Исследование эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере
Казымов С.Р.оглы1, Паршинцева Л.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)
Аннотация:
Международное научно-техническое сотрудничество является ключевым фактором развития экономики любого государства. В условиях санкций коллективного Запада, в частности, в отношении научно-технической сферы Российской Федерации, страна заинтересована в реализации международного сотрудничества с дружественными странами. Важность международного научно-технического сотрудничества заключается в том, что оно позволяет реализовывать проекты, нацеленные на главные социальные преобразования в обществе и в экономике в целом. В настоящей статье рассматривается текущее состояние и проблемы повышения эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере, предложены пути их решения. Научными результатами исследования, обладающими элементами научной новизны, являются обоснование факторов, обуславливающих повышение качества научно-технической сферы с учетом его международного сотрудничества, а также разработанные научно-практических рекомендации по повышению эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере.
Статья будет интересна специалистам в области мировой экономики, специализирующимся на изучении вопросов развития международного сотрудничества в научно-технической сфере.
Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, внутренние затраты на научные исследования и разработки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, высокотехнологичная компания, высокотехнологичная продукция
JEL-классификация: F50, F53, D83, D80
Введение
В современном мире повышение эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере является особо актуальным, поскольку в связи с наличием проблем, которые охватывают не только одну страну, но и весь мир в целом перед человечеством стоит задача обеспечить научно-техническое сотрудничество между всеми странами. Санкционное давление со стороны коллективного Запада стимулировали поиск новых партнёров в научно-технической сфере.
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) играет важную роль в современном динамично развивающемся мире. Данное сотрудничество предполагает реализацию несколькими странами научных технологий в результате накопившихся нерешённых научно-технологических вопросов. Ограничения ввиду распространения коронавирусной инфекции, а также геополитическая напряжённость в мире способствовали снижению эффективности международного сотрудничества, в связи с чем возросла потребность в обмене опытом с целью решения глобальных проблем.
Помимо этого, реализация серьёзных научно-исследовательских проектов неосуществима одним государством по причине значительных расходов, продолжительности и их сложности. Одним из примеров является коронавирус (COVID-19), случившийся в 2019 году, который, начав заражение в одном китайском городе Ухань, распространилось на весь мир, что потребовало разработку вакцины в результате объединения учёных со всего мира. Таким образом, для Российской Федерации участие в международном научно-технологическом сотрудничестве является стратегической задачей.
Исследованию эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере посвящены научные труды как российских, так и зарубежных ученых. Так, например, вопросами укрепления взаимовыгодного научно-технического сотрудничества России и Китая занимались Пономарёв Н.М и Иванова Н.И. В своём исследовании они пришли к выводу, что совместное совершенствование технологических проектов позволяет снижать затраты и улучшить возможности логистики, в результате чего полученные научные результаты переносятся в коммерческую сферу [14, с. 86–92]. Вопросам международного сотрудничества России в научно-технической сфере в современных условиях посвящено исследование Новикова А.В. В своём исследовании автор предлагает России развёртывать разно векторное международное научно-техническое сотрудничество [11, с. 111–114]. Проблемы перехода к социально-экономической модели, основанной на новейших тенденциях развития технологий с целью использования данной модели для преодоления кризиса в современном мире, рассматривал С. Д. Бодрунов. Бодрунов предложил дополнить рыночную экономику новыми методами планирования, основанными на новой технологической основе наукоёмкого производства [26, с. 391–400]. Анализом успешного опыта крупномасштабного международного сотрудничества в рамках сложного научного проекта международного экспериментального термоядерного реактора типа токамак (ИТЭР) занимались зарубежные авторы Фэнна Сюй и Цзюнь Оу. Они пришли к выводу, что нормативная база для международного сотрудничества по проекту Международной лунной исследовательской станции (ILRS), аналогичная Соглашению ИТЭР, может способствовать мирному исследованию и использованию Луны для создания благополучия человечества [27, с. 341–350].
Анализ научных исследований зарубежных и российских ученых показал, что инструментам повышения эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере России с учетом возрастающих геополитических рисков и угроз уделено недостаточное внимание.
Целью исследования является разработка научно-практических рекомендаций по повышению эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере Российской Федерации на основе комплексного анализа.
Научная новизна заключается в обосновании факторов, обуславливающих повышение качества научно-технической сферы с учетом его международного сотрудничества.
Авторская гипотеза состоит в том, что повышение эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере позволит не только улучшить благосостояние граждан, но и повысить социально-экономическое развитие стран в целом.
