Инновационная активность вуза и Nature Index
Лавриненко Я.Б.1
1 Воронежский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Цитировать:
Лавриненко Я.Б. Инновационная активность вуза и Nature Index // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 2513-2534. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119864.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633410
Аннотация:
Статья посвящена анализу взаимосвязи Nature Index и показателей российских вузов. Выявлено взаимовлияние показателей университетов и Nature Index как уровня инновационной активности вузов. Определён уровень взаимосвязи между показателями российских университетов и данными Nature Index. Проведён корреляционный анализ между показателями ведущих российских и международных университетов и рядом показателей. В ходе исследования применен широкий спектр общенаучных методов, включающих системный, статистический и корреляционный анализ, а также графическую интерпретацию данных. Для классификации организаций высшего образования по авторскому показателю был проведен кластерный анализ. В статье выявлены связи между показателями российских университетов и показателями Nature Index. Представлены коэффициенты корреляции между данными Nature Index и уровнем финансирования ведущих российских и международных университетов, а также степенью взаимозависимости. Данная работа расширяет предыдущие исследования в области, проводя анализ университетов из Nature Index и выявляя значимые взаимосвязи между данными Nature Index и показателями университетов, подчеркивая для инновационной активности университета значимость индекса Хирша по ядру РИНЦ и необходимость повышения «качества» поступающих абитуриентов, развития международного сотрудничества и роста потенциала научно-педагогических работников для улучшения инновационной активности в университетах. Статья представляет интерес для исследователей инновационной активности российских университетов, в сферу интересов которых входят причинно-следственные связи эффективности инновационной деятельности университетов. Кроме того, выводы статьи могут быть полезны для высшего руководства университетов для достижения целей повышения эффективности инновационной деятельности.
Ключевые слова: nature index, инновационная активность, инновационная деятельность, организация высшего образования, университет, международное сотрудничество
JEL-классификация: I23, I25, O31, O32
Введение
Российские университеты стремятся к повышению результативности своей исследовательской и инновационной деятельности. Поэтому ведущие вузы, согласно рейтингу Интерфакс и Интерфакс-Инновации [1], стремятся к публикации своих исследований в высокоцитируемых журналах с высоким импакт-фактором [2]. ТОП-5 вузов рейтинга Интерфакс-Инновации и средневзвешенный импакт-фактор журналов, в которых были опубликованы статьи: МФТИ-2,716; МИФИ-1,938; МИСИС-1,829; МГУ-1,393 и ТПУ-1,873. На 50 месте в рейтинге располагается Омский государственный технический университет со средневзвешенным импакт-фактором журналов, в которых были опубликованы статьи – 0,614. ТОП-50 вузов из рейтинга – это ведущие российские вузы, но даже импакт-факторы ведущих университетов России значительно отличаются.
Привлекательность импакт-фактора журналов остается неизменной [3]. в индекс Nature Index journals [4] входят девять журналов из десяти журналов с наибольшим импакт-фактором за 2022 год [5]. Следовательно, в список журналов Nature Index входят журналы с наивысшим импакт-фактором, а, ученые по всему миру стремятся к публикации результатов своих исследований именно в них.
Публикационная активность сотрудников университетов в журналах индексе Nature подчеркивают, как минимум актуальность исследовательской и инновационной деятельности университета. Nature Index использует два показателя вклада ученого в исследование: публикация и доля в публикации. Доля в публикации рассчитывается путем простого деления на число автором работы. Например, если у работы три автора, то Nature Index учитывает равный вклад каждого ученого: 0,33 доли.
Наивысшая публикационная активность у трех университетов: Гарвардский университет – 1162 полных долей, Университет китайской академии наук – 590 полных долей и Стэндфордский университет – 587 полных долей. Больше всех долей публикаций в журналах Nature Index в трех странах: у США показатель долей в статьях составляет 21473,33, у Китая – 20050,89 долей в статьях, а на третьем месте Германия с 4554,69 долями статей.
Анализируя Nature Index стоит отметить, что российские университеты ограничено представлены в Nature Index. В 2021 году ТОП-500 университетов 279 место занимает Московский государственный университет с долями в статьях: 49,85. В общем Россия заняла в 2021 году 18 место с 553,08 долями статей [6].
Исследовательская и инновационная активность связаны между собой. Проведенные исследования становятся фундаментом для инновационной деятельности. Автор данного исследования проводит корреляционный анализ, подчеркивая, что показатели Nature Index коррелируют с инновационной активностью российских университетов, а сами показатели возможно использовать для её оценки. Результаты авторского исследования позволят приблизиться к пониманию причин инновационной активности одних университетов и неудач других. Впрочем, схожими проблемами занимались и другие ученые.
Важность международного сотрудничества для инновационного развития университетов и увеличение присутствия с Nature Index подчеркивали многие авторы. В исследовании [1] (Berger, 2017) отмечают, что инновационное развитие Китая базируется на международном сотрудничестве. Первейшим партнером Китая в области науки являются Соединенные Штаты Америки – 42,52% [7] всех совместных международных публикаций в индексе Nature. Далеко не все ученые, особенно американские, воспринимают сотрудничество Китаz и США как позитивный факт. В работе [16] (Lee, Haupt, 2020) пришли к выводу: при отказе американских от сотрудничества с китайскими учеными число публикаций у американских ученых снизится, а у китайских ученых – продолжит свой рост.
