Эффективная межгосударственная промышленно-финансовая группа Союзного государства
Кохно А.П.1
1 АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Кохно А.П. Эффективная межгосударственная промышленно-финансовая группа Союзного государства // Экономика высокотехнологичных производств. – 2023. – Том 4. – № 4. – С. 283-306. – doi: 10.18334/evp.4.4.120572.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=61182192
Аннотация:
В статье говорится о правовой модели создания российско-белорусской межгосударственной промышленно - финансовой группы (МПФГ) «Формаш». Предложены цели и задачи её создания, определены направления развития. В организационном построении группы использовались принципы формирования инновационных цепочек участников, занимающихся всей проблематикой — от возникновения научной идеи до ее реализации в производстве, а также технологических цепочек — от производства сырья до реализации готовой продукции. Стратегическим направлением своей деятельности МПФГ «Формаш» считает всемерное ускорение научно-технического прогресса на основе реализации межгосударственных программ создания новой техники. Создаваемая в рамках конверсии база машиностроения для производства химических волокон соответствует самым высоким современным требованиям при затратах значительно меньших, чем это потребовалось бы на создание новых производств. Основной маршрут ее деятельности начинается с прорывных и современных технологий, проходит через новейшую технику и завершается созданием конкурентоспособных производств, обеспечивающих нашей промышленности возврат внутреннего рынка и выдвижение на достойное место в мировом разделении труда. Определены экологические проблемы, решаемые МПФГ «Формаш», включая сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу и промышленные стоки.
Ключевые слова: Союзное государство, промышленно - финансовая группа, правовая модель, востребованная продукция, научные исследования, конверсия, машиностроение, экономическая эффективность, экологические проблемы и их решение.
Ключевые слова: Союзное государство, промышленно - финансовая группа, правовая модель, востребованная продукция, научные исследования, конверсия, машиностроение, экономическая эффективность, экологические проблемы и их решение
ВВЕДЕНИЕ
В российско-белорусском Союзном государстве созданы несколько межгосударственных финансово-промышленных групп и только одна создана как промышленно-финансовая группа (МПФГ «Формаш»), то есть промышленный, а не финансовый принцип стал определяющим в её создании. В конце 2023 года мы можем без преувеличения сказать, что именно этот принцип помог компании не только выжить, но и в условиях, оказавшихся гибельными для многих корпоративных структур, продолжать заниматься разработками инновационной продукции на основе передовых технологий, востребованной в гражданских отраслях промышленности и оборонно-промышленном комплексе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели создания МПФГ «Формаш». Межгосударственная промышленно - финансовая группа «Формаш» (МПФГ «Формаш») создавалась во исполнение «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Советом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве и кооперации в области создания и производства химических волокон и технологического оборудования для их выпуска» от 17 октября 1994 года в соответствии с федеральными нормативными актами [1]. Учитывая несовпадения правовой базы создания и регулирования деятельности подобных транснациональных структур в каждом из суверенных государств–участников названного Соглашения, в основу организационного проекта МПФГ «Формаш» положены законы страны — места регистрации Центральной компании формируемой группы — законы Российской Федерации.
В связи с этим возникла необходимость заключить межправительственное Соглашение, которое гармонизирует регулирование деятельности всех участников, четко определяет систему их взаимоотношений между собой и с государственными органами стран-участниц Соглашения. Было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о создании Межгосударственной финансово-промышленной группы «Формаш». Договор о создании Межгосударственной промышленно - финансовой группы «Формаш» подписали 43 российских и 2 белорусских предприятий и организаций. Все они одновременно 25 декабря 1995 г. стали учредителями открытого акционерного общества, призванного исполнять функции Центральной компании Межгосударственной промышленно - финансовой группы «Формаш». Открытое акционерное общество «Формаш» (ОАО «Формаш») зарегистрировано в Московской регистрационной палате и внесено в государственный реестр коммерческих организаций.
Главную цель своей деятельности участники группы видят в реализации государственной экономической, структурной, научно-технической и инвестиционной политики на основе использования широких возможностей конверсии, укрепления высокоинтегрированных межотраслевых и межгосударственных технологических и кооперационных связей, объединения усилий финансовых и производственных структур для превращения научно-технического прогресса в постоянный источник удовлетворения общественных потребностей.
Именно поэтому участники группы пригласили войти в состав Совета управляющих Центральной компании МПФГ «Формат» представителей уполномоченных федеральных органов по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп. Объединение предприятий и организаций России и Белоруссии в Межгосударственной промышленно - финансовой группе «Формаш», государственная поддержка этой принципиально новой транснациональной структуры позволит решать следующие задачи:
1. Использовать уникальные возможности конверсии оборонной промышленности для создания качественно новой научной, проектной и производственной базы отечественного машиностроения для химических волокон, текстильной, легкой промышленности и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса как мощного фундамента стабилизации и последующего подъема этих социально значимых секторов экономики.
2. Решить применительно к указанным отраслям промышленности задачи активизации структурной перестройки путем создания конкурентоспособных, высокоэффективных производств химических волокон и нитей, переработки хлопка, шерсти/льна и других натуральных волокон, заложив тем самым сырьевую базу для возрождения текстильной, легкой, резинотехнической и других важнейших отраслей промышленности.
3. Избавить Россию, Белоруссию и Украину от необходимости закупать химические волокна и оборудование для их выпуска, предотвратить расходы средств и сил на создание дублирующих производств полиэфирных нитей, шестеренных насосов, веретен и многих других видов химической и машиностроительной продукции.
4. Нормализовать финансово-хозяйственную деятельность предприятий и организаций, обеспечить рост выпуска продукции и получения прибыли, способной стать в последующем главным источником научно-производственной деятельности и социальной защищенности трудовых коллективов.
5. Создать на основе использования рыночных механизмов систему государственного регулирования всего процесса межотраслевого расширенного воспроизводства, управления темпами научно-технического прогресса, поддержания динамичного равновесия между конкурентной борьбой и сотрудничеством в сфере производства и переработки химических и натуральных волокон, сельскохозяйственного сырья и оборудования для этих отраслей промышленности.
6. Превратить МПФГ «Формаш» в принципиально новый, вненациональный хозяйствующий субъект, способный обеспечивать реализацию государственной экономической и научно-технической политики в сочетании с развитием предпринимательства, коммерции и других рыночных механизмов.
7. Осуществлять постоянную диверсификацию науки и производства, реализовать в промышленных масштабах прорывную технологию аэродинамического формирования ленты или ровницы из хлопка и химических волокон.
