Проблемы внедрения решений SAP HR с учетом реализации компетентносного подхода
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 8 (56), Август 2011
Цитировать:
Пожарницкая О.В., Демьяненко Ю.В. Проблемы внедрения решений SAP HR с учетом реализации компетентносного подхода // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 8. – С. 116-123.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16548819
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены проблемы внедрения решений SAP HR с учетом реализации компетентносного подхода. Материал данной статьи основан на анализе зарубежного и отечественного опыта использования различных моделей бизнеса с учетом отраслевой специфики нефтегазовых предприятий, таких как Shell, ConocoPhillips, ТНК-ВР, ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и др. Идеи данной статьи нашли практическое применение при проведении научно-исследовательских работ по направлению «Интеллектуальные информационно-коммуникационные системы мониторинга и управления» (2010).
Ключевые слова: управление персоналом, ERP-системы, бизнес-процессы, функции, модель, компетенция, механизм, sap hr
На протяжении десятилетий процессы, выполняемые службой по персоналу, такие как администрирование вознаграждений, льгот и других кадровых вопросов, определяли ее немалозначимую роль. Сегодня благодаря новым технологиям, включая информационные сети, программное обеспечение для автоматизации HR и web-технологии, процессы управления персоналом могут быть стандартизированы и автоматизированы.
Решения для службы управления персоналом
Более 25 лет компания SAP разрабатывает решения для службы управления персоналом [2].
Прогрессивные технологии управления персоналом, реализованные в решениях SAP, помогают повысить мотивацию сотрудников, максимально эффективно управлять стратегическим ресурсом предприятия – человеческим капиталом (HR).
Решение SAP поддерживает все многообразие процессов деятельности сотрудников в организации: от подбора и найма персонала (E-recruiting) до оптимизации затрат на персонал и управление им.
Решение SAP помогает сформировать комплексную систему управления человеческим капиталом включающую [8]:
• базовые процессы управления персоналом (кадровый учет, организационный менеджмент, заработная плата, учет рабочего времени);
• планирование и расстановка кадровых ресурсов (подбор и наем персонала, планирование карьеры, планирование преемственности);
• управление талантами (управление обучением, аттестация и оценка, управление эффективностью);
• аналитика по персоналу (стратегическое управление, анализ и планирование затрат, анализ показателей деятельности);
• информационные сервисы в области управления персоналом (сервисы для руководителей, сотрудников).
Безусловно, лидирующие позиции SAP занимает в нефтегазовом секторе, что неудивительно, поскольку решения компании для данной отрасли признаны мировым стандартом. В число клиентов SAP входят компании ОАО «Роснефть», ОАО «Газпром нефть», ОАО «Тюментрансгазе», ОАО «Сургутгазпром» «ТНК-ВР Бизнессервис» и др.
В частности, крупнейшие компании нефтяной и газовой отрасли предъявляют сегодня очень жесткие требования к своим специалистам.
Специалисты должны обладать определенными знаниями, чтобы соответствовать занимаемым должностям. Предприятия проводят мероприятия по развитию технической компетентности занятых в основных бизнес-процессах подразделениях предприятия персонала. В зависимости от организационной структуры компании разрабатывают тестовые вопросы для проверки качества знаний сотрудников, профили и модули компетенций по уровню сложности. В связи с этим нефтегазовые компании особое внимание уделяют вопросам управления компетентностью и квалификацией персонала.
Мировые лидеры в нефтегазовой отрасли, такие как Shell, ConocoPhillips, ТНК-ВР, ExxonMobil много лет используют в своей практике:
• глубоко проработанные корпоративные и профессиональные компетенции по всем направлениям деятельности компании;
• систему оценки по компетенциям, позволяющую оценить уровень компетентности и квалификации персонала;
• формирование программ обучения и развития компетентности и квалификации;
• комплексный подход к развитию компетентности и квалификации на основе автоматизации в SAP HR процесса оценки по компетенциям, сравнение с профилем компетенций, формирование программ обучения, оценки эффективности обучения.
Глубоко и системно вопросами управления компетентностью и квалификацией персонала в настоящее время занимаются российские нефтегазовые компании, опираясь при этом на практику международных нефтегазовых компаний.
Так, в частности некоторые нефтегазовые компании используют различного рода компетенции, например профессиональные компетенции (НК «КазМунайГаз», ОАО «Газпром нефть»), лидерские компетенции («ТНК-ВР»), управленческие (ОАО НК «Роснефть») и др.
Таким образом, можно сформулировать основные этапы создания модели компетенции (рис. 1) и выделить инструменты для их реализации:
Рис. 1. Этапы создания модели компетенций
Три уровня компетенций
Отдельно остановимся на рассмотрении механизма для проверки качества знаний и навыков работы в системе SAP, т.е. на процессе формирования ключевых компетенций сотрудников. В самом общем смысле можно выделить три уровня компетенций с учетом выполняемых профессиональных задач: начинающий, рабочий и опытный.
Для первого начинающего уровня компетенций характерно:
• иметь представление: о системе SAP, ее версиях, возможностях системы по отношению к другим аналогам, с какими программными продуктами взаимодействует SAP;
• использовать правильную терминологию и знать основное меню системы SAP. Иметь представление о понятиях: мандат, транзакция, балансовая единица, класс основных средств и т. п.;
• знать модули SAP и функции, которые они выполняют;
• уметь пользоваться SAP-библиотекой, справкой и основными клавишами клавиатуры;
• знать, где находится та или иная пиктограмма на SAP-экране;
• использовать базовые функции настройки модуля;
• хорошо ориентироваться в модуле HR, знать какие компоненты в него входят и какие функции они выполняют;
• знать, на основании каких документов могут проводиться операции в модуле HR.