Китай является примером активизации инновационной деятельности в своих университетах. Все больше китайских университетов публикуют значимые научные достижения в ведущих журналах индекса Nature. К обсуждению уникального инновационного роста Китая присоединяется Саймон Бейкер [8] (Baker, 2023), который подчеркивает: Китай обогнал США в рейтинге Nature Index. Однако ученый отмечает, что Китай все еще отстает в способности «поглощения и применения знаний». Китай продолжает лидировать [14] (Feng, Liang, Liu, 2023), а позиции Японии уменьшились на 10%. С другой стороны, ряд исследователей [20] (Qin, 2022) отмечают, что «по качеству» самих исследований США всё ещё превосходит Китай.
Отметим особое влияние Китайской академии наук на инновационную активность университетов [10] (Chen, Xie, 2021). Академия наук взяла на себя роль объединения исследовательской деятельности и подготовки профессиональных кадров. Ведущая роль отмечается в создании системы последипломного образования с целью интеграции процесса преподавания с научными исследованиями.
Особое положение в инновационной деятельности университетов занимает сотрудничество с бизнесом. Стоит помнить, что Индустрия 4.0 предполагает сложные взаимосвязи между бизнесом и университетами. В исследовании [9] (Benitez, Ayala, Frank, 2020) утверждается, что среди университетов останутся лишь инновационные, которые активно взаимодействуют с ведущими корпорациями. В будущем сотрется граница между университетами и корпорациями. Отличным примером взаимодействия бизнеса и университетов является политика Южной Кореи [12] (Dayton, 2020). С 1960-х годов правительство Кореи активно поддерживала производителей, которые взаимодействуют с университетами. Корпоративные расходы на НИОКР в Корее составляют практически 80%. В ведущих странах, таких как Швейцария, Германия этот показатель остается на уровне 70%.
Важность сотрудничества подтверждается исследованиями [13, 21] (Dayton, 2021; Santos, 2019), которое отмечает, что спрос бизнеса порождает инновации. В работах подчеркивается, что менее успешным и известным университетам следует плотнее взаимодействовать с бизнесом.
Заслуживающим отдельного внимания является опыт взаимодействия фармацевтических компаний и университетов [3] (Egorycheva, Sabolsh, 2022). Авторы работы отмечают, что сотрудничество с фармацевтическими компаниями приводит к модернизации оборудования и инфраструктуры, передачи передовых технологий из реального сектора. Тем самым в университете становится возможным проведение исследований мирового уровня, которые публикуются в журналах индекса Nature.
Данные Nature Index отдельные исследователи используют для оценки качества публикаций и публикационной деятельности ученых, а также университетов и целых стран. Ученые из Японии предложили [22] (Shirabe, Koizumi, 2021) оценивать исследовательскую и инновационную деятельность университетов через введенную ими концепцию «существенность». Существенность нормализует количественные и качественные показатели. Китайские ученые [11] (Chen, Xie, 2021) предлагают пятимерный анализ, который учитывает факторы медленного расширения университетов на границе эффективности научно-технических инноваций.
Ряд ученых предлагали оптимизировать Nature Index. Напомним, что сами создатели Nature Index отмечают, что его необходимо использовать в совокупности с другими показателями, но не в качестве единственного значимого фактора. Ряд исследователей предлагают усовершенствования индекса. В работе [19] (Moshtagh, 2020) используют альтметрики для расширения охвата показателей, в первую очередь, с общественным присутствием в социальных сетях и упоминания в СМИ. Комитет Коммунистической партии Китая предложил подход двойной оценки деятельности университетов как альтернативу Nature Index [15] (He, Lu, Zhang, Zhou, 2021). В них особое внимание уделяется набору определенных направлений, которые особо важны для инновационного развития Китая. Это должно мотивировать исследовать и публиковать значимые открытия в китайских научных журналах.
В исследованиях [2, 6] (Davydova, 2022; Preobrazhensky, Tolstykh, Shkarupeta, 2017) подчеркивается важность развития исследовательских компетенций преподавателей и научных сотрудников. Гонконгские ученые разработали [18] (Moher, 2020) принципы добросовестности научных исследований.
Авторы работы [4] (Lavrinenko, Novennikov, Tinyakova, 2023) оценивали влияние бюджета университета на его инновационную активность и позиции в рейтинге Nature Index. Несомненно, что наиболее обеспеченные университеты занимают более высокие позиции в рейтинге, но зависимость недостаточно сильна. В исследовании [5] (Lavrinenko, Tinyakova, 2022) представлена зависимость инновационной активности стран от уровня финансирования ими высшего образования.
Значимый пласт ученых отмечают важность человеческого фактора в инновационной активности и занятии позиций в Nature Index. Значимое влияние на карьеру начинающих исследователей оказывает их ранее соавторство с учеными, имеющими высокие показатели в Nature Index, что отмечено в соответствующей работе [17] (Li, Aste, Caccioli, Livan, 2019). На протяжении всей карьеры они имели более высокие показатели. Чем менее известный университет начинающего исследователя, тем выше значимость подобной публикации для него. Автор другого исследования [7] (Amjad, Ding, Xu, Zhang, Daud, Tang, Song, 2017) отмечает необходимость практического корпоративного опыта для ученых-инноваторов. Лишь инновации, которые можно применить в деятельности корпорации, повышают инновационную активность университета и увеличивают вероятность достижения более высоких позиций в индексе Nature.
К сожалению, представленные выше работы не исследовали взаимосвязь Nature Index университета и инновационной деятельности университета. Автор данного исследования решил восполнить данный пробел и выявить взаимосвязь Nature Index и инновационной активности университета.
Цель данного исследования – выявление взаимовлияния показателей университетов и данных Nature Index в качестве уровня инновационной активности университетов. В ходе исследования автор ставит ряд задач: определить уровень взаимосвязи между показателями российских университетов и данными Nature Index; провести корреляционный анализ между показателями ведущих российских и международных университетов и ряда показателей.
