Концептуальная модель управления инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций

Глазкова В.В.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63987262

Аннотация:
Проблема низкой эффективности функционирования отечественной системы теплоснабжения, связанная с высокой изношенностью фондов и инженерных сетей, формирует необходимость технологического развития и модернизации теплоснабжения, включая применение инноваций в ходе реализации названных процессов, так как инновационное развитие теплоснабжения способствует повышению надежности, снижению аварийности и бесперебойности оказания теплоснабжающих услуг. Анализ экономической литературы, а также законодательства в вопросах модернизации теплоснабжения, показал, что к настоящему времени не сложилось единого подхода к решению вопросов управления инновационным развитием теплоснабжения. В связи с этим в исследовании предложена концептуальная модель управления инновационным развитием такого субъекта теплоснабжения, как единые теплоснабжающие организации, в полномочия которого входит формирование и реализация планов по развитию системы теплоснабжения на закрепленной территории, с опорой на которые должна осуществляться выработка нового формата развития теплоснабжения. Предложенная автором концептуальная модель отличается тем, что позволяет конкретизировать направления и условия инновационного развития указанного субъекта и определяет возможность разработки методов обеспечения реализации мероприятий по управлению инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций. Результаты исследования обеспечат объективной управленческой информацией лиц, принимающих решения и реализующих инновационное развитие субъектов теплоснабжения.

Ключевые слова: теплоэнергетика, теплоснабжение, единая теплоснабжающая организация, инновации, управление инновационным развитием

JEL-классификация: L97, M11, О32



Введение

В 2020 г. была утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации [13] на период до 2035 года, содержание которой учитывает влияние на развитие отечественной энергетики научно-технического прогресса и возможность применения прорывных и приоритетных технологий, основываясь на положениях Стратегии научно-технического развития России [11] и Прогнозе научно-технического развития отраслей топливно-энергетического комплекса соответственно [10].

Однако данные, отражающие уровень технологического развития энергетики России за период 2000-2021 гг., показывают, во-первых, снижение показателя, начиная с 2016 г. (на 16,12% к 2021 г. по отношению к 2015 г.), во-вторых, в абсолютном значении в среднем за исследуемый период уровень технологического развития отечественной энергетики составляет лишь немногим больше 20% (22,69%), что свидетельствует о недостаточном технологическом развитии энергетики в целом, и теплоснабжения, как составляющей его части.

Рисунок 1 - Уровень технологического развития энергетики России за период 2000-2021 гг., % (составлен автором на основе данных EES EAEC. Мировая энергетика, раздел Энергетический профиль России)

Учитывая актуальность экологической повестки и необходимость соответствовать принципам устойчивого развития [6;15;16], модернизацию сферы теплоснабжения, в частности тепловых сетей и оборудования, в которой рассматриваемая сфера так остро нуждается (рисунок 2) [2;8], целесообразно проводить на основе применения энергоэффективных и энергосберегающих технологий, что предполагает внедрение инноваций в развитие теплоснабжения, что, в свою очередь, будет способствовать повышению эффективности и надежности системы теплоснабжения, выраженной в снижении аварийности и бесперебойности оказания услуг [1;7;14].

Рисунок 2 - Протяженность тепловых сетей России, нуждающихся в замене за период 2000-2020 гг., км (составлен автором на основе данных Росстата)

Исследование экономической и управленческой литературы в аспектах повышения эффективности и надежности отечественного теплоснабжения на протяжении многих лет изучаются такими учеными как Н.Г. Верстина [2; 16], М.В. Гамм [3], Е.Г. Евсеев [2; 14;16], Т.Н. Кисель [14], А.А. Ковалев и Л.Н. Проскурякова [7], Т.Б. Малкова и А.В. Малков [8], О.Ф. Цуверкалова [2;16] и др., однако вопросы инновационного развития теплоснабжения на сегодняшний день остаются малоизученными. Кроме того, анализ содержания основополагающих нормативных документов, формирующих направления инновационного развития сферы теплоснабжения [10;11;12;13] показал, что на законодательном уровне отсутствует методический подход к управлению инновационным развитием сферы теплоснабжения, который определял бы инструментарий управления инновационным развитием и методы его реализации.

