Технологическая трансформация налоговых органов и построение взаимодействия с налогоплательщиками с учетом их ожиданий и потребностей

Деева Т.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44263607
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В условиях, когда современный мир стоит на пороге новой промышленной революции «Industry 4.0», исследование посвященное особенностям применения электронных цифровых услуг в сфере налогообложения представляется актуальным и своевременным. Целью данной статьи является анализ процессов технологической трансформации налоговых органов и построения взаимодействия с налогоплательщиками с учетом их потребностей и ожиданий, а также выявление путей повышения ее эффективности. Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе технологического преобразования налоговых органов и построения взаимодействия с налогоплательщиками в связи с их ожиданиями и потребностями. Методология работы включает – общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция. Результаты. Показано, что составляющими элементами эффективного внедрения диджитализации в фискальные органы и бизнес-структуры являются формирования клиентского сервиса; расширение партнерства и осуществления сотрудничества; применение инновационных методов работы с данными; внедрение новых технологий. Аргументировано, что изменения во взаимодействии компаний и налоговых органов благодаря цифровизации позволит расширить масштабность их деятельности через возможность работы дистанционно, а также через уменьшение влияния региональной эмансипации на развитие этих бизнес-структур и т.п. В статье выявлены особенности применения технологических решений в налогообложении, к которым отнесены: комплаенс-решения, инсайт-решения, управление процессами, инфраструктура для обеспечения работы по всем видам решений в целом. Выводы. Приоритетами новейшей налоговой политики должны выступать ее глобализация и межгосударственный обмен налоговой информацией, обновление фискальной терминологии, расширение налоговой базы за счет инкорпорации новых методов и технологий налогового контроля. В статье обосновывается необходимость использования электронных цифровых услуг в контексте уплаты налогов со стороны плательщика и их администрирования со стороны государства.

Ключевые слова: налоговые органы, ФНС, цифровые технологии налогового администрирования, технологическая трансформация, электронный кабинет налогоплательщика

JEL-классификация: H29, H39, O33



Введение

Направлением мировой экономики на текущий момент являются идеи, технологические решения и принципы, которые берет за основу четвертая промышленная революция (Industry 4.0). Она расценивается бизнесом, учеными и государствами как ранее неизвестный подход, способный обеспечить максимально простым и функциональным инструментарием процессы администрирования и в целом управление публичными финансами с учетом интересов каждого из стейкхолдеров. Ключевым процессом Industry 4.0 стала диджитализация (или цифровизация). Она объясняет процесс перевода информации из аналогового формата в цифровой, это организация нескольких разнообразных сфер общественной жизни с помощью технологий цифровой связи. Это также процесс использования цифровых технологий для создания добавленной стоимости [11–12]. (Frank, Mendes, Ayala, Ghezzi, 2018; Gobble, 2018) Первые шаги Industry 4.0 совершила в нескольких развитых странах, но была признана как новое направление вследствие немецкого государственно-частного партнерства с целью создания «умных» заводов, обеспечивших содействие цифровых технологий и человека. На сегодняшний день в любом развитом государстве утверждены программы развития и поддержки Industry 4.0. Так, в Германии это «High-Tech Strategy 2020», в США – «Advanced Manufacturing Partnership», в Китае – «Made in China 2025», во Франции – «La Nouvelle France Industrielle». В данных программах зарубежные страны учитывают сложность отношений в тех или иных сферах и их успешную синергию. Все это ведет к построению сложных взаимосвязей между отраслями, одновременно, упрощающих их реализацию и затрудняющих контроль этих отношений как количественно, так и качественно. Конфликты интересов и затратность контроля вызывают сомнения в условиях соблюдения партнерских отношений со стороны каждого из участников. В финансовом аспекте актуальным инструментом, доступным для каждого клиента, является платформа электронного личного кабинета налогоплательщика. Вместе с тем преобразование, разрозненность базы мониторинга условий партнерства создают новые вызовы, как для налогоплательщиков, так и для всей налоговой системы. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность рассматриваемой темы.

