Приоритетное направление развития вуза: научно-исследовательская деятельность
Шереметьева Е.Н.1, Степанова Т.Е.1
1 Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 1 (Январь-Март 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24187723
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящается проблемам формирования современной системы образования в России. Акцент сделан на инновационную составляющую деятельности высших учебных заведений – научно-исследовательскую работу на примере Самарского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
Ключевые слова: образование, глобализация, новая экономика, научно-исследовательская деятельность, образовательная система
Новая экономика – это более высокая ступень зрелости и развития общества. Для ее успешного формирования в России необходимо создание современной системы образования инновационной направленности.
Выделим тенденции, влияющие на образование в XXI веке, так как они определяют требования к образовательной системе (рис. 1).
Рисунок 1. Тенденции, влияющие на современное образование в начале XXI века
Новая экономика предъявляет к образовательной системе требования более высокого порядка:
1. Образование, как и материальное производство, должно основываться на современных технологических укладах, массовом использовании информационно-коммуникационных технологий, создании и развитии сетевого производства. Главными характеристиками труда, человеческого фактора становятся - высокая квалификация, профессионализм и творческие способности. Интеллект, знания, информация, инновации становятся самостоятельными факторами производства, и одновременно самостоятельными продуктами, благами человеческой цивилизации.
2. Образовательная система должна принципиально изменить подход к содержанию информации и способам приобретения знания, которые необходимо потреблять непрерывно, обновлять и использовать эффективно каждым субъектом в своей деятельности. Образовательная система должна заниматься не только копированием уже имеющихся знаний, но и научить, как знания можно получить, как генерировать новые и как более результативно применять их на практике, чтобы адаптироваться к постоянно изменяющейся внешней среде и органично встроиться в нее, продуктивно выполнять присущие функции.
3. Образование становится международным, оно интернационализируется. На определенном этапе развития общества происходит глобализация образования, выражающаяся в интенсификации традиционных международных связей в среднем и высшем образовании (обмен учащимися, студентами), в активизации новых форм образовательного процесса – дистанционное обучение, создание виртуальных учебных заведений для обучающихся из многих стран, в возникновении мирового образовательного рынка и международной конкуренции на нем.
4. С появлением новых профессий, специальностей образовательная система должна адекватно реагировать на изменение конъюнктуры рынка труда. Так, в связи с бумом IT-сектора в 90-е гг. двадцатого века резко возрос спрос на специалистов в данной области. Многие образовательные структуры открывали новые специальности и произвели набор студентов для обучения (основного или дополнительного), организовали переподготовку персонала по данному профилю.
Глобализация образования предполагает обязательное знание разных национальных культур, особенностей их исторических традиций, ценностей, что позволяет полноценно и своевременно адаптироваться молодому поколению к быстро меняющемуся внешнему миру.
Появился термин «функциональная неграмотность» – неумение приспосабливаться к современным условиям жизнедеятельности и новым технологиям. По данным Международной конференции по проблемам образования (2002 г., Польша, г. Варшава), от «функциональной неграмотности» страдает каждый пятый житель Швеции – страны с достаточно сильной системой социальной защиты населения.
Подготовка специалистов должна гибко увязываться с происходящими технологическими сдвигами, а структура профессиональной подготовки соответствовать структуре спроса на них со стороны бизнес-структур, государственных структур и других работодателей, следовательно, образовательная система должна быть интегрирована в экономику страны, в различные сектора, сферы, отрасли и чутко улавливать происходящие изменения, реагировать на формирующиеся тенденции развития национального, а также мирового хозяйства. Обобщим требования к современному образованию (табл. 1).
