Оценка уровня развития инновационной деятельности вуза. Часть 2. Анализ структурных взаимосвязей между внутренними элементами развития инновационной деятельности вуза
Ефремова П.В.1, Романова И.М.1
1 Дальневосточный федеральный университет, Россия, Уссурийск
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Цитировать:
Ефремова П.В., Романова И.М. Оценка уровня развития инновационной деятельности вуза. Часть 2. Анализ структурных взаимосвязей между внутренними элементами развития инновационной деятельности вуза // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 2317-2330. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110887.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44491719
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
На основе данных, полученных в ходе апробации предложенного подхода к комплексной оценке уровня развития инновационной деятельности вуза, проведен корреляционный анализ силы и характера связи между внутренними элементами развития инновационной деятельности вузов по основными направлениями инновационной деятельности вуза (научно-исследовательской, образовательной, административной). Выявлены структурные взаимосвязи между переменными, проверены выдвинутые гипотезы о характере и силе влияния административных инноваций на общий уровень развития инновационной деятельности вуза; обоснована важность оценки «процессного» этапа инновационной деятельности вуза, помимо «входного» и «выходного» (результативного) этапов.
Ключевые слова: инновационная деятельность в вузе, оценка инновационной деятельности вуза, оценка образовательных инноваций, оценка административных инноваций, научно-инновационная деятельность, инновационный процесс
JEL-классификация: I23, O31, O32, O33
Введение
Теория эволюции инновационного процесса, предложенная Росвеллом [14] (Rothwell, 1994) и дополненная другими исследователями [8, 13] (Barbieri, Alvares, 2016; Marinova, Phillimore, 2003), подчеркивает важность оценки не только затраченных ресурсов («вход») и полученных результатов инновационной деятельности («выход») (модели 2-3G), но и самого процесса («черный ящик») (модели 5-6G). Также данная теория подчеркивает возросшую роль административных, управленческих инноваций на данном этапе эволюции инновационного процесса, что находит подтверждение в работах других исследователей [9, 10, 12] (Camison, Villar-Lopez, 2014; Christensen, Horn, Caldera, Soares, 2011; Krasnicka, Glod, Wronka-Pospiech, 2016). Адепты концепции управленческих инноваций подчеркивают необходимость последних для реализации прочих видов инноваций, а также выделяют как самостоятельное направление инновационной деятельности.
Упомянутые теории и концепции объясняют феномен, отмеченный рядом исследователей в области трансформации образования, при котором инновации в вузе характеризуются «отложенным эффектом»: «в отличие от бизнес-среды, в сфере высшего образования нельзя быстро оценить эффект от трансформации образовательного или исследовательского процессов. Кроме того, рассказывать об управленческих успехах в университетской среде не принято, в отличие, например, от научных достижений» [7]. Данное утверждение подтверждается результатами исследования внешних и внутренних условий развития инновационной деятельности в отечественных и зарубежных вузах [3, 4] (Efremova, Romanova, 2016; Efremova, 2015).
На основе анализа отечественных и зарубежных исследований, а также проведенного эмпирического исследования авторами были выдвинуты гипотезы: H1: результаты инновационной деятельности вуза в большей степени зависят от уровня организации процесса создания инновационных продуктов в вузе; H2: административная инновационная деятельность оказывает существенное влияние на научно-исследовательское и образовательное направления инновационной деятельности, а также на уровень развития инновационной деятельности в целом.
В первой части данного исследования представлен и апробирован авторский подход к оценке уровня развития инновационной деятельности вуза [1] (Efremova, 2020), отличающийся от существующих охватом научно-исследовательского, образовательного и административного направления инновационной деятельности вуза, а также основных этапов развития (вход –процесс – выход), включающий алгоритм проведения, систему показателей оценки уровня развития инновационной деятельности вуза (59 показателей), расчет интегрированного индекса развития инновационной деятельности вуза.
Целью данной работы является исследование силы и характера влияния отдельных элементов (показателей и укрупненных групп показателей (УГП)) инновационной деятельности вуза друг на друга и на результаты инновационной деятельности вуза в целом, а также подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез.
