Общественные интересы в сфере жилищно-коммунального хозяйства: проблемы идентификации, эволюция институционализации

Смирнягин Н.С.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55848187

Аннотация:
В условиях интенсивного развития сервисных аспектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, актуализировались исследования, посвященные оценке качества жилищно-коммунальных услуг. Вместе с тем, очевидно, что помимо потребителя жилищно-коммунальных услуг, в данной сфере пересекается множество интересов его участников. При этом, интересы личности, общества и государства детерминированы конкретными различающимися потребностями. Таким образом, актуальность статьи обусловлена необходимостью идентификации таких интересов с целью их учета в методиках оценки качества жилищно-коммунальных услуг. В работе проведена систематизация подходов к понятию общественных интересов, осуществлена содержательная интерпретация интересов общества, а также сформулированы критерии, позволяющие оценить качество жилищных услуг в контексте общественных интересов. Результаты данного исследования могут быть интересны научной общественности, изучающей различные аспекты качества жилищных услуг, а также практическим работникам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищные услуги, качество, стейкхолдеры, государство, потребитель услуг, общество

JEL-классификация: D18, K25, O18



Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения методических подходов к оценке качества жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) с учетом интересов стейкхолдеров данной сферы.

Стоит отметить, что в настоящее время методические подходы к оценке качества жилищно-коммунальных услуг отличаются разнообразием, спектром метрик (показателей, характеристик, индикаторов, оценок, параметров), организационной структурой проведения оценки, а также участниками, деятельность которых включена в оценивание.

Очевидно, что методические подходы к оценке обусловлены интерпретацией их автором понятия качества жилищно-коммунальных услуг, подходы к пониманию которого не являются единообразными, не формализованы в правовых актах и имеют отличные интерпретации даже в официальных документах (нормативного и индивидуального характера).

Более того, качество по-разному интерпретируется отдельными авторами. Большинство ученых формулирует понятие качества ЖКУ через совокупность характеристик услуги, способных обеспечить удовлетворение потребностей.

Поскольку в настоящее время «ответственный, зрелый собственник» жилого помещения находится только в процессе формирования, отсутствует четко сформулированный запрос на характеристики качества ЖКУ со стороны непосредственного реципиента услуг.

В таких условиях актуальным представляется учет интересов общества, представителями которого являются в основном некоммерческие организации, способные сделать запрос управляющим компаниям, содержащий общественно-значимые характеристики качества жилищно-коммунальных услуг.

Следует отметить, что в научной литературе по заявленной проблематике присутствует плюрализм. Можно отметить отсутствие единообразия подходов как к методологии оценки качества жилищно-коммунальных услуг, так и к интерпретации собственно качества.

В частности, можно выделить функциональный подход к оценке качества ЖКУ, где оценивается результат процесса производства услуги [11]. В свою очередь, субъектный подход в оценке складывается из составляющих: требования жильцов, требования управляющей организации, требования административных органов, требования поставщиков ЖКУ [2]. В рамках социально-ориентированного подхода оцениваются социальные аспекты общественных отношений в сфере ЖКУ, например, социальное партнерство [3], изучается социальная эффективность управления многоквартирным домом (МКД) через оценку качества ЖКУ [28]). Также распространенным методическим подходом является оценка отдельных показателей услуги, например, жалобоотдача [6], конкурентоспособность (через качество ЖКУ) [4], социальная и экономическая эффективность [14], доступность [10] и др. Таким образом, констатируем широчайший разброс методик оценки качества жилищно-коммунальных услуг, весьма редко учитывающий общественное мнение и интересы.

Вместе с тем, в настоящее время концепт «общественные интересы» в науке также является неопределенным, имеющим отличающиеся дефиниции и методологические подходы к анализу. Следует отметить, что большой пласт исследований, посвященных определению общественного интереса, лежит в области юридических наук и связан, как правило, с нормативно закрепленными публичными (государственными) интересами [9]. В экономической науке идет активная дискуссия о несводимости (сводимости) суммы индивидуальных интересов к общественному [5]. Приверженцы методологического индивидуализма трактуют общественный интерес как сумму индивидуальных интересов, в свою очередь, ученые, придерживающиеся методологического холизма, интерпретируют его как категорию, надындивидуальную, не являющуюся суммой интересов отдельных индивидов [18].