Согласно новой модели теплоснабжения, субъектом, который несет ответственность за качество предоставления услуг теплоснабжения на закреплённой территории, а также в полномочия которого входит реализация мероприятий по развитию системы теплоснабжения на закрепленной территории, является единая теплоснабжающая организация (далее ЕТО) [9;12]. В этой связи, в первую очередь, процессы инновационного развития следует рассматривать применительно к указанным организациям. Также необходимо учитывать, что инновации, реализуемые в генерации тепловой энергии, транспортировке или ее сбыте, требуют новых форм взаимоотношений между элементами инновационного процесса [8], связи с чем целью настоящего исследования является формирование единого концептуального решения вопроса управления инновационным развитием ЕТО, теоретической и методической основой которого выступает совокупность подходов к инновационному развитию организации. Авторской гипотезой является положение о том, что предложенная концептуальная модель управления инновационным развитием ЕТО позволит конкретизировать направления и условия инновационного развития указанного субъекта, а также определит возможность разработки методов, обеспечивающих внедрение и реализацию инноваций как в ЕТО, так и в закреплённую за ней систему теплоснабжения на определенной территории, что отличает авторский подход от других, сложившихся на сегодняшний день подходов к управлению инновационным развитием теплоснабжения.

Методология

Сложившиеся в экономической и управленческой литературе теоретические и методологические аспекты инновационного развития организаций [1;6;8] целесообразно применять по отношению к инновационному развитию единых теплоснабжающих организаций как в контексте стратегического уровня управления рассматриваемым процессом в вопросах выбора стратегий и направлений инновационного развития ЕТО, так и на уровне тактического управления, ориентированного на решение прикладных задач внедрения и реализации мероприятий по инновационному развитию объекта настоящего исследования (ЕТО). Эти положения целесообразно определит в виде единого концептуального решения, методической основой которого является совокупность подходов, используемых в исследовании управления инновационным развитием организаций, включая ЕТО.

В общем смысле представлением такого единого концептуального решения является концептуальная модель (далее КМ), в логике описывающая исследуемое явление, экономическую систему или другой объект исследования с целью комплексного понимания сложившейся проблематики в вопросах функционировании и развития объекта исследования в разрезе предметной области и нахождения направлений практического решения проблематики. Концептуальная модель служит основой для разработки различного рода моделей механизмов управления, а также инструментария управления объектом исследования. Как правило, КМ включает в себя отдельные компоненты, находящиеся во взаимосвязи друг с другом, необходимые для отражения характерных особенностей объекта и предмета исследования [3]. Применяя данный подход к определению концептуальной модели, сформируем далее в рамках настоящего исследования концептуальную модель управления инновационным развитием ЕТО (рисунок 3).

Основная часть

Структурно представленная на рисунке 3 концептуальная модель (далее КМ) состоит из пяти блоков, выстроенных в логической взаимосвязи, отражающих направления, связанные с определением проблемных областей в функционировании теплоснабжения России и тенденции его развития, формированием теоретической и методологической базы решения выделенных проблемных областей, а также соответствующего инструментария и порядка его применения.

Подпись: Результат: разработаны модели и методы обеспечения реализации мероприятий по управлению инновационным развитием ЕТО

Рисунок 3 - Концептуальная модель управления инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций (составлен автором)

Первый аналитический блок представленной на рисунке 3 концептуальной модели предполагает определение предпосылок инновационного развития теплоснабжения России, и, частности, субъекта, отвечающего за развитие теплоснабжения на закрепленной территории – ЕТО. С этой целью при использовании методов группировки, эмпирического сравнения и обобщения, предполагается проведение анализа современного состояния теплоснабжения для выявления тенденции его развития. Кроме того, аналитический блок опирается на рассмотрение программных и нормативных документов, регулирующих процессы развития указанной сферы, исследование которых позволяет сделать вывод, что на сегодняшний момент не сложилось единой инвестиционной, управленческой и организационной политики в вопросах инновационного развития теплоснабжения, что еще раз подчеркивает актуальность направления исследования.

Результатом проведенных в рамках первого аналитического блока КМ исследований становится перечень проблемных областей сферы теплоснабжения в разрезе исследуемого процесса (инновационного развития ЕТО), в связи с чем далее требуется исследование теоретической и методической основы выделенной проблематики. К основным проблемным областям отечественного теплоснабжения относят высокий износ оборудования и инженерных сетей, недоинвестированность и финансовое неблагополучие рассматриваемой сферы, несовершенство нормативной базы в вопросах развития и модернизации теплоснабжения, низкий объем использования энергоэффективных и ресурсобережливых решений [2;14;16], что в конечном итоге снижает надежность, безопасность и энергетическую эффективность теплоснабжения.