Методологической основой исследования явились международные и национальные официальные документы в области науки и технологий, научные работы и аналитические материалы зарубежных и российских ученых, нормативные правовые акты Российской Федерации, отчеты международных организаций и другие официальные документы. В процессе исследования были использованы такие научные методы, как анализ, синтез и статистические методы.
Основная часть
Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) – это сотрудничество нескольких стран в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также обмен между странами научными достижениями и научными кадрами при проведении научных конференций. МНТС даёт возможность распределять выполнение сложнейшей задачи между странами, что облегчает время и ресурсы на её выполнение. Транснациональные корпорации (ТНК) проявляют особую заинтересованность к МНТС не только из-за их важности в участии и решении поставленных задач, но и благодаря получению выгод от участия, одним из которых является прибыль, расширение компании и т. д [10]. Однако, помимо выгод от МНТС, существуют и определённые риски при взаимной зависимости всех стран, одним из которых является мировой экономический кризис, например ипотечный кризис США 2007–2008 года, который негативно сказался на множество стран [9].
Одной из главных причин любого сотрудничества является ограниченность в тех или иных ресурсах, необходимых для экономического развития и процветания общества. Страны с развитой экономикой открыто принимают учёных и исследователей из иных государств на работу в высокотехнологичных компаниях и обеспечивают грантами. Однако, в связи с риском утечки конфиденциальной информации в конкурентные государства некоторые развитые страны, например США, ограничили въезд учёных, исследователей или даже студентов из определённых государств на обучение или стажировку в свои страны [24, с. 33–43].
Развитие международного сотрудничества в научно-технической сфере для любой страны необходимо с целью укрепления состояния высокотехнологических секторов экономики производства, а также с целью совершенствования цифровых и информационно-коммуникационных технологий, которые активно развиваются и внедряются в общество [12].
Международное сотрудничество в научно-технической сфере позволит России преодолеть отставание в научном и технологическом прорыве и выйти на лидирующие позиции в международной научно-технической конкуренции и техническом соревновании. Помимо этого, МНТС позволит увеличить и ускорить темпы технологического развития России, что является одной из важных задач для вхождения РФ к 2035 году в топ-5 мировых лидеров науки и технологий по основным направлениям 6-й технологической парадигмы. Данная задача будет достигнута с помощью технологического перевооружения промышленного сектора и инвестиций в инфраструктуру. А для реализации сложнейших технологических задач и потребуется международное сотрудничество России в научно-технической сфере [26, с. 391–400].
В России международное научно-техническое сотрудничество регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике». В статье 16 предусмотрено право физического или юридического лица вступать в международное сотрудничество в научно-технической сфере и заключать договоры или соглашения с зарубежными компаниями для работы не только в РФ, но и зарубежом [23].
Россия осуществляет активное международное сотрудничество для обеспечения экономического развития и благосостояния общества в целом. Например, в 2023 году в рамках сотрудничества было выделено 30 тысяч бюджетных мест в российских университетах для студентов из-за рубежа [14]. Кроме этого, как показывает мировая практика, наибольшая выгода от международного сотрудничества в научно-технической сфере осуществляется при создании региональных экономических группировок. В связи с этим Россия участвует в нескольких таких группировках, например БРИКС, ЕВРАЗЭС, ШОС и т. д. Данное сотрудничество важно тем, что это поможет России конкурировать в новом формирующемся глобальном мировом инновационном пространстве [11, с. 111–114].
Помимо этого, Россия активно участвует с Ираном по международному сотрудничеству в научно-технической сфере. Главным направлением является совместная комиссия высокого уровня по вопросам взаимодействия в научно-технической сфере. Между Россией и Ираном также существует Меморандум о взаимопонимании, который был подписан Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Иранским национальным научным фондом. В данный документ входит 15 областей науки. Важнейшими направлениями является реализация инновационных материалов, авиационной промышленности и медицина [25, с. 120–150].
Россия также принимает активное участие в международных проектах, инициируемых другими странами. Одним из таких проектов является цифровой шёлковый путь (ЦШП), организованный Китайской Народной Республикой с целью взаимовыгодного развития научно-технического сотрудничества. Данный проект предполагает масштабное внедрение сети Интернет в страны-участники ЦШП, характеризующийся высокой скоростью и безопасностью [13].