Исходя из дискуссионности подходов к формированию методик оценки качества жилищно-коммунальных услуг, а также разнообразия взглядов на интересы их реципиентов, задачей настоящего исследования является идентификация общественных интересов на основе сформированной эмпирической базы деятельности ключевых представителей общественности, а целью - посредством соотнесения интересов общества и общественно-значимых характеристик жилищных услуг выработать критерии оценки их качества.

Результатом исследования является систематизация подходов к понятию общественных интересов, содержательная интерпретация интересов общества, а также сформулированные критерии, позволяющие оценить качество жилищных услуг в контексте общественных интересов.

Теория и методология.

Следуя общепринятому и вполне устоявшемуся определению интереса в широком смысле как осознанной потребности в чем-либо и не углубляясь в дискуссии и терминологические тонкости, уточним подходы к интерпретации общественных интересов посредством анализа как научных, так и правовых источников.

С целью идентификации подходов к анализируемому понятию, обратимся вначале к нормативным правовым актам, в той или иной степени затрагивающим или предполагающим общественный интерес в качестве объекта или предмета регулирования, далее проведем оценку научных текстов на предмет интерпретации общественных интересов.

Выделив наиболее активных коллективных субъектов, реализующих общественные интересы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, определим цели их деятельности, зафиксированные в учредительных документах и на сайтах.

Институционализацию общества как участника общественных отношений, имеющего собственный интерес можно обнаружить, например, в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (утратил силу), где зафиксировано наличие интересов трех уровней: личности, общества и государства. Следует отметить, что в системе законодательства интересы личности, общества и государства имеют самостоятельное значение, и в отличие от научных источников, где идет дискуссия о разграничении указанных интересов, правовое регулирование наделяет их собственными характеристиками и содержательным наполнением.

Также отметим, что законодатель довольно часть использует конструкты «общественный интерес» или «интерес общества», при отсутствии общепринятых, формально закрепленных их дефиниций. Использование данных словосочетаний можно обнаружить, например, в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 451, 566, 663, 1065 и др.) в основном в контексте отсутствия противоречия действий и их последствий данным интересам (предел осуществления субъективных гражданских прав).

Контент анализ текстов нормативных правовых актов позволяет отметить, что интересы личности, общества и государства детерминированы конкретными потребностями, например в уголовном праве, потребностями охраны и защиты, в правовых актах, посвященных различного рода безопасности (транспортной, промышленной, энергетической и др.) необходимостью защиты от соответствующих рисков и т.п.

Далее проведем оценку научных текстов на предмет интерпретации общественных интересов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Теоретические подходы к интерпретации общественных интересов в научных источниках [1, 8, 12, 21]

Результаты исследования и их обсуждение.

В качестве методологической предпосылки дальнейших рассуждений отметим, что авторы данной статьи придерживаются подхода, в рамках которого общественные интересы не являются синонимом публичных интересов, а также суммой индивидуальных интересов. Отдельно отметим, что в науке идет дискуссия о соотношении частных, общественных и публичных интересов. Между тем, полемика о синонимичности общественных и публичных интересов имеет давнюю историю и межотраслевой характер. В частности, Еще Платон и Аристотель говорили, что интересы полиса есть интересы его граждан, отождествляя таким образом публичные интересы с суммой интересов граждан конкретной территории. Вместе с тем, не трудно заметить, анализируя лишь некоторые приведенные на рисунке 2 определения, что дискуссия о соотношении понятий частный и публичный, а также публичный и общественный интерес не закончена.

В качестве примера современных экономических дискуссий в рамках данной тематики можно отметить споры об интерпретации общественных интересов в рамках методологического индивидуализма и холизма, где первый подход в его наиболее радикальном выражении отрицает существование каких-либо интересов, кроме интересов индивидов, второй же напротив, допускает наличие самостоятельных интересов общества и коллективные потребности [18, с. 13].

Здесь согласимся с М. Олсоном в том, что именно групповые интересы являются основной движущей силой общества. При этом, интересы общества не тождественны сумме интересов отдельных индивидов, общественный интерес самостоятелен и отличается от совокупности индивидуальных интересов [16, с. 112].

