Теоретико-методологические основы оценки инновационного потенциала вуза
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (11), Ноябрь 2007
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9591948
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Методы оценки инновационного потенциала вуза должны учитывать особенности его многопрофильной и специфической деятельности, а также организационно-правовой статус. К настоящему моменту не сложились общепринятые методики анализа инновационного потенциала вузов, в связи, с чем сложно говорить о том, что существует методика, которая бы получила статус внедренной и общепризнанной. Это затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений.
Ключевые слова: высшее образование, образование, вуз, инновационный потенциал вуза, инновационная деятельность вуза
Окончание. Начало в № 10/2007 «кэ»
Методы оценки инновационного потенциала вуза должны учитывать особенности его многопрофильной и специфической деятельности, а также организационно-правовой статус. К настоящему моменту не сложились общепринятые методики анализа инновационного потенциала вузов, в связи, с чем сложно говорить о том, что существует методика, которая бы получила статус внедренной и общепризнанной. Это затрудняет разработку научно обоснованных предложений и решений по активизации инновационной деятельности высших учебных заведений.
В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработана методика оценки инновационного потенциала вуза для проведения экспертизы заявок, представленных на конкурсный отбор образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы [2].
Эта методика базируется на перечне исходных данных, приведенных в форме заявки вуза, утвержденной распоряжением Министерства образования и науки РФ [3]. Основу методики составляет структура обобщенных показателей, которая на содержательном уровне представлена в табл. 1.
Таблица 1
Структура обобщенных показателей
Критерии
|
Показатели
|
1. Эффективность научной и инновационной деятельности
|
1.1. Госзаказ на научные исследования
|
1.2. Конкурентность прикладной науки
| |
1.3. Производство учебной литературы
| |
1.4. Конкурентность учебно-производственной деятельности
| |
1.5.Эффективность деятельности инновационных структур
| |
2. Эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики
|
2.1. Подготовка специалистов
|
2.2. Эффективность аспирантуры
| |
2.3. Подготовка кадров высшей квалификации
| |
3.Интеллектуальный потенциал вуза
|
3.1. Квалификация ППС
|
3.2. Перспективность ППС
| |
3.3. Общественное признание
| |
3.4. Качество нового приема
| |
4. Поддержка инновационной образовательной деятельности материальной и информационной базой
|
4.1. Обеспеченность инструментальной базой
|
4.2. Обеспеченность компьютерной базой
| |
4.3. Обеспеченность библиотечными фондами
|
Следует отметить, что в современных условиях развития накопленный вузами инновационный потенциал требует структурирования, стратегического, финансово-экономического и учетно-статистического анализа, а также оперативного мониторинга для решения следующих первоочередных задач управления инновационно-активным вузом [8]:
1. Однозначной и полной идентификации объекта управления, который включает в себя: инновации в образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой сферах деятельности вуза, а также ресурсное обеспечение инновационной деятельности.
2. Создание системы индикаторов, оценочных показателей и способов их определения как основы получения информации для принятия обоснованных решений в области государственной инновационной политики и разработки инновационных стратегий вуза.
Для решения задачи мониторинга инновационной деятельности вуза необходима системно-процессная модель результативности инновационной деятельности вуза. Все показатели можно разделить на три группы: статистические (учетные), аналитические (оценочные) и рейтинговые (экспертные). В таблице 2 статистические показатели представляют данные первичного статистического учета по итогам годовой хозяйственной деятельности вуза; аналитические показатели характеризуют виды и масштабы деятельности, рейтинговые - наиболее важные оценочные показатели.
Таблица 2.
Классификация показателей результативности инновационной деятельности вуза
№п.п
|
Группа показателей
|
Содержание
|
1.
|
Статистические (учетные)
|
Данные статистического учета (отчетности) по итогам годовой деятельности вуза
|
2.
|
Аналитические (оценочные)
|
Характеризуют виды и масштабы деятельности вуза
|
3.
|
Рейтинговые (экспертные)
|
Характеризуют ранг (место) вуза в системе показателей более высокого порядка или уровня
|
В таблице 3 представлена система сбалансированных показателей - критерии (компонент-факторы) интегральной оценки инновационного потенциала вуза по комплексной и адаптированной методике. Данная система сбалансированных показателей (СПП) разработана на основе методики [4] интегрированной оценки инновационного потенциала вуза проф. Борисоглебской Л.Н. и проф. Емельянова С.Г. В перечень компонент-факторов ими включаются критерии, отражающие не только внутреннюю сферу инновационной деятельности вуза, но и внешнюю составляющую, что представлено на рис. 1.
