Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство в транспортном комплексе Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (49), Январь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 10, 11, 12 /2003) В условиях рыночной экономики резко повышается роль автомобильных дорог как одного из факторов, определяющих уровень жизни населения. Развитая сеть дорог становится одним из ключевых материальных элементов, обеспечивающих для граждан свободу выбора места жительства, приложения труда, стандартов самостоятельного и активного экономического и социального поведения.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, транспортный комплекс
(Окончание. Начало в № 10, 11, 12 /2003)
В условиях рыночной экономики резко повышается роль автомобильных дорог как одного из факторов, определяющих уровень жизни населения. Развитая сеть дорог становится одним из ключевых материальных элементов, обеспечивающих для граждан свободу выбора места жительства, приложения труда, стандартов самостоятельного и активного экономического и социального поведения.
Статистические наблюдения последних десяти лет показывают, что в российской экономике усилились тенденции автомобилизации населения и бизнеса. При этом процесс автомобилизации определяется не только ростом парка автомобилей, но и ростом спроса на продукцию и услуги сопряженных отраслей промышленности: автомобильной, топливной, сервисных услуг (табл. 1).
Таблица 1
Наличие подвижного состава автомобильного транспорта России на конец года, тыс. штук
Номенклатура автотранспорта России
|
1990
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
Грузовые автомобили - всего
|
2744
|
3078
|
3041
|
3103
|
3108
|
3196
|
3232
|
3329
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспорт общего пользования
|
331
|
361
|
280
|
213
|
177
|
152
|
130
|
112
|
в собственности граждан
|
4
|
798
|
998
|
1107
|
1249
|
1440
|
1568
|
1698
|
Автобусы - всего
|
445
|
631
|
628
|
628
|
627
|
633
|
640
|
Н/д
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
эксплуатационные автобусы общего пользования
|
153
|
128
|
124
|
123
|
117
|
112
|
109
|
107 |
в собственности граждан
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
170
|
186
|
|
Автомобили легковые - всего
|
8964
|
14195
|
15815
|
17632
|
18820
|
19624
|
20247
|
21152
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
служебные1)
|
232
|
493
|
405
|
...
|
...
|
399
|
427
|
455
|
Таксомоторы
|
54
|
14
|
12
|
9
|
7
|
6
|
5
|
4
|
в собственности граждан2)
|
8677
|
13688
|
15047
|
16591
|
17761
|
18543
|
19097
|
19984
|
Специальные автомобили отраслей экономики
|
1000
|
782
|
710
|
|
667
|
636
|
624
|
606 |
Увеличение подвижного состава практически полностью обусловлено ростом легковых автомобилей в собственности граждан. Сравнение показателей за последнее десятилетие показывает, что обеспеченность легковыми автомобилями повысилась с 58,6 шт. на 1000 человек в 1990 году до 138,8 шт. – в 2001 году. Помимо увеличения обеспеченности населения легковыми автомобилями продолжает расти и общее число машин на душу населения. Количество автотранспортных средств в мире на душу населения также увеличивается. В США на 1000 человек населения приходится 760 автомобилей, а во многих странах ЕС – около 500 (табл. 2).
Таблица 2
Наличие автомобилей на 1000 населения и эксплуатация автотранспорта в различных странах
Страна
|
Число автомобилей/1000 человек
|
Число легковых автомобилей/
1000 человек |
Эксплуатация автотранспорта,
млрд. машин-км | |||
1990
|
2000
|
1990
|
2000
|
1990
|
2000
| |
Франция
|
494
|
564
|
405
|
469
|
422
|
589
|
Германия
|
405
|
..
|
386
|
508
|
446
|
589
|
Нидерланды
|
405
|
427
|
368
|
383
|
90
|
110
|
Россия
|
87
|
153
|
59
|
139
|
..
|
61
|
Великобритания
|
400
|
408
|
341
|
373
|
399
|
462
|
США*)
|
758
|
760
|
573
|
478
|
2527
|
2653
|
Источник: World Development Indicators, 2002 , Госкомстат РФ
Сопоставление динамики обеспеченности автомобилями по отдельным странам показывает, что для развитых стран с высоким уровнем обеспеченности населения легковыми автомобилями, а также другими видами автомобильной техники, характерным является устойчивое замедление темпов роста показателя обеспеченности автомобилями на 1000 человек населения. В то время как в странах с переходной экономикой этот показатель демонстрирует интенсивный рост. Например, наличие легковых автомобилей на 1000 человек в России за период 1990-2000 годов увеличилось в 2,25 раза, в Венгрии - в 1,25 раза.
Оценки зависимости (в линейной форме) числа автомобилей и уровня доходов населения для крупнейших стран показывают, что количество легковых машин растет с скоростью 0,04 машины на 1000 чел. населения при росте покупательной способности (душевого дохода). Это означает, что, например, для такой страны, как Германия, соотношение легковых машин к численности населения возрастет с 500 до 520 , или 20 машин на 1 тыс. человек при росте экономики на 3% в реальном исчислении на душу населения. Для России при тех же темпах роста экономики этот рост составит примерно 7 машин на 1 тыс. населения. Кроме того, для получения скорректированных, более вероятных оценок величины указанного соотношения следует принимать во внимание общие демографические тенденции.
Помимо уровня дохода на душу населения существенное влияние оказывает наличие альтернатив в рамках системы общественного транспорта, в частности:
‑ уровень тарифов на железнодорожный транспорт;
‑ относительные цены на автомобили и затраты на их эксплуатацию;
‑ стоимость горюче-смазочных материалов;
‑ налоги;
‑ плата за проезд по платным дорогам и прочие сборы.
