Ленинские премии как часть механизма стимулирования прогрессивных изменений в практике СССР (1956–1991 гг.)

Козлов А.В.1
1 «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению, по экономике и производству», Республика Беларусь, Минск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Козлов А.В. Ленинские премии как часть механизма стимулирования прогрессивных изменений в практике СССР (1956–1991 гг.) // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 2565-2584. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119720.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63633417

Аннотация:
В рамках написания данной статьи проведено исследование стимулирующей роли Ленинских премий. В основе лежат многочисленные нормативные документы и литературные источники. В ходе исследования использован комплексный подход, сочетающий в себе такие методы научного познания, как наблюдение, сравнение, анализ и синтез, исторический метод. В результате автор приходит к выводу о том, что Ленинские премии являлись мощным стимулом для ученых и практиков в работе по обеспечению научно-технического прогресса или прорыва в своей сфере деятельности. Они присуждались за исключительные достижения в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры, труда и т.д. Существенный размер премий говорит о государственной позиции в отношении к выдающимся деятелям и поддержке связанных с ними направлений.

Ключевые слова: Союз Советских Социалистических Республик (СССР), Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС), Совет Министров СССР (СМ СССР), государственные премии, поощрение и стимулирование, Ленинские премии

JEL-классификация: J38, O31, O32, O38, P21

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития Республики Беларусь уже известно и апробировано большое количество различного рода теорий, подходов и практических механизмов стимулирования инновационной деятельности, но, к сожалению, на практике все они по каким-то причинам не дали достаточного результата. Подтверждением тому являются постоянно реализуемые государственные программы, например в сфере инновационного, социально-экономического и иного развития.

Сравнительный анализ экономического развития нашего государства и некоторых экономически развитых стран говорит о том, что ресурсы для совершенствования механизма стимулирования не исчерпаны поскольку у последних имеются более высокие результаты. В то же время, как показывает отечественная практика, универсального рецепта стимулирования не существует поскольку простое копирование даже самых прогрессивных экономических моделей не дало ожидаемого результата. Заимствованный опыт, как правило, требует адаптации к сложившимся национальным условиям, а отечественный – пересмотра и отбора лучших практик. Соответственно к вопросу поиска эффективного и оптимального государственного организационно-экономического механизма стимулирования научно-технической и инновационной деятельности придется возвращаться снова и снова.

В настоящей статье рассмотрим именно отечественный опыт поскольку в советский период достижения науки и техники всегда стояли на первом месте. Индустриализация, механизация, химизация, а в дальнейшем и гонка вооружения, космические программы, самолетостроение – все это требовало колоссальных усилий со стороны ученых, мотивация и поддержка труда которых обеспечивалась на высшем государственном уровне. Был серьезный положительный результат – это и первая в мире атомная электростанция, и первый человек в космосе, и много другое. При таких обстоятельствах отечественный опыт стимулирования научно-технического прогресса требует переосмысления и безусловно подлежит вовлечению в современную практику, но только с учетом новых институциональных условий.

Особенностью советской социально-экономической модели развития являлось присутствие государства во всех областях жизнедеятельности общества. Научно-техническое развитие государства имело свои особенности. Поддержка наиболее важных направлений осуществлялась посредством присуждения государственных премий и наград, что свидетельствовало о признании заслуг лауреата и придавало ему весомый социальный статус.

В этой связи особый интерес представляет опыт присуждения главной премии Советского Союза – Ленинской премии. Такой интерес обусловлен тем, что из анализа многочисленных правовых документов следует прямой вывод о том, что Ленинские премии были призваны оказывать и оказывали существенное влияние на экономическое развитие государства.

Так, в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О Ленинских премиях за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства» от 15 августа 1956 года в качестве обоснования Ленинских премий указано, что они необходимы для стимулирования достижения изобилия материальных и культурных благ в стране, всемерного развития производительных сил, внедрения новой техники, обеспечения непрерывного технического прогресса, развития науки и культуры [1]. Из этого нормативно-правового документа также следует, что предыдущему опыту присуждения Ленинских премий в качестве инструмента стимулирования дана положительная оценка.

В другом нормативно-правовом документе – постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «Об улучшении работы по присуждению Ленинских премий» от 11 января 1960 года также отмечено, что Ленинские премии играли важную роль в развитии советской науки, техники, литературы и искусства, способствовали росту инициативы, направленной на успешное решение задач ускоренного внедрения новейших достижений науки и техники в народное хозяйство страны, а отмеченные премиями работы были связаны с крупными научными открытиями, новыми машинами и сооружениями, прогрессивными технологическими процессами, автоматизацией производства и повышением производительности труда, а также выдающимися произведениями литературы и искусства, играющими большую роль в идеологическом воспитании [2].