Россия также участвует в Международной организации по термоядерной энергии для совместной реализации проекта международного экспериментального термоядерного реактора типа токамак (ИТЭР) с целью разработки источника энергии без выбросов углерода на благо человечества. Данный проект позволит России получить множество выгод по развитию чистой энергии. Помимо этого, Россия и Китай в 2021 году инициировали проект Международной лунной исследовательской станции (ILRS), нормативная база которой аналогична Соглашению ИТЭР, нацеленная на мирное исследование и использование Луны [27, с. 341–350].
Объективной основой, побуждающей страны к МНТС, являются разрывы в уровнях научно-технического развития, различная обеспеченность стран ресурсами знаний (совокупной научно-технической информацией, накопленной научной сферой страны), различия в обеспеченности научно-техническими кадрами, объемах финансирования НИОКР.
Также следует отметить, что в результате санкционного давления Россия прекратила сотрудничество с отдельными странами и вышла из некоторых международных научно-технических программ, например, из научно-технической программы «Эврика», целью сотрудничества которой являлась продвижение отечественных научно-технических разработок на рынки высоких технологий в страны Европейского Союза (ЕС) [29]. Однако, в июне 2024 года Президент России заявил, что сотрудничество с другими странами в области науки и технологий в будущем будет восстановлено и наука будет развиваться [18]. В настоящее время Россия участвует в одном из важнейших МНТС: в проекте международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) [12]. Компании из РФ реализуют 25 уникальных систем будущей установки. Посол России во Франции Алексей Мешков отметил, что проект ИТЭР уже получает выгоду от участия в данном проекте, поскольку Россия использует наработки в иных сферах и, накапливая опыт, совершенствует отечественную промышленность [5].
На сегодняшний момент стратегическим партнёром России по международному сотрудничеству в научно-технической сфере является Китай. В основе научно-технического сотрудничества в научно-технической сфере между Россией и Китаем лежат два стратегических документа:
1) Дорожная карта взаимодействия Российской академии наук (РАН) и Китайской академии наук (КАН), которая была подписана 19 июля 2019 года с целью проведения совместных морских экспедиций и исследований, осуществляющихся в различных областях науки;
2) Дорожная карта сотрудничества России и Китая в сфере науки, инноваций и технологий за период 2020–2025 гг. В данном документы определены важнейшие направления, в сфере сотрудничества в области науки, технических инноваций. Документ был подписан 26 августа 2020 года в результате чего была создана специальная подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству, действующая рабочая группа РФ и КНР по развитию высоких технологий и инноваций. Перечисленные выше документы позволят укрепить международные научные связи России и Китая [14, с. 86–92].
В 2023 году товарооборот между Китайской Народной Республикой (КНР) и Российской Федерацией составил около 230 млрд. долл. [2]. Одним из важных соглашений между двумя государствами является сотрудничество в сфере энергетики, то есть строительство высокотехнологичной продукции для выработки и потребления газа, нефти, электричества и других ресурсов для обеспечения развития экономики и благосостояние общества в целом [2]. Одним из примеров МНТС России с Китаем является Международная научная лунная станция (МНЛС), в рамках которого планируется создать к 2036 году обитаемую станцию на поверхности Луны или на её орбите с целью проведения научно-исследовательских работ. К 2024 году к проекту присоединилось еще 12 стран включая Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), Турции, Белоруссии и т. п. [6].
Кроме этого, Россия является одним из основателей Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), в которую также входит Китай, Индия, Казахстан и т. д. Главной целью данной организации является международное сотрудничество в сфере политики, обороны государства, экономики, социальной сферы и т. д. В рамках данного сотрудничества созданы университеты ШОС с организованной программой обучения (в России такими университетами являются МГИМО и т. д.). ШОС позволяют активное сотрудничество также в научно-технической сфере, поскольку в университеты ШОС в основе своей входят вузы, предоставляющие обучение высококвалифицированных кадров в области науки. Для обеспечения качественного сотрудничества в организации ШОС Россия предоставляет визовую поддержку и квоту для зарубежных студентов с целью их благоприятного обучения в стране. Страны, участвующие в ШОС, также предоставляют визовую поддержку и квоту для обеспечения благоприятного обучения российским студентам [4].
