Соотношение критериев качества жилищной услуги и интересов государства
Власова Н.Ю.1, Смирнягин Н.С.1
1 Уральский государственный экономический университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59997328
Аннотация:
В настоящее время существует широкий спектр методических подходов к оценке качества жилищно-коммунальных услуг, имеющий различающиеся совокупности критериев, порой противоположные подходы к оценке и представляющих в основном интересы их разработчиков. Вместе с тем, разработанные методики не учитывают интересы ключевых стейкхолдеров жилищно-коммунального хозяйства: государства, общества и потребителя.
Актуальность заявленного исследования обусловлена необходимостью идентификации интересов всех участников жилищно-коммунальной сферы с целью их отражения в методических подходах к оценке качества жилищных услуг.
В статье на основе анализа властных управленческих решений, выделены государственные интересы в сфере обеспечения качества жилищных услуг и на этой основе сформулированы критерии их оценки.
Полученные результаты исследования могут быть интересны специалистам и исследователям сферы жилищно-коммунального хозяйства в целом и качества жилищных услуг, в частности
Ключевые слова: жилищные услуги, качество, стейкхолдеры, государство, потребитель услуг
JEL-классификация: L74, R21, R31
Введение
Необходимость государственного участия в формировании запроса на качество жилищной услуги (ЖУ) обусловлено ее социальной значимостью. Широкий спектр теорий позволяет охарактеризовать жилищную услугу как мериторное благо [15], нуждающееся в общественной опеке, обладающее признаками общественных благ [5], производство которых продуцирует многочисленные внешние эффекты [3], а также является доверительным в условиях асимметрии информации [2].
В научной российской литературе в ряду ключевых интересов государства, напрямую влияющих на эволюцию качества жилищных услуг в настоящее время отмечаются цифровизация жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) [1], повышение эффективности государственного контроля и защищенности граждан [7], развитие активности и ответственности собственников жилых помещений [4] и др.
Следует отметить, что анализ зарубежной литературы показал озабоченность властей зарубежных государств доступностью платы за жилищные услуги [19], а также соответствие жилищной услуги требованиям лиц с ограниченными возможностями [18].
Вместе с тем, при единодушном понимании важнейшей роли государства в решении проблемы качества жилищных услуг, в настоящее время не сформированы методические подходы включения интересов государства в оценку качества ЖУ. Государство как стейкхолдер, заинтересованный в получении мериторного блага формирует собственный запрос на качество жилищной услуги, что требует отдельного учета и анализа.
При этом, в существующих сегодня методиках оценки качества ЖУ отсутствует стейкхолдерский компонент. Оценка осуществляется с точки зрения и по критериям, заданным ее авторами, и зачастую не учитывает мнение всех участников общественных отношений в данной сфере.
Существует разрыв в интерпретации качества жилищных услуг у различных стейкхолдеров, что предопределяет необходимость учета их мнения посредством выработки адекватных каждому стейкхолдеру критериев оценки.
Для государства критериями оценки качества жилищных услуг в первую очередь будут метрики, достижение которых так или иначе оказывает воздействие на реализацию стратегических целей и приоритетов развития отрасли ЖКХ, а также иных целевых показателей, зафиксированных как в нормативных актах, так и в стратегических документах.
Таким образом, ключевой задачей настоящей статьи является формирование эмпирической базы, на основе которой возможна идентификация интересов государства в сфере ЖКХ, а целью – выделение критериев качества жилищной услуги, включенных в интересы государства и входящих в зону ответственности управляющих организаций.
Теория и методология
Для исключения голословного описания интересов государства, весьма распространенного в научных текстах, в работе был проведен контент анализ текстов документов, позволяющих их выделить. Для определения круга интересов государства в сфере жилищных услуг была проанализирована совокупность нормативных актов и стратегических документов отраслевого характера, выделены стратегические векторы, цели и задачи, а также целевые показатели развития жилищного сектора экономики, на основе которых были сформулированы интересы государства (органов власти всех уровней).
Проведена сегрегация критериев качества коммунальных и жилищных услуг, выделены критерии, характеризующие исключительно качество жилищных услуг. Отметим, что в многочисленных проанализированных методиках критерии качества жилищных и коммунальных услуг смешиваются, используются совместно, что затрудняет выработку решений по его повышению в силу того, что ответственность за качество жилищных услуг несут преимущественно управляющие организации, а коммунальных – ресурсоснабжающие организации.