Подчеркнем, что по мнению большинства ученых, общественные интересы не являются суммой частных интересов, а соответственно очевидна целесообразность их выделения в связи с анализом конкретных общественных отношений, в частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Вместе с тем, воспринятый в данной работе стейкхолдерский подход к исследованию общественных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства обуславливает идентификацию интересов общества как стейкхолдера, имеющего самостоятельный ракурс в формировании подходов к качеству жилищных услуг.

Следует обратить внимание на наличие дискуссии по поводу носителя общественного интереса. В настоящее время можно выделить весьма противоречивые научные взгляды по данному вопросу, в частности ряд ученых утверждает, что носитель общественного интереса государство, что соответственно в какой-то мере лишает общество субъектности. Вместе с тем есть точка зрения, утверждающая что носитель общественного интереса — это совокупность индивидов [13], что отсылает к методологическому индивидуализму. Вместе с тем, есть мнение, что общество является носителем собственного интереса [7]. Последний подход обуславливает дискуссию о понятии общества и его структуре. Не углубляясь в данную полемику, отметим только, что в контексте данного исследования представляется целесообразным рассматривать гражданское общество в качестве носителя общественного интереса. В таком случае, отдельными субъектами, реализующими данный интерес являются институты гражданского общества, коллективные субъекты его составляющие, в частности некоммерческие организации и объединения граждан без образования юридического лица.

В сфере ЖКХ функционирует широкий спектр коллективных субъектов, являющихся носителем общественных интересов. Боле того, государство предпринимает некоторые усилия по расширению сети общественных организаций в анализируемой сфере. В частности, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусматривал еще в 2013 году «…создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств…» [22].

Следует отметить, что в настоящее время спектр организационно-правовых форм коллективных субъектов, представляющих общественные интересы в сфере ЖКХ довольно широк. Оценка правовых актов на предмет упоминания и регулирования деятельности коллективных субъектов в анализируемой сфере позволяет отметить наличие внимания законодателя к данному вопросу. В частности, Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. N 913/пр «Об утверждении методических рекомендаций по вовлечению граждан, их объединений и иных лиц в решение вопросов развития городской среды» в качестве участников процесса развития городской среды закрепил группы лиц, объединенных определенными целями. Указанный акт содержит весьма некачественные формулировки, в частности цели общественных субъектов указаны в разной коннотации (например, отнесение физических лиц к участникам процесса с целью…исследования…, появление…, возможности…, формирования…). Вместе с тем, опираясь на данный акт, выделим коллективных общественных субъектов, интересы которых реализуются в жилищно-коммунальной сфере, а соответственно могут задавать координаты качества жилищной услуги для целей настоящего исследования. Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2016 г. N 1491 «О порядке осуществления общественного жилищного контроля» также фиксирует некоторые перечень коллективных субъектов. Не останавливаясь подробно на перечислении таких актов, классифицируем коллективные субъекты, реализующие общественные интересы в анализируемой сфере, сгруппировав их по нескольким критериям, синтезировав, таким образом их таксономию (рисунок 2).

Первым таксономическим критерием выделим отнесение объединений граждан к организациям без объединения юридического лица и с созданием такового. Далее классифицируем участников по организационно-правовым формам юридических лиц. Выделим при этом группу представителей общественных интересов, созданную при органах государственной власти. Подчеркнем, что наиболее часто юридические лица - представители и выразители общественных интересов имеют форму общественных организаций. Однако, также распространены некоммерческие организации (НКО) в форме кооперативов, фондов, ассоциаций и союзов и др. Отразим на рисунке лишь те организационно-правовые формы, которые наиболее часто осуществляют свою деятельность в сфере ЖКХ. В частности, разновидностью общественных организаций, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, а также политическая партия. Однако, наиболее популярна лишь часть из указанных форм.

Вместе с тем, в группе коллективов физических лиц, созданных без образования юридического лица также возможны различные вариации с отличающимися названиями и формами. В частности, согласно федеральному закону «Об общественных объединениях», они могут создаваться гражданами и организациями без образования юридического лица (т.е. без государственной регистрации в качестве такового), о чем сказано в абзаце 3 статьи 18 [26]. Сказанное относится и к территориальному общественному самоуправлению, которое также может функционировать как в форме юридического лица, так и без его образования.