Из указанной логики следует, что ленинское премирование помимо прочих направлений охватывало фундаментальные научные исследования и разработки, а также их внедрение в производство и коммерциализацию, что соответственно имело уже прямую связь с экономическим ростом. В этой связи необходимо провести изучение оснований и порядка присуждения Ленинских премий. Так, основания позволят выявить и систематизировать те направления, которые на протяжении многих лет получали государственную поддержку и, следовательно, до настоящего времени могут хранить накопленный потенциал для дальнейшего развития и обеспечения экономического роста. Порядок же присуждения премий представляет собою ничто иное, как частный случай механизма стимулирования, а его понимание позволит на практике избежать прежних ошибок и выйти сразу на более высокий уровень.

Полученный опыт может быть весьма полезным для Республики Беларусь на современном этапе, когда в условиях существенных экономических ограничений, включая ресурсные и санкции, приходится решать весьма сложные экономические задачи.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обобщение литературных источников свидетельствует о том, что анализ государственных премий, в целом, и Ленинских премий, в частности, с позиции их стимулирующей роли для научно-технического прогресса и экономического роста ранее не проводилось, но имеется достаточное количество исследований с позиции иных аспектов – политических, исторических, юридических и т.д. Такой вывод основан на изучении трудов академиков С.Г. Струмилина, Г.М. Кржижановского, К.В. Островитянова, Л.В. Канторовича, А.Л. Абалкина, В.А. Трапезникова, С.Ю. Глазьева, член-корреспондентов А.И. Пашкова, Л.М. Гатовского, П.Г. Бунича, профессоров Е.Л. Грановского, И.П. Поварича, М.Ю. Малкиной и др., а также белорусских ученых-экономистов академиков В.Г. Гусакова и П.Г. Никитенко, профессоров И.М. Абрамова, А.И. Лученка, В.И. Тарасова, С.А. Пелиха, В.Ф. Байнева, А.Н. Сенько , и др. Детальный обзор научной литературы автором проведен в статье «Материальное стимулирование научно-технической деятельности советского государства (довоенный период)» [3].

После того как в 1991 году Советский Союз распался к его опыту, особенно в области экономики стали меньше обращаться и в один момент он стал всяческим образом критиковаться. Основная же масса трудов ученых была нацелена на исследования, связанные со сменой экономической модели и переходом от командно-административной системы к рыночной. В новых условиях проведение каких-либо обобщений опыта государственного премирования в СССР, как способа стимулирования научно-технического прогресса и прорывных технологий было попросту непопулярным.

Вместе с тем по мнению автора в советский период был и положительный опыт, изучение которого позволяет выявить детали, которым ранее должного внимания не уделялось. Эти детали могут иметь существенное значение для построения оптимального современного механизма стимулирования научно-технической и инновационной деятельности государства в условиях ограниченных ресурсов. Преимуществом такого опыта является, прежде всего то, что он апробирован на близкой к ныне существующей экономической модели.

Итак, решение по восстановлению Ленинских премий принималось в режиме строгой секретности. Постановлением от 9 августа 1956 года Президиум ЦК КПСС поддержал проект постановления ЦК КПСС о Ленинских премиях за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства [1] и 15 августа 1956 года уже совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 1127 присуждение премии имени В.И. Ленина было возобновлено [1]. Вручение премии носило преемственный характер, хотя они и стали именоваться Ленинскими премиями вместо первоначального наименования «премии имени В.И. Ленина». Они присуждались за наиболее выдающиеся научные труды; архитектурные и технические сооружения; внедренные в народное хозяйство изобретения, конструкции машин, новые материалы; усовершенствование методов производства.

В отличие от предшествующей редакции 1925 года в новой редакции постановления Ленинские премии были учреждены не только в области науки и техники, но и за наиболее выдающиеся произведения литературы и искусства, которые получили широкое общественное признание. Логически это объясняется тем, что Ленинские премии должны были полностью охватить область присуждения Сталинских премий.

Для наглядности и сопоставления краткие сведения о Ленинских премиях 1926 и 1956 годов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Краткие сведения о Ленинских премиях

Название
Премия имени В.И. Ленина
Ленинская премия
Правовое регулирование
Постановление СНК СССР от 23 июня 1925 года
Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1127 от 15 августа 1956 года
Основание для присуждение премий
За научные труды, имеющие наибольшее практическое значение по всем отраслям знания (естественным и точным наукам, технике, сельскому хозяйству, медицине и общественным наукам)
За наиболее выдающиеся научные труды; архитектурные и технические сооружения; внедренные в народное хозяйство изобретения, конструкции машин, новые материалы; усовершенствование методов производства
Период присуждения
1926 – 1935 гг.
1956 – 1991 гг. **
Размеры премий
2 тыс. рублей
75 тыс. рублей*
Количество премий
5
50
Примечание: авторская разработка на основе литературных источников;

* без учета денежной реформы и деноминации 1961 года;

** в рамках настоящего исследования получены сведения о присуждении премий до 1988 года.

Вышеназванным постановлением от 15 августа 1956 года было установлено 50 премий в год по 75 тыс. рублей [1]. При этом они распределялись следующим образом: больше всего премий (30) присуждалось за архитектурные и технические сооружения, внедренные изобретения, конструкции машин, новые материалы и усовершенствование методов производства, 12 премий – за наиболее выдающиеся научные труды и 8 премий – за высокохудожественные произведения литературы и искусства. Одновременно с учреждением Ленинских премий присуждение Сталинских прекратилось.