Материалы и методы
В работе исследуются российские университеты из рейтинга Nature Index. Всего в индексе Nature представлено 53 университета из России, но в работе анализируется 52 вуза, за исключением Сколковского института науки и технологий, который значительно отличается от классических университетов – отсутствует бакалавриат и специалитет.
Особенностью Nature Index является его методологический подход к подсчету публикаций. Индекс выделяет два основных показателя: количество статей и долей. Количество статей определяется по числу статей, в которых есть хотя бы один аффилированный ученый с университетом. С долями подход более точный, он определяет долю участия отдельно взятого ученого в конкретной публикации. Так как определить «качественный вклад» доли участия в научном исследовании сложно, то методология Nature Index учитывает долю, исходя из числа авторов. Если в статье два автора, то каждому автору/университету будет добавлена доля равная 0,5.
Исследование включает анализ показателей российских университетов. Источниками показателей являются ежегодный мониторинг организаций высшего образования [8] и научная библиотека elibary [9]. В ходе исследования были проанализированы 136 показателей из ежегодного мониторинга и 12 показателей из библиотеки elibrary.
Важное значение имеет период исследования. Баллы в рейтинге Nature Index разительно меняются из года в год. Непостоянство обусловлено сложностью публикаций в журналах из индекса Nature Index, а также длительностью процесса рецензирования и отбора статей. Поэтому в исследовании автор ориентировался на период с 2019 по 2021 года.
Данные ежегодного мониторинга аналогично усреднены за три года: 2019, 2020 и 2021. Показатели университетов из библиотеки elibrary имеют свою специфику, поэтому их усреднение не потребовалось.
Основой работы становится корреляционный анализ между показателями российских университетов и долями/статьями в индексе Nature. В ходе исследования изучены коэффициенты корреляции с каждым показателем. Кроме того, выявлены ведущие российские университеты и проведен обособленный корреляционный анализ. Определены передовые университеты мира и представлены коэффициенты корреляции относительно их доходов.
В таблице 1 представлены показатели количества статей и долей российских университетов в Nature Index.
Таблица 1
Показатели российских университетов в Nature Index
Университет
|
2019
|
2020
|
2021
|
2019-2021
| ||||
Доли
|
Статьи
|
Доли
|
Статьи
|
Доли
|
Статьи
|
Доли
|
Статьи
| |
Московский
государственный университет
|
43,78
|
333
|
48,06
|
337
|
49,85
|
336
|
47,23
|
335,33
|
Санкт-Петербургский
государственный университет
|
27,26
|
115
|
23,82
|
102
|
26,27
|
117
|
25,78
|
111,33
|
Московский
физико-технический институт
|
15,51
|
199
|
22,19
|
196
|
26,47
|
258
|
21,39
|
217,67
|
ИТМО
|
15,51
|
56
|
21,10
|
63
|
21,98
|
72
|
19,53
|
63,67
|
Новосибирский
государственный университет
|
14,48
|
230
|
14,58
|
188
|
8,11
|
184
|
12,39
|
200,67
|
Уральский
федеральный университет
|
10,09
|
43
|
6,45
|
36
|
5,34
|
42
|
7,29
|
40,33
|
Высшая
школа экономики
|
5,72
|
77
|
6,07
|
80
|
9,32
|
107
|
7,04
|
88,00
|
Томский
политехнический университет
|
6,09
|
102
|
5,42
|
123
|
6,07
|
127
|
5,86
|
117,33
|
МИСИС
|
6,85
|
86
|
4,06
|
70
|
6,56
|
68
|
5,82
|
74,67
|
Казанский
федеральный университет
|
6,59
|
40
|
6,51
|
38
|
3,84
|
30
|
5,65
|
36,00
|
МИФИ
|
5,25
|
199
|
5,56
|
162
|
4,86
|
182
|
5,22
|
181,00
|
Томский
политехнический университет
|
4,84
|
123
|
3,53
|
104
|
5,74
|
100
|
4,70
|
109,00
|
Южный
федеральный университет
|
3,48
|
12
|
3,63
|
18
|
2,71
|
14
|
3,27
|
14,67
|
Национальный
исследовательский Нижегородский государственный университет
|
2,97
|
12
|
1,88
|
10
|
4,32
|
19
|
3,06
|
13,67
|
Томский
государственный университет систем управления и радиоэлектроники
|
2,89
|
8
|
2,98
|
12
|
2,69
|
15
|
2,85
|
11,67
|
Российский
университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
|
1,39
|
17
|
4,29
|
19
|
2,48
|
23
|
2,72
|
19,67
|
Московский
государственный технический университет
|
1,06
|
5
|
5,26
|
10
|
1,44
|
6
|
2,59
|
7,00
|
Саратовский
государственный университет
|
1,54
|
5
|
2,91
|
13
|
2,45
|
7
|
2,30
|
8,33
|
Санкт-Петербургский
политехнический университет
|
2,19
|
73
|
3,26
|
65
|
1,27
|
94
|
2,24
|
77,33
|
МИРЭА
|
1,72
|
10
|
1,30
|
5
|
2,85
|
6
|
1,96
|
7,00
|
Первый
