Исследование эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере

Казымов С.Р.оглы1, Паршинцева Л.С.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Международное научно-техническое сотрудничество является ключевым фактором развития экономики любого государства. В условиях санкций коллективного Запада, в частности, в отношении научно-технической сферы Российской Федерации, страна заинтересована в реализации международного сотрудничества с дружественными странами. Важность международного научно-технического сотрудничества заключается в том, что оно позволяет реализовывать проекты, нацеленные на главные социальные преобразования в обществе и в экономике в целом. В настоящей статье рассматривается текущее состояние и проблемы повышения эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере, предложены пути их решения. Научными результатами исследования, обладающими элементами научной новизны, являются обоснование факторов, обуславливающих повышение качества научно-технической сферы с учетом его международного сотрудничества, а также разработанные научно-практических рекомендации по повышению эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере. Статья будет интересна специалистам в области мировой экономики, специализирующимся на изучении вопросов развития международного сотрудничества в научно-технической сфере.

Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, внутренние затраты на научные исследования и разработки, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, высокотехнологичная компания, высокотехнологичная продукция

JEL-классификация: F50, F53, D83, D80



Введение

В современном мире повышение эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере является особо актуальным, поскольку в связи с наличием проблем, которые охватывают не только одну страну, но и весь мир в целом перед человечеством стоит задача обеспечить научно-техническое сотрудничество между всеми странами. Санкционное давление со стороны коллективного Запада стимулировали поиск новых партнёров в научно-технической сфере.

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) играет важную роль в современном динамично развивающемся мире. Данное сотрудничество предполагает реализацию несколькими странами научных технологий в результате накопившихся нерешённых научно-технологических вопросов. Ограничения ввиду распространения коронавирусной инфекции, а также геополитическая напряжённость в мире способствовали снижению эффективности международного сотрудничества, в связи с чем возросла потребность в обмене опытом с целью решения глобальных проблем.

Помимо этого, реализация серьёзных научно-исследовательских проектов неосуществима одним государством по причине значительных расходов, продолжительности и их сложности. Одним из примеров является коронавирус (COVID-19), случившийся в 2019 году, который, начав заражение в одном китайском городе Ухань, распространилось на весь мир, что потребовало разработку вакцины в результате объединения учёных со всего мира. Таким образом, для Российской Федерации участие в международном научно-технологическом сотрудничестве является стратегической задачей.

Исследованию эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере посвящены научные труды как российских, так и зарубежных ученых. Так, например, вопросами укрепления взаимовыгодного научно-технического сотрудничества России и Китая занимались Пономарёв Н.М и Иванова Н.И. В своём исследовании они пришли к выводу, что совместное совершенствование технологических проектов позволяет снижать затраты и улучшить возможности логистики, в результате чего полученные научные результаты переносятся в коммерческую сферу [14, с. 86–92]. Вопросам международного сотрудничества России в научно-технической сфере в современных условиях посвящено исследование Новикова А.В. В своём исследовании автор предлагает России развёртывать разно векторное международное научно-техническое сотрудничество [11, с. 111–114]. Проблемы перехода к социально-экономической модели, основанной на новейших тенденциях развития технологий с целью использования данной модели для преодоления кризиса в современном мире, рассматривал С. Д. Бодрунов. Бодрунов предложил дополнить рыночную экономику новыми методами планирования, основанными на новой технологической основе наукоёмкого производства [26, с. 391–400]. Анализом успешного опыта крупномасштабного международного сотрудничества в рамках сложного научного проекта международного экспериментального термоядерного реактора типа токамак (ИТЭР) занимались зарубежные авторы Фэнна Сюй и Цзюнь Оу. Они пришли к выводу, что нормативная база для международного сотрудничества по проекту Международной лунной исследовательской станции (ILRS), аналогичная Соглашению ИТЭР, может способствовать мирному исследованию и использованию Луны для создания благополучия человечества [27, с. 341–350].

Анализ научных исследований зарубежных и российских ученых показал, что инструментам повышения эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере России с учетом возрастающих геополитических рисков и угроз уделено недостаточное внимание.

Целью исследования является разработка научно-практических рекомендаций по повышению эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере Российской Федерации на основе комплексного анализа.

Научная новизна заключается в обосновании факторов, обуславливающих повышение качества научно-технической сферы с учетом его международного сотрудничества.

Авторская гипотеза состоит в том, что повышение эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере позволит не только улучшить благосостояние граждан, но и повысить социально-экономическое развитие стран в целом.