Из анализа литературных источников следует, что восстановленные Ленинские премии предусматривали две категории: открытые и закрытые, вручаемые за особо важные для государства секретные разработки в вооружении, атомной энергетике и космосе. Список лауреатов по закрытой категории длительный период не разглашался и только в последнее время занавес был приоткрыт. Например, считалось и в многочисленных литературных источниках указано, что первая премия после перерыва была присуждена в 1957 году, но сейчас после рассекречивания ряда проектов и документов известно, что уже в 1956 году Ленинская премия была присуждена четырем советским физикам-ядерщикам: И.В. Курчатову, А.Д. Сахарову, Я.Б. Зельдовичу, Ю.Б. Харитону [4]. Каждому ученому было присвоено звание лауреата Ленинской премии и присуждено по 75 тыс. рублей. При этом, из анализа физической копии постановления следует, что ввиду особой секретности решение о присуждении премий было принято на одном из заседаний СМ СССР (возможно специального комитета) без участия Комитета по Ленинским премиям и направлено в адрес последнего для сведения и исполнения.

Следует также отметить, что как само восстановление Ленинских премий в 1956 году, так и любые последующие изменения и дополнения в порядок их присуждения регламентировались соответствующими совместными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР. Так происходило неоднократно, например, в 1960, 1967, 1980, 1989 годах.

Правовое регулирование присуждения Ленинских премий определялось Положением о Ленинских премиях в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры 1956 года, которое в 1960 году было детализировано и конкретизировано новым Положением о Ленинских премиях [2], существовавшим вплоть до принятия еще одного (с принципиально новыми подходами) Положения в 1967 году [5].

Представляет интерес и тот факт, что в январе 1960 года на высшем государственном уровне рассмотрен вопрос о необходимости улучшения работы по присуждению Ленинских премий [2]. Данный пример исключает формализм в работе и свидетельствует о заинтересованности государства в конечных результатах от стимулирования.

Так, был признан положительным эффект от присуждения учрежденных Ленинских премий в виде роста инициативы, направленной на ускорение внедрений новейших достижений науки и техники в народное хозяйство, наличия крупных открытий, новых машин и сооружений, прогрессивных технологических процессов, позволяющих проводить комплексную автоматизацию производства и значительно повысить производительность труда.

Одновременно обобщение трехлетней практики присуждения ленинских премий позволило выявить существенные недостатки при выдвижении работ и в деятельности комитетов, а именно: на соискание Ленинских премий мало представлялось работ по химической технологии, радиотехнике и электронике, приборостроению, автоматизации производства, биологическим наукам, медицине, общественным наукам; слабо были представлены произведения литературы и искусства, посвященные актуальным темам современности. При этом были факты представления малозначительных работ, не соответствующих уровню Ленинской премии [2].

В результате недостаточного анализа работ со стороны научно-технических коллективов, редакций некоторых журналов, отдельных деятелей науки, литературы и искусства, а также ненадлежащей их проверки на качественное соответствие для присуждения высокой премии комитетами была допущена для участия в конкурсе только четвертая часть работ. Констатировалось, что зачастую представление работ происходило формально, без широкого обсуждения в печати, на собраниях научных работников, конференциях читателей и зрителей. Были случаи, когда на соискание премий поддерживались авторы, участие которых в выполнении работы явно недостаточно.

По итогам вышеуказанного обобщения и анализа было принято новое Положение о Ленинских премиях и утверждены новые составы комитетов по Ленинским премиям, а ЦК компартий республик, крайкомы и обкомы обязали улучшить работу в части их компетенции по отбору трудов, их широкому обсуждению, обоснованному выдвижению номинантов, не допуская включения в состав авторского коллектива лиц по признаку административного или организационного участия.

В Положении о Ленинских премиях 1960 года предусмотрено, что по решениям комитетов могло ежегодно присуждаться до 50 Ленинских премий по 75 тыс. рублей за наиболее выдающиеся работы в области науки, литературы и искусства. Для наглядности более детальные сведения о том, за что присуждались премии, приведены в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика оснований для присуждения Ленинских премий в соответствии с положениями 1956 и 1960 годов

Основания для присуждения премий

Положение о Ленинских премиях 1956 г.
Положение о Ленинских премиях 1960 г.
За наиболее выдающиеся научные
труды
За научные труды в области физических наук, механико-математических наук, технических наук, химических наук, геолого-географических наук, биологических наук, сельскохозяйственных наук, медицинских наук, военных наук, общественных наук
12 премий
до 12 премий
За архитектурные и технические сооружения, изобретения, конструкции машин, новые материалы и усовершенствование методов производства
За архитектурные и технические сооружения; внедренные в народное хозяйство изобретения, конструкции машин, новые материалы и усовершенствование методов производства в области машиностроения, приборостроения, металлургии, разведки и добычи полезных ископаемых, химии и химической технологии, энергетики, электроники и автоматики, строительства, архитектуры, транспорта и связи, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, медицины
30 премий
до 30 премий
За высокохудожественные произведения литературы и искусства
За высокохудожественные произведения литературы, изобразительного искусства, музыки, а также за наиболее выдающиеся достижения деятелей театрального искусства, кинематографии, получившие широкое общественное признание
8 премий
до 8 премий
Примечание: авторская разработка на основе нормативных источников

