Психодиагностика как инновационная технология в управлении персоналом
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (32), Август 2009
Цитировать:
Пономарева М.И. Психодиагностика как инновационная технология в управлении персоналом // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 51-56.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846943
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье говорится о необходимости применения в управленческой науке методик психодиагностики. Российские предприниматели не уделяют должного внимания человеческим ресурсам, правильному подходу к сотрудникам и воздействию на них. В качестве новой технологии управления мы предлагаем отечественным предпринимателям использование психодиагностических методик, что позволит перейти от экстенсивного управления к интенсивному и, как результат, к эффективной работе всего предприятия.
Ключевые слова: управление персоналом, человеческие ресурсы, управленческие технологии, психодиагностика, принципы психодиагностики, принципы работы специалиста-диагноста, обучение методикам психодиагностики
Психодиагностическая технология управления персоналом организации охватывает целый спектр деятельности кадровых служб, в который входит наем, отбор и подбор, профессиональная ориентация, аттестация, трудовая адаптация, управление нововведениями в кадровой работе, обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров, управление деловой карьерой. Например, управление деловой карьерой с помощью применения знаний психодиагностики позволяет точнее производить мотивацию и контроль служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей.
Ю.Г. Волков утверждает, что способность к выживанию в конкурентной борьбе любого предприятия и эффективность его деятельности во многом зависит от морально-психологического климата, совместимости и сработанности коллектива [5]. Наглядным примером создания сплоченного коллектива, способного выполнять поставленные задачи в любых условиях, служит советская модель управления. Ее основной упор был сделан не только на контроль над каждым рабочим, но и на создание коллективного единства и сплоченности, которые были необходимы для достижения общих поставленных целей. Все это вдохновляло людей на героизм в выполнении своей работы.
А.А. Бодалев отмечает, что только руководители, стоявшие у самых верхов власти и обладавшие возможностью получения более открытой и обширной информации о западной управленческой науке, «оттачивали» свое мастерство управления с помощью различных психодиагностических методик, которые были не доступны для остальных [3]. Это говорит о том, что уже в те годы руководство нашей страны понимало необходимость воздействия именно на психику человека, при правильном воздействии на которую достигались гораздо большие результаты по сравнению с материальным поощрением.
По мнению Я. Вишнякова, в большинстве развитых странах внедрение новых управленческих технологий стало ключевым фактором достижения успеха в рыночной конкуренции и основным средством повышения эффективности производства [4]. Мы полагаем, что нововведения, позволяющие организациям добиваться сверхприбылей за счет грамотного использования интеллектуальных ресурсов каждого работника, в науке управления являются необходимым условием успеха.
Учитывая предыдущий опыт нашей страны, мы бы рекомендовали современным предпринимателям уделять особое внимание именно развитию и применению в управлении знаний психодиагностики. М.К. Акимова считает, что традиционно психодиагностика сосредоточивает свое внимание на изучении отдельной личности – ее психических процессов, качеств, состояний и характеристик [1]. Благодаря этому современные руководители и предприниматели, применяющие методики психодиагностики, обеспечиваются необходимой и надежной психологической информацией о своих сотрудниках. Эта информация и создает основу для решения многих задач в области управления, правильного и рационального использования рабочей силы и как следствие этого достижения наиболее эффективных управленческих результатов, которые можно представить графически (см. рис. 1).
Рис.1. Зависимость эффективности управленческой деятельности от уровня психодиагностических навыков
На крупных предприятиях проведением психодиагностических исследований может заниматься психолог или начальник кадровой службы, имеющий соответствующие навыки и знания. А.В. Баташев утверждает, что современная психодиагностика все шире применяется в таких областях как расстановка кадров, профессиональный отбор и профессиональная ориентация [2]. Это связано с тем, что знание типов темперамента, выводы из анализа психологических особенностей личности представляют несомненный интерес для руководителей, менеджеров и способствуют эффективному управлению, грамотному ведению кадровой политики, правильному распределению должностных обязанностей среди сотрудников.