8. Сделать третьим стратегическим направлением деятельности МПФГ «Формаш» создание и организацию производства малогабаритной и мобильной техники для различных отраслей агропромышленного комплекса, оборудования по первичной переработке льна и шерсти, непищевого и пищевого сырья в продовольствие и товары народного потребления.
9. Создать собственную инфраструктуру по обеспечению предприятий и организаций услугами кредитно-банковских, строительно-монтажных, пусконаладочных учреждений, поставками и разработками новых видов сырья, материалов и комплектующих изделий устойчивым сбытом выпускаемой продукции.
10. Осуществлять непрерывное совершенствование форм и методов создания внутренней системы финансово-экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов, стремиться к тому, чтобы движение финансов в группе приобрело характер работы кровеносной системы в едином, живом экономическом организме.
11. Добиться коренного улучшения управления научно-техническим прогрессом во всех звеньях МПФГ, обеспечить продвижение научных идей по всей инновационной цепи — от зарождения новой технологии до широкомасштабного ее использования в промышленности за 3–5 лет.
12. Создавать и производить новую технику, как правило, на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на международном рынке, что даст возможность расширить сбыт оборудования, особенно в период спада и депрессии отечественной промышленности.
13. Превратить МПФГ «Формаш» в принципиально новую структуру государственного регулирования деятельности хозяйствующих в условиях рынка субъектов различных стран и отраслей промышленности, всех видов собственности и организационно-правовых форм существования юридических лиц.
В соответствии с задачами были разработаны и согласованы всеми участниками «Основные направления деятельности МПФГ «Формаш».
1. Осуществление роли головной организации в разработке и реализации стратегии и тактики развития машиностроения для производства химических волокон, в выполнении многосторонних и двусторонних совместных программ по созданию и освоению производства техники для химических волокон и нитей, льняной, текстильной и легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса.
2. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию нового оборудования для производства химических волокон, льняной, текстильной и легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, организация испытаний этой техники и постановки на производство.
3. Развитие производственной, научной, конструкторской и проектной базы машиностроения для производства химических волокон, льняной, текстильной и легкой промышленности, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса путем использования широких возможностей конверсии оборонной промышленности, углубления специализации и осуществления технического перевооружения действующих заводов, НИИ и КБ гражданского машиностроения.
4. Участие в реконструкции и техническом перевооружении предприятий по производству химических волокон, обеспечении их машинами, поточными линиями, узлами, механизмами и запасными частями для проведения модернизации и ремонта оборудования.
5. Организация финансирования НИОКР с использованием всех возможных источников, освоение производства конкурентоспособной продукции за счет формирования специальных инновационных, инвестиционных и других фондов путем централизации средств заказчиков, внебюджетных отчислений, финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий и организаций МПФГ «Формаш», получивших от государства налоговые, таможенные и другие льготы.
6. Создание внутрифирменной системы кредитно-финансового обслуживания, страхования рисков, вкладов и кредитов, формирование собственного пенсионного фонда, получение крупномасштабных займов и кредитов, в том числе и под гарантии государства.
7. Формирование собственной инфраструктуры обслуживания производства поставками сырья, материалов, транспортом, экспортно-импортными структурами, рационализация технологических и кооперационных связей, использование преимуществ международного разделения труда, сложившейся специализации предприятий и организаций на взаимовыгодной и равноправной основе.
8. Рационализация и углубление технологических и кооперационных связей между предприятиями и организациями группы, создание системы приоритетов по взаимодействию партнеров.
9. Развитие комплексного инжинирингового обслуживания no-потребителей, включающего разработку проекта реконструкции, технического перевооружения или строительства нового производства, осуществление строительных и пусконаладочных работ, изготовление, монтаж и сдачу объекта «под ключ».
10. Организация системы обеспечения производства химических волокон и нитей машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга), развитие гарантийного и сервисного обслуживания, маркетинга, прогнозирования, информации и рекламы основных видов продукции, выпускаемой предприятиями группы.
11. Развитие производства товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения, организация разработки для них новых видов химических волокон и комплектующих изделий, использование возможностей многоотраслевой специализации входящих в группу предприятий и организаций для создания принципиально новых изделий для населения.
12. Осуществление коммерческого или доверительного управления временно закрепленным за государством и переданным решением правительств стран-участников пакетом акций предприятий и организаций–членов МФПГ «Формаш».
13. Проведение финансовых и коммерческих операций по приобретению, залогу и продаже ценных бумаг для получения средств на инвестирование и обеспечение устойчивой работы предприятий. Осуществление роли депозитария ценных бумаг предприятий-акционеров, изучение конъюнктуры рынка ценных бумаг и проведение биржевых операций с ними в интересах участников группы.
14. Организация инвестиционных конкурсов (торгов) по проектам реконструкции, конверсии, перепрофилирования и освоения новых видов конкурентоспособной продукции и прорывных технологий.
15. Регулирование ценообразования внутри МПФГ «Формаш» с использованием преимуществ международного разделения труда, устранения таможенных барьеров, снижения торговых издержек.
16. Долевое участие в предприятиях государств–участников группы или любого другого государства.
17. Приобретение не запрещенного законами государств–участников группы недвижимого или движимого имущества, включая земельные участки, дома, квартиры, помещения, оборудование, транспортные средства и другие объекты собственности путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в форме акций, облигаций и иных ценных бумаг.
18. Приобретение самостоятельно или при участии юридических лиц прав пользования землей и концессией на использование ресурсов территории государств–участников группы, приобретение других имущественных прав.
19. Получение крупномасштабных государственных, иностранных и коммерческих заказов для совместного исполнения участниками группы.
20. Осуществление внешнеэкономической и торговой деятельности в порядке, установленном действующим законодательством в государствax–участниках группы.
21. Осуществление группой в соответствии с ее целями любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством России, Белоруссии, Украины и любых других государств, пожелавших присоединиться к договору о создании МПФГ «Формаш».
В организационном построении группы использовались принципы формирования инновационных цепочек участников, занимающихся всей проблематикой — от возникновения научной идеи до ее реализации в производстве, а также технологических цепочек — от производства сырья до реализации готовой продукции. Руководствуясь стратегическими установками о необходимости углубления экономической реформы, достижения на этом пути стабилизации и оздоровления, освобождения от импортной зависимости в сферах, имеющих исключительную значимость в удовлетворении жизненно важных потребностей населения, обеспечении его занятости, участники группы поставили перед собой поэтапное решение конкретных практических проблем, рассмотренных ниже.
