Экология, кадры, государство: «диагностика» и управление
Москвитина Е.И.1, Овсянникова Д.К.2, Пондо Е.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 АО «Почта России»
Скачать PDF | Загрузок: 39
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456628
Аннотация:
Статья посвящена вопросам реализации концепции «Экология, кадры, государство» в России. Представлены результаты сравнительного анализа западной и отечественной концепций устойчивого развития. Рассмотрены основы государственного управления реализацией концепции «Экология, кадры, государство». В результате проведенного анализа ситуации на рынке труда за последние 5 лет установлено, что в Центральном федеральном округе отмечается наибольшее количество упоминаний в географии присутствия организаций с высоким уровнем устойчивого развития, в связи с чем предложено рассматривать данный макрорегион как пилотный для сформированного блока управленческих мероприятий, направленных на развитие инструментов «диагностики» и управления реализацией концепции «Экология, кадры, государство». Особое внимание уделено вопросам стимулирования развития «точек роста» в рамках «управляемых» факторов кадровой устойчивости.
Ключевые слова: устойчивое развитие, кадровая устойчивость, экология, кадры, государство, форсированный тренд, диагностика, управление
JEL-классификация: H11, Q01, M12
Введение
В условиях эскалации геополитической напряженности и трансформации глобальных социально-экономических и политических отношений происходит пересмотр национальных приоритетов развития Российской Федерации. Одним из наиболее остро стоящих является вопрос обеспечения устойчивого развития государства. При этом все больше экспертов отмечают, что мировая концепция «ESG» служит целям, не отвечающим национальным интересам России [1], в связи с чем особый интерес представляет российский подход «Экология, кадры, государство» (далее – ЭКГ).
Концепция устойчивого развития России и ее влияние на развитие отраслей и секторов экономики страны рассматривается во многих трудах российских исследователей. Так, Самидов А.М. и Болонин А.И. [2, с. 84-89] рассматривают особенности разработки и реализации государственной политики развития механизмов «зеленого» финансирования в России. Федотова Г.В., Лещева М.Г., Ламзин Р.М. [3, с. 46-53] обосновывают необходимость применения технологии зеленого менеджмента в организациях страны. Маковецкий М.Ю., Ситова С.В. [4, с. 81-88] анализируют альтернативные подходы к трактовке концепции устойчивого развития. Шпилькина Т.А., Филимонова Н.Н., Артамонова Л.С., Шишова И.А. [5, с. 68-76] исследуют проблему формирования «зеленой» экономики России в условиях санкций. Тебекин А.В. Кущ А.И., Ломакин О.Е. [6, с. 8-16] рассматривают возможность ухода от ESG стратегии в рамках совершенствования новой национальной модели устойчивого развития. Изучению особенностей государственного управления реализацией концепции ЭКГ в научных трудах уделяется недостаточно внимания, что предопределило цель данной работы – исследовать ЭКГ как вектор, управляемый государством, включая вопросы нормативного правового обеспечения устойчивого развития, проблемы реализации государственных проектов в этой области и ЭКГ (ESG) – инициатив, поиск направлений для стимулирования «точек роста», диагностики и обеспечения кадровой устойчивости как многоаспектной и первостепенной задачи современного государства в условиях усиления миграционной нестабильности.
1. Государственное управление реализацией концепции «ЭКГ»
1.1 ESG или ЭКГ?
В связи с тем, что изначально концепция ESG была ориентирована на западные стандарты и соответствующие приоритеты устойчивого развития, ее реализация в России предполагает учет национальных особенностей: роль сырьевого фактора в экономике и связанные с этим особенности формирования экономики замкнутого цикла; характер современных геополитических отношений, вносящий свои корректировки в вектор на устойчивое развитие; приоритеты социальной политики, не соответствующие западным ценностям; изменение логистических цепочек в условиях санкционного давления; активизация политики импортозамещения.
Решить задачу по так называемой «национализации» ESG призван вектор «ЭКГ: экономика, кадры, государство». Приоритетные направления и факторы в рамках двух обозначенных концепций представлены на рис.1.
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Приоритетные направления и факторы концепций ESG и ЭКГ
Несмотря на пересечение многих компонентов ESG и ЭКГ, можно заметить некоторые отличия в приоритизации факторов, например, особое внимание в рамках реализации ESG уделяется вопросам решения проблемы изменения климата, в том числе глобального потепления, необходимости обеспечения гендерного равенства (например, увеличение числа женщин в совете директоров компаний), инструментам GR (Government Relations), в частности легального лоббирования интересов компании. ESG отражает вовлеченность компаний в решение соответствующих экологических, социальных и управленческих проблем.