Таблица 1
Требования к современному образованию
№№
|
Требования
|
1
|
Быть
ориентированным на потребности потребителей образовательных услуг
|
2
|
Обеспечивать
непрерывное обновление знаний
|
3
|
Быть
встроенным в систему профессиональной деятельности обучающихся
|
4
|
Обеспечивать
гибкость в выборе темпа, форм и средств
|
5
|
Позволять
выстраивать индивидуальные образовательные стратегии
|
6
|
Обеспечивать
освоение профессиональных компетентностей
|
7
|
Обеспечивать
механизмы психической и социальной адаптации, механизмы развития личности
|
8
|
Содержать
в себе инновационные механизмы
|
В таких условиях становится целесообразным пересмотреть позицию современного государства по отношению к образованию и из роли активного агента на рынке образовательных услуг перейти к функциям принципала (главного контролера), а также к роли если не основного, то, по крайней мере, крупного производителя данных услуг, особенно в среднем и высшем образовании. Оценки специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подтверждают, что расходы на образование – высокодоходные инвестиции (The Economist. – 2002.08.11, P.43). И поэтому ими должны заниматься все экономические субъекты – государство, бизнес, домохозяйства сообразно своим возможностям и целеполаганиям. Однако если образование осуществляется тотально под контролем государства, оно ведется в соответствии с теми целями, которые преследует, прежде всего, правительство. Если финансирование, управление и направленность образования монополизированы государством, то оно стремится субсидировать те направления образования, которые увеличивают его престиж, власть и могущество. Во многих странах эти функции в той или иной степени делегируются частному бизнесу, что способствует возникновению отношений партнерства государства и бизнеса в данной сфере и обеспечивает решение важных социальных проблем. Следует отметить, что в российской системе образования существуют попечительские советы, которые могут распоряжаться добровольными пожертвованиями и создавать попечительские фонды на нужды школы. Фактически это означает, что наряду с государственным и муниципальным финансированием существует и финансирование от частных лиц (родителей и спонсоров).
В настоящее время во многих развитых странах сформировался новый тип школ, так называемые прибыльные школы (forprofit-schools), финансируемые государством, а управляемые специализированными на менеджменте частными компаниями. Здесь сочетается бесплатность государственной школы с более высокими образовательными стандартами частной школы.
По прогнозам специалистов, к 2020 г. 30% американских школ будут управляться такими компаниями.
К числу требований, предъявляемых новой экономикой знаний, следует отнести смену устаревших моделей обучения и более широкое проведение экспериментов в области просвещения. Так, например, в российской системе образования введены единый государственный экзамен (ЕГЭ), профессиональное тестирование, модульные системы обучения), в зарубежных странах – виртуальное обучение, медиаобразование. С 2000 г. существует Африканский виртуальный университет, имеющий 25 центров в 14 странах и численность студентов более 12 тысяч человек. Всемирным банком осуществляются работы по созданию Глобальной сети дистанционного обучения, с 2000 г. она поставляет необходимые курсы (см.: Данные Всемирного банка).
Нужна также модернизация образовательных структур, создание их на базе информационно-коммуникационных технологий нового порядка. Одними из первых в мире стали создавать виртуальные вузы такие страны, как США и Англия.
Первым начал подготовку специалистов по дистанционным программам Британский открытый университет, работающий сейчас по ним в 20 странах. Международный университет Джонса первым полностью перешел на виртуальное обучение.
Новая экономика ставит акцент на активные методы обучения, формирование и развитие у обучаемых навыков и способностей ориентироваться в потоке информации, умения принимать нестандартные решения в сложных и постоянно меняющихся ситуациях. Основные направления мирового развития в сфере образовательных услуг отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Основные тенденции мирового развития в сфере образования
В условиях новой экономики основополагающей становится концепция непрерывного образования. ЮНЕСКО и ОЭСР выделяют непрерывное образование как принцип, который следует положить в основу модернизации существующих систем образования. Остановимся на трех основных стратегияхнепрерывного образования:
- развитие системы непрерывного образования параллельно с традиционной; ее основное предназначение для субъектов с низким уровнем образования;
- развитие системы непрерывного образования параллельно с традиционной, но уже как инновационной системы, которая оказывает влияние на последнюю и меняет ее в направлении непрерывного образования;
- непрерывное образование рассматривается как модель изменения действующей системы образования.