В условиях санкций Российская Федерация нуждается в импортозамещении, особенно в развитии и совершенствовании собственных технологий, которые помогут не только России, но и другим странам, пострадавшим также от санкций и участвующих в МНТС с Россией. Россия уже достигла успеха в некоторых цифровых технологиях, например, на замену Microsoft Office был создан российский пакет офисных программ «МойОфис» или на замену хранилища данных Google Drive пришёл «Яндекс Диск», а для Министерства обороны РФ и иных силовых структур была разработана отечественная операционная система Astra Linux с целью укрепления национальной безопасности страны и т. д. [20]. Для определения состояния научно-технологического развития РФ, рассмотрим ключевые показатели научно-технологического развития России.
В таблице 1 представлены ключевые показатели научно-технологического развития России за период 2010–2023 гг. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в % к ВВП к 2023 году составили 1% (1,6 трлн. руб.). Разработанные передовые производственные технологии составили 2743 ед. Благодаря данным технологиям создаются новые рабочие места, снижаются издержки создания товаров и услуг и обеспечивается развитие экономики в целом. Некоторые из этих технологий были созданы благодаря международному сотрудничеству в научно-технической сфере, что свидетельствует об эффективности затрат на НИОКР [17].
Затраты на науку за последние 13 лет выросли на 315,2%, при этом в % к ВВП они уменьшились. По сравнению с развитыми странами в России затраты на науку являются низкими, например, в США они составляют 2,7% от ВВП. Государственные аудиторы называют следующие причины недостаточной эффективности российской науки:
1) Российской академией наук не осуществляется механизм экспертизы научных и научно-технических результатов;
2) Недостаточный спрос на результаты научной деятельности со стороны бизнеса;
3) Низкий уровень научных публикаций;
4) Низкий спрос на результаты отечественной научной деятельности со стороны бизнеса;
5) Недостаточное привлечение молодых учёных и известных научных кадров, включая зарубежных в связи с институциональными барьерами и недостаточного совершенствования рынка туда. Меры по привлечению научных кадров низкоэффективные. Научных кадров с каждым годом становится всё меньше [16].
Помимо этого, две трети всех затрат на науку финансируется государством, а одна треть коммерческими предприятиями [3]. При этом, например, в Китае 76% всех расходов на науку осуществляют коммерческие предприятия и только 24% осуществляет государство [28]. Причиной данной тенденции являются налоговые льготы Китая для частного сектора. В России также существуют налоговые льготы на науку, но они как показывает практика эффективно действуют для небольших компаний [8].
В табл. 1 представлены основные показатели научно-технологического развития России за период 2010-2023 гг.
Таблица 1
Основные показатели научно-технологического развития России
Table 1
Main indicators of scientific and technological development of Russia
Показатели
|
2010
|
2015
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Рост за
13 лет
|
Число
организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ед.
|
3492
|
4175
|
4175
|
4175
|
4195
|
4125
|
18,1%
|
Внутренние
затраты на научные исследования и разработки, млрд руб.
|
523,4
|
914,7
|
1174,5
|
1301,5
|
1435,9
|
1649,8
|
315,2%
|
Внутренние
затраты на научные исследования и разработки, в % к ВВП
|
1,13
|
1,10
|
1,10
|
1
|
0,94
|
1
|
-11,5%
|
Объём
инновационных товаров, работ, услуг, трлн. Руб.
|
25,8
|
45,5
|
91,3
|
119,7
|
125,6
|
139,4
|
540,3%
|
Продолжение таблицы 1
Continuation of table 1
Удельный
вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме внутренних затрат на
исследования и разработки, в %
|
4,9
|
5
|
7,8
|
9,2
|
8,7
|
8,4
|
171,4%
|
Разработанные передовые производственные технологии, ед.
|
864
|
1398
|
1989
|
2186
|
2621
|
2743
|
317,5%
|
Помимо этого, важным является также сравнение научного потенциала России с другими странами с целью понимания дальнейших путей совершенствования международного сотрудничества в научно-технической сфере. Рассмотрим расходы на НИОКР как доля ВВП в странах БРИКС.
Как видно из таблицы 2, больше всех на НИОКР тратит Китай (2.5%). Для того, чтобы и Россия увеличила свои расходы на НИОКР в % от ВВП, а именно: для снижения рисков не окупаемости затрат, следует рассмотреть положительный опыт окупаемости расходов на НИОКР других стран, например, Китая.
