Трансформация продукта автомобильных компаний в рамках концепции мобильности как услуги
Сагинов Ю.Л.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48114181
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Перегрузка транспортных систем крупных городов и новые возможности цифровых технологий привели к формированию концепции мобильности как услуги, реализация которой в мегаполисах мира изменила модели транспортного поведения горожан их восприятие и использование продуктов автопроизводителей. В статье на основе анализа научных публикаций, аналитических материалов исследовательских агентств, интервью с экспертами автомобильного рынка и графо-аналитического исследования современных цепочек создания ценности и экосистем автопроизводителей представлены основные изменения в маркетинг-миксе автомобильных компаний, связанные с продуктом. Проведенный анализ позволил выделить основные направления продуктовых трансформаций, отражающих реализацию концепции автомобильности как услуги, и наметить направления развития экосистем автопроизводителей для сохранения лидирующих позиций и контроля над процессом создания потребительской ценности
Ключевые слова: Автомобильность как услуга, экосистема, цепочка создания ценности, автомобиль, автономность, электрификация, подключенность
JEL-классификация: L91, R40, R41
Введение
За последнее десятилетие появились новые услуги обеспечения мобильности, например совместное использование транспортных средств (автомобилей, велосипедов, автофургонов и др.) в течение короткого периода или по требованию, стирается грань между общественным и личным транспортом, между владением и использованием транспортного средства. Различные виды услуг могут быть интегрированы одним оператором и предоставляться пользователям через мобильные приложения. Изменение моделей городской мобильности вызывает перераспределение функций и изменение статуса участников маркетинговых экосистем автопроизводителей [1] (Saginov, 2021). Наличие у потребителей многообразия выбора влияет на бизнес-модели автопроизводителей. Если сегодня основной доход автопроизводителям приносят продажи автомобилей и их послепродажное обслуживание, то к 2030 г., по мнению экспертов, основной доход будет в сегменте новых видов обеспечения мобильности [2] (Pishchikova, Saginov, 2021). Уже сегодня ведущие автопроизводители пересматривают свои бизнес-модели с учетом растущего спроса на услуги мобильности [3]. Поскольку автомобили по-прежнему играют ведущую роль в транспортных системах крупных городов, в рамках концепции мобильности как услуги (MaaS) можно выделить и конструкт автомобильности как услуги (AaaS) [4] (Saginov, 2021). Автомобильность как услуга более узкое понятие, часть концепции MaaS, относится к услугам, обеспечивающим передвижение на автомобиле. Пользователи автомобильности как услуги при этом могут быть или не быть автовладельцами. Платформы AaaS предлагают пользователям доступ к автомобилю без передачи права владения.Появление и успешная реализация концепции мобильности как услуги в транспортных системах мегаполисов [5] (Saginova, Saginov, 2019) вносят изменения в цепочки создания ценности автопроизводителей. Происходящие трансформации основного продукта автомобильных компаний, программ финансирования покупки и владения автомобилями и тарифных планов мобильности, каналов дистрибуции, продвижения, т.е. всех элементов комплекса маркетинга, приводят к существенным изменениям структуры и управляющих воздействий маркетинговых экосистем автопроизводителей. Из лидера экосистемы, на создание основной потребительской ценности которого работают все участники экосистемы, автопроизводитель рискует превратиться в поставщика цифровых платформ-агрегаторов, обеспечивающих услуги автомобильности.
Трансформации маркетинговой экосистемы автопроизводителей затрагивают цель и конечный результат маркетинговой деятельности, а следовательно, весь комплекс маркетинга, которые необходимо рассмотреть детально, выделяя произошедшие и ожидаемые изменения и выявляя их влияние на взаимоотношения с участниками экосистемы, ее структуру и стратегии автопроизводителей.
Целью данной статьи является представление изменений, происходящих в продукте автопроизводителей, и обоснование этих изменений трансформациями цепочек создания ценности и экосистем автопроизводителей в рамках реализации концепции мобильности как услуги, набирающей популярность в мегаполисах мира и активно внедряемой в Москве и других крупных городах России.
