Актуальные вопросы финансового обеспечения нормативного состояния автомобильных дорог региона
Захаров П.Н.1, Вихрев А.В.2, Проваторова Г.В.2, Посаженников А.А.2
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
2 Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Захаров П.Н., Вихрев А.В., Проваторова Г.В., Посаженников А.А. Актуальные вопросы финансового обеспечения нормативного состояния автомобильных дорог региона // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 8. – С. 2169-2180. – doi: 10.18334/ecsec.7.8.121545.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=72103226
Аннотация:
В работе представлено научно-методическое обоснование нормативов денежных затрат на капитальный ремонт, восстановительные работы, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Нормативы разработаны с целью оптимизации расчета размера ассигнований регионального бюджета на финансирование капитального ремонта, восстановительных работ, содержания региональных или межмуниципальных автомобильных дорог. Нормативную базу исследования составили российское законодательство и нормативно-техническая литература, направленные на регулирование вопросов ценообразования в строительстве. Научная, техническая и практическая ценность ожидаемых результатов работы заключается в разработке научно и методически обоснованных нормативов денежных затрат на капитальный ремонт, восстановительное обслуживание региональных или межмуниципальных автомобильных дорог
Ключевые слова: автомобильная дорога, нормативы финансовой безопасности, регион
JEL-классификация: L90, L91, R40
Введение. В рамках разработки стратегий социально-экономического развития регионов заметен возросший спрос на современную дорожную инфраструктуру. Развитие транспортной инфраструктуры является одной из важнейших задач государства на современном этапе. Это подчеркивается практически во всех программных документах государства в области социально-экономического развития.
В результате неравномерного, а нередко и недостаточного финансирования к настоящему времени технико-эксплуатационное состояние автомобильных дорог в целом не соответствует потребностям экономики, продолжает расти разрыв между реальной пропускной способностью сети автодорог и темпами автомобилизации. Ежегодная сумма потерь и упущенной выгоды, связанных с транспортно-эксплуатационным состоянием дорожной сети, включая потери от дорожно-транспортных происшествий, оценивается в сумму более 400 млрд. рублей [15].
Несоответствие технико-эксплуатационного состояния дорог нормативным требованиям, наряду с высокими темпами автомобилизации, способствовало росту аварийности. Производственная база отрасли не соответствует поставленным задачам. Подрядные организации, специализирующиеся на содержании автомобильных дорог и выполнении небольших по объемам и стоимости ремонтов, находятся в неудовлетворительном финансово-экономическом состоянии.
При сохранении существующих тенденций ресурсные ограничения, недостаток мощностей и квалифицированных трудовых ресурсов не позволят, даже при резком увеличении объемов финансирования, реализовать государственные программы в дорожном хозяйстве. Экономическая политика государства реализуется с использованием различных средств денежно-кредитной, финансовой, налоговой политики, административно-правовых методов государственного регулирования [17]. Осуществление политики требует разработки мер, средств и инструментов, позволяющих реально достичь поставленных целей [18; 19].
Инвестиционная политика является важной составной частью государственной экономической политики. Инвестиционная политика определяет состояние производственной базы национальной экономики. При неудовлетворительном состоянии производственной базы невозможно успешное решение задач социально-экономического развития, ухудшаются показатели экономической эффективности, снижается конкурентоспособность национальной экономики на международных рынках товаров, работ, услуг. Неэффективное использование инвестиций способствует росту фондоемкости продукции, что напрямую ведет к росту цен и тарифов, увеличению темпов инфляции, снижению производительности труда [14].
Инвестиции являются одним из основных элементов хозяйственной деятельности на всех уровнях – микроэкономики (деятельности отдельного предприятия), макроэкономики (функционирования экономики в масштабах отрасли, региона, страны и межгосударственных экономических систем), государственного регулирования в целях оптимизации функционирования экономических систем [13]. Понятие, природа, структура и формы инвестиционной деятельности одинаково важны как для практической деятельности, так и для исследований в области экономической теории [11].
