Планирование вариантов доставки товаров автомобильным транспортом в торговых распределительных сетях
Тюрин А.Ю.1
1 Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Торгово-экономический журнал *
Том 1, Номер 1 (Октябрь-Декабрь 2014)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=23605653
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы планирования вариантов доставки товаров автомобильным транспортом в торговых распределительных сетях. Приводится алгоритм планирования поставок, указываются особенности группировки потребителей по зонам обслуживания, устанавливается периодичность доставки товаров в эти зоны. На примере показывается эффективность использования эвристических методов построения маршрутов перевозок автотранспортом большой группе потребителей.
Ключевые слова: торговые распределительные сети, планирование доставки продукции, транспортное обслуживание, алгоритм планирования, эвристический метод, транспортное средство, маршрут доставки
Распределительные сети крупных торговых предприятий, особенно в сфере FMCG, обладают большим количеством потребителей и распространяются на значительные территории, включая регионы, состоящие из нескольких областей. Поставка продукции в данных сетях осуществляется преимущественно мелкими партиями. Задача доставки товаров на большой сети обслуживания является довольно сложной, особенно при наличии большого количества дополнительных ограничений [1]. При планировании порядка обслуживания клиентов используется алгоритм, состоящий из нескольких этапов.
Во-первых, определяются общие подходы, касающиеся сбора заявок на поставку продукции, подбора заказа по ассортиментных группам, выбора приемлемого времени доставки товаров потребителю с учетом удаленности клиента от склада или распределительного центра.
Во-вторых, на основе анализа спроса за определенный период времени по каждому клиенту формируются устойчивые зоны обслуживания [2, 3], определяется периодичность поставки товара каждому потребителю, выбирается подвижной состав, доставляющий готовую продукцию определенной группе грузополучателей.
В-третьих, составляется баланс спроса и предложения, то есть определяется соотношение между предъявленным заказом на обслуживание и наличным парком транспортных средств. При этом доставка заказанной продукции возможна средствами нескольких перевозчиков с различными тарифами на обслуживание. Возникает задача рационализации перевозок с целью снижения общих транспортных расходов и увязки расписаний работы автотранспорта.
В-четвертых, на основе группировки потребителей по зонам и дням обслуживания формируется сводное расписание и графики работы транспортных средств с учетом максимальной загрузки подвижного состава, своевременности доставки, ритмичности поставки, увязки транспортных и складских процессов с системами управления запасами как у поставщиков, так и у потребителей.
В-пятых, производится анализ системы доставки и выявления «узких мест», препятствующих обеспечению надежной и экономичной доставки готовой продукции – большая вариативность спроса, недостаточные складские площади потребителя, большая удаленность клиента от поставщика с требование максимальной реакции на изменяющийся спрос и т.д. В итоге к основным маршрутам с устойчивым спросом добавляются оперативные маршруты для удовлетворения всех требований клиентов.
Таким образом, при планировании маршрутов доставки продукции учитывается динамизм внешней среды, сложившиеся рыночные отношения в распределительных сетях, определяющие порядок обслуживания потребителей.
Рассмотрим методику составления рациональных маршрутов перевозок грузов и обслуживания потребителей на примере распределения продукции ООО «Система Чибис». В состав торгового предприятия входят два распределительных центра, 130 магазинов «Чибис» и 34 магазина «Поляна», распределенных по территории Кемеровской, Томской областей, Красноярского края и Республики Хакассия. Основная доля потребителей (магазинов) расположена на территории Кемеровской области – 83,4%, Томская область разместила у себя 11,7% магазинов, на территории Красноярского края и Республики Хакассия обслуживаются соответственно 1,8 и 3,1% магазинов от общего их числа.
Номенклатура доставляемой продукции насчитывает более 100 наименований различных товаров продовольственного назначения. При этом готовая продукция упакована в картонные коробки и термоусадочную пленку с массой одного места от 3 до 12 кг. С целью снижения трудоемкости операций погрузки и разгрузки, учета и контроля данных операций груз на склад поступает на европоддонах (паллетах) размером 1200x800 мм. Доставка продукции потребителям осуществляется также на паллетах.
Доставка готовой продукции потребителям осуществляется автомобилями-фургонами различной вместимости (от 4 до 32 паллет) и грузоподъемности (от 1,5 до 20 т). Данный факт позволяет гибко перераспределять подвижной состав по маршрутам доставки, учитывая потребности клиентов, радиус доставки, время в пути и т.д.