Отдельно подчеркнем, что данное исследование посвящено разработке методического подхода оценки только жилищных услуг. Интерес и актуальность в отдельной самостоятельной оценке жилищных услуг обусловлена тем, что характеристики коммунальных услуг в основном заданы нормативными правовыми актами и подлежат оценке посредством соотнесения установленных норм фактическим показателям. Оценка коммунальных услуг является менее спорной, более формализованной, что не исключает сложность ее получения потребителем, однако представляется более систематизированной и обеспечивающей относительную объективность результатов. Более того, зачастую управляющие компании не могут повлиять на внушительный блок характеристик коммунальной услуги, поскольку ресурс поставляется ресурсоснабжающей организацией.
В свою очередь жилищные услуги в настоящее время приобретают все более индивидуализированный характер и субъективное восприятие, при этом управляющие компании в полной мере способны повлиять на их качество.
В основе предлагаемого методического подхода лежит стейкхолдерская теория, позволяющая учесть и интерпретировать результаты оценки в разрезе интересов участников анализируемых общественных отношений.
Следует отметить, что в современной науке продолжается дискуссия о тождественности интересов общества и государства. Большая группа ученых говорит о невозможности противоречий между государственными и общественными интересами, и даже о их полном совпадении [17].
В то же время, государство признается самостоятельным субъектом права, что соответственно обуславливает существование его уникального, отличающегося от иных (в том числе общественных) обособленного интереса.
В контексте настоящего исследования носителем государственного интереса в жилищно-коммунальном хозяйстве являются органы власти (федерального, регионального и местного уровня).
Представляется, что государство в качестве стейкхолдера сферы жилищно-коммунального хозяйства имеет самостоятельные и отличающиеся от других участников интересы, обуславливающие подходы к правовому регулированию и стратегическому планированию развития данной отрасли народного хозяйства.
Зоны интересов и ответственности могут пересекаться и меняться, но для получения более достоверных результатов в определенный промежуток времени можно использовать вариант неподвижных границ этих зон [8, c. 86-87].
Компетенция объекта общественного управления складывается из сочетания предметов его ведения и полномочий. Иначе говоря, нельзя представить субъект без сфер его деятельности, предметов ведения. Но и нельзя его представить без прав и обязанностей, которые он осуществляет для достижения своих целей.
Представляется, что собственные интересы государство реализует посредством закрепления соответствующих приоритетов развития и направлений регулирующего воздействия в нормативных правовых актах и стратегических документах. Исходя из сказанного, идентифицируем основные приоритеты государственной политики в жилищно-коммунальной сфере посредством контент-анализа текстов отраслевых актов.
Выделим те из них, реализация которых возможна посредством содействия управляющих организаций. Подчеркнем, что идентификация интересов государства как стейкхолдера ЖКХ осуществляется для формирования пула критериев качества ЖУ, удовлетворяющего интересы государства. Таким образом, сформируем набор критериев качества жилищной услуги, достижение которых будет способствовать реализации государственной политики в жилищно-коммунальной сфере.
Результаты исследования и их обсуждение
Ключевым актом, в контексте поставленной в данной статье цели, является разработанная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ во исполнение Приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» [9] Методика определения индекса качества жилищно-коммунальных услуг субъекта РФ [11]. Указанный документ включает 11 показателей, в числе которых «удовлетворенность населения качеством оказания жилищно-коммунальных услуг». Оценивать данный показатель предполагается посредством опроса населения, который проводится Федеральной службой охраны РФ. Возьмем данный документ за основу идентификации интересов государства, реализуемых посредством предъявления требований к качеству жилищных услуг.
Выделим из перечня показателей индекса качества те, что характеризуют исключительно качество жилищных услуг, как предмета данного исследования (рисунок 1).
Таблица 1 – Показатели индекса качества жилищно-коммунальных услуг субъекта РФ, характеризующие качество жилищных услуг [11]
Показатель
|
Характеристика показателя
|
Вид показателя (отношение к жилищной или коммунальной
услуге)
|
Возможность влияния на показатель управляющей организации
|
Показатель исполнения инвестиционных программ в сфере
теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, а также в
области обращения с твердыми коммунальными отходами и организаций
коммунального комплекса
|
Характеризуется долей фактически вложенных инвестиций на
реализацию мероприятий инвестиционных программ соответствующей сферы
коммунального хозяйства
|
Коммунальная
|
Практически отсутствует
|
Показатель уровня собираемости платежей населения за
жилищно-коммунальные услуги
|
Характеризуется долей фактически собранных в отчетном
периоде с населения платежей за жилищно-коммунальные услуги в общем объеме
начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги в отчетном периоде
|
Жилищно-коммунальная
|
Частично
|
Показатель качества очистки сточных вод
|
Характеризуется долей сточных вод, прошедших очистку на
очистных сооружениях организаций водопроводