Анализ современного состояния научно-исследовательской деятельности в спорте

Дьяконов А.Д.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать:
Дьяконов А.Д. Анализ современного состояния научно-исследовательской деятельности в спорте // Экономика и управление в спорте. – 2021. – Том 1. – № 4. – С. 217-228. – doi: 10.18334/sport.1.4.119822.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54945813

Аннотация:
В настоящей работе представлено исследование направлений научно-исследовательской деятельности в спорте. Проведён анализ деятельности олимпийских научно-исследовательских центров под патронажем МОК и деятельности российских научно-исследовательских организаций. Определены их основные направления деятельности, в их числе: научно-исследовательская, образовательная, архивная, издательская, консалтинговая, грантовые программы, организация и проведение научных конгрессов и конференций. Выявлена значимость международного сотрудничества в целях развития спортивной науки.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность в спорте, управление в системе физической культуры и спорта, международное сотрудничество по направлению научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта

JEL-классификация: L80, L83, M20

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Наука, в том числе, спортивная, существует для того, чтобы её результаты применялись на практике. При этом, спортивные потребности реализуются благодаря практическим требованиям (явно/неявно выраженных в форме запросов) государства/общества, конкретной сферы профессиональной деятельности, личности. Следовательно, актуальные проблемы, группы заказчиков и потребителей научных результатов должны задавать вектор научных исследований и критерии оценки результатов. Однако в современных условиях, научно-исследовательская деятельность в области физической культуры и спорта далека от идеальности, о чём свидетельствуют «анализ тематики научных работ в спортивной сфере, а также практика использования их результатов» [6].

Различные направления спортивной науки изучают как функционирует человеческое тело во время тренировочного процесса, и как спортивная активность способствуют развитию физических навыков, здоровья и производительности организма человека в целом. С помощью проведения научно-исследовательской деятельности в спорте появляется больше информации о том, как человеческое тело реагирует на тренировки, внешние факторы, а также различные стимулы за счет психологического воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в активизации научных исследований, развитии экспериментальной деятельности для достижения высоких результатов на международной спортивной арене и прорывного технологического развития в научно-спортивной сфере.

Основные направления научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. Происхождение и развитие науки о спорте берет свое начало в Древней Греции. Древнегреческий врач Клавдий Гален (Claudius Galenus, 131–201) подробно описал актуальные для того времени методики улучшения здоровья через правильное питание, аэробные упражнения, а также физическую активность в своем произведении «О назначении человеческого тела» [5].

Далее, зарубежные учёные разных эпох продолжили наращивать и вносить значительный вклад в изучение спортивной науки:

– Остин Флинт младший (Austin Flint II, 1836-1915), один из первых американских врачей, описывавший физиологические реакции на физические нагрузки в своих медицинских учебниках [13, с. 8];

– Эдвард Хичкок младший (Edward Hitchcock Jr., 1828-1911), профессор физического воспитания в Амхерстском колледже, посвятил свою академическую карьеру научному изучению физических упражнений, тренировок и тела [14];

– Джордж Уэллс Фитц (George Wells Fitz, 1860-1934), доктор медицинских наук, в 1891 году создал первый факультет по специальности «Анатомия, физиология и физическая культура» в Гарвардском университете [13, с. 9];

– Август Крог (August Krogh, 1874-1949) получил Нобелевскую премию 1920 года по физиологии за открытие механизма, который контролировал капиллярный кровоток в покое или при активной мышце [12];

– Пер-Олоф Остранд (Per-Olof Åstrand, 1922-2015), профессор кафедры физиологии Каролинского института, Стокгольм. Написал оригинальный документ, в котором оценивали физическую работоспособность мужчин и женщин в возрасте от 4 до 33 лет [9].

Переходя к истории развития российской и советской спортивной науки, большинство ученых признают, что в нашей стране это направление развивалось не систематически и неравномерно. Более того, научно-исследовательская деятельность в спорте долгое время отставала от развития в странах Западной Европы. Начало было заложено во второй половине XIX века, о чем подробно написано в статье Ю. В. Ворожко и Е. А. Парыгиной «Российская историография генезиса спортивной науки в царской России» [4]. Однако, именно советский период считается наиболее продуктивным этапом. За основополагающий труд принято считать диссертацию А. П. Королевой «Становление и развитие научных основ советской системы физического воспитания (1917-1925 гг.)», 1971 г. и Л. А. Финогеновой «Развитие советской физической культуры и спорта в период построения фундамента социализма в СССР (1926-1932 гг.)», 1966 г.