В ЭКГ сама по себе «устойчивость» рассматривается чаще всего как неотъемлемый элемент «здоровья» компаний, что в какой-то степени определило отличия в формировании подхода к реализации трех направлений ЭКГ, часть которых носят укрупненный по сравнению ESG характер (например, экономическая устойчивость (ЭКГ) включает в себя деловую репутацию (ESG), и наоборот (социальная ответственность (ESG) включает в себя благотворительные проекты (ЭКГ), что видно из рис. 1.
Таким образом, на наш взгляд, нецелесообразно приравнивать ЭКГ к ESG. Вместе с тем, в аналитической части исследования учтено, что при практической реализации данной концепции широкое распространение получил подход синонимичного использования представителями бизнеса, власти и общества понятий «ЭКГ» и «ESG».
1.2. Ключевые аспекты государственного управления реализаций вектора «ЭКГ»
Государственное управление реализацией ЭКГ предполагает, в первую очередь, формирование соответствующей институционально-правовой среды.
В таблице 1 представлены основные нормативные правовые акты [2, с.84-89], ключевые элементы механизма контроля за их реализацией, отдельно выделены показатели устойчивости, которые в них содержатся и достижение которых они призваны обеспечить.
Таблица 1 - Нормативно-правовое обеспечение вектора на устойчивое развитие
НПА
|
Контроль
|
Показатели
устойчивости
|
Конституция
РФ ч 1. ст.9, 42, 72 |
Правоохранительная система контроля за соблюдением положений
Конституции РФ
|
соблюдение
прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии
и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим
правонарушением; использование
и охрана земли и других природных ресурсов РФ как основы жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории
|
Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»
|
Анализ реализации национальных целей, оценка результативности и
эффективности национальных проектов
|
обеспечение
устойчивого роста численности населения Российской Федерации; создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными
отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение
объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня
пенсионного обеспечения не ниже инфляции, другие показатели
|
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на
период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176)
|
Определение оптимальных значений индикаторов состояния
экологической безопасности и оценка их достижения
|
доля
территории РФ, не соответствующей экологическим нормативам, в общей площади
территории РФ и доля населения, проживающего на таких территориях в общей
численности населения РФ; соотношение
объема выбросов парниковых газов в текущем году с объемом указанных выбросов
в 1990 году; объем образованных отходов
I-V классов опасности на единицу валового внутреннего продукта и другие
показатели
|
Постановление Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587 Об
утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в
РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе
зеленого) развития в РФ
|
Верификация «зеленых» финансовых инструментов и проектов
|
экологическая
политика; материалы,
регламентирующие процедуры контроля экологических, природно-климатических
рисков и управления такими рисками (раскрытие производится в соответствии с
требованиями Центрального банка Российской Федерации и законодательства об
эмиссии ценных бумаг); сведения
об организации управления рисками, контроля за финансово-хозяйственной
деятельностью, внутреннего контроля и внутреннего аудита
|
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации
с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (утв. Распоряжением
Правительства РФ от 29 октября 2021 года № 3052-р)
|
Определение текущих значений индикаторов Стратегии и мониторинга
реализации мероприятий Стратегии.
|
объемы
суммарных и секторальных выбросов парниковых газов; объем и эффективность производства энергии; показатели энергетической эффективности в отраслях экономики; показатели, характеризующие углеродную интенсивность экономики; показатели вовлеченности отраслей и государственных структур в
реализацию Стратегии; объем и
удельная эффективность инвестиций в снижение выбросов парниковых газов и
увеличение поглощающей способности
|
Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня
в области устойчивого развития на период до 2030 года (ДНО)
|
Анализ реализации целей устойчивого развития (ЦУР), достижения
показателей ЦУР
|
Наборы показателей определены для каждой ЦУР, достижение которых
сопряжено с реализацией данных мер, в разбивке по четырем ключевым
направлениям: обеспечение
товарами первой необходимости и поддержка населения; поддержка отраслей экономики,
оказавшихся в зоне риска; поддержка малого и среднего предпринимательства; общесистемные
меры.
