Единый цифровой реестр некоммерческих организаций как шаг на пути к государственной цифровой трансформации некоммерческого сектора
Чеканова И.Ю.1
1 Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71962586
Аннотация:
В статье обоснована необходимость создания единого цифрового реестра некоммерческих организаций со стороны государства. Автором выявлены и обоснованы основные проблемы, препятствующая первому шагу цифровой трансформации со стороны государства, заключающиеся в качестве имеющихся неструктурированных данных и несовершенной нормативно-правой базе. Для решения выявленных проблем и постепенному переходу к цифровой трансформации некоммерческого сектора автором предложено создание единого цифрового реестра некоммерческих организации, проведен SWOT-анализ создания цифрового реестра некоммерческих организаций, также даны предложения, которые помогут в реализации создания единого реестра и его дальнейшем развитии посредствам интеграции с другими уже действующими государственными системами. В качестве аргументации влияния перевода некоммерческого сектора в электронный вид на другие сферы приведен пример влияния на сферу государственных закупок. Статья будет полезна и интересна лицам, интересующимся развитием некоммерческого сектора экономики, а также их представителям, студентам, аспирантам, представителям научного сообщества.
Ключевые слова: некоммерческие организации, НКО, третий сектор, цифровизация, единый реестр, социально ориентированные некоммерческие организации, государственное цифровое управление
JEL-классификация: L30, L31, L33
Введение. В настоящее время государственное управление находится на стадии активной цифровой трансформации. По данным Всемирного банка в 2022 году Российская Федерация вошла в состав стран с наиболее высоким рейтингом по уровню цифровизации и заняла 10 место из 198 в рейтинге GovTech Maturity Index 2022. [1]. В данном рейтинге был учтен уровень развития основных государственных систем, развитие госуслуг и доступность электронных сервисов для граждан, развитие государственных институтов цифровизации, открытость правительства и обратная связь, а также другие показатели. Занятая позиция говорит о том, что несмотря на уже достигнутые успехи в области государственного цифрового управления у России еще имеется достаточный потенциал для улучшения своей позиции в рейтинге. Добиться повышения места в рейтинге можно за счет расширения зоны распространения цифровизации. Такой зоной может стать некоммерческий сектор. Для подтверждения данной гипотезы стоит рассмотреть действующую государственную цифровую инфраструктуру созданную для некоммерческого сектора, определить, как может повлиять цифровизация некоммерческого сектора на другие сферы экономики.
Целью настоящего исследования анализ текущего состояния государственной цифровизации некоммерческого сектора и определение влияния на другие сферы экономики.
При написании статьи были применены общеизвестные методы анализа и сравнения.
Несмотря на то, что тема цифровизации некоммерческого сектора экономики России недостаточно исследована, она является актуальной и так или иначе обсуждается учеными. Факт того, что рассматривая тема является малоизученной в своей работе подчеркивала Е.А. Огородникова [2]. В имеющихся работах, представители научного сообщества как правило рассматривают процесс цифровой трансформации некоммерческого сектора «изнутри», то есть цифровизацию деятельности самих некоммерческих организаций (НКО), а о необходимости государственной цифровой трансформации, способствующей совершенствованию общей стратегии цифрового национального развития, укреплению взаимодействия с другими субъектами экономики и оказывающей влияние на сами НКО наблюдается дефицит глубоких научных исследований. В своих работах ученые упоминают данный феномен лишь второстепенно. Так, в ходе анализа этапов институциализации некоммерческих организаций во всемирной сети А.В. Сечкин учел тот факт, что интеграция цифровых технологий НКО открывает новые горизонты не только самим некоммерческим организациям, но и государственному сектору, взаимодействие с которым способно повысить уровень работы некоммерческого сектора [3]. Ю.С. Афанасьева рассматривала взаимодействие организаций некоммерческого сектора и государства через их участие в национальных проектах, вместе с тем для успешной реализации такого взаимодействия автором было предложено внедрение цифровых технологий [4]. Е.В.Чикова и А.П.Кузьмина при разборе регионального кейса, отображающего особенности цифровизации социально ориентированных некоммерческих организаций Екатеринбурга выявили, что респонденты- представители социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) Екатеринбурга, принявшие участие в интервью, в своих ответах указывали на потребность создания единого регионального информационного агрегатора, который мог бы облегчить доступ к информации о грантах и конкурсах. Помимо этого, представители СО НКО, являющихся поставщиками социальных услуг, хотели бы иметь доступ к клиентским базам данных государственных учреждений [5]. Таким образом, исследование, проведенное на региональном уровне, подтверждает актуальность вопроса цифровизации некоммерческого сектора со стороны государства.
