Победа СССР в Великой Отечественной войне в контексте институциональной перестройки экономики – годы 1941-1945 гг.

Караваева И.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. Победа в Великой Отечественной войне (ВОВ) – это в значительной мере и победа принципиально новой для своего времени системы мобилизационной экономики, позволившей переместить в кратчайшие сроки значительные ресурсы и провести структурную перестройку в соответствии с задачами военного времени и потребностями создания нового комплекса ВПК в тылу. Особо важная роль здесь принадлежала созданной советскими экономистами и управленцами методологии и практике государственного планирования, финансового обеспечения и реализации масштабных государственных проектов в условиях негативного развития экономики. В беспрецедентно короткие сроки были созданы новые институты управления, а весь аппарат государственного управления перенацелен на быстрое результативное решение военных задач.

В современных условиях особенно ценно сопоставление опыта военного времени с современными кризисными ситуациями и связанными с ними потенциальными рисками в оценке таких неординарных для мировой экономической науки явлений как: форсированное перебазирование и развертывание промышленных производств, решение задач восстановления высококвалифицированных трудовых ресурсов и социального обеспечения эвакуированного населения в тылу; формирование и эффективное использование системы государственного снабжения в решении продовольственной проблемы для армии, тыла, населения освобожденных территорий; участие экономической науки в разработке и реализации методов управления и финансового обеспечения мобилизационной экономикой.

Все это дает возможность показать действие экономических механизмов и управленческих структур, способных адекватно реагировать на тяжелейшие испытания в экстремальных условиях.

Военная адаптация институтов мобилизационной модели планового управления – 1941-1945 гг. Необходимо помнить, что экономический фундамент победы СССР в ВОВ был заложен в предвоенные годы. Также следует отметить, что рассмотренное выше кардинальное изменение систем экономических отношений и формирование новых институтов государственного управления в странах Запада шло параллельно с формированием новой структуры государственного управления в СССР.

Начиная с 1923 г. и в течение всего периода 1930-х гг. в СССР создаются и получают активное развитие регулятивные институты социалистического хозяйства: государственного текущего и долгосрочного планирования по отраслевому принципу, функционирующего на основе балансового метода; государственного снабжения; государственного ценообразования; государственного образования (среднего, среднего профессионального, высшего); централизованного распределения трудовых ресурсов на основе межотраслевого баланса затрат труда; государственного бюджета, сформированного на основе новых приоритетов и методов всеобъемлющей бюджетной и налоговой реформы 1930-1933 гг.; формирования единой государственной транспортной системы страны и др.

Однако к июню 1941 г. обстоятельства сложились так, что новая институциональная структура отечественной экономики находилась в ситуации продолжающегося активного формирования, а показатели основных промышленных отраслей СССР уступали экономическим показателям Германии почти вдвое.

Кроме того, в течение двух предвоенных лет СССР поставлял в Германию по договору, который был заключен в надежде на отсрочку начала войны, значительные объемы стратегических ресурсов. Следует также учесть потери в связи с захватом европейской части СССР в первые месяцы войны, в которой было развернуто до 40% всего промышленного потенциала страны.

В результате во второй половине 1941 г. объем промышленного производства в СССР сократился в 2 раза, выплавка чугуна и стали уменьшилась соответственно в 2 и 2,8 раза. Потери, в том числе, и в производстве вооружения в начале войны были огромны. С августа по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов выбыло 303 предприятий, изготовлявших боеприпасы. Месячный выпуск указанных предприятий составлял 8,4 млн. корпусов снарядов и много другой военной продукции. В результате военных потерь, а также эвакуации сотен предприятий валовая продукция промышленности с июня по ноябрь 1941 г. уменьшились в 2,1 раза. Выпуск проката черных металлов – основы военной промышленности в декабре 1941 г. уменьшился против июня 1941 г. в 3,1 раза. Производство проката цветных металлов, без которых невозможно военное производство сократилось в 430 раз. Производство шарикоподшипников, без которых нельзя выпускать ни самолетов, ни танков, ни артиллерии – в 21 раз [5, с. 110-112]. В начале войны армия Вермахта превосходила Красную Армию в следующих пропорциях: по танкам – почти в 3 раза, по самолетам – в 3,2 раза, по артиллерийским орудиям и минометам – на 25% [5, с. 245].