В марте 1960 года Положение о Ленинских премиях, утвержденное постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 января 1960 года №29, было дополнено пунктом о возможности присуждения Ленинских премий за выдающиеся произведения журналистики и публицистики [6]. Одновременно количество премий, присуждаемых Комитетом по Ленинским премиям при СМ СССР в области литературы и искусства, увеличено с 8 до 10. В результате общее количество присуждаемых Ленинских премий увеличилось с 50 до 52.

С 1961 года количество присуждаемых Ленинских премий было увеличено [7]: за работы в области науки и техники – с 42 до 60 премий, в области литературы, искусства, журналистики и публицистики – с 10 до 16. Таким образом, с 1961 года количество премий составляло 76: до 60 премий в области науки и техники и до 16 – в области литературы и искусства. Лауреату вручались диплом, золотая нагрудная медаль и денежная премия в размере 7,5 тыс. рублей [8, с.580].

В 1966 году порядок премирования снова претерпел изменения, однако статус Ленинских премий был существенно повышен. В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 сентября 1966 года №739 [9] и Положением от 17 февраля 1967 года №158 [5] Ленинские премии в области науки и техники, литературы и искусства стали присуждаться один раз в два года, их количество сократилось до 30, или в 2 раза (в том числе 25 – в области науки и техники, 5 – литературы, искусства и архитектуры), а к работам, выдвигаемым на соискание премий, стали предъявляться повышенные требования. Так, если ранее премировались «наиболее выдающиеся работы», то по новым правилам Ленинские премии могли присуждаться только за «особо выдающиеся труды». В частности, возможным основанием для присуждения Ленинской премии становились: 1) особо выдающиеся научные исследования, которые открывали новые направления в науке и технике и превышали мировые достижения в данной области знания; 2) принципиально новые технические решения, которые вносили крупный вклад в народное хозяйство и оборону СССР и по своему уровню превосходили достижения других стран; 3) выдающиеся исследования по актуальным вопросам государственного и хозяйственного строительства, марксистско-ленинской науки и современной общественной жизни; 4) особо выдающиеся произведения литературы и искусства социалистического реализма, работы в области архитектуры, получившие общенародное признание и укрепляющие мировое значение советского искусства [5, 9].

Окончательные правила присуждения Ленинских премий были определены в опубликованном в 1967 году Положении о Ленинских премиях в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры [5, 10]. С повышением статуса Ленинских премий в 1966 году их размер был увеличен до 10 тыс. рублей [5, 9] с учетом денежной реформы СССР и деноминации 1961 года [11].

Необходимо обратить внимание на то, что за промежуток с 1957 по 1966 годы сведения о присуждении Ленинских премий в собраниях постановлений правительства за указанный период отсутствуют. Это не свидетельствует об отсутствии самих фактов присуждения премий поскольку в данный период неоднократно вносились изменения в состав комитета по Ленинским премиям. Сведения о присуждении Ленинских премий и их лауреатах в послевоенный период стали публиковаться с 1967 года, после принятия новых положений о присуждении Ленинских и государственных премий.

В 1967 году Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были присуждены 16 премий, из них 11 в области науки и техники и 5 в области литературы и искусства [12]. Присвоение 16 премий из 30 допустимых действительно свидетельствует о повышении статуса премии.

В 1968 году отдельным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР Ленинская премия в области науки и техники была присуждена трудовому коллективу за проектирование и строительство Братской гидроэлектростанции [13]. Такой индивидуальный подход являлся скорее исключением из общего правила, когда обычно присуждается несколько премий в разных областях, и свидетельствует о важности решенной лауреатами государственной задачи. В данном случае следует упомянуть, что Братская гидроэлектростанция до 1971 года являлась крупнейшей гидроэлектростанцией в мире по установленной мощности и до настоящего времени продолжает выполнять важнейшую роль в обеспечении электрической энергией промышленных предприятий региона. Будет уместным сказать, что строительство Братской гидроэлектростанции стало логическим завершением части ранее намеченного плана ГОЭЛРО, а задержка во времени объясняется необходимостью больших материальных затрат, которые в свое время государство не могло себе позволить.

В 1969 году в целях стимулирования развития детской литературы, повышения ее роли в воспитании подрастающего поколения и в интересах более широкого поощрения литераторов, создающих произведения для детей, была дополнительно учреждена, начиная с 1970 года, еще одна Ленинская премия. Она присуждалась за особо выдающиеся и наиболее талантливые высокоидейные произведения литературы и искусства для детей [14]. Размер премии также составлял 10 тыс. рублей. Таким образом, количество Ленинских премий по литературе, искусству и архитектуре было увеличено на 1 – до 6.