Инструментарием исследования послужил процессор анализа данных Microsoft Excel, с помощью которого были простроены матрицы парной корреляции Пирсона [5] на основе данных, полученных в результате опроса, проведенного с целью апробации подхода к оценке уровня развития инновационной деятельности вуза [1] (Efremova, 2020).
Анализ и интерпретация полученных данных
Полученные в ходе количественного опроса данные можно разделить на три группы: значения оценки идеального (оптимального) уровня предложенных показателей, значения оценки фактического уровня показателей, коэффициенты развития инновационной деятельности ( , являющиеся отношением оценки фактического состояния уровня развития инновационной деятельности к идеальному) [1] (Efremova, 2020).
В результате корреляционного анализа всех трех групп данных наблюдаем значимую зависимость между показателями внутри рассматриваемых направлений, повторяющуюся в большинстве случаев, меняется только сила связи. Отметим, что связи наблюдаются преимущественно внутри подгрупп, что подтверждает верность выбора показателей для характеристики каждого из рассматриваемых направлений (табл. 2–4). Вместе с тем связь между показателями разных направлений полностью исключить невозможно (табл. 1). Так, чем больше разрыв между идеальным и фактическим значениями показателя А1.1 (использование правовых преимуществ «предпринимательского» вуза), тем больше разрыв между идеальным и фактическим значениями показателя Н1.2 (развитие предпринимательской культуры в вузе) (r = 0,43).
Таблица 1
Корреляция между коэффициентами развития некоторых показателей административной, образовательной и научно-исследовательской инновационной деятельности вуза
Код
|
А1.1
|
А1.2
|
А3.2
|
А3.3
|
О2.3
|
О3.5
|
О1.3
|
|
0,30
|
|
|
|
|
О2.3
|
|
|
|
0,41
|
|
|
О3.4
|
|
|
0,32
|
|
|
|
О3.5
|
|
|
|
0,33
|
|
|
Н1.2
|
0,43
|
|
|
|
|
|
Н2.1
|
|
|
|
|
0,35
|
0,33
|
То же относится к связи между коэффициентами инновационного развития А1.2 (доля административного персонала, вовлеченного в инновационные процессы в вузе) и О1.3 (размер бюджета на развитие инноваций в образовательной деятельности), r = 0,30. Отклонение от идеала показателя А3.3 (повышение квалификации инновационных кадров для внутренних нужд вуза) влияет на отклонение показателей О2.3 и О3.5 – количество инновационных программ/модулей и выпуск «инновационных кадров» (r = 0,41 и 0,33 соответственно). Отклонение от идеала показателя А3.2 (индекс соответствия качества принимаемых управленческих решений) влияет на отклонение показателя О3.4 (внешнее одобрение образовательных продуктов вуза), r = 0,32 (табл. 3–4). Существует заметная связь между насыщенностью образовательных программ «инновационными» курсами/модулями (О2.3), а также количеством подготовленных инновационно ориентированных кадров (О3.5) (коэффициент корреляции 0,50) и способностью к самостоятельному финансированию научно-исследовательской деятельности (Н2.1) (r = 0,35). Все вышеописанное подтверждает влияние административных инноваций на другие направления инновационной деятельности вуза.
Внутри каждого направления (научно-исследовательского, образовательного, административного) также существует большое количество значимых связей между показателями (табл. 2–4).
Таблица 2
Расчет коэффициентов корреляции между коэффициентами развития научно-исследовательской инновационной деятельности вуза на примере ДВФУ, 2019 г.