В ряде стран – Испании, Швеции, Франции, Англии, США - начиная с 1976 г. принцип непрерывного образования положен в основу государственной политики в области образования. Непрерывность образования можно обеспечить за счет сочетания формального и неформального обучения как в государственных структурах, так и сфере бизнеса. Так, например, крупные транснациональные компании (ТНК) располагают, как правило, собственными корпоративными системами, осуществляющими подготовку и переподготовку кадров, повышение их квалификации. Они организуют собственные вузы – корпоративные университеты, в которых подготовка соответствующих кадров проводится по единым нормам и правилам. За последние 15 лет число таких университетов увеличилось с 400 до 2,5 тыс., а к 2020 г. достигнет 3,7 тыс. Корпоративные университеты позволяют компаниям осуществлять подготовку и переподготовку персонала, существенно сократив затраты на его обучение, внедрить новые образовательные технологии, распространить традиции компании и сформировать собственную корпоративную культуру. Известен опыт японской корпорации по созданию «кружков качества». Многие зарубежные корпорации тратят на переподготовку персонала до 12% фонда оплаты труда и считают это составной частью трудового процесса, обязательным элементом издержек производства. Отметим, что глобальный кризис образования нагляден в таких проявлениях, как:
– дефицит государственных средств для финансирования образовательных учреждений, в том числе сильных элитных структур;
- большой разрыв между уровнем обучения в элитных и массовых образовательных учреждениях;
- наличие низкой образованности граждан вплоть до отсутствия элементарных знаний;
- падение авторитета и престижности профессии учителя и преподавателя;
- вымывание талантливых и амбициозных субъектов из сферы образования;
- недостаточный уровень профессиональных знаний у учителей, преподавателей.
Так, элитные вузы США («Лига Плюща») дополнительно финансируются негосударственными структурами, а в школах США существует дефицит преподавателей, владеющих новейшей обучающей техникой. В данном контексте многие проблемы российского образования становятся более очевидными, но при этом остаются и те, в причинах которых следует особо разобраться: в каком направлении реформировать российское образование, на какие международные институциональные составляющие следует ориентироваться.
Информационная революция несет с собой новые возможности, создающие вызов традиционным системам получения, распространения передачи знаний, а именно системам образования и науки. Мощные базы информации и знаний – это громадные хранилища бесконечных фактов, данных различных сфер человеческой деятельности, а глобальные информационные сети становятся инструментами для доступа в режиме реального времени к данной информации из любого места в мире.
Новая экономика вносит существенные качественные изменения и в методологию современного образования. В связи с устранением пространственных барьеров наиболее развитые университеты мира активно входят в географические пространства других стран, где успешно конкурируют с национальными учебными заведениями, имея доступ к потребителям образовательных услуг в любой стране мира посредством Интернета и каналов спутниковой связи. Дистанционное обучение зачастую рассматривают не как альтернативное традиционному, а в качестве дополняющего последнее новыми возможностями, не присущими человеку. Прежде всего, оно обеспечивает непревзойденную скорость обновления знаний, выбирающихся из мировых информационных ресурсов. Оно позволяет без ограничений расширить аудиторию преподавателя, игнорируя при этом географические границы. Такая форма обучения позволяет, например, максимально удовлетворить специальные нужды инвалидов при получении ими образования. Страны, владеющие прогрессивными дистанционными технологиями и методологиями обучения, привлекают студентов независимо от мест их проживания и, соответственно, получают за это значительные финансовые ресурсы, но самое главное – они «привязывают» к себе человеческий капитал высокого качества.
