Анализ инновационных университетов рейтинга Интерфакс
Лавриненко Я.Б.1
1 Воронежский государственный технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)
Цитировать:
Лавриненко Я.Б. Анализ инновационных университетов рейтинга Интерфакс // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3893-3916. – doi: 10.18334/ce.17.10.119235.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773127
Аннотация:
Рассматривается взаимовлияние показателей университетов и эффективности их инновационной деятельности. Выявлена сильная взаимосвязь между инновационной активностью университета и динамикой внебюджетных доходов вуза, а также индексом Хирша и комплексного балла публикационной результативности. Целью данной работы является выявление показателей университета, влияющих на инновационную активность университета. В качестве критерия уровня инновационной активности университета выбраны баллы в рейтинге Интерфакс-Инновации. Представлен корреляционный анализ показателей российских университетов и баллов рейтинга. В условиях неопределенности и быстрых изменений глобальной экономической среды полученные результаты помогают эффективно расставлять приоритеты в деятельности по повышению инновационной активности университета. Данная статья представляет интерес для исследователей инновационной активности российских университетов, в сферу интересов которых входят причинно-следственные связи эффективности инновационной деятельности университетов. Кроме того, выводы статьи могут быть полезны для высшего руководства университетов, которые озадачены целью повышения эффективности инновационной деятельности
Ключевые слова: инновационная активность университетов; ведущие инновационные университеты; рейтинг Интерфакс; доходы университетов; индекс Хирша; КБПР; уровень заработных плат преподавателей
JEL-классификация: I23, I25, I26, I28
Введение
Инновационная активность российских университетов является одним из немногих факторов, позволяющих конкурировать российской экономики в области инновационных технологий и продуктов. Университеты называют «центрами инноваций», однако не каждый университет проявляет высокую инновационную активность. Текущий уровень инновационной деятельности экономики в целом имеет огромные перспективы для активизации [1] (Vlasova, Gokhberg, Gracheva, 2022). Определение университетов с высокой инновационной активностью возможно на базе рейтинга Интерфакс-Инновации [1]. В рейтинге за 2023 год (на базе 2022 года) вошло 368 российских университетов из 698 вузов согласно ежегодному мониторингу университетов за 2022 год [2]. Высокой теоретической значимостью становится выявление показателей инновационных университетов, имеющих положительную связь с баллами рейтинга Интерфакс-Инновации.
Впрочем, схожими проблемами занимались ряд ученых. Лизунов В.В. в работе [2] (Lizunov, 2021) отмечал исключительную роль университетов в развитии регионов на основе активизации инновационной деятельности и большей практической направленности в научной деятельности. Сысоева О.В. подчеркивала важность академического предпринимательства для инновационной деятельности университета [3] (Sysoeva, 2019), а Сидорова А.А. утверждает, что для комплексного решения проблем низких показателей инновационной деятельности российских университетов недостаточно реализовывать текущие проекты и программы. Важно сформировать результативную систему государственной поддержки взаимосвязи между бизнесом и университетами [4] (Sidorova, 2019).
Гумерова Г.И. пришлf к выводу, что основой инновационного развития университета являются объекты интеллектуальной собственности и эффективная система управления ими, включая продвижения на рынке [5] (Gumerova, 2023).
Петросянц Д.В. исследовал показатели ведущих российских университетов и влияние ряда показателей на их инновационную деятельность: числа публикаций, индекса Хирша, объёма НИОКР, объёма полученных грантов и доходов от услуг дополнительного образования [6] (Petrosyants, 2020). Авторы работы [7] (Paravyan, 2022) пришли к выводу, что главной движущей силой экономики является переход её к новому технологическому укладу на основе инновационного развития и объединения образования, науки и бизнеса под влиянием государства.
В исследовании [8] (Efremova, 2019) на основе экспертного опроса наиболее значимый фактор развития инновационной деятельности в вузе признан фактор «Связи с неакадемической средой, партнерство». Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. предложили подход к формированию национального агрегированного рейтинга университетов, в том числе в разрезе их инновационной деятельности [9] (Bolotov, Motova, Navodnov, Ryzhakova, 2020). Подход основан на сетевом методе оценивания, когда ни одна из точек зрения не превалирует над остальными.