Методологической основой исследования явились международные и национальные официальные документы в области науки и технологий, научные работы и аналитические материалы зарубежных и российских ученых, нормативные правовые акты Российской Федерации, отчеты международных организаций и другие официальные документы. В процессе исследования были использованы такие научные методы, как анализ, синтез и статистические методы.

Основная часть

Международное научно-техническое сотрудничество (МНТС) – это сотрудничество нескольких стран в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также обмен между странами научными достижениями и научными кадрами при проведении научных конференций. МНТС даёт возможность распределять выполнение сложнейшей задачи между странами, что облегчает время и ресурсы на её выполнение. Транснациональные корпорации (ТНК) проявляют особую заинтересованность к МНТС не только из-за их важности в участии и решении поставленных задач, но и благодаря получению выгод от участия, одним из которых является прибыль, расширение компании и т. д [10]. Однако, помимо выгод от МНТС, существуют и определённые риски при взаимной зависимости всех стран, одним из которых является мировой экономический кризис, например ипотечный кризис США 2007–2008 года, который негативно сказался на множество стран [9].

Одной из главных причин любого сотрудничества является ограниченность в тех или иных ресурсах, необходимых для экономического развития и процветания общества. Страны с развитой экономикой открыто принимают учёных и исследователей из иных государств на работу в высокотехнологичных компаниях и обеспечивают грантами. Однако, в связи с риском утечки конфиденциальной информации в конкурентные государства некоторые развитые страны, например США, ограничили въезд учёных, исследователей или даже студентов из определённых государств на обучение или стажировку в свои страны [24, с. 33–43].

Развитие международного сотрудничества в научно-технической сфере для любой страны необходимо с целью укрепления состояния высокотехнологических секторов экономики производства, а также с целью совершенствования цифровых и информационно-коммуникационных технологий, которые активно развиваются и внедряются в общество [12].

Международное сотрудничество в научно-технической сфере позволит России преодолеть отставание в научном и технологическом прорыве и выйти на лидирующие позиции в международной научно-технической конкуренции и техническом соревновании. Помимо этого, МНТС позволит увеличить и ускорить темпы технологического развития России, что является одной из важных задач для вхождения РФ к 2035 году в топ-5 мировых лидеров науки и технологий по основным направлениям 6-й технологической парадигмы. Данная задача будет достигнута с помощью технологического перевооружения промышленного сектора и инвестиций в инфраструктуру. А для реализации сложнейших технологических задач и потребуется международное сотрудничество России в научно-технической сфере [26, с. 391–400].

В России международное научно-техническое сотрудничество регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике». В статье 16 предусмотрено право физического или юридического лица вступать в международное сотрудничество в научно-технической сфере и заключать договоры или соглашения с зарубежными компаниями для работы не только в РФ, но и зарубежом [23].

Россия осуществляет активное международное сотрудничество для обеспечения экономического развития и благосостояния общества в целом. Например, в 2023 году в рамках сотрудничества было выделено 30 тысяч бюджетных мест в российских университетах для студентов из-за рубежа [14]. Кроме этого, как показывает мировая практика, наибольшая выгода от международного сотрудничества в научно-технической сфере осуществляется при создании региональных экономических группировок. В связи с этим Россия участвует в нескольких таких группировках, например БРИКС, ЕВРАЗЭС, ШОС и т. д. Данное сотрудничество важно тем, что это поможет России конкурировать в новом формирующемся глобальном мировом инновационном пространстве [11, с. 111–114].

Помимо этого, Россия активно участвует с Ираном по международному сотрудничеству в научно-технической сфере. Главным направлением является совместная комиссия высокого уровня по вопросам взаимодействия в научно-технической сфере. Между Россией и Ираном также существует Меморандум о взаимопонимании, который был подписан Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Иранским национальным научным фондом. В данный документ входит 15 областей науки. Важнейшими направлениями является реализация инновационных материалов, авиационной промышленности и медицина [25, с. 120–150].

Россия также принимает активное участие в международных проектах, инициируемых другими странами. Одним из таких проектов является цифровой шёлковый путь (ЦШП), организованный Китайской Народной Республикой с целью взаимовыгодного развития научно-технического сотрудничества. Данный проект предполагает масштабное внедрение сети Интернет в страны-участники ЦШП, характеризующийся высокой скоростью и безопасностью [13].