КОД
|
Вход
|
Процесс
|
Выход
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Н1.1
|
Н1.2
|
Н1.3
|
Н1.4
|
Н1.5
|
Н1.6
|
Н1.7
|
Н1.8
|
Н2.1
|
Н2.2
|
Н2.3
|
Н2.4
|
Н2.5
|
Н2.6
|
Н2.7
|
Н2.8
|
Н2.9
|
Н2.10
|
Н2.11
|
Н3.1
|
Н3.2
|
Н3.3
|
Н3.4
|
Н3.5
|
Н3.6
|
Н3.7
|
Н3.8
| |||||||
Вход
|
Н1.1
|
1,00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
Н1.2
|
0,21
|
1,00
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Н1.3
|
0,21
|
0,02
|
1,00
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
Н1.4
|
0,26
|
0,28
|
0,29
|
1,00
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Н1.5
|
0,12
|
-0,05
|
-0,24
|
-0,13
|
1,00
|
| |||||||||||||||||||||||||||
Н1.6
|
0,42
|
0,29
|
0,13
|
0,29
|
0,21
|
1,00
|
| ||||||||||||||||||||||||||
Н1.7
|
0,14
|
0,14
|
0,24
|
0,57
|
-0,07
|
0,55
|
1,00
|
| |||||||||||||||||||||||||
Н1.8
|
0,34
|
0,05
|
0,00
|
0,09
|
0,45
|
0,52
|
0,24
|
1,00
|
| ||||||||||||||||||||||||
Процесс
|
Н2.1
|
0,49
|
0,14
|
0,31
|
0,43
|
-0,04
|
0,33
|
0,32
|
0,42
|
1,00
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
Н2.2
|
0,07
|
0,06
|
0,15
|
0,32
|
-0,03
|
0,34
|
0,52
|
0,19
|
0,33
|
1,00
|
|
| |||||||||||||||||||||
Н2.3
|
0,42
|
-0,04
|
0,19
|
0,15
|
0,36
|
0,50
|
0,27
|
0,53
|
0,38
|
0,25
|
1,00
|
|
| ||||||||||||||||||||
Н2.4
|
0,27
|
0,09
|
0,39
|
0,37
|
0,06
|
0,47
|
0,50
|
0,44
|
0,53
|
0,47
|
0,45
|
1,00
|
|
| |||||||||||||||||||
Н2.5
|
0,10
|
0,23
|
0,37
|
0,38
|
-0,14
|
0,18
|
0,41
|
0,03
|
0,22
|
0,48
|
0,07
|
0,47
|
1,00
|
|
| ||||||||||||||||||
Н2.6
|
0,20
|
0,17
|
0,35
|
0,43
|
-0,07
|
0,46
|
0,53
|
0,35
|
0,46
|
0,51
|
0,33
|
0,67
|
0,43
|
1,00
|
|
| |||||||||||||||||
Н2.7
|
0,13
|
0,33
|
0,45
|
0,49
|
-0,17
|
0,31
|
0,48
|
0,11
|
0,39
|
0,48
|
0,27
|
0,58
|
0,58
|
0,69
|
1,00
|
|
| ||||||||||||||||
Н2.8
|
-0,01
|
0,06
|
0,38
|
0,36
|
-0,34
|
-0,09
|
0,21
|
-0,10
|
0,38
|
0,29
|
-0,03
|
0,31
|
0,38
|
0,38
|
0,46
|
1,00
|
|
| |||||||||||||||
Н2.9
|
0,21
|
0,15
|
0,27
|
0,33
|
0,06
|
0,16
|
0,16
|
0,24
|
0,40
|
0,16
|
0,29
|
0,33
|
0,37
|
0,17
|
0,32
|
0,47
|
1,00
|
|
| ||||||||||||||
Н2.10
|
0,31
|
0,07
|
0,40
|
0,20
|
0,00
|
0,13
|
0,15
|
0,26
|
0,56
|
0,28
|
0,33
|
0,48
|
0,26
|
0,30
|
0,30
|
0,46
|
0,51
|
1,00
|
|
| |||||||||||||
Н2.11
|
0,04
|
0,23
|
0,10
|
0,35
|
0,24
|
0,47
|
0,43
|
0,29
|
0,05
|
0,21
|
0,28
|
0,27
|
0,28
|
0,40
|
0,38
|
0,05
|
0,36
|
0,22
|
1,00
|
| |||||||||||||
Выход
|
Н3.1
|
0,34
|
0,09
|
0,27
|
0,21
|
0,13
|
0,43
|
0,33
|
0,36
|
0,36
|
0,40
|
0,37
|
0,50
|
0,45
|
0,57
|
0,42
|
0,11
|
0,27
|
0,37
|
0,47
|
1,00
|
| |||||||||||
Н3.2
|
0,44
|
0,09
|
0,14
|
0,20
|
0,30
|
0,57
|
0,33
|
0,44
|
0,34
|
0,38
|
0,48
|
0,36
|
0,27
|
0,29
|
0,32
|
-0,08
|
0,29
|
0,23
|
0,38
|
0,59
|
1,00
|
| |||||||||||
Н3.3
|
0,21
|
0,16
|
0,39
|
0,39
|
-0,05
|
0,47
|
0,49
|
0,26
|
0,39
|
0,63
|
0,36
|
0,60
|
0,57
|
0,62
|
0,63
|
0,20
|
0,27
|
0,34
|
0,44
|
0,63
|
0,50
|
1,00
|
| ||||||||||
Н3.4
|
0,26
|
0,35
|
0,31
|
0,46
|
-0,10
|
0,28
|
0,38
|
0,09
|
0,34
|
0,47
|
0,20
|
0,35
|
0,57
|
0,39
|
0,57
|
0,28
|
0,42
|
0,40
|
0,44
|
0,54
|
0,41
|
0,73
|
1,00
|
| |||||||||
Н3.5
|
0,14
|
0,25
|
0,38
|
0,48
|
-0,08
|
0,45
|
0,48
|
0,08
|
0,28
|
0,39
|
0,20
|
0,50
|
0,57
|
0,56
|
0,61
|
0,26
|
0,28
|
0,20
|
0,53
|
0,52
|
0,42
|
0,62
|
0,52
|
1,00
|
| ||||||||
Н3.6
|
0,04
|
-0,01
|
0,12
|
0,10
|
0,09
|
0,04
|
0,05
|
0,15
|
0,32
|
0,33
|
0,08
|
0,27
|
0,25
|
0,28
|
0,25
|
0,62
|
0,42
|
0,32
|
0,12
|
0,28
|
0,17
|
0,21
|
0,19
|
0,22
|
1,00
|
| |||||||
Н3.7
|
0,22
|
0,21
|
0,35
|
0,34
|
-0,02
|
0,47
|
0,49
|
0,18
|
0,24
|
0,52
|
0,28
|
0,55
|
0,52
|
0,62
|
0,55
|
0,21
|
0,21
|
0,33
|
0,53
|
0,66
|
0,45
|
0,77
|
0,62
|
0,67
|
0,22
|
1,00
|
| ||||||
Н3.8
|
0,29
|
0,11
|
0,21
|
0,25
|
0,01
|
0,33
|
0,40
|
0,31
|
0,43
|
0,34
|
0,33
|
0,47
|
0,40
|
0,51
|
0,54
|
0,28
|
0,26
|
0,38
|
0,40
|
0,57
|
0,45
|
0,53
|
0,48
|
0,43
|
0,28
|
0,51
|
1,00
| ||||||
Коэффициент
корреляции
|
0,1 — 0,3
|
0,3 — 0,5
|
0,5 — 0,7
|
0,7 — 0,99
| |||||||||||||||||||||||||||||
Связь
|
Слабая
|
Умеренная
|
заметная
|
Высокая
| |||||||||||||||||||||||||||||
Цвет
|
-
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3
Расчет коэффициентов корреляции между коэффициентами развития образовательной инновационной деятельности вуза на примере ДВФУ, 2019 г.
Источник: составлено автором на основе расчетов по данным анкетного опроса [1] (Efremova, 2020).