Малоизученность и недостаточное количество научных публикаций по исследуемой теме свидетельствуют о существующем научном пробеле.
Научная новизна представлена комплексным подходом к решению выявленных проблем: во-первых, предлагается начинать цифровую государственную трансформацию некоммерческого сектора непосредственно не с создания цифровой инфраструктуры, а с актуализации нормативно-правовой базы данного сектора, во-вторых, после актуализации нормативно-правовой базы предлагается создание единого цифрового реестра некоммерческих организаций. В-третьих, приведен конкретный пример влияние реализации предложенных мер показана на другую сферу экономики-сферу государственных закупок.
Результаты. Основная часть. В настоящее время сектор некоммерческих организаций (НКО) имеет недостаточный уровень цифровизации со стороны государства, что подтверждает выдвинутую ранее гипотезу. Данный вывод исходит из анализа существующих государственных сервисов, направленных и отражающих деятельность некоммерческих организаций. Анализ интернет ресурсов показал, что существующая государственная цифровая инфраструктура некоммерческого сектора имеет децентрализованный характер. Имеются отдельные тематические ресурсы, зачастую создаваемые на региональном уровне. Например, на официальном сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы разработан отдельный раздел «Государственные меры поддержки добровольчества и социально ориентированных некоммерческих организаций» [6]. Однако в данном разделе отсутствуют статистические данные. Отсутствие централизации может повлечь определенные трудности со сбором аналитических данных для государственных ведомств и сложность в получении актуальной информации для представителей некоммерческих организаций.
Важной выявленной проблемой является отсутствие полного реестра некоммерческих организаций, содержащего общее количество организаций некоммерческого сектора, их статус, преемственность и другие важные составляющие, например, статус социально ориентированной некоммерческой организации или иностранного агента. Реестр некоммерческих организаций, который ведет Министерство юстиции не отражает полную и достоверную информацию, поскольку в нем содержатся не все организационно-правовые формы НКО. В качестве первопричины несовершенства действующего реестра можно выделить отсутствие единообразного и твердого подхода в нормативно-правовой базе к организационно-правовым формам в которых могут создаваться некоммерческие организации. Законом, регулирующим деятельность некоммерческого сектора, является Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ [7], в соответствии с которым к некоммерческим относятся организации, которые не ставят целью своей деятельности извлечение прибыли, а создаются для решения различных социальных задач. В статье 2 приведены разновидности некоммерческих организаций: СО НКО, СО НКО – исполнители общественно полезных услуг, иностранные некоммерческие организации. В главе 2 Закона перечислены 12 форм некоммерческих организаций. Помимо этого, 15 видов организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации зафиксирован в статье 50 Гражданского кодекса. Состав организационно-правовых форм в Федеральном законе о некоммерческих организациях и Гражданском кодексе не совпадает. Другим документом, содержащим наиболее обширную классификацию организационно-правовых форм, является общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012 (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст). В общероссийском классификаторе отдельно выделены 2 раздела, связанные с некоммерческими организациями: организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими корпоративными организациями и организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими унитарными организациями. В совокупности два раздела содержат более 60 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Таким образом, текущая нормативно-правовая база содержит противоречия в отношении перечня организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Отсутствие единого подхода к перечню организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации, является барьером на пути к цифровой трансформации данного сектора.