|
В рамках управления устойчивостью особое внимание уделяется направлению «Экология» и реализации соответствующего национального проекта (далее – НП «Экология») [8]. Вместе с тем, в результате анализа НП «Экология» и иных материалов экологической политики государства, выявлены проблемы, препятствующие достижению ЦУР ООН [9, 10, с.337-344]:
− слабая взаимосвязь показателей НП «Экология» с показателями других национальных проектов, слабый механизм мониторинга;
− отсутствие положения об усилении контроля и ужесточении наказания за нарушения законодательства в сфере экологии;
− использование существующих технологий и отсутствие стимулирования поиска и создания новых;
− обострение социальной напряженности в субъектах страны по причине ввоза отходов из закрываемых полигонов в другие регионы;
− отсутствие плановых мероприятий по снижению образования отходов и привлечению малого и среднего бизнеса в сферу экологии;
− недостаток механизмов стимулирования раздельного сбора отходов;
− отсутствие мероприятий по развитию научно-инновационного потенциала в сфере экологии;
− неразвитая информационная политика в сфере экологии и отсутствие разъяснительных мероприятий для предприятий, организаций и граждан;
− недостаток квалифицированных кадров в сфере экологии.
Анализ основ институционально-правового управления реализацией ЭКГ позволяет сделать вывод о том, что система правового регулирования ЭКГ находится в стадии формирования и развития. Основной вектор направлен на экологизацию хозяйственных процессов. Ключевая проблема на текущем этапе – обеспечение согласованности документов стратегического планирования на всех уровнях управления.
В результате анализа ключевого документа, отражающего достижение целей устойчивого развития – ДНО (добровольный национальный обзор), а также информации, представленной в открытом доступе на официальных сайтах органов власти и организаций, установлено, что преимущественно ЭКГ-подход нашел распространение на управленческом уровне, в стратегических и программных документах, в PR и GR-кампаниях предприятий. В большей степени информация представлена по социальному блоку (социальные, благотворительные, экологические проекты), в меньшей степени – по экономическому (в особенности вызывает вопрос достоверности статистических данных по экономическим показателям, характеризуемым положительной динамикой в 2019-2021 гг.).
1.3. Реализация ЭКГ (ESG) - инициатив
В результате анализа ключевых актуальных ЭКГ (ESG) – инициатив (табл. 2) в России [11, с. 385-386], реализуемых как государством «сверху-вниз», так и представителями бизнеса и общества «снизу-вверх», выявлены 3 блока их формализации на основе установления двух преобладающих компонент (элементы в скобках выделены, в первую очередь, с целью подчеркнуть их функциональную значимость, придание им однородности в данном случае не является принципиальным): государство и экология (структуры, аналитика, проекты, информационные порталы); экология и экономика (облигации, депозиты, консалтинг и продвижение); экология и общество, кадры (социальные и благотворительные проекты, экосообщества и экоцентры).
По вертикали в табл. 2 наиболее тесные взаимосвязи можно отметить между компонентами «Общество» и «Экономика», во многом благодаря взаимодействию между некоммерческими организациями, физическими лицами с предприятиями для привлечения средств на реализацию социально ориентированных проектов, поддержки экосообществ и экоцентров. Направления «Государство» и «Экономика» связаны традиционно сложившимся регулирующим воздействием первого, в связи с чем с целью стимулирования ЭКГ (ESG) - трансформации предлагается предоставлять государственные преференции организациям за достижения по соответствующим показателям.
Таблица 2 - Ключевые ЭКГ (ESG) – инициативы
Компоненты
|
Формализация
|
Инициативы
(примеры)
|
Государство
+ экология
|
Структуры
|
Создание
в Комитете Госдумы по финансовому рынку подкомитета по устойчивому развитию и
«зеленому» финансированию и экспертного совета (ноябрь, 2021)
|
Аналитика
|
Аналитический
центр при Правительстве Российской Федерации выпустил навигатор по ESG с релевантными
рейтингами и правовой базой
| |
Проекты
|
НП
«Экология»: к 2030 г. отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить
объем захоронения мусора
| |
Информационные
порталы
|
Национальный
портал «Природа России», ООПТ России, официальный сайт Минприроды России
| |
Экология
+ экономика
|
Облигации
|
На
конец 2021 г. в секторе устойчивого развития Московской биржи осуществлено
более 20 выпусков облигаций (16 — «зеленые», 5 — социальные, 1 — финансирование
нацпроектов).
|
Депозиты
|
«Совкомбанк»:
чем выше рейтинг у клиента, тем ниже процентная ставка.