Методы исследования
На основе анализа научных публикаций из наукометрической базы Science Direct издательства Elsevier за 2015–2021 гг., изучения аналитических отчетов консалтинговых и исследовательских агентств, документов международных организаций, проведенных автором экспертных интервью с представителями компаний автопроизводителей (Volkswagen Group, Kia Motors) и графо-аналитического исследования экосистем автопроизводителей были выявлены основные изменения, произошедшие и ожидаемые в маркетинг-миксе автомобильных компаний, и сформулированы направления развития экосистем автопроизводителей.Результаты и обсуждение
Продуктом автопроизводителей традиционно являлся сам автомобиль, в котором объединены физические, функциональные и символические характеристики. В современной экосистеме автопроизводителей произошли изменения по нескольким направлениям, связанным с продуктом:· изменения функциональных характеристик продукта;
· изменения в восприятии символических характеристик продукта;
· внедрение принципиальных инноваций, меняющих способ использования продукта;
· изменение роли и доли физического продукта в ожидаемой потребительской ценности.
Изменения в функциях продукта связаны с его целевым использованием: для личного пользования, для совместного пользования (в системах каршеринга или карпулинга) или в системе вызова машин по требованию (car-hailing). Для личного пользования продукт может подбираться под индивидуальные особенности и потребности владельца (для использования в городе или в сельской местности, для семьи или одного пользователя, для коротких или дальних поездок, для ежедневного использования или для использования время от времени и т.п.). Именно на производство таких продуктов ориентирована современная маркетинговая система автопроизводителя, где существуют и бренды для разных потребностей и особенностей использования, и модели в рамках одного бренда, удовлетворяющие потребности конкретных сегментов.
Разнообразие модельного ряда хорошо прослеживается на примере марок, представленных концерном Volkswagen Group в России, как показано в таблице 1. Марка Porsche также относится к Volkswagen Group глобально, но в России ее интересы представлены отдельным юридическим лицом со своим локальным управлением.
Таблица 1
Модельный ряд концерна Volkswagen Group в России
Сегмент/Марка
Тип кузова |
Инновационный
Volkswagen |
Премиальный
Audi |
Выгодный/
Утилитарный Skoda |
Седан
|
Passat
|
A3
A4
A6
A8
| |
Хэтч/Лифтбек
|
Polo
Golf
|
A3
A5 А7 |
Rapid
Octavia
Superb
|
Кроссовер/
Внедорожник |
Taos
Tiguan
Toureg
Teramont
|
Q3
Q5
Q7
|
Karoq
Kodiaq
|
Универсал
|
Passat
(+Alltrack 4WD) |
A4
A6
(+Allroad 4WD) |
Octavia
(+Scout 4WD) |
Как видно из таблицы 1, имеются пересечения между марками по типам кузова в большинстве случаев. Стратегия концерна основана на покрытии максимального количества ниш и разнородных сегментов рынка. Каннибализация бренда предотвращается за счет разведения ценового и ценностного позиционирования у сопоставимых моделей. Для каждой модели планируется индивидуальное оснащение оборудованием и ценовое позиционирование. Для примера можно рассмотреть оснащение двух моделей – Skoda Rapid и VW Polo, близких по цене (табл. 2).
Из сравнения комплектаций автомобилей видно, что Polo располагает более инновационным оборудованием, что соответствует эмоциональной дифференциации Volkswagen как инновационной марки. В то же время стоимость Rapid несколько ниже, что соответствует утилитарному имиджу бренда Skoda.
Таблица 2
Сравнение оснащения автомобилей Skoda Rapid и VW Polo
Skoda
Rapid – 1.6 Active auto
|
Volkswagen
Polo – 1.6 Respect auto
| |
Цена
|
1 110 000
руб.
|
1 121 900
руб.