В свою очередь для второго уровня компетенций, необходимых для выполнения функций рабочего, характерно:
• понимать, с какими модулями интегрирован SAP HR. В каком компоненте модуля SAP HR проводится та или иная операция;
• знать путь в модуле по движению и ротации кадрового состава; проводить операции и составлять отчеты;
• осуществлять рабочие операции в модуле без постоянного контроля и руководства;
• применять дополнительные функции в модуле для выполнения поставленных рабочих задач;
• осуществлять управление записями данных по сотрудникам в модуля SAP HR;
• оказывать помощь другим сотрудникам по вопросам работы в одном или нескольких компонентах модуля.
Для третьего уровня компетенций характерно:
• готовить документацию для пользователей по существующим знаниям и навыкам работы в модуле SAP HR;
• знать, какие отделы предприятия могут выполнить ту или иную операцию и в каком модуле, как операция отразиться в SAP HR;
• проводить тренинги и обучение функциональным особенностям работы в модуле;
• уметь объяснять на детальном уровне функциональные взаимосвязи компонентов модуля HR;
• описывать основные бизнес-процессы в области управления человеческим капиталом;
• описывать инструменты анализа и отчетности управления человеческим капиталом в модуле SAP HR.
Сам по себе механизм для проверки качества знаний и навыков в системе SAP как бы ни был привлекательным, не может удерживать в людях потребность в стремлении получать знания, если он не основан на мотивации и убежденности в его необходимости. Поэтому значимость приобретения перечисленных компетенций напрямую связана с современными условиями функционирования деловой среды и системой управления персоналом.
Камни преткновения при внедрении
Основная проблема использования модуля SAP HR состоит в том, что новые технологии управления приводят к возрастанию технической сложности, что, в свою очередь, повышает риск, вероятность задержек и дополнительных расходов при их внедрении.
Другой проблемой является отсутствие заинтересованности топ-менеджмента организации в определении четких целей и задач будущего модуля SAP HR, что приводит к ограничению экономического потенциала проекта. Как следствие, нередко по этой причине возникают разногласия между организацией-заказчиком и организацией, внедряющей систему.
Серьезным препятствием также является недостаточная слаженность действий внедряющих и персонала, т. е. проектной команды, так как может существенным образом различаться видение по поводу решения определенных задач и проблем. Как правило, точное определение ролей помогает определить зоны ответственности в таких ситуациях.
Кроме того, очень важно обучить ключевых пользователей системы до начала и в процессе реализациипроекта тщательно документировать весь проект.
Первое требование обусловлено необходимостью более эффективного использования системы с самого начала ее функционирования, другое – обеспечивает понимание, на какой стадии реализации находиться проект, с одной стороны, и непрерывность и преемственность работ по нему, с другой.
Исследования и опыт компании SAP, полученный в результате более чем 80 000 внедрений, подтверждает, что к увеличению риска для предприятий приводят следующие факторы:
1) постоянно возрастающая техническая сложность систем сочетается с бурным ростом количества точек интеграции между разнородными архитектурами и технологиями;
2) с одной стороны скорость научно-технического прогресса повысила стоимость новых технологий и с другой – усугубила риски, обусловленные производительностью системы. Ситуация усложняется огромными пробелами в знаниях и квалификации в условиях динамично развивающихся технологий;
3) быстро изменяющаяся среда и высокая конкуренция увеличили циклы обновления в критических для деятельности предприятий деловых процессах.
Вывод
Перечисленные проблемы внедрения модуля SAP HR не являются изолированными, а взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Следовательно, при разработке и реализации интегрированной системы управления человеческого капитала в организации необходимо, в первую очередь, рассматривать риск-факторы, влияющие на возможность перерасхода средств, задержек или неудачной реализации проекта, а также установить ключевые факторы успеха реализации такого проекта.
Источники:
2. Джордж Андерсон, Дэниэл Ларокка SAP за 24 часа : перевод с англ. /под науч. ред. к.т.н. Б.М. Коцовского. – Баланс Бизнес Букс, 2007. – 432 с.
3. Пожарницкая О.В. Инновационная активность персонала в условиях трансформации экономики. – Томск: Изд-во ЦНТИ, 2009. – 152 с.
4. Симионова Н.Е., Симионов Р.Ю. Оценка бизнеса: теория и практика. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 310 с.
5. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. – 2-е изд., стереотип. – М. : Экзамен, 2004. – 736 с.
6. Управление персоналом / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
7. Яковлева Н. Инвестиции в развитие персонала – как оценить эффективность // Evolution центр развития персонала. 2011. URL: http://zrp.spb.ru/article_13.php (дата обращения: 10.03.2011).
8. SAP R/3: менеджмент : пер. с нем. / под ред. М. Ребштока и К. Хильдебранда; Науч. ред. Н. П. Беляцкий . – Минск : Новое знание, 2001 . – 207 с.
9. SAP СНГ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sap.com/cis/solutions/business-suite/erp/hcm/brochures/index.epx, свободный.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:42:28