«Металлинвестбанк»: снизил процентную ставку по кредитам, финансирующим «зеленые» проекты. | |
Консалтинг
и продвижение
|
Создание
при Ассоциации профессиональных директоров Комитета по устойчивому развитию
Создание Национального ESG-альянса (группа «Сбер») Платформа «Зеленый драйвер» | |
Экология
+ общество (кадры)
|
Социальные
проекты
|
«Добрые
вещи», «Добрый пластик» и др.
|
Экосообщества
|
Ecowiki.ru,
EcoDao и другие
| |
Экоцентры
|
«Собиратор»,
Центр экономии ресурсов и др.
|
Ключевые проблемы реализации рассмотренных ЭКГ (ESG) – инициатив:
– реструктуризация государственных приоритетов в условиях роста геополитической напряженности, снижение значимости «зеленой экономики» как одной из составляющих ЭКГ в краткосрочной и, возможно, среднесрочной перспективе;
– сокращение возможности использования зеленых финансовых инструментов ввиду общего снижения их доступности в условиях социально-экономической и политической нестабильности;
– сокращение крупных иностранных инвесторов и партнеров в условиях санкционного давления, «изоляция» Российской Федерации от мирового ESG-рынка, что необходимо рассматривать как стимул развития национальной концепции ЭКГ;
- «кадровая турбулентность» как социально-экономическое явление, стремительно набирающее большие масштабы за последние 5 лет и объединяющее тенденции: систематическая нехватка квалифицированных кадров в различных секторах экономики; высокая концентрация кадров в крупных городах и нехватка работников разного уровня квалификации в отдаленных от центра регионах; «утечка умов» в другие государства; частичная мобилизация работников; рост возможностей для удаленной работы в сочетании с организационно-технологическими ограничениями для удаленной работы в регионах (низкий уровень развития инфомационно-телекоммуникационной инфраструктуры и как следствие низкий уровень сотовой связи и низкая скорость подключения к сети Интернет, финансовая недоступность техники (стационарные компьютеры, ноутбуки, планшеты) для бедных слоев населения, недостаточная информированность населения о возможностях и ограничениях работы в дистанционном режиме, приверженность к традиционному очному формату осуществления трудовой деятельности и другие ограничения).
Главной задачей в рамках реализации вектора «ЭКГ», на наш взгляд, представляется обеспечение кадровой устойчивости, выраженное в максимально возможном снижении влияния выше названных тенденций на социально-экономическое развития российского государства.
2. Диагностика кадровой устойчивости
2.1. Общий анализ рынка труда за последние 5 лет
Рынок труда в течение последних лет претерпевает серьезные изменения, находясь под влиянием последствий симбиоза последовательных и сложно прогнозируемых обстоятельств непреодолимой силы. Дистанционная работа, планомерно распространяющаяся во всех сферах трудовой деятельности до пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, после 2020 года стала представлять собой форсированный тренд, - тенденцию развития той или иной отрасли, многократно ускоренную в своем распространении на все организации отрасли с учетом влияния факторов изменения внешней среды или обстоятельств непреодолимой силы. При существенных сложностях, возникших в первые месяцы локдауна в нашей стране у различных организаций, постепенно рынок труда начал обрастать предложениями об удаленной работе, а трудовой потенциал – полученными в экстренном порядке за счет внепланового повышения квалификации компетенциями в области цифровой грамотности.
На основании исследования, проведенного авторами на базе крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента hh.ru, число вакансий дистанционной работы в первом полугодии 2020 г. снижалось на 300 – 500 предложений в месяц, а во втором полугодии стабильно росло – на 600-1000 предложений в месяц. Востребованность и актуальность обозначенного формата работы подтверждалась также последовательным ростом уровня заработной платы рассматриваемой категории работников [12, с. 43-54]. При этом, работодатели, еще не вполне адаптированные к новым условиям и широкому распространению обозначенного формата работы на большую часть сотрудников организации, решали серьезные задачи, связанные с нехваткой материально-технической базы для обеспечения качественного выполнения трудовой функции работниками, переведенными на дистанционный формат трудового взаимодействия. Можно предположить, что рассматриваемый формат работы плотно и надолго вошел в жизнь каждого работающего человека в России, позволяя трудящимся на практике с каждой «волной» пандемии совершенствовать свои умения взаимодействовать и коммуницировать в деловом цифровом пространстве.
На сегодняшний день, в сложный для мировой экономики период обострения внешнеполитической ситуации, рынок труда также столкнулся с рядом серьезных проблем, последствия которых в долгосрочной перспективе также сложно прогнозируемы. При этом, формат удаленной работы по-прежнему остается предельно актуальным, но уже по другим причинам, одна из которых – это всплеск интереса релоцированных россиян к дистанционной работе как попытка получать стабильный доход, пока не будет возможности вернуться к очному формату трудового взаимодействия.