В работе [10] (Preobrazhensky, 2018) авторы пришли к выводу, что повышение уровня инновационной активности университета основывается на развитии исследовательских компетенций научно-педагогических работников и использование новых форм сотрудничества с бизнесом. Юревич М.А. в своём исследовании [11] (Yurevich, 2022) выявил, что объём НИОКР университетов имеют положительную связь с установленными государственными векторами развития вузовской науки, которые включают увеличение публикационной активности, укрепление кадрового потенциала и развитие инновационной инфраструктуры. Внебюджетные доходы от научной деятельности Юревич рассматривал как показатель востребованности инноваций в бизнесе.
В исследовании [12] (Karapetyants, Kostuhin, Tolstykh, 2017) была выделена положительная связь влияния инновационных компетенций университетов на цифровизацию российской экономики, а в работе [13] (Pogarskaya, 2013) подчеркивалась важность повышения эффективности университетского трансфера технологий.
В работе [14] (Valyukhova, 2021) озвучена критика как международных, так и российских рейтингов университетов. Автор исследования отмечает, что рейтинги не всегда адекватно оценивают национальные особенности их расположения. Поэтому рейтинги следует использовать для определения слабых сторон как отдельных российских университетов, так и в целом. Он утверждает, что необходимо повышать уровень владения иностранным языком среди научно-педагогических работников, развивать исследовательские центры на базе университетов, привлекать иностранных специалистов в вузы и адаптировать практики лучших зарубежных университетов.
Анпилов С.М. и Сорочайкин А.Н. в своём исследовании [15] (Anpilov, Sorochaykin, 2020) утверждают, что введенная методология КБПР окажет положительное влияние на инновационную активность российских университетов. В работах [16, 17] (Tinyakova, Morozova, Ziroyan, Falkovich, 2018) авторы выявили положительную связь между уровнем инновационности стран мира и их расходами на высшее образование. Кроме того, подчеркивали важность развития человеческих ресурсов для повышения инновационной активности университетов и экономики в целом.
В работах [18, 19] (Davydova, 2022) автор отмечает, что развитие инновационной деятельности университета зиждется не только на показателях публикационной активности, но и на уникальности бренда университета, специализации университета на узкой области исследований. В работе [20] (Lavrinenko, 2022) авторы отметили, что ведущие инновационные университеты мира имеют схожую структуру направлений исследований, при этом ведущим направлением являются медицинские исследования.
Не смотря множество исследований в области инновационной деятельности вузов, ученые не в полной мере изучили вопросы влияния показателей университетов на их инновационную активность. Были лишь фрагментарные исследования, которые не охватывали значимое количество российских университетов и столь широкий спектр их показателей. Поэтому автор решил восполнить пробел предыдущих исследований.
Цель исследования – выявить показатели российских университетов, влияющие на их инновационную активность. Авторская гипотеза заключается в высокой взаимозависимости между динамикой мест университетов в рейтинге Интерфакс-Инновации и динамикой доходов вузов от внебюджетной научной деятельности. В дополнение выдвигается гипотеза о влиянии индекса Хирша по ядру РИНЦ и комплексного балла публикационной результативности на количество баллов вуза в рейтинге Интерфакс-Инновации, который опосредовано подчеркивает уровень инновационной активности университета.
Материалы и методы исследования
Исследование опирается на данные рейтинга Интерфакс, ежегодного мониторинга высших учебных заведений, а также информацию электронной библиотеки elibrary и международного рейтинга университетов THE. Работа заключается в анализе показателей 350 российских университетов, входящих в рейтинг Интерфакс-Инновации. Данные рейтинга и сопутствующая информация представлена за период 2017-2023 год.
В работе использовались данные ежегодного мониторинга по университетам, а, именно различные виды доходов университетов: общие доходы, доходы от научной деятельности, доходы от внебюджетной научной деятельности и информация по уровню заработных плат ППС университетов.
На основе информации электронной библиотеки elibrary были получены данные по КБПР за 2021 и индекс Хирша по ядру РИНЦ [3]. В процессе исследования информация приводилась к числу преподавателей и научных сотрудников.
Места университетов в рейтинге Интерфакса-Инновации, а также полученные ими баллы, сравнивались с индексом Хирша по ядру российского индекса научного цитирования, комплексным баллом публикационной активности в расчете на одного НПР и баллами рейтинга THE раздела «Research» [4].
В ходе исследования использовались стандартные статистические подходы к определению корреляции и ряда показателей: множественный R, R-квардрат, нормированный R-квадрат и стандартная ошибка.