Россия также участвует в Международной организации по термоядерной энергии для совместной реализации проекта международного экспериментального термоядерного реактора типа токамак (ИТЭР) с целью разработки источника энергии без выбросов углерода на благо человечества. Данный проект позволит России получить множество выгод по развитию чистой энергии. Помимо этого, Россия и Китай в 2021 году инициировали проект Международной лунной исследовательской станции (ILRS), нормативная база которой аналогична Соглашению ИТЭР, нацеленная на мирное исследование и использование Луны [27, с. 341–350].

Объективной основой, побуждающей страны к МНТС, являются разрывы в уровнях научно-технического развития, различная обеспеченность стран ресурсами знаний (совокупной научно-технической информацией, накопленной научной сферой страны), различия в обеспеченности научно-техническими кадрами, объемах финансирования НИОКР.

Также следует отметить, что в результате санкционного давления Россия прекратила сотрудничество с отдельными странами и вышла из некоторых международных научно-технических программ, например, из научно-технической программы «Эврика», целью сотрудничества которой являлась продвижение отечественных научно-технических разработок на рынки высоких технологий в страны Европейского Союза (ЕС) [29]. Однако, в июне 2024 года Президент России заявил, что сотрудничество с другими странами в области науки и технологий в будущем будет восстановлено и наука будет развиваться [18]. В настоящее время Россия участвует в одном из важнейших МНТС: в проекте международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) [12]. Компании из РФ реализуют 25 уникальных систем будущей установки. Посол России во Франции Алексей Мешков отметил, что проект ИТЭР уже получает выгоду от участия в данном проекте, поскольку Россия использует наработки в иных сферах и, накапливая опыт, совершенствует отечественную промышленность [5].

На сегодняшний момент стратегическим партнёром России по международному сотрудничеству в научно-технической сфере является Китай. В основе научно-технического сотрудничества в научно-технической сфере между Россией и Китаем лежат два стратегических документа:

1) Дорожная карта взаимодействия Российской академии наук (РАН) и Китайской академии наук (КАН), которая была подписана 19 июля 2019 года с целью проведения совместных морских экспедиций и исследований, осуществляющихся в различных областях науки;

2) Дорожная карта сотрудничества России и Китая в сфере науки, инноваций и технологий за период 2020–2025 гг. В данном документы определены важнейшие направления, в сфере сотрудничества в области науки, технических инноваций. Документ был подписан 26 августа 2020 года в результате чего была создана специальная подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству, действующая рабочая группа РФ и КНР по развитию высоких технологий и инноваций. Перечисленные выше документы позволят укрепить международные научные связи России и Китая [14, с. 86–92].

В 2023 году товарооборот между Китайской Народной Республикой (КНР) и Российской Федерацией составил около 230 млрд. долл. [2]. Одним из важных соглашений между двумя государствами является сотрудничество в сфере энергетики, то есть строительство высокотехнологичной продукции для выработки и потребления газа, нефти, электричества и других ресурсов для обеспечения развития экономики и благосостояние общества в целом [2]. Одним из примеров МНТС России с Китаем является Международная научная лунная станция (МНЛС), в рамках которого планируется создать к 2036 году обитаемую станцию на поверхности Луны или на её орбите с целью проведения научно-исследовательских работ. К 2024 году к проекту присоединилось еще 12 стран включая Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), Турции, Белоруссии и т. п. [6].

Кроме этого, Россия является одним из основателей Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), в которую также входит Китай, Индия, Казахстан и т. д. Главной целью данной организации является международное сотрудничество в сфере политики, обороны государства, экономики, социальной сферы и т. д. В рамках данного сотрудничества созданы университеты ШОС с организованной программой обучения (в России такими университетами являются МГИМО и т. д.). ШОС позволяют активное сотрудничество также в научно-технической сфере, поскольку в университеты ШОС в основе своей входят вузы, предоставляющие обучение высококвалифицированных кадров в области науки. Для обеспечения качественного сотрудничества в организации ШОС Россия предоставляет визовую поддержку и квоту для зарубежных студентов с целью их благоприятного обучения в стране. Страны, участвующие в ШОС, также предоставляют визовую поддержку и квоту для обеспечения благоприятного обучения российским студентам [4].

В условиях санкций Российская Федерация нуждается в импортозамещении, особенно в развитии и совершенствовании собственных технологий, которые помогут не только России, но и другим странам, пострадавшим также от санкций и участвующих в МНТС с Россией. Россия уже достигла успеха в некоторых цифровых технологиях, например, на замену Microsoft Office был создан российский пакет офисных программ «МойОфис» или на замену хранилища данных Google Drive пришёл «Яндекс Диск», а для Министерства обороны РФ и иных силовых структур была разработана отечественная операционная система Astra Linux с целью укрепления национальной безопасности страны и т. д. [20]. Для определения состояния научно-технологического развития РФ, рассмотрим ключевые показатели научно-технологического развития России.

