Государственные премии СССР и их стимулирующая функция в обеспечении научно-технической деятельности (1966–1991 гг.)
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 1 (Январь-март 2024)
Цитировать:
Козлов А.В. Государственные премии СССР и их стимулирующая функция в обеспечении научно-технической деятельности (1966–1991 гг.) // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – Том 14. – № 1. – doi: 10.18334/vinec.14.1.119722.
ВВЕДЕНИЕ
Поиск оптимального современного механизма стимулирования инновационной деятельности зачастую упирается в «примерках» зарубежных практик. Многие ученые предлагают пойти по тому или иному пути без привязки к нашему опыту и сформированных на его основе институциональных условий. Действительно у многих экономически развитых государств (США, Швейцария, Германия, Япония, Израиль и др.) имеется отлаженных механизм стимулирования инновационной деятельности, который, как кажется, весьма просто скопировать и перенести на наши реалии. К сожалению такой видение ошибочно поскольку в кажущейся простоте скрываются детали и особенности уклада этих государств, сформированные под воздействием их истории и жизненных условий. Именно поэтому частичное копирование моделей на практике Республики Беларусь не дало необходимого результата в связи с чем поиск путей решения скорейшего перевода экономики на инновационный путь развития продолжается.
По мнению автора советский период нашего государства таит в себе огромный объем информации в части научно-технического развития и прогресса. Это объясняется тем, что, как бы критически не относились к истории, но, например, именно в СССР сжатые сроки построена и первая в мире атомная электростанция, и произведен первый в мире запуск космического спутника, благодаря чему Российская Федерация до сих пор является мировым лидером в космических технологиях и атомной энергетике. Одновременно в Республики Беларусь, благодаря внутригосударственной кооперации в СССР, остался серьезный научный задел, особенно в области точных наук (физики, химии и математики), что позволило, например, спустя многие десятилетия громко заявить о себе созданием первого в мире Парка высоких технологий, резидентами которого стали крупнейшие мировые корпорации, белорусские физики, химики и математики хорошо известны во всем мире своими научными разработками и публикациями о них.
Безусловно, все это стало возможным благодаря науке, которая в Советском Союзе находилась на очень высоком международном уровне. Часть этого потенциала передалась и Республике Беларусь, о чем свидетельствует то, что по потенциалу человеческого развития наша страна относится к числу высокоразвитых, чего нельзя сказать об экономических показателях.
Соответственно наличие противоречий между потенциалом Республики Беларусь и ее фактическим местом в мировой экономике позволяют сделать вывод о том, что мы в не в полной мере используем наш потенциал. Это означает то, что механизмы работы нужно пересмотреть, найти проблемные места и их отладить.
Одним из таких направлений для совершенствования государственной политики является стимулирование инновационной деятельности. По мнению автора, прежде чем предлагать новые рецепты нужно разобраться в том, что не так со старыми. С этой целью автор проводит ревизию известных и отработанных на практике СССР подходов государственного стимулирования научно-технической деятельности и прогресса. Для однозначного понимания отдельных терминов следует уточнить значение «государственного стимулирования», по которым автор подразумевает, меры центральной власти (партии, правительства и т.д.), не связанные с решениями конкретного организации, учреждения или предприятия. Такие меры принимались на высшем государственном уровне, например, ЦК КПСС и (или) Советом Министров СССР. Особенностью является то, что, например, издержки по обеспечению таких мер не относились на счет организаций, а финансирование осуществлялось из центрального бюджета страны. Разновидностью такой стимулирующей меры по мнению автора является премирование, пренебрегать которым нельзя, во-первых из-за существенного размера таких премий, и, во-вторых, из-за их особой значимости для лауреатов.