Обоснование выбора типа организационной структуры Центральной компании «Формаш». Анализ законодательства России, и Белоруссии, изучение практики зарубежных хозяйственных структур приводит к выводу, что применительно к задачам, которые поставила перед собой Межгосударственная промышленно - финансовая группа «Формаш», наиболее приемлемой организационно-правовой формой для ее Центральной компании является открытое акционерное общество. Существующая законодательная и исполнительная власть совершенно определенно отдает предпочтение открытому акционерному обществу, и это имеет под собой серьезную основу. Одной из главных причин такого выбора, по-видимому, является то обстоятельство, что «хозяйственное товарищество», образуемое по принципу складчины, более всего соответствует славянскому менталитету, стремлению к общинности, привычке «миром», сообща решать возникающие проблемы.
Не последнюю роль играют и заложенные в этой структуре принципы равенства, ограничения в «деяниях не умом, а карманом». Привлекательно выглядит «открытость» самой структуры, сбор без каких-либо предварительных условий и ограничений. Видимо, не случайно простое товарищество владельцев денег-акций в некоторых странах, например в Японии, называют одним из «чудес света». Именно в Японии, где акционерные общества получили наибольшее развитие, родились наиболее мощные формы социальной защиты работающих: система пожизненного найма; ограничения разницы в зарплате президента фирмы и самого низкооплачиваемого работника; принятие закона о наследстве, по которому до 90% наследуемого капитала уходит в налог государству [1,2].
По данным обследования 200 крупнейших компаний Японии в 1959г., лишь в 5,6% компаний крупнейшими акционерами были частные лица, и 1,7% компаний представляли собой так называемые «додзоку кайся» — компании, контролируемые либо семейством, либо отдельным лицом. В 1967г. из обследованных 695 компаний лишь в 6 средних компаниях контрольный пакет акций принадлежал частным лицам. В то же время открытое акционерное общество дает возможность сосредоточить сравнительно небольшие капиталы участников на реализации именно тех крупных проектов, которые способны превратить простую сумму индивидуальных капиталов в мощную пружину развития всего сообщества. Найти эти точки приложения средств, сконцентрировать там не только финансы, но и интеллект и волю участников — главная задача управляющих и предпринимателей создаваемой структуры.
Нельзя не сказать и еще об одном преимуществе ОАО. Капитал, собранный участниками, превращается, с одной стороны, в акции, с другой стороны, начинает существовать в виде вполне реальных ценностей: производственных фондов, зданий, проектов, узлов, механизмов и т.д. [3].
Таким образом, акционерный капитал материализуется в двух видах: на рынке ценных бумаг и в реально существующих ценностях. Это поразительное свойство акционерного капитала существовать одновременно в двух ипостасях: в виде материальных ценностей (имущество ОАО) и их отображения в акциях, рыночная стоимость которых определяется не столько номиналом, сколько нормой приносимой прибыли — позволяет многократно увеличить стоимость реально существующих капиталов за счет включения в хозяйственный оборот ожидаемой прибыли.
Следовательно, акционирование капитала дает ему возможность перетекать из одного состояния в другое, без распродажи реального имущества, преумножать средства на рынке ценных бумаг, кредитов и залогов. Формой, механизмом, опосредующим это движение, и выступает акционерное общество.
Нельзя не сказать и о преимуществах открытого акционерного общества в решении такого сложного для МПФГ вопроса, каковым является взаимоотношение собственников различных государств. Здесь дело, прежде всего в том, что из всех возможных форм совместного хозяйствования наиболее близким в законодательстве многих государств ближнего и дальнего зарубежья являются законоположения об ОАО. Вместе с тем нельзя не видеть, что для успешного коммерческого партнерства между предпринимателями и предпринимательскими структурами государств, особенно для обеспечения свободного обращения капитала, еще многое предстоит сделать. Вот почему участники МПФГ «Формаш» предложили принять дыухстороннее межправительственное соглашение, которое позволит сближать нашу правовую базу на конкретной деловой основе. В основу организационно-функционального построения транснациональной группы положен хорошо зарекомендовавший себя в деятельности компании «Формаш» принцип единства управления всей инновационной цепью от зарождения научной идеи до ее реализации в промышленном производстве.
Сегодня мы можем без преувеличения сказать, что именно этот принцип помог компании не только выжить, но и в условиях, оказавшихся гибельными для многих структур, продолжать заниматься разработками новой техники. Конечно, не в полную силу, бесспорно, с массой недостатков и огрехов, но огонек инноваций в «Формаше» теплится. В связи с этим при формировании МПФГ «Формаш» достаточно много внимания было уделено выстраиванию инновационных цепочек по созданию и освоению производства оборудования для легкой промышленности и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса. Еще не все удалось здесь сделать, но эти два крупных направления в деятельности МПФГ «Формаш» уже неплохо подкреплены.
Другой заботой организаторов было формирование производственно-технологических цепочек группы. Именно в этом участники группы видели залог успешного использования преимуществ многоотраслевой, транснациональной структуры МПФГ. В целях создания единого кредитно-финансового кровообращения в составе группы имеются высококвалифицированные и весьма авторитетные банковские, страховые, контрактные, торговые и посреднические организации. Учредительным договором предусматривается создание в МПФГ ряда специальных централизованных фондов развития технической, технологической, производственной и инвестиционной активности группы.
Важно подчеркнуть государственный, непотребительский подход участников группы к предоставляемым льготам. Значительная часть сохраняющихся при этом у предприятий средств централизуется и инвестируется в разработки и освоение новой техники, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий на базе собственного оборудования МПФГ. Можно без преувеличения сказать, что в предполагаемом составе МПФГ «Формаш» может стать мощной, саморазвивающейся, динамичной инвестиционно-воспроизводственной структурой, способной в короткое время поднять производство химических волокон на конкурентоспособный уровень.
Очень важно при этом иметь в виду, что машиностроительная база МПФГ «Формаш», если, конечно, этой структуре будет оказана соответствующая государственная поддержка, уже в ближайшей перспективе будет обеспечивать конкурентоспособной техникой не только собственные комбинаты химволокон, но и все предприятия СНГ. Нужно отметить значимость двух других направлений деятельности МПФГ «Формаш». Они не придуманы кем-то из кабинетных стратегов. Разработкой техники для легкой промышленности и малогабаритного оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса (АПК) наши предприятия заставила заниматься сама жизнь. В настоящее время эти два направления развития приобрели организованный, программный характер, а получаемые результаты свидетельствуют о правильности и важности этих направлений развития машиностроения [4,5].