Необходимо отметить, что трудовое законодательство России не рассматривает работу за пределами нашей страны как дистанционную. Минтруда России неоднократно выступало против оформления трудового договора о дистанционной работе с лицами, осуществляющими трудовую деятельность из-за рубежа, подчеркивая, что данный факт является нарушением законодательства и влечет серьезные риски для российского рынка труда [13].
В целом, 46% соискателей в настоящее время рассматривают удаленную работу как основной вариант перспективного трудоустройства. При этом, максимальное количество вакансий дистанционной работы в стране, так же, как и в период пандемии, располагаются в рамках IT-отрасли, и связаны с информационными технологиями, системной интеграцией и интернетом (4297 вакансий в ноябре 2020 г. против 10509 вакансий в ноябре 2022 г.) [14].
При этом, общее ежемесячное количество предлагаемых рекрутинговыми агентствами вакансий, без указания формата трудового взаимодействия, держится на довольно высоком уровне. Так, среднее ежемесячное количество вакансий в Российской Федерации за последние несколько месяцев (ноябрь 2022 г.-январь 2023 г.), представленное на сайте по поиску работы hh.ru, приближается к отметке в 880 тысяч [14].
Особое внимание в настоящее время уделяется государственному сектору экономики, количество предлагаемых вакансий в котором растет не только из-за потребностей цифровизации, но и в связи с возросшей необходимостью обновления кадрового состава в связи объявлением о призыве мужчин в рамках частичной мобилизации. По данным рекрутингового агентства HeadHunter, работа в государственных структурах в настоящее время пользуется большой популярностью, - число резюме превышает число предлагаемых вакансий в 2,9 раза [14].
В целях оказания содействия министерствам, ведомствам и государственным компаниям в оперативном замещении вакансий высококвалифицированными специалистами, на базе президентской платформы АНО «Россия – страна возможностей» с 1 ноября 2022 года заработало кадровое агентство, уже сейчас имеющие резюме 15 млн кандидатов из числа выпускников платформы [15].
Еще одной мерой поддержки госсектора стало предложение депутатов Государственной думы Российской Федерации о введении «трудовой мобилизации» по всей стране, представляющей собой временное замещение студентами последних курсов техникумов и вузов рабочих мест трудящихся, призванных в рамках частичной мобилизации, в целях как сохранения темпов производства на предприятиях, так и получения студентами возможности пройти оплачиваемую стажировку по профилю обучения [16].
2.2. «Кадры» и приоритетные направления работы в 2023 г.
На совещании с членами Правительства РФ (январь, 2023 г.), Президент РФ В.В. Путин назвал 6 направлений работы на текущий год (рис. 2).
Источник: составлено авторами на основе [17].
Рис. 2. Приоритетные направления работы на 2023 г., отмеченные Президентом России В.В. Путиным
На основании информации, представленной на рис. 3, был проанализирован рынок труда по количеству вакансий в отраслях компаний, которые соответствуют обозначенным направлениям, за период с ноября 2022 г. по январь 2023 г. Результаты анализа представлены в табл. 3.
Таблица 3 - Соотношение приоритетных направлений работы в 2023 г., обозначенных Президентом России, с количеством вакансий в соответствующих направлениям отраслям компаний (по данным анализа сайта hh.ru за ноябрь 2022 г. – январь 2023 г.)
№
|
Приоритетное
направление работы в 2023 г.
|
Соответствующие
направлению отрасли компаний
|
Количество вакансий
| ||
ноябрь,
2022
|
декабрь,
2022
|
январь,
2023
| |||
1.
|
Расширение
внешнеэкономических связей и выстраивание новых логистических коридоров
|
Перевозки,
логистика, склад, ВЭД
|
40577
|
41773
|
35828
|
2.
|
Развитие
дорожной и другой инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства
|
Строительство,
недвижимость, эксплуатация, проектирование
|
58641
|
59344
|
53133
|
ЖКХ
|
6175
|
6605
|
5663
| ||
3.
|
Существенное
увеличение технологических возможностей российской экономики и стимулирование
открытия новых производств и рабочих мест
|
Промышленное
оборудование, техника, станки и комплектующие
|
24833
|
25638
|
23394
|
Электроника,
приборостроение, бытовая техника, компьютеры и оргтехника
|
23352
|
23752
|
20635
| ||
4.