Таблица 2
Расходы на НИОКР в ВВП в странах БРИКС, %
Table 2
R&D expenditure in GDP in BRICS countries, %
Страны
|
2020
|
2022
|
2023
|
Китай
|
2,4
|
2,6
|
2,6
|
Бразилия
|
1,2
|
|
|
Индия
|
0,6
|
1,4
|
|
Россия
|
1,1
|
0,9
|
1,0
|
Южная Африка
|
0,6
|
0,8
|
|
Рассмотрим также расходы на НИОКР в ВВП в странах ОЭСР. Как видно из таблицы 3, наибольшие значения показателя отмечаются в Израиле (6%), США (3,6%) и Швеции (3,4%).
Таблица 3
Расходы на НИОКР в ВВП в странах ОЭСР, %
Table 3
R&D expenditure in GDP in OECD countries, %
Страны
|
2020
|
2021
|
2022
|
США
|
3,4
|
3,5
|
3,6
|
Канада
|
1,9
|
1,9
|
1,7
|
Германия
|
3,1
|
3,1
|
3,1
|
Франция
|
2,3
|
2,2
|
2,2
|
Швеция
|
3,5
|
3,4
|
3,4
|
Австрия
|
3,2
|
3,3
|
3,2
|
Израиль
|
5,8
|
5,8
|
6,0
|
Таким образом, в России, как и в любой стране мира, существуют как преимущества в научно-технической сфере, так и недостатки. Однако, участие России в международном сотрудничестве в научно-технической сфере необходимо с целью решения не только национальных интересов, но и решения глобальных вопросов. Международное сотрудничество в научно-технической сфере позволяет странам улучшить научно-технологический потенциал специалистов в области НИОКР, создающих высокотехнологичную продукцию. Исходя из этого, Россия обладает достаточной научно-технической базой для улучшения и обеспечения благоприятного развития в международной научно-технической сфере с целью развития экономики и обеспечения благосостояния общества.
Заключение
Таким образом, международное сотрудничество в научно-технической сфере является выгодным для любой страны, особенно для России. Однако, существуют проблемы в развитии научно-технической сфере Российской Федерации, препятствующие благоприятному и эффективному совершенствованию науки:
1) Низкие расходы на НИОКР;
2) Недостаточное количество молодых учёных, привлекаемых в науку;
3) Низкая заинтересованность бизнеса в отечественной высокотехнологичной продукции;
4) Низкая популяризация научных кадров в обществе и отсутствие взаимосвязи академического сообщества с государственными и бизнес-сообществами.
Исходя из этого, для повышения эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере России необходимо:
1) Увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поскольку развитие науки является гарантом национальной безопасности страны и развития экономики в целом;
2) Создать взаимосвязь между академическим сообществом, государством и бизнесом;
3) Возвращать налог на добавленную стоимость не только экспортёрам сырья, но и экспортерам отечественной высокотехнологичной продукции, поскольку это будет стимулировать компании на реализацию и совершенствование данного вида продукции;
4) Компании, которые создают научные лаборатории либо оказывают помощь данных лабораторий в каких-либо образовательных организациях, освобождать от выплаты налогов на сумму финансирования. А при создании стартапа в свободных экономических зонах антимонопольным службам необходимо защитить стартапы от поглощения корпорациями для того, чтобы небольшой стартап стал достаточно крупной компанией;
5) Реализовать международное научно-техническое сотрудничество с Китаем в тех крупных проектах, в которых Китай создаёт полностью отечественную высокотехнологическую продукцию, не зависящую от зарубежных материалов. Примером является строительство Китаем собственных заводов по реализации чипов с целью обеспечения работы высокотехнологичной продукции [7, с. 145–157]. Сотрудничество в данных проектах не будет запретом для России и не позволит зарубежным странам наложить санкции на Китай, поскольку строительство и создание высокотехнологичного производства будет реализовываться на отечественных ресурсах.
Таким образом, международное сотрудничество в научно-технической сфере позволяет любой стране вовлекать на свою территорию те ресурсы, которые или отсутствуют или находятся в дефиците. Кроме этого, данное сотрудничество позволяет получить доступ к научным достижениям и результатам, а также к инновационным технологиям позволяющим решим как внутренние вопросы страны, так и глобальные вопросы. Исходя из этого, развитие международного сотрудничества в научно-технической сфере позволит обеспечивать развитие науки на высоком уровне, а также улучшить технологический суверенитет России, поскольку наука является гарантом национальной безопасности.
Источники:
2. Буянов В.С. Внешняя политика России: история и современность. - М.: Международные отношения, 2024. – 632 c.
3. Рост затрат на науку в России: итоги 2023 года. Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/963240693.html (дата обращения: 17.11.2024).