В организациях, которые не осуществляют или осуществляют неправильное управление деловой карьерой работника, происходит слабая мотивация к труду, сотрудник трудится не в полную силу, не стремится повышать свою квалификацию. Все это ведет в целом к неэффективной работе всей организации, так как профессиональный рост каждого сотрудника приводит к процессу развития всего предприятия.
Мы считаем, что для эффективной и точной психодиагностики работников необходимо соблюдение двух основных принципов: комплексности и непрерывности диагностики.
Принцип комплексности предполагает изучение особенностей поведения работника в разных сферах его жизнедеятельности, в частности, в сферах рабочего процесса, общения, взаимоотношений, управления и самоуправления, активности в коллективе.
Принцип непрерывности (постоянства) диагностики означает, что при изучении сотрудника нельзя ограничиваться однократным проведением психоанализа, то есть выявлением только актуального его состояния, социально-психологического статуса, отраженного в сложившихся к моменту исследования взаимоотношениях, нормативно-ролевой структуре. Необходимо проследить, как и в любой другой системе, этапы становления, развития, расцвета, преобразования личности.
К основным принципам работы специалиста-диагноста, на наш взгляд, необходимо отнести следующие:
1) составить объективное мнение о сотруднике;
2) установить контакт с новым сотрудником;
3) проанализировать поведение личности;
4) предложить различные версии, которые можно прорабатывать в дальнейшем.
5) определить, что сотрудник хочет скрывать и не склонен афишировать.
Необходимым условием проведения психодиагностики личности является соблюдение специалистом или руководителем, обладающим таковыми навыками и проводящим такой анализ самостоятельно, профессиональной этики. Специалист-диагност (руководитель, начальник кадровой службы, психолог) должен уважать личные достоинства, права и свободы личности.
На небольшом предприятии, которое не может содержать в своем штате специалиста-диагноста, психодиагностику сотрудников может проводить сам предприниматель. Для этого ему необходимо обладать хотя бы основными знаниями в данной области. В настоящее время приобрести такие навыки несложно. Существует огромное количество соответствующей литературы, специальных курсов, обучающих фильмов и компьютерных программ (табл. 1).
Таблица 1
Затраты на обучение методикам психодиагностики в 2009 г.
Наименования
|
Стоимость, руб.
|
Книги
|
500
|
Компьютерные программы
|
24500
|
Курсы
|
2500
|
Фильмы
|
1000
|
Итого
|
28500
|
В современных условиях можно использовать компьютерное тестирование, которое дает возможность изучать процессуальные стороны деятельности и помогает выявить индивидуальные стратегии в решении поставленных задач, анализирует трудности, испытываемые человеком при выполнении предложенных заданий [6]. Несмотря на вышеизложенное мы бы рекомендовали предпринимателям иметь в своем рабочем штате специалиста-диагноста или пройти курсы по обучению психологическим навыкам. Ни одна компьютерная программа не сможет заменить человека, а обладание навыками психолога позволит руководителю лучше разбираться и управлять не только своими работниками, но партнерами и даже конкурентами.
В заключении можно сделать вывод, что правильный подход к каждому работнику позволит избежать многих факторов (воровства, прогулов, небрежного отношения к работе и инвентарю, текучести кадров), отрицательно сказывающихся на работе организации. Временные и денежные затраты, понесенные за обучение, не являются обременительными даже для маленькой организации, а отдача, получаемая при правильной работе со своими сотрудниками и деловыми партнерами, многократно покроет понесенные затраты и позволит руководителю вывести свое предприятие на новый уровень развития.
Источники:
2. Баташев А.В. Психодиагностика в управлении / А.В. Баташев. – М. : «Дело», 2007. – 494 с.
3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев. – М. : 2000. – 371 с.
4. Вишняков Я. Инновационный менеджмент / Вишняков Я., Гебхардт П., Кирсанов К. // Российский экономический журнал. – 1993. – № 10. – С. 23-28.
5. Волков Ю.Г. Теория и практика управления в сфере современной российской экономики (социологический аспект) / Ю.Г. Волков, А.Н. Шершунов. – М., 1997.
6. Интернет-ресурс: сайт www.effecton.ru.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:05:06