|
Укрепление
финансового суверенитета страны как условие для наращивания инвестиций в высокотехнологичные
компании, промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли
|
Нефтегазовая
промышленность
|
28079
|
29628
|
27653
|
Лесная
промышленность, деревообработка
|
3409
|
3442
|
3111
| ||
Металлургия,
металлообработка
|
23707
|
22198
|
19614
| ||
Сельское
хозяйство
|
9785
|
10244
|
9434
| ||
Тяжелое
машиностроение
|
18060
|
16458
|
15336
| ||
Химическое
производство, удобрения
|
10652
|
10736
|
9785
| ||
Энергетика
|
8905
|
8862
|
8342
| ||
5.
|
Выстраивание
мер экономической политики таким образом, чтобы они вели к росту реальных
зарплат и доходов людей, а в совокупности с мерами социальной поддержки,
прежде всего семей с детьми, обеспечивали дальнейшее снижение уровня бедности
и неравенства
|
Государственные
организации
|
9306
|
9385
|
8463
|
Услуги
для бизнеса
|
45967
|
51102
|
47556
| ||
Услуги
для населения
|
18516
|
18356
|
15192
| ||
Финансовый
сектор
|
46362
|
43886
|
37414
| ||
6.
|
Решение
острых проблем в сфере демографии посредством повышения доступности
современного и качественного здравоохранения
|
Медицина,
фармацевтика, аптеки
|
37426
|
40524
|
41209
|
Анализ данных, представленных в табл. 3, позволил выявить отрасль, которая в настоящее время наиболее сильно нуждается в квалифицированных кадрах, о чем свидетельствует общее число вакансий в рамках той или иной отрасли компаний.
Так, в сфере промышленности за ноябрь 2022 г. компании разместили 102597 вакансий, в декабре 2022 г. – 101568 вакансий, а в январе 2023 г. – 93275 вакансий. Снижение количества предлагаемых компаниями вакансий в декабре 2022 г. и январе 2023 г. может быть связано с рядом причин: закрытие финансового года (отчетный период), принятие бюджета на новый год, согласование штатного расписания с учетом потребности в работниках и другими причинами.
Безусловно, сезонность на рынке труда – явление очевидное и объяснимое, но, к обозначенному, в этом году также добавляется анализ руководством компаний текущей внешнеполитической ситуации в стране и трансформация разработанной дорожной карты развития организации к условиям гипернеопределенности.
Таким образом, представленные данные указывают на то, что деятельность отраслевых компаний из сферы промышленности оказывает значительное влияние на возможности укрепления финансового суверенитета страны.
Опираясь на представленный вывод, авторами статьи был проведен анализ кадровой ситуации на примере Центрального федерального округа, представляющего собой по данным переписи населения 2022 г., самый густонаселенный округ Российской Федерации.
Выбор федерального округа также обусловлен количеством упоминаний в географии присутствия организаций с высоким уровнем устойчивого развития по данным ESG-рэнкинга российских компаний (на начало 2023 г.) [18], проведенного крупнейшим кредитным рейтинговым агентством «Эксперт РА». Результаты авторского анализа отражены в таблице 4.
Таблица 4 - Рейтинг регионов Российской Федерации по количеству организаций с высоким уровнем устойчивого развития
Место
|
Регион
|
Организации, штук
|
1
место
|
Центральный
федеральный округ
|
10 из 10
|
2
место
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
8 из 10
|
3
место
|
Уральский
федеральный округ
|
6 из 10
|
Приволжский
федеральный округ
| ||
4
место
|
Южный
федеральный округ
|
5 из 10
|
5
место
|
Сибирский
федеральный округ
|
5 из 10
|
6
место
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
4 из 10
|
7
место
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
2 из 10
|
Таким образом, ЦФО как лидер по числу упоминаний в географии присутствия организаций с высоким уровнем устойчивого развития может стать пилотным макрорегионом для проведения управленческих мероприятий, направленных на развитие инструментов «диагностики» и управления реализацией концепции «Экология, кадры, государство».
3. Развитие инструментов «диагностики» и управления реализацией концепции ЭКГ
Предложение 1 – Общий блок ключевых показателей, содержащих экологическую компоненту, рекомендованный, в первую очередь, для производственных и научно-производственных предприятий, чья хозяйственно-экономическая деятельность связана с наибольшими рисками негативного воздействия на окружающую среду (табл. 5)
Таблица 5 - Показатели, рекомендованные для производственных предприятий
№
|
Показатель
|
Мера измерения (оценки)
|
1
|
Процент
квалифицированных кадров в сфере экологии на предприятии/в организации
|
Доля
специалистов с высшим профильным образованием, %
|
2
|
Объем
использованных водных/земельных/иных ресурсов на конец отчётного периода
|
В
единицах измерения
|
3
|
Объем
произведенных отходов на конец отчётного периода:
|
-
|
3.1
|
Всего
|
Объем
|
3.2
|
Опасные отходы
|
Объем,
%
|
3.3
|
Медицинские
отходы (для отдельных видов организаций)
|
Объем,
%
|
3.4
|
Отходы,
прошедшие сортировку
|
Объем,
%
|
3.5
|
Отходы,
вовлеченные в рециклинг
|
Объем,
%
|
4
|
Запатентованные
новые технологии с сфере безопасного производства на конец отчетного периода
|
В
шт.