Второй теоретический блок представленной на рисунке 3 концептуальной модели разрабатывается для формирования на теоретическом уровне обоснования необходимости инновационного развития единых теплоснабжающих организаций. Он предполагает системный анализ классических и современных теорий управления, а также теорий инновационного развития с целью формирования теоретических положений, позволяющих определить приоритеты инновационного развития ЕТО и принципы, на которых оно должно базироваться. В контексте рассматриваемой проблематики исследуются неоклассические фундаментальные теории прибыли, максимизации полезности менеджера, теория бихевиоризма, институциональная теория агентских отношений, теория трансакционной экономики, теория природного капитала и теории использования ресурсов, теория устойчивого развития и концепции корпоративной социальной ответственности и отношения человечества к окружающей среде, а также теории комплиментарности.

Результатом проведенных в рамках второго теоретического блока исследований становится перечень направлений, условий и принципов инновационного развития ЕТО на уровне теоретического анализа, к которым следует отнести максимизацию прибыли и полезности менеджера, учет рисков, выбор оптимальной организационной структуры и структуры управления, принцип экологической и энергетической безопасности, учет интересов стейкхолдеров инновационного развития ЕТО.

Третий методический блок представленной на рисунке 3 концептуальной модели предполагает конкретизацию направлений инновационного развития ЕТО на основе использования комплекса подходов к управлению инновационным развитием организаций. Анализ отдельных компонентов функционирования и развития системы теплоснабжения, проведенный ранее в рамках первого блока КМ, позволяет определить факторы внешней и внутренней среды, которые способствуют инновационному развитию ЕТО. Вместе со сформированными в теоретическом блоке принципами инновационного развития ЕТО, эти положения способствуют формированию методической основы для оценки инновационного климата ЕТО, инновационной активности и инновационного потенциала рассматриваемых организаций, а также факторов их увеличивающих. Указанные методические положения создают основу для дальнейшей разработки инструментария управления инновационным развитием ЕТО и его отдельных элементов [4;5].

Четвертый инструментальный блок представленной на рисунке 3 концептуальной модели предполагает непосредственную разработку инструментов управления инновационным развитием ЕТО на основе использования комплекса методических подходов, адаптированных к деятельности единых теплоснабжающих организаций. На основе критического анализа существующих подходов к определению готовности организации внедрять и реализовывать инновации предлагается сформировать методику оценки готовности ЕТО к внедрению и реализации инноваций, позволяющую системно оценить готовность среды рассматриваемых организаций к изменениям на подготовительном этапе внедрения инноваций в организацию, и обосновано применить соответствующий комплекс управленческих инструментов. На основе идентификации основных участников процесса инновационного развития ЕТО и логики их взаимодействия выстраивается организационно-экономический механизм управления инновационным развитием ЕТО, позволяющий определить траектории стратегических и оперативных изменений в ходе интеграции инновационного развития ЕТО в общую стратегию их развития. Кроме того, четвертый блок КМ предполагает формирование авторской позиции на оценку эффективности инвестиционных вложений во внедрение и реализацию инноваций в ЕТО, предполагающей, что, помимо традиционной экономической эффективности и социального эффекта, целесообразно определять также экологический эффект от внедрения и реализации инноваций в ЕТО.

Пятый реализационной блок представленной на рисунке 3 концептуальной модели формирует направления обеспечения реализации мероприятий по управлению инновационным развитием ЕТО, которые включают в себя необходимость рассмотреть вопросы управления рисками инновационного развития ЕТО, включая подходы к идентификации рисков и управления рисками инновационного развития ЕТО; определить направления совершенствования управления инновационным развитием ЕТО на основе внедрения элементов цифрового управления, в частности, разработать управленческий инструментарий, позволяющий осуществить анализ текущего состояния и перспектив цифровой трансформации ЕТО; представить подход к оценке эффективности от инновационного развития ЕТО, выделив основные направления эффектов и показатели для их определения.