С учетом изложенного представляет интерес для исследования такой вид государственного стимулирования как Государственные премии СССР поскольку он был напрямую связан с поддержкой научно-технической деятельности и прогресса. Лауреатами премий становились только те лица, которые внесли существенный вклад в развитие науки и техники, а соответственно в конечном счете прямо или косвенно повлияли на экономический рост государства. Раскрытие деталей существовавших механизмов позволит найти сильные и слабые стороны премирования и оценить его влияние в обеспечении научно-технического развития
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Обобщение литературных источников свидетельствует о том, что анализ Государственных премий СССР с позиции их стимулирующей роли для научно-технического прогресса и экономического роста ранее не проводилось. Вместе с тем, следует сказать, что имеется достаточное количество исследований с позиции иных аспектов – политических, исторических, юридических и т.д. Такой вывод основан на изучении трудов советских, российских и белорусских ученых – академиков С.Г. Струмилина, Г.М. Кржижановского, К.В. Островитянова, Л.В. Канторовича, А.Л. Абалкина, В.А. Трапезникова, С.Ю. Глазьева, В.Г. Гусакова и П.Г. Никитенко, член-корреспондентов А.И. Пашкова, Л.М. Гатовского, П.Г. Бунича, профессоров Е.Л. Грановского, И.П. Поварича, М.Ю. Малкиной, И.М. Абрамова, А.И. Лученка, В.И. Тарасова, С.А. Пелиха, В.Ф. Байнева, А.Н. Сенько и др. Детальный обзор научной литературы автором проведен в статье «Материальное стимулирование научно-технической деятельности советского государства (довоенный период)» [1].
После распада Советского Союза в 1991 году отношение к его опыту, особенно в области экономики, было негативным, он подвергался критике, зачастую необоснованной. Свои же усилия ученые стали фокусировать на исследование переходных экономических моделей с уклоном на изучение свободных рыночных отношений. В таких условиях проведение каких-либо обобщений опыта присуждения Государственных премий СССР как способа стимулирования научно-технического прогресса и прорывных технологий было попросту непопулярным и не осуществлялось.
Все же по мнению автора советский период имеет важное значение и без изучения его опыта, как положительного так и ошибок, видится проблематичным восполнение современного механизма стимулирования научно-технической и инновационной деятельности государства. Такой опыт весьма важен и потому что в Советском Союзе были особенные институциональные условия, большинство которых сохранены в Республике Беларусь. Соответственно полученный опыт уже прошел апробацию на близкой к ныне существующей экономической модели.
Итак, в 1966 году тем же постановлением, которым изменен статус Ленинских премий [2], были введены Государственные премии СССР. Как следует из анализа данного нормативного акта, Государственные премии СССР подлежали ежегодному присуждению, начиная с 1967 года, в целях стимулирования развития научного, технического и культурного прогресса в СССР, более дифференцированного и широкого поощрения творческих работ, заслуживающих государственной поддержки.
Государственные премии СССР присуждались в количестве, равном 60, из них 50 – в области науки и техники, 10 – по литературе, искусству и архитектуре [2, 3]. Размер каждой премии составлял 5 тыс. рублей, или половину Ленинской премии. Сравнительная характеристика поводов, за которые могли присуждаться Ленинские премии и Государственные премии СССР, приведены в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительная характеристика отдельных положений о присуждении Ленинских премий и Государственных премий СССР в редакции постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 17 февраля 1967 года №158
Государственные премии СССР
(учреждены в 1966 г.) |
Ленинские премии
(учреждены в 1925 году, изменен статус в 1966 году.) |
Поводы для присуждения
| |
1) научные
исследования, которые вносили крупный вклад в развитие отечественной науки;
2) работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; 3) новые высокопроизводительные технологические процессы; 4) внедрение передового производственно-технического опыта, который имел большое народнохозяйственное значение; 5) оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; 6) глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; 7) наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства |
1) особо
выдающиеся научные исследования, которые открывали новые направления в науке
и технике и превышали мировые достижения в данной области знания;
2) принципиально новые технические решения, которые вносили крупный
вклад в народное хозяйство и оборону СССР и по своему уровню превосходили
достижения других стран;
3) выдающиеся исследования по актуальным вопросам государственного и хозяйственного строительства, марксистско-ленинской науки и современной общественной жизни; 4) особо выдающиеся произведения литературы и искусства социалистического реализма и архитектуры, которые вносили большой вклад в формирование коммунистической культуры, обогащали духовную жизнь советского общества, обладали художественным совершенством, имели общенародное признание и укрепляли мировое значение советского искусства |
Период существования (годы)
| |
1966-1991
|
1966-1991
|
Размеры премий (тыс. рублей)
| |
5
|
10
|
Количество премий / периодичность
присуждения
| |
до 60 / ежегодно
|
до 30 / 1 раз в два года
|
Из анализа поводов следует, что труды, за которые присуждались Государственные премии СССР и Ленинские премии в редакции постановления 1956 года, имеют некоторое сходство по значимости и глубине разработки. В то же время к присуждению Ленинских премий, начиная с 1967 года, предъявлялись особые требования, что выделяет их на фоне других поощрений и безусловно делает их «главной» премией в СССР.