В ряду жилищных общественных образований следует упомянуть советы многоквартирных домов, создаваемые как в обязательном порядке при отсутствии решения о способе управления МКД (ст. 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации), так и в инициативном порядке в качестве драйвера между управляющей организацией и собственниками жилых помещений.

Рисунок 2 – Характеристика коллективных субъектов, реализующих общественные интересы в сфере жилищно-коммунального хозяйства [1]

Приведем некоторые примеры содержательной интерпретации интересов общества, транслируемого некоммерческими организациями в сфере ЖКХ посредством контент-анализа текстов учредительных документов и официальных сайтов некоторых некоммерческих организаций, выбранных произвольным образом для иллюстрации авторских рассуждений (таблица 1).

Таблица 1 – Содержательная интерпретация интересов общества в учредительных документах и информации на сайтах НКО ЖКХ [17, 23, 24, 25, 26]

Пример
Цель создания
Содержательная интерпретация интереса общества, транслируемого НКО
Некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»
содействие развитию механизмов общественного
контроля в жилищно-коммунальной сфере
Исходя из ФЗ «Об основах общественного контроля и Устава НК «ЖКХ Контроль» - соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере ЖКУ
Межрегиональное общественное движение «Народный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
содействие защите прав граждан, преимущественно в сфере жилищно-коммунальных отношений;
содействие формированию и развитию гражданского общества;
содействие развитию правовой базы всех уровней в сфере регулирования жилищно-коммунального хозяйства
Защита прав граждан, развитие гражданского общества
Ассоциация предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» (Совет ЖКХ)
Целью Ассоциации является объединение и консолидация усилий существующих профессиональных сообществ и крупных предприятий для выработки общих сбалансированных и эффективных решений, позволяющих реализовать стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации
Развитие ЖКХ
Общественный совет при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиту прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений, негосударственных некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики в части, относящейся к сфере деятельности Министерства, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью Министерства
Защищенность прав и свобод граждан

Уточняя содержательную характеристику общественных интересов, обратимся к юридическим актам, так или иначе касающимся данного вопроса. Например, в Своде правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» общественные интересы населения удовлетворяются посредством обеспечения качества общественных территорий (площадей, дорог, скверов и др.) [19]. Верховный Суд РФ [15] относит к общественным интересам воздействие на окружающую среду.

Исходя из проведенного анализа целей и (или) функций коллективных общественных субъектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ключевыми являются обеспечение качества ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги), защита прав и интересов граждан, совместное решение возникающих в данной сфере социальных проблем, а также налаживание взаимодействия и согласование общественно значимых интересов общества.

Основываясь на сказанном, подчеркнем, что интерес общества детерминирован реально существующими потребностями, например, безопасность и выступает в качестве критерия правомерности и социальной полезности поведенческих актов [20].

Таким образом, анализ правовых актов и практики деятельности коллективных субъектов, выражающих интересы общества позволил обнаружить ключевой интерес: защищенность граждан от нарушений их прав и законных интересов. Дополнительно, можно выделить направленность деятельности указанных организаций на налаживание эффективного взаимодействия всех участников общественных отношений в сфере ЖКХ и развитие гражданского общества.

Интерпретируя выделенные общественные интересы, экстраполируем их на понимание качества ЖКУ. При этом, при формулировании общественного подхода к качеству жилищной-коммунальной услуги учтем ее характеристики, выделенные в первой и второй главах исследования (мериторность, доверительный характер, сложность измерения, наличие информационной асимметрии).

В ряду ключевых общественно-значимых качеств жилищно-коммунальных услуг, обусловленных их мериторным характером (об этом в первой главе) следует выделить:

¾ доступность, имея ввиду организационную возможность получения. В частности, в настоящее время можно обнаружить существенную дифференциацию качества ЖКУ в зависимости от типа расселения населения (сельские и городские территории). В новой Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года отмечается низкий уровень обеспеченности сельского населения качественной питьевой водой, недостаточный уровень развития газотранспортной инфраструктуры;

¾ ценовая доступность при относительно низком платежеспособном спросе населения (об этом в первой главе настоящего исследования);

¾ наличие гарантии качества ЖКУ и защищенность потребителя при нарушении его прав. Здесь речь идет о качестве правового регулирования анализируемой сферы при наличии информационной асимметрии, невозможности выбирать поставщика, который является естественной монополией, наличии отрицательных экстерналий при производстве и потреблении (о чем говорилось в первой главе);

¾ безопасность при производстве и потреблении. Речь идет об экологичности, отсутствии техногенных аварий, безопасности для здоровья населения.