|
Сенсорный
дисплей
|
Недоступна
|
Стандарт
|
Bluetooth
|
Доступна
как платная опция
|
Стандарт
|
Передача
потокового аудио через Bluetooth
|
Доступна
как платная опция
|
Стандарт
|
Подключение
внешних аудиоустройств
|
Недоступна
|
Стандарт
|
Интеграция
мобильных приложений
|
Доступна
как платная опция
|
Стандарт
|
Экран
развлекательной системы спереди
|
Недоступна
|
Стандарт
/ 6.5''
|
Сенсорный
дисплей развлекательной системы
|
Недоступна
|
Стандарт
|
Тип
фар дальнего света
|
галогенные
|
светодиодные
|
Для вариантов совместного пользования (как для каршеринга, так и для такси) автопроизводители также уже имеют модели и варианты комплектации. Модели, используемые в каршеринге и такси, разнообразны, в зависимости от сегмента, в котором они позиционируются (сходно с сегментом, определенным производителем при разработке модели). Например, для массового сегмента чаще используются VW Polo, Skoda Rapid/Octavia. В бизнес-сегменте это Toyota Camry, BMW 5-Series или Mercedes E-class. Среди такси можно также найти и люксовый сегмент, где используется Mercedes S-класса Maybach, при этом стоимость поездки в такси на таком автомобиле на порядок выше массового сегмента.
Основной интерес в направлении каршеринга/такси для автопроизводителя естественно представляет массовый сегмент, поскольку именно он составляет основную долю существующего парка каршеринговых сервисов. Модели и комплектации массового сегмента наиболее просты в оснащении, содержат только базовые системы комфортного передвижения, такие как кондиционер или подогрев передних сидений. Важной характеристикой автомобилей для массового сегмента является стоимость обслуживания. Из-за частого использования и большего годового пробега автомобили массового сегмента чаще, чем личные автомобили, нуждаются в периодическом обслуживании и запчастях. Часто подбор автомобилей в такси и каршеринг основываются на стоимости владения.
Символические характеристики автомобиля важны как для восприятия и, следовательно, маркетинга продукта, так и для развития экосистемы автопроизводителя в рамках концепции автомобильности. Символические характеристики продукта могут передавать несколько различных аспектов потребительской ценности: социальный и имущественный статус владельца, гендерные особенности, возрастные характеристики (символ «взрослости») и т.д. Эти характеристики, как правило, включены в ценности бренда и являются частью маркетинговой стратегии конкретного автопроизводителя.
С развитием и внедрением концепции автомобильности как услуги прослеживается более прагматическое и утилитарное восприятие автомобиля потребителями, снижается восприятие и значимость статуса владения автомобилем, особенно среди молодых активных потребителей [6, 7] (Kireeva, Zavyalov, Saginova, Zavyalova, Saginov, 2021; Saginova, Tsenina, Saginov, Zavyalov, 2020). Эти изменения наиболее заметны в крупных городах, где каршеринговые сервисы доступны большинству потребителей, однако с их развитием и проникновением в другие районы страны тенденция к снижению значимости и статусности владения автомобилем будет укрепляться.
Помимо функциональных и символических характеристик автомобиль является инновационным продуктом, в его производстве часто используются технологические и дизайнерские инновации, которые затем проникают и в другие сферы жизни. В современной экосистеме автопроизводителей развиваются несколько инновационных технологий, соответствующих четырем основным тенденциям формирования городской мобильности: беспилотность (или автономность транспортных средств), связанность (т.е использование технологий и гаджетов, связывающих транспортные средства друг с другом и электронными платформами интеграторов), совместное использование и электрификация (электромобили) [8].
Каждая из этих тенденций сформировалась благодаря развитию соответствующих технологий. Распространение Интернета вещей (Internet of Things) на городскую инфраструктуру и транспорт привело к появлению новых форм передвижения по городу, таких как каршеринг и электронные платформы компаний интеграторов. Интернет вещей позволяет реализовывать гибкое планирование маршрутов поездов и автобусов, переходить от фиксированных расписаний движения к гибким графикам на основе заказов водителей и прогнозов передвижения пассажиров. Технология автономного передвижения транспортных средств без водителя уже реализуется в пилотном режиме для автомобильного и рельсового транспорта. Специалисты предполагают, что уже в ближайшие три-пять лет появятся роботизированные такси и полностью автономные шаттлы и автобусы [9].