В 1967 году постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были присуждены 17 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [4]. При этом увеличение количества премий в этом году с 10 до 17 было обосновано в постановлении целями поощрения в год 50-тилетия Великой Октябрьской социалистической революции более широкого круга выдающихся произведений литературы, искусства и архитектуры.
В то же время количество премий в области науки и техники составило всего 27 [5], что существенно ниже допустимого количества в 50 премий. Как отмечалось ранее, снижение количества премий в области науки и техники наблюдалось и при присуждении Ленинских премий за 1967 год, что еще раз говорит о том, что значение Государственных премий СССР увеличилось.
В 1968 году присуждены 10 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [6] и 23 премии в области науки и техники [7], что также существенно ниже допустимого количества в 50 премий.
В 1969 году тенденция по количеству премий сохранилась, были присуждены 9 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [8] и 23 премии в области науки и техники [9].
В 1969 году в целях стимулирования дальнейшего развития детской литературы одновременно с вышерассмотренной Ленинской премией была учреждена, дополнительно к уже существующим, одна Государственная премия СССР. Она также, как и Ленинская премия, присуждалась, начиная с 1970 года, за особо выдающиеся и наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства для детей [10]. Размер премии составлял 5 тыс. рублей.
В 1969 году в целях стимулирования работы по созданию высококачественных учебников для высших, средних специальных и средних учебных заведений были учреждены с 1970 года 4 дополнительные Государственные премии СССР, из них 3 – за создание наиболее выдающихся учебников на высоком научно-техническом и методическом уровне, как правило, по новым отраслям науки и техники для высших и средних специальных учебных заведений; 1 – за создание наиболее выдающихся, получивших широкое общественное признание учебников для средней школы [11]. Представление к этим премиям производилось соответственно коллегиями Министерства высшего и среднего специального образования СССР и Министерства просвещения СССР. Размеры премий составляли по 5 тыс. рублей.
В 1970 году присуждены 30 премий в области науки и техники, из них 10 – в области науки, 18 – в области техники, 2 – за учебники для высших учебных заведений [12]. Одновременно в этот год были присуждены 11 Государственных премий СССР в области литературы и искусства [13].
В 1971 году присуждены 30 премий в области науки и техники, из них 14 – в области науки, 14 – в области техники, 2 – за учебники для высших учебных заведений [14]. Одновременно в этот год также, как и в 1970 году, были присуждены 11 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [15].
В 1972 году присуждены 23 премии в области науки и техники, из них 11 – в области науки, 11 – в области техники, 1 – за учебники для высших учебных заведений [16]. В этот год снова также, как и в предыдущие два года, были присуждены 11 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [17].
В 1973 году присуждены 29 премий в области науки и техники, из них 9 – в области науки, 17 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений и средней школы [18]. Одновременно в этот год присуждены 13 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [19].
В 1974 году в соответствии с ранее принятым решением [20] Положение о Государственных премиях СССР в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры от 17 февраля 1967 года было дополнено возможностью присуждения премий за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании [21]. Для этих целей было предусмотрено до 10 премий, а общее количество Государственных премий СССР увеличено до 70. Количество же премий в области науки и техники было ограничено 50 премиями, а в области литературы, искусства и архитектуры – 10. Учреждение дополнительных премий было вызвано необходимостью поднятия престижа социалистических соревнований, активно пропагандируемых и являвшихся частью государственной политики. Решения о присуждении Государственных премий СССР передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам, коллективам бригад, участков, отделений, ферм и звеньев принимались совместно президиумами комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области науки и техники и ВЦСПС. Соответствующее положение стало носить название «Положение о Государственных премиях СССР».
В 1974 году присуждены 25 премий в области науки и техники, из них 6 – в области науки, 16 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений и средней школы [22]. Одновременно в этот год присуждены 13 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [23].