В таблице 1 представлены ключевые показатели научно-технологического развития России за период 2010–2023 гг. Внутренние затраты на научные исследования и разработки в % к ВВП к 2023 году составили 1% (1,6 трлн. руб.). Разработанные передовые производственные технологии составили 2743 ед. Благодаря данным технологиям создаются новые рабочие места, снижаются издержки создания товаров и услуг и обеспечивается развитие экономики в целом. Некоторые из этих технологий были созданы благодаря международному сотрудничеству в научно-технической сфере, что свидетельствует об эффективности затрат на НИОКР [17].

Затраты на науку за последние 13 лет выросли на 315,2%, при этом в % к ВВП они уменьшились. По сравнению с развитыми странами в России затраты на науку являются низкими, например, в США они составляют 2,7% от ВВП. Государственные аудиторы называют следующие причины недостаточной эффективности российской науки:

1) Российской академией наук не осуществляется механизм экспертизы научных и научно-технических результатов;

2) Недостаточный спрос на результаты научной деятельности со стороны бизнеса;

3) Низкий уровень научных публикаций;

4) Низкий спрос на результаты отечественной научной деятельности со стороны бизнеса;

5) Недостаточное привлечение молодых учёных и известных научных кадров, включая зарубежных в связи с институциональными барьерами и недостаточного совершенствования рынка туда. Меры по привлечению научных кадров низкоэффективные. Научных кадров с каждым годом становится всё меньше [16].

Помимо этого, две трети всех затрат на науку финансируется государством, а одна треть коммерческими предприятиями [3]. При этом, например, в Китае 76% всех расходов на науку осуществляют коммерческие предприятия и только 24% осуществляет государство [28]. Причиной данной тенденции являются налоговые льготы Китая для частного сектора. В России также существуют налоговые льготы на науку, но они как показывает практика эффективно действуют для небольших компаний [8].

В табл. 1 представлены основные показатели научно-технологического развития России за период 2010-2023 гг.

Таблица 1

Основные показатели научно-технологического развития России

Table 1

Main indicators of scientific and technological development of Russia

Показатели
2010
2015
2020
2021
2022
2023
Рост за 13 лет
Число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ед.
3492
4175
4175
4175
4195
4125
18,1%
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млрд руб.
523,4
914,7
1174,5
1301,5
1435,9
1649,8
315,2%
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, в % к ВВП
1,13
1,10
1,10
1
0,94
1
-11,5%
Объём инновационных товаров, работ, услуг, трлн. Руб.
25,8
45,5
91,3
119,7
125,6
139,4
540,3%

Продолжение таблицы 1

Continuation of table 1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме внутренних затрат на исследования и разработки, в %
4,9
5
7,8
9,2
8,7
8,4
171,4%
Разработанные передовые производственные технологии, ед.
864
1398
1989
2186
2621
2743
317,5%
Источник: рассчитано авторами по данным [22]

Помимо этого, важным является также сравнение научного потенциала России с другими странами с целью понимания дальнейших путей совершенствования международного сотрудничества в научно-технической сфере. Рассмотрим расходы на НИОКР как доля ВВП в странах БРИКС.

Как видно из таблицы 2, больше всех на НИОКР тратит Китай (2.5%). Для того, чтобы и Россия увеличила свои расходы на НИОКР в % от ВВП, а именно: для снижения рисков не окупаемости затрат, следует рассмотреть положительный опыт окупаемости расходов на НИОКР других стран, например, Китая.

Таблица 2

Расходы на НИОКР в ВВП в странах БРИКС, %

Table 2

R&D expenditure in GDP in BRICS countries, %

Страны
2020
2022
2023
Китай
2,4
2,6
2,6
Бразилия
1,2


Индия
0,6
1,4

Россия
1,1
0,9
1,0
Южная Африка
0,6
0,8

Источник: составлено авторами на основе [22, 30]

Рассмотрим также расходы на НИОКР в ВВП в странах ОЭСР. Как видно из таблицы 3, наибольшие значения показателя отмечаются в Израиле (6%), США (3,6%) и Швеции (3,4%).