Обзор литературы

Идеи цифровизации в государственных финансах не новы, однако возникает потребность их дальнейшего развития. В двадцатом веке налоговую проблематику исследовали выдающиеся ученые-экономисты: Дж. Мирлис [8, 9, 14] (Banks, Diamond, Mirrlees, 2010; Diamond, Mirrlees, 1999; Mirrlees, 1971), Дж. Слэмрод [15] (Slemrod, 1990), У. Викри, П. Даймонд [8, 9, 10] (Diamond, 2009), Э. Аткинсон [7] (Atkinson, 1976), Дж. Стиглиц [7], Г. Манков [13] (Mankiw, Matthew Weinzierl, Yagan, 2009) и другие. Среди российских авторов данную тему рассматривали К. А. Сметанин [4] (Smetanin, 2020), Ю. В. Ростова [3] (Rostova, 2020) и другие. Данные авторы считают, что на данный момент в сфере налогового администрирования могут использоваться цифровые преобразования, благодаря которым возрастает эффективность и происходит оптимизация функциональных процессов, сокращаются операционные затраты налоговых органов и повышается их открытость.

Результаты исследования

Налогообложение как устойчивый процесс представляет собой взаимодействие налогоплательщика и налоговой службы. Цифровизация (диджитализация) налоговых органов дает возможность получить следующие положительные экономические эффекты: повышение скорости экономического роста и развития компаний; рост эффективности бизнес-процессов в стране и обеспечения прозрачности налоговых операций [5, 6] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, Zaidov, 2019; Tsvetkov, Protsenko, Dudin, Lyasnikov, 2018)).

Внедрение цифровых технологий в деятельность налоговых органов и в бизнес-среду должно основываться на определенных составляющих (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие эффективного внедрения диджитализации в фискальные органы и бизнес-структуры

Составляющие внедрения диджитализации
Сущность составляющих внедрения диджитализации
Формирования клиентского сервиса (Customer Centricity)
Внедрения инструментов омниканальности, аналитики, вариативности, скоринга, адаптивности и прогнозирования
Расширение партнерства и сотрудничества (Partner Centricity)
Активизация развития компаний и продвижения своих продуктов на рынке путем коллабораций и интеграций с другими сервисами и партнерами. Цифровое партнерство дает возможность отечественным компаниям вести свой бизнес по всему миру. В части фискального регулирования – соблюдение международных налоговых соглашений, налоговой гармонизации и неформальной конвергенции налоговых режимов (сближение налоговых ставок, определение налоговой базы и т. п.) при осуществлении бюджетно-налоговых реформ
Применение инновационных методов работы с данными (Data Governance)
Использование инструментов в сборе и обработке данных: Big Data, искусственный интеллект, нейросети с целью моделирования клиентского поведения, прогнозирования спроса, формирования преимущества.
Внедрение инновационных технологий (R & D)
Создание центров инноваций (research & development) с целью поиска и тестирования новых направлений распространения продуктов и наряду с этим обеспечение гармонизации налогового законодательства
Источник: составлено авторами на основе [2].

Подводя итоги, можно отметить, что технологии цифровизации налогоплательщиков и налоговых органов способствуют рефреймингу (или же изменениям) в их моделях взаимодействия:

- в формировании бизнес-цепей способствуют оптимизации и автоматизации бизнес-процессов и бизнес-цепей;

- в разработке бизнес-модели формируют подходы к созданию новых финансовых услуг, ценовой политики, отношения с клиентами и партнерами, применение инновационных подходов к продвижению продукта бизнеса;

- создание межгосударственной налоговой конвергенции способствует сближению положений национальных налоговых систем;

- в управлении стратегическими активами: основное внимание должно уделяться нематериальным активам, таким как информация, компетенции и клиенты.

Таким образом, взаимодействие компаний налоговых органов в условиях цифровизации позволит расширить масштаб их деятельности благодаря дистанционной работе. Технологическими решениями, которые используются в налогообложении и активно взаимодействуют между собой, являются:

- комплаенс-решение;

- инсайт-решения;

- управление процессами;

- инфраструктура для обеспечения работы по комплаенс, инсайт-решений и управления процессами [1].

Особенности применения каждого из технологических решений в налогообложении приведены на рисунке.

Рисунок. Особенности применения технологических решений в налогообложении

Источник: составлено автором на основе: OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017 / OECD. 2017. July 10. URL: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm (дата обращения 30.07.2020).

Основными технологиями для построения системных решений в налогообложении выступают блокчейн, искусственный интеллект и роботизация. Они направлены на автоматизацию рутинных налоговых процессов и генерацию «умных» советов или инсайтов, оценку налоговых рисков и т. п. Вопрос их применения и практической реализации исследовались с целью определения ключевых направлений в сфере налогового планирования и анализа [2] (табл. 2).

Таблица 2

Направления применения и практической реализации цифровых технологий в налогообложении

Технология
Направление применения
Практическая реализация
Роботизация
Автоматизация ввода данных
«Умное сканирование» и обработка первичных документов; автоматическое формирование других документов (актов, счетов и т. д.)
Интеграция различных систем
Автоматизированного переноса данных из различных систем (HR, продажи, склад и т. п.) в бухгалтерские системы
Выполнение одинаковых регулярно повторяющихся задач
Автоматизация повторяющихся типовых процессов с помощью ботов
Согласование данных из разных систем
Согласования идентичной информации в разных базах данных и корректировка ошибок
Проверка качества и корректности данных
Нахождение ошибок ввода данных, автоматизированный анализ и сопоставление заранее заданных алгоритмов
Обработка простых бизнес-алгоритмов
Отправки автоматизированных нотификаций по сверке данных контрагентам; программирование типовых процессов (регистрация накладных, заполнения и представления отчетности); автоматизированное формирование типовых договоров
Блокчейн
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Регистрация НДС в блокчейн-реестре; фиксация данных обо всех инвойсах и платежах в блокчейн
Налог на прибыль
Отслеживание места поставки для e-commerce; анализ наличия статуса постоянного представительства
Трансфертное ценообразование
Фиксация прибыли по трансакционной базе для определения доли его распределения
Цифровые счета
Блокчейн-реестры всех инвойсов и банковских платежей
Другие налоги
Прозрачный реестр сделок с движимым и недвижимым имуществом для расчета пошлины и трансакционных налогов
Искусственный интеллект
Налоговый анализ
Нейронные сети для автоматического расчета обязательств по НДС; «умное» распределение обращений в налоговые органы и автоматические ответы на типовые вопросы; интеллектуальный анализ цепи поставок на предмет налоговых рисков
Естественный язык
Интеллектуальный перевод технических документов; чат-боты для ответа на запросы и обращения налогоплательщиков; интеллектуальный контекстный поиск налоговой информации в масштабе больших данных
Автоматизация
Автоматизированный процесс заполнения налоговых деклараций; создание алгоритмов автоматизированного поиска и сбора налоговой информации из различных источников
Анализ процессов
Контроль и анализ процессов подготовки налоговой отчетности; риск-ориентированные модели процессов налоговой функции
Оценка уровня развития налоговой функции (tax function maturity)
Бенчмаркинг налоговых показателей; рекомендательные системы с использованием автоматизированного анализа установленных KPI; системы непрерывной оценки уровня завершенности налоговой функции с цепью обратной связи
Источник: составлено автором на основе: Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness / WTS. URL: https://www.wts.com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf (дата обращения 30.07.2020); Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG . 2018. April. URL: https://assets .kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения 30.07.2020); Spotlight: Robotic Process Automation (RPA). What Tax needs to know now / PricewaterhouseCoopers. 2017. May. URL: https://www .pwc.com/gx/en/tax/publications/assets/pwc-tax-function-of-the-future-focus-on-today-robotics-process-automation.pdf (дата обращения 30.07.2020); OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017 / OECD. 2017. July 10. URL: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm (дата обращения 30. 07. 2020).

В мировой практике цифровизация выступает областью активной государственной политики, поэтому в России также действует стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 гг. (утв. Указом Президента РФ) [3]. Главная цель представленной стратегии – реализация ускоренного сценария цифрового развития как наиболее важного для РФ с позиции вызовов, возможностей и потребностей. В основу внедрения стратегии положена стратегия «цифровой по умолчанию», что означает перевод в цифровой формат аналоговых систем, модернизация и поддержка которых является неэффективной и невыгодной.

В настоящее время происходит постоянное преобразование и совершенствование сферы налогообложения. В планах развития ФНС России применение информационных технологий является приоритетным, если в них ключевыми акцентами определены: внедрение современных инструментов «информационного общества», расширение сервисных функций, модернизация ИТ-сервисов и платформ.