Структурные преобразования и конверсия. Проведенный научными организациями группы анализ показал, что в сложившихся условиях экономически наиболее выгодным и реальным путем достижения конкурентоспособности производства химических волокон, предприятий перерабатывающей и легкой промышленности является создание за счет конверсии качественно нового машиностроения для этих отраслей. Нынешнее состояние производственной базы промышленности химических волокон иначе, чем критическим, назвать нельзя. Около 90% оборудования находится в эксплуатации более 30 лет.
Ясно, что с такой технической базой в условиях рынка трудно рассчитывать не только на подъем, но даже и на стабилизацию работы предприятий. Практически полный моральный и физический износ производственных фондов промышленности химических волокон в значительной мере вызван ошибочной стратегией прежних союзных органов, взявших в свое время курс на техническое оснащение этой отрасли путем закупок оборудования за рубежом, а не за счет развития отечественного машиностроения. В результате на тот момент в парке машин для производства химических волокон импортное оборудование составляет 60%.
Показательно, что стоимость всего этого парка в ценах 1990 г. равнялась 6 млрд. руб., а выпуск техники отечественной промышленностью тогда немного превышал 50 млн. руб., т.е., об обновлении парка собственными силами за приемлемый период времени и речи быть не могло. Иначе как недальновидной такую политику назвать нельзя. Ведь даже в нынешнее тяжелейшее время закупки оборудования для производства химических волокон в дальнем зарубежье продолжаются. В 1993 г. этой техники было куплено у Болгарии, Израиля, ФРГ, Югославии и Голландии на общую сумму 3,7 млн. долл. США, в 1994 г. — на 1,7, в 1995 г. — на 1,5, в 1996 г. — на 1,8 млн. долл. США. Для сравнения скажем, что этих средств могло бы хватить для начала совместного с немецкой фирмой «Бармаг» производства конкурентоспособных машин высокоскоростного формования и вытяжки капроновой текстильной нити на заводе «Арсенал» в Санкт-Петербурге. Стоимость каждой такой машины на международном рынке составляет около 7 млн. долл., объем производства мог бы быть в среднем на уровне трех штук в год, т. е. 21 млн. долл. в год.
Мировая практика свидетельствует, что для устойчивого развития гражданского машиностроения в него достаточно вкладывать всего лишь около 5% средств, направляемых в обслуживаемую отрасль. Поэтому и с точки зрения капиталоемкости начинать стабилизацию и подъем промышленности химических волокон надо с машиностроения. Тем более что такому решению проблемы способствует весьма благоприятная ситуация, сложившаяся в связи с конверсией военного производства, не воспользоваться которой просто непростительно [6,7,8].
Научно-производственный потенциал оборонной промышленности уже начал важнейшую для России и Беларуси работу по созданию и освоению производства машин для химволокон. Многое в этом плане сделано и компанией «Формаш». В результате если раньше созданием техники для производства химических волокон занимались один НИИ и два СКБ, то теперь к этому привлечены дополнительно шесть крупнейших НИИ и два КБ ракетно-космического комплекса (ЦНИИ машиностроения, НИИ прикладной механики, НИИ командных приборов, НИИ тепловых процессов, НИИ композиционных материалов, НИИ автоматики, Государственный ракетный центр «Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева», КБ специального машиностроения). Производством техники для химволокон стали заниматься Златоустовский машиностроительный завод, Усть-Катавский вагоностроительный завод, Бердский электромеханический завод и ряд других предприятий оборонной промышленности.
Научно-технический прогресс. Стратегическим направлением своей деятельности МПФГ «Формаш» считает всемерное ускорение научно-технического прогресса на основе реализации межгосударственных программ создания новой техники. В этих целях открытое акционерное общество «Формаш», и созданная для выполнения функций Центральная компания группы, не дожидаясь явно затянувшегося подписания соглашения о создании МПФГ «Формаш», начала активно взаимодействовать с Исполкомом Союза Беларуси и России (Постоянным Комитетом Союзного государства). В результате Центральная компания МПФГ «Формаш» определена головной организацией по выполнению совместной российско-белорусской программы создания оборудования для выпуска химических волокон, а компания «Формаш» — для производства и переработки льна. Реализация программ уже объединила усилия предприятий и организаций двух государств в работе по созданию новой техники. Это позволит перевооружить не только предприятия, вошедшие в МПФГ «Формаш», но и все остальные заводы России и Беларуси, выйти на рынки стран СНГ и дальнего зарубежья.
Дело это чрезвычайно выгодное, все затраты государств по финансированию указанных программ окупятся с лихвой. И самое главное — Россия и Белоруссия смогут выйти на мировой рынок как равноправные партнеры, способные не только покупать, но и продавать оборудование, химические волокна и лен. Это станет мощным стимулом и фундаментальной базой для развития смежных отраслей, в особенности легкой промышленности, которая в свое время давала около 14% промышленного производства СССР и 25% всего товарооборота. Вот почему одним из направлений деятельности МПФГ «Формаш» стало создание и освоение производства оборудования для легкой промышленности, имеющей ряд родственных технологий, особенно на стадии текстильной переработки волокон и нитей [9,10].
Поэтому многие предприятия и организации, занимающиеся оборудованием для химических волокон, создают и производят машины для переработки натуральных волокон, т. е. для текстильной и легкой промышленности. Другим, не менее важным обстоятельством, обращающим внимание группы на проблему технического перевооружения легкой промышленности, является тот факт, что две трети производимых химических волокон и практически все льноволокно в мире потребляют текстильная, трикотажная и некоторые другие отрасли легкой промышленности.
В ситуации, когда страны–участники МПФГ «Формаш» лишились собственной базы хлопководства, роль производства химических волокон и льна как сырьевой базы для легкой промышленности неизмеримо возрастает. Таким образом, МПФГ «Формаш» будет подводить сразу как бы два «понтона» по подъему легкой промышленности: технический и сырьевой. Однако в отличие от производства техники для химических волокон, где группа берет на себя ответственность за полное обеспечение всех технологических переходов, по оборудованию для легкой промышленности, МПФГ «Формаш» будет решать только некоторые, главным образом прорывные, проблемы. Третьим приоритетным направлением деятельности МПФГ «Формаш» станет переработка сельскохозяйственного сырья. Впервые в отечественной практике уже созданы комплекты оборудования для переработки шерсти, льна, шкур домашних животных и зверей в условиях коллективных хозяйств и мини-предприятий.