Тем не менее, в этих крайне жестких условиях начала войны механизм планового государственного регулирования продолжал работать. Задания третьего пятилетнего плана сохранялись как действующие, а уже 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации. В его ведение входил процесс скорейшего перебазирования промышленности на Восток и координация всех транспортных перевозок с Запада на Восток для восстановления и развития производственного потенциала, а с Востока на Запад – для фронта. В это же время был сформирован Государственный Комитет Обороны (ГКО).

При этом материальные и территориальные потери нашего государства в первые два года войны объективно ослабили материально-техническую и ресурсную базу советской экономики.

Таблица 1. Произведенный национальный доход СССР в 1941-1945 гг., в % к 1940 г.

1940 г.
1941 г.
1942 г.
1943 г.
1944 г.
1945 г.
100
92
66
74
88
83
Источник: [7, с. 5].

Эффективная военная экономика СССР, сформированная в рамках плановой модели трех пятилеток, опиралась на уникальную систему. Эта система, основанная на балансовом планировании, обеспечивала быструю и масштабную эвакуацию, развертывание производства и распределение ресурсов и продукции практически в любых условиях, даже в полевых. Действовали два основных критерия – все для фронта и социальной стабильности как основы прочности тыла.

Созданный Комитет по учету и распределению рабочей силы сумел совместно с ГКО и Госпланом возместить отток миллионов рабочих и специалистов на фронт за счет быстрой трансформации структуры занятых во всех регионах страны. При этом в данной структуре резко возросла доля женщин – с 37% до 53% от общей численности занятых. Примерно 30% составляли опытные работники с довоенным стажем. Резко возросла роль ФЗУ в подготовке к труду молодого поколения. По решению ГКО специалисты по вооружению были демобилизованы из армии для работы на военных заводах.

По предложениям Н.А. Вознесенского с первых дней войны был разработан Мобилизационный народнохозяйственный план на III квартал 1941 г. Он коренным образом пересматривал действующий пятилетний план, включив в него Программу военной конверсии с увеличением производства военной техники на 26%, а также всех необходимых для этого ресурсов, особенно капитальных вложений с утверждением заданий по дополнительному производству и перераспределению объемов металла (включая прокат для военной техники, танков, бронемашин). Все это направлялось в регионы размещения эвакуированных производств и строительства новых военно-промышленных предприятий и комплексов на Урале, в Западной части Сибири, в Поволжье.

Был практически заново разработан план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. с поквартальной разбивкой, а по конкретной новой военной технике – и с помесячной разбивкой. За июль-ноябрь 1941 г. на восток страны было перебазировано более 1 500 промышленных предприятий и 7,5 миллионов человек – рабочих, инженеров, техников и других специалистов. Эвакуация промышленных предприятий осуществлялась в восточные районы РСФСР, а также в южные республики страны – Казахстан, Таджикистан, Узбекистан [2].

Для создания эффективного аппарата планового управления в годы войны были разработаны новая структура, новые балансы, новое размещение производственного и военного потенциала с адекватным развитием всей инфраструктуры, включая энергетику, транспорт, жилье для рабочей силы. Сформирована система обеспечения необходимой пропускной способности транспорта с учетом всего объема встречных перевозок, что потребовало полной реконструкции железнодорожной сети страны.

