Качество преподавания экономических дисциплин в контексте национальной безопасности

Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Сектор «Экономической безопасности»

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Рассматривается теория и практика преподавания экономических дисциплин в контексте национальной безопасности. В современном мире, где экономические процессы играют важную роль в формировании и поддержании национальной безопасности, необходимо постоянно совершенствовать методы и подходы к обучению студентов в преподавании экономических дисциплин. Качественное образование и культура являются основой обеспечения успеха в межгосударственном противостоянии стран, отличающихся от российской системы обучения, базирующейся на традиционных ценностях патриотического воспитания. Автор исследует качество образования, которое в первую очередь определяется взаимодействием различных компонентов финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, налоговой политики и их взаимосвязью. По результатам исследования делается вывод о том, что состояние качества во многом зависит от существующей системы образования и культуры преподавания. В работе представлен аналитический обзор тенденций изменения: количества государственных и коммерческих образовательных организаций; численности выпускаемых студентов по направлениям подготовки, численности профессорско-преподавательского состава по квалификационным признакам. Представленная динамика средней стоимости обучения в вузах показывает, что с уменьшением численности студентов и качества преподавания сокращается профессорско-преподавательский состав и количество вузов, но при этом стоимость обучения увеличивается. Полагаем, что исследуемая тема в области преподавания экономических дисциплин при подборе учебно-методических материалов будет способствовать повышению качества образования студентов и привлечет внимание государственных и исполнительных органов к вопросам подбора учебников

Ключевые слова: качество образование, экономические дисциплины, экономическая безопасность, национальная безопасность, ценообразование

JEL-классификация: I21, I23, H110, H560



Введение. Влияет ли качество образования на культуру учащихся в семье, школе, вузе? Наверное, скорее да, чем нет. Почему так скромно, ведь если в процессе воспитания, – родители, воспитатели, учителя, преподаватели не привили культуру общения, которая начинается с первых слов знакомства, то в более зрелом возрасте она так и останется в детском/подростковом состоянии. Возможно, каждому преподавателю приходилось сталкиваться с обращением студента при написании письма со словами без доброго утра (дня, вечера), то есть безлично. Или доброе утро (день, вечер) с обращением по имени к учителю, в два-три раза старше, обращающегося к нему ученика. Всё это относится к культуре обучения, воспитания, закладываемых с раннего детства, – с детского сада, со школы с семьи.

Откуда тогда берутся такие невоспитанные школьники и студенты, как не из учебных заведений, где нет культуры общения и преподавания, а цель учебников не научить грамоте, а заинтересовать личностью учителя и его учебника любой ценой. Вероятно, многие помнят учителя словесности Павла Ивановича Арикова (ПалВана), который использовал новый метод преподавания великорусской литературы, распевая для учеников куплеты о курсистках, чтобы быть ближе к ученикам и развивать их творческие способности, как в фильме «Республика ШКИД» [1].

К примеру, в отличие от зарубежного образования, где интерактивные методы и игры широко используются в качестве неформального повествования в учебных материалах, в российской практике учебники более консервативны и сохраняют стандартные подходы к изучению предмета. Кроме того, учебники базируются на учебных программах по преподаваемой дисциплине, где не допускается вольное изложение материала.

Роль образования в системе обеспечения национальной безопасности является одной из ключевых и важных составляющих. Однако, несмотря на свою значимость, данная проблема все еще остается недостаточно изученной и не получила должного внимания со стороны общества и государства. В связи с этим предпринимаются первые попытки устранения этого пробела.

Целью написания статьи стало изучение методики преподавания дисциплины «Ценообразование» за рубежом. Задача исследования – оценить преимущества и недостатки используемых методов и практик при изложении данной дисциплины в российской учебной литературе.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в рекомендации органам исполнительной власти РФ имплементировать систему контроля качества при выдаче грифа «Учебник» зарубежным изданиям, которые могут негативно повлиять на интересы национальной (экономической) безопасности государства.

Основная часть. Чтобы успешно достичь международной конкуренции, государство должно иметь сильную экономику, передовые технологии, качественное образование и культуру, патриотическое воспитание и сбалансированную систему управления. Эффективность государственной системы определяется, прежде всего, взаимодействием различных компонентов финансово-бюджетной, денежно-кредитной, ценовой, налоговой политики и их взаимосвязью. Это позволяет сделать вывод о том, что качество государственной системы во многом зависит от сложившихся образовательной системы и культуры преподавания.

Практика показывает, что с помощью образовательных программ по различным финансово-экономическим дисциплинам государство может готовить специалистов в области экономики, финансов, для широкого спектра отраслей, сфер производства и оказания услуг. Следовательно, образование выступает системообразующим институтом, способным определять качественные показатели, характеристики в стратегическом планировании и прогнозировании. В современном мире уровень образования и культура преподавания становятся все более значимыми факторами государственной политики. В условиях обострения внешних и внутренних угроз и вызовов они приобретают особую роль для национальной и экономической безопасности государства и общества. Качество образования и культура преподавания при изучении учебных дисциплин оказывают непосредственное влияние на сохранение национальной идентичности и предотвращение конфессиональных противоречий между различными культурами.

Повышение качества и доступности образования также являются важными факторами в «перестройке российской экономики» [2, ст. 14] и «становятся ключевыми показателями конкурентоспособности России» [2, ст. 22]. Навязывание чуждых идеалов и ценностей, реализация которых осуществляется без учета исторических традиций и опыта в сфере образования, науки и культуры, подрывают основы политической стабильности и государственности. Пересмотр базовых нравственных норм наносит непоправимый ущерб состоянию личности, поощряет деструктивное поведение, создает условия для самоуничтожения общества. Одновременно усиливаются проявления агрессивного национализма, ксенофобии, религиозного экстремизма и терроризма [2, ст. 86].