Согласно данным Всемирного банка, в США функционируют свыше трех тысяч учебных заведений дистанционной направленности. В тридцати трех штатах США действуют виртуальные университеты, а 85% местных колледжей организуют обучение на дистанционных курсах в режиме реального времени. Виртуальный университет города Монтеррея (Мексика) предлагает пятнадцать образовательных программ магиструры, где подготовка осуществляется посредством системы Интернета и телеконференций. По этим программам обучаются 50 тысяч студентов Латинской Америки. 15 виртуальных университетов действуют в Южной Корее. Они предлагают 66 программ по направлениям подготовки бакалавров, охватывающие 14550 студентов региона. Различные университеты Европы предлагают несколько сотен дистанционных программ. Активно начинает работать в этом направлении и Россия.
Глобализация оказывает непосредственное влияние на образование, его роль в развитии общества, и вместе с тем именно оно является институтом, активно воздействующим на многие интеграционные мировые процессы. В последнее время появился термин «глобализация образования», который трактуется с разных точек зрения. Чаще всего глобализацию образования связывают со становлением виртуального образования [2, с.45-46], с возрастанием роли образовательного комплекса и новой экономики до уровня ключевого структурного элемента экономической теории информационного общества [1, с.117]. Есть интересные и содержательные подходы, основанные на различии процессов «интернационализации образования» и «глобализации образования». Первое связано с совместной исследовательской работой, сотрудничеством университетов, обменом персоналом и студентами, второе – более фундаментальное изменение мирового порядка, при котором национальные границы утрачивают свое значение [3, с.3-8]. Глобализация образования ставит под сомнение саму жизнеспособность университета как общественного института и обусловливает процесс его превращения в «образовательную корпорацию» [6, р.1], т.е. обесценивает все национальные институты, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Доля истины может содержаться в каждом из указанных подходов. Но это крайняя позиция, согласно которой в условиях глобализации общества происходит «растворение» национальных институтов, их нивелирование и трансформация в направлении формирования и развития только глобальных структур. Глобализация далеко не столь однозначный и мономагистральный процесс, она может иметь разные направления и формы проявления. Глобализация образования проявляется в новых требованиях к образовательному процессу и институтам, его осуществляющих, в необходимости совершенствования их с учетом международных тенденций. Глобализация несет как выгоды, так и угрозы образованию (табл. 2).
Таблица 2
Структура выгод и угроз развитию новых и старых сил высшей школы в условиях глобализации высшего образования
Виды и сущность выгод и угроз
|
Характер воздействия* на
| ||
общество
|
старые
силы |
новые
силы | |
Экономические
| |||
Развитие
прибыльного сектора
|
–
|
–
|
+
|
Уменьшение
финансовой поддержки государством
|
–
|
– –
|
+
|
Усиление
конкурентной борьбы в сфере высшего образования
|
+
|
–
|
+
|
Трансформация
государственной высшей школы в предприятия образовательного бизнеса
|
–
|
–
|
+
|
Нарастание
интеграционных процессов в сфере высшего образования
|
+
|
+
|
–
|
Слияние
высшей школы с корпоративным бизнесом
|
–
|
–
|
+ +
|
Развитие
транснационального образования
|
–
|
–
|
+
|
Повышение
мобильности студентов, преподавателей
|
+
|
+
|
+
|
Ослабление
роли высшей школы в «экономике знаний»
|
–
|
– –
|
–
|
Интенсификация
процесса «утечки мозгов» за границу
|
– –
|
–
|
+
|
Политические
| |||
Дальнейшее
распространение влияния национальных организаций на сферу высшего образования
|
–
|
–
|
+
|
Распространение
правительственной идеологии неолиберализма на сферу высшего образования
|
–
|
–
|
+
|
Либерализация
сферы высшего образования
|
–
|
–
|
+
|
Популяризация
идеологии служения интересам потребителя (студента)
|
+
|
–
|
+
|
Увеличение
неравенства в уровне развития национальных систем высшего образования
|
–
|
–
|
+
|
Сохранение
межстранового и внутригосударственного социального неравенства в доступе к
образованию
|
– –
|
–
|
+
|
Расширение
регионального сотрудничества в сфере высшего образования
|
+
|
+
|
–
|
Усиление
роли высшей школы в решении глобальных экологических проблем
|
+
|
+ +
|
–
|
Усиление
роли высшей школы в подготовке политической элиты
|
+
|
+ +
|
–
|
Культурные
| |||
Популяризация
глобальных мультикультурных ценностей
|
– –
|
–
|
+
|
Усиление
мирового доминирования западной культуры
|
– –
|
–
|
+
|
Утрата
национальной культуры и самобытности
|
– –
|
–
|
+
|
Появление
на территории национального государства зарубежных провайдеров
|
– –
|
– –
|
+
|
Утрата
высшей школой воспитательной функции
|
– –
|
–
|
+
|
Появление
различных форм «образовательного империализма»
|
– –
|
– –
|
–
|
Утрата
высшей школой академических ценностей
|
–
|
– –
|
+
|
Технологические
| |||
Развитие
виртуальных университетов
|
+
|
+
|
+
|
Развитие
дистанционного обучения
|
+ +
|
+
|
+ +
|
Утрата
университетами исследовательской функции
|
–
|
– –
|
+
|
Источник: Майбуров, И. Глобализация сферы высшего образования // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 3. С.16.
Интернационализация и глобализация коснутся гуманитарных дисциплин, наиболее быстро воспринимающих трансформационные тенденции в обществе. В меньшей степени это будет относиться к естественным и техническим наукам, поскольку первые (физика, химия) в значительной степени связаны с государственными фундаментальными исследованиями и обеспечением национальной безопасности страны, а вторые (радиоэлектроника, телекоммуникации) – с жесткой конкуренцией и необходимостью сохранения ноу-хау, с коммерческой тайной. Конечно, и здесь могут быть прецеденты. Так, лауреатами Нобелевской премии в области физики за 2003 г. стали двое ученых, один из них В. Гинзбург – гражданин России, другой А. Абрикосов – гражданин России и США (двойное гражданство) за разработки одного научного направления. Это подтверждает факт глобализации науки и образования.
Глобализация не должна вести к утрате тех ценностей, которые сложились в рамках отдельных научных школ, направлений, образовательных учреждений. Сложно представить знаменитые британские университеты – Кембриджский, Оксфордский, Лондонскую школу экономики и политических наук (LSE) без их особых традиций, высокого качества обучения, научных и методических разработок. Это необходимо сохранить и развивать в соответствии с духом времени, без искусственной вестернизации и не в угоду глобализации, процесса далеко неоднозначного и во многом еще непознанного.
Система образования России, отличающаяся уникальной интеллектуальностью и одновременно задыхающаяся под грузом проблем, постепенно включается в общемировые процессы глобализации образования. Необходимо найти решение следующих вопросов: определить пути вхождения в это пространство, качество участия страны (лидера или догоняющего), ориентиры равнения на какого-либо участника (и нужно ли?), выбрать вектор развития? Будущее национальной образовательной системы целиком зависит от правильного выбора ответов на эти вопросы.
Но здесь есть свои сложности. Кризис Российской системы образования, обусловленный переходом от государственной образовательной системы к системе образования адекватной рыночным условиям, совпал по времени с глобальным кризисом образования в странах с развитой экономикой. Это возможно усугубило бы ситуацию. Но данное обстоятельство нужно максимально использовать во благо просвещения. Аргументы здесь следующие: выход из кризиса мировой образовательной системы позволяет России найти свой собственный путь реформ и выбрать его из всех возможных вариантов с учетом существующих прогрессивных глобальных тенденций развития образования. В настоящее время можно считать, что сложились два основных подхода к реформированию образования России:
- реформаторский, сторонники которого выступают за прагматизацию, необходимость избавления от избыточных, по их мнению, знаний, замены их на знания и навыки, которые способствуют карьерному успеху индивида;
- фундаментальный, сторонники которого считают фундаментализм образования незыблемой основой, не противоречущей прагматизму. Их аргументы достаточны весомы – это успех получивших лучшее фундаментальное образование в мире (МГУ, МИФИ). Многие ведущие зарубежные научные центры укомплектованы российскими специалистами данного профиля. Так, известный программист-изобретатель игры «Тетрис» А. Пажитков успешно работает в фирме «Microsoft».