КОД
|
Вход
|
Процесс
|
Выход
| |||||||||||||||||||||
О1.1
|
О1.2
|
О1.3
|
О1.4
|
О1.5
|
О1.6
|
О1.7
|
О1.8
|
О2.1
|
О2.2
|
О2.3
|
О2.4
|
О2.5
|
О2.6
|
О2.7
|
О2.8
|
О2.9
|
О2.10
|
О3.1
|
О3.2
|
О3.3
|
О3.4
|
О3.5
| ||
Вход
|
О1.1
|
1,00
|
| |||||||||||||||||||||
О1.2
|
0,49
|
1,00
|
| |||||||||||||||||||||
О1.3
|
0,51
|
0,40
|
1,00
|
| ||||||||||||||||||||
О1.4
|
0,21
|
0,16
|
0,35
|
1,00
|
| |||||||||||||||||||
О1.5
|
0,40
|
0,44
|
0,45
|
0,38
|
1,00
|
| ||||||||||||||||||
О1.6
|
0,46
|
0,35
|
0,26
|
0,21
|
0,62
|
1,00
|
| |||||||||||||||||
О1.7
|
0,59
|
0,47
|
0,54
|
0,21
|
0,50
|
0,56
|
1,00
|
| ||||||||||||||||
О1.8
|
0,52
|
0,35
|
0,53
|
0,39
|
0,56
|
0,59
|
0,59
|
1,00
|
| |||||||||||||||
Процесс
|
О2.1
|
0,41
|
0,29
|
0,61
|
0,50
|
0,27
|
0,30
|
0,44
|
0,39
|
1,00
|
| |||||||||||||
О2.2
|
0,49
|
0,45
|
0,58
|
0,35
|
0,38
|
0,39
|
0,51
|
0,50
|
0,45
|
1,00
|
| |||||||||||||
О2.3
|
0,38
|
0,27
|
0,52
|
0,56
|
0,30
|
0,31
|
0,31
|
0,45
|
0,51
|
0,50
|
1,00
|
| ||||||||||||
О2.4
|
0,35
|
0,36
|
0,48
|
0,43
|
0,28
|
0,29
|
0,46
|
0,39
|
0,53
|
0,55
|
0,50
|
1,00
|
| |||||||||||
О2.5
|
0,31
|
0,32
|
0,39
|
0,17
|
0,16
|
0,20
|
0,40
|
0,21
|
0,37
|
0,24
|
0,31
|
0,33
|
1,00
|
| ||||||||||
О2.6
|
0,31
|
0,13
|
0,32
|
0,42
|
0,34
|
0,35
|
0,39
|
0,45
|
0,33
|
0,48
|
0,39
|
0,43
|
0,27
|
1,00
|
| |||||||||
О2.7
|
0,24
|
0,17
|
0,12
|
0,05
|
0,14
|
0,19
|
0,26
|
0,19
|
0,24
|
0,35
|
0,22
|
0,18
|
0,19
|
0,30
|
1,00
|
| ||||||||
О2.8
|
0,48
|
0,45
|
0,54
|
0,14
|
0,38
|
0,41
|
0,53
|
0,48
|
0,39
|
0,52
|
0,21
|
0,39
|
0,19
|
0,22
|
0,32
|
1,00
|
| |||||||
О2.9
|
0,49
|
0,48
|
0,40
|
0,15
|
0,24
|
0,35
|
0,52
|
0,29
|
0,51
|
0,38
|
0,45
|
0,44
|
0,47
|
0,27
|
0,25
|
0,42
|
1,00
|
| ||||||
О2.10
|
0,43
|
0,40
|
0,51
|
0,27
|
0,31
|
0,25
|
0,46
|
0,43
|
0,44
|
0,29
|
0,27
|
0,34
|
0,22
|
0,24
|
0,18
|
0,62
|
0,62
|
1,00
|
| |||||
Выход
|
О3.1
|
0,41
|
0,30
|
0,51
|
0,37
|
0,37
|
0,39
|
0,48
|
0,50
|
0,59
|
0,44
|
0,40
|
0,51
|
0,45
|
0,43
|
0,22
|
0,37
|
0,53
|
0,51
|
1,00
|
| |||
О3.2
|
0,21
|
0,28
|
0,22
|
0,21
|
0,26
|
0,29
|
0,12
|
0,21
|
0,33
|
0,40
|
0,19
|
0,23
|
0,10
|
0,32
|
0,43
|
0,42
|
0,20
|
0,21
|
0,31
|
1,00
|
| |||
О3.3
|
0,35
|
0,31
|
0,57
|
0,33
|
0,44
|
0,39
|
0,36
|
0,59
|
0,36
|
0,39
|
0,29
|
0,21
|
0,05
|
0,36
|
0,12
|
0,51
|
0,18
|
0,40
|
0,31
|
0,39
|
1,00
|
| ||
О3.4
|
0,54
|
0,33
|
0,42
|
0,32
|
0,22
|
0,33
|
0,53
|
0,51
|
0,50
|
0,50
|
0,35
|
0,56
|
0,33
|
0,29
|
0,39
|
0,45
|
0,42
|
0,47
|
0,41
|
0,28
|
0,32
|
1,00
|
| |
О3.5
|
0,39
|
0,28
|
0,50
|
0,47
|
0,30
|
0,33
|
0,30
|
0,58
|
0,52
|
0,38
|
0,58
|
0,35
|
0,18
|
0,43
|
0,28
|
0,33
|
0,30
|
0,34
|
0,38
|
0,26
|
0,61
|
0,46
|
1,00
|
Расчет коэффициентов корреляции между коэффициентами развития административной инновационной деятельности вуза на примере ДВФУ, 2019 г.