Рассмотрим качество преподавания дисциплины «Ценообразование», осуществляемого в одном из ведущих вузов России на основе рекомендованного учебника американского экономиста. Автор [2] будущего учебника зарекомендовал себя как неординарный исследователь подходов к проблемам цен и ценообразования, предшествовавших книге, правда, не получившей статуса учебника, что, вероятно, является большим упущением для тех, кто рекомендовал последующее экономическое исследование автора – «Теория цен и ее применение» [19; 38; 54]. Но, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, с 2009 г. – Институт экономики переходного периода, является центром публикаций научных исследований в области экономики, социальных и гуманитарных наук. Основной целью деятельности этого института выступает распространение отечественных и зарубежных исследований, а также трудов классиков и современных ученых. Таким образом, Издательский дом Института им. Е.Т. Гайдара имеет благородную миссию – знакомить российских ученых с частными позициями и научными достижениями зарубежных коллег и обмене знаниями между странами.

Однако одно дело – открывать новые исследования авторов, опубликовавших свои работы за рубежом, и вводить в оборот печатные труды в период рыночных реформ; именно в 1993 г. вышла книга автора С. Ландсбурга «Экономист на диване». И совсем другое – издать в 2018 г. в качестве учебника «Теорию цен и ее применение», написанную в 2008 г.

Одно дело, когда автор приводит пример крыс и голубей, адекватно реагирующих на изменения цен, изменения доходов и изменения ставок «заработной платы» при нажатии рычага в автомате, который выдает определенный продукт в зависимости от количества нажатий. «Когда цена на шипучку из корнеплодов повышается, они покупают ее меньше. Когда ставки «заработной платы» растут, они работают усерднее, пока их доходы не станут высокими, и в этот момент они предпочитают больше наслаждаться жизнью в свободное время. Это именно те реакции, которые экономисты ожидают и наблюдают у людей» [19, с. 7]. Можно соглашаться или не соглашаться с автором что, «когда цена аварий (например, вероятность погибнуть или ожидаемый счет на медицинские услуги) низкая, люди предпочитают иметь больше аварий» [19, с. 3]. Или «фактическая экономическая стоимость инфляции, как и фактическая экономическая стоимость налога, заключается в том, что люди предпринимают затратные действия, чтобы избежать ее, но эти действия никому не выгодны». В любом случае, каждый человек имеет право высказать свою точку зрения, даже если этот человек – ученый. Единственное отличие только в том, что ученый должен аргументировать свою точку зрения, подкрепляя ее экономическим анализом, подтвержденным экспериментом, даже если это касается гипотезы.

Другое дело, когда подобные исследования отражены в учебнике. Обратимся к рассматриваемому учебнику, написанному коллективом авторов и составленному С. Ландсбургом, безусловно, представляющего интерес как в теоретическом, так и в практическом плане. Многочисленные зарубежные и отечественные отзывы на учебник «Теория цен и ее применение» С. Ландсбурга, – как на лучший учебник по микроэкономике на уровне школы-бакалавриата (уровень этого учебника как раз подходит для школьных олимпиад) не вызывают сомнений в правдивости таких отзывов [52].

Согласно сайту продаж – Лабиринт, книга является отличным учебником для изучения основ экономической науки, особенно микроэкономики. Она содержит подробное и интересное изложение теории, предлагая читателю проверить свои знания с помощью вопросов и задач. Многочисленные примеры реальных событий способствуют развитию экономической интуиции и аналитического мышления. Рекомендуется студентам экономических и технических вузов, старшеклассникам, преподавателям и всем, кто интересуется тем, как функционируют экономические системы, как их можно изучать и совершенствовать [18].

На официальном сайте Amazon написано в юмористическом стиле: «… живое восьмое издание «Теория цен и ее применения» предлагает индуктивный, практический подход, позволяющий студентам изучать экономику на практике... Используя удобный для студентов и простой для понимания формат, книга содержит классические концепции теории промежуточных цен, а также актуальные, нетрадиционные вопросы, не встречающиеся в других изданиях, такие как экономика информации. Социальное благосостояние также выделяется как объединяющая концепция на протяжении всего текста. Строгое и скрупулезное изложение экономической теории в книге подкреплено множеством интригующих и занимательных экспонатов, примеров, числовых упражнений и наборов задач, включенных в конец глав, что дает студентам возможность проверить свое понимание концепций главы …» [53].

Перейдём к источнику исследования «Теория цен и ее применения» и начнем последовательно изучать учебный материал, который привлек наибольшее внимание.

В главе 1 «Спрос, предложение и равновесие» есть раздел под названием «Пример: спрос на убийство», в котором рассматривается «убийство как товар, а совершение убийства – как процесс потребления этого товара. Цена потребления товара выплачивается в различном виде. Одним из видов оплаты является риск смертной казни. Можно изобразить кривую спроса на убийство с риском смертной казни на вертикальной оси, и количеством совершенных убийств – на горизонтальной оси. Приемлемым вопросом будет, насколько пологой является кривая спроса, что аналогично вопросу о том, приведет ли незначительный рост вероятности смертной казни к минимальному или максимальному падению количества совершенных убийств. Другими словами, измерение наклона данной кривой спроса – это, по сути, то же самое, что и измерение сдерживающего эффекта смертной казни» [38, c. 30].

Правда, забавно и, как кажется, без юмора, повествуется о теории спроса и предложения в новом ракурсе, что очень нужно школьникам и студентам высших учебных заведений, чтобы понимать, как работает график изменения «спроса и предложения на убийство». Безусловно, такие исследования нужны и полезны для специалистов, экспертов МВД, но стоит ли размещать такую ​​информацию в учебнике – вопрос, наверное, риторический.

Возможно, кто-то предпочитает более острые темы, но и это присутствует в учебнике, можно сказать в буквальном смысле, – «огненное».

В главе 8 «Экономика благосостояния и выгоды от обмена», 8.2 «Критерии эффективности» рассматриваются варианты интересов различных групп людей, среди которых предлагается использовать метод – нормативный критерий. Этот критерий используется в «правиле большинства». Однако проблема с этим правилом в том, что оно позволяет слабым предпочтениям большинства преобладать над сильными предпочтениями меньшинства. В качестве примера автор учебника для студентов приводит следующий пример: «Предположим, что вы и 9 других студентов голосуете за то, чтобы сжечь дом профессора экономики ради развлечения. По правилу большинства ваши 10 голосов «за» перевешивают 1 голос профессора, который голосует «против». Тем не менее многие согласятся, что сжигать дом – плохая идея» [38, с. 294].

