Институционально-экономический механизм формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе

Комов М.С.1
1 Российский университет транспорта

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446285
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье обоснована необходимость интеграции национальных транспортных систем в Евразийском экономическом союзе. Предложен институционально-экономический механизм формирования транспортного пространства в евразийском регионе. Проанализированы составляющие предложенного механизма: институциональные элементы (система межгосударственных органов и их компетенций), законодательные (договорно-правовая база), финансово-экономические, правила и процедуры подготовки и принятия решений, контроля их исполнения, находящихся во взаимозависимости и взаимосвязи. Отмечено, что создание механизма позволит получить целый ряд социально-экономических эффектов, которые будут связаны с повышением результативности интеграционных процессов на транспорте, гармонизацией регулирования и снятием барьеров для поставщиков транспортных услуг. Все потенциальные эффекты в статье проанализированы с позиции прямого и косвенного воздействия, а также с количественной и качественной стороны.

Ключевые слова: региональная интеграция, Евразийский экономический союз (ЕАЭС), единое транспортное пространство (ЕТП), институционально-экономический механизм, транспортная интеграция

JEL-классификация: F15, L91, R40

Источники:

1. Вартанова М.Л. Единый рынок услуг в рамках реализации Договора о Евразийском экономическом союзе: возможности и недостатки // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – С. 49-66. – doi: 10.18334/eo.9.1.40477 .
2. Герус И.М. Перспективы развития финансового капитала в условиях Евразийской экономической интеграции // Российское предпринимательство. – 2017. – № 5. – С. 807-814. – doi: 10.18334/rp.18.5.37597 .
Подшибякина Н.Д. Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств-участников СНГ. / Труды Международной научно-практической конференции. - М.: «Профиздат», 2002. – 400 с.
4. Дробот Е.В., Костылева С.О. Методы оценки последствий экономической интеграции для стран Евразийского экономического союза // Российское предпринимательство. – 2017. – № 1. – С. 23-40. – doi: 10.18334/rp.18.1.37212 .
5. Дробот Е.В., Рукосуева Ю.С. К вопросу об эффективности функционирования единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – С. 67-86. – doi: 10.18334/eo.8.4.39187 .
Буторина О.В. Европейская интеграция. / Учебник. - М.: «Деловая литература», 2011. – 720 с.
Стрежнев М.В. и др. Европейский союз в глобальном экономическом управлении. - М.: ИМЭМО РАН, 2017. – 255 с.
8. Комов М.С. Интеграция национальных транспортных комплексов в региональную транспортную систему: анализ форм и механизма // Вестник Евразийской науки. – 2018. – № 4. – С. 14. – url: https://esj.today/PDF/20ECVN418.pdf.
9. Кочетов И.В. Общесистемная поставка некоторых методических проблем построения ЕТС // Тр. ЦНИИЭВТ. – 1977. – № 138. – С. 6-34.
10. Лукьянова В.Ю., Плюгина И.В. Институциональные основы функционирования интеграционных объединений на евразийском пространстве // Международное право. – 2016. – № 1(56). – С. 78-87. – doi: 10.12737/18189 .
11. Мансуров Т.А. На пути к Евразийскому экономическому союзу // Россия и современный мир. – 2012. – № 1(74). – С. 191-2002.
Топорнин Б.Н. Право и институты Европейских сообществ на современном этапе: основные понятия. - М.: Европейская интеграция: правовые проблемы, 1992. – 16 с.
Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории. - М.: Дело, 2003. – 464 с.
14. Шишков Ю.В. Глобализация и регионализация — две стороны одной медали // Мир перемен. – 2005. – № 1. – С. 148-163.
North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Страница обновлена: 11.09.2025 в 13:02:57

 

 

Institutional and economic mechanism for the formation of a single transport space in the Eurasian Economic Union

Komov M.S.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 4 (October-December 2019)

Citation:

Abstract:
The article substantiates the necessity of integration of national transport systems in the Eurasian Economic Union. An institutional and economic mechanism for the formation of transport space in the Eurasian region is proposed. The parts of the proposed mechanism are as follows: institutional elements (system of inter-state bodies and their competencies), legislative (legal base), economic and financial policies and procedures of training and decision-making, control of their fulfillment in interdependence and interconnectedness. It is noted that the creation of the mechanism will allow to obtain a number of socio-economic effects that will be associated with increasing the effectiveness of integration processes in transport, harmonization of regulation and removal of barriers for transport service providers. All potential effects in the article are analyzed from the position of direct and indirect effects, as well as from the quantitative and qualitative side.

Keywords: Regional Integration, Eurasian Economic Union (EAEU), single transport space (STP), institutional and economic mechanism, transport integration

JEL-classification: F15, L91, R40