Тарифное регулирование в дорожной отрасли, в форме утверждаемого коридора цен, предельных тарифов и т.д. не осуществляется. В то же время в структуре стоимости дорожных работ имеются затраты, регулируемые государством. Структура стоимости работ по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений включает:
– оплату труда рабочих и механизаторов;
– стоимость строительных материалов;
– стоимость эксплуатации машин и механизмов;
– накладные расходы по нормативам, устанавливаемым государством;
– сметную прибыль по нормативам, устанавливаемым государством;
– прочие затраты, определяемые прямым счетом или по нормативам.
Первые три элемента стоимости полностью зависят от рыночной конъюнктуры, и не могут регулироваться. Последний элемент предусматривает учет в основном производственных затрат и работ, не учтенных в остальных статьях стоимости – затраты на вахтовый метод, зимнее удорожание и т.д. [12].
Законодательство не препятствует установлению размера нормативов, необходимых для повышения эффективности деятельности отраслей [16]. Таким образом, для дорожной отрасли именно регулирование нормативов является наиболее эффективным методом повышения эффективности процессов воспроизводства.
Прибыль предприятия является основным источником собственных инвестиций. Как указано выше, без создания условий для рентабельной деятельности ни одна мера государственного стимулирования инвестиционной активности не дает положительного результата. Исходя из изложенного, минимально допустимый норматив сметной прибыли для работ по содержанию должен быть не ниже 15 %.
Вопросы управления имущественным комплексом сети автомобильных дорог, включая введение в действие экономических нормативов для определения стоимости его содержания, относятся к компетенции собственника имущества. Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) [2], собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Пунктом 5 Федерального закона № 257-ФЗ [3] установлено, что только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием региональных автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со статьями 71 и 73 Конституции Российской Федерации [1], ответственность за состояние региональных путей сообщения, в том числе региональной сети автомобильных дорог несет субъект Российской Федерации. Этими же статьями определены полномочия в сфере управления государственным имуществом, к которым относятся и автомобильные дороги общего пользования. По этому признаку также вся полнота ответственности за состояние имущественного комплекса, включающего в себя региональные автомобильные дороги и искусственные сооружения на них, а также производственную базу для их эксплуатации, лежит на субъекте Российской Федерации.
Размер нормативов накладных расходов и сметной прибыли напрямую влияет как на техническое состояние эксплуатируемых автомобильных дорог, так и на состояние производственной базы, предназначенной для их содержания.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, определение величины и введение в действие нормативов накладных расходов и сметной прибыли для определения стоимости работ по содержанию региональных автомобильных дорог Владимирской области и искусственных сооружений на них относятся к компетенции Правительства Владимирской области.
Цель исследования содержится в осуществлении научно-методического обоснования нормативов денежных затрат на капитальный ремонт, содержание региональных или межмуниципальных автомобильных дорог Владимирской области.
В ходе проведения исследования были решены следующие задачи:
1. Осуществлен обзор нормативной правовой базы нормирования денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание региональных или межмуниципальных автомобильных дорог;
2. Проведен расчет годовой потребности в финансировании работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов обустройства;
3. Обоснованы межремонтные сроки автомобильных дорог, а также искусственных сооружений и элементов их обустройства.
Новизна исследования состоит в адаптации общей методики обоснования нормативов денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание региональных или межмуниципальных автомобильных дорог применительно к условиям конкретного региона.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в использовании полученных научно-методических результатов в деятельности ГБУ Владимирской области «Управление автомобильных дорог Владимирской области».
Основная часть. Нормативы разработаны в соответствии со статями 12 и 33 ФЗ № 257-ФЗ [3] и предназначены для расчета размера ассигнований бюджета Владимирской области на финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию региональных или межмуниципальных автомобильных дорог.
Расчет производится в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, введенной в действие действующими нормативными и методическими документами Госстроя (Росстроя) России, Минтранса России и Федерального дорожного агентства, применяемыми при определении стоимости дорожных работ.
Ремонт автомобильных дорог, как правило, осуществляется без прекращения движения (производство работ на одной половине проезжей части), поэтому в расчетах учтены коэффициенты стесненности, согласно технической части ГЭСН 81-02-27-2001. Объемы работ определялись с учетом требований СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* (с Изменениями N 1, 2).