В исследовании планируется соотнести занимаемые места и баллы университетов в рейтинге Интерфакс-Инновации с показателями: индекс Хирша по ядру РИНЦ, КБПР на число НПР, балла рейтинге THE.Research, а также выявить связь между динамикой занимаемых в рейтинге мест и доходов от внебюджетной научной деятельности, а также связь между баллами рейтинга и КБПР вуза на одного НПР. Кроме того, область исследования расширят информацию о средних данных по заработной плате ППС, общих доходов университетов, доходов от научной деятельности и внебюджетных научных доходов лучших университетов в рейтинге в сравнении с 350 университетами России. Часть исходных данных представлена в таблице 1. Для экономии пространства в таблицы включены только ТОП-25 ведущих университетов согласно рейтингу Интерфакс – Инновации.
Таблица 1
Динамика мест университетов ТОП-25 в рейтинге Интерфакс-Инновации
Университет
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Изменения
за 7 лет |
Московский физико-технический институт
|
2
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-1
|
МИФИ
|
3,5
|
1
|
3
|
2
|
2
|
3
|
2
|
-1,5
|
МИСИС
|
7
|
2
|
2
|
3
|
3
|
2
|
3
|
-4
|
Московский государственный университет
|
8
|
5
|
4
|
6
|
5
|
4
|
4
|
-4
|
Томский политехнический университет
|
3,5
|
7
|
7
|
5
|
7
|
5
|
5
|
1,5
|
Томский государственный университет
|
5
|
10
|
9
|
7
|
6
|
7
|
6
|
1
|
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра
Великого
|
21
|
11
|
21
|
17
|
17
|
6
|
7,5
|
-13,5
|
Университет ИТМО
|
13
|
8
|
5
|
4
|
4
|
8
|
7,5
|
-5,5
|
Высшая школа экономики
|
6
|
9
|
8
|
9
|
10
|
10
|
9
|
3
|
Московский авиационный институт
|
9
|
19
|
11
|
12
|
12
|
11
|
10
|
1
|
Южный федеральный университет
|
43
|
30
|
36
|
38
|
39,5
|
14
|
11
|
-32
|
Московский государственный технический университет имени
Н.Э. Баумана
|
1
|
3
|
6
|
10
|
11
|
9
|
12
|
11
|
Казанский (Приволжский) федеральный университет
|
11
|
14
|
16,5
|
13
|
13
|
13
|
13
|
2
|
Дальневосточный федеральный университет
|
22
|
15
|
22
|
20
|
22
|
19
|
14
|
-8
|
Российский национальный исследовательский медицинский
университет имени Н.И. Пирогова
|
164
|
25,5
|
24
|
21
|
20
|
15
|
15
|
-149
|
Московский Энергетический Институт
|
75
|
68
|
26
|
24
|
26,5
|
16
|
16
|
-59
|
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.
Аммосова
|
40
|
25,5
|
30
|
28
|
26,5
|
30,5
|
17
|
-23
|
Белгородский государственный национальный
исследовательский университет
|
32
|
13
|
16,5
|
19
|
18,5
|
28,5
|
18
|
-14
|
Московский государственный медико-стоматологический
университет имени А.И. Евдокимова
|
-
|
109
|
174
|
216
|
82
|
12
|
19
|
-89,5
|
Санкт-Петербургский государственный электротехнический
университет "ЛЭТИ" имени В.И. Ульянова
|
39
|
36
|
29
|
30
|
31
|
39,5
|
20
|
-19
|
Новосибирский государственный технический университет
|
47
|
132
|
79
|
85
|
111
|
59
|
21
|
-26
|
Пермский национальный исследовательский политехнический
университет
|
-
|
58
|
34
|
37
|
33
|
20
|
22,5
|
-35,5
|
Российский университет дружбы народов имени Патриса
Лумумбы
|
19
|
18
|
90
|
44
|
88,5
|
23
|
22,5
|
3,5
|
МИЭТ
|
14
|
17
|
14
|
18
|
14
|
17
|
24
|
10
|
Тюменский индустриальный университет
|
27
|
23
|
28
|
31
|
30
|
18
|
25
|
-2
|
Примечание. Отрицательные значения в последней графе таблицы 1 означают положительную динамику, положительные значения – отрицательную динамику, т.е. университет снизил инновационную активность и «потерял» соответствующие места по сравнению с 2017 годом.
Согласно таблице 1 в ТОП-5 университетов с 2017 произошли значимые изменения. С 1 места на 12 место переместился МГТУ им. Баумана. В лидеры с 7 места переместился МИСИС. В ТОП-10 переместились вузы: СПбГУ Петра Великого и ИТМО.
Когорта ведущих российских инновационных университетов достаточно «закрыта». В ТОП-10 с 2017 года в рейтинг переместились только два университета из рейтинга ТОП-25. То есть состав ведущих инновационных вузов практически не меняется.