Источник: составлено автором на основе расчетов по данным анкетного опроса [1] (Efremova, 2020).
Например, заметная связь между показателями А2.3, А2.2 (IT-сопровождение административных процессов) и А3.2 (индекс соответствия качества управленческих решений) (r = 0,59), а также А3.1 (степень удовлетворенности персонала внедренными административными инновациями) (r = 0,64). Отклонение от идеала показателя О1.1 (проработанность инновационной политики вуза в области образования) влияет на отклонение показателя О3.4 (внешнее одобрение образовательных продуктов вуза), r = 0,54. Отметим связь между отклонениями в показателях О1.4 (наличие развитой электронной библиотеки (интерфейс, контент, доступность)) и О2.3 (количество образовательных программ, курсов, модулей, соответствующих принципам непрерывного обучения), r = 0,56. Отклонение от идеала показателя Н2.5 (число совместных публикаций с партнерами из неакадемической среды) влияет на отклонение показателей Н2.7 (количество спонсорских R&D соглашений) и Н3.1 (удельный вес средств, получаемых вузом от использования результатов интеллектуальной деятельности в общих доходах вуза), r = 0,58, 0,45 соответственно (табл. 2). Заметная связь между отклонением от идеала показателя Н2.6 (количество действующих (с ненулевым годовым оборотом) малых инновационных предприятий) и показателями «выхода» Н2.7, Н3.1, Н3.5, Н3.7, Н.3.8 (r = 0,56–0,69) подтверждает высокую значимость данного вида коммерциализации технологий. Многие из рассмотренных показателей мы ранее маркировали как «административные, ставшие частью научно- и образовательно-инновационной деятельности» [2] (Efremova, 2019).
Сила и характер связи между коэффициентами инновационного развития (К) наилучшим образом проявляются при рассмотрении их в укрупненных группах показателей (далее – УГП) «входа», «процесса» и «выхода», последние ранее обозначили как «экономические и неэкономические эффекты», то есть как результирующие показатели (табл. 5).
Таблица 5
Расчет коэффициентов корреляции между отклонениями значений УГП развития инновационной деятельности вуза на примере ДВФУ
Источник: составлено автором на основе расчетов по данным анкетного опроса [1] (Efremova, 2020).
Ф1 – «Инновационная культура, политика», Ф2 – «Готовность кадров к инновационной деятельности (человеческий капитал)», Ф3 – «Обеспеченность финансовыми ресурсами», Ф4 – «Материально-техническое обеспечение», Ф5 – «Связи с неакадемической средой/ партнерство», Ф6 – «Способность самостоятельно привлекать финансовые средства», Ф7 – «Процесс создания инновационного продукта», Ф8 – «Процесс создания инновационного образовательного продукта», Ф9 – «Неэкономические эффекты», Ф10 – «Экономические эффекты».
По данным таблицы можно сделать вывод о значимости всех рассматриваемых УГП, сила связи становится сильнее. УГП «входа» и «процесса» оказывают существенное влияние на показатели «выхода», а значит, не могут игнорироваться при оценке инновационной деятельности вуза.
Из данных, представленных в таблице 5, наблюдаем связь между административной инновационной деятельностью, научно-исследовательской и образовательной: применение вузом преимуществ предпринимательского университета (ФА1) связано с уровнем готовности инновационных кадров для научно-исследовательской сферы (ФН2), коэффициент корреляции (далее – r) 0,32; уровень финансирования инновационной образовательной деятельности (ФО3) связан с уровнем вовлеченности административного персонала в инновационную деятельность (ФА2), r = 0,30.