Приведенный пример сам по себе уже выдающийся с точки зрения преподавания. Что это? Он не подходит под вариант призыва к насилию, призыва как такового нет. Может быть, это случай больного воображения, извращенного черного юмора, когда мнение профессора используется участниками заговора с целью поджога избирательного дома? Как должен себя чувствовать профессор, участвуя в этом процессе, голосуя «за» или «против» поджога собственного дома? Как должен вести себя преподаватель, читая лекцию по «Ценообразованию» студентам в аудитории Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, где эта книга принята в качестве учебника?

Но на этом процесс предлагаемого метода не заканчивается, поскольку критерий эффективности используется как альтернатива «правилу большинства». Согласно критерию эффективности, количество отданных вами голосов пропорционально вашей заинтересованности в результате, а заинтересованность измеряется тем, сколько вы готовы заплатить, чтобы получить желаемый вами результат. Например, если каждый из 10 студентов оценивает в 10 долл. возможность наблюдать за охваченным пламенем профессорским домом, а профессор ценит в 1000 долл. возможность избежать такого исхода, то студенты получают по 10 голосов, а профессор получает 1000 голосов. Сжигание дома проигрывает 1000 к 100» [38, с. 294]. Далее на этом примере автор, рассматривая различные варианты делает вывод о неэффективности с точки зрения критерия эффективности, что «подобная неэффективность недопустима» [38, с. 294]. То есть автор в финале, как в басне, выводит мораль о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Отметим, что убийства нами разобраны, поджоги тоже, не хватает грабежей, которые обязательно должны быть в учебнике по теории цен! Такие примеры есть, правда, с небольшим отклонением от структурного сценария: (1) убийства, (2) поджоги и только потом (3) грабежи. Вероятно, в следующем – «девятом живом издании …» автор учебника внесет логические коррективы таким образом, что в теории цен сначала будет анализироваться грабеж, затем поджог и только потом убийство. Иначе получается, что сначала были убийства, потом поджоги, а что тогда грабить, если все сгорело. Логическая последовательность явно требуется при анализе кривых спроса, предложения и критерия эффективности. Какая может быть эффективность в нелогичной цепочке: убийство, поджог, грабеж. Как автор писал ранее – «подобная неэффективность недопустима».

В главе 8 «Экономика благосостояния и выгоды от обмена», 8.3 «Примеры и приложения» рассматривается тема «Грабеж» «с точки зрения экономической эффективности» всех членов общества как потеря одной группы, которая «в точности компенсируется выгодой другой, не имея при этом никакого значения» [38, с. 314]. Автор поясняет, оценка ущерба общественному благосостоянию, равного стоимости похищенного имущества при ограблении, является ошибочной, поскольку она учитывает потерю жертвы и не учитывает выгоду вора. Автор считает, что «грабеж нельзя оценивать, как хорошее или плохое действие, так как краденые вещи не исчезают из общества, а всего лишь переходят от одного владельца к другому. Далее уточняется, что грабеж влечет за собой социальные издержки, которые равны упущенным возможностям, времени и энергии грабителя. То есть, если до этого автор учебника по ценообразованию учитывал эластичность спроса, то теперь пришло время подсчитать издержки, понесённые грабителем при краже чужого имущества. Для этого предлагается «рассмотреть грабежи как конкурентную отрасль: грабежи происходят, пока предельные издержки следующего преступления не сравняются с предельными выгодами (награбленного)» или издержки грабежа примерно равны ценности награбленного» [38, с. 315].

В отличие от убийства, в котором отсутствует кривая спроса, автор показывает на графике (в учебнике рис. 8.18), как оси отображают издержки одного ограбления в долларах и количество грабежей. Если рассматривать работу автора, отмеченную в аннотации, как изложенную в юмористическом, развлекательном стиле [53], то, продолжая его, следует отметить, что расчет ведется в долларах, а это по всей видимости, информация весьма полезная для учебника, иначе, учитывая постоянное укрепление рубля и рост ключевой ставки, можно занизить сумму грабежа и сделать неверную оценку затрат или вообще «грабануть по себестоимости» [3], что запрещено действующим российским налоговым законодательством [1, ст. 54.1] [4]. Кроме того, автором настоящей работы был обнаружен недочет в исследуемом учебнике по теории цен, в части определения оценки стоимости, действительной в течение шести месяцев с даты оценки грабежа. В противном случае, российским арбитражным судом такая оценка будет признана недействительной [4, ст. 12] [5].

В учебнике «Теория цен и ее применение» тема «рынок человеческих почек» исключена из раздела по анализу уголовных преступлений. Возможно, это сделано в юмористических целях, на что указывается в аннотации к учебнику, который предназначен для школьников, изучающих этот предмет [38, с. 40]. В кратком изложении темы автор учебника отмечает, что в Соединенных Штатах существует длинная очередь на пересадку почки, и из-за ограниченного числа доноров удается провести лишь 15 000 трансплантаций в год среди немногих счастливчиков, и около 3 000 из них умирают [38, с. 40]. Продолжая свою мысль, автор указывает, что у «сотни миллионов американцев есть лишние почки (обычно две, хотя для нормального функционирования организма достаточно и одной). Если бы можно было пересадить хотя бы небольшую часть этих почек, то это спасло бы многих людей» [38, с. 41]. Интересно, о чем думает автор учебника, когда предлагает варианты использования донорских почек. Откуда возьмется дополнительный материал и какие ресурсы будут использованы? Будут ли привлекаться мигранты и низкооплачиваемые рабочие? И все ли эти примеры приводятся только для того, чтобы показать смещение спроса, предложения и цены, или здесь присутствует какое-то идеологическое воззрение?