Электронный кабинет налогоплательщика – инновационный электронный сервис веб-сайта ФНС России, который, благодаря специальному инструменту доступа (например, электронной карточке налогоплательщика) с использованием электронно-цифровой подписи даст налогоплательщику возможность работать с органами налоговой службы в режиме реального времени. Налогоплательщик будет работать с личным электронным кабинетом при помощи подключенного к интернет-сети персонального компьютера с использованием стандартных программно-технических средств (браузера, картридера и т. п.) при условии авторизации плательщика в налоговом веб-портале ФНС России.

Электронный кабинет плательщика налогов является защищенным, персонализированным и безопасным электронным сервисом, который будет позволять налогоплательщикам взаимодействовать с ФНС бесконтактными способами благодаря новейшим информационно-коммуникационных технологиям.

В ФНС России введен ряд технологических проектов с целью упрощения обмена данными между налогоплательщиками и налоговыми органами, а именно: «Личный кабинет для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», «Личный кабинет для плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых)», «Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации». Однако для повышения клиентоориентированности налоговых органов мирового образца следует продолжать работу в направлении цифровизации.

Внедрение данных проектов позволяет расширить перечень услуг, предоставляемых налоговыми органами налогоплательщикам, с использованием электронных сервисов, повысить качество обслуживания налогоплательщиков, обеспечить достоверность информации, предоставляемой налогоплательщиками, а также снизить уровень коррупции в налоговых органах.

Гармонизации отношений между плательщиками налогов и налоговыми органами при осуществлении налогового контроля способствует усиление просветительской деятельности контрольных органов. Такая деятельность должна быть направлена на обеспечение понимания обществом того, что уплата налогов – конституционный долг каждого гражданина и социальная ответственность для бизнеса.

Заключение

Глобальный тренд на цифровизацию экономики, развитие информационного сектора, становление общества сетевых коммуникаций, изменение формата структуры и формата труда как основного доходного источника для индивидуального налогообложения деформирует сложившееся фискальное пространство, перезагружает существующую теорию оптимального налогообложения с одновременной импликацией нестандартных противоречий. Время процедуры и технологии налогового контроля, качество налогового администрирования доходов и налогов с юридических и физических лиц остаются на недостаточном уровне. Приоритетами новейшей налоговой политики должны выступать ее глобализация и межгосударственный обмен налоговой информацией, обновление фискальной терминологии, расширение налоговой базы за счет инкорпорации новых методов и технологий налогового контроля.

В условиях стремительного развития цифровых технологий методы работы налоговой службы не должны оставаться архаичными, государственным органам налогового контроля также надо быть готовыми к изменениям, поскольку уровень технологического развития дает преимущества в борьбе за налоговую базу. Для более эффективного взаимодействия с налогоплательщиками налоговым органам необходимо постоянно модернизировать модели взаимодействия за счет внедрения инновационных методов работы с данными, партнерства, клиентского сервиса, сотрудничества. Государственные органы налогового контроля должны внедрять в свою деятельность роботизацию, блокчейн, искусственный интеллект, комплаенс-решения, инсайт-решения, управление процессами и так далее. Это позволит не только автоматизировать налоговые функции и сократить трудовые и временные издержки, но и повысить прозрачность налогового администрирования, лояльность налогоплательщиков и тем самым способствовать росту собираемости налогов и повышению уровня налоговой безопасности государства и общественного благосостояния.

[1]Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG. 2018. April. URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения 30. 07. 2020)

[2]Составлено авторами на основе: Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness / WTS. URL: https://www.wts.com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf (дата обращения 30.07.2020); Transforming the tax function through technology guide. A practical guide to 2020 / KPMG . 2018. April. URL: https://assets .kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения 30.07.2020); Spotlight: Robotic Process Automation (RPA). What Tax needs to know now / PricewaterhouseCoopers. 2017. May. URL: https://www .pwc.com/gx/en/tax/publications/assets/pwc-tax-function-of-the-future-focus-on-today-robotics-process-automation.pdf (дата обращения 30.07.2020); OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017 / OECD. 2017. July 10. URL: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm (дата обращения 30. 07. 2020).

[3]Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы».