Также можно обратиться к исследованиям С. А. Пронина, которые свидетельствуют о том, что количество исследований в период 1937-2004 гг. интенсивно росло с распределением по следующим направлениям:

– проблематика спорта 59,2 %;

– проблематика физической культуры 28,8 %;

– педагогика и методологическая ориентация (56,6 %);

– организационно-методологические (16,5 %);

– медико-физиологические (14,3 %) и др. [8].

На основе современных трудов В. Г. Никитушкина «Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта» (2018) стоит выделить фундаментальные и прикладные исследования [7]. Исходя из специальностей, фундаментальные исследования можно разделить по следующей проблематике: общая теория физической культуры, теория и методика физического воспитания, теория и методика спорта, теория и методика профессионально-прикладной физической культуры, оздоровительная физическая культура, адаптивная физическая культура, психология физической культуры. С учетом приоритетности направлений, в них используются инновационные достижения смежных научных направлений, таких как фармакология, физиология, биохимия, информатика, генетика, психология, биология и другие направления.

Изучение эффективности каждого научного направления и комбинирование с другими направлениями имеют решающее значение для обеспечения успеха спортсмена и его команды. Возможным является и получение высшего образования в области спортивной науки и физиологии человека. С учетом увеличения роли спортивной науки и ее престижности можно говорить о потенциальном росте интереса к данной профессии среди студентов. Из этого следует, что студенты начинают осознавать свою будущую профессиональную ценность и уникальность. Перспективными профессиями будут считаться диетологи, нутрициологи, аналитики результативности, спортивные тренеры, спортивные терапевты, менеджеры медицинских команд, администраторы команд по видам спорта, специалисты по физической подготовке. Для студентов, увлеченных научной деятельностью, есть хорошие возможности продолжения обучения для получения аккредитации физиотерапевта, физиолога, научного сотрудника и спортивного врача. Учитывая, что штат научной команды у профессиональных спортивных команд только растет, в данном направлении увеличивается нехватка профессиональных кадров и научно-методического материала.

Международное сотрудничество по направлению научно-исследовательской деятельности в сфере физической культуры и спорта. Развитие спортивной науки тесно связано с развитием международного спортивного сообщества. Так, с целью укрепления сотрудничества между национальными и международными спортивными организациями 27 сентября 1958 г. в Париже был создан Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПСС), целью которого является обеспечение всестороннего подхода к различным дисциплинам спорта, спортивной науки, физического воспитания и дальнейшего сотрудничества между ними [10]. Члены СИЕПСС пользуются следующими привилегиями:

– сотрудничество с уникальной междисциплинарной глобальной сетью, насчитывающей около 300 членов;

– экспертные знания по всем спортивно-научным дисциплинам, которые объединены в единую сеть;

– междисциплинарный обмен информацией о соответствующих результатах исследований, инновациях, публикациях, проектах, инициативах, а также научных конгрессах и других мировых событиях;

– возможность выпуска публикаций вместе с другими участниками организации;

– скидки на публикации и подписки СИЕПСС;

– возможность патронажа СИЕПСС и финансовой поддержки научной деятельности.

Помимо СИЕПСС можно выделить следующие международные и континентальные спортивные организации, специализирующиеся на спортивной науке, с которыми важно налаживать взаимодействие:

– Международная федерация спортивной медицины;

– Европейский колледж спортивных наук;

– Международное общество истории физической культуры и спорта;

– Глобальный совет по спортивной науке;

– Европейская ассоциация физического воспитания;

– Международный центр спортивных исследований;

– Международная ассоциация высших школ физического воспитания;

– Всемирная федерация спортивной тренировки и терапии.

Анализ деятельности олимпийских научно-исследовательских центров под патронатом Международного Олимпийского Комитета (МОК). Сегодня в мире существует сеть из 42 национальных олимпийских научных центров, расположенных в 23 странах. Начиная с 2010 г., было открыто 22 новых центра (рис. 1).