При расчете удельных показателей стоимости ремонта и капитального ремонта автомобильных дорог (табл. 1) использована ресурсная модель, разработанная по положениям Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядок их утверждения (Утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. № 314/пр). Данная модель была применена при расчете нормативов денежных затрат на ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог федерального значения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 [4]. Алгоритм расчета перед принятием постановления Правительства Российской Федерации прошел экспертизу и согласован с Минфином России и Минэкономики России.
Таблица 1. Удельные показатели основных строительно-монтажных работ без учета прочих работ и затрат по состоянию на 01.01.2023 г.
№ п/п
|
Номер
расчета
|
Наименование
|
Ед. изм.
|
Стоимость,
тыс. руб. |
1
|
01.1
|
Автомобильные дороги II
категории
|
км
|
61 104,16
|
2
|
01.2
|
Автомобильные дороги III
категории
|
км
|
31 195,85
|
3
|
01.3
|
Автомобильные дороги IV
категории
|
км
|
24 429,65
|
4
|
01.4
|
Автомобильные дороги V
категории
|
км
|
9 999,39
|
5
|
01.5
|
Примыкания
|
шт.
|
239,81
|
6
|
01.6
|
Автобусные остановки
|
шт.
|
1 138,76
|
Определение объема строительно-монтажных работ по разделам: подготовка территории строительства, земляные работы, дорожная одежда, укрепительные работы, обустройство определены путем составления локальных сметных расчетов по объемам работ.
Сметные нормативы, примененные при составлении локальных сметных расчетов, включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Расчет стоимости выполнен ресурсно-индексным методом в базисном уровне цен 2000 г. с пересчетом в текущий уровень цен по состоянию на 2 квартал 2020 г. с применением сметно-нормативной базы ФЕР-2001 [7] с использованием автоматизированного программного комплекса «Гранд-Смета 2020.1». Перевод в текущие цены выполнен с использованием индексов пересчета сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых на территории Владимирской области к уровню цен сметно-нормативной базы ФЕР-2001, стоимость строительных ресурсов определена на основании данных поставщиков и предприятий строительного комплекса Владимирской области (разработчик индексов и каталога текущих цен – ГУП ВО «ОПИАПБ»).
Локальные сметные расчеты составлены с применением коэффициентов, согласно Прил. 27.3 п.3.1 ГЭСН 81-02-27-2020.
Накладные расходы определены на основании «Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве» МДС81-33.2004 от фонда оплаты труда по видам работ в соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 [6].
Сметная прибыль определена на основании «Методических указаний по определению величины сметной прибыли в строительстве» от фонда оплаты труда по видам работ в соответствии с Постановлением Госстроя Российской Федерации № 170 с учетом рекомендуемых нормативов сметной прибыли по письму Росстроя «О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве».
Цены на оборудование и материальные ресурсы, отсутствующие в ФССЦ, приняты на основании данных прайс-листов заводов-изготовителей, с учетом требований п. п. 4.25, 4.28 МДС 81-35.2004.
Определение объема остальных строительно-монтажных работ, выполняемых при капитальном ремонте автомобильных дорог, определены на основании данных объектов аналогов по нормативу к главе 2 сводного сметного расчета и составляют:
– подготовительные работы – 10%;
– прочие работы и затраты – 3%.
Затраты на временные здания и сооружения приняты в размере 4,1*0,8% в соответствии с Приложением 1 п.3.5.2 ГСН 81-05-01-2001, с учетом положений 2.1.
Затраты на выполнение функций заказчика (строительный контроль) –2,14% в соответствии с Приложением к Положению о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 [5].
Затраты на проектные и изыскательские работы определены на основании данных объектов аналогов (табл. 1) по нормативу к итогу глав 1-10 сводного сметного расчета и составляют 1,5%.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты принят в размере 3% в соответствии с МДС 81.35.2004 п.4.96.
Все стоимости приведены без учета НДС.
Расчет годовой потребности в финансировании работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов обустройства определяется в следующей последовательности:
1) Определение протяженности автомобильных дорог данной технической категории:
Lкапрем = L / Tкапрем (1)
L – протяженность автомобильных дорог данной технической категории, км,
Tкапрем – нормативный межремонтный срок работ по капитальному ремонту для дорог данной технической категории, лет,
Lкапрем – расчетный годовой объем работ по капитальному ремонту, км.