|
5
|
Использование
наилучших доступных технологий в производстве
|
В
единицах измерения
|
6
|
Цифровизация
экологического мониторинга
|
Факт
цифровизации: да/нет
|
7
|
Эмиссия
углерода от деятельности предприятия/организации
|
В
кг
|
8
|
Снижение выбросов веществ, оказывающих наибольшее негативное
воздействие на окружающую среду
|
В %
|
Предложение 2 - Зонирование интервалов ЭКГ (ESG)-показателей в соответствии с направлениями государственного регулирования. Показатели могут быть рекомендованы для организаций различного рода деятельности (табл. 6).
Таблица 6 - Зонирование интервалов ЭКГ (ESG) показателей в соответствии с направлениями государственного регулирования
Зоны
|
Преференции
|
Развитие потенциала
|
Отложенный риск (санкции)
|
Показатель
|
Значение
| ||
Административно-управленческий
блок
| |||
-
Реализация принципов ЭКГ (ESG) в стратегии организации/
программах/проектах/решениях
|
в полной мере
|
частично
|
отсутствует
|
-
Индекс цифровизации документооборота
|
> 0,8
|
0,3 - 0,8
|
< 0,3
|
Производственно-экономический
блок
| |||
-
Доля перерабатываемых отходов в общем объеме отходов от деятельности организации,
включая отходы от хозяйственно-бытовой деятельности офисных помещений
|
> 50 %
|
10 – 50 %
|
< 10 %
|
-
Доля энергии, полученная от альтернативных источников энергии
|
> 50 %
|
10 – 50 %
|
< 10 %
|
-
Уровень применения НДТ
|
высокий
|
средний
|
низкий
|
Социально-ориентированный
блок
| |||
-
Доля финансирования НИОКР в области охраны окружающей среды в общем объеме
доходов
|
> 5 %
|
1 - 5 %
|
< 1%
|
-
Проведение мероприятий по повышению квалификации сотрудников по направлениям
ЭКГ (ESG)
|
систематически
|
разово
|
не проводятся
|
-
Доля сотрудников, прошедших повышение квалификации по направлениям ЭКГ (ESG)
|
> 80 %
|
20 – 80 %
|
< 20 %
|
-
Участие в экологических / благотворительных акциях
|
систематически
|
разово
|
отсутствует
|
Введение индекса цифровизации документооборота. С целью экологизации административных процессов предлагается снижение доли бумажной документации до 90% в общем объеме документации, включая приказы, положения, протоколы, распоряжения, инструкции, правила, уставы, отчеты, акты, планы, письма, заявления и т. п. В рамках оценки индекса цифровизации документооборота предлагается учитывать долю электронного документооборота в общем объеме, в частности учитывать долю контрагентов, с которыми налажен электронный документооборот.
Рекомендуемые преференции: административно-управленческий блок: предоставление налоговых льгот и освобождение от налоговых проверок на 3 года; производственно-экономических блок: гибкие энерготарифы; приоритетный статус при государственном заказе; социально-ориентированный блок: компенсация части затрат на НИОКР, обучение сотрудников на базе государственных образовательных учреждений высшего образования [19, с. 426-434].
Предложение 3 – Стимулирование развитие точек роста в рамках «управляемых» факторов кадровой устойчивости.
Основные «управляемые» факторы кадровой устойчивости, инструменты оценки данных факторов и соответствующие возможные точки роста представлены на рис. 3.
Источник: составлено авторами на основе [20-23].
Рис. 3. Факторы кадровой устойчивости, управляемые государственным инструментарием
Заключение
В дальнейшем исследовании предполагается углубление обозначенных положений по развитию инструментов «диагностики» и управления реализацией концепции ЭКГ, в том числе по следующим направлениям: кадровый потенциал и кадровая устойчивость, цифровизация и цифровая траснформация. Выявленные особенности развития современного рынка труда позволяют акцентировать внимание на предприятиях Центрального федерального округа с позиции возникающей потребности детального рассмотрения обозначенного региона с точки зрения анализа кадровой устойчивости, исследования организаций, соответствующих критериям устойчивого развития в новых, нестандартных условиях, и выявления факторов устойчивости и реальных точек роста для целей устойчивого развития Российской Федерации.