4. Зубарев А.Е., Пинегина И.Т., Ноженко Е.С. Интернационализация университетского образования. / Монография. - Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2023. – 143 c.
5. Посол РФ: участие страны в проекте ИТЭР помогает ей развивать промышленность. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/22416167?utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (дата обращения: 16.11.2024).
6. Что известно о Международной научной лунной станции. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/21076673 (дата обращения: 16.11.2024).
7. Коледенкова Н.Н. Промышленность Китая: основные направления развития // Новые горизонты экономики КНР в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.): Сборник по материалам ежегодной научной конференции. Москва, 2022. – c. 145-157.
8. Разработки по сниженной ставке. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6650132 (дата обращения: 17.11.2024).
9. Игнатова О.В., Орловой Н.Л. Мировая экономика и международные экономические отношения. / Учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 315 c.
10. Кузьмина Е.В. Шевченко С.А., Тихомирова В.А, Мировая экономика. / Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2024. – 92 c.
11. Новиков А.В. Международное сотрудничество России в научно-технической сфере: современные тенденции // Информационные технологии по отраслям: вопросы теории, методологии и практики (ИТО-2024): Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Ивангород, 2024. – c. 111-114.
12. Юдина М.А,, Камаева Л.О., Гусарская Е.Н. [и др.] Основы внешнеэкономической деятельности. / Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2022. – 140 c.
13. Под ред. Жукова С.В. Перестройка мировой энергетики в условиях экономического и политического кризиса. / Сборник трудов конференции. - Москва: ИМЭМО РАН, 2023. – 152 c.
14. Пономарёв Н.М., Иванова Н.И. Научно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Китая // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 5. – c. 86-92. – doi: 10.24412/2072-8042-2024-5-86-92.
15. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2006 г. № 1234-р «О подписании Соглашения о создании Международной организации ИТЭР по термоядерное энергии для совместной реализации проекта ИТЭР и других международных договоров, направленных на реализацию указанного Соглашения». СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2564063/?ysclid=m1xl9nztyy671808405 (дата обращения: 06.10.2024).
16. Счетная палата назвала главные проблемы российской науки. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2020/5e3c1bf19a7947cce149aa99?ysclid=m3lf7j55w9313430288 (дата обращения: 17.11.2024).
17. Поднебесные технологии: какие проекты Россия развивает вместе с Китаем. РБК. Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/665439809a7947f47f2527e2 (дата обращения: 15.01.2025).
18. Риа новости. Путин выразил уверенность, что научное сотрудничество с Россией вернетс. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240613/nauka-1952639881.html (дата обращения: 16.11.2024).
19. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Васильева Е.Н. Образовательная миграция в контексте геополитических вызовов. / Монография. - Москва: Проспект, 2023. – 128 c.
20. Совет Федерации Федерального Собрания РФ Пять самых успешных проектов импортозамещения в России. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/157224/ (дата обращения: 17.11.2024).
21. Торопыгин А.В., Случевский В.В. «Один пояс, один путь»: архитектура межгосударственных и региональных взаимодействий. / Монография. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2023. – 154 c.
22. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.11.2024).
23. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике»
24. Шепелёв Г.В. Международное научное сотрудничество-подходы к анализу ситуации // Управление наукой: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 33-43. – doi: 10.19181/smtp.2022.4.2.3.
25. Шугуров М.В. Динамика международного научного сотрудничества в условиях санкций: опыт Ирана // Международные процессы. – 2024. – № 2. – c. 120-150. – doi: 10.46272/IT.2024.22.2.77.6.
26. Bodrunov S.D. World Review of Political Economy, Vol. 13, No. 3 (Fall 2022), pp. 391-400
27. Fengna X., Jun O. Promoting international cooperation on the International Lunar Research Station // Inspiration from the ITER. – 2023. – № 203. – p. 341-350.
28. Профессор Алексей Маслов в интервью «РГ» - о том, как Китай стал лидером в научно-технологической гонке и что Россия может взять из этого опыта. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/21/uchenyj-dolzhen-byt-bogatym.html (дата обращения: 17.11.2024).
29. Россия вышла из европейской программы «Эврика». Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/04/21/razvod-po-nauchnomu.html?ysclid=m64zr16nos165034812 (дата обращения: 20.01.2025).
30. Research and development expenditure as a proportion of GDP, %. United Nations Economic Commission for Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://w3.unece.org/SDG/en/Indicator?id=123 (дата обращения: 31.12.2024).
Страница обновлена: 03.02.2025 в 18:03:24