Московский государственный медицинский университет
|
1,19
|
27
|
1,82
|
34
|
2,44
|
34
|
1,82
|
31,67
|
Томский
государственный педагогический университет
|
2,40
|
14
|
1,28
|
9
|
1,64
|
10
|
1,77
|
11,00
|
Сибирский
федеральный университет
|
1,12
|
16
|
1,44
|
18
|
2,04
|
14
|
1,53
|
16,00
|
Дальневосточный
федеральный университет
|
1,44
|
10
|
0,87
|
9
|
2,18
|
12
|
1,50
|
10,33
|
Самарский
национальный исследовательский университет
|
2,75
|
11
|
1,40
|
5
|
0,31
|
4
|
1,49
|
6,67
|
Самарский
государственный технический университет
|
0,30
|
2
|
1,86
|
7
|
1,72
|
8
|
1,29
|
5,67
|
Санкт-Петербургский
государственный электротехнический университет
|
0,77
|
4
|
0,60
|
7
|
2,44
|
6
|
1,27
|
5,67
|
Южно-Уральский
государственный университет
|
0,91
|
13
|
1,57
|
22
|
1,22
|
16
|
1,23
|
17,00
|
Российский
национальный исследовательский медицинский университет
|
1,20
|
10
|
1,44
|
18
|
0,85
|
13
|
1,16
|
13,67
|
Башкирский
государственный педагогический университет
|
1,46
|
2
|
0,58
|
1
|
0,38
|
1
|
0,81
|
1,33
|
Балтийский
федеральный университет
|
1,62
|
6
|
0,41
|
5
|
0,21
|
3
|
0,75
|
4,67
|
Российский
химико-технологический университет
|
0,93
|
8
|
0,80
|
8
|
0,41
|
6
|
0,71
|
7,33
|
Российский
государственный университет нефти и газа
|
1,04
|
4
|
0,38
|
2
|
0,63
|
3
|
0,68
|
3,00
|
Ивановский
государственный химико-технологический университет
|
0,98
|
3
|
0,60
|
1
|
0,46
|
2
|
0,68
|
2,00
|
Казанский
национальный исследовательский технологический университет
|
0,03
|
1
|
1,46
|
4
|
0,41
|
2
|
0,63
|
2,33
|
Московский
педагогический государственный университет
|
0,38
|
1
|
0,76
|
4
|
0,73
|
3
|
0,62
|
2,67
|
Иркутский
государственный университет
|
0,84
|
2
|
0,56
|
3
|
0,34
|
4
|
0,58
|
3,00
|
Новосибирский
государственный технический университет
|
0,81
|
16
|
0,52
|
15
|
0,13
|
4
|
0,49
|
11,67
|
Тюменский
государственный университет
|
1,05
|
3
|
0,00
|
1
|
0,00
|
1
|
0,35
|
1,67
|
Северо-Восточный
федеральный университет
|
0,21
|
2
|
0,20
|
4
|
0,61
|
5
|
0,34
|
3,67
|
Башкирский
государственный университет
|
0,05
|
3
|
0,59
|
4
|
0,26
|
2
|
0,30
|
3,00
|
Дагестанский
государственный университет
|
0,00
|
1
|
0,38
|
1
|
0,41
|
2
|
0,26
|
1,33
|
Российский
государственный педагогический университет
|
0,07
|
1
|
0,49
|
3
|
0,13
|
1
|
0,23
|
1,67
|
СПХФА
|
0,10
|
1
|
0,25
|
1
|
0,25
|
1
|
0,20
|
1,00
|
Сыктывкарский
государственный университет
|
0,29
|
2
|
0,08
|
1
|
0,17
|
1
|
0,18
|
1,33
|
Владимирский
государственный университет
|
0,16
|
4
|
0,20
|
1
|
0,12
|
3
|
0,16
|
2,67
|
Нижегородский
государственный технический университет
|
0,08
|
1
|
0,29
|
1
|
0,07
|
2
|
0,15
|
1,33
|
Алтайский
государственный университет
|
0,20
|
4
|
0,00
|
1
|
0,14
|
5
|
0,11
|
3,33
|
Российский
экономический университет имени
|
0,09
|
2
|
0,05
|
1
|
0,15
|
3
|
0,10
|
2,00
|
Московский
Энергетический Институт
|
0,11
|
2
|
0,06
|
1
|
0,08
|
1
|
0,08
|
1,33
|
Кемеровский
государственный университет
|
0,01
|
1
|
0,07
|
2
|
0,11
|
3
|
0,06
|
2,00
|
Мордовский
государственный университет
|
0,05
|
1
|
0,11
|
2
|
0,00
|
1
|
0,05
|
1,33
|
Среднее
значение ТОП-10
|
15,19
|
128,10
|
15,83
|
123,30
|
16,38
|
134,10
|
15,80
|
128,50
|
Среднее
значение
|
3,88
|
36,98
|
4,12
|
35,52
|
4,15
|
38,13
|
4,05
|
36,88
|
Таблица с показателями университетов отсортирована по предпоследней графе, где указаны средние данные за три года по количеству долей университета в научных публикациях в журналах Nature Index. Поверхностно анализируя представленные данные, можно сделать вывод, что ведущие университеты сохраняют стабильность показателей, остальные вузы демонстрируют высокую энтропию – показатели могут меняться в разы от года в год.
В первой пятерке особое внимание заслуживает университет ИТМО. Данный российский вуз был отмечен знаком «Восходящая звезда рейтинга Nature Index» [10]. Университет ИТМО является примером успешной активизации исследовательской и инновационной деятельности, которую отмечают не только в России, но и за рубежом.
Автор данной работы проводит исследование взаимосвязи Nature Index и показателей российских университетов из ежегодного мониторинга университетов и библиотеки elibrary, а также анализирует ведущие иностранные университеты индекса Nature и страны. В итоге в работе будут описаны результаты корреляционного анализа между количеством статей и долей в Nature Index и показателями российских университетов.