Рисунок 1. Динамика количества открытых олимпийских научно-исследовательских центров под патронажем МОК в мире (1989-2020 гг.)

Источник: [11].

Согласно выявленной международной практике, центры действуют в форме автономной некоммерческой организации на базе высших учебных заведений. Вместе с вузом, соучредителями выступают национальные олимпийские комитеты, либо национальные олимпийские академии. Также данные организации выступают официальными партнерами действующих центров.

В рамках проведенного анализа были выделены шесть основных направлений деятельности олимпийских научных центров:

1. Научно-исследовательская деятельность (24 центра). Центры проводят исследования как на национальном, так и на международном уровнях в области олимпийских игр, физической культуры и спорта, а также программы развития «Спорт для Всех». Ряд центров выступает консультантами по технико-экономическому обоснованию проведения международных спортивных мероприятий на территории своих стран, а также разработчиками программ эффективного использования олимпийского наследия (влияние на общество, территориальное развитие регионов, туризма и экономики страны).

2. Образовательная деятельность (19 центров). Центры занимаются поощрением и поддержкой распространения информации об олимпийском движении на различных уровнях, а также информированием о деятельности национальных олимпийских комитетов своих стран, в том числе через программы олимпийского образования.

Деятельность центров по разработке образовательных программ включает следующие направления:

– четыре центра специализируются на образовательных программах для школьников;

– три центра ведут курсы повышения квалификации (спортивный менеджмент, спортивное питание, спортивное право, спортивная психология);

– шесть центров реализуют программы бакалавриата и магистратуры по менеджменту спортивных организаций, событийному менеджменту в спорте, управлению коммуникациями и спонсорству в спортивных организациях.

3. Архивная деятельность (13 центров). Три центра были созданы в качестве официальных архивов Олимпийских игр, проходящих на территории следующих стран:

– Lillehammer Olympic and Paralympic Studies Centre, Норвегия (Зимние Олимпийские игры 1994 г., Зимние юношеские Олимпийские игры 2016 г.);

– Australian Centre for Olympic Studies, Австралия (Летние Олимпийские игры 2000 г.);

– Российский Международный Олимпийский Университет, Россия (Зимние Олимпийские игры 2014 г.).

4. Издательская деятельность (ведут 13 центров).

Системно на постоянной основе издательской деятельностью занимаются десять центров, из которых только шесть издают периодические материалы. В журналах публикуются материалы проходящих научных конференций, различные документы, касающиеся олимпийского движения. В том числе пять центров издают книги спортивной и олимпийской направленности.

5. Консалтинговая деятельность (6 центров). Включает в себя предоставление знаний и опыта заинтересованным сторонам путем применения исследовательского и междисциплинарного подхода. Центры выступают в качестве связующего звена в мире спорта, а также в качестве системообразующего элемента, связывающего посредников за пределами спортивной сферы с заинтересованными сторонами. Из шести центров стоит выделить:

– The International Centre for Olympic Studies, Канада. Центр обладает 30-летним практическим опытом работы с ТВ, радио, газетами, являясь важным источником информации для СМИ во всем мире. В число информационных партнеров входят CBC, CTV, The Globe and Mail, The New York Times, NPR, The Wall Street Journal, ESPN, PBS, The Guardian, The National Post и USA Today;

– The UAB Olympic and Sport Studies Centre (CEO-UAB), Испания. Центр предоставляет консультационные услуги по разработке спортивной политики в Барселоне, академической стратегии Международного олимпийского комитета;

- AISTS – International Academy of Sport Science and Technology, Швейцария. Эксперты центра проводят экспертизу и консалтинг международных спортивных федераций и объединений, участвуя в подготовке итоговых отчетов, повесток генеральных ассамблей и семинаров. Их клиентами являются Международная федерация баскетбола, Международная федерация танцевального спорта, Международная федерация настольного тенниса, Международная легкоатлетическая федерация и Международный олимпийский комитет.

6. Грантовые программы (организуют 5 центров). Программы рассчитаны на создание и распространение академических стипендий, специально ориентированных на социокультурное изучение Олимпийских игр и олимпийского движения, в особенности в своем регионе. Также ежегодно через Международный олимпийский научный центр реализуется грантовая программа на продвинутые олимпийские исследования и программы грантов для аспирантов и исследователей в области ранней карьеры и начинающих исследователей.