2) Определение суммы годового финансирования:
∑год = ∑Lкапрем (i) х УП (i) (2)
Lкапрем – расчетный годовой объем работ по капитальному ремонту, км/шт.;
УП – удельный показатель стоимости капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов обустройства, руб/км (шт.).
Расчет нормативов денежных затрат производится на основании полученных удельных стоимостных показателей и с учетом межремонтных сроков, согласно Приказу Минтранса России № 157 [9] и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 539 [4].
Межремонтные сроки определены на основании ПП 658 и согласованы с Заказчиком (табл. 2; 3).
Таблица 2. Межремонтные сроки автомобильных дорог
№ п/п
|
Категория
автомобильной дороги |
Срок, лет
|
1
|
II
|
24
|
2
|
III
|
24
|
3
|
IV
|
24
|
4
|
V
|
24
|
Таблица 3. Межремонтные сроки искусственных сооружений
и элементов обустройства автомобильных дорог
№ п/п
|
Наименование
|
Срок, лет
|
1
|
Водопропускные
трубы
|
40
|
2
|
Автобусные
остановки
|
24
|
3
|
Наружное
освещение
|
24
|
Протяженность автомобильных дорог принята на основании данных государственного статистического наблюдения по форме 1-ДГ «Сведения об автомобильных дорогах общего пользования и сооружениях на них» и Распоряжения Администрации Владимирской области № 2-р от 10.01.2020 [10].
Заключительные выводы
В результате выполненной работы обоснованы расчеты нормативов денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание региональных или межмуниципальных автомобильных дорог Владимирской области.
Нормативы разработаны в соответствии со статями 12 и 33 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Нормативы предназначены для расчета размера ассигнований бюджета Владимирской области на финансирование работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию региональных или межмуниципальных автомобильных дорог.
Нормативную базу исследования составили российское законодательство и нормативно-техническая литература, направленные на регулирование вопросов ценообразования в строительстве.
Источники:
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024). ГК РФ Статья 209. Содержание права собственности. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/9bc79ae09d078798 (дата обращения: 27.07.2024).
3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 14.11.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/01fbae (дата обращения: 27.07.2024).
4. Постановление Правительства РФ от 23.08.2007 N 539 (ред. от 14.07.2015) «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7069 (дата обращения: 27.07.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101791 (дата обращения: 27.07.2024).
6. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (с изм. от 22.06.2022) «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44772 (дата обращения: 27.07.2024).
7. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 352/пр от 30 июня 2020 года «О включении в федеральный реестр сметных нормативов изменений в федеральные единичные расценки и отдельные составляющие к ним». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=744010 (дата обращения: 27.07.2024).
8. Приказ Минстроя России от 29.05.2019 N 314/пр (ред. от 07.08.2023) «Об утверждении Методики разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, а также порядка их утверждения». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342448/ (дата обращения: 27.07.2024).
9. Приказ Минтранса России от 30.05.2019 N 157 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной...». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335387/2ff7a8c (дата обращения: 27.07.2024).
10. Распоряжение Администрации Владимирской области №2-р от 10.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://uprdor33.ru/wp-content/uploads/2020/03/2-%D1% (дата обращения: 27.07.2024).
11. Асаул А. Н., Грахов В. П. Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере. - СПб: Гуманистика, 2007.
12. Воронин А. В. Совершенствование системы управления региональным инвестиционно- строительным комплексом. - СПб: Изд-во НПК «РОСТ», 2007.
13. Лев М. Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
14. Лев М. Ю. Современные ценовые тренды экономической безопасности мобилизационной экономики. - Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. – 86 c.
15. Николаева А.И., Каримова К.Д. Транспортная система РФ в современных условиях // Проблемы развития транспортной инфраструктуры: Материалы научной конференции. Москва, 2011. – c. 7-13.
16. Сайфуллина Ф.М., Мустафина Л.Р., Семенов Д.Н. Инновационные технологии как основа устойчивого развития дорожного строительства // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 4. – c. 705-714. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39612.
17. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Коломиец А.Г. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. - Москва: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
18. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. - New York: Free Press, 1990. – 152 p.
19. Porter M. E. On Competition (Конкуренция). - Boston: Harvard Business School Press, 1998. – 197 p.
Страница обновлена: 09.10.2024 в 10:52:25