В 1970 году, в год столетия со дня рождения В.И. Ленина, в целях поощрения более широкого круга авторов выдающихся произведений литературы, искусства и архитектуры, а также с учетом того, что в 1969 году очередное присуждение Ленинских премий не проводилось, количество Ленинских премий было увеличено с 6 до 9 [15]. В этот год все 9 заявленных Ленинских премий были присуждены [16]. Одновременно в 1970 году были присуждены только 14 Ленинских премий в области науки и техники [17].

Справочно: размер премии в 10 тыс. рублей можно оценить, например, путем сравнения. Так, в 1970 году средняя зарплата в месяц составляла 122 рубля, или почти 1 500 рублей в год [18]. Получается, что в то время размер указанного поощрения был равен доходу почти за 7 лет работы. За такие деньги можно было даже купить и два легковых автомобиля.

В 1972 году присуждено 11 Ленинских премий в области науки и техники [19], а также 8 премий в области литературы, искусства и архитектуры [20].

В 1973 году снова состоялось внеочередное присуждение Ленинской премии в области науки и техники за строительство Красноярской гидроэлектростанции имени 50-летия СССР [21], которая по мощности опередила Братскую гидроэлектростанцию и стала крупнейшей в мире.

В 1974 году присуждено 8 Ленинских премий в области науки и техники [22], а также 5 премий в области литературы, искусства и архитектуры [23]. При этом, в отличие от предыдущих лет, указанные в постановлении премии в области литературы, искусства и архитектуры не были разграничены по номинациям (литература, кинематография, архитектура и т.д.), а лауреаты перечислены списком, но с раскрытием их достижений. Это может свидетельствовать о снижении роли государственного премирования для целей стимулирования инновационной деятельности. Данное предположение усиливается еще и тем, что повсеместно получила распространение новая практика поощрения путем перевода предприятий и организаций на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования.

В 1976 году присуждено 10 Ленинских премий в области науки и техники [24], а также 6 премий в области литературы, искусства и архитектуры [25].

В 1978 году присуждено 10 Ленинских премий в области науки и техники [26] и 6 премий в области литературы, искусства и архитектуры [27].

В 1979 году Ленинская премия в области литературы, искусства и архитектуры была вручена Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР Л.И. Брежневу за книги «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», за неустанную борьбу за мир [28].

В 1980 году присуждено 10 Ленинских премий в области науки и техники [29] и 12 премий в области литературы, искусства и архитектуры [30].

В 1980 году порядок присуждения Ленинских премий был уточнен. Постановлено присуждать премии каждый четный год в количестве 30, в том числе 24 премии – за работы в области науки и техники и 6 премий – за работы в области литературы, искусства и архитектуры, в том числе 1 – за произведения литературы и искусства для детей. Размер премий не изменился и составлял – 10 тыс. рублей [31].

Следует отметить, что изменения коснулись и требований к ношению Почетного знака лауреата Ленинской премии. Было установлено, что знак носится на правой стороне груди выше орденов и медалей СССР и перед Почетным знаком лауреата Государственной премии СССР. Это свидетельствует об особой важности Ленинской премии в их государственной иерархии.

В 1981 году количество соискателей на одну Ленинскую премию было ограничено: до 6 человек по работам в области науки и техники и до 4 человек по работам в области литературы, искусства и архитектуры [32].

В 1982 году присуждено 5 Ленинских премий в области науки и техники [33] и 9 премий в области литературы, искусства и архитектуры [34].

В 1984 году присуждено 7 Ленинских премий в области науки и техники [35] и 7 премий в области литературы, искусства и архитектуры [36].

В 1986 году присуждено 8 Ленинских премий в области науки и техники [37] и 7 премий в области литературы, искусства и архитектуры [38].

В 1988 году присуждено 9 Ленинских премий в области науки и техники [39] и 2 премии в области литературы, искусства и архитектуры [40].

В 1989 году были утверждены новые правила присуждения Ленинских премий: Положение о Ленинской премии в области науки и техники и Положение о Ленинской премии в области литературы, искусства и архитектуры [41].

Для наглядности сравнительная характеристика оснований для присуждения Ленинских премий в области науки и техники, а также в области литературы, искусства и архитектуры приведены в таблице 3. Примечательно то, что размер премий увеличился в 2 раза – до 20 тыс. рублей, а коллектив соискателей не мог превышать 4 человек, среди которых допускались иностранные граждане, выполнявшие работу по совместным с организациями СССР планам и программам. Премия делилась поровну между авторами коллектива.