Не стоит думать, что цитаты из учебника автора представляют собой что-то особенное. Во второй главе «Цены, издержки и выгоды от торговли» говорится, что в реальной жизни приходится сталкиваться с двумя определениями цен: «абсолютная цена» и «относительная цена». «Абсолютная цена – это сумма в долларах, которую необходимо заплатить, чтобы приобрести определенное количество данного товара. Относительная цена – это количество одного товара, необходимое для приобретения определенного количества другого товара» [38, с. 58]. «В микроэкономике под термином цена всегда подразумевается относительная цена. Если представить себе мир, где есть только два товара, например, хлеб и вино, то цена вина будет определяться конкретным количеством буханок хлеба». Микроэкономика изучает взаимосвязь между ценами, поэтому цена вина всегда будет выражаться через количество другого товара [38, с. 59]. По факту, в своем учебнике автор изложил теорию основ стоимости, однако при изучении подобных теорий обычно цитируются исследования великих и известных экономистов различных школ, которые соответствуют программе изучения данной дисциплины. Тем не менее на сайте РАНХиГС не удалось найти какую-либо учебную программу, на основе которой утвержден учебник.

Между тем, рабочая программа дисциплины «Цены и ценообразование» обнаружена на кафедре экономики и финансов московского областного филиала РАНХиГС факультета экономики и менеджмента, утвержденная протоколом от 30 августа 2024 г. № 1 для бакалавров [35]. Однако С. Ландсберг не включен в список рекомендуемых авторов в качестве основной или дополнительной литературы, но среди 8 учебных материалов 4 из них являются основной литературой и включают одного иностранного автора:

– Ценообразование: учебник / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева, Е.С. Глазова [и др.]; под ред. В.А. Слепова. - 3-е изд. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2022. - 304 с.;

– Алиев А.Т. Теория, методология и практика ценообразования в промышленности: монография / А.Т. Алиев, В.Р. Веснин, В.А. Слепов. - 2-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 125 с.

– Кохрейн Д. X. Ценообразование активов / Д.X. Кохрейн; пер. с англ. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 592 с.;

– Грундел Л.П. Налоговое регулирование трансфертного ценообразования в России: Учебник / Л.П. Грундел, Н.И. Малис - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 256 с.

Конечно, это не означает, что не следует пользоваться учебниками, написанными зарубежными авторами. Речь идёт о том, что не нужно преклоняться перед неизвестными зарубежными авторами, когда есть достаточно российских ученых, специалистов, специализирующихся в сфере ценообразования. Например, с 1992 г., когда началась отмена государственного контроля за ценами, в учебный процесс включаются авторы, которые получили признание своими работами в учебниках, учебных пособиях и монографиях в различных научных и ведущих учебных заведениях по вопросам теории цен и практики ценообразования [6-8; 10; 15-17; 20-25; 27-30; 32-34; 36; 37; 39; 40; 42-51].

В главе 1 «Спрос, предложение и предложение», рассматривая нетрадиционные примеры, не вошедшие в основной текст повествования, автор учебника приводит в разделе «Задачи» то, что, по-видимому, необходимо знать каждому школьнику и студенту при изучении кривых спроса и предложения. Так, в задачах спрашивается: «Верно или нет? Изобретение нового метода контрацепции, который будет более надежным, дешевым, эффективным и простым в использовании, сократит количество нежелательных беременностей [38, с. 51]. Или, «Рассмотрим такие «товары», как убийство или безрассудное вождение, которые не торгуются на традиционных экономических рынках, но для которых существуют кривые спроса. Как можно интерпретировать тот факт, что кривая спроса на такие товары очень крутая? Очень пологая?» [38, с. 51]. Возможно, автор учебника по ценообразованию решил внести свой вклад в проблему абортов и демографии, поставив схожие вопросы в следующей задаче в главе 2 «Цена, издержки и выгоды от торговли»: «Как вы думаете, где процент бездетных пар будет больше: на просмотре дешевого фильма или на дорогом шоу? (подсказка: бездетным парам не нужно нанимать няню, которая присматривала бы за детьми в их отсутствие)» [38, с. 72].

В главе 8 «Экономика благосостояния и выгоды от обмена» предлагается решить задачу: Адам и Ева потребляют только яблоки. Какое из следующих распределений яблок будет предпочтительным для них согласно критерию Парето и критерию эффективности: а) у Адама 12 яблок, у Евы 0 яблок. б) у Адама 9 яблок, у Евы 3 яблока. в) у Адама 6 яблок, у Евы 6 яблок. г) у Адама 0 яблок, у Евы 12 яблок. д) у Адама 5 яблок, у Евы 5 яблок» [38, с. 335]. Автор, вероятно, решил изменить и библейское повествование (например, с целью повышения рождаемости). Одно дело вкусить от одного яблока познания, другое дело от двенадцати яблок. Кажется, автор не беспокоится о том, что такой пример может оскорбить религиозные чувства различных конфессий, и использует его с юмористическим подходом.

Другой пример, который нельзя игнорировать, это когда Робинзон Крузо выращивает помидоры на необитаемом острове (литературный персонаж в книге Д. Дефо выращивает виноград и зерновые [13]) и отправляется на рыбалку. Но автору не важно придерживаться сценария книги, им движет не факт событий, а гипотетическое использование известной литературной личности для приведения рисунка 8.23 с использованием «кривой производственных возможностей». Затем автор предполагает, что Робинзон Крузо устанавливает контакты с туземцами другого острова и продает им помидоры, входя в открытую экономику, где цена «у иностранцев» определяется ценами «на мировых рынках» [38, с. 327]. Наделяя известных персонажей в несвойственной ситуации поступкам, которые они не могли совершить по определению, автор помещает их в несуществующие условия, наверное, чтобы повеселить студенческую аудиторию.

Возникают сомнения в точности перевода учебника, но сравнение текста на английском языке увеличивает количество вопросов. Так, в задачи, размещенной в 8-ой главе: «в Верхнем Гадюкине и Нижнем Гадюкине [6] одинаковые кривые спроса и предложения на бензин. Но Верхнем Гадюкине время каждого стоит 1 долл. в час, а в Нижнем Гадюкине – 10 долл. в час. Верно или нет? Если обе деревни установят потолок цен на бензин, ценность времени, потраченного в очередях, будет выше в Нижнем Гадюкине, чем в Верхнем Гадюкине» [38, с. 335]. Но нет, оригинал тот же. А теперь представим себе эти деревни в российской глубинке, где в каждой из них своя АЗС, где мужики стоят в очереди, получая зарплату в долларах. Возьмем даже восьмичасовой рабочий день, тогда при почасовой оплате труда в 10 долл. получим среднемесячную зарплату в размере 1800-2000 долл. Интересно, будет ли потолок цен на бензин устанавливаться жителями каждой деревни на собрании? Далее, автор учебника приводит следующую задачу, где предполагается, что есть еще одна деревня – Просто Гадюкино, где зарплата составляет от 1 до 10 долл. [38, с. 336]. Но автор не ограничивается этим исследованием кривых спроса и предложения жизни в деревнях.