Рис.1. Модель интегрированной оценки инновационного потенциала вуза
Считаем, что в оценку инновационного потенциала вуза кроме кадровой, образовательной, научно-исследовательской, административно-управленческой, финансовой, информационной, материально-технической, интеллектуальной необходимо включить также маркетинговую, инвестиционную, налоговую, финансово-правовую, социальную и региональную составляющие. Эти показатели должны отражать результативность инновационной деятельности и степень реализации инновационного потенциала вуза в виде образовательных продуктов и услуг, уровне качества знаний, информации и интеллект-продукта, активов, лицензий, эффектов и рынков.
Таблица 3.
Система сбалансированных показателей
оценки инновационного потенциала вуза
№
п.п |
Критерии (компонент-факторы) оценки инновационного потенциала вуза |
Сводный индекс
по индикаторам |
1.
|
Кадровое обеспечение инновационной деятельности
|
JH
|
2.
|
Административно-управленческая деятельность
|
JАУ
|
3.
|
Научно-исследовательская деятельность
|
JN
|
4.
|
Финансовое обеспечение инновационной деятельности
|
JF
|
5.
|
Эффективность подготовки кадров для инновационной образовательной деятельности и экономики
|
JEK |
6.
|
Эффективность научной и инновационной деятельности
|
JENI
|
7.
|
Образовательная деятельность
|
JO
|
8.
|
Материально-техническое обеспечение инновационной деятельности
|
JM |
9.
|
Поддержка инновационной деятельности информационной базой
|
JIB
|
10.
|
Интеллектуальный потенциал вуза
|
JIP
|
11.
|
Маркетинговое обеспечение инновационной деятельности
|
JMO
|
12.
|
Инвестиционное обеспечение инновационной деятельности
|
JIO
|
13.
|
Финансово-правовое регулирование инновационной деятельности
|
JFP
|
14.
|
Налоговое сопровождение инновационной деятельности
|
JNS
|
15.
|
Социальное сопровождение инновационной деятельности
|
JSS
|
16.
|
Региональная инновационная инфраструктура
|
JRII
|
Каждый из приведенных в таблице критериев оценивается группой показателей от десяти до двадцати индикаторов. Поэтому комплексная оценка инновационного потенциала высшего учебного заведения состоит из порядка трехсот индикаторов, которые могут быть описаны соответствующей имитационной моделью.
Интегральный уровень (индекс) инновационного потенциала вуза определяется по формуле:
….. JN, (1)
где JR– индекс региональной инновационной инфраструктуры;
JH – индекс кадрового обеспечения инновационной деятельности; качества научного и технологического оборудования организации;
JM – индекс материально-технического обеспечения инновационной деятельности;
JF – индекс финансового обеспечения инновационной деятельности;
JАУ – индекс административно-управленческой деятельности;
JN – индекс научно-исследовательской деятельности;
JS – индекс социального сопровождения инновационной деятельности и т.д.
Все индексы рассчитываются по формуле:
, (2)
где ai – вес i-го критерия; Ri – оценка i-го критерия; k – количество критериев оценки.
Вычисление значений показателей по критериям (компонент-факторам) производится по следующим формулам:
bv (05) = Д2.4(05) – значение за 2005 год
1. Кадровое обеспечение инновационной деятельности вуза
К11(05)=(Д1.6(05)+С15*Д1.7(05))/bv(05) – значение критерия за 2005 год
D04= К11(05)/ К11(04), (3)
где
К11(04)=(Д1.6(04)+С15*Д1.7(04))/bv(04) – значение критерия за 2004 год
D03= К11(05)/ К11(03) , (4)
где
К11(03)=(Д1.6(03)+С15*Д1.7(03))/bv(03) – значение критерия за 2003 год
D11=(D04 * D03)d11, (5)
где d – коэффициент влияния динамики, d=0,5..1
Коэффициенты D, D04 и D03 отражают динамику изменения локальных критериев и рассчитываются для каждого локального критерия по формулам, аналогичным (3), (4), (5)
K11= К11(05) * D11
K12= [(Д1.8(05) +С16*Д1.10(05))/bv(05)] * D12
K13= [Д1.11(05) /bv(05)] * D13
K14={ [(Д1.12(05)+C17*Д1.13(05) +С18*Д1.14(05))/bv(05)]+C26*Д3.12(05) }*D14
K15= [(Д1.2(05) +C19*Д1.3(05) +С23*Д1.15(05))/bv(05)] * D15
2. Административно-управленческая деятельность
К21= [Д2.5(05) +С7*Д2.6(05) +С8*Д2.7(05) +С9*Д2.9(05) +С10*Д2.10(05)
+С11*Д2.11(05) +С12*Д2.12(05) +С21*Д2.13(05)] * D21
K22= [Д2.14(05) /bv(05)] * D22
K23= [(Д2.15(05)+C13*Д2.17(05) +C14*(Д2.16(05)+C13*Д2.18(05) ))/bv(05)]* D23
3. Научно-исследовательская деятельность вуза
К31= [(Д3.1(05)+C1*Д3.2(05)+C2*Д3.4(05)+C3*Д3.5(05)+С22*Д3.6(05))/bv(05)]* D31
K32 = [(Д3.7(05)+C4*Д3.8(05))/bv(05)] * D32
K33= [(Д3.9(05)+C5*Д3.10(05)+C20*Д3.11(05))/bv(05)] * D33
K34=(Д2.1(05)+С24*Д2.3(05)+С25*Д2.2(05)/ bv(05)) * D34
4. Финансовое обеспечение инновационной деятельности вуза
K41= [Д4.1(05)/bv(05)] * D41
K42= [(Д4.2(05)+С6*Д4.3(05))/bv(05)] * D42
К43= [Д4.4(05)/bv(05)] * D43
где С1, …, С26 – коэффициенты, обеспечивающие соизмеримость и соразмерность данных в составе локального критерия.