Таблица 3. Сравнительная характеристика оснований для присуждения Ленинских премий в соответствии с положениями 1989 и 1960 годов

Основания для присуждения премий

Положение о Ленинских премиях 1989 г.
Положение о Ленинских премиях 1960 г.
В области науки и техники – за решающий вклад:
в особо выдающиеся научные исследования, результаты которых превышают мировые достижения в данной области знания и утверждают приоритет советской науки, открывают новые перспективные направления в науке и технике, обеспечивающие кардинальное ускорение научно-технического прогресса;
в особо выдающиеся исследования по актуальным вопросам марксистско-ленинской науки, государственного и хозяйственного строительства и современной общественной жизни, имеющие большую теоретическую и практическую значимость;
в разработку и внедрение в производство принципиально новых перспективных поколений техники и технологии, превосходящих по своим показателям лучшие мировые достижения и обеспечивающих эффективное решение крупных проблем социально-экономического развития народного хозяйства и обороны СССР
За наиболее выдающиеся работы, в том числе: за научные труды в области физических наук, механико-математических наук, технических наук, химических наук, геолого-географических наук, биологических наук, сельскохозяйственных наук, медицинских наук, военных наук, общественных наук
до 12 премий
За наиболее выдающиеся работы, в том числе: за архитектурные и технические сооружения; внедренные в народное хозяйство изобретения, конструкции машин, новые материалы и усовершенствование методов производства в области машиностроения, приборостроения, металлургии, разведки и добычи полезных ископаемых, химии и химической технологии, энергетики, электроники и автоматики, строительства, архитектуры, транспорта и связи, сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, медицины
до 7 премий, в том числе до 3 – за работы в области естественных наук, до 2 – за работы в области гуманитарных наук, до 2 – в области техники

до 30 премий
В области литературы, искусства и архитектуры:
за наиболее выдающиеся, новаторские произведения литературы, искусства и архитектуры, которые вносят значительный вклад в многонациональную советскую культуру, достойно развивают и обновляют ее идейно-эстетические и художественные традиции, обогащают духовную жизнь социалистического общества, способствуют утверждению общечеловеческих ценностей и идей гуманизма, возвышают мировой авторитет советской литературы, искусства и архитектуры;
за наиболее выдающиеся труды в области марксистско-ленинской эстетики, теории и истории художественного творчества
За наиболее выдающиеся работы, в том числе: за высокохудожественные произведения литературы, изобразительного искусства, музыки, а также за наиболее выдающиеся достижения деятелей театрального искусства, кинематографии, получившие широкое общественное признание
до 3 премий
до 8 премий
Размер премии
20 тыс. рублей
7,5 тыс. рублей*
Примечание: авторская разработка на основе нормативных источников;

* с учетом денежной реформы и деноминации 1961 года

Из сопоставления оснований для присуждения Ленинских премий следует, что с течением времени требования к работам, претендующим на соискание премий повышалось. Так, например, Положение о Ленинских премиях 1989 года в качестве основания для присуждения премий в области науки и техники предусматривало «решающий вклад в особо выдающиеся исследования», в то время как по Положению о Ленинских премиях 1960 года к премии могли быть представлены «наиболее выдающиеся работы».

При изучении автором исследования нормативных источников – собраний постановлений правительства, достоверность данных из которых не подлежит сомнению, в них не обнаружены сведения о присуждении премий за 1989 – 1991 годы. Вместе с тем в открытых источниках имеются ссылки на факты присуждения премий в указанный промежуток. Полагаем, что такое разночтение не является критическим и в целом не может повлиять на конечные выводы.

Для удобства представления сведений о том, как изменялось количество возможных для присуждения Ленинских премий за весь период их существования, запишем их в табличной форме – таблица 4.

Талица 4. Общие сведения о количестве учрежденных Ленинских премий (1925-1991)

Годы учреждения/
изменения
В области науки и техники
Наука
Техника
В области литературы, искусствы, архитектуры
Всего
Доля науки и техники
1925-1935
5
5


5
1
1956
42
12
30
8
50
0,84
1960
42
12
30
10
52
0,81
1961
60


16
76
0,79
1966
25


5
30
0,83
1969
25


6
31
0,81
1970
25


9
34
0,74
1980
24


6
30
0,80
1989
7


3
10
0,70
Примечание: авторская разработка на основе нормативных источников

Из таблицы 4 следует, что на фоне общего снижения количества учрежденных Ленинских премий в области науки и техники снижалась и доля этих премий в общем количестве Ленинских премий, достигнув показателя 0,7 в 1989 году. Данный вывод в совокупности с другими обстоятельствами свидетельствует, что центральный орган уменьшал бюджет для стимулирования достижений в области науки и техники, что в свою очередь, может стать индикатором отношения к ученым и объяснением кризисных явлений в экономике СССР, повлекших его распад.

Для большей наглядности сведения об учрежденных Ленинских премиях нанесем на графики.

Рисунок 1. Сведения о количестве учрежденных Ленинских премий в области науки и техники.

Подпись: Линия тренда Подпись: Линия тренда

Рисунок 2. Сведения о доле учрежденных Ленинских премий в области науки и техники в общем количестве.

Подпись: Линия тренда

Из рисунков 1 и 2 видно, что в период существования Ленинских премий с момента их восстановления в 1956 году наблюдается стабильный тренд на снижение, как общего количества премий в области науки и техники, так и доли этих премий в общем количестве.