Особое внимание уделялось следующим факторам:

– перевод в ВПК (военно-промышленный комплекс) всех необходимых по балансу предприятий из всех отраслей народного хозяйства;

– высвобождение производственных мощностей на всех промышленных предприятиях гражданского производства для размещения заказов для фронта и для населения, работающего в новых условиях;

– ускорение разработки и производства новой техники и других средств для фронта (например, бронелист в металлургии, организация массового поточного производства снарядов, пулеметов, автоматов Калашникова);

– мобилизация всех возможных ресурсов сельского хозяйства (расширение посевных площадей в Поволжье, в Сибири и других регионах с учетом выпадения из баланса ресурсов на захваченных немцами территориях);

– мобилизация строительных мощностей для военных нужд и строительства новых предприятий, обустройство на Урале и за Уралом промышленных производств, эвакуированных с западных территорий СССР;

– пересмотр всех нормативов потребления, издержек производства без ухудшения качества продукции;

– усиление контроля качества военной техники с помощью военпредов на оборонных предприятиях и в производстве продукции для армии;

– мобилизация средств населения для бюджета (выпуск государственных займов и облигаций) для помощи фронту и госпиталям;

– перестройка структуры и методов работы Госплана, наркоматов, министерств и ведомств (в 1941 г. вместо бывших шести был создан двадцать один наркомат);

– перестройка подготовки и переподготовки кадров;

– усиление трудовой дисциплины и укрепление национального единства СССР [3, с. 15-19].

Начиная с первых месяцев войны и в течение всего периода боевых действий 1941-1945 гг. основой производственной и финансовой политики нашей страны стало приоритетное использование внутренних ресурсов и плановое перераспределение производимого национального дохода в новых пропорциях на накопление, потребление и военные расходы.

Результативность мобилизационной модели управления военной экономикой можно оценить по тому, что уже к концу 1942 г. – началу 1943 г. перестройка экономики позволила СССР производить для фронта техники больше, чем это могла сделать Германия, несмотря на использование труда пленных, и потенциала захваченных стран и территорий. При этом динамично, по ускоренным технологиям и с высокими качественными характеристиками выпускалась новая боевая техника (танки Т34-36, самолеты ИЛ), вытесняя довоенную технику. В марте 1942 г. в восточных районах страны промышленное производство достигло довоенного уровня в среднем по всей территории СССР. Практически началось расширенное воспроизводство военной экономики в условиях жесточайшей войны. Валовая продукция за 1942 г. увеличилась более чем в 1,5 раза, а в 1943 г. против 1942 г. – на 17%. Объем капитальных вложений за 1942-1944 гг. составил почти 79 млрд. руб. В восточных регионах страны было вновь построено и введено в действие 2250 крупных предприятий, в освобожденных районах восстановлено свыше 6000 предприятий. Особенно быстро процесс восстановления шел в 1943-1944 гг. В итоге к 1944 г. в стране был достигнут самый высокий уровень производства вооружений для фронта [5, с. 87-95].

Таблица 2. Рост выпуска военной продукции за 1941-1945 гг., в % к 1940 г.

Отрасли промышленности
1941 г.
1942 г.
1943 г.
1944 г.
1945 г.
Авиационная промышленность

126

178

223

239

177
Танковая промышленность

112

184

234

296

276
Производство стрелкового вооружения

145

191

200

206

156
Производство боеприпасов
152
218
264
310
171
Источник: [6].

В результате уже в годы войны был создан оборонный потенциал, развитие и модернизация которого в процессе холодной войны, объявленной У. Черчиллем в Фултоне и планом Маршалла, обеспечили безопасность мирного развития СССР в послевоенном периоде. Четвертый и пятый пятилетние планы составлялись с учетом достижения за пять лет военного периода формирования экономического потенциала и проведения необходимой конверсии. Баланс народного хозяйства и его новая структуризация стали основой планирования, хозяйствования и соблюдения необходимых макро- и мезо-пропорций. Балансы производства и распределения общественного продукта, основных фондов были дополнены балансом распределения рабочей силы, в том числе в региональном разрезе.