В направлении образовательной деятельности отметим сильную связь между отклонением от идеала ФО1 (инновационная политика) и ФО3 (уровень финансирования направления) и ФО5 (партнерство), а также ФО9 (неэкономические эффекты), коэффициенты корреляции 0,60 и 0,73, 0,64 соответственно.
В направлении научно-исследовательской деятельности можно наблюдать связь (r = 0,46) между ФН3 (бюджетное финансирование направления) и ФН6 (способность самостоятельно привлекать финансирование деятельности), т.е. бюджетное финансирование здесь выступает гарантом надежности и «компетентности» конкретного вуза к проведению научно-технических изысканий высокого уровня, что в дальнейшем способствует привлечению финансирования из внебюджетных источников. Наблюдается сильная связь между ФН7 (характеризующийся показателями организации инновационного процесса) и ФН9 и ФН10 (неэкономические и экономические эффекты инновационной деятельности), коэффициент корреляции 0,78 и 0,77 соответственно.
Проиллюстрируем силу и характер связи между факторами развития инновационной деятельности вуза (рис. 1). Из схемы взаимодействия УГП между собой приходим к выводу, что в научно-исследовательском направлении инновационной деятельности вуза большое значение имеет связь между «процессной» составляющей и «результативной», в том числе «связь с партнерами», на уровень которых влияет финансирование научно-инновационной деятельности и готовность кадров к инновационным процессам в вузе, а на последние оказывает влияние способность вуза применять все преимущества «предпринимательского» университета через автономную организационно-правовую форму. Также отмечается высокая связь между неэкономическими эффектами и экономическими.
Рисунок 1. Сила и характер влияния УГП «входа» и «процесса» на результаты инновационной деятельности вуза на примере ДВФУ, 2019 г.
Источник: составлено автором.
В образовательном направлении инновационной деятельности особым влиянием на «процесс» и «результат» обладает инновационная политика в области образования (ФО1) (содержит промаркированные ранее показатели), качественная проработка которой влечет за собой повышение уровня интенсивности партнерских связей (ФО5), а также способствует развитию инновационных процессов (ФО8) и влияет на результат (выход) (ФО9), влияющий на экономический эффект от инновационной деятельности. Иллюстрация связей между УГП подтверждает гипотезу исследования H1.
В ходе исследования респонденты дали оценку уровня развития инновационной деятельности вуза в целом, а также всех трех направлений, на основе полученных данных была рассчитана парная корреляция (табл. 6).
Коэффициенты корреляции между общим уровнем развития инновационной деятельности и научной деятельностью – 0,69; образовательной деятельностью – 0,51; административной деятельностью – 0,56.
Таблица 6
Корреляционный анализ тесноты связи уровня развития инновационной деятельности вуза в целом и ее основных направлений на примере ДВФУ, 2019 г.
Направление
инновационной деятельности вуза
|
Инновационная
деятельность вуза в целом
|
Научно-исследовательская
инновационная деятельность
|
Образовательная
инновационная деятельность
|
Административная
инновационная деятельность
|
Инновационная деятельность вуза в целом
|
1,00
|
|
|
|
Научно-исследовательская инновационная деятельность
|
0,69
|
1,00
|
|
|
Образовательная инновационная деятельность
|
0,51
|
0,42
|
1,00
|
|
Административная инновационная деятельность
|
0,56
|
0,47
|
0,46
|
1,00
|
Анализ корреляции между оценками респондентов «общего» состояния инновационной деятельности в вузе и ее основных направлений доказал значимую связь между этими направлениями, а значит, ни одно из них не может быть исключено при оценке инновационной деятельности вуза, что доказывает гипотезу Н2. При этом сила связи административного направления инновационной деятельности с образовательным и научно-исследовательским выше, чем между двумя последними.