Источники:

1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»
2. Адамс Ч. Влияние налогов на становление цивилизации / пер. з англ. Столярова А. та др. Москва; Социум, Мысль, 2018. – 639 с.
3. Ростова Ю.В. Цифровые технологии по обеспечению открытости налоговых органов для налогоплательщиков//В сборнике: Человек, общество, право в условиях цифровой реальности. Сборник статей. Москва, 2020. – С. 203-211.
4. Сметанин К.А. Современные технологии налогового администрирования: ответ на угрозы или использование возможностей обеспечения экономической безопасности//В сборнике: трансформация национальной социально-экономической системы России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – С. 420-429.
5. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Заидов К.Х. Система налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 4–15.
6. Цветков В.А., Проценко О.Д., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства агропромышленного сектора // Финансы: теория и практика . 2018.22(6):39-52.
7. Atkinson A.B. The desighn of tax structure: direct versus indirect taxation / A.B. Atkinson, J.E. Stiglitz // Journal of Public Economics. – 1976. – Vol. 6. – Pp. 55–75.
8. Banks J., Diamond P. The Base for Direct Taxation // Dimensions of Tax Design: The Mirrlees review / J. Banks, P. Diamond, J. Mirrlees ; Institute for Fiscal Studies. Oxford: Oxford University Press, 2010. – Pp. 548–648.
9. Diamond P. Optimal taxation and public production II: tax rules / P. Diamond, J. Mirrlees // Public finance. Worth series in outstanding contributions / Ed. by A. Auerbach. – New York : Worth Publisher, 1999. – P. 81–126
10. Diamond P. Taxes and pensions / P. Diamond // Southern Economic Journal. – 2009. – Vol. 76. – № 1. – Pp. 2–15.
11. Frank A. G., Mendes G. H. S., Ayala N. F., Ghezzi A.Servitization and Industry 4.0 convergence in the digital trans-formation of product firms: A business model innovation per-spective. Technological Forecasting and Social Change. – 2018. – Vol. 141. – Pp. 341-351
12. Gobble M. M. Digitalization, Digitization, and Innova-tion. Research¬Technology Management. – 2018. – Vol. 61. – Issue 4. – Pp. 56-59.
13. Mankiw G. Optimal taxation in theory and practice / N. Gregory Mankiw, Matthew Weinzierl, Danny Yagan // Journal of Economic Perspectives. – 2009. – Vol. 23. – № 4. – Pp. 147–174.
14. Mirrlees J. Exploration in the theory of optimal income taxation / J. Mirrlees // Review of Economic Studies. – 1971. – № 38. – Рp. 205–229
15. Slemrod J. Optimal taxation and optimal tax systems / J. Slemrod // The Journal of Economic Perspectives.– 1990. – Vol. 4, №. 1. – Pp. 157–178.
16. Getting Ready for the Future of the Tax Function. Global Survey on Digital Tax Maturity and AI Readiness / WTS. URL: https://www.wts.com/wts.de/insights/kuenstliche-intelligenz/wts_studie_ki_2018.pdf (дата обращения 30.07.2020)
17. OECD Transfer Pricing Guidelines for Multinational Enterprises and Tax Administrations 2017 / OECD. 2017. July 10 URL: https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm (дата обращения 30.07.2020)
18. Spotlight: Robotic Process Automation (RPA). What Tax needs to know now / PricewaterhouseCoopers. 2017. May. URL: https://www .pwc.com/gx/en/tax/publications/assets/pwc-tax-function-of-the-future-focus-on-today-robotics-process-automation.pdf (дата обращения 30.07.2020)
19. Transforming the tax function through technology guide . A practical guide to 2020 / KPMG. 2018. April. URL: https://assets .kpmg/content/dam/kpmg/xx/pdf/2018/04/transforming-the-tax-function-final.pdf (дата обращения 30.07.2020)
20. Деева Т.В. Тенденции развития удаленного налогового контроллинга в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 7. – С. 1401-1412. – doi: 10.18334/ce.14.7.110588
21. Деева Т.В. Информационно-сервисное обеспечение процесса управления налоговыми потоками как необходимый элемент системы налогового контроллинга компании в условиях всеобщей цифровизации // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – doi: 10.18334/ce.14.8.110647

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:37