Заключение

Таким образом, модернизация и инновационное развитие теплоснабжения, необходимость в которых назрела в виду высокой изношенности фондов рассматриваемой сферы, влияющих на снижение её эффективности и надежности, должны осуществляться на основе обоснованного инструментария управления данными процессами и методами их реализации. Поскольку на сегодняшний день решение данных вопросов не получило достаточного развития, в исследовании сформирована концептуальная модель управления инновационным развитием единых теплоснабжающих организаций, представляющая собой общий методический подход к процессу инновационного развития указанных субъектов теплоснабжения. Результатом проведенного исследования в целом является предложенный набор инструментов по управлению инновационным развитием ЕТО, подходов к их выбору и методов организационного и информационно-технологического обеспечения их реализации, который позволит модернизировать и технически перевооружить отечественную сферу теплоснабжения с приоритетом на внедрение инноваций в ходе модернизации, что, среди прочего, будет способствовать, её выходу из кризисного состояния. Авторский подход к инновационному развитию ЕТО основан на сочетании сложившихся в теории управления основ и принципов инновационного развития организации. В качестве перспективных направлений дальнейших исследований в вопросах инновационного развития теплоснабжения следует выделить разработку методических положений, позволяющих определять готовность ЕТО и системы теплоснабжения к внедрению инноваций, а также оценивать эффективность от их внедрения.


Источники:

1. Бакрунов Ю.О., Глазкова В.В. Реализация государственной политики в вопросах инновационного развития сферы теплоснабжения // Вестник МГСУ. – 2024. – № 1. – c. 138-147. – doi: 10.22227/1997-0935.2024.1.138-147.
2. Верстина Н.Г., Евсеев Е.Г., Цуверкалова О.Ф. Особенности управленческих технологий в условиях освоения теплоснабжающими организациями «умных тепловых сетей» (Smart Grid) // Управленческий учет. – 2021. – № 8-3. – c. 526-534. – doi: 10.25806/uu8-32021526-534.
3. Гамм М.В. Концептуальная модель организационно-экономического механизма повышения операционной эффективности теплоснабжающих организаций на основе современных моделей взаимодействия с потребителями // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 2873-2884. – doi: 10.18334/epp.13.8.118632.
4. Глазкова В.В. Инновационный потенциал и его значение в инновационном развитии единых теплоснабжающих организаций // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 3-4 (69-70). – c. 16-22. – doi: 10.51832/22237984_2022_3-4_16.
5. Глазкова В.В. Оценка инновационного климата единых теплоснабжающих организаций // Инновационное развитие экономики. – 2022. – № 3-4 (69-70). – c. 23-31. – doi: 10.51832/22237984_2022_3-4_23.
6. Евсеев Е.Г. Ресурсно-сбалансированное управление функционированием и развитием теплоснабжающих организаций. / Диссертация на соискание ученой степени доктора наук по направлению 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством. - М., 2022. – 388 c.
7. Ковалев А., Проскурякова Л. Инновации в российском теплоснабжении: возможности, барьеры, механизмы // Инновации и экономика. – 2014. – № 3. – c. 42 –57. – doi: 10.17323/1995-459x.2014.3.42.57.
8. Малкова Т.Б., Малков А.В. Проблемы повышения инновационной деятельности предприятий теплоснабжения региона // Экономика промышленности / Russian Journal of Industrial Economics. – 2018. – № 11(2). – c. 169-176. – doi: 10.17073/2072-1633-2018-2-169-176.
9. Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в редакции от 25.11.2021 г.)
10. Приказ Минэнерго России №1436 от 21.12.2021 г. «Об утверждении Прогноза научно-технологического развития отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2035 года»
11. Указ Президента Российской Федерации №642 от 01.12.2016 г. «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
12. Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (с изменениями 02.07.2021 г.)
13. Энергетическая стратегия России на период до 20235 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ №1523-р от 09.06.2020 г
14. Evseev E., Kisel T. Comprehensive assessment of the efficiency of heat supply enterprises // E3S Web Conf. – 2020. – № 164. – p. 01024. – doi: 10.1051/e3sconf/202016401024.
15. Kuchkovskaya N.V., Zabaikin Yu.V., Baisaeva M.U., Kosareva I.A., Calesci M. Risk assessment regarding the implementation of public-private partnership projects in the world practice // Space and Culture. – 2019. – № 7(2). – p. 89–100. – doi: 10.20896/saci.v7i2.458.
16. Verstina N., Evseev E., Tsuverkalova O., Kulachinskaya A. The technical condition of engineering systems as an important factor in the management of heat supply organizations in modern conditions // Energy. – 2022. – № 15(3).

Страница обновлена: 09.11.2024 в 23:02:21