ВЫВОДЫ

По результатам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам и констатировать:

1. В настоящее время недооценивается роль государства и уже апробированных в истории мер государственного премирования и нематериального стимулирования для достижения высоких результатов в научно-технической и инновационной деятельности. В научной литературе не в полной мере исследовано и освещено влияние стимулирующих механизмов в научно-технической деятельности советского периода на экономический рост государства.

2. Центральный орган путем установления премий определял ориентиры и перспективы развития тех или иных направлений науки, техники, литературы, искусства, архитектуры и т.д. Ленинские премии с точки зрения экономики были мощным стимулом для получения выдающихся результатов.

3. В период существования СССР, особенно в послевоенные годы, со стороны государства к ученым, обеспечивавшим научно-технический прогресс, было особое отношение. Уравнительная система оценки интеллектуального труда исключалась. Ленинские премии выполняли не только функцию материального стимулирования, но и давали лауреату общественное признание и особый социальный статус. В вопросах военной тематики факты присуждения Ленинских премий имели гриф секретности, премии носили закрытый характер.

4. Длительный период присуждения Ленинских премий свидетельствует, что по соответствующим областям знаний был сформирован определенный потенциал, который требует проверки на актуальность и последующего вовлечения в оборот для целей обеспечения экономического роста. Видится, что таким потенциалом для обладают как минимум области физических, механико-математических, технических наук, химических, биологических, сельскохозяйственных и медицинских наук.

5. Были факты критического отношения центрального органа к самому механизму присуждения Ленинских премий, в связи с чем он постоянно совершенствовался. Одним из направлений совершенствования механизма стала конкретизация.

6. На примерах о стимулировании научно-технической деятельности просматривается тренд – по мере приближения к периоду распада Советского Союза роль интеллектуальной составляющей для экономики снижается. Если ранее премировались прорывные открытия и делался акцент на их стимулирование, то с 60-х годов стало активно поддерживаться интенсивность труда и выполнение плановых показателей (передовики и победители социалистических соревнований, за своевременный ввод объектов и т.д.).

7. Мотивация работы на получение государственных премий в области науки и техники с 60-х годов стала снижаться поскольку для работников предприятий стало проще получать другие премии, например, за счет перехода на новую систему планирования и экономического стимулирования. Соответственно инновации из-за естественных рисков невыполнения плановых показателей становились препятствием для получения материальных выгод и по этой причине наблюдается смещение акцентов в приоритетах работы для руководства предприятий и их трудовых коллективов.

8. Требуется проведение дополнительных исследований по проверке корреляционных зависимостей между существовавшими подходами в стимулировании научно-технической деятельности и экономическим ростом с учетом корректировки на институциональные условия в различные периоды существования советского государства.


Источники:

1. О Ленинских премиях за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства: постановление Президиума ЦК КПСС, 9 авг. 1956 г., № 167. Рос. гос. арх. новейшей истории. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/40241#mode/inspect/page/1/zoom/4 (дата обращения: 13.03.2023).
2. Об улучшении работы по присуждению Ленинских премий: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 11 янв. 1960 г., № 29 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1960. – № 2. – Ст. 8
3. Козлов А.В. Материальное стимулирование научно-технической деятельности советского государства (довоенный период) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2023. – № 3(71). – c. 22-31. – doi: 10.52452/18115942_2023_3_22.
4. О присуждении звания лауреата Ленинской премии ученым тт. Зельдовичу Я.Б., Сахарову А.Д., Харитону Ю.Б., Курчатову И.В.: постановление Совета Министров СССР, 7 сент. 1956 г., № 1253-634 // Атомный проект СССР: док. и материалы: [в 3 т.] / под общ. ред. Л.Д. Рябева. – Т. 3: Водородная бомба, 1945–1956, кн. 2 / сост.: Г.А. Гончаров (отв. сост.), П.П. Максименко. – М.: Саров. - 2009.– С. 497–498
5. Об утверждении Положений о Ленинских и Государственных премиях СССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 февр. 1967 г., № 158. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901825737 (дата обращения: 19.05.2023).
6. О частичном дополнении Положения о Ленинских премиях: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 16 марта 1960 г., № 299 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1960. – № 7. – Ст. 44
7. Об увеличении количества Ленинских премий и о пополнении состава Комитетов по Ленинским премиям: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 16 февр. 1961 г., № 153 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1961. – № 5. – Ст. 32
8. Советская историческая энциклопедия. / [в 16 т.] Акад. наук СССР, Ин-т истории, [Т.] 8 : Кошала – Мальта. - М.: Совет. энцикл., 1965. – 990 c.
9. О Ленинских и Государственных премиях СССР в области науки и техники, литературы и искусства: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 9 сент. 1966 г., № 739 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1966. – № 21. – Ст. 188
10. О признании утратившими силу некоторых постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам, касающимся порядка присуждения Ленинских и Государственных премий СССР: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 июня 1974 г., № 495 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1974. – № 14. – Ст. 78
11. Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами: постановление Совета министров СССР, 4 мая 1960 г., № 470 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1960. – № 10. – Ст. 69
12. О присуждении Ленинских премий в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры 1967 года: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 19 апр. 1967 г., № 339 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1967. – № 11. – Ст. 65
13. О присуждении Ленинской премии в области науки и техники 1968 года за проектирование и строительство Братской гидроэлектростанции: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 23 апр. 1968 г., № 273 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1968. – № 9. – Ст. 51
14. О присуждении Ленинских и государственных премий СССР за произведения литературы и искусства для детей: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 26 марта 1969 г., № 228 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1968. – № 8. – Ст. 48
15. Об увеличении в 1970 году количества Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Совета Министров СССР, 1 апр. 1970 г., № 215 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1970. – № 6. – Ст. 44
16. О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1970 года: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 9 апр. 1970 г., № 249 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1970. – № 7. – Ст. 53
17. О присуждении Ленинских премий в области науки и техники 1970 года: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 13 апр. 1970 г., № 252 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1970. – № 7. – Ст. 54
18. Оплата труда и доходы населения. Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбил. стат. ежегод. Гос. ком. СССР по статистике. [Электронный ресурс]. URL: https://istmat.org/node/9304?ysclid=leik8o27pa565838428 (дата обращения: 24.02.2023).
19. О присуждении Ленинских премий 1972 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 21 апр. 1972 г., № 289 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1972. – № 8. – Ст. 43
20. О присуждении Ленинских премий 1972 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 21 апр. 1972 г., № 286 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1972. – № 8. – Ст. 44
21. О внеочередном присуждении Ленинской премии 1973 года в области науки и техники за создание Красноярской гидроэлектростанции имени 50-летия СССР : постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 20 апр. 1973 г., № 259 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1973. – № 9. – Ст. 43
22. О присуждении Ленинских премий 1974 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 19 апр. 1974 г., № 283 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1974. – № 10. – Ст. 43
23. О присуждении Ленинских премий в области литературы, искусства и архитектуры 1974 года: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 19 апр. 1974 г., № 284 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1974. – № 10. – Ст. 44
24. О присуждении Ленинских премий 1976 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 20 апр. 1976 г., № 254 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1976. – № 7. – Ст. 35
25. О присуждении Ленинских премий 1976 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 20 апр. 1976 г., № 255 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1976. – № 7. – Ст. 36
26. О присуждении Ленинских премий 1978 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 20 апр. 1978 г., № 309 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1978. – № 10. – Ст. 67
27. О присуждении Ленинских премий 1978 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 20 апр. 1978 г., № 310 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1978. – № 10. – Ст. 68
28. О присуждении Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета СССР т. Брежневу Л.И. Ленинской премии: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 апр. 1979 г., № 348 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1979. – № 10. – Ст. 61
29. О присуждении Ленинских премий 1980 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 апр. 1980 г., № 320 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1980. – № 12. – Ст. 82
30. О присуждении Ленинских премий 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 апр. 1980 г., № 321 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1980. – № 12. – Ст. 83
31. О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о Ленинских и Государственных премиях СССР в области науки, техники, литературы и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 21 февр. 1980 г., № 163 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. – 1980. – № 8. – Ст. 58
32. О внесении дополнений в Положения о Ленинских и Государственных премиях СССР и о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 16 окт. 1981 г., № 1017 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1981. – № 31. – Ст. 178
33. О присуждении Ленинских премий 1982 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 15 апр. 1982 г., № 312 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1982. – № 14. – Ст. 74
34. О присуждении Ленинских премий 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 15 апр. 1982 г., № 311 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1982. – № 14. – Ст. 73
35. О присуждении Ленинских премий 1984 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 19 апр. 1984 г., № 338 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1984. – № 12. – Ст. 71
36. О присуждении Ленинских премий 1984 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 19 апр. 1984 г., № 342 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1984. – № 12. – Ст. 72
37. О присуждении Ленинских премий 1986 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 апр. 1986 г., № 463 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1986. – № 19. – Ст. 101
38. О присуждении Ленинских премий 1986 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 17 апр. 1986 г., № 464 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1986. – № 19. – Ст. 102
39. О присуждении Ленинских премий 1988 года в области науки и техники: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 15 апр. 1988 г., № 485 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1988. – № 18. – Ст. 52
40. О присуждении Ленинских премий 1988 года в области литературы, искусства и архитектуры: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 15 апр. 1988 г., № 482 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1988. – № 18. – Ст. 51
41. Об утверждении положений о Ленинских и Государственных премиях СССР в области науки и техники, литературы, искусства и архитектуры и положений о Комитетах по Ленинским и Государственным премиям СССР при Совете Министров СССР: постановление Центр. Ком. КПСС и Совета Министров СССР, 21 марта 1989 г., № 251 // Собр. постановлений Правительства Союза Совет. Социалист. Респ. Отд. первый. – 1989. – № 17. – Ст. 53

Страница обновлена: 22.03.2024 в 14:37:29