Эффективность этого направления хорошо видна на примере комплекта по переработке шерсти в пряжу. Производство шерсти на протяжении последних 20 лет во всех категориях хозяйств Российской Федерации остается на уровне 200 тыс. т. в год, в том числе в коллективных хозяйствах и госпредприятиях — 140 тыс. т., в личных подсобных хозяйствах — 60 тыс. т. Государственные закупки этого сырья не превышают 100 тыс. т. Остающаяся в хозяйствах вторая половина заготавливаемой шерсти, особенно грубой и полугрубой, является потенциальной сырьевой базой для переработки на комплектах малогабаритного оборудования.
В настоящее время уже изготовлено и реализовано потребителям четыре комплекта малогабаритного оборудования, представляющего собой «мини-фабрики» по производству пряжи для трикотажных изделий. Эксплуатация этой техники дает хорошие результаты. Дешевая, практичная продукция пользуется повышенным спросом населения. Окупаемость комплекта не превышает 6 месяцев. К первым образцам проявлен интерес предпринимателями Болгарии, Афганистана, Турции, Греции и других стран. Однако это лишь первые шаги большого государственного дела. Дополнительный импульс на этом принципиально новом направлении необходим еще и потому, что постоянно растущий спрос на эту достаточно массовую продукцию является гарантией сокращения потерь сельскохозяйственного сырья, повышения занятости населения малых городов, поселков и деревень, улучшения их обеспеченности одеждой, обувью и продуктами питания. В порядке диверсификации своей деятельности Центральная компания МПФГ «Формаш» вышла с инициативой по разработке программы первоочередных работ по созданию и освоению прогрессивных технологий и техники для обеспечения производства конкурентоспособной плодоовощной продукции. Эта инициатива поддержана соответствующими министерствами России, которые утвердили программу совместным приказом. Прорабатывается вопрос о превращении российской программы в совместную российско-белорусскую.
В России, как и в Белоруссии, отечественная плодоовощная продукция не уступает и даже превосходит привозную зарубежную по вкусовым качествам и питательным свойствам, однако на момент реализации не выдерживает конкуренции с импортной по товарному виду и ассортименту. По причине неудовлетворительного хранения и транспортировки происходит не только утрата природных достоинств свежей продукции, но и ее прямое уничтожение. Потери составляют от 40 до 70% среднегодового производства. Удельный вес плодов и овощей, потребляемых в переработанном виде, в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах.
В то же время ограниченность ассортимента и непривлекательность устаревшей упаковки не активизируют покупательский спрос на этот вид жизненно необходимых отечественных продуктов питания. Организация и предприятия агропромышленного комплекса и оборонной промышленности располагают необходимым научно-техническим потенциалом для кардинального изменения сложившейся ситуации. Необходим всеобъемлющий комплексный подход, соответствующий нынешним экономическим и финансовым реалиям.
Экономическая эффективность деятельности МПФГ «Формаш». Конечный экономический эффект деятельности МПФГ «Формаш» будет складываться из многих составляющих. В числе первых необходимо отметить, что МПФГ «Формаш» берется создать в рамках конверсии военного производства научную, конструкторскую и производственную базу отечественного машиностроения для химических волокон и нитей. Эта база позволит России и Белоруссии освободиться от импортной зависимости по оборудованию для производства химических волокон. Следует подчеркнуть, что создаваемая в рамках конверсии база машиностроения для производства химических волокон соответствует самым высоким современным требованиям при затратах значительно меньших, чем это потребовалось бы на создание новых производств [11,12]. Это хорошо видно на следующем примере.
Входящий в состав компании «Формаш» Златоустовский машиностроительный завод за счет конверсионного кредита в размере 1,3 млрд. неденоминированных рублей создал мощности по производству в год трех линий для получения поликапроамидного гранулята стоимостью 7 млрд. руб. каждая. Несложным расчетом можно установить, что удельные капитальные вложения при этом составили 0,062 руб. на рубль готовой продукции. Известно, что при строительстве новых мощностей по выпуску гражданской техники затраты составили бы, как минимум, 1 руб. на рубль продукции, или в 16 раз больше, чем при конверсии. Второй составляющей эффекта станет сравнительно невысокая стоимость производимого оборудования. Практика показывает, что даже в нынешних неблагоприятных условиях наши предприятия могут выпускать конкурентоспособную технику, стоимость которой примерно в 1,5–2 раза ниже цен мирового рынка.
Технико-экономическая сторона оснащения производства химических волокон отечественным оборудованием достаточно тщательно проработана ГИПРОИВом. В сжатом виде результаты этих исследований можно изложить следующим образом. Создаваемая организациями «Формаш» отечественная техника позволяет получать конкурентоспособную продукцию при уменьшении нынешних энергозатрат, потребностей в рабочих и производственных площадях. Очевидно, что возрождение российской промышленности химических волокон надо начинать с производства вискозной текстильной нити, в особенности получаемой непрерывным способом.
Данная продукция является конкурентоспособной на мировом рынке и на нее есть спрос, не подверженный конъюнктурным колебаниям. Для выпуска такой продукции Россия имеет все: технологию, технику, сырье, свободные мощности и кадры. Особо следует сказать об оздоровлении окружающей среды. При установке нового отечественного оборудования на вискозных производствах выбросы сероуглерода в атмосферу сокращаются в 6,6 раза, сероводорода — в 5,7 раза. Для того чтобы оценить масштабы получаемой при этом экономии, достаточно сказать, что стоимость капролактама, сохраняемого за счет снижения выбросов, обеспечивает окупаемость линии по производству поликапроамида за амортизационный срок. Велик эффект оздоровления воздушного бассейна. В атмосферу перестает поступать около 77 тыс. т сероуглерода в год и 3,3 тыс. т сероводорода, малой дозы которых бывает достаточно для получения тяжелого, трудноизлечимого отравления.
В целом перевооружение российских предприятий с использованием отечественного оборудования по сравнению с импортным в расчете на объем производства, предусмотренный Федеральной программой по химическим волокнам и нитям, только на закупках оборудования позволит сэкономить более 518 млн. долл., или около 8,6 млрд. руб. При этом сроки окупаемости капиталовложений сокращаются в 1,7–2,1 раза.