Интерес к беспилотным автомобилям проявляют потребители и пользователи грузового транспорта. На дорогах общего пользования Германии и США с 2017 г. ведутся испытания прототипов автономных грузовиков [10]. В России работы по созданию беспилотного автомобиля пока находятся на стадии разработки прототипов и отдельных компонентов систем. Научно-исследовательский центр НАМИ совместно с компанией КАМАЗ ведет испытания прототипа беспилотного автобуса под рабочим названием MatrЕshka. При этом 58% респондентов исследования компании McKinsey&Co [11] выразили готовность рассмотреть приобретение автономного автомобиля, если он появится на рынке. В возрастной группе от 20 до 34 лет таких оказалось 67%. Среди препятствий использования беспилотного транспорта, согласно проведенному опросу, опасения респондентов относительно несанкционированных попыток удаленного управления такими транспортными средствами в результате хакерских атак, непроработанность нормативно-правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников движения, использующих беспилотные транспортные средства [12] (Tregubov, 2019).
Модели мобильности на основе совместного использования транспортных средств, такие как каршеринг и байкшеринг, охватывают все новые городские территории [13]. Рост интереса потребителей к этим моделям совместного использования обусловлен несколькими факторами. Помимо перегрузки транспортных систем крупных городов в результате урбанизации происходит постепенное смещение предпочтений потребителей от владения автомобилем к его временному использованию, формируя «мобильность как услугу» [12] (Tregubov, 2019). Современные технологии обеспечивают простоту поиска, бронирования, использования и возврата арендованного автомобиля. Сервисы совместного использования автомобиля позволяют улучшить транспортную ситуацию в городе за счет сокращения числа личных автомобилей при сохранении мобильности потребителя.
В России сервисы каршеринга появились в 2013 г., сегодня этот сервис имеется в крупных городах, в Москве работают 4 оператора таких систем краткосрочной аренды автомобилей [14]. По оценкам Правительства Москвы, объем рынка составляет 30 тыс. автомобилей и всячески поддерживает развитие услуг каршеринга [15].
Электрификация автомобильного транспорта в отличие от рельсового все еще является относительно новой, но быстро распространяющейся технологией. В городах появляются все больше электробусов. Мировые продажи электромобилей составили 3,31 млн в 2021 г. [16] Крупнейшие рынки продаж электромобилей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Крупнейшие рынки продажи электромобилей в 2021 г.
№
|
Страна
|
Продажи
тыс. шт.
|
Рост
в 2021 к 2020 г.
|
1.
|
Китай
|
1
936,9
|
+113%
|
2.
|
Германия
|
306,0
|
+59%
|
3.
|
США
|
189,1
|
+25%
|
4.
|
Великобритания
|
163,0
|
+51%
|
5.
|
Франция
|
138,9
|
+25%
|
6.
|
Норвегия
|
99,9
|
+30%
|
7.
|
Южная
Корея
|
64,8
|
+115%
|
8.
|
Италия
|
61,2
|
+88%
|
9.
|
Швеция
|
47,3
|
+70%
|
10.
|
Нидерланды
|
42,8
|
-41%
|
Доля электромобилей в общем объеме продаж автомобилей в Норвегии составляет 63,5%, в Швеции – 17,3%, в Нидерландах – 15,1%, в Германии – 12,8% [16], в Китае – 10,3%. Китай является не только крупнейшим рынком электромобилей, но и крупнейшим их производителем, из десяти наиболее покупаемых марок электромобилей в 2021 г. пять производятся китайскими компаниями (табл. 4).
Таблица 4
Наиболее популярные марки электромобилей в 2021 г.
№
|
Марка
электромобиля
|
Продажи,
тыс. шт.
|
1.
|
TESLA
|
568,1
|
2.
|
WULING
|
345,9
|
3.
|
BYD
|
237,8
|
4.
|
VOLKSWAGEN
|
203,0
|
5.
|
ORA
|
110,8
|
6.
|
GAC
|
110,1
|
7.
|
HYUNDAI
|
95,1
|
8.
|
KIA
|
83,8
|
9.
|
RENAULT
|
83,4
|
10.
|
XPENG
|
80,7
|
Пока продажи электромобилей в России ниже, чем во многих развитых странах. К препятствиям, сдерживающим рост популярности электромобилей, специалисты относят низкую плотность сети зарядных станций и высокую стоимость аккумуляторных батарей. За последние годы в России было несколько попыток организовать производство легковых электромобилей (Lada Ellada, Е-мобиль) [17]. Тем не менее электрификация продуктовой линейки – это приоритетное направление практически всех мировых автоконцернов, и интерес в России к электрификации транспортных средств постепенно растет в соответствии с мировой тенденцией. Все больший интерес инвесторов привлекает электрификация коммерческого и общественного транспорта. Существенную роль в этом играют используемые во многих странах льготы, субсидии и другие меры государственной поддержки и стимулирования спроса на электромобили. В Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года [18] электрификация транспортных средств указана как приоритетное направление инновационного развития. Однако для потребителей, судя по исследованиям компании PWC [19], менее значима престижность и инновационность, для них более важны экономическая и практическая составляющие при выборе автомобиля.