В следующей задаче в деревне Верхнее Гадюкино при ограничении цен на лапти в 2 долл. реализуется 1000 пар лаптей. Вероятно, цены также устанавливаются общим собранием деревни, а лапти продаются в местном сельском магазине, куда ежемесячно массово ходят жители деревни, чтобы купить этот важный, жизненно необходимый товар для себя и про запас для будущих детей, о которых беспокоится автор учебника по ценам, разбирая демографическую ситуацию в предыдущих главах. Следует отметить, что в данной задаче автор пишет, что ситуацию контролирует государство, которое продает «ровно 1000 разрешений в месяц» [38, с. 337]. Очень хочется уточнить у автора, какое государство контролирует такое явление, связанное с контролем за выдачей разрешений в разных деревнях Гадюкинского клубка. Какое же изощренное воображение надо иметь, чтобы все это написать для школьников и студентов, разбирающихся в этих завалах юмора.

Это не последний юмористический опус автора учебника по ценам, который, в своем явном стремлении провести демографическую реформу, цитирует статью другого автора и приводит следующие аргументы. «Сколько всего должно быть людей? Если людей становится много, это ведет к столпотворению, но в какой-то момент людей оказывается слишком много? … Следует отметить прежде всего, что сама постановка проблемы является дискуссионной. Увеличение населения планеты на 10% изменит многое, как в лучшую, так и в худшую сторону. Новые люди будут потреблять ресурсы (что плохо для нас), но они также будут производить что-то полезное (что хорошо для нас); чистый эффект не очевиден … мир с миллиардом человек может быть в среднем счастливее мира с сотней человек, хотя последний все равно будет лучше перенаселенного мира с триллионом жителей. Конечно, такой мир становится лучше, когда мы исключаем из него тех, чья полезность ниже средней» [38, с. 350]. Данный абзац, цитирующий автора «философского ценообразования», не может быть прокомментирован, чтобы не нести ответственности за распространение подобной идеологии.

Анализ учебника по «Теории цен и ее применению» можно продолжить, тем более, что рассмотрена только треть издания учебника «Серии академических учебников», но ограничимся уже рассмотренным материалом. Хотя темы, которые приводит автор, эксклюзивны для такого издания, в котором есть подразделы по «Экономике многоженства» с поучительным примером государственного «ограничения на объем выпуска» [38, с. 472]. Или примеры с задачами, где студенту предлагается «нарисовать график, в котором горизонтальной осью будет «Число карликов в лесу», а вертикальной – «Яблоки, собранные одним карликом», затем следует нарисовать «кривую, демонстрирующую предельный вклад каждого карлика в урожай, собранный всеми» и интуитивно объяснить, почему вторая кривая лежит под первой» [38, с. 583].

Система экономической безопасности охватывает очень важный аспект национальной безопасности – ценовые войны, которые являются одним из самых эффективных методов сокращения прибылей в отраслях и доходов государства. Ценовые войны могут проявляться не только в прямом воздействии на отдельные предприятия или отрасли, но и косвенно, затрагивая всю страну через такие сферы, как образование и культура [26]. Низкий уровень образования негативно влияет на всю экономическую систему, приводя к сокращению числа студентов и оттоку капитала за рубеж. В то же время высокий уровень образования в условиях экономической нестабильности способствует оттоку молодежи в поисках лучшего применения полученных знаний в зарубежных компаниях, создавая серьезную конкуренцию при трудоустройстве на вакантные места, оттесняя местное население на второй план.

Согласно статистике, предоставленной Высшей школой экономики наблюдается снижение числа выпускников с высшим образованием. За последние десять лет количество выпускников бакалавриата, специалитета и магистратуры сократилось более чем на треть, а аспирантуры – более чем в два раза.

На рисунке 1 отражена ​​информация о числе выпускников бакалавриат, специалитет, магистратура до начала кризиса COVID-19.

Рисунок. 1 Количество выпускников по программам:

бакалавриат, специалитет, магистратура

Источник: составлено автором по материалам [12] 

Из рисунка 1 видно, что последствия демографического спада продолжают сказываться на сфере высшего образования, в результате чего численность выпускников по программам: бакалавриат, специалитет, магистратура по сравнению с 2010 г. снизилась более чем на 30%, а в расчете на 10 000 занятого населения – более чем на 40%.

На рисунке 2 представлен график численности студентов по программам: бакалавриат, специалитет, магистратура.

Рисунок 2. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриат, специалитет, магистратура,

на 10000 человек населения/чел.

Источник: составлено автором по материалам [31] 

Из рисунка 2 видно, что численность студентов постоянно сокращается, за исключением последних двух лет. Вместе с тем рост численности студентов в 2022-2023 гг., когда начался небольшой рост, его уровень достиг только 2016 г., то есть численности, которая была 8 лет назад. В 2023 г. по сравнению с 2010 г. количество студентов сократилось в 1,7 раза. Сопоставление численности студентов (рис. 2) с численностью выпускников (рис. 1) по программам: бакалавриат, специалитет, магистратура показывает примерно двукратное сокращение численности студентов, завершивших обучение. На фоне сокращения численности студентов, российское высшее образование становится все более привлекательным для иностранных граждан.

Среди обучающихся по программам бакалавриат, специалитет, магистратура их доля составляет 7%, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 9%, программам ординатуры 7%. Традиционно большую часть иностранных студентов составляют граждане стран СНГ, дальнее зарубежье в основном представлено гражданами Китая, Вьетнама и Индии. Главным фактором, приведшим к такому результату, стала оптимизация государственной политики в сфере высшего образования с целью повышения его качества. За последние годы вузы реорганизовывались, неэффективные вузы ликвидировались, менялся их статус. В итоге, количество государственных и муниципальных вузов сократилось на четверть, частных – на 50% (рис. 3) [12].