Рассмотрим применение методики планирования вариантов доставки продукции в течение 5 дней. Все потребители по их территориальному признаку разбиваются на 5 зон обслуживания: юг (1), север (2), запад Кемеровской области (включая г Кемерово) (3), Томская область (4), Красноярский край и Республика Хакассия (5). Устанавливается общая потребность в товаре по сформированным зонам обслуживания за рассматриваемый период времени. Объемы поставок по зонам обслуживания приведены на рисунке 1.
Рисунок 1. Объем поставок в паллетах по зонам обслуживания
Как видно из рисунка 1 основная потребность приходится на зоны 1 и 3, т.е. юг и запад Кемеровской области (включая г Кемерово), где находится большое количество потребителей.
Если рассмотреть потребность в продукте на 1 клиента, расположенного в каждой зоне обслуживания, за 5 дней (рисунок 2), то здесь выделяется зона 5 (Красноярский край и Республика Хакассия) с малым количеством пунктов обслуживания и значительной удаленностью от распределительного центра.
Используя данные рисунков 1 и 2, составляем периодичность обслуживания каждой зоны: 1, 3 и 5 зоны обслуживаются ежедневно, 2 зона – 2 раза за 5 дней, 4 зона – 1 раз в 5 дней. Исходя из периодичности и размеров заказов, подбираем под каждое направление обслуживания соответствующий подвижной состав.
Рисунок 2. Средний размер заказа на 1 клиента по зонам обслуживания
После определения периодичности обслуживания анализируется поток заказов, поступающий от каждого потребителя, на основании которого получатели разбиваются на подгруппы внутри каждой зоны обслуживания и формируют заказ на очередные сутки доставки продукции. Например, потребители 1 зоны обслуживания получают заказы от 2 до 3 раз в течение 5 дней, при этом автомобиль посещает хотя бы одного клиента 1 зоны обслуживания ежедневно. Объем заказа потребителей 1 зоны обслуживания представлен на рисунке 3.
Рисунок 3. Объем заказа потребителей 1 зоны обслуживания
После группировки заказов по дням и зонам обслуживания формируются маршруты перевозок с учетом ограничений нормативных документов по времени труда и отдыха водителей на междугородных маршрутах. Так как количество потребителей в каждой зоне велико и имеется подвижной состав различной грузоподъемности, то для построения маршрутов перевозок продукции используются эвристические методы. Применение данных методов уже рассматривалось для оценки эффективности доставки товаров повседневного спроса в [4]. Так как запросы потребителей и требования весьма разнообразны (конкретный временной интервал завоза продукции, необходимость доставки товара несколькими рейсами, поставка товара смешанного ассортимента от нескольких поставщиков и т.д.), то необходимо выбрать соответствующую задачу маршрутизации перевозок, описанную в [5, 6].
В рассматриваемом примере краткосрочного планирования поставок продукции для сравнения были использованы методы Кларка-Райта [7] и поиска с запретами, рассмотренного, например, в работах [8‑10].
Как было отмечено выше, рассматривается 5-дневный отрезок времени для планирования поставок продукции с 27.10.14 по 31.10.14 г. Для решения задачи распределения продукции по дням поставок будет использоваться двухэтапный подход. Вначале, зная себестоимость 1 часа работы и 1 км пробега каждого автомобиля на маршрутах и используя модели целочисленного линейного программирования, определяется оптимальный состав автомобилей каждой грузоподъемности, дающий минимальные транспортные расходы для доставки планируемого объема заказов по зонам обслуживания. Результаты решения задачи для 27.10.14 г. и 1 зоны обслуживания приведены в таблице 1.
Таблица 1
Распределение подвижного состава за 27.10.14 г. для 1 зоны обслуживания
№ мар-шрута
|
Марка автомобиля
|
Грузо-подъем-ность, паллеты
|
Стоимость 1 км пробега, р./км
|
Пробег на мар-шруте, км
|
Транс-портные расходы, р.