Финансовое обеспечение мобилизационной модели военной экономики СССР. Победа в ВОВ опиралась помимо производственного фундамента и на финансовый, на сбалансированность материальных и финансовых потоков в экономике.

За годы войны Государственный бюджет снизил финансирование сфер народного хозяйства гражданской направленности в целом с 7,7 до 2,2 млрд. рублей. Надо учитывать, что в годы войны на государственном снабжении находилось до 77 млн. человек. Для этого, как уже упоминалось, была разработана система мобилизации и распределения всех важнейших видов ресурсов (материальных и продовольственных).

Госбюджет стал центром такой мобилизации. Уже со второго полугодия 1941 г. военные расходы получили пополнение в сумме более чем 21,6 млрд. рублей. В первый год войны военные расходы увеличились вдвое. Укрепление самого государственного бюджета началось уже в 1943 г. При этом доходы и расходы бюджета были обеспечены относительно небольшим превышением расходов – 1,8-0,4 млрд. рублей в год. Это стало возможно за счет мобилизации резервов и запасов на всех уровнях народного хозяйства, а также мер по повышению налоговой и страховой составляющих, развитию сберегательной системы, допущению «коммерческой» торговли и установлению высоких цен на водку, табак, парфюмерию и предметы роскоши [10, с. 25]. Характерно, что параллельно получили развитие система самообеспечения населения в качестве дополнения к карточной системе распределения продуктов. С военного времени в стране укоренилась система коллективных и индивидуальных подсобных участков для городского населения – их освоили около 19 млн. человек. Активизировалась роль местных доходов, ставших одним из важных разделов в едином федеральном бюджете.

На первом этапе войны (1941-1942 гг.) наблюдалось существенное сокращение доходов государственного бюджета. Нижней точки этот процесс достиг к концу 1942 финансового года, когда потери бюджета составляли около 10% по сравнению с базовым 1940 г.

Таблица 3. Доходы государственного бюджета СССР

и темпы его роста в военный период, млрд. руб.

Годы
1940
1941
1942
1943
1944
1945
Доходы бюджета СССР:
В том числе

180,2

177,0

165,0

204,4

268,7

302,0
Темп роста (%)
100,0
98,2
91,6
113,4
149,1
167,6
Налог с оборота
105,9
93,2
66,4
71,0
94,9
123,1
Темп роста (%)
100,0
88,0
62,7
67,0
89,6
116,2

Отчисления от прибыли

21,7

23,5

15,3

20,1

21,4*

16,9
Темп роста (%)
100,0
108,3
70,5
92,6
98,6
77,8
Доход от оплаты работ МТС

2,0

1,5

0,7

0,6

0,7

0,7
Темп роста (%)
100,0
75,0
35,0
30,0
75,0
75,0
Подоходный налог с кооперации и хозорганов общественных организаций

1,8

1,4

0,6

1,2

1,5

1,3
Темп роста (%)
100,0
77,8
33,3
66,6
83,3
72,2
Подоходный налог с колхозов

0,8

1,2

1,0

1,2

1,5

1,5
Темп роста (%)
100,0
150,0
125,0
150,0
187,5
187,5
Налог с нетоварных операций

0,64

0,54

0,34

0,42

0,46

0,53
Темп роста (%)
100,0
84,4
53,1
65,6
71,9
82,8
Местные налоги и сборы

1,9

1,3

2,0

3,4

5,8

6,3
Темп роста (%)
100,0
68,4
105,3
178,9
305,3
331,6
*Вместе с изъятием оборотных средств.

Источник: [8].

К началу 1943 финансового года темпы роста двух основных бюджетообразующих налогов существенно снизились. Так, в 1942 г. темпы роста налога с оборота составили 62,7% по сравнению с 1940 г., а отчисления от прибыли – 70,5%. Из-за снижения налоговых поступлений от социалистических предприятий, государство в военное время было вынуждено увеличить налоги для гражданского населения, проживающего на неоккупированных территориях.