Рисунок 3. Количество организаций по образовательным программам:

бакалавриат, специалитет, магистратура

Источник: составлено автором по материалам [12; 31].

Из представленного графика (рис. 3) видно, что пик количества государственных, муниципальных, частных организаций, осуществляющих обучение по программам бакалавриат, специалитет, магистратура пришелся на 2010/2011 учебный год (уч. г.). Спустя 5 лет в 2015/2016 уч. г. количество государственных, муниципальных, частных организаций сократилось на 18,8% и 20,8% соответственно. Через следующие 5 лет в 2019/2020 уч. г. количество государственных, муниципальных, частных организаций сократилось на 6,6% и 37,4% соответственно против 2015/2016 уч. г. За 10 лет, в период с 2015/2016 уч. г. по 2019/2020 уч. г. количество государственных, муниципальных, частных организаций сократилось на 24,2% и 50,4% (то есть в два раза) соответственно. В последующие 2021-2024 гг. тенденция сохранилась на уровне 2019/2020 уч. г.

На рисунке 4 представлен график средних цен в государственных и муниципальных вузах на конец года за семестр/в рублях.

Рисунок 4. Динамика средних цен за обучение в высших учебных заведениях: государственных и муниципальных организаций, за семестр/в рублях

Примечание: на 2023 и 2024 гг. информация отсутствует.

Источник: составлено автором по материалам [12; 31].

Из рисунка 4 видно, что стоимость обучения в государственных и муниципальных вузах с 2005 г. повысилась на 6%, начиная с 2015 г. цены выросли в 1,3 раза. Рост стоимости обучения в 2022 г. по сравнению с 2000 г. в текущих ценах составил 11 раз, в постоянных ценах – почти в 2 раза.

На рисунке 5 представлен график численности профессорско-преподавательского состава по квалификационным признакам.

Рисунок 5. Профессорско-преподавательский состав организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам

бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. чел.

Источник: составлено автором по материалам [31].

Из рисунка 5 видно, что общая численность профессорско-преподавательского состава, осуществляющего образовательную деятельность по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры за период с 2017/2018 по 2023/2024 учебные годы сократилась на 13%, сохранив примерно одинаковый процент по группе: доктора наук, кандидаты наук. Следует отметить, что за анализируемые года около 28% профессорско-преподавательского состава не имели ни ученой степени, ни ученого звания.

По данным проводимого опроса в ноябре 2024 г. высшее образование воспринимается россиянами как желательное, но необязательное условие успешного трудоустройства. В результате опроса из десяти интервьюеров шесть (60%) согласились с тем, что высшее образование обеспечивает успешную карьеру в достижение жизненных целей. Вместе с тем количество сторонников, считающих высшее образование как социальный лифт с каждым годом постепенно снижается. Например, до 2015 г. такую позицию занимали 76%, что на 16 п.п. больше, чем сегодня. По состоянию на 24 ноября 2024 г. не поддерживают эту точку зрения 35% опрошенных. За период с 2019-2024 гг. мнение, согласно которому люди без высшего образования обречены на низкооплачиваемую и непрестижную работу, теряет актуальность. В текущем опросе доля россиян, разделяющих эту точку зрения, опустилась до рекордно низких 31%, тогда как вплоть до 2018 г. она колебалась в пределах 41-46%% [11].

Заключение

Эффективное развитие образовательных функций, а также способность защищать национальную идентичность и экономическую безопасность должны находиться под жёстким контролем государства. Создание условий национальной безопасности включает в себя обеспечение системы образования компетентными, профессионально подготовленными кадрами, своевременное и полное финансирование образовательных учреждений, обеспечение их качественными и проверенными учебно-методическими материалами. Роль образования в решении задач национальной безопасности заключается не только в учебной подготовке, но и в выполнении важной воспитательной функции. Воспитание всегда являлось фундаментом культуры, морали, нравственности, которые составляют систему базовых ценностей. Без этого невозможно успешное, всестороннее развитие личности, общества, государства, устранение опасных противоречий. Стремление войти в систему ценностей западной цивилизации оказалось несвойственной попыткой для большинства населения, имевшего консервативное воспитание и единый образовательный процесс, что мгновенно отразилось на деградации сознания учащейся молодежи, снижении ее морально-этического уровня. Разрушение сознания иной идеологией и адаптация к новой жизненной ситуации повлияли на формирование асоциального поведения с последующим совершением противоправных действий, среди которых видное место занимает экстремизм, оказывая пагубное воздействие на подрастающее поколение.

Многие специалисты отмечают, что анализ причин возникновения агрессии в образовательных учреждениях показывает, что основным её источником выступает бесконтрольное использование интернет-сайтов с негативным содержанием, провоцирующим экстремистское поведение [5; 9; 41]. В то же время неполный анализ содержания учебного материала, представленного в учебнике «Теория цен и ее применения», лишь подтверждает, что подача текста с двойным подтекстом черного юмора вполне может способствовать если не открытому действию, то во всяком случае снятию ограничительных рамок сознания молодого поколения, проявлению цинизма и вседозволенности поступков. Отмечая важность усиленного внимания к духовно-нравственному, патриотическому воспитанию, в соответствии с Указом Президента РФ от 11 ноября 2022 г. № 809 (далее – Указ) следует сохранять и укреплять традиционные духовно-нравственные ценности [3]. В соответствии с п. 10 Указа предусмотрено, что государственная политика должна реализоваться в области образования и воспитания, работой с молодежью. В реализации такой государственной политики должны участвовать федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.

В целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы в области образования и воспитания, культуры, п.18 Указа должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения. Представляется, что важную роль в сохранении и укреплении духовно-нравственных ценностей должна играть и контролировать Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Однако реальность удручает:

– академия имени Президента РФ проводит обучение на примере учебника с грифом – Министерства образования и науки РФ, выпуская высококвалифицированных специалистов для государственной службы не только на практическом опыте, не свойственного западноевропейским ценностям, но и наносящих вред традиционному российскому образованию;

– выпуск специалистов с высшим образованием сокращается и за последние десять лет численность выпускников по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры уменьшилась более чем на треть, выпускников аспирантуры – более чем наполовину;

– численность студентов, обучающихся по программам высшего образования – бакалавриата, специалитета, магистратуры, по сравнению с выпуском, сократилось почти в 2,2 раза;

– общее количество государственных, муниципальных организаций снижается, число частных организаций за последние 15 лет сократилось почти в 1,5 раза;

– стоимость обучения в государственных и муниципальных вузах выросла в три раза за семестр, в частных вузах – в два раза за аналогичный период;

– численность профессорско-преподавательского состава за 7-8 лет сократилась на 20%, при этом 10% от общего числа занятых преподавательской деятельностью – доктора наук, около 45% – кандидаты наук, то есть почти треть преподавателей вузов не имеют ученой степени.

В ответ на современные угрозы национальной и экономической безопасности требуется своевременная реакция общества и государства в части пересмотра политики, направленной на изменение качества образования. Необходимо сформировать государственный заказ на проведение научных исследований, создание информационно-методических материалов, в том числе учебников, учебных пособий, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, одновременно обеспечив контроль качества исполнения государственного заказа. Контроль качества и ответственность должны быть возложены на службы, присваивающие грифы материалам, начиная с профильных подразделений образовательных организаций.

[1] «Республика ШКИД» – советский художественный фильм, созданный в 1966 г. на киностудии «Ленфильм». Режиссер Геннадий Полок по одноимённой повести Григория Белых и Л. Пантелеева (Алексея Еремеева). В 1967 г. фильм получил Гран-при на фестивале детских фильмов в Москве.

[2] Стивен Ландсбург, родился в 1954 г. – американский экономист. Преподавал в Университете штата Колорадо и Рочестерском университете – частный исследовательский университет США, расположенный в Рочестере, штат Нью-Йорк.

[3] Интерпретация автора статьи.

[4] Применяется штраф при реализации товаров по ценам ниже себестоимости как к инструменту уклонения от уплаты налогов. В соответствии с этой статьей налоговая служба вправе истребовать и изучать первичные документы, производить замеры и подсчеты, проводить опросы должностных лиц компании и получать от них объяснения по фактам хозяйственной деятельности, включая реализацию товаров по ценам ниже себестоимости.

[5] Согласно статьи 12 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета.