Далее уточним подходы к качеству жилищных услуг отграничив их от общих подходов к качеству ЖКУ.

Конституцией РФ закреплено право каждого гражданина России на жилище. Согласно ЖК РФ, власть обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Таким образом, услуги по обслуживанию жилищного фонда (жилищные услуги) и коммунальные услуги отнесены к законно установленным правам граждан. Вместе с тем, права граждан в сфере потребления жилищных услуг защищены Законом о защите прав потребителей. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установило перечень жилищных услуг, отграничив их от коммунальных. Отдельно подчеркнем, что жилищные услуги в меньшей степени, чем коммунальные, однако также имеют признаки мериторности, асимметрии информации, доверительности и сложности в измерении, что усложняет защиту нарушенных прав конкретного гражданина и требует содействия общества.

Исходя из проведенного анализа и основываясь на идентифицированных характеристиках общественных интересов, сформулируем критерии качества, позволяющие оценить жилищную услугу в рамках реализации общественного интереса защищенности прав и законных интересов граждан в сфере оказания жилищных услуг. Представляется, что она реализуется в нескольких направлениях:

1) отсутствие/наличие нарушений прав на получение гражданами качественных жилищных услуг;

2) наличие и действенность механизмов защиты нарушенных прав (помимо установленных государством судебного порядка и жалоб в контрольно-надзорные органы);

3) соблюдение законодательно установленных требований в сфере оказания жилищных услуг;

4) уровень информационной открытости и прозрачности процесса оказания жилищных услуг;

5) подотчетность деятельности управляющих организаций;

6) взаимодействие с общественными институтами.

Отдельно подчеркнем, что в настоящее время интересы общества не учтены в существующих методиках оценки качества жилищных услуг и соответственно отсутствуют четко сформулированные критерии оценки их качества с точки зрения их общественной значимости.

Следует отметить, что выделенные интересы общества формирующие подход к пониманию качества жилищных услуг носят отчасти условный характер и также могут входить в интересы государства и отдельных индивидов.

Заключение

Таким образом, исходя из полученных в статье результатов, констатируем, что в настоящее время общество сложилось как самостоятельный стейкхолдер общественных отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеющий собственные интересы и возможности влияния.

На ряду с проблемами теоретического характера (отсутствие единообразного представления о понятии общественных интересов в сфере ЖКХ), в ходе работы обнаружен целый спектр проблем методологического характера. В частности, существующие сегодня методики оценки качества жилищных услуг не отражают интересы всех стейкхолдеров сферы ЖКХ, носят однобокий характер, выражая интересы разработчиков.

В существующих сегодня методиках оценки качества жилищных услуг отсутствует последовательный учет интересов общества, а также критерии оценки, применение которых обеспечивало бы возможность получить характеристику удовлетворенности общества.

Вопреки сформировавшемуся сегодня подходу, разработчиками методических подходов к оценке качества жилищных услуг следует учитывать интересы общества, включив ряд критериев, с помощью которых можно определить его удовлетворенность оказываемыми ЖКУ.

[1] Составлено автором


Источники:

1. Антонченко В.В. Право и общественные интересы // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2022. – № 1. – c. 174-183. – doi: 10.24866/1813-3274/2022-1/174-183.
2. Бялецкая Е.М. Модель и методика оценки качества жилищно-коммунального обслуживания населения. / Автореферат дис.,.. кандидата технических наук: 05.13.10. - Астрахань, 2011. – 16 c.
3. Гаврилова О.Д. Влияние развития социального партнёрства на качество оказываемых жилищных услуг управляющими компаниями // Социально-экономическое партнерство: новые модели взаимодействия в условиях изменяющегося мира: Сборник лучших докладов по материалам VIII Международной межвузовской научно-практической конференции Института магистратуры. Санкт-Петербург, 2019. – c. 46-49.
4. Глазов Р.В. Формирование критериев выбора управляющей организации в сфере ЖКХ на основе оценки ее конкурентоспособности // Вестник гражданских инженеров. – 2021. – № 2(85). – c. 256-262. – doi: 10.23968/1999-5571-2021-18-2-256-262.
5. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Индивидуум и государство: экономическая дилемма (Предисловие к новой монографии по теории экономической социодинамики) // Российский экономический журнал. – 2014. – № 3. – c. 78-90.
6. Дорофеева Т.А., Суворова С.П. Что такое экспертиза качества жилищно-коммунальных услуг? // Молодежь и XXI век-2020: Материалы 10-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Курск, 2020. – c. 101-103.
7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. / Монография. - М.: Политиздат, 1986. – 223 c.
8. Ибраимов А.А. Теоретические вопросы артикуляции общественных интересов // Вестник университета. – 2014. – № 10. – c. 250-255.
9. Клячин А.А. Государственный и общественный интерес в частном праве. / Сборник статей: Проблемы развития российского законодательства. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2002. – 161-173 c.
10. Кракашова О.А. Методика комплексной оценки доступности жилищно-коммунальных услуг для населения // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2016. – № 30-1. – c. 69-76.
11. Ларин С.Н. Современные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства и методы оценки качества жилищно-коммунальных услуг // Теория и практика актуальных исследований. – 2017. – № 17. – c. 94-101.
12. Михеева Т.Н. Общественный контроль-ключевой элемент принципа гласности местного самоуправления // Современная научная мысль. – 2017. – № 1. – c. 254-260.
13. Некипелов А.Д. Становление и функционирование экономических институтов. - М.: Экономистъ, 2006. – 328 c.
14. Неровня Т.Н., Обоймова Н.Т. Методологический аспект оценки эффективности на жилищно-коммунальных предприятиях в условиях многокритериальности задачи // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 5-1. – c. 206-210.
15. Обзор практики Верховного Суда РФ в сфере ЖКХ за октябрь 2019 года: подготовлено экспертами компании «Гарант». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
16. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. - М.: ФЭИ, 1995. – 174 c.
17. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 июля 2020 г. N 359/пр (ред. от 13.10.2022 г.) «Об Общественном совете при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
18. Рубинштейн А.Я. Социальный либерализм: к вопросу экономической методологии // Общественные науки и современность. – 2012. – № 6. – c. 13-34.
19. Свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89: утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
20. Сенотрусова Е.М. Понятие общественного интереса и его значение в институте предупреждения причинения вреда // Вестник Владимирского юридического института. – 2021. – № 2(59). – c. 109-116.
21. Тюрина Н.Е. Международная торговля как фактор развития международного публичного права. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 101 c.
22. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
23. Устав Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет». Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет». [Электронный ресурс]. URL: https://sovetgkh.ru/about/ (дата обращения: 01.10.2023).
24. Устав Межрегионального общественного движения «Народный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Нкжкх.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://nkgkh.ru/home/ustav (дата обращения: 01.10.2023).
25. Устав НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль»». НП «ЖКХ Контроль». [Электронный ресурс]. URL: http://gkhkontrol.ru/o-gkh-kontrol (дата обращения: 01.10.2023).
26. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ (ред. от 24.07.2023 г.) «Об общественных объединениях». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
27. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (ред. от 19.12.2022 г.) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
28. Хышова Т.В. Проблемы реализации оценки социальной эффективности управления многоквартирным домом // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 3(71). – c. 62-65. – doi: 10.24158/spp.2020.3.8.

Страница обновлена: 09.09.2025 в 12:22:44

 

 

Public interests in housing and communal services: problems of identification, evolution of institutionalization

Smirnyagin N.S.

Journal paper

Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Abstract:
In the conditions of intensive development of service aspects in the field of housing and communal services, studies on the assessment of the quality of housing and communal services have been updated. At the same time, it is obvious that in addition to the consumer of housing and communal services, many interests of its participants intersect in this area. At the same time, the interests of the individual, society and the state are determined by specific differing needs. Thus, the relevance of the article is due to the need to identify such interests in order to take them into account in the methods of assessing the quality of housing and communal services. The article systematizes approaches to the concept of public interests, carries out a meaningful interpretation of the interests of society, and also formulates criteria for assessing the quality of housing services in the context of public interests. The results of this study may be of interest to the scientific community studying various aspects of the quality of housing services, as well as to practitioners in the field of housing and communal services.

Keywords: housing services, quality, stakeholders, government, services consumer, society

JEL-classification: D18, K25, O18