Теперь, видимо, будет уместным ответить на самые острые вопросы: а не будет ли весь этот эффект прямой перекачкой запрашиваемых у государства льгот? И как будут выглядеть взаимоотношения МПФГ «Формаш» с бюджетом? Ответы на эти и многие другие вопросы дали исследования, проведенные Центральным экономико-математическим институтом Российской академии наук (ЦЭМИ РАН). С использованием разработанных институтом методов математического моделирования на ЭВМ рассчитывались два сценария функционирования предприятий МПФГ «Формаш», которым в первоначальном варианте подразумевалось предоставить налоговый кредит в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость и специального налога.
Первый сценарий, используемый как база, условно назван сценарием функционирования без МПФГ. Второй, основной сценарий работы предприятий в составе МПФГ предусматривает реализацию инвестиционных проектов, требующих капитальных вложений с использованием налогового кредита по НДС и специального налога. Этот налог направляется на развитие предприятий МПФГ с последующим возвратом долга в бюджет. Недостающие средства для инвестиций привлекаются на условиях коммерческого кредита. Следует отметить, что расчет на получение кредита по НДС проводился на первом этапе формирования ФПГ, до выхода закона Российской Федерации «О финансово-промышленных группах». В настоящее время в соответствии с этим Законом организационный проект МПФГ «Формаш» сориентирован на предусмотренные в нем меры государственной поддержки, и главным образом на получение государственных инвестиционных кредитов. Но и кредит по НДС, и инвестиционный кредит покрываются предприятием из прибыли. Поэтому суть проделанных расчетов практически остается неизменной.
Участие в МПФГ «Формаш» дает существенный эффект относительно самостоятельной деятельности предприятий. Для всех предприятий в целом интеграционный эффект от создания МПФГ «Формаш» по чистому доходу на 1996–2002 гг., приведенному на 31 декабря 1995 г., оценивается увеличением этого показателя на 350,7 млн. долл. США. Рост приведенных поступлений на единицу инвестиций оценивается в 3,8 раза, увеличение внутренней нормы доходности — на 551%. Эти показатели красноречиво свидетельствуют о целесообразности создания МПФГ «Формаш» для предприятий-участников.
Расчеты показывают, что создание финансово-промышленной группы экономически выгодно и для государства. Бюджетная эффективность создания МПФГ «Формаш» оценивается увеличением суммы налогов, поступающих в бюджет, что обусловлено ростом базы налогообложения при развитии предприятий группы по второму сценарию относительно их деятельности по первому сценарию. Прирост налоговых поступлений в бюджет составляет в среднем 60% в год. В силу неэквивалентности для бюджета поступлений одной и той же суммы в разные годы бюджетная эффективность создания МФПГ была оценена чистым доходом бюджета, приведенным на 31 декабря 1995г. Приведенный доход бюджета при функционировании предприятий вне МПФГ оценивается величиной 98,6 млн. долл. Приведенный доход бюджета при развитии МПФГ «Формаш» оценивается в 304,9 млн. долл.
Таким образом, при создании МПФГ «Формаш» и ее развитии чистый доход бюджета, приведенный на 31 декабря 1995 г., увеличивается на 206,3 млн. долл.
В качестве одного из вариантов привлечения средств рассчитаны последствия использования коммерческого кредита. В нынешней финансово-экономической обстановке для большинства предприятий практически нереально получить коммерческий кредит ввиду их экономического положения. Даже если такой кредит и будет получен под 20–30% годовых на 3 года, то, как показывают расчеты, бремя процентных платежей, высокое соотношение внешнего долга к собственным средствам обусловливают нецелесообразность такого варианта не только для банка, но и для многих предприятий.
Результаты анализа экономической эффективности МПФГ «Формаш» позволяют сделать следующие выводы:
1. Большинство предприятий–участников МПФГ «Формаш» в настоящее время находится в неудовлетворительном экономическом состоянии. Сохранение нынешних экономических условий, отказ от инвестиций и развития в следующие 5 лет, т. е. реализация рассмотренного первого сценария функционирования предприятий, который назван условно вариантом функционирования вне МПФГ, экономически не выгодно предприятиям-участникам и государству.
2. Перевод предприятий–участников МПФГ «Формаш» из категории убыточных в прибыльные может быть достигнут путем развития этих предприятий в организационно-хозяйственной структуре МПФГ. Увеличение объемов выпуска в среднем на 30% в год за счет планируемого инвестиционного процесса при реализации мер государственной поддержки позволит обеспечить высокую прибыльность и рентабельность предприятий-участников. Эффективное развитие предприятий-участников в этом случае позволит МПФГ «Формаш» быстро выплатить долг бюджету.
3. В случае развития МПФГ «Формаш» происходит увеличение базы налогообложения, что обеспечивает существенный прирост налоговых поступлений в бюджет. Бюджетная эффективность этого варианта развития характеризуется увеличением поступлений в бюджет, приведенным на 31 декабря 1995 г., на 209% по отношению к функционированию предприятий по первому сценарию. Таким образом, создание МПФГ «Формаш» и развитие группы при реализации мер государственной поддержки экономически выгодно не только предприятиям-участникам, но и государству.
В итоге можно с уверенностью сказать, что запрашиваемые участниками МПФГ «Формаш» меры государственной поддержки дают возможность решить проблему стабилизации и подъема деятельности российских предприятий и организаций в процессе их работы над реализацией крупных государственных задач и позволят более чем в 2 раза увеличить налоговые поступления в бюджет от этих предприятий.
Кооперация и углубление хозяйственных связей. Одной из важных составляющих эффективности деятельности МПФГ «Формаш» станет восстановление интеграционных процессов в рыночных условиях работы предприятий и организаций России и Белоруссии [13]. На сегодняшний день нужно, к сожалению, констатировать продолжение и углубление разрыва хозяйственных связей. Если к началу 1998 г. производство химических волокон в Беларуси сократилось в 1,5 раза, то объем его поставок в Россию уменьшился в 2 раза. Серьезно осложнилась обстановка в машиностроении для производства химических волокон. Головной НИИ машиностроения для производства химических волокон отошел к Украине, а основные конструкторские бюро — к России. Жизненно важные для химкомбинатов, требующие постоянной замены узлы и механизмы (насосы, веретена, фильтры), выпускаются на Украине. Сборочные заводы по производству линий и агрегатов для химволокон — в России. Белоруссия практически не имеет собственной машиностроительной базы.