Россия является одной из немногих стран, где до сих пор геометрия преподается фактически по Евклиду, существует обязательная программа по литературе, но при всем этом образование достаточно консервативно и очень медленно меняется в соответствии с новыми требованиями.
В российском образовании значимы высокий уровень компетентности и харизма преподавателя, его готовность к разноплановой работе – научной, административной, социальной, и полифоничность образовательного процесса, дающая широкое мировоззрение в различных областях наук. Наряду с этим есть и недостатки в системе отечественного образования – часть знаний не скорректирована в соответствии со временем, часть догматична, слаба его методологическая база (перегруженность учебников второстепенным материалом без выделения главного), отсутствие должной мотивации у среднего учащегося к самостоятельным мыслям и поступкам, т.е. умению развиваться самостоятельно и дополнять имеющиеся знания. В основании современного среднего общего образования в России лежит классно-урочная система, изобретенная в семнадцатом веке чешским просветителем Яном Амосом Коменским, что привело к созданию «школьного конвейера», дешево и быстро организующего достаточно массовое обучение. Однако образовательная парадигма: школьные знания на всю жизнь индивида – перестала работать уже в ХХ в. Стремительность многообразных изменений в мире, в известной степени неопределенность тренда его развития обусловловили появление новой парадигмы образования: индивид должен уметь не только применить конкретное знание в определенной ситуации, а понимать развитие объекта, процесса и генерировать, подбирать знания для своей адаптации к изменяющимся условиям. В данном контексте большое значение имеют школы, а также методики развивающего обучения, которые приучают к динамическому восприятию действительности. Современное образование должно быть конкурентным, креативным и пассионарным, а это требует создание национальной инновационной системы в данной сфере. Проблема обозначена. В основу современной инновационной образовательной системы будут положены различные элементы, и то, какие из них станут преобладающими, определит ее общую конструкцию.
Особую значимость в инновационной образовательной системе играет институциональная составляющая, где сделана ставка на сильные институциональные структуры и личности, способные играть роль лидера в освоении процессов генерации знаний.
В настоящее время активизировалось инновационное развитие вузов России. Одним из приоритетов, которого становится научно-исследовательская деятельность последних. Самарский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета не остался в стороне.
Стратегическая цель его научно-исследовательской деятельности – развитие интеллектуального капитала и наукоемкого образования, обеспечивающих устойчивый рост региональной торговли на основе подготовки высококвалифицированных кадров, способных к генерации инноваций, направленных на повышение экономического потенциала и конкурентоспособности предприятий отрасли, что, в свою очередь, способствует решению задач государственной социально-экономической политики в Самарской области.
Для достижения настоящей цели институт ставит перед собой следующие задачи:
- насыщение регионального рынка высококвалифицированными кадрами с востребованными компетенциями;
- участие института в формировании отраслевой технологической платформы на территории Самарской области и Приволжского федерального округа;
- выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по направлениям деятельности института, производство конкурентных на мировом уровне знаний и технологий;
- формирование конкурентоспособного профессорско-преподавательского состава;
- интеграция в международное научно-образовательное пространство;
- повышение финансовой устойчивости вуза.
Условием успешного достижения поставленных целей и задач является создание действенных механизмов интеграции образования, науки и торговли, основанных на комплексном, системном и синхронном взаимодействии посредством максимального вовлечения профессорско-преподавательского коллектива и студентов в научные исследования, формирования инфраструктуры продвижения новых знаний и разработок в деятельность хозяйствующих субъектов торговли, а также органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях при разработке стратегий и программ инновационного развития потребительского рынка.
Таким образом, институт станет интерактивной средой, в которой интегрируются образовательный процесс, научно-исследовательская и экспертно-аналитическая деятельность.