Следует отметить, что руководство олимпийских центров участвует в работе международных общественных организаций, комиссий и комитетов, таких как: Международное общество олимпийских историков, Дирекция Центра олимпийских исследований, Международное общество сравнительного физического воспитания и спорта, Международный комитет Пьера Де Кубертена, Комитет по образованию и этике Всемирного антидопингового агентства, Комиссия Международного олимпийского комитета по исследованиям, олимпийскому образованию, культуре и олимпийскому наследию [3].

Анализ деятельности российских научно-исследовательских организаций, подведомственных Министерству спорта РФ. Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России) осуществляет реализацию государственной политики в области профессионального образования, науки, научно-методического обеспечения в сфере физической культуры и спорта в России [1]. В результате чего основными задачами по этому направлению для Минспорта России является организация научно-методического обеспечения национальных спортивных команд, организация научных исследований, а также организация профильных мероприятий.

Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» [2], одной из основных возможностей Минспорт России находит активизацию научных исследований, развитие экспериментальной и инновационной деятельности. Потенциальным риском является возможный разрыв мировых и российских стандартов материально-технического, научного, научно-методического, медицинского, медико-биологического и антидопингового обеспечения физической культуры и спорта. Во избежание данного риска, вытекающей задачей является совершенствование кадрового обеспечения, создание системы комплексного межотраслевого научно-технологического, медицинского, медико-биологического и антидопингового сопровождения, развитие экспериментальной и инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта.

В России существует сеть из 16 подведомственных учреждений Минспорта России, которые реализуют научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта, два из которых имеют федеральный статус:

– ФГБУ Федеральный научный центр физической культуры и спорта (г. Москва, функционирует с 1933 г., в федеральном статусе с 2011 г.);

– ФГБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (г. Санкт-Петербург, функционирует с 1933 г., в федеральном статусе с 2010 г.).

В рамках проведенного анализа были выделены шесть основных направлений деятельности олимпийских научных центров подведомственных учреждений Минспорту России, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность в сфере физической культуры и спорта:

1. Образовательная деятельность (16 учреждений). Организации проводят обучение по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Наиболее распространенными программами являются: физическая культура и спорт, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, фундаментальная медицина, педагогическое образование, рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, психолого-педагогическое образование, биологические науки, реже встречаются профильные спортивные направления психологии, менеджмента, государственного и муниципального управления, рекламы и связей с общественностью.

2. Организация и проведение научных конгрессов и конференций (16 учреждений). Необходимо отметить, что по причине того, что Минспорт России является учредителем данных организаций, проведение научных мероприятий происходит согласно плану министерства. Каждое учреждение может организовывать как одно, так и более пяти мероприятий в год по заказу Минспорта России. Анализируя тематику конгрессов, можно заметить, что 41 мероприятие посвящено спорту высших достижений и 53 профильных мероприятия – физической культуре и массовому спорту. Из них 26 мероприятий имеют международный статус. Несмотря на общую актуальность, тематике цифровизации и информатизации спортивных процессов посвящено только два конгресса.

Отдельно стоит выделить организацию международных семинаров и конгрессов, которые научно-исследовательские организации проводят без министерского заказа:

– Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех», который проводит Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма;

– Международный конгресс «Спорт. Человек. Здоровье», который проводит Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта;

– Международная конференция европейских олимпийских академий, которую проводит Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

3. Научно-исследовательская деятельность (16 организаций). Данное направление реализуют все подведомственные учреждения Минспорта России. Большая часть исследований осуществляется за счет средств федерального бюджета Минспорта как через государственные закупки на выполнение научно-исследовательских работ, так и через государственное задание.

4. Архивная деятельность (14 учреждений). Свои библиотеки имеет большинство организаций, 13 из которых имеют электронный сервис для доступа к материалам своих студентов. Библиотеки содержат отечественную и зарубежную учебную, научную, справочную литературу, периодические издания по физической культуре и спорту. В среднем общий объем библиотечного фонда составляет от 80 до 250 тыс. экземпляров.