Сопоставление результатов анализа структурных взаимосвязей между переменными с результатами оценки инновационной деятельности вуза [1] (Efremova, 2020) (показатели «выхода» ниже показателей «входа», низкие значения коэффициентов, субиндексов и интегрированного индекса инновационного развития) подтверждает выводы эмпирического исследования, описанного авторами в [3] (Efremova, Romanova, 2016): низкие результаты инновационной деятельности вузов связаны со сложностью коммуникации и распределения ответственности за участки (этапы) инновационного процесса между элементами основной и инновационной структуры.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования были подтверждены значимость и влияние административных инноваций на другие направления инновационной деятельности вуза, определены сила и характер влияния показателей «входа» и «процесса» на результирующие показатели «выхода» инновационной деятельности вуза, выдвинутые ранее гипотезы исследования подтверждены. Также выявлена связь между низкими результирующими показателями инновационной деятельности отечественных вузов с разрывами в цепи поддержки инновационной деятельности (на этапах «вход» – «процесс»), а также непроработанной инновационной политикой в образовательном и административном направлении, отсутствием связи между основными направлениями инновационной деятельности, что подтверждает результаты более ранних исследований данных и других авторов [3, 6, 11] (Efremova, Romanova, 2016). В этой связи мониторинг инновационной деятельности вуза необходимо осуществлять на каждом этапе: вход – процесс – выход. В целях обеспечения функционирования инновационной деятельности в вузе каждый этап инновационного процесса должен обеспечиваться поддержкой объектов основной или инновационной инфраструктуры.
Основными целями инновационной политики вуза должны стать: усиление взаимодействия элементов инновационной системы через устранение разрывов в цепи поддержки инновационной деятельности вуза по всем направлениям и укрепление связи между управляющими подсистемами, ответственными за направления и этапы, оказывающие значимое влияние на результаты инновационной деятельности вуза.
Источники:
2. Ефремова, П.В. Показатели оценки эффективности развития инновационной деятельности вузов / П.В. Ефремова // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 989-1010;
3. Ефремова, П.В. Особенности организации инновационной деятельности в вузах России / П.В. Ефремова, И.М. Романова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 61-75.
4. Ефремова, П.В. Анализ опыта развития инновационной деятельности в зарубежных университетах / П.В. Ефремова // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-1(57-1). – С. 649-653.
5. Коэффициент корреляции Пирсона [Электронный ресурс]. – http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%9F%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0 (дата обращения 21.07.2020).
6. РВК Анализ инновационной экосистемы вузов и научных центров [Электронный ресурс]- Режим доступа: URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Innovation_ecosystem_analytical_report.pdf (дата обращения 20.09.2020).
7. Т - университеты [Электронный ресурс]. – отв. ред. В. Волянская. – Режим доступа: URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_T-universities_ru.pdf (дата обращения 01.08.2020).
8. Barbieri, J.C. Revista de Administração e Inovação/ J.C. Barbieri, A.C.T. Alvares // São Paulo, 2016. – Vol. 13. – №.2. – pp. 88-112.
9. Camison, C. Organizational innovation as an enabler of technological innovation capabilities and firm performance // C. Camison, A. Villar-Lopez // Jornal of Business research. – 2014. – №67. – pp. 2891-2902.
10. Christensen, C. M. Disrupting College: How Disruptive Innovation Can Deliver Quality and Affordability to Postsecondary Education / C.M. Christensen, M.B. Horn, L. Caldera, L. Soares. – Center for American Progress, 2011 –72 р.
11. Gokhberg L. How to design a national innovation system in a time of global innovation networks: a Russian perspective [Электронный ресурс] / L. Gokhberg, V. Roud. – Режим доступа: URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2016-chapter13.pdf (дата обращения 20.09.2020).
12. Krasnicka, T. Management Innovation and Its Measurement / T. Krasnicka, W. Glod, M. Wronka-Pospiech // Journal of Entrepreneurship, Management, and Innovation. – 2016. – Vol. 12(2). – pp. 95-122.
13. Marinova, R & Phillimore, J. Models of innovation. In: Shavinina, V. International handbook on innovation/ R Marinova, J. Phillimore // Elserver. – 2003. – pp. 44–53.
14. Rothwell, R. Towards the fifth-generation innovation process / R. Rothwell // International Marketing Review. –1994. –vol. 11(1). – pp. 7-31.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:01:01