Не лучше дело обстоит с сырьевой базой. В Белоруссии отсутствует производство пароксилола и этиленгликоля — основных видов сырья для полиэфирных волокон и нитей. В то же время именно здесь, в Могилеве и Светлогорске, находятся самые новые и самые мощные заводы по выпуску полиэфирных волокон и нитей. И таких примеров множество. Не трудно увидеть возможные пути выхода из создавшегося положения. Первый состоит в том, что каждое суверенное государство создает у себя все необходимое для обеспечения производства химволокон. Второй путь требует восстановления нарушенных хозяйственных связей, укрепления кооперированного производства. Альтернативой первому и второму является третий путь — закупки на международном рынке.
Руководители химических отраслей стран СНГ отвергают и первый, и третий пути как бесперспективные. Чтобы убедиться в этом, достаточно просчитать одну из важнейших, уже упоминавшихся выше кооперационных связей по поставкам химических волокон. В 1990 г. Белоруссия поставила России 184,8 тыс. т волокон и полиэфирных нитей. Это позволило обеспечить потребность российской промышленности примерно на 70%. Ежегодные закупки за рубежом продолжались, и в значительных объемах. Во что обойдется России создание мощностей для производства только ранее ввозимого, но далеко не удовлетворявшего потребности объема волокон, видно из следующего расчета (табл. 1). Таким образом, переход на самостоятельное, но не полное обеспечение только одними полиэфирными волокнами и нитями будет стоить России почти 1,5 млрд. долл. США.
Следует также сказать о комплексном характере экономического эффекта, получаемого от деятельности МПФГ «Формаш». Начать с того, что объединение в МПФГ вернет к полноценной жизни и деятельности более 50 российских, белорусских и украинских предприятий. А это, помимо, упоминавшихся преимуществ, даст работу и средства к нормальному существованию не одному десятку тысяч людей. Усилиями этих людей будут решены важнейшие государственные задачи возрождения отечественной экономики. Нужно иметь в виду, что и машиностроительные, и оборонные предприятия, и комбинаты химических волокон нацелены на достижение конкурентоспособности во всем, что касается технологии и техники.
Таблица 1. Стоимость создания мощностей для производства полиэфирных волокон
Наименование
волокон и нитей
|
Фактически
переработано, тыс. т
|
Удельные вложения тыс. долл.
|
Капитальные вложения,
млн. долл. | |
Произведенных в России
|
Ввезенных в 1990 г. из Белоруссии
| |||
Полиэфирные
текстильные нити
|
-
|
33,1
|
19,2
|
636,0
|
Полиэфирное волокно
|
12,1
|
122,0
|
3,76
|
459,0
|
Полиэфирная
техническая нить
|
6,5
|
29,7
|
12,5
|
371,0
|
Однако экономическая эффективность предлагаемых мер гарантирует возвратность всех кредитов. Прямая экономия за 5 лет только на закупках оборудования для производства химических волокон (2,2 млрд. руб.), оборудования для легкой промышленности (310 млн. руб.) и для отраслей АПК (670 млн. руб.) составит в целом 3,18 млрд. или более 600 млн. руб. в год, что почти в 3 раза превышает сумму запрашиваемых кредитов. При этом сроки окупаемости капитальных вложений в производство химических волокон сокращаются в 1,5–2 раза.
Следовательно, принятое в октябре 1994 г. решение о создании Межгосударственной промышленно - финансовой группы «Формаш» и подписанное спустя четыре года Соглашение по данному вопросу свидетельствуют о том, что принятое в свое время решение не только не утратило своей значимости, но и стало еще более актуальным.
Руководство России неоднократно отмечало необходимость возрождения реального сектора экономики как стратегического направления проводимых реформ. Именно в этом и заключается главный стержень работы созданной транснациональной финансово-промышленной группы «Формаш». Основной маршрут ее деятельности начинается с прорывных и современных технологий, проходит через новейшую технику и завершается созданием конкурентоспособных производств, обеспечивающих нашей промышленности возврат внутреннего рынка и выдвижение на достойное место в мировом разделении труда.
МПФГ представляет собой своего рода «технологическое ядро», способное на основе конверсии и межгосударственной интеграции сформировать экономически устойчивую, многопрофильную рыночную структуру, обеспечивающую:
активное проведение государственной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;
создание качественно новой базы отечественного машиностроения для производства химических волокон, перерабатывающей, текстильной и легкой промышленности как основы возрождения и подъема этих отраслей;
формирование технологически взаимоувязанных систем производства не только машиностроительной продукции, но и сырья и товаров народного потребления (от химических волокон, шерсти, льна, кож, зерна, мяса, овощей и т.д. до готовых изделий);
концентрацию усилий всех участников группы и государств на получении конечного результата с помощью совместных инновационных программ, создания прочных взаимовыгодных кооперационных связей и международной интеграции;
решение крупной социальной задачи развития товаропроизводства, сохранения и образования дополнительных рабочих мест и, в конечном итоге, укрепления национальной валюты и системы денежного обращения.
Экологические проблемы, решаемые МПФГ «Формаш». Компания «Формаш» провела комплексное обследование состояния парка эксплуатируемых машин, поточных линий и агрегатов, производящих химические волокна и нити. В настоящее время 90% установленного оборудования имеют возраст свыше 30 лет. Если учесть, что эта техника должна непрерывно работать в агрессивной среде в течение года, то станет понятна тревога за завтрашний день отрасли. Положение усугубляется еще и тем, что созданные практически полвека назад машины имеют низкий технический уровень.
И это сказывается не только на производительности, ассортименте и качестве выпускаемой продукции. Физический и моральный износ оборудования наносит весьма ощутимый вред окружающей среде. Известно, что при производстве химических волокон и нитей используются достаточно опасные химические вещества: сероводород, сероуглерод, серная кислота, щелочи, динил, капролактам и др. Многие из этих веществ, попадая в организм человека, способны вызвать тяжелые, трудноизлечимые отравления. Серьезный ущерб наносят эти вещества окружающей среде, в особенности воздушному и водному бассейнам, флоре и фауне. Вот почему МПФГ «Формаш» в отраслевой программе создания оборудования для производства химических волокон первостепенное внимание уделяет вопросам экологической защиты окружающей среды.
Сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу и промстоки в значительной мере способствует привлечение группой «Формаш» к разработке систем и элементов улавливания и регенерации этих веществ высококвалифицированных научных подразделений ракетно-космического комплекса, продолжающееся и сейчас [14]. Так, в области производства капроновых кордных и технических нитей сокращение выбросов вредных веществ достигается за счет следующих решений:
1) сокращения сброса капролактама в сточные воды дает переход от технологии расплавной на гранулятную;
2) использования шахт закрытого типа, обеспечивающих максимальную локализацию вредных выбросов, позволяет применить высокоэффективную установку для улавливания капролактама и аэрозолей замасливателя (объемные фильтры эмульгационного типа);
3) применения ультрафильтрационных установок для вод, загрязненных капролактамом и замасливателем, и последующее термическое обезвреживание концентрированных растворов;
4) применение новой специальной запорной, стоечной и регулирующей арматуры (для капролактама и высокоорганического теплоносителя), герметичных насосов со встроенным электроприводом и насосов с приводом на магнитной муфте, нового конструктивного решения узла формования и резки жилки.
В области производства вискозных текстильных нитей применение двухрежимной вентиляции и капсюляции машин типа МН‑90И2 и АФО-250ВН позволяет регенерировать до 66% сероуглерода от используемого в технологическом процессе. При проведении техперевооружения производств будут также применяться высококачественная специальная арматура и герметичные насосы. Кроме того, в аппаратуре АПВ будет осуществляться высокотемпературная обработка жгута. В составе машин вытягивания предусматривается использовать герметизированный желоб отгонки сероуглерода от 50 до 250 мг/куб.м. Регенерация сероуглерода будет проводиться конденсационным способом вместо регенерации сорбционным способом.
Итак, внедрение прогрессивных технологических процессов с аппаратурным оформлением высокого технического уровня, предлагаемых МПФГ «Формаш», обеспечивает:
1. Сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу и промстоки по капролактаму — в 8,6 раза, динилу — в 2,3, замасливателю — в 2,2, сероуглероду — в 6,6, сероводороду — в 5,7 раза. Для того чтобы оценить масштабы производимого при этом оздоровления окружающей среды достаточно сказать, что в атмосферу перестанет выбрасываться в год около 77 тыс. т сероуглерода и 3,3 тыс. т сероводорода.
2. Резерв по увеличению объемов производства волокон и нитей на 30–50% без превышения установленных по регионам значений ПДВ.
3. Экономия сырьевых ресурсов. Например, экономия капролактама за счет снижения выбросов в стоимостном выражении соответствует стоимости комплектной линии ЛПТК-25.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование МПФГ «Формаш» и усиление её деятельности в России стало существенным фактором в решении проблем поддержания экономической стабильности на фоне резких колебаний деловой конъюнктуры, а также преодоления разрыва между промышленным и банковским сектором экономики. Одним из важнейших преимуществ, обосновывающим необходимость объединения предприятий и организаций в рамках МПФГ «Формаш», является создание возможности для возникновения так называемого синергетического эффекта, при котором суммарная выгода от деятельности группы в целом будет превышать выгоду, которую могли бы иметь предприятия до их объединения в группу, за счет взаимосвязи и взаимоусиления различных видов деятельности. В основу организационно-функционального построения транснациональной группы положен хорошо зарекомендовавший себя в деятельности компании «Формаш» принцип единства управления всей инновационной цепью от зарождения научной идеи до ее реализации в промышленном производстве.
В связи с этим при формировании МПФГ «Формаш» достаточно много внимания было уделено выстраиванию инновационных цепочек по созданию и освоению производства оборудования для легкой промышленности и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, что весьма актуально и сегодня [15,16,17].
[1] Гражданский кодекс РФ, №51-ФЗ, «Дочернее хозяйственное общество», статья 105. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об акционерных обществах", статья 6. Дочерние и зависимые общества.
Источники:
2. Козик Л.П., Костин А.Л., Кохно П.А. Экономическая интеграция и теория управления сложными экономическими системами (предприятиями, концернами, ФПГ). - М.: Перспектива, 1999. – 261 c.
3. Кохно П.А., Кожанов Д.А., Чеботарев С.С., Юсупов Р.М. Интегрированные компании. - М.: Граница, 2015. – 464 c.
4. Кохно П.А., Кохно А.П. Высокотехнологичная промышленная экономика. / Монография. - Москва: Первое экономическое издательство, 2022. – 260 c.
5. Бондаренко А.В., Кохно П.А. Оценка стратегических возможностей авиационной промышленности в области самолётостроения и вертолетостроения // Бюллетень транспортной информации. – 2020. – № 6(300). – c. 22-29.
6. Кохно П.А., Костин А.Л. Союзное государство. / Книга 1. Военно-промышленная интеграция. - М.: «Гелиос АРВ», 2003. – 464 c.
7. Кохно П.А. Проблемы повышения качества вооружения // Оборонная техника. – 1991. – № 12. – c. 24-38.
8. Кохно П.А. Конверсия хозрасчётных промышленных предприятий Министерства обороны РФ // Конверсия. – 1993. – № 4.
9. Кохно П.А., Мартысюк С.П. Моисеенко А.А. Вклад экономики Беларуси в Союзное государство. - Минск.: ПК 000 «Полибиг», 2001. – 136 c.
10. Шелег Н.С, Жалнин С.Г., Кохно П.А. Союзное государство. / Книга 4. Товарный рынок. - М.: «Изд. Дом МСП», 2004. – 464 c.
11. Козик Л.П., Кохно П.А. Российско - белорусская экономическая интеграция // Экономист. – 1999. – № 7. – c. 60.
12. Кохно П.А., Шипилов В.В., Ставчиков А.И. Метод анализа затрат на разработку научно-технической продукции специального назначения // Экономика и математические методы. – 1993. – № 4.
13. Кохно П.А., Мартысюк С.П., Моисеенко А.А. Белорусская экономика в контексте задач становления Союзного государства // Российский экономический журнал. – 2002. – № 1.
14. Кохно П.А., Кохно А.П. Экологическая стратегия России // Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения: Ежегодник. Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием. Том Выпуск 17. Часть 1. М., 2022. – c. 156-159.
15. Кохно П.А. Механизм противодействия инновационной экономики России мировому кризису // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. – 2021. – № 6. – c. 5-15.
16. Кохно П.А. Прорывные научные разработки. / Монография. - Москва: Институт нечётких систем, 2023. – 249 c.
17. Кохно П.А., Кохно А.П. Высокотехнологичное промышленное производство в конкурентной среде // Общество и экономика. – 2023. – № 2. – c. 5-25. – doi: 10.31857/S020736760024278-4.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:52:54