|
Метод Кларка-Райта (базовый вариант)
| |||||
1
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
479,15
|
12889,14
|
2
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
331,26
|
8910,89
|
3
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
362,34
|
9746,95
|
4
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
343,56
|
9241,76
|
5
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
286
|
7693,40
|
6
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
14
|
284
|
3976,00
|
7
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
14
|
298
|
4172,00
|
8
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
14
|
376
|
5264,00
|
9
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
14
|
276,43
|
3870,02
|
Всего
|
3036,74
|
65764,16
| |||
Метод поиска с запретами (предлагаемый вариант)
| |||||
1
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
479,1
|
12887,79
|
2
|
Форд-Карго
|
16
|
26,9
|
343
|
9226,70
|
3
|
Хундай НД 120
|
10
|
14
|
358,88
|
5024,32
|
4
|
Хундай НД 120
|
10
|
14
|
330,88
|
4632,32
|
5
|
КамАЗ 47446В
|
12
|
16,8
|
350,6
|
5890,08
|
6
|
КамАЗ 47446В
|
12
|
16,8
|
286
|
4804,80
|
7
|
КамАЗ 47446В
|
12
|
16,8
|
292,43
|
4912,82
|
8
|
КамАЗ 47446В
|
12
|
16,8
|
284
|
4771,20
|
9
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
14
|
382,27
|
5351,78
|
10
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
14
|
268
|
3752,00
|
Всего
|
3375,16
|
61253,81
| |||
Выигрыш по
сравнению с базовым вариантом
|
-338,42
|
4510,35
|
Анализ результатов таблицы 1 показывает, что наблюдается несоответствие в выборе подвижного состава для перевозок при использовании метода Кларка –Райта (базовый вариант) и метода поиска с запретами (предлагаемый вариант). Хотя и во втором случае наблюдается превышение пробега автомобилей на 338 км, но за счет использования более экономичных автомобилей происходит сокращение транспортных расходов по сравнению с первым вариантом на 4510,35 р. или на 6,86%.
Аналогичным образом распределяются поставки для других зон обслуживания в течение 27.10.14 г. Результаты расчетов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение подвижного состава за 27.10.14 г.
Марка автомобиля
|
Грузо-подъем-ность, паллеты
|
Коли-чество автомо-билей
|
Стоимость 1 км пробега, р./км
|
Пробег на маршруте, км
|
Транс-портные расходы, р.
|
Метод Кларка-Райта (базовый вариант) – 2 зона обслуживания
| |||||
Газ 4735
|
7
|
1
|
24,38
|
222,45
|
5423,33
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
2
|
14
|
445,91
|
6242,74
|
Форд-Карго
|
16
|
2
|
26,9
|
513,35
|
13809,12
|
Всего
|
1181,71
|
25475,19
| |||
Метод поиска с запретами (предлагаемый вариант) – 2 зона обслуживания
| |||||
Форд-Карго
|
32
|
3
|
22,66
|
732,84
|
13696,21
|
Всего
|
732,84
|
13696,21
| |||
Выигрыш по сравнению с
базовым вариантом
|
448,87
|
11778,97
| |||
Метод Кларка-Райта (базовый вариант) – 3 зона обслуживания
| |||||
ГАЗ 2730
|
4
|
3
|
12,77
|
38,03
|
485,64
|
Газ 4735
|
7
|
3
|
24,38
|
44,09
|
1074,91
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
1
|
14
|
81,18
|
1136,52
|
Хундай НД 120
|
10
|
1
|
14
|
256,72
|
4312,90
|
Форд-Карго
|
16
|
1
|
26,9
|
12,18
|
327,64
|
Всего
|
432,2
|
7337,62
| |||
Метод поиска с запретами (предлагаемый вариант) – 3 зона обслуживания
| |||||
Форд-Карго
|
16
|
4
|
26,9
|
380,95
|
10247,56
|
Всего
|
380,95
|
10247,56
| |||
Выигрыш по сравнению с
базовым вариантом
|
51,25
|
-2909,94
| |||
Метод Кларка-Райта (базовый вариант) – 5 зона обслуживания
| |||||
Мицубиси-Фусо
|
10
|
2
|
14
|
1475,75
|
20660,50
|
Форд-Карго
|
16
|
2
|
26,9
|
514
|
13826,60
|
Всего
|
1989,75
|
34487,10
| |||
Метод поиска с запретами (предлагаемый вариант) – 5 зона обслуживания
| |||||
Форд-Карго
|
32
|
2
|
22,66
|
903,99
|
20484,41
|
Всего
|
903,99
|
20484,41
| |||
Выигрыш по сравнению с
базовым вариантом
|
1085,76
|
14002,69
| |||
Выигрыш за 27.10.14 г.
|
1247
|
27382,06
|
Анализируя полученные результаты в таблице 2, можно сделать вывод, что наблюдается некоторый проигрыш в транспортных расхода при обслуживании 3 зоны, но в целом по всем регионам (зонам обслуживания) наблюдается сокращение общего пробега на 1247 км и затрат на доставку в размере 27382,06 р. за день.