Автомобильный рынок характеризуется также значительными изменениями в техническом оснащении автомобилей. Новые технологии внедряются не только в продукты премиального сегмента, но и в массовые модели. Частичная синхронизация смартфонов с мультимедийным центром, частичное голосовое управление, камера заднего вида с ассистентом парковки, бесконтактный доступ в багажник используются в массовом сегменте уже сегодня. Связанность или «подключенность» транспортного средства, т.е. осуществление обмена данными с другими транспортными средствами, устройствами и сетями, позволяет потребителю совмещать свою рабочую и личную жизнь. Информационно-развлекательные системы в автомобилях также предлагают автовладельцам разнообразные услуги, которые постепенно играют все большую роль при выборе автомобиля.
Современные и планируемые инновации в этой области можно условно разделить на обеспечивающие повышение качества и безопасности автомобиля и обеспечивающие повышение комфорта водителя. Опрос компании PWC [19] показал, что потребители в первую очередь готовы платить за повышение безопасности, технологии, помогающие водителю в аварийной ситуации и облегчающие процесс вождения.
Графо-аналитическое исследование (рис. 1) показал, что расширение числа участников создания потребительской ценности в экосистеме автопроизводителя приводит к уменьшению силы связей компании-лидера, возрастание значимости новых акторов экосистемы для удовлетворения конечных потребителей услуг автомобильности.
Рисунок 1. Результат графо-аналитического исследования участников экосистемы автопроизводителей
Источник: составлено автором.
На рисунке новые акторы экосистемы, участвующие в реализации концепции автомобильности как услуги, обозначены красным цветом.
Участников цепочки создания ценности постепенно дополняют организации, изначально не входившие в автомобильную отрасль (производители программных продуктов и дополнительного оборудования), компании-лидогенераторы (агрегирующие информацию о продуктах, привлекающие потенциальных потребителей и передающие информацию о них дилерам), лизинговые и финансовые компании, предоставляющие потребителям различные услуги по приобретению и обслуживанию автомобиля. Некоторые их этих копаний подчиняются и контролируются автопроизводителями (например, дилерские центры), другие являются независимыми и не взаимодействуют непосредственно с автопроизводителями. Это свидетельствует о наличии в отрасли не просто цепочек создания дополнительной стоимости, но также сетевого взаимодействия и экосистемы.
В результате быстрого развития современных тенденций городской мобильности автомобильная отрасль стоит на пороге серьезных перемен. Перечисленные тенденции серьезно меняют модели городской мобильности, а следовательно, и бизнес-модели автопроизводителей, открывая дорогу на рынок городской мобильности новым игрокам. Потребители ожидают, что опция интегрированности со смартфоном будет входить в базовую комплектацию и что за нее не надо будет платить отдельно. При этом потребители готовы потратиться на такие опции, как удаленное выключение и комплексное отслеживание автомобиля, – 74% респондентов в 2021 г. отметили, что хотели бы, чтобы их автомобиль был оснащен возможностью комплексного отслеживания [19]. Игроки отрасли, как традиционные автомобильные компании, так и новые участники рынка, будут иметь наилучшие перспективы конкурентоспособности в новых условиях городской мобильности, если смогут вовремя увидеть и использовать новые технологические возможности. Успешная конкуренция требует сотрудничества. Новые экосистемы будут формироваться по всей цепочке создания стоимости, поскольку компании с взаимодополняющими возможностями (например, разработка программного обеспечения, с одной стороны, и глубокое внедрение автомобильных технологий – с другой) будут сотрудничать в целях разработки и предоставления комплексных решений.