Таблица 3

Расходы на НИОКР в ВВП в странах ОЭСР, %

Table 3

R&D expenditure in GDP in OECD countries, %

Страны
2020
2021
2022
США
3,4
3,5
3,6
Канада
1,9
1,9
1,7
Германия
3,1
3,1
3,1
Франция
2,3
2,2
2,2
Швеция
3,5
3,4
3,4
Австрия
3,2
3,3
3,2
Израиль
5,8
5,8
6,0
Источник: составлено авторами на основе [30]

Таким образом, в России, как и в любой стране мира, существуют как преимущества в научно-технической сфере, так и недостатки. Однако, участие России в международном сотрудничестве в научно-технической сфере необходимо с целью решения не только национальных интересов, но и решения глобальных вопросов. Международное сотрудничество в научно-технической сфере позволяет странам улучшить научно-технологический потенциал специалистов в области НИОКР, создающих высокотехнологичную продукцию. Исходя из этого, Россия обладает достаточной научно-технической базой для улучшения и обеспечения благоприятного развития в международной научно-технической сфере с целью развития экономики и обеспечения благосостояния общества.

Заключение

Таким образом, международное сотрудничество в научно-технической сфере является выгодным для любой страны, особенно для России. Однако, существуют проблемы в развитии научно-технической сфере Российской Федерации, препятствующие благоприятному и эффективному совершенствованию науки:

1) Низкие расходы на НИОКР;

2) Недостаточное количество молодых учёных, привлекаемых в науку;

3) Низкая заинтересованность бизнеса в отечественной высокотехнологичной продукции;

4) Низкая популяризация научных кадров в обществе и отсутствие взаимосвязи академического сообщества с государственными и бизнес-сообществами.

Исходя из этого, для повышения эффективности международного сотрудничества в научно-технической сфере России необходимо:

1) Увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, поскольку развитие науки является гарантом национальной безопасности страны и развития экономики в целом;

2) Создать взаимосвязь между академическим сообществом, государством и бизнесом;

3) Возвращать налог на добавленную стоимость не только экспортёрам сырья, но и экспортерам отечественной высокотехнологичной продукции, поскольку это будет стимулировать компании на реализацию и совершенствование данного вида продукции;

4) Компании, которые создают научные лаборатории либо оказывают помощь данных лабораторий в каких-либо образовательных организациях, освобождать от выплаты налогов на сумму финансирования. А при создании стартапа в свободных экономических зонах антимонопольным службам необходимо защитить стартапы от поглощения корпорациями для того, чтобы небольшой стартап стал достаточно крупной компанией;

5) Реализовать международное научно-техническое сотрудничество с Китаем в тех крупных проектах, в которых Китай создаёт полностью отечественную высокотехнологическую продукцию, не зависящую от зарубежных материалов. Примером является строительство Китаем собственных заводов по реализации чипов с целью обеспечения работы высокотехнологичной продукции [7, с. 145–157]. Сотрудничество в данных проектах не будет запретом для России и не позволит зарубежным странам наложить санкции на Китай, поскольку строительство и создание высокотехнологичного производства будет реализовываться на отечественных ресурсах.

Таким образом, международное сотрудничество в научно-технической сфере позволяет любой стране вовлекать на свою территорию те ресурсы, которые или отсутствуют или находятся в дефиците. Кроме этого, данное сотрудничество позволяет получить доступ к научным достижениям и результатам, а также к инновационным технологиям позволяющим решим как внутренние вопросы страны, так и глобальные вопросы. Исходя из этого, развитие международного сотрудничества в научно-технической сфере позволит обеспечивать развитие науки на высоком уровне, а также улучшить технологический суверенитет России, поскольку наука является гарантом национальной безопасности.


Источники:

1. Аменицкая Л.А., Аменицкий А.В., Аменицкий Д.А. и [др.] Актуальные вопросы развития науки и технологий. / Монография. Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2024. – 240 c.
2. Буянов В.С. Внешняя политика России: история и современность. - М.: Международные отношения, 2024. – 632 c.
3. Рост затрат на науку в России: итоги 2023 года. Высшая школа экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/963240693.html (дата обращения: 17.11.2024).
4. Зубарев А.Е., Пинегина И.Т., Ноженко Е.С. Интернационализация университетского образования. / Монография. - Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2023. – 143 c.
5. Посол РФ: участие страны в проекте ИТЭР помогает ей развивать промышленность. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/22416167?utm_source=ya.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=ya.ru&utm_referrer=ya.ru (дата обращения: 16.11.2024).
6. Что известно о Международной научной лунной станции. Информационное агентство ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/info/21076673 (дата обращения: 16.11.2024).
7. Коледенкова Н.Н. Промышленность Китая: основные направления развития // Новые горизонты экономики КНР в 14-й пятилетке (2021-2025 гг.): Сборник по материалам ежегодной научной конференции. Москва, 2022. – c. 145-157.
8. Разработки по сниженной ставке. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6650132 (дата обращения: 17.11.2024).
9. Игнатова О.В., Орловой Н.Л. Мировая экономика и международные экономические отношения. / Учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 315 c.
10. Кузьмина Е.В. Шевченко С.А., Тихомирова В.А, Мировая экономика. / Учебное пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2024. – 92 c.
11. Новиков А.В. Международное сотрудничество России в научно-технической сфере: современные тенденции // Информационные технологии по отраслям: вопросы теории, методологии и практики (ИТО-2024): Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. Ивангород, 2024. – c. 111-114.
12. Юдина М.А,, Камаева Л.О., Гусарская Е.Н. [и др.] Основы внешнеэкономической деятельности. / Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2022. – 140 c.
13. Под ред. Жукова С.В. Перестройка мировой энергетики в условиях экономического и политического кризиса. / Сборник трудов конференции. - Москва: ИМЭМО РАН, 2023. – 152 c.
14. Пономарёв Н.М., Иванова Н.И. Научно-техническое сотрудничество Российской Федерации и Китая // Российский внешнеэкономический вестник. – 2024. – № 5. – c. 86-92. – doi: 10.24412/2072-8042-2024-5-86-92.
15. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2006 г. № 1234-р «О подписании Соглашения о создании Международной организации ИТЭР по термоядерное энергии для совместной реализации проекта ИТЭР и других международных договоров, направленных на реализацию указанного Соглашения». СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/2564063/?ysclid=m1xl9nztyy671808405 (дата обращения: 06.10.2024).
16. Счетная палата назвала главные проблемы российской науки. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2020/5e3c1bf19a7947cce149aa99?ysclid=m3lf7j55w9313430288 (дата обращения: 17.11.2024).
17. Поднебесные технологии: какие проекты Россия развивает вместе с Китаем. РБК. Тренды. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/665439809a7947f47f2527e2 (дата обращения: 15.01.2025).
18. Риа новости. Путин выразил уверенность, что научное сотрудничество с Россией вернетс. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240613/nauka-1952639881.html (дата обращения: 16.11.2024).
19. Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Васильева Е.Н. Образовательная миграция в контексте геополитических вызовов. / Монография. - Москва: Проспект, 2023. – 128 c.
20. Совет Федерации Федерального Собрания РФ Пять самых успешных проектов импортозамещения в России. [Электронный ресурс]. URL: http://council.gov.ru/services/discussions/blogs/157224/ (дата обращения: 17.11.2024).
21. Торопыгин А.В., Случевский В.В. «Один пояс, один путь»: архитектура межгосударственных и региональных взаимодействий. / Монография. - СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2023. – 154 c.
22. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.11.2024).
23. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О науке и государственной научно-технической политике»
24. Шепелёв Г.В. Международное научное сотрудничество-подходы к анализу ситуации // Управление наукой: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 33-43. – doi: 10.19181/smtp.2022.4.2.3.
25. Шугуров М.В. Динамика международного научного сотрудничества в условиях санкций: опыт Ирана // Международные процессы. – 2024. – № 2. – c. 120-150. – doi: 10.46272/IT.2024.22.2.77.6.
26. Bodrunov S.D. World Review of Political Economy, Vol. 13, No. 3 (Fall 2022), pp. 391-400
27. Fengna X., Jun O. Promoting international cooperation on the International Lunar Research Station // Inspiration from the ITER. – 2023. – № 203. – p. 341-350.
28. Профессор Алексей Маслов в интервью «РГ» - о том, как Китай стал лидером в научно-технологической гонке и что Россия может взять из этого опыта. Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/03/21/uchenyj-dolzhen-byt-bogatym.html (дата обращения: 17.11.2024).
29. Россия вышла из европейской программы «Эврика». Российская Газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/04/21/razvod-po-nauchnomu.html?ysclid=m64zr16nos165034812 (дата обращения: 20.01.2025).
30. Research and development expenditure as a proportion of GDP, %. United Nations Economic Commission for Europe. [Электронный ресурс]. URL: https://w3.unece.org/SDG/en/Indicator?id=123 (дата обращения: 31.12.2024).

Страница обновлена: 03.02.2025 в 18:03:24