Результаты и обсуждение
В границах исследования автор провел корреляционный анализ между количеством статей и долями из Nature Index и показателями университетов. Выявленные коэффициенты служат отправной точкой данной работы. Источником показателей университетов являются ежегодный мониторинг организаций высшего образования и научная библиотека elibrary.
Результаты корреляционного анализа российских университетов из Nature Index и их показателями представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результат корреляционного анализа Nature Index и показателей российских университетов
Показатель
|
Коэффициент корреляции
| |
Доли
|
Статьи
| |
Усредненный ЕГЭ
|
0,639
|
0,728
|
Число,
победителей и призеров заключительных этапов олимпиад среди поступивших
абитуриентов
|
0,636
|
0,577
|
Число,
победителей и призеров школьных олимпиад среди поступивших абитуриентов
|
0,584
|
0,574
|
Количество
научных статей в базе WoS
|
0,468
|
0,732
|
Количество
научных статей в базе Scopus
|
0,426
|
0,665
|
Число
упоминаний научных работ в базе Wos за 5 лет в расчете на 100 НПР
|
0,546
|
0,741
|
Число
упоминаний научных работ в базе Scopus за 5 лет в расчете на 100 НПР
|
0,508
|
0,710
|
НИОКР
|
0,832
|
0,780
|
Процент НИОКР в
бюджете университета
|
0,435
|
0,528
|
Число грантов
за год в расчете на 100 НПР
|
0,362
|
0,543
|
Доходы
университета в расчете на одного обучающегося
|
0,473
|
0,583
|
Количество
остепененных научно-педагогических работников
|
0,723
|
0,659
|
Количество
аспирантов, ординаторов, интернов
|
0,650
|
0,500
|
Количество
дисс.советов
|
0,716
|
0,674
|
Число научных
работников организации высшего образования
|
0,811
|
0,687
|
Количество
совместных научных статей с иностранными организациями
|
0,853
|
0,838
|
Общий бюджет
вуза
|
0,668
|
0,570
|
Внебюджетный
доходы вуза
|
0,554
|
0,485
|
Процент доходов
вуза от научных исследования и разработок
|
0,429
|
0,533
|
Процент
обучающих в магистратуре, аспирантуре, ординатуре
|
0,607
|
0,586
|
Число
иностранных НПР в вузе в расчете на 100 НПР
|
0,245
|
0,506
|
Количество
совместных научных статей с иностранными организациями на 100 НПР
|
0,458
|
0,691
|
Индекс Хирша по
всем публикациям на elibrary.ru
|
0,738
|
0,670
|
Индекс Хирша по
публикациям в РИНЦ
|
0,750
|
0,686
|
Индекс Хирша по
ядру РИНЦ
|
0,840
|
0,827
|
Средневзвешенный
импакт-фактор журналов, в которых были опубликованы статьи
|
0,533
|
0,710
|
Корреляционный анализ выше проведен на базе 52 университетов, входящих в Nature Index. Наиболее важным показателем является количество совместных научных публикаций с зарубежными учеными. Международное сотрудничество и наука – это две связанные части единого. Практически невозможно изолированно проводить революционные исследования или создавать инновационные технологии.
Если на число научных работников влияет размер самого университета, то индекс Хирша по ядру РИНЦ подчеркивает качественный уровень публикационной и инновационной активности сотрудников. На качество публикационной и инновационной активности влияет процент остепенных сотрудников. Инновации создают ученые. Человеческий капитал – это один из важнейших факторов, влияющих на успешность инноваций.
Особое место занимают показатели «качества» входящего потока абитуриентов. Об этом свидетельствуют показатели ЕГЭ, а также число победителей олимпиад различных уровней, которые выбрали именно данные вузы. Аналогично средних баллов ЕГЭ, востребованность университета среди магистров и аспирантов имеет взаимосвязь с индексом Nature.
Несомненно, в списке показателей находятся показатели, описывающие уровень финансирования университета – это бюджет университета и размер внебюджетных доходов. В ведущих российских университетах из списка Nature Index уровень внебюджетных доходов достаточно высок. Менее значимая связь выявлена с процентом НИОКР в общих доходах университета, коэффициент корреляции составляет – 0,435.
Проведенный выше корреляционный анализ выявил ряд показателей, имеющих высокую степень взаимосвязи с количество статей и долей в рейтинге университетов Nature Index.
Обсуждение
Полученные результаты имеют высокую исследовательскую ценность, обусловленную обширным объемом входящих данных. В рамках исследования были проанализированы 52 российских университета по 148 показателям ежегодного мониторинга организаций высшего образования и научной библиотеки elibrary.
В работе проведен корреляционный анализ между количеством и долями статей в Nature Index российских университетов. Определены значимые уровни взаимосвязей с рядом показателей.
Автор данного исследования выделил ведущие российские организации высшего образования, основываясь на показателях Nature Index. Для анализа были учтены данные ЕГЭ поступивших студентов, размер доходов на одного студента, число лицензионных соглашений, имеющих охрану за пределами РФ, число остепенных НПР, а также число статей с зарубежными организациями и индекс Хирша по ядру РИНЦ (таблица 3).