Соответствующим образом рассчитываются все критерии системы сбалансированных показателей оценки инновационного потенциала вуза. Агрегирование локальных критериев производится в линейной форме. Для обеспечения соизмеримости и соразмерности локальных критериев предусмотрено нормирование значений локальных критериев на максимальные значения на множестве сопоставляемых вузов.
, (6)
где - нормированное значение локального критерия для i - того вуза; - абсолютное значение локального критерия для этого вуза; - нормирующее значение для этого критерия.
= MAX( ), i = 1..t, (7)
где t - количество сопоставляемых вузов.
Далее осуществляется аддитивная свертка нормированных значений критериев в пределах каждого частного множества структуры.
, (8)
где - значение интегрального критерия j -того уровня для i - того вуза;
- оценка значимости (вес) k - той цели; m - количество целей в частном множестве.
Интегральный индекс инновационного потенциала вуза определяется подстановкой значений в базовую модель (1).
Для определения места инновационного потенциала вуза в инновационном потенциале высшего профессионального образования полученный интегральный индекс инновационного потенциала умножается на рейтинг [5] (ранжированное место) вуза в системе высшего профессионального образования:
JИПВ = J * (1 – R/N ), (9)
где R – ранжированное место вуза в общем количестве вузов высшего профессионального образования;
N – общее количество вузов в ранжированной системе или группировочном кластере высшего профессионального образования.
Таким комплексным расчетом можно определить удельный вес инновационного потенциала конкретного вуза в инновационном потенциале системы высшего профессионального образования государства и просчитать предполагаемый объем совокупного инновационного потенциала всего высшего профессионального образования.
В заключение отметим, что для дальнейшей проработки методики оценки инновационного потенциала вуза остается множество нерешенных проблем. Вузы до последнего времени не были ориентированы на системное получение дохода от инновационной деятельности, поэтому выделение инновационной составляющей в результатах образовательной, научно-исследовательской и финансово-хозяйственной деятельности вуза является сложной задачей. В статистических данных и общепринятой стандартной отчетности, отражающих экономическое развитие вузов, инновационная составляющая не выделяется. Этот факт представляет немаловажную проблему, поскольку невозможно управлять неизмеряемым объектом. Сущность инновационной деятельности не сводится к получению прикладного научно-технического результата. Результатом инновационного процесса является продукт, услуга или технология, приносящие доход на постоянной основе в виде их продаж, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, управления портфелями ценных бумаг инновационных предприятий, привлечением венчурных инвестиций и другой деятельностью, составляющей инновационный бизнес. И поэтому оценка инновационного потенциала вуза, всей системы высшего профессионального образования является актуальной и наиважнейшей задачей в современных условиях.
Источники:
2. Дорошенко Ю.А. Экономический потенциал территорий.– СПб.: Химия,1997.– 237 с.
3. Инновационная экономика / Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2004. – 352 с.
4. Жиц Г.И. Инновационный потенциал высшей школы: параметры. – Саратов: Сарат. Гос. Техн. Ун-т, 2001. -180 с.
5. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001. – 576 с.
6. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный /Под ред. проф. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 318 с.
7. Тодосийчук А.В. Управление инновационно-активным предприятием. – М.: ИНИЦ Роспатента, 2003. – 226 с.
8. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансфера технологий // Инновации. – 2006. – № 2 (89). -С.55 – 59.
9. Кортов, С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО // Университетское управление. – 2004. – № 1(29). – С. 61-68.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 08:38:39