Действующий реестр некоммерческих организаций, который ведет Министерство юстиции Российской Федерации не включает в себя все НКО, действующие в России. Данный вывод сделан исходя из того, что реестр Минюста включает в себя менее 60 организационно-правовых форм [8], в том числе в данном перечне имеется строка «не указано», состав которой не раскрыт. Исходя из этого можно сделать вывод, что реестр включает меньше организационно-правовых форм чем перечислено в общероссийском классификаторе ОК 028-2012 [9]. Также анализ перечисленных организационно-правовых форм в Гражданском кодексе, Законе о некоммерческих организациях и общероссийском классификаторе еще раз подтверждает факт отсутствия единообразного подхода к перечню организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие организации. Выбор организационно-правовой формы является важным элементом любой организации, поскольку от нее зависят различные особенности дальнейшей деятельности, например особенность формирования управленческих органов, взаимной или односторонней ответственности организации и учредителей, по объему имущественных прав и другим параметрам [10]. Таким образом, проработка законодательства станет первым шагом и основой дальнейшей цифровой трансформации некоммерческого сектора, которая положительно скажется на общей системе государственного цифрового управления. Законодательное утверждение единого подхода к организационно-правовым формам некоммерческих организаций станет базой для формирования нового, полного реестра некоммерческих организаций Российской Федерации.
Помимо отсутствия единого полного реестра НКО, в настоящее время существует несколько реестров СО НКО, которые ведут разные ведомства: Министерство экономического развития, Министерство культуры и Министерство труда и социального развития. Данные реестры содержат разную информацию. Ведение реестра СО НКО разными ведомствами говорит о дублировании функций, а также сложности получения адекватных и достоверных данных.
Наличие единого полного реестра НКО станет эффективным элементом государственного управления и позволит увидеть различные моменты: общее количество действующих и прекративших деятельность НКО, количество по регионам, направленность деятельности таких организаций, количество социально ориентированных НКО, динамику по данным показателям и другие параметры. Полученные данные будут полезны при составлении социально-экономических прогнозов, формировании бюджетов и при принятии других значимых управленческих решений.
Для того, чтобы определить, насколько будет эффективно создание цифрового реестра, с учетом сильных и слабых сторон, возможностей и угроз следует провести SWOT-анализ.
Таблица 1
SWOT-анализ создания цифрового реестра некоммерческих организаций (НКО)
Сильные стороны создания цифрового реестра НКО
|
Слабые стороны создания цифрового реестра НКО
|
·
Единая база данных. Снижение издержек на ведение
множества других реестров в сфере НКО, поскольку в общем реестре можно будет
проставить необходимый признак (СО НКО, иностранный агент и другие).
· Не будут дублироваться функции различных ведомств в части ведения реестров в сфере НКО (сейчас, например, реестры СО НКО ведут Минэкономразвития и Министерство труда и социального развития). · Оцифровка данных по некоммерческому сектору экономики России, необходимых для построения прогнозов социально-экономического развития, в том числе для планирования региональных программ помощи. · Единый цифровой реестр НКО поспособствует противодействию мошенничества. Наличие единой базы НКО позволит уберечь жертвователей от мошенников, поскольку перед тем, как перевести средства они смогут проверить информацию об организации. · Повышение эффективности внутри сектора. Наличие единого реестра поможет оперативно находить партнеров внутри сектора для реализации совместных проектов. · Положительное влияние на другие сферы экономики. Бизнес может быстрее находить организации для осуществления благотворительности, реализации совместных социальных проектов, в том числе в области устойчивого развития. Для физических лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию такой реестр даст возможность оперативно найти организацию, которая может предоставить помощь. |
·
Высокие издержки на технологическую разработку
цифрового реестра некоммерческих организаций, его последующая техническая
поддержка и совершенствование путем доработок.
· Противоречивая действующая нормативно-правовая база. Для реализации единого цифрового реестра НКО потребуется проработка и внесение изменений в различные нормативно-правовые акты. · Смена действующей модели учета в сфере некоммерческих организаций на предлагаемый единый реестр может потребовать обучения и переобучения сотрудников, что может быть сложным и требовать времени и ресурсов. |
Возможности создания цифрового реестра НКО
|
Угрозы создания цифрового реестра НКО
|
·
Интеграция с другими системами позволит обеспечить
согласованность данных, экономию ресурсов, минимизацию ошибок возможных при
ручном вводе, автоматизировать
процессы и улучшить эффективность.
· Дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры некоммерческого сектора на базе единого цифрового реестра позволит более быстро и достоверно осуществлять замер социального эффекта, произведенного некоммерческими организациями в разрезе по разным показателям. · Государственная поддержка цифровизации некоммерческого сектора. В настоящее время со стороны государства большое значение уделяется процессам цифровизации различных сфер и процессов экономики, в связи с чем процесс цифровизации сектора некоммерческих организаций может быть реализован в ближайшем будущем. |
·
Качество данных. Для формирования достоверного
цифрового реестра некоммерческих организаций необходимо провести значительный
объем работы по сбору, оценки и корректировки массива данных, который будет
положен в основу реестра.
· Безопасность данных. Аккумулирование больших данных в едином пространстве несет в себе риск возможности кибератак, утечки и распространению внутренних данных, в связи с чем необходимо уделить особое внимание вопросам безопасности данных. Поскольку в Российской Федерации имеется значительный опыт в данной сфере, то данная угроза и защита от нее обычно предусматривается заранее. |
Источник: составлено автором
Таким образом, проведённый SWOT-анализ показал, что создание цифрового реестра некоммерческих организаций действительно может стать эффективным элементом государственного управления и позволит «вывести из тени» целый сектор, деятельность которого в настоящее время не учитывается должным образом. Помимо выявленных сильных сторон, предлагаемый реестр имеет значительные перспективы для развития. Но для объективной оценки вмести с положительными моментами стоит учитывать слабые стороны и возможность возникновения рисков.
В качестве дальнейшего развития и применения такого реестра можно рассмотреть интеграцию с другими государственными системами. Так, например, возможно предусмотреть интеграцию с действующей государственной информационной системой в сфере государственных закупок ГИС ЕИС. Данная интеграция будет полезна, поскольку статьей 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена необходимость закупки заказчиком у социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) товаров, работ и услуг в объеме не менее чем 25 % от совокупного годового объема закупок [11]. Интеграция актуального реестра НКО и ГИС ЕИС позволит заказчику быстро и удобно находить такого контрагента из числа СОНКО, автоматически подгружать имеющиеся данные о нем, что минимизирует вероятность ошибок, которые могли бы произойти при ручном вводе данных, а также автоматически будет подтвержден статус социально ориентированной НКО. Для ГИС ЕИС интеграция с единым реестром НКО позволит не пропускать организации, не являющиеся СО НКО при проставлении статуса поставщика- «социально-ориентированная некоммерческая организация». Данный пример наглядно отражает как цифровое развитие некоммерческого сектора может оказать положительное воздействие и на другие системы государственного управления.
О необходимости более активного участия государства в процессе цифровой трансформации заявляют и сами представители некоммерческих организаций. Учредитель и руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки», победитель форума «Сильные идеи для нового времени» с проектом «Цифровая трансформация НКО и общественных организаций» Алёна Куратова, подчеркивает, что государство не до конца осознает, какой объем информации аккумулирован в работе НКО и насколько важно помочь им управлять этой информацией [12]. Стоит отметить, что в фонде не только говорят о необходимости цифровизации, но и активно содействуют ее воплощению в жизнь. Уже более пяти лет действует медицинская информационная система «Регистр генетических и других редких заболеваний» [13]. Данный регистр позволяет хранить данные вести учет и аналитику, составлять прогнозы по различным параметрам. Таким образом, данный пример еще раз подтверждает эффективность идеи создания единого цифрового реестра только в части учета некоммерческих организаций на государственном уровне.
Потребность в цифровизации некоммерческого сектора осознают и представители органов государственной власти. В рамках форума Общественной палаты РФ «Сообщество» заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая высказала мнение, что цифровизация позволит государству лучше видеть некоммерческий сектор, понимать реальный общественный запрос и оперативно на него реагировать [14].