В 1975 году присуждены 27 премий в области науки и техники, из них 10 – в области науки, 14 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений [24]. Одновременно в этот год были присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [25], это больше допустимого по данной области, но в итоге общее количество присужденных Государственных премий СССР находилось в рамках дозволенного. В 1975 году впервые присуждены 10 Государственных премий СССР за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [26].
В 1976 году постановлением ЦК КПСС и СМ СССР количество Государственных премий СССР в области науки и техники было увеличено [27]. Дополнительное количество премий предусматривалось как на текущий год – на 20 премий, так и в дальнейшем, начиная с 1977 года, – до 75 премий.
Вместе с тем в 1976 году присуждены всего 33 премии в области науки и техники, из них 10 – в области науки, 20 – в области техники, 3 – за учебники для высших учебных заведений [28]. Одновременно в этот год были присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [29] и 10 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [30].
Кроме того, в 1976 году было увеличено до 15 количество Государственных премий СССР, присуждаемых за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам [31]. Одновременно принято предложение ВЦСПС – о ежегодном выделении 120 тыс. льготных туристических путевок по Советскому Союзу, в зарубежные страны для поощрения передовиков производства – победителей Всесоюзного социалистического соревнования. Также принято предложение ЦК ВЛКСМ – о присуждении ежегодно премий Ленинского комсомола комсомольско-молодежным коллективам и молодым производственникам, добившимся наивысших результатов в социалистическом соревновании; о награждении передовиков производства знаком «Молодой гвардеец пятилетки» и выделении ежегодно победителям в социалистическом соревновании 30 тыс. льготных туристических путевок.
Поскольку социалистические соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду набирали силу, то Академии наук СССР, ВЦСПС, Государственному комитету Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам было поручено принять меры по дальнейшей разработке теории и обобщению практики социалистического соревнования [31].
В 1977 году присуждено всего 38 премий в области науки и техники, из них 14 – в области науки, 20 – в области техники, 4 – за учебники для высших учебных заведений и средней школы [32]. Одновременно в этот год присуждены 22 Государственные премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [33] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [34].
В 1978 году присуждено всего 35 премий в области науки и техники, из них 12 – в области науки, 20 – в области техники, 3 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы [35]. Одновременно в этот год присуждены 23 Государственные премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [36] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [37].
В 1979 году присуждено всего 30 премий в области науки и техники, из них 9 – в области науки, 17 – в области техники, 4 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы [38]. Одновременно в этот год были присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [39] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [40].
В 1980 году произошло очередное изменение в порядке присуждения Государственных премий СССР в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры [41]. Премии присуждались не только за создание выдающихся учебников для высших и средних специальных учебных заведений, средней школы, но и для профессионально-технических учебных заведений, а также для системы партийной учебы и экономического образования. При этом продолжилась практика ежегодного присуждения премий. Количество премий было увеличено и установлено в следующих пределах: до 75 премий – за работы в области науки и техники, до 15 премий – за выдающиеся успехи в труде, достигнутые в социалистическом соревновании, до 8 премий – за учебники, в том числе 3 – для высших учебных заведений, 2 – для средних специальных учебных заведений, 1 – для средней школы, 1 – для профессионально-технических учебных заведений и 1 – для системы партийной учебы и экономического образования, до 18 премий – за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 – за произведения литературы и искусства для детей. Размер премий также остался на прежнем уровне – 5 тыс. рублей.
Увеличение числа Государственных премий СССР в 1980 году не отразилось на количестве присужденных премий. Так, количество премий осталось на том же уровне, как и в предыдущие годы: были присуждены всего 31 премия в области науки и техники, из них 8 – в области науки, 18 – в области техники, 5 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических учебных заведений, системы партийной учебы и экономического образования [42]. Одновременно в этот год присуждены 18 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [43] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [44].
В 1981 году увеличено с 15 до 25 число Государственных премий СССР, присуждаемых за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам и специалистам [45].
В этом же году количество соискателей на одну Государственную премию СССР было ограничено: до 12 человек по работам в области науки и техники и до 8 человек по работам в области литературы, искусства и архитектуры [46].
В 1982 году присуждена всего 41 премия в области науки и техники, из них 15 – в области науки, 22 – в области техники, 4 – за учебники для высших и профессионально-технических учебных заведений [47]. Одновременно в этот год были присуждены 20 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [48] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [49].