[6] Известная фраза про «деревню Гадюкино» впервые появилась в скетче «И коротко о погоде», опубликованной в книге В. Шендеровича «В деревне Гадюкино – дожди» в начале 90-х. К скетчу имеет отношение Геннадий Хазанов, ставший единственным исполнителем: «…Во вторник в Европе, сохранится солнечная погода, на Средиземноморье – виндсерфинг, в Швейцарских Альпах – фристайл, в деревне Гадюкино – дожди. В среду еще лучше будет в Каннах, Гренобле и Люксембурге, совсем хорошо в Венеции, деревню Гадюкино – смоет…» [14]. Возможно, писатель, любящий юмор, выбрал в качестве основы для своей комедийной истории деревню Гадюкино. Эта деревня находится в штате Колорадо, где он работал в университете, но в реальности такого административного деления не существует. Вероятно, он также не знал о существовании русской деревни, где зарплату платят в долларах.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 13.12.2024). Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/afc2c1960d7c8d96118c85952ade1af955f9ab1f/ (дата обращения 25.12.2024)
2. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= (дата обращения: 20.12.2024).
3. Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (дата обращения: 17.01.2025).
4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/a2863878a8353624ad1c9ce8922908886bccf926/ (дата обращения: 25.12.2024).
5. Агрессивное поведение в образовательной среде. Аналитический доклад в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» № 073-00032-20-00 на 2020 год. // д. п. н., проф. Вагнер И.В., д. психол. н., проф. Волкова Е.Н., к. психол. н. Усольцева И.В.- Москва
6. Александров В.Т. Ценообразование в строительстве: Основные нормы и нормативы. Методы определения стоимости стр-ва. Учет рыноч. факторов. / 2. изд., испр. и перераб. - СПб. [и др.]. - Питер, 2001. – 347 c.
7. Алклычев А.М. Цена как инструмент регулирования экономики. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2008.
8. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалт. учет, анализ, аудит». - Москва: Юрайт, 2004. – 332 c.
9. Бобровникова Н. С. Исследование проявлений агрессивности первокурсников колледжа // Молодой ученый. – 2016. – № 1(105). – c. 621-624.
10. Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике. / учеб. пособие / М-во образования и науки РФ, Алт. гос. ун-т, Экон. фак. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004.
11. Высшее образование в России: мониторинг. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-v-rossii-monitoring (дата обращения: 17.01.2024).
12. Шугаль Н.Б., Озерова О.К., Зорина О.А., Мигунова Д.Ю. Высшее образование в России: статистический обзор. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М: НИУ ВШЭ, 2021. – 72 c.
13. Даниель Дефо Избранное. / Библиотека «Огонёк». - М.: Правда, 1971.
14. Деревня Гадюкино – село или бренд?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pravda.ru/culture/1064230-gadukino/ (дата обращения: 15.01.2025).
15. Есипов В.Е. Цены и ценообразование. / Учебник для вузов. -3-е изд. - Спб.: Питер, 2000. – 464 c.
16. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Цены во внешней торговле. / Учеб. пособие / М-во образования Рос. Федерации. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. ценообразования. - СПб: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. – 244 c.
17. Ковалев А. П. Ценообразование на рынке машин и оборудования. / Учебное пособие. - Москва: КноРус, 2012. – 127 c.
18. Лабиринт. Аннотация к «Теория цен и ее применение: Стивен Ландсбург». [Электронный ресурс]. URL: https://www.labirint.ru/books/694404/ (дата обращения: 25.12.2024).
19. Ландсбург С. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь = The Armchair Economist: Economics and Everyday Life[англ.] (1993). / Пер. с англ. Л. Гончаровой. - М.: Издательство Института Гайдара, 2016. – 408 c.
20. Лев М. Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
21. Лев М. Ю. Регулирование ценообразования в развитых странах. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 146 c.
22. Лев М. Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО Издательство «Юнити-Дана», 2009. – 424 c.
23. Лев М. Ю. Актуальные проблемы государственного регулирования цен в условиях нестабильной экономики. - Москва: Типография «Ваш Полиграфический Партнер», 2012. – 204 c.
24. Лев М. Ю. Цены и ценообразование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 382 c.
25. Лев М. Ю. Цены и ценообразование: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр»). / М. Ю. Лев. – Второе издание. - Москва: ООО Издательство «Юнити-Дана», 2015. – 384 c.
26. Лев М. Ю. Непризнанное ценообразование как фактор угрозы экономической безопасности в России: по материалам книги Германа Симона «Признания мастера ценообразования» // Страховое дело. – 2019. – № 12. – c. 12-20.
27. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
28. Липсиц И.В. Ценообразование: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Маркетинг. - Москва: Магистр, 2009.
29. Липсиц И.В. Ценообразование. / Учебное пособие / И.В. Липсиц. – 1-е изд. – (Бакалавр. Прикладной курс). - Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 160 c.
30. Малафеев А.Н. Теория и практика ценообразования в СССР. - Ленинград: о-во Знание РСФСР. Ленингр. орг., 1983. – 32 c.
31. Варламова Т. А., Гохберг Л. М., Зорина О. А. Образование в цифрах: 2024. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 132 c.
32. Сенчагов В. К., Лев М. Ю., Гельвановский М. И. Оптимизация индикаторов и пороговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономической безопасности РФ. - Москва: Издательство «Маска», 2017. – 140 c.
33. Павлов В. С., Шпрыгин В. И. Реформа ценообразования: цели, пути реализации. - Издательство: Экономика: М., 1991. – 368 c.
34. Бутакова М. М., Беляев В. В., Алгазина Ю. Г., Порошина Е. Е. Практикум по ценообразованию. / 3-е издание, стереотипное. - Москва: Компания КноРус, 2011. – 296 c.
35. Президентская академия РАНХиГС Президентская академия РАНХиГС. Программы бакалавриата и специалитета. Режим доступа: https://www.ranepa.ru/bakalavriat/napravleniya-i-programmy/?level=bakalavriat&page=1&search=&budget=[]&forma=[]&ekzamen=[2]&napr=[]&institute=[]&minprice=[]&maxprice=[]#level=bakalavriat&page=2&search=&budget=[]&forma=[]&ekzamen=[2]&napr=[]&institute=[]&minprice=[]&maxprice=[] (дата обращения 15.01.2025) URL: https://www.ranepa.ru/bakalavriat/napravleniya-i-programmy/?level=bakalavriat&page=1&search=&budget=[]&forma (дата обращения: 15.01.2025).
36. Соснаускене О.И., Шармин Д. В., Шерстнева Г. С. Ценообразование в розничной торговле. / практическое пособие; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°». - Москва: Дашков и К°, 2008. – 267 c.
37. Тарасевич В. М., Багиев Г. Л. Ценовая политика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – 2-е изд. - Москва: Питер, 2003. – 280 c.
38. Теория цен и её применение. – Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. — (Академический учебник) — 856 с. (Landsburg S. Price Theory and Applications, — South-Western College Pub, 1989 — ISBN 978-0324274486)
39. Казанцев С. В., Колпаков И. А., Лев М. Ю., Соколов М. М. Угрозы развитию экономики современной России: ценовые тренды, санкции, пандемия. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2021. – 224 c.
40. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. / учебник / Ассоциация авторов и издателей «Тандем». - Москва: ЭКМОС, 1998. – 224 c.
41. Гукаленко О.В., Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Вагнер И.В., Долгая О.И. Формирование традиционных российских ценностей как педагогическая задача: диалог науки и практики // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2024. – № 4. – c. 5-18.
42. Цацулин А. Н., Одинец В. П., Тарасевич В. М. Рынок, эластичность, цены. / Учебное пособие / Том Часть 2. - Санкт-Петербург: Высшая Административная школа при мэрии, 1991. – 102 c.
43. Цацулин А. Н. Ценообразование в системе маркетинга. / Учебное пособие / Том 1. - Санкт-Петербург: Высшая административная школа мэрии Санкт-Петербурга, 1994. – 168 c.
44. Цацулин А. Н. Ценообразование в системе маркетинга. / Учебное пособие / Том 2. - Санкт-Петербург: Высшая административная школа мэрии Санкт-Петербурга, 1995. – 192 c.
45. Цацулин А. Н. Ценообразование в системе маркетинга. / Учебное пособие / Том 3. - Санкт-Петербург: Высшая административная школа мэрии Санкт-Петербурга, 1996. – 116 c.
46. Бурлачков В. К., Глазова Е. С., Гришина О. А. Ценообразование. / учебник / 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: Магистр; Инфра-М, 2018. – 304 c.
47. Гальперин В. М., Желтяков И. А., Моргунов В. И. Цены и ценообразование в рыночной экономике. / Учебник для экономических вузов в 2 частях / Том 1. – 2-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1997. – 271 c.
48. Александров В. И., Васильев Е. К., Ведерникова Н. И. Цены и ценообразование в рыночной экономике. / Учебник для экономических вузов в 2 частях / Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. Том 2. – 2-е издание, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 1998. – 362 c.
49. Скворцов Л. И. Цены и ценообразование в СССР. - Москва, 1972. – 240 c.
50. Есипов В. Е. Цены и ценообразование. / учебник для студ. высш. учеб. зав. / Издат. прогр. «300 лучших учеб. для высш. шк. в честь 300-летия СПб»; под ред. В.Е. Есипова. - 4-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 560 c.
51. Касьяненко Т. Г. Цены и ценообразование: учебник и практикум для среднего профессионального образования. / 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 420 c.
52. Теория цен и ее применение. Лучший учебник по микроэкономике школьно-бакалаврского уровня. Стивен Ландсбург. Экономика для школьников. [Электронный ресурс]. URL: https://iloveeconomics.ru/books/1483 (дата обращения: 25.12.2024).
53. Price Theory and Applications. Amazon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.amazon.com/Applications-Economic-InfoTrac-2-Semester (дата обращения: 25.12.2024).
54. The Armchair Economist: Economics and Everyday Life Steven Landsburg Copyright © 1993 by Steven Е. Landsburg Originally published by Free Press, a division of Simon & Schuster Inc. © Издательство Института Гайдара, 2012

Страница обновлена: 25.01.2025 в 10:20:10