Решение поставленных задач предполагает следующее:
- научное лицо вуза в значительной степени будет определяться междисциплинарными исследованиями на стыке различных научных направлений с широким привлечением к участию в них студентов, а также ученых из других ведущих отечественных и зарубежных университетов;
- преемственность в приоритетной для института проблематики научно-исследовательской деятельности сконцентрированной на основных направлениях развития потребительского рынка в Самарской области, Российской Федерации и за рубежом;
- моделирование инновационного развития торговли на основе форсайт-исследований, долгосрочного и среднесрочного прогнозирования;
- последовательное обновление профессорско-преподавательского состава с акцентом на расширение занятости преподавателей научно-исследовательской деятельностью и экспертно-аналитической работой;
- ведущие преподаватели и ученые института должны стать активными участниками международных профессиональных сообществ, ассоциаций и объединений в сфере исследований проблем развития потребительского рынка и образования;
- формирование научных школ на базе существующих научных направлений в институте за счет улучшения качественного состава преподавателей, роста числа преподавателей имеющих право научного руководства аспирантами, докторантами и соискателями РГТЭУ, осуществления образовательной деятельности по программам послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальностям научных работников 08.00.01 – Экономическая теория, 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг, 08.00.12 – Бухгалтерский учет, статистика;
- научные семинары, исследовательские проекты (на базе торговых предприятий и фирм), авторские курсы и мастер-классы видных ученых и практиков должны стать опорными формами обучения на старших курсах бакалавриата и в магистратуре (до 20 % учебной нагрузки);
- качественно новые рабочие партнерства с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, научными изданиями, компаниями, международными организациями, что создаст условия для издания совместных сетевых журналов, проведения совместных научных исследований в профильных для института областях знаний, конференций и других научных мероприятий, реализации программ академической мобильности преподавателей и студентов;
- концентрация студенческой исследовательской работы на участии в конкурсах научных фондов, министерств, международных организаций, в конкурсах на получение грантов;
- инновационные технологии являются базовыми платформами для выполнения научно-исследовательских работ, научных проектов и научных мероприятий вуза;
- коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности за счет расширения реализации патентов, лицензий и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
- система общевузовского виртуального научного пространства концептуально является интеллектуальным стратегическим ресурсом развития института как территориального подразделения ведущего научно-исследовательского университета в сфере товарного обращения и услуг РФ:
ü формирование единого виртуального научно-образовательного инновационного комплекса института на основе интеграции деятельности существующих и создающихся структур (научные центры, научные школы по актуальным направлениям, кафедральные и межкафедральные научные проекты) с целью повышения общей эффективности научных разработок и реализации перспективных инновационных проектов;
ü совершенствование работы по обеспечению охраны интеллектуальной собственности, создание банка потенциально инновационных разработок института.
На ближайшее десятилетие сформированы следующие ориентиры научно-исследовательской деятельности института (см. табл. 3).
Таким образом, инновационное развитие современного вуза – это объективно обусловленный, целенаправленный процесс внедрения в его деятельность качественно новых элементов, свойств и характеристик. Базой формирования, которых является научно-исследовательская деятельность вуза.
Источники:
2. Кольчугина М.Б.«Новой экономике» —новое образование // Мировая экономика и международные отношения. —2003. —No 12. —С. 42-53.
3. Скотт П.Глобализация и университет // Almamater(Вестник высшей школы). —2000.—No 4.
4. Степанова Т.Е., Манохина Н.В. Экономика, основанная на знаниях (теория и практика): Учебное пособие. М.: Гардарики, 2008. —238 с.
5. Шереметьева Е.Н.Прямой маркетинг как ресурс инновационного бизнеса в новой экономике // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики: Материалы Международной научно-практической конференции, 31 марта 2011г.—Баку: ЦНИ, 2011.
6. Slaughter S., Leslie L. L.Academic capitalism: politics, policies and the entrepreneurial university. —Baltimore, Maryland: Johns Hopkins University Press, 1997. —296 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:28