В 1983 году присуждены 48 премий в области науки и техники, из них 17 – в области науки, 27 – в области техники, 4 – за учебники для высших учебных заведений, средней школы, системы партийной учебы и экономического образования [50]. Одновременно в этот год присуждена 21 Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры [51] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [52].
В 1984 году присуждены 47 премий в области науки и техники, из них 14 – в области науки, 26 – в области техники, 7 – за учебники для высших учебных заведений, техникумов и средней школы [53]. Одновременно в этот год присуждена 21 Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры [54] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [55].
В 1985 году присуждены 50 премий в области науки и техники, из них 17 – в области науки, 29 – в области техники, 4 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений [56]. Одновременно в этот год присуждены 23 Государственные премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [57, 58] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [59].
В 1986–1988 годах Государственные премии СССР не присуждались. По мнению автора, это было обусловлено произошедшей техногенной катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В то же время в 1986 году для поощрения коллективов работников производственных и научно-производственных объединений, предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и проектно-технологических организаций дополнительно установлены 5 Государственных премий СССР за выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение [60].
Для выдвижения на Государственную премию СССР работ по коренному улучшению качества продукции и товаров народного потребления требовалось согласование с Государственным комитетом СССР по стандартам [61].
В 1989 году изменились правила присуждения не только Ленинских премий, но и Государственных премий СССР. Были утверждены новые нормативные документы: Положение о Государственной премии СССР в области науки и техники и Положение о Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры [61].
Основные сведения о Государственных премиях СССР в области науки и техники, а также в области литературы, искусства и архитектуры приведены в таблице.
Таблица 6. Сравнительная характеристика отдельных положений о присуждении Государственных премий СССР в редакции постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 21 марта 1989 года №251
Государственные премии
СССР
(1967 года) |
Государственные премии
СССР
(1989 года) |
Поводы к присуждению
| |
1) научные
исследования, которые вносили крупный вклад в развитие отечественной науки;
2) работы по созданию и внедрению в народное хозяйство наиболее прогрессивных материалов, машин и механизмов; 3) новые высокопроизводительные технологические процессы; 4) внедрение передового производственно-технического опыта, который имел большое народнохозяйственное значение; 5) оригинальные и экономичные архитектурные и технические сооружения; 6) глубокие теоретические исследования по вопросам государственного и хозяйственного строительства и марксистско-ленинской науки; 7) наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства |
1) научные
исследования, вносящие выдающийся вклад в развитие гуманитарных, естественных
и технических наук, приводящие к значительному ускорению экономического и
социального развития страны, решению общечеловеческих задач, к выходу
советской науки и техники на уровень передовых достижений в мире;
2) получение выдающихся результатов в реализации проектов государственных научно-технических программ; 3) разработка и внедрение новых видов техники, материалов и технологий, находящихся по своим показателям на уровне лучших мировых аналогов, обеспечивающих повышение темпов и эффективности развития экономики, а также создание ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, укрепление обороноспособности страны; 4) выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления; 5) лучшие учебники для высших и средних специальных учебных заведений, средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и для системы политической и экономической учебы трудящихся, получившие широкое общественное признание; 6) выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве передовикам социалистического соревнования – рабочим, колхозникам, инженерно-техническим работникам и специалистам; 7) наиболее талантливые, получившие общественное признание высокоидейные произведения литературы и искусства, отличающиеся новизной в художественном исследовании действительности, оригинальные архитектурные сооружения, имеющие особую эстетическую ценность, научные исследования, вносящие крупный вклад в развитие марксистско-ленинской эстетики, теории и практики художественного творчества |
Периодичность
присуждения
| |
ежегодно
|
ежегодно
|
Размеры премий
| |
5 тыс. рублей
|
10 тыс. рублей
|
Количество премий
| |
60
|
до 51
|
Размер премий увеличился в 2 раза – до 10 тыс. рублей, а коллектив соискателей был уменьшен с 12 до 8 человек, а по премиям за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве он не мог превышать 10 человек. К премированию допускались иностранные граждане, выполнявшие работу по совместным с организациями СССР планам и программам. Премия делилась поровну между авторами коллектива.
