого уровня в решении задач обеспечения технологического суверенитета. Следует отметить, что данный вопрос далек от своего научного решения, поэтому на данный момент речь идет только о неких исходных тезисах, которые будут уточняться и дорабатываться. В этой связи представляется необходимым акцентировать внимание на следующих моментах.

Во-первых, проблема технологического суверенитета должна быть обязательно доведена до разработки комплекса соответствующих показателей и индикаторов. Следует научиться измерять достигнутые результаты, соотносить их с затратами и возможными альтернативами.

Во-вторых, показатели, отражающие реальное состояние техносферы, должны постепенно расти в соответствии с ростом ее защищенности, приближая нас к достижению технологического суверенитета, а затем – к более высоким уровням его зрелости. Методологически верно будет ориентироваться на понимание технологического суверенитета как некоего достигнутого состояния, превышающего пороговое значение и дальнейшей его градации при выходе на новые уровни технико-технологического развития, соответствующие различным степеням зрелости технологического суверенитета.

В-третьих, из вышесказанного следует необходимость разработки соответствующих пороговых значений, выбранных по определенным критериям (отраслевым, временным, региональным и т.д.).

В-четвертых, несомненна связь между достигнутым уровнем технологического суверенитета, иллюстрируемого соответствующими пороговыми значениями, и эффективностью промышленной политики как главного механизма, обеспечивающего его достижение. В этой связи предстоит работа по взаимоувязке показателей эффективности промышленной политики и достигнутыми пороговыми значениями.

Таким представляется критериально-оценочный ракурс проблемы технологического суверенитета.

Таблица 2. Сущность технологического суверенитета в различных его ракурсах

Источник: составлено автором с использованием [37, с.60], [38, c.2387], [39].

Аспект/ракурс проблемы технологического суверенитета
Сущность технологического суверенитета
экономико-теоретический
Технологический суверенитет является сущностной чертой формирующейся модели ограниченно открытой экономики суверенного типа.
системно-безопастностный
Технологический суверенитет представляет собой достигнутый уровень реальной независимости страны в областях науки, техники и технологий, чем обеспечивается беспрепятственная реализация национальных интересов в техносфере с учетом существующих и перспективных угроз.
институциональный
Технологический суверенитет представляет собой стратегический ориентир, на обеспечение которого направлена совокупность уже существующих и новых правил в плане глобальной открытости экономики с одновременным обеспечением национальной безопасности страны.
производственный
Технологический суверенитет - проектное состояние производственного и научно-технического комплексов страны, при котором существует ресурсообеспеченная возможность воспроизводства требуемой критически важной продукции в необходимом масштабе и соответствующем технологическом уровне.
промышленно-политический
Технологический суверенитет - траектория требуемого развития промышленного и научно-технического комплексов страны, как объекта политики
критериально-оценочный
Технологический суверенитет характеризуется состоянием слагаемых, превышающем необходимые пороговые значения

Заключение

Подытоживая все вышесказанное, хочется еще раз подчеркнуть: представляется, что на ближайшую и среднесрочную перспективу усилия экономистов, теоретиков, практиков, исследователей будут во многом концентрироваться на следующих проблемных областях: во-первых, на вопросах ограниченно открытой экономики суверенного типа как новой модели функционирования экономики России; во-вторых, на исследовании технологического суверенитета как ее важнейшей черты; в-третьих, на рычагах и инструментах промышленной политики как комплексного механизма обеспечения технологического суверенитета; в-четвертых, на показателях эффективности промышленной политики в увязке с пороговыми значениями достижения технологического суверенитета (см.рис.4).

Рис.4. Основные исследовательские векторы проблемы технологического суверенитета

Источник: составлено автором


Источники:

1. Анчишкин, А. И. Наука - техника - экономика. - Москва : Издательство "Экономика", 1989. – 383 c.
2. Семенов Е. В. Научно-технологическая сфера (сфера НИОКТР): способы представления объекта // Наука. Инновации. Образование. – 2013. – № 2. – c. 82-98.
3. Беляков Г.П., Беляков С.А., Рыжая А.А., Шпак А.С. Формирование и развитие научно-технологического комплекса России. - Красноярск : Литера-Принт, 2021. – 328 c.
4. Егерев С. В. Изоляция сообществ и научно-технический прогресс // Науковедческие исследования. – 2018. – № 2018. – c. 114-128. – doi: 10.31249/scis/2018.00.08.
5. Егерев С. В. Искушение автаркией // Управление наукой: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 68-76. – doi: 10.19181/smtp.2022.4.2.7.
6. Ковалев С. Г. Технологическая суверенность России в новейшем мировом порядке // Философия хозяйства. – 2020. – № 6(132). – c. 29-47.
7. Кокошин А. А. Национальные интересы, реальный суверенитет и национальная безопасность // Вопросы философии. – 2015. – № 10. – c. 5-19.
8. Варшавский А. Е. Методические принципы оценивания научно-технологической безопасности России // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2015. – № 4. – c. 73-100.
9. Ленчук Е. Б. Россия в мировом процессе научно-технологического развития // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2021. – № 4. – c. 72-91. – doi: 0.23932/2542-0240-2021-14-4-5.
10. Дудин, М. Н. Эволюция научной дефиниции // Проблемы рыночной экономики. – 2021. – № 3. – c. 28-46. – doi: 10.33051/2500-2325-2021-3-28-46.
11. Губин Б. В., Павлов В. И., Иванов Е. А. Экономическая безопасность России: Общий курс. / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - Москва: Издательство Дело, 2005. – 895 c.
12. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
13. Караваева И. В. Теория экономической безопасности: этапы развития и переход к новой реальности // Федерализм. – 2021. – № 2(102). – c. 5-24. – doi: 10.21686/2073-1051-2021-2-5-24.
14. Афонцев С. А. Концептуальные основы анализа национальной и международной экономической безопасности // На страже экономики. – 2020. – № 2(13). – c. 27-47. – doi: 10.36511/2588-0071-2020-2-27-47.
15. Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 303-338. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.
16. Хабриева Т. Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. – 2005. – № 12(108). – c. 19-29.
17. Сенчагов В. К. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности // Вестник Академии. – 2011. – № 5. – c. 41-50.
18. Глазьев С. Ю. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2012. – № 4(22). – c. 22-41.
19. Караваева И.В., Иванов Е.А., Лев М.Ю. Паспортизация и оценка показателей состояния экономической безопасности России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2179-2198. – doi: 10.18334/epp.10.8.110705.
20. Караваева И. В. Критерии социально-экономической безопасности для России и регионов в новой реальности // Федерализм. – 2020. – № 2(98). – c. 146-161. – doi: 10.21686/2073-1051-2020-2-146-161.
21. Криворотов В. В., Калина А. В., Белик И. С. Пороговые значения индикативных показателей для диагностики экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 6. – c. 892-910. – doi: 10.15826/vestnik.2019.18.6.043.
22. Edler,J. Technology sovereignty. From demand to concept Jakob Edler, Knut Blind, Rainer Frietsch, Simone Kimpeler, Henning Kroll, Christian Lerch, Thomas Reiss, Florian Roth, Torben Schubert, Johanna Schuler, Rainer Walz// Karlsruhe, Germany, July 2020// https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/publikationen/technology_sovereignty.pdf
23. Francesco Crespi, Serenella Caravella, Mirko Menghini and Chiara Salvatori European Technological Sovereignty: An Emerging Framework for Policy Strategy// https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s10272-021-1013-6.pdf // Intereconomics: Review of European Economic Policy Centre for European Policy Studies (CEPS), vol. 56(6), pages 348-354, November. DOI: 10.1007/s10272-021-1013-6
24. Шкодинский, С. В., Кушнир А. М., Продченко И. А. Влияние санкций на технологический суверенитет России // Проблемы рыночной экономики. – 2022. – № 2. – c. 75-96. – doi: 10.33051/2500-2325-2022-2-75-96.
25. Ештокин С.В. Сквозные технологии цифровой экономики как фактор формирования технологического суверенитета страны // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1301-1314. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116193.
26. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К., Сасаев Н. И. Стратегирование технологического суверенитета национальной экономики // Управленческое консультирование. – 2022. – № 9(165). – c. 57-67. – doi: 10.22394/1726-1139-2022-9-57-67.
27. Татаркин А. И. Промышленная политика как основа системной модернизации экономики России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 19. – c. 5-17.
28. Романова О. А., Пономарева А. О. Многовекторная промышленная политика России в условиях формирования нового индустриального ландшафта // Журнал экономической теории. – 2020. – № 2. – c. 276-291. – doi: 10.31063/2073-6517/2020.17-2.3.
29. Толкачев С. А. Сетевая промышленная политика в эпоху новой индустриальной революции // Журнал новой экономической ассоциации. – 2018. – № 3(39). – c. 155-161. – doi: 10.31737/2221-2264-2018-39-3-9.
30. Идрисов Г. И. Промышленная политика России в современных условиях. / Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара. - Москва : Фонд "Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, 2016. – 160 c.
31. Дементьев В. Е. Догоняющая постиндустриализация и промышленная политика. - Москва : ЦЭМИ, 2006. – 83 c.
32. Афанасьев А.А. Становление ограниченно открытой экономики суверенного типа в современной России: понятие, этапы, сущностные характеристики // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 345-366. – doi: 10.18334/eo.12.3.115123.
33. Афанасьев А.А. Сравнительный анализ моделей внешнеэкономической интеграции позднего СССР, постсоветского периода и современного этапа развития России // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – doi: 10.18334/eo.13.1.115238.
34. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 179-194. – doi: 10.18334/eo.12.2.114858.
35. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2193-2212. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116433.
36. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/68669 (дата обращения: 15.02.2023).
37. Афанасьев А. А. Формирование ограниченно открытой экономики суверенного типа в современной России. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Первое экономическое издательство", 2022. – 108 c.
38. Афанасьев А.А. «Технологический суверенитет» как научная категория в системе современного знания // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 9. – c. 2377-2394. – doi: 10.18334/epp.12.9.116243.
39. Афанасьев А.А. Механизм формирования промышленной политики России в системе стратегического планирования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – doi: 10.18334/epp.13.3.117203.
40. Афанасьев А.А. Технологический суверенитет: основные направления политики по его достижению в современной России // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2193-2212. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116433.
41. Афанасьев А.А. Субъекты промышленной политики: сущность и состав в современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 381-400. – doi: 10.18334/epp.13.2.117052.
42. Афанасьев А.А. Теоретико-методологические основы промышленной политики и основные направления их совершенствования в современной России // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 1. – c. 29-46. – doi: 10.18334/epp.13.1.116850.

Страница обновлена: 02.12.2024 в 16:30:13