Заключение
Резюмируя происходящие в экосистеме автопроизводителя изменения, связанные с продуктом, можно выделить основные направления трансформации экосистемы. Во-первых, в экосистеме автопроизводителя появляются новые участники: разработчики различных программных продуктов и технологий, обеспечивающих связанность и автономность автомобилей. Их роль в процессе создания ценности все возрастает в связи с использованием таких программных продуктов для кастомизации автомобилей под конкретные запросы потребителей, как индивидуальные, так и организаций. Отношения этих участников с потребителями формируются через компании – лидеры экосистемы – через автопроизводителей.
Если новые участники экосистемы, формирующие функциональные характеристики продукта, вносят свой вклад в создание его ценности через поставки отдельных элементов в автомобиль, то платформы-интеграторы, обеспечивающие предоставление услуг автомобильности, используют автопроизводителей как поставщиков, взаимодействуя напрямую с потребителями услуг.
Источники:
2. Пищикова О.В., Сагинов Ю.Л. Реализация концепции // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 363-376.
3. SustainabilityOpiola, J. Evolving MaaS. In Proceedings of the MaaSMarket Concept to Delivery, Atlanta, GA, USA, 9–10 May 2018. Цит. По Oliveira Cruz C., Sarmento J.M. Mobility as a Service Platforms: A Critical Path towards Increasing the Sustainability of Transportation Systems// Sustainability 2020, 12(16), 6368; https://doi.org/10.3390/su12166368
4. Сагинов Ю.Л. Автомобильность и ее перспективы развития в современном городе // Лизинг. – 2021. – № 6. – c. 47-52.
5. Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л. Мобильность в городе: перспективы и тенденции развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – № 2-1. – c. 176-185.
6. Kireeva N., Zavyalov D., Saginova O., Zavyalova N., Saginov Y. User interest in car sharing as an indicator of sustainable urban agglomeration development // E3S Web of Conferences: 22nd International Scientific Conference on Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies, EMMFT 2020. 2021.
7. Saginova O., Tsenina E., Saginov Y., Zavyalov D. Values of sustainable development as motives for sharing // E3S Web of Conferences: Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020. 2020. – p. 15014.
8. The road to seamless urban mobility, Исследование компании McKinsey; McKinsey Quarterly January 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/sustainability/our-insights/the-road-to-seamless-urban-mobility (дата обращения: 03.01.2020).
9. Autonomous-driving disruption: Technology, use cases, and opportunities. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/ourinsights/autonomous-driving-disruption-technology-use-cases-and-opportunities (дата обращения: 25.12.2019).
10. В Германии испытали беспилотный грузовик на территории контейнерного терминала в рамках практических рейсов. [Электронный ресурс]. URL: https://bit.ly/31z2rmX (дата обращения: 12.02.2022).
11. Autonomous-driving disruption: Technology, use cases, and opportunities. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-and-assembly/ourinsights/autonomous-driving-disruption-technology-use-cases-and-opportunities (дата обращения: 25.12.2019).
12. Трегубов В. Н. Организация городского транспорта на основе концепции «мобильность как услуга» // International Journal of Open Information Technologies. – 2019. – № 6. – c. 73-80.
13. Dhar A., Patel D., Raina R., Sandrone P. What US consumers think of shared mobility. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/industries/automotive-andassembly/our-insights/what-us-consumers-think-of-shared-mobility (дата обращения: 20.12.2019).
14. Москва занимает первое место в мире по динамике роста автопарка каршеринга. Официальный сайт Мэра Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/news/item/101084073/?utm_source=search&utm_term=serp (дата обращения: 01.01.2020).
15. Сайт Сергея Собянина. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sobyanin.ru/elektrokarshering-novyi-etap-razvitiya-servisa (дата обращения: 05.01.2022г.).
16. Данные © JATO Dynamics Limited. [Электронный ресурс]. URL: www.jato.com (дата обращения: 12.02.2022).
17. Завтрашний день автомобильной отрасли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/autotech.html l (дата обращения: 05.01.2022г.).
18. Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297129/f8f8138d4327a3b4e9a33b8e9d4f9de6489f71e6/ (дата обращения: 28.12.2020г.).
19. Дорога в будущее: понять автомобилиста завтрашнего дня. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/autotech.html (дата обращения: 05.01.2022 г.).
Страница обновлена: 30.11.2024 в 22:38:08