Присуждению подлежало до 51 премии, из них – до 18 премий за работы в области науки и техники (в том числе до 7 премий – за работы в области естественных наук, до 5 премий – за работы в области гуманитарных наук, до 6 премий – в области техники); до 5 премий за выдающиеся достижения в коренном улучшении качества продукции и товаров народного потребления; до 3 премий – за учебники; до 15 премий – за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве передовикам социалистического соревнования. В области литературы, искусства и архитектуры присуждению подлежало до 10 премий.
Таким образом, видно, что количество премий сократилось. Наибольших изменений (сокращение) претерпели премии в области науки и техники: с 50 до 18. В некоторой степени это снижение нивелировано введением новых премий – за качество.
В 1989 году присуждены 34 премии в области науки и техники, из них 29 – в области науки и техники, 5 – за учебники для высших и средних специальных учебных заведений [62]. Одновременно в этот год были присуждены 15 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [63] и 25 премий – за выдающиеся достижения в труде передовикам социалистического соревнования [64].
Сведения о присуждении Государственных премий СССР за 1990 и 1991 годы в собраниях постановлений правительства за данный период отсутствуют. Вместе с тем в открытых источниках, включая данные электронного ресурса – Библиотеки нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик, имеются ссылки на факты присуждения премий в указанный промежуток.
Так, по данным указанного ресурса, в 1991 году присуждено 19 премий в области науки и техники, из них 17 – в области науки и техники, 2 – за учебники [65]. Одновременно в этот год были присуждены 8 Государственных премий СССР в области литературы, искусства и архитектуры [66] и 15 премий – за выдающиеся достижения в труде и научно-техническом творчестве [67].
В целом опыт СССР по стимулированию инновационной и научной деятельности представляется весьма интересным и полезным, а пройденный этап является важным источником информации для формирования современных подходов к стимулированию в новых экономических условиях.
ВЫВОДЫ
По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам и констатировать:
1. В Советском Союзе была сформирована особая система (механизм) государственного стимулирования научно-технической деятельности и прогресса, материальная составляющая которой была представлена премированием. Государственные премии СССР являлись частью такого механизма и гармонично дополняли существовавший перечень мер материального стимулирования, прежде всего, работников интеллектуального труда, обеспечивавших научно-технического развитие и прогресс. С учетом существенного размера премий они наряду с Ленинскими премиями были сильным мотивирующим фактором.
2. Нынешние оценки существовавших в СССР подходов к материальному стимулированию труда зачастую вызывают неоднозначные оценки поскольку были периоды, когда меры стимулирования сочетались с принудительным трудом. В то же время этот исторический опыт связан с современным государственным укладом Республики Беларусь и поэтому его необходимо учитывать при формировании современных стратегий стимулирования. Проведенное исследование не преследует цель популяризации уклада и подходов, существовавших в СССР, а является наглядным примером того, что для достижения выдающихся результатов центральная власть не жалела финансовых средств и принимала на постоянной основе активное участие в совершенствовании механизмов стимулирования. На этом фоне современные инструменты поддержки инновационной деятельности выглядят неубедительно.
3. Длительный период существенной государственной поддержки отдельных областей научно-технической деятельности позволял обеспечивать прорывы, т.е. догоняющая модель совершала прорыв и становилась моделью опережающего развития. На примере Российской Федерации это четко видно по таким направлениям как космос и атомная энергетика, по которым она до сих пор занимает лидирующие позиции в мире. Из этого также следует вывод о возможном наличии в экономике Республики Беларусь и до настоящего времени потенциальных (возможно скрытых) ресурсов для прорывов в иных областях. Выявление таких ресурсов требует проведения дополнительных исследований, но область поиска можно сузить за счет понимания, что она должна быть связана наукой и с такими точными ее областями, как физика, химия и математика.
4. На примере Государственных премий СССР просматривается тренд девальвации стимулирующей роли этих премий для тех, кто занимался научно-технической деятельностью и обеспечением прогресса. Если ранее премировались «прорывные открытия», передовые достижения в науке и технике, то с середины 70-х годов этими же мерами стала активно поддерживаться интенсивность труда и выполнение плановых показателей (передовики и победители социалистических соревнований, за своевременный ввод объектов, за коренное улучшение качества продукции и т.д.). Из этого также вытекает то, что по мере приближения к периоду распада Советского Союза государственная оценка роли интеллектуальной составляющей вклада для экономики снижалась.
Страница обновлена: 03.11.2023 в 14:21:35