Таблица 3
Показатели ТОП-10 российских университетов Nature Index
Университет
|
ЕГЭ
|
Доходы вуза на
одного студента
|
Число лицензий/
соглашений
|
Число
остепененных НПР на 100 студентов
|
Кол-во статей с
иностранными организациями
|
Индекс Хирша по
ядру РИНЦ
|
Московский
государственный университет
|
63,98
|
916,14
|
36,00
|
18,75
|
2 872,67
|
334,00
|
Санкт-Петербургский
государственный университет
|
68,81
|
967,65
|
3,67
|
13,50
|
1 258,00
|
261,00
|
Московский
физико-технический институт
|
77,51
|
1 360,13
|
17,33
|
8,58
|
1 023,00
|
167,00
|
ИТМО
|
68,94
|
629,12
|
17,00
|
4,42
|
991,67
|
132,00
|
Новосибирский
государственный университет
|
62,38
|
534,99
|
10,33
|
6,99
|
1 046,33
|
158,00
|
Уральский
федеральный университет
|
55,24
|
358,85
|
2,33
|
5,22
|
1 612,00
|
156,00
|
Высшая
школа экономики
|
65,96
|
709,51
|
6,00
|
5,07
|
1 062,00
|
98,00
|
Томский
политехнический университет
|
58,78
|
612,05
|
18,00
|
6,03
|
855,00
|
144,00
|
МИСИС
|
52,84
|
890,49
|
20,00
|
5,62
|
721,33
|
100,00
|
Казанский
федеральный университет
|
49,74
|
363,63
|
4,33
|
5,58
|
975,67
|
119,00
|
Среднее
по ТОП-10
|
62,42
|
734,26
|
13,50
|
7,98
|
1 241,77
|
166,90
|
Среднее
по рассматриваемым 52 вузам
|
53,58
|
494,77
|
9,02
|
5,77
|
414,50
|
92,56
|
Анализируя таблицу выше, автор пришел к ряду выводов. Во-первых, ведущие университеты из списка Nature Index регистрируют больше лицензионных соглашений, которые имеют охрану за рубежом. Это один из важнейших показателей инновационной активности университета. Регистрация международных лицензий и патентов является трудоемкой и дорогостоящей процедурой. Во-вторых, число остепененных НПР в расчете на 100 студентов является показателем уровня человеческого потенциала научно-педагогических работников университета. В-третьих, российские журналы из ядра РИНЦ достаточно адекватно оценивают не только эффективность, но результативность публикационной деятельности российских университетов.
Результаты корреляционного анализа между количеством статей и долей в Nature Index и показателями ведущих российских университетов представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результат корреляционного анализа Nature Index и показателей ТОП-10 российских показателей
Показатель
|
Коэффициент корреляции
| |
Доли
|
Статьи
| |
Усредненный
ЕГЭ
|
0,506
|
0,463
|
Количество
аспирантов
|
0,725
|
0,539
|
НИОКР
|
0,770
|
0,626
|
Число
лицензий/соглашений
|
0,643
|
0,726
|
Процент
иностранных аспирантов (не из стран СНГ)
|
0,728
|
0,337
|
Доходы
университета в расчете на одного обучающегося
|
0,507
|
0,545
|
Количество
остепененных научно-педагогических работников
|
0,910
|
0,779
|
Количество
аспирантов, ординаторов, интернов
|
0,849
|
0,528
|
Количество
совместных научных статей с иностранными организациями
|
0,808
|
0,661
|
Общий
бюджет вуза
|
0,680
|
0,459
|
Доходы
вуза из внебюджетных источников
|
0,529
|
0,328
|
Процент
обучающих в магистратуре, аспирантуре, ординатуре
|
0,521
|
0,203
|
Индекс
Хирша по ядру РИНЦ
|
0,913
|
0,729
|
Согласно таблице выше, наибольшую взаимосвязь с Nature Index имеет индекс Хирша по ядру РИНЦ. Коэффициент корреляции составляет 0,913. Это подтверждает высочайший уровень взаимосвязи между российским показателем индекс Хирша по ядру РИНЦ и международными индексом Nature. В итоге российский и международный подход к оценке качества публикационной активности университетов, уровня их исследовательской и инновационной деятельности – поражает.
Количество остепененных научно-педагогических подчеркивает важность человеческого капитала. В его подтверждение можно отнести число аспирантов, ординаторов и интернов, проводящих множество исследований. В статье уже несколько раз отмечалась важность совместных публикаций с иностранными учеными.
Исследование Nature Index и российских университетов не было бы полным без включения в работу анализа ведущих университетов и сравнение их показателей с российскими. Количество статей и долей, а также доходы ТОП-20 ведущих университетов Nature Index представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели ТОП-20 ведущих университетов Nature Index
№
|
Университет
|
Доли 19-21 гг.
|
Статьи 19-21 гг.
|
Доходы вуза, млн. долл.
|
Кол-во студентов
|
Доходы на 1 студента, тыс. долл.
|
1
|
Гарвардский
университет
|
919,8
|
2 625,3
|
5 313
|
31 655
|
168
|
2
|
Стэнфордский
университет
|
630,1
|
1 633,7
|
12 455
|
17 249
|
722
|
3
|
Массачусетский технологический институт
|
540,1
|
1 856,7
|
3 951
|
11 520
|
343
|
4
|
Научно-технический университет Китая
|
465,9
|
1 316,7
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
5
|
Пекинский
университет
|
459,3
|
1 693,3
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
6
|
Оксфордский
университет
|
456,8
|
1 436,0
|
3 297
|
27 500
|
120
|
7
|
Университет китайской академии наук
|
454,8
|
2 522,7
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
8
|
Токийский университет
|
446,7
|
1 252,3
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
9
|
Нанкинский
университет
|
435,8
|
1 059,0
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
10
|
Университет
Цинхуа
|
431,7
|
1 409,0
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
11
|
Кембриджский
университет
|
431,1
|
1 379,0
|
2 809
|
22 500
|
125
|
12
|
Швейцарская
высшая техническая школа Цюриха
|
392,6
|
1 058,0
|
1 965
|
19 233
|
102
|
13
|
Калифорнийский
университет в Беркли
|
386,3
|
1 272,0
|
2 199
|
31 655
|
69
|
14
|
Чжэцзянский
университет
|
363,3
|
895,7
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
15
|
Мичиганский университет
|
360,1
|
966,3
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
16
|
Йельский
университет
|
345,1
|
956,0
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
17
|
Калифорнийский
университет в Лос-Анджелесе
|
341,6
|
1 002,7
|
8 987
|
44 371
|
203
|
18
|
Калифорнийский
университет в Сан-Диего
|
338,2
|
1 090,7
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
19
|
Колумбийский университет
|
316,6
|
996,0
|
5 202
|
22 448
|
232
|
20
|
Корнеллский
университет
|
314,0
|
986,3
|
4 341
|
24 027
|
181
|
………………………………………………………………………..
| ||||||
285
|
Московский
государственный университет
|
47,2
|
335,3
|
404
|
27 500
|
15
|
439
|
Санкт-Петербургский
государственный университет
|
25,8
|
111,3
|
237
|
22 500
|
11
|
454
|
Московский
физико-технический институт
|
24,3
|
227,0
|
118
|
4 500
|
26
|
492
|
ИТМО
|
21,5
|
67,5
|
122
|
12 500
|
10
|
Среднее
ТОП-20
|
441,5
|
1 370,4
|
5 052
|
25 216
|
226
| |
Среднее
по 4 российским вузам из ТОП-500
|
29,7
|
185,3
|
221
|
16 750
|
15
| |
Среднее
ТОП-500
|
90,1
|
314,0
|
н/д
|
н/д
|
н/д
| |
Среднее
по 52 российским вузам
|
4,0
|
36,9
|
н/д
|
н/д
|
н/д
|
Примечание: средний курс доллара США рассчитан на базе 2020 год – 73,45 рублей за доллар США.
Анализируя таблицу выше, можно сделать главный вывод: ведущие университеты мира имеют колоссальные бюджеты. Например, Оксфордский университет располагает денежными средствами почти в 200 млрд. рублей. При этом бюджет Воронежской области [11] на 2023 год составляет 41,6 млрд. рублей. Результаты корреляционного анализа представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Коэффициенты корреляции между показателями Nature Index и доходами ТОП-20 ведущих вузов
Источник: разработано автором на основе таблицы 5
Из-за недостатка входящих параметров, корреляционный анализ продемонстрировал отсутствие какой-либо значимой взаимосвязи между показателями из индекса Nature и доходами университетов.
Результаты корреляционного анализа, с одной стороны, подчеркивают отсутствие какой-либо значимой связи между доходами университетов, с другой стороны, в таблице 5 представлены наиболее обеспеченные университеты мира.
Заключение
Данное исследование представляет собой расширение предыдущих исследований, проведенных в данной области. В работе реализован анализ университетов из Nature Index: 52 российских университетов и 20 ведущих мировых университетов. Проведен корреляционный анализ между показателями Nature Index и показателями университетов.
Оригинальность подхода подчеркивается большой выборкой университетов, использованием в качестве бенчмарка инновационной активности университетов данных Nature Index: количества статей и долей в журналах индекса.
Цель данного исследования в определении уровня взаимовлияния показателей университетов и количества статей и долей в Nature Index как показателя уровня инновационной активности университетов достигнута. Выявлены значимые взаимосвязи между отдельными показателями университетов, такими как индекс Хирша по ядру РИНЦ, уровень международного сотрудничества университета, остепененность научно-педагогических работников и степень подготовки поступивших абитуриентов. В результате проведенного исследования решены задачи: проведен корреляционный анализ ТОП-10 ведущих университетов между показателями университета и Nature Index. Проанализированы ведущие мировые университеты, выявлены взаимосвязи.
Проведенный корреляционный анализ подтверждает выдвинутые гипотезы о взаимовлиянии на данные Nature Index качества публикационной активности, международного сотрудничества, уровень человеческого потенциала научно-педагогических работников и уровень поступающих абитуриентов. Наибольшая взаимосвязь выявлена с показателями: индекс Хирша по ядру РИНЦ, число совместных статей с иностранными организациями, процент остепененных научно-педагогических работников и средние баллы ЕГЭ.
Особое значение в ходе исследования продемонстрировал показатель индекса Хирша по ядру РИНЦ, коэффициенты корреляции которого находятся в диапазоне от 0,8 до 0,9. Высокие значения коэффициентов корреляции подчеркивают идентичность результатов оценки инновационной активности ведущих университетов в условиях разных баз и методологий оценки.
Для повышения инновационной активности организациям высшего образования следует уделять больше внимания «качеству» поступающих абитуриентов, развивать международное сотрудничество, повышая исследовательский и инновационный потенциал научно-педагогических работников.
В журналах Nature Index публикуются актуальные и востребованные результаты научной и инновационной деятельности, которые невозможно достичь без множества факторов: взаимодействия выдающихся ученых, первоклассного оборудования и отлаженной инновационной деятельности внутри организации высшего образования.
Результаты исследования подтверждают важность трансформации российских университетов в инновационные университеты. Они играют ключевую роль в создании новых знаний, формировании кадрового потенциала государства, развитии новых направлений бизнеса, а также позитивно влияет на социально-экономическое развитие регионов. Поэтому, важно продолжать инвестировать в развитие и совершенствование российских университетов, чтобы обеспечить устойчивость экономики страны и ее конкурентоспособность на мировой арене.
[1] Национальный рейтинг университетов. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2023&page=1 (дата обращения: 10.09.2023).
[2] Elibrary.ru. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 23.09.2023).
[3] The allure of the journal impact factor holds firm, despite its flaws. Nature. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/nature-index/news/allure-journal-impact-factor-holds-firm-despite-flaws (дата обращения: 23.09.2023).
[4] The Nature Index journals. Nature. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/nature-index/faq#journals (дата обращения: 23.09.2023).
[5] Top 100 Highest Impact Factor Journals of 2023. Journal Impact Factor. [Электронный ресурс]. URL: https://impactfactorforjournal.com/highest-impact-factor-journals/ (дата обращения: 23.09.2023).
[6] Russia. Nature. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/nature-index/country-outputs/Russia (дата обращения: 10.09.2023).
[7] China. Nature. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nature.com/nature-index/country-outputs/China (дата обращения: 10.09.2023).
[8] Мониторинг вузов 2022. Мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru (дата обращения: 23.09.2023)
[9] Elibrary.ru. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения: 23.09.2023)
[10] Who are the research world's rising stars? // Nature. URL: https://www.nature.com/nature-index/news/who-are-the-research-worlds-rising-stars (дата обращения: 10.09.2023).
[11] Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Электронный фонд
правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/406419430 (дата обращения: 15.09.2023).
Источники:
2. Давыдова Т.Е. Предикторы успешного развития университета в инновационной экосистеме // Организатор производства. – 2022. – № 1. – c. 158-169. – doi: 10.36622/VSTU.2022.12.19.015.
3. Егорычева Е.А., Сабольш Н. Мировой опыт взаимодействия фармацевтических компаний и университетов // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 10. – c. 94-97.
4. Лавриненко Я.Б., Новенников Р.М., Тинякова В.И. Оценка влияния доходов университетов на уровень их инновационной активности // Современная экономика: проблемы и решения. – 2023. – № 5(161). – c. 105-122. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2023/5/105-122.
5. Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И. Оценка влияния государственного финансирования высшего образования на инновационную активность университетов. / Глава в книге: Стратегическое управление устойчивым развитием экономики в новой реальности. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – 721-747 c.
6. Преображенский Б.Г., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В. Формирование современных исследовательских компетенций в условиях российской цифровизации // Регион: системы, экономика, управление. – 2017. – № 3(38). – c. 65-73.
7. Amjad T., Ding Y., Xu J., Zhang C., Daud A., Tang J., Song M. Standing on the shoulders of giants // Journal of Informetrics. – 2017. – № 1. – p. 307-323. – doi: 10.1016/j.joi.2017.01.004.
8. Baker S. China overtakes United States on contribution to research in Nature Index // Nature. – 2023. – doi: 10.1038/d41586-023-01705-7.
9. Benitez G.B., Ayala N.F., Frank A.G. Industry 4.0 innovation ecosystems: An evolutionary perspective on value cocreation // International Journal of Production Economics. – 2020. – № 228. – p. 107735. – doi: 10.1016/j.ijpe.2020.107735.
10. Chen N., Xie Y. Review and Analysis on History of Establishing and Operating Universities by Chinese Academy of Sciences // Bulletin of Chinese Academy of Sciences (Chinese Version). – 2021. – p. 97-10. – doi: 10.16418/j.issn.1000-3045.20201211001.
11. Chen X., Shu X. The scientific and technological innovation performance of Chinese world-class universities and its influencing factors // IEEE Access. – 2021. – № 9. – p. 84639-84650. – doi: 10.1109/ACCESS.2021.3087659.
12. Dayton L. How South Korea made itself a global innovation leader // Nature. – 2020. – № 7809. – p. S54-S54. – doi: 10.1038/d41586-020-01466-7.
13. Dayton L. Industry demand drives innovation // Nature. – 2021. – № 7888. – p. S16-S17. – doi: 10.1038/d41586-021-03634-9.
14. Feng L., Liang C., Liu Z. Nature Index Annual Tables 2023: China tops natural-science table // International Academician Association Communication. – 2023. – doi: 10.1038/d41586-023-01868-3.
15. He Y., Lu L., Zhang R., Zhou M. Research on the evaluation index system of academic papers for double first-class disciplines based on bibliometrics // Internation Journal of Research and reviews in education. – 2021. – № 7. – p. 1-10. – doi: 10.33500/ijrre.2021.07.001.
16. Lee J.J., Haupt J.P. Winners and losers in US-China scientific research collaborations // Higher Education. – 2020. – № 1. – p. 57-74. – doi: 10.1007/s10734-019-00464-7.
17. Li W., Aste T., Caccioli F., Livan G. Early coauthorship with top scientists predicts success in academic careers // Nature Communications. – 2019. – № 1(10). – p. 5170. – doi: 10.1038/s41467-019-13130-4.
18. Moher D. The Hong Kong Principles for assessing researchers: Fostering research integrity // PLoS Biology. – 2020. – № 7. – p. 3000737. – doi: 10.31219/osf.io/m9abx.
19. Moshtagh M. The moderating effect of altmetrics on the correlations between single and multi-faceted university ranking systems: the case of THE and QS vs. Nature Index and Leiden // Scientometrics. – 2023. – № 1. – p. 761-781. – doi: 10.1007/s11192-022-04548-7.
20. Qin Y. Evaluating quality of research papers of US and China via Nature Index journals // Authorea Preprints. – 2022. – doi: 10.22541/au.166308976.66997344/v2.
21. Santos H.A. Why academic and industrial scientists should foster their collaboration?. Polymorfi. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/331181371_Why_academic_and_industrial_scientists_should_foster_their_collaboration.
22. Shirabe M., Koizumi A. Substantiality: a construct indicating research excellence to measure university research performance // Journal of Data and Information Science. – 2021. – № 4. – p. 76-89. – doi: 10.2478/jdis-2021-0029.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:51:35