С другой стороны, есть ряд университетов, совершивших колоссальный прорыв в области инновационной активности. Значительный скачок в рейтинге совершил университет имени Пирогова с 164 на 15 место, а также медико-стоматологический университет имени Евдокимова с 108 на 19 место.
Много позиций в рейтинге потеряли следующие университеты: Южно-Уральский университет с 12 переместился на 93 место, а Санкт-Петербургский горный университет с 20 на 60 место.
Для исследования выбраны 350 университетов индекса Интерфакс-Инновации, разные виды доходов университетов, заработная плата ППС, индекс Хирша по ядру РИНЦ, КБПР за 2021 год и рейтинг THE.Research. Ранее другие исследователи не уделяли значимого внимания динамике в рейтинге Интерфакс-Инновации и взаимосвязи занимаемых мест и баллов с доходами университетов и рядом других показателей.
Результаты
В ходе исследования были рассчитаны средние данные и динамика заработных плат ТОП-25 университетов рейтинга Интерфакс-Инновации на основе данных ежегодного мониторинга университетов. Прирост заработной платы по каждому университету и по группа университетов в целом представлен в таблице 2.
Таблица 2
Динамика средней заработной платы ППС в ТОП-25 университетов рейтинга Интерфакс-Инновации за 2017-2022 года
Место в рейтинге
|
Университет
|
Заработная плата по годам,
тыс. рублей |
Прирост з/п
| |||||
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |||
1
|
Московский
физико-технический институт
|
120
|
140
|
167
|
190
|
180
|
189
|
57%
|
2
|
МИФИ
|
106
|
128
|
193
|
193
|
197
|
189
|
78%
|
3
|
МИСИС
|
98
|
120
|
144
|
155
|
170
|
175
|
78%
|
4
|
Московский
государственный университет
|
92
|
115
|
137
|
148
|
157
|
170
|
85%
|
5
|
Томский
политехнический университет
|
73
|
74
|
79
|
83
|
88
|
91
|
24%
|
6
|
Томский
государственный университет
|
71
|
69
|
87
|
93
|
105
|
105
|
48%
|
7,5
|
Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого
|
72
|
94
|
125
|
121
|
131
|
147
|
103%
|
7,5
|
Университет
ИТМО
|
101
|
114
|
127
|
158
|
180
|
190
|
88%
|
9
|
Высшая
школа экономики
|
130
|
147
|
171
|
190
|
197
|
217
|
67%
|
10
|
Московский
авиационный институт
|
99
|
105
|
141
|
151
|
162
|
164
|
67%
|
11
|
Южный
федеральный университет
|
43
|
44
|
54
|
59
|
64
|
67
|
57%
|
12
|
Московский
государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
|
94
|
125
|
143
|
141
|
155
|
164
|
75%
|
13
|
Казанский
(Приволжский) федеральный университет
|
61
|
62
|
71
|
80
|
88
|
93
|
53%
|
14
|
Дальневосточный
федеральный университет
|
64
|
64
|
73
|
79
|
85
|
93
|
45%
|
15
|
Российский
национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
|
68
|
77
|
131
|
132
|
154
|
162
|
137%
|
16
|
Московский
Энергетический Институт
|
104
|
131
|
161
|
171
|
176
|
190
|
83%
|
17
|
Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова
|
61
|
69
|
122
|
129
|
137
|
145
|
135%
|
18
|
Белгородский
государственный национальный исследовательский университет
|
43
|
47
|
56
|
62
|
65
|
72
|
54%
|
19
|
Московский
государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
|
102
|
94
|
136
|
149
|
157
|
186
|
82%
|
20
|
Санкт-Петербургский
государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И.
Ульянова
|
69
|
86
|
106
|
115
|
120
|
132
|
91%
|
21
|
Новосибирский
государственный технический университет
|
45
|
63
|
73
|
79
|
80
|
83
|
85%
|
22
|
Пермский
национальный исследовательский политехнический университет
|
76
|
76
|
97
|
116
|
130
|
127
|
67%
|
23
|
Российский
университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
|
111
|
132
|
154
|
170
|
185
|
203
|
82%
|
24
|
МИЭТ
|
101
|
125
|
149
|
156
|
166
|
172
|
71%
|
25
|
Нижегородский
государственный университет имени Н.И. Лобачевского
|
57
|
68
|
85
|
92
|
90
|
95
|
66%
|
Среднее ТОП-5
|
98
|
115
|
144
|
154
|
158
|
163
|
66%
| |
Среднее ТОП-10
|
96
|
111
|
137
|
148
|
157
|
164
|
70%
| |
Среднее ТОП-25
|
82
|
95
|
119
|
128
|
137
|
145
|
76%
| |
Медиана ТОП-25
|
76
|
94
|
127
|
132
|
154
|
162
|
114%
| |
Среднее по 350 вузам
|
56
|
66
|
83
|
89
|
94
|
100
|
79%
|
Ожидаемо, что в ведущих инновационных университетах страны ППС имеют более высокие заработные платы. Положительной динамикой является общий рост заработных плат по рассматриваемым вузам на 79%. Отставание средней заработной плате университетов от ведущих университетов составляет 64%.
В Томском политехническом университете, входящем в ТОП-5 рейтинга, отмечен прирост заработной платы всего на 24% за 6 лет. При этом зарплата ППС в Томском политехническом университете на 50% ниже, чем в других ведущих вузах рейтинга.
Другой особенностью стал значительный прирост заработных плат в медицинских университетах: центре Пирогова, университете Аммосова и Евдокимова: 137%, 135% и 82% за 6 лет соответственно.
Для оценки эффективности деятельности университета необходимо соотнести разные виды доходов на число научно-педагогических работников. Результаты соотнесения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Доходы университетов в расчете на одного НПР в ТОП-25 университетов рейтинга Интерфакс-Инновации за 2022 год
Университет
|
Общие доходы на одного НПР, млн. руб.
|
Доходы от научной деятельности на одного НПР, млн. руб.
|
Доходы от внебюджетной научной деятельности на одного
НПР, млн. руб.
|
Московский
физико-технический институт
|
17,86
|
6,38
|
5,35
|
МИФИ
|
9,51
|
2,34
|
2,06
|
МИСИС
|
9,92
|
2,74
|
2,17
|
Московский
государственный университет
|
4,55
|
0,92
|
0,44
|
Томский
политехнический университет
|
4,62
|
1,39
|
1,26
|
Томский
государственный университет
|
6,94
|
1,21
|
0,37
|
Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого
|
6,59
|
1,35
|
0,94
|
Университет
ИТМО
|
9,99
|
3,52
|
3,24
|
Высшая
школа экономики
|
12,52
|
2,35
|
1,25
|
Московский
авиационный институт
|
7,02
|
1,51
|
1,14
|
Южный
федеральный университет
|
2,83
|
0,89
|
0,75
|
Московский
государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
|
7,64
|
1,71
|
0,81
|
Казанский
(Приволжский) федеральный университет
|
4,85
|
0,89
|
0,30
|
Дальневосточный
федеральный университет
|
8,38
|
0,42
|
0,27
|
Российский
национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
|
10,40
|
0,96
|
0,48
|
Московский
Энергетический Институт
|
7,58
|
1,56
|
1,09
|
Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова
|
4,88
|
0,32
|
0,13
|
Белгородский
государственный национальный исследовательский университет
|
4,78
|
1,06
|
0,61
|
Московский
государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
|
9,80
|
1,92
|
1,07
|
Санкт-Петербургский
государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И.
Ульянова
|
4,05
|
0,61
|
0,34
|
Новосибирский
государственный технический университет
|
3,97
|
0,41
|
0,22
|
Пермский
национальный исследовательский политехнический университет
|
4,91
|
1,77
|
1,45
|
Российский
университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
|
8,42
|
0,35
|
0,12
|
МИЭТ
|
10,62
|
3,66
|
1,97
|
Нижегородский
государственный университет имени Н.И. Лобачевского
|
4,61
|
0,23
|
0,09
|
Средние показатели ТОП-5 рейтинга Интерфакс-Инновации
|
9,29
|
2,76
|
2,26
|
Средние показатели ТОП-10 рейтинга Интерфакс-Инновации
|
8,95
|
2,37
|
1,82
|
Средние показатели ТОП-25 рейтинга Интерфакс-Инновации
|
7,49
|
1,62
|
1,12
|
Средние показатели по 350 вузам рейтинга
Интерфакс-Инновации
|
4,63
|
0,43
|
0,28
|
Таблица 4
Динамика доходов в расчете на 1 НПР в ТОП-25 университетов рейтинга Интерфакс-Инновации за период 2017-2022 года
Университет
|
Прирост общих доходов
|
Прирост доходов от научной деятельности
|
Прирост доходов от внебюджетной научной деятельности
|
Московский
физико-технический институт
|
69%
|
129%
|
267%
|
МИФИ
|
40%
|
1%
|
108%
|
МИСИС
|
38%
|
28%
|
142%
|
Московский
государственный университет
|
74%
|
23%
|
3%
|
Томский
политехнический университет
|
24%
|
1%
|
51%
|
Томский
государственный университет
|
133%
|
15%
|
61%
|
Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого
|
104%
|
143%
|
184%
|
Университет
ИТМО
|
62%
|
37%
|
290%
|
Высшая
школа экономики
|
80%
|
56%
|
67%
|
Московский
авиационный институт
|
122%
|
130%
|
169%
|
Южный
федеральный университет
|
59%
|
87%
|
236%
|
Московский
государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
|
61%
|
12%
|
-36%
|
Казанский
(Приволжский) федеральный университет
|
42%
|
42%
|
43%
|
Дальневосточный
федеральный университет
|
46%
|
4%
|
-8%
|
Российский
национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
|
215%
|
177%
|
4658%
|
Московский
Энергетический Институт
|
123%
|
102%
|
216%
|
Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова
|
53%
|
127%
|
293%
|
Белгородский
государственный национальный исследовательский университет
|
74%
|
76%
|
70%
|
Московский
государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
|
194%
|
901%
|
1256%
|
Санкт-Петербургский
государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И.
Ульянова
|
58%
|
-28%
|
-49%
|
Новосибирский
государственный технический университет
|
119%
|
48%
|
14%
|
Пермский
национальный исследовательский политехнический университет
|
65%
|
76%
|
72%
|
Российский
университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
|
102%
|
94%
|
9%
|
МИЭТ
|
69%
|
18%
|
19%
|
Нижегородский
государственный университет имени Н.И. Лобачевского
|
26%
|
43%
|
18%
|
Среднее ТОП-5
|
49%
|
36%
|
114%
|
Среднее ТОП-10
|
75%
|
56%
|
134%
|
Среднее ТОП-25
|
82%
|
94%
|
326%
|
Медиана ТОП-25
|
69%
|
48%
|
70%
|
Среднее по 350 вузам
|
70%
|
51%
|
62%
|
В работе автор выдвигает гипотезу о высокой взаимосвязи между динамикой мест университетов в рейтинге Интерфакс-Инновации и динамикой доходов от внебюджетной научной деятельности. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 5.
Таблица 5
Корреляционны анализ между динамикой мест вузов в Интерфакс-Инновации и приростом доходов от внебюджетной научной деятельности за период 2017-2022
Показатель
|
Множественный R
|
R
квадрат |
Нормированный R-квадрат
|
Стандартная ошибка
|
Наблюдения
|
Динамика
места в рейтинге к динамике внебюджетных доходов
|
0,871
|
0,758
|
0,748
|
17,76
|
25
|
Исходя из результатов корреляционного анализа таблицы 5 можно сделать вывод о наличии связи между внебюджетными доходами университетов от научной деятельности и уровнем инновационной активности университетов. Чем выше внебюджетные доходы от научной деятельности, тем выше инновационная активность конкретного университета.
Обсуждение
Значимость полученных результатов исследования подчеркивается его охватом и подтвержденной гипотезой. В исследовании анализируется данные 350 российских университетов по более 20 исходным показателям. Определенна высокая корреляционная связь между динамикой мест в рейтинге Интерфакс-Инновации и внебюджетными доходами от научной деятельности.
Распределение ТОП-25 доходов российских университетов акцентирует внимание на высокой концентрации бюджетов в ограниченной когорте университетов. Всего университеты за 2021 год получили более 909 млрд. рублей, из них 28% доходов приходится на ТОП-25 университетов. Распределение доходов представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение доходов по вузам рейтинга Интерфакс-Инновации
Источник: составлена автором по данным рейтинга университетов Интерфакс-Инновации. Интерфакс. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/ (дата обращения: 01.08.2023) и Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования. Главный информационно-вычислительный центр. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo/ (дата обращения: 01.08.2023).
Исходя из рисунка 1 можно сделать выводы об огромной концентрации научной бюджетной и тем более внебюджетной научной деятельности в ограниченной когорте вузов. ТОП-25 университетов России зарабатывают практически половину всех внебюджетных доходов от научной деятельности среди университетов. Основная научная и инновационная активность среди университетов сосредоточена именно в них.
Далее рассмотрим взаимосвязь между баллами университетов за 2023 год и рядом показателей: индекс Хирша по ядру РИНЦ, КБПР на одного НПР и баллами в рейтинге THE.Research. Исходные данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели ТОП-25 университетов: индекс Хирша по ядру РИНЦ, КБПР на одного НПР и баллы рейтинга THE.Research
Университет
|
Интерфакс-Инновации, баллы
|
Индекс Хирша по ядру РИНЦ
|
КБПР на одного НПР
|
THE.
Research, баллы |
Московский
физико-технический институт
|
1000
|
167
|
6,526
|
45
|
МИФИ
|
895
|
203
|
2,980
|
41
|
МИСИС
|
874
|
100
|
3,890
|
19
|
Московский
государственный университет
|
813
|
334
|
3,005
|
70
|
Томский
политехнический университет
|
790
|
91
|
2,288
|
21
|
Томский
государственный университет
|
770
|
144
|
2,667
|
35
|
Санкт-Петербургский
политехнический университет Петра Великого
|
673
|
140
|
1,603
|
18
|
Университет
ИТМО
|
673
|
132
|
3,124
|
33
|
Высшая
школа экономики
|
661
|
98
|
3,602
|
45
|
Московский
авиационный институт
|
658
|
47
|
1,127
|
12
|
Южный
федеральный университет
|
645
|
103
|
2,194
|
13
|
Московский
государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
|
643
|
98
|
1,179
|
18
|
Казанский
(Приволжский) федеральный университет
|
632
|
119
|
2,334
|
19
|
Дальневосточный
федеральный университет
|
630
|
67
|
1,419
|
12
|
Российский
национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
|
611
|
90
|
0,761
|
11
|
Московский
Энергетический Институт
|
594
|
52
|
0,731
|
26
|
Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова
|
570
|
45
|
0,960
|
10
|
Белгородский
государственный национальный исследовательский университет
|
569
|
62
|
1,524
|
12
|
Московский
государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
|
560
|
57
|
0,496
|
-
|
Санкт-Петербургский
государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И.
Ульянова
|
546
|
63
|
0,699
|
14
|
Новосибирский
государственный технический университет
|
543
|
124
|
1,300
|
13
|
Пермский
национальный исследовательский политехнический университет
|
534
|
33
|
0,986
|
10
|
Российский
университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
|
534
|
124
|
2,880
|
19
|
МИЭТ
|
527
|
46
|
0,870
|
14
|
Нижегородский
государственный университет имени Н.И. Лобачевского
|
522
|
47
|
1,172
|
-
|
eLIBRARY.RU. Научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 01.08.2023) и World University Rankings 2023. THE Rankings. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking (дата обращения: 01.08.2023).
На основе исходных данных таблицы 6 был проведен корреляционный анализ, который представлен в таблице 7.
Таблица 7
Результаты корреляционного анализа между баллами вузов в рейтинге Интерфакс-Инновации и рядом показателей
Показатели
|
Множественный R
|
R-квадрат
|
Нормированный R-квадрат
|
Стандартная ошибка
|
Наблюдения
|
Индекс Хирша по ядру РИНЦ
|
0,629
|
0,396
|
0,369
|
102,49
|
25
|
КБПР на одного НПР за 2021 год
|
0,804
|
0,646
|
0,631
|
78,45
|
25
|
THE.Research
|
0,647
|
0,419
|
0,391
|
101,04
|
23
|
В итоге прослеживается сильная связь между показателем КБПР университетов в расчете на одного научно-педагогического работника и баллами в рейтинге Интерфакс-Инновации.
Заключение
Работа дополняет ранее проведенные исследования. Она охватывает 360 российских университетов, 136 их показателей. Проведен корреляционный анализ между показателями вузов и баллами в рейтинге Интерфакс-Инновации.
Оригинальность подхода вызвана тем, что анализируются показатели инновационной активности множества университетов, выделяются в качестве ориентира ведущие российские университеты.
Цель данного исследования в выявлении показатели российских университетов, влияющие на их инновационную активность, достигнута. Подтвердилась гипотеза связи между представленными выше показателями вуза и баллами в рейтинге, а также индексом Хирша, КБПР и баллами рейтинга THE.Research. Определена значительная корреляционная связь между множеством показателей: индексом Хирша по ядру РИНЦ – 0,629, КБПР – 0,804 и баллами в рейтинге THE.Research – 0,647, а также взаимосвязь между динамикой мест в рейтинге Интерфакс-Инновации и внебюджетных доходов университетов.
Дальнейшие исследования автор рассматривает в области установления причинно-следственных связей между результатами, полученными в данном исследовании, определении наиболее влиятельных факторов на инновационную активность университетов.
[1] Рейтинг университетов Интерфакс-Инновации. Интерфакс. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/ (дата обращения: 01.08.2023).
[2] Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования. Главный информационно-вычислительный центр. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo/ (дата обращения: 01.08.2023).
[3] eLIBRARY.RU. Научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 01.08.2023).
[4] World University Rankings 2023. THE Rankings. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/2023/world-ranking (дата обращения: 01.08.2023).
Источники:
2. Лизунов В.В. Роль современных университетов в развитии регионов. Третья миссия университета // Национальные приоритеты России. – 2021. – № 1(40). – c. 66-75.
3. Сысоева О.В. Развитие академического предпринимательства в системе моделей инновационной деятельности // Journal of New Economy. – 2019. – № 3(20). – c. 83-100. – doi: 10.29141/2658-5081-2019-20-3-6.
4. Сидорова А.А. Зарубежный опыт стратегического сотрудничества университетов и бизнеса в экономике знаний // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2019. – № 1. – c. 88-99.
5. Гумерова Г.И. Активизация инновационной деятельности образовательных организаций в цифровой экономике // Государственное управление. Электронный вестник. – 2023. – № 96. – c. 193-211. – doi: 10.24412/2070-1381-2023-96-193-211.
6. Петросянц Д.В. Российские экономические вузы: системный анализ развития // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. – № 2(112). – c. 5-15. – doi: 10.26726/1812-7096-2020-02-5-15.
7. Паравян М.К. Рейтинги университетов как инструмент конкурентоспособности в современных условиях: российский опыт // Образование. Транспорт. Инновации. Строительство: Сборник материалов V Национальной научно-практической конференции, Омск, 28 апреля – 29 2022 года. – Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ). Омск, 2022. – c. 688-690.
8. Ефремова П.В. Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности вузов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 989-1010. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41001.
9. Болотов В.А., Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Рыжакова О.Е. Как сконструировать национальный агрегированный рейтинг? // Высшее образование в России. – 2020. – № 1(29). – c. 9-24. – doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-9-24.
10. Преображенский Б.Г. Трансформация должностей, компетенций и профилей в условиях цифровизации // Регион: системы, экономика, управление. – 2018. – № 3(42). – c. 151-156.
11. Юревич М.А. Факторы роста доходов от исследовательской деятельности в вузах Российской Федерации // Journal of Applied Economic Research. – 2022. – № 4(21). – c. 795-817. – doi: 10.15826/vestnik.2022.21.4.028.
12. Karapetyants I., Kostuhin Y., Tolstykh T. Establishment of research competencies in the context of Russian digitalization. Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth, Madrid, November 08-09 2017. Madrid, 2017, pp. 845-854. EDN: YBFIVV
13. Погарская О.С. Университетский трансфер технологий как ключе-вой фактор развития российской экономики знаний // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2013. – № 4(48). – c. 504-511.
14. Валюхова М.А., Мамедова Н.Р., Бровчак С.В. Рейтинг как ключевой фактор развития университета в рамках национального проекта «Образование» // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2529-2550. – doi: 10.18334/ce.15.6.112110.
15. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. Альтметрика публикационной активности и КБПР ВУЗов Самарской области и ведущих ВУЗов России (на основе БД РИНЦ) // Эксперт: теория и практика. – 2020. – № 2(5). – c. 48-51. – doi: 10.24411/2686-7818-2020-10019.
16. Tinyakova V.I., Morozova N.I., Ziroyan M.A., Falkovich E. B. Monitoring of human resources and a new educational structure for training specialists as key factors to reactivate the system of consumer cooperation in Russia // Amazonia Investiga. – 2018. – № 17. – p. 353-359.
17. Тинякова В.И. Исследование уровня инновационности стран мира во взаимосвязи с их расходами на высшее образование // Научный результат. Экономические исследования. – 2022. – № 1(8). – c. 121-133. – doi: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-12.
18. Давыдова Т.Е. Предикторы успешного развития университета в инновационной экосистеме // Организатор производства. – 2022. – № 1(30). – c. 158-169. – doi: 10.36622/VSTU.2022.12.19.015.
19. Давыдова Т.Е. Развитие человеческого потенциала в условиях партнерства вузов, корпоративного сектора и государства // Современная экономика: проблемы и решения. – 2014. – № 2(50). – c. 95-104.
20. Лавриненко Я.Б. Анализ направлений публикационной активности ведущих инновационных // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 5. – c. 282-292.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:25:03