Для второго дня планирования поставок продукции (28.10.14 г.) обслуживаются 1, 3 и 5 зоны потребителей. При этом наблюдается сильное перераспределение спроса, и основной упор в транспортном обслуживании приходится на 1 зону, в результате чего формируются 25 маршрутов перевозок (рисунок 4) по предлагаемому варианту по сравнению с 10 маршрутами для этой же зоны за 27.10.14 г. (см. таблицу 1). На рисунке 4 показана также неравномерность пробега автомобилей по сформированным маршрутам при средней длине чуть более 400 км, что необходимо учитывать при формировании графика отправок с распределительного центра и планировании времени нахождения водителя на линии.
Рисунок 4. Пробег автотранспорта по маршрутам при обслуживании потребителей 1 зоны
Используя предварительно полученные заказы и установку периодичности обслуживания каждой группы потребителей, формируются маршруты доставки, отраженные в таблице 3.
Таблица 3
Распределение подвижного состава за 28.10.14 г.
Марка автомобиля
|
Грузо-подъем-ность, паллеты
|
Коли-чество авто-мобилей
|
Стоимость 1 км пробега, р./км
|
Пробег на маршруте, км
|
Транспортные расходы, р.
|
Метод Кларка-Райта (базовый вариант)
| |||||
ГАЗ 2730
|
4
|
2
|
12,77
|
51,09
|
1077,54
|
Газ 4735
|
7
|
8
|
24,38
|
262,02
|
11571,45
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
28
|
14
|
11607,79
|
209687,78
|
Хундай НД 120
|
10
|
2
|
14
|
941,95
|
18891,73
|
Форд-Карго
|
16
|
9
|
26,9
|
3419,05
|
96134,56
|
Всего
|
16281,9
|
337363,06
| |||
Метод поиска с запретами (предлагаемый вариант)
| |||||
ГАЗ 2730
|
4
|
4
|
12,77
|
59,73
|
762,75
|
Газ 4735
|
7
|
13
|
24,38
|
2059
|
50201,35
|
Мицубиси-Фусо
|
10
|
5
|
14
|
1114
|
15596,70
|
Хундай НД 120
|
10
|
4
|
14
|
774,2
|
10838,24
|
Форд-Карго
|
16
|
10
|
26,9
|
4629
|
124515,53
|
Форд-Карго
|
32
|
3
|
22,66
|
2307
|
52271,86
|
Всего
|
10942,68
|
254186,43
| |||
Выигрыш по сравнению с
базовым вариантом
|
5339,22
|
83176,63
| |||
Выигрыш за 28.10.14 г.
|
5339,22
|
83176,63
|
В заключение определяется работа автотранспорта за оставшиеся 3 дня (с 29.10 по 31.10.14 г.). Результаты планирования поставок продукции за 5 дней приведены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели работы автотранспорта за 5 дней поставок
Дата поставки
|
Метод Кларка-Райта
(базовый вариант) |
Метод поиска с запретами
(предлагаемый вариант) | ||
Пробег на маршруте, км
|
Транспортные расходы, р.
|
Пробег на маршруте, км
|
Транспортные расходы, р.
| |
27.10.14
|
6640,4
|
133064,06
|
5392,94
|
105682,00
|
28.10.14
|
16281,9
|
337363,06
|
10942,68
|
254186,43
|
29.10.14
|
4648,28
|
93144,84
|
3235,76
|
63409,20
|
30.10.14
|
8964,54
|
179636,48
|
6201,88
|
121534,30
|
31.10.14
|
3984,24
|
79838,44
|
2966,12
|
58125,10
|
Выигрыш по сравнению с базовым вариантом
|
11779,98
|
220109,85
|
Результаты, представленные в таблице 4, показывают, что предлагаемый метод построения маршрутов доставки продукции по сравнению с базовым дает сокращение общего пробега автомобилей за 5 дней обслуживания на 11779,98 км и транспортных расходов на 220109,85 р.
Рассмотренный пример краткосрочного планирования поставок продукции потребителям ООО «Система Чибис» показывает важность учета характеристик спроса на товар, конфигурации зон обслуживания и дислокации клиентуры в этих зонах, необходимости изучения динамики потребления и заказов, доступности подвижного состава для своевременной доставки товаров, использования различных методов и приемов для проектирования маршрутов поставок продукции получателям.
Учет дополнительных факторов, планирование на период позволят более гибко перераспределять подвижной состав по маршрутам перевозок, сокращать транспортные издержки и своевременно реагировать на изменяющийся спрос потребителей.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:05:55