На юридическом форуме, прошедшим в мае 2023 года заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Ольга Занко в ходе форума поддержала идею создания единого реестра НКО. «Мы поддерживаем создание единого реестра и считаем, что к нему надо идти, но, помимо единого реестра, нам надо добавить туда дополнительные бонусы и привилегии, которые будут получать НКО, потому что сейчас они очень ограничены»- сказала Ольга Занко. Также на форуме была рассмотрена проблема несовершенства законодательства. «У нас есть много сложностей, которые связаны с определенной инертностью и бюрократией, но в первую очередь с тем, что это все подлежит достаточно сложному нормативному регулированию» — отметил директор департамента информатизации и цифровой трансформации Министерства юстиции Российской Федерации Андрей Фридштанд [15].
Заключение. Подытоживая, стоит выделить следующие основные моменты. В плане цифровизации некоммерческому сектору уделено недостаточно внимания со стороны государства, данный факт подтверждают как представители НКО, так и органов власти, вместе с тем со стороны научного сообщества данный вопрос недостаточно исследован. В целях гармоничной цифровой трансформации России данный пробел нужно устранять путем комплексного решения, а именно начиная с актуализации нормативно-правовой базы. Для проработки законодательной базы следует учесть замечания различных заинтересованных лиц. Так проработанный единый подход станет основой для формирования общего цифрового реестра некоммерческих организаций. Создание единого цифрового реестра НКО окажет положительное влияние как для самых некоммерческих организаций, так и для других субъектов экономики, а в последствие может стать базовым элементов цифровой инфраструктуры некоммерческого сектора.
Источники:
2. Огородникова Е.А. Анализ уровня цифровизации некоммерческого сектора экономики России // Индустрия 5.0, цифровая экономика и интеллектуальные экосистемы (ЭКОПРОМ-2021): Сборник трудов IV Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции и XIX сетевой конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2021. – c. 110-112.– doi: 10.18720/IEP/2021.3/28.
3. Сечкин А.В. Этапы институциализации некоммерческих организаций во Всемирной сети // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2023. – № 3(39). – c. 39-44.
4. Афанасьева Ю.С. Деятельность некоммерческих организаций в условиях цифровой трансформации: проблемы и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2022. – № 1(34). – c. 42-46.
5. Чикова Е.В., Кузьмина А.П. Особенности цифровизации региональных социально ориентированных НКО: кейсы Екатеринбурга // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2022. – № 2. – c. 137-154. – doi: 10.21638/spbu12.2022.203.
6. Официальный сайт Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://dszn.ru/deyatelnost/Gosudarstvennye-mery-podderzhki-dobrovolchestva-i-socialno-orientirovannyh-nekommercheskih-organizaciy (дата обращения: 11.11.2023).
7. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 17.12.2023).
8. Реестр некоммерческих организаций. Минюст. [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-nekommercheskih-organizacij/ (дата обращения: 17.12.2023).
9. ОК 028-2012. «Общероссийский классификатор организационно-правовых форм» (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139192/ (дата обращения: 17.12.2023).
10. Чеканова И.Ю. Создание единого реестра социально ориентированных некоммерческих организаций как шаг к формированию единой инфраструктуры оценки и регулирования третьего сектора экономики России // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4237-4250. – doi: 10.18334/ce.16.11.116446.
11. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 17.12.2023).
12. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/sml/195717/ (дата обращения: 28.12.2023).
13. Регистр генетических и других редких заболеваний. Благотворительный фонд Дети-Бабочки. [Электронный ресурс]. URL: https://register.deti-bela.ru/login (дата обращения: 28.12.2023).
14. Открытые НКО — это онлайн-платформа, объединяющая НКО и СМИ. Dobro.live. [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.live/publikacii/nko/zachem-nko-cifrovizaciya (дата обращения: 28.12.2023).
15. Официальный сайт Петербургского международного юридического форума. [Электронный ресурс]. URL: https://legalforum.info/news/tsifrovye-servisy-dlja-nko/ (дата обращения: 03.01.2024).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:11