Инновационная деятельность и активность предприятий

У Ди.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (30), Июнь 2009

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12858115
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Тенденции современного мирового развития свидетельствуют о том, что инновации становятся основным условием для развития общества и предприятий. В статье проанализирована информация об инновационном потенциале и уровне инновационной активности на предприятиях. Для повышения конкурентоспособности современного предприятия управление инновационной активностью становится одним из основных факторов стратегического управления его деятельностью.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, высокие технологии, конкурентоспособность предприятий



Известно, что активная инновационная деятельность способствует быстрому росту предприятий и увеличению прибыли. В высококонкурентных секторах экономики предприятия для выживания и роста бизнеса вынуждены искать оптимальный способ удовлетворения запросов клиентов, выводя на рынок продукты, которые создают новую ценность у имеющихся и новых покупателей. Ценность определяется качеством и уникальностью продукта или услуги, поскольку они удовлетворяют потребности и решают проблемы потребителя.

Сегодня из-за стремительного сокращения срока реализации научных новшеств предприятиям необходимо оперативно реагировать на изменение потребностей, но эта стратегия сможет обеспечить только временное преимущество, поскольку будет использована и конкурентами. Инновационная активность – наиболее гибкий индикатор состояния и конкурентоспособности национальной экономики. Угасание этой активности означает потерю позиций на рынках, старение производственных мощностей, разрастание инвестиционного, технологического и экономического кризисов. Вследствие этого сокращаются доходы и поступления в бюджет, понижается жизненный уровень населения.

Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам в производстве, в организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и других сферах. Оно распространяется на новый продукт или услугу, способ их изготовления. Для повышения эффективности вовлечения новых технологий в хозяйственный оборот в современных условиях необходима разработка методологии инновационного развития предприятий. Это формирование и использование соответствующих методов экономической теории и хозяйственной практики.

Процесс создания инновационного продукта включает в себя не только техническую разработку изделия, но и взаимосвязь всех элементов, способствующих повышению степени удовлетворения запросов и пожеланий потребителей и увеличению их выгоды. Изучение инноваций представляет основу для организации производства такого новшества, которое максимально соответствовало бы современным требованиям рынка и спросу потребителей.

Успех коммерческой деятельности любого предприятия во многом зависит от того, насколько хорошо в нем сочетаются четыре главных элемента: товар, место, нововведение и цена. Этот процесс начинается непосредственно с изделия и сконцентрирован на нем.

Приступая к разработке концепции нового вида промышленной продукции, необходимо определить, что требуется от предприятия, какие технико-экономические и эксплуатационные показатели выпускаемого изделия не устраивают потребителя, в каком направлении их следует изменить для того, чтобы завоевать благосклонность и расположение потребителей к продукции данного предприятия. Смысл и основное содержание данных задач состоит в том, чтобы определить основные направления по организации и проведению научных исследований, созданию именно такой конструкции изделия, которая будет удовлетворять существующим на данный момент потребностям и в силу выполнения этих пожеланий сможет обеспечить коммерческий успех предприятия на рынке.

Инновации в основном связаны с инфраструктурными, организационными и маркетинговыми сторонами деятельности предприятия, причем наиболее активные действия проводятся в сфере маркетинга и освоения новых форм сбыта продукции, которые характеризуются минимальной наукоемкостью. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

За последние годы практически во всех российских регионах были введены в эксплуатацию простаивавшие в течение длительного времени производственные мощности. Однако физически и морально устаревшее оборудование не позволяет выдерживать конкуренцию с западными производителями не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В настоящее время многим отраслям приходится закупать импортную технику, причем далеко не всегда передовую.

РФ находится в значительной технологической и информационной зависимости от передовых государств, а ее доля в международной торговле наукоемкими технологиями выглядит весьма скромно. Россия фигурирует в статистике мирового рынка высоких технологий лишь в таких его сегментах, как оружие и военная техника, коммерческие запуски космических спутников, создание телекоммуникационной и навигационной инфраструктуры. Доля России на мировом рынке высоких технологий составляет, по данным Минпромнауки, всего 0.5%. В последние годы Россия экспортировала высокотехнологичную промышленную продукцию на сумму не выше 3 миллиардов долларов, что в восемь раз меньше чем Мексика, в десять раз меньше чем Китай, а от уровня США составляет всего лишь 2%. Америка генерирует самый крупный научно-технический потенциал в мире, используя достижения НТП в наращивании своих инновационных преимуществ. Однако если проводить оценку кадрового потенциала научных исследователей и инженеров, то их в США – 25%, что всего в два раза выше аналогичного показателя в России. Напрашивается вывод о неэффективности функционирования отечественной науки. В России имеются трудовые ресурсы с хорошей общеобразовательной подготовкой и много специалистов с высшим образованием. Но значительное число таких специалистов с международным уровнем квалификации не находит применения в своей стране, и наблюдается эмиграция наиболее квалифицированных кадров. Для создания необходимых условий их использования на внутреннем рынке следует повысить степень специализации трудовых ресурсов, применять получившие распространение в других странах схемы переподготовки и переквалификации работников всех возрастных категорий. Предприятиям необходимо учиться управлять инновациями, найдя баланс между потреблением и исследованием. Это требует гибкого управления и серьезного внимания к проблеме человеческих взаимоотношений.


Источники:

1. Маренков Н.Л. Инноватика: учебное пособие. – М. : КомКнига, 2005. – 304 с.
2. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. – М.: Инфра-М, 2005. – 248 с.
3. Черкезян Е.А. Оценка инновационного потенциала в России // Проблемы экономики. – 2006. – № 3 (10).
4. Колесов В.П. Экономика знаний : монография / Отв. ред. проф. В.П. Колесов. – М. : ИНФРА, 2008. – 432 с.
5. Авдокушин Е.Ф. Новая экономика / Под ред. проф. Е.Ф. Авдокушина, проф. В.С. Сизова. – М.: Магистр, 2009. – 543 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 04:41:28