5. Международное сотрудничество (12 учреждений). Данное направление является крайне важным, поскольку международное сотрудничество стимулирует обмен экспертами, знаниями и наработками, которые в итоге эффективно влияют на общее развитие сферы физической культуры и спорта. Данное сотрудничество может носить как глобальный характер, так и региональный для развития действующих международных объединений, таких как СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ШОС.

6. Издательская деятельность (6 учреждений). Системно на постоянной основе издательской деятельностью занимаются только шесть организаций. Из них только три издания включены в перечень ВАК и РИНЦ:

– научно-методический журнал «Вестник спортивной науки», который издает ФНЦ ВНИИФК с 2003 года;

– научно-теоретический журнал «Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта», который издает НГУ им. П. Ф. Лесгафта с 1944 года;

– научно-теоретический журнал «Наука и спорт: современные тенденции», который издает Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма с 2013 года.

Заключение

Истоки спортивной науки берут свое начало в Древней Греции вместе с общим становлением понятия о пользе физической активности и правильного питания для человеческого организма. Последующие этапы можно зафиксировать в эпохе Возрождения (XV-XVI века). Рассвет науки в спорте в нашей стране пришелся на послевоенный советский период, когда произошла систематизация спортивной науки в сложную комплексную дисциплину.

Исходя из специальностей, на сегодняшний день можно выделить следующие фундаментальные исследования в спорте: общая теория физической культуры; теория и методика физического воспитания; теория и методика спорта; теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и др.

На современном этапе существует сеть из 44 олимпийских научно-исследовательских центров под патронажем МОК, целью которых является содействие коммуникации и сотрудничеству между МОК и академическим сообществом по всему миру, в том числе для пропаганды олимпизма через реализацию исследовательских грантов и образовательную деятельность.

В России координацией научно-исследовательской деятельности занимается Минспорт России через сеть подведомственных учреждений (федеральные центры, университеты, институты и академии). Все учреждения реализуют свою деятельность за счет средств федерального бюджета Минспорта России, и выполняют научные исследования через государственные закупки и государственное задание. Анализ их деятельности показал следующие приоритетные направления: 16 учреждений ведут образовательную и научно-исследовательскую деятельность, а также регулярно проводят научные конгрессы и конференции. Также из них 14 учреждений имеют свою библиотеку и ведут соответствующую архивную деятельность; 12 учреждений реализуют проекты с учетом международного сотрудничества? и всего 6 учреждений занимаются издательской деятельностью.


Источники:

1. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 607 (ред. от 03.11.2023) «О Министерстве спорта Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве спорта Российской Федерации»). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131516/ea47551175a90446edecb73b4ecaacde8f8137f5/?ysclid=low5qbqe9t295659768.
2. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html?ysclid=louq7pduty70784817.
3. Белякова М.Ю., Дьяконов А.Д. Развитие научно-исследовательской деятельности в олимпийском движении // Олимпийский спорт и спорт для всех: Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс. Казань, 2020. – c. 494-497.
4. Ворожко Ю.В. Парыгина Е.А. Российская историография генезиса спортивной науки в царской России // Физкультурное образование Сибири. – 2008. – № 1(22). – c. 108.
5. Гален К. О назначении частей человеческого тела. , 2013.
6. Неверкович С.Д., Попова А.А. Исторические и философские аспекты физкультурно-спортивного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 3. – c. 8-10.
7. Никитушкин В.Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спорта. / Учебное пособие для академического бакалавриата — 2-е изд. - Москва: Издательство «Юрайт», 2019. – 232 c.
8. Пронин С.А. Анализ документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – c. 60-62.
9. Astrand P-O., Kaare R., Hans D., Sigmund S. The Textbook of Work Physiology. / 4th-ed. - USA: McGraw-Hill, 2003. – 260-288 p.
10. Science Education Policy. Icsspe. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icsspe.org/.
11. The Olympic Studies Centre. International Olympic Committee. [Электронный ресурс]. URL: https://olympics.com/ioc/olympic-studies-centre.
12. Krogh А. Biographical. The Nobel Prize. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1920/krogh/biographical/.
13. McArdle W. Essentials of Exercise Physiology. / 3-ed. - United States of America: Lippincott Williams & Wilkins, 2006.
14. Sweet W. 150 Years Ago: Amherst Established Nation's First College Health Program. Amherst College. - 2019

Страница обновлена: 24.01.2024 в 15:38:54