Источники:
2. Самидов А. М., Болонин А. И. Перспективы развития «зеленого финансирования» в системе государственного регулирования устойчивого развития // Экономика устойчивого развития. – 2022. – № 3. – c. 84-89. – doi: 10.37124/20799136_2022_3_51_84.
3. Федотова Г. В., Лещева М. Г., Ламзин Р. М. Развитие зелёного менеджмента на пути к устойчивому развитию // Управленческий учет. – 2022. – № 5-3. – c. 46-53. – doi: 10.25806/uu5-3202246-53.
4. Маковецкий М. Ю., Ситова С. В. Развитие подходов к интерпретации концепции устойчивого развития // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Сер. 1: Экономика и управление. – 2022. – № 2(41). – c. 81-88. – doi: 10.21777/2587-554X-2022-2-81-88.
5. Шпилькина Т. А., Филимонова Н. Н., Артамонова Л. С., Шишова И. А. Тенденции развития отраслей и секторов экономики России в условиях санкций, импортозамещения и концепции устойчивого развития // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2022. – № 3. – c. 68-76. – doi: 10.24182/2073-6258-2022-21-3-68-76.
6. Тебекин А. В., Кущ А. И., Ломакин О. Е. Развитие новой национальной модели устойчивого развития хозяйствующих субъектов: необходимость перехода от ESG к EMСESG // Транспортное дело России. – 2022. – № 3. – c. 8-16. – doi: 10.52375/20728689_2022_3_8.
7. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2023).
8. Паспорт национального проекта «Экология» : [утвержден протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16]. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.01.2023).
9. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2021 году». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3338o4 (дата обращения: 21.01.2023).
10. Овсянникова Д.К. Реализация государственной политики в сфере обращения с отходами: исполнение перечня мероприятий национального проекта «Экология» // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 4. – c. 337–344.
11. Курганова Е.Б. ESG-повестка как коммуникационный тренд в России: проверка на хрупкость в условиях неопределенности // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2022. – № 4. – c. 384-388.
12. Пондо Е.А. Цифровая трансформация рынка труда в современных условиях // Горизонты экономики. – 2020. – № 2 (55). – c. 43–54.
13. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 сентября 2022 г. № 14-2/ООГ-5755 Об оформлении с гражданином РФ трудовых отношений в целях осуществления дистанционной (удаленной) работы за границей. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/33hrDF (дата обращения: 13.01.2023).
14. Официальный сайт группы компаний HeadHunter. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/ (дата обращения: 10.01.2023).
15. Россия – страна возможностей» запустила кадровое агентство. Деловая газета «Взгляд». [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/news/2022/11/1/1184813.html?ysclid=la3okrh0ax606498104 (дата обращения: 21.11.2022).
16. «Известия» назвали регионы, готовые к «трудовой мобилизации» студентов. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/33hqaV (дата обращения: 10.01.2023).
17. Президент России назвал шесть приоритетных направлений для России. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/33hqfy (дата обращения: 15.01.2023).
18. Рэнкинг: ESG-рэнкинг российских компаний (на начало 2023 года). Raex. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/33hqhu (дата обращения: 11.01.2023).
19. Москвитина Е.И. Новые ориентиры государственной политики в сфере развития человеческого капитала в условиях перехода к цифровой экономике // Актуальные проблемы современного общества и пути их решения в условиях перехода к цифровой экономике: материалы XIV международной научной конференции: в 4 частях. 2018. – c. 426-434.
20. Арошидзе А.А. Особенности формирования системы факторов устойчивого развития предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 11. – c. 2849-2868. – doi: 10.18334/epp.10.11.110926.
21. Бурланков С. П., Кузьмин С. А., Володин В. М., Скворцова В. А. Факторы, влияющие на систему управления инновационным потенциалом промышленного предприятия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – № 4. – c. 138-146. – doi: 10.21685/2072-3016-2019-4-14.
22. ESG-трансформация как вектор устойчивого развития. / В трех томах. Том 1 / Под общ. ред. К. Е. Турбиной и И. Ю. Юргенса. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2022. – 631 c.
23. Молчанов И.Н. Образование и наука: тенденции развития кадрового потенциала // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 691-708. – doi: 10.18334/lim.9.3.114932.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:17