Если же иметь в виду, что были оккупированы вся Прибалтика, Украина, Белоруссия, не считая автономий Северного Кавказа, окажется, что к 1945 г. по сравнению с 1940 г. налоговая нагрузка только по статье «Налоги с населения» возросла более чем в 4,2 раза.

Таблица 4. Удельный вес налогов и сборов с населения в общем объеме

доходов бюджета за период 1940-1945 гг.

Годы
1940
1941
1942
1943
1944
1945

Доходы бюджета СССР

180,2

177,0

165,0

204,4

268,7

302,0
Налоги и сборы с населения

9,4

10,8

21,6

28,6

37,0

39,8
Темп роста (%)
100,0
114,9
229,8
304,3
393,6
423,4
Удельный вес налогов и сборов с населения в доходах бюджета

5,2

16,4

13,1

14,0

13,8

13,2
Источник: [8].

Поступления в бюджет от налогов и сборов с населения в 1943 финансовом году были наивысшими и составили 14% (этот ресурс оказался более гибким и мобильным нежели все другие).

Следует также обратить внимание на колоссальные объемы поступлений от обязательных государственных займов. За годы войны было выпущено 4 государственных займа на сумму 72 млрд. рублей, каждый в 2-х выпусках, не считая государственного займа третьей пятилетки, который был принят накануне войны 2 июня 1941 г., но размещался уже в период военных действий. Ресурсы, мобилизованные с помощью четырех военных займов, на 25% превысили первоначально объявленную величину [11, с. 60]. Еще боле 10% бюджет получил за счет облигаций и других военных сборов с населения (за годы войны эта сумма достигла 90 млрд. руб.). Более 84 млрд. руб. военнослужащие сами сдали в фонд обороны [1, с. 64].

Такая принятая система мер по формированию военного бюджета позволила при всех трудностях добиться с 1944 г. практической сбалансированности доходов и расходов, при их ежегодном росте.

Таблица 5. Доходы и расходы государственного бюджета СССР

за период 1940-1945 гг., млрд руб.

годы
доходы
расходы
1940
18,0
17,4
1941
17,7
19,1
1942
16,5
18,3
1943
20,4
21,0
1944
26,8
26,4
1945
30,2
29,8
Источник: [9].

Если сопоставить приведенные выше цифры с объемами поступлений от налога с оборота, реальными плательщиками которого в конечном счете также являлось население, то становится очевидным, что более чем на три четверти финансовые ресурсы бюджета в годы войны формировались за счет отчислений из доходов населения.

Советские финансисты, теоретики и практики (Плотников К.Н., Зверев А., Сучков А., Марьяхин Г.Л. и др.) смогли таким образом преобразовать институт налогообложения доходов населения в условиях военного времени, чтобы превратить его в приоритетный финансовый источник пополнения оборонных статей бюджета. В целом была разработана система экономических механизмов, обеспечивающих переориентацию финансовых потоков, получаемых в виде доходов хозяйствующих субъектов и населения в направлении непрерывных инвестиционных вложений в ВПК.

Именно налоги и сборы с населения, а также добровольные пожертвования оказались во время войны тем гибким финансовым ресурсом, за счет которого в самые тяжелые периоды войны правительством успешно решались фискальные задачи бюджета.

Краткие выводы

Характеризуя уникальный опыт мобилизационной экономики, стоит вспомнить слова Н. Вознесенского о том, что «…Периоду военной экономики СССР соответствует особая глава науки политической экономии» [4, с. 10]. Действительно, тогда, 80 лет назад, была создана теория плановой кризисной экономики, способной функционировать в условиях геоэкономических и геополитических сдвигов мирового масштаба. Безусловно, отдельные инструменты этого опыта – целеполагание, планирование, ресурсное обеспечение, балансовые методы и т.п., могут быть чрезвычайно полезны для решения современных стратегических задач развития экономики современной России.


Страница обновлена: 21.05.2025 в 10:45:58