В настоящее время усилилось воздействие таких факторов, как наличие альтернативных средств коммуникации и маркетинга (электронные средства телекоммуникации и электронная торговля).
Процесс автомобилизации населения и бизнеса определяется не только ростом парка автомобилей, но ростом спроса на продукцию и услуги сопряженных отраслей: автомобильной промышленности, топливной промышленности, сервисных услуг. Поскольку автопарк увеличивается быстрее, чем общая длина дорог, плотность движения продолжает расти. При низкой плотности дорожной сети и высоких темпах роста спроса на автомобильную технику и услуги автотранспорта показатель наличия транспортных средств на 1 км автомобильных дорог общего пользования в российской экономики отражает высокую интенсивность движения (табл. 3).
Таблица 3
Наличие транспортных средств на 1 км автомобильных дорог
Страна
|
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
Канада
|
20
|
20
|
19
|
-
|
-
|
18
|
-
|
-
|
19
|
-
|
-
|
Дания
|
27
|
27
|
27
|
27
|
27
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
31
|
Финляндия
|
29
|
28
|
29
|
28
|
27
|
28
|
28
|
29
|
30
|
31
|
-
|
Франция
|
32
|
33
|
33
|
33
|
34
|
34
|
34
|
35
|
36
|
37
|
38
|
Германия
|
53
|
52
|
53
|
54
|
69
|
67
|
66
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Венгрия
|
21
|
21
|
15
|
15
|
15
|
18
|
18
|
14
|
14
|
15
|
-
|
Италия
|
99
|
102
|
107
|
104
|
104
|
104
|
-
|
71
|
73
|
73
|
-
|
Нидерланды
|
58
|
58
|
60
|
50
|
50
|
51
|
50
|
52
|
58
|
58
|
-
|
Швейцария
|
46
|
47
|
48
|
48
|
48
|
49
|
50
|
51
|
52
|
53
|
54
|
Великобритания
|
64
|
62
|
62
|
63
|
61
|
63
|
63
|
66
|
67
|
62
|
-
|
Соединённые Штаты
|
30
|
30
|
30
|
31
|
31
|
32
|
33
|
32
|
35
|
34
|
-
|
Российская Федерация
|
-
|
14
|
33
|
34
|
35
|
37
|
41
|
39
|
46
|
47
|
48
|
При оживлении экономики интенсивность движения по автомобильным дорогам по сравнению с 1999 годом выросла в 1,5 раза. Рост обеспеченности населения легковыми автомобилями кардинально повлиял на пропускную возможность городских и внегородских магистралей. По оценкам специалистов, ежегодно интенсивность движения по федеральным автомобильным дорогам, например, в южном направлении, растет на 10-15% , а в других направлениях - на 3-5%.
Последствия многократного роста автомобильных перевозок при существующей сети дорог приводят к транспортным заторам на подъездах к промышленным и сельскохозяйственным центрам, нарушению покрытий дорог, ухудшению экологической обстановки в районе прохождения трассы, росту транспортных затрат и, соответственно, стоимости продукции.
Состояние российских дорог определяет изменение основных тенденций внутренних междугородних перевозок и перевозок грузов в международном сообщении. В общем объеме перевозок грузов автомобильным транспортом дальние междугородные перевозки занимают не более 2%, в грузообороте - около 25%. Вместе с тем растет доля перевозок мелкими партиями, получают распространение срочные перевозки, что свойственно рыночной экономике. Наметился устойчивый процесс перехода части железнодорожных перевозок на автомобильные, особенно на короткие расстояния (до 500 км).
Удельный вес перевозок грузов автомобильным транспортом составляет 0,3% совокупного объема всех типов перевозок автомобильным транспортом общего пользования. В условиях экономического подъема отмечается восстановление положительной динамики международных перевозок. При этом следует обратить внимание на то, что при сложившейся сети дорог и условиях их эксплуатации усиливается тенденция к снижению использования транзитного потенциала.
В целом, сопоставление динамики протяженности дорог и обеспеченности населения личными автомобилями, при прочих равных условиях, позволяет сделать вывод о том, что в нынешних условиях неразвитость дорожной сети выступает одним из факторов, сдерживающим рост автомобилизации населения и, соответственно, всего комплекса прямых и сопряженных услуг. Особенно остро проблемы расширения дорожного строительства и реконструкции автомобильных дорог стоят в Северо-Западном и Центральном регионах.
Расширение дорожной сети стимулирует развитие смежных отраслей экономики, включая машиностроение, промышленность строительных материалов, а также жилищное строительство, сферу услуг, предприятий малого предпринимательства. Именно поэтому одним из основных условий успешного осуществления экономических реформ в других странах было приоритетное развитие транспортных коммуникаций и, в первую очередь, автомобильных дорог. Интенсивность предпринимательской активности, как показывают исследования, тесно связана с динамикой развития дорожной сети. При этом рост деловой активности в непосредственной близости транспортных коммуникаций, по мере освоения и повышения значимости транспортных коммуникаций, оказывает кумулятивное воздействие на развитие прилегающих территорий.
В условиях экономического роста с увеличением качества и количества автодорог возрастает конкурентоспособность этого вида транспорта по сравнению с другими. Снижаются затраты на ремонт, горючее, уменьшаются издержки производства, в себестоимость которых входят затраты на этот вид транспорта. Уменьшаются затраты на транспортировку готовой продукции и, как следствие, снижаются конечные потребительские цены, увеличиваются объемы потребления, производства, а значит, растет и благосостояние граждан. То есть рост количества и улучшение качества дорог положительным образом влияет на благосостояние людей и стимулирует производство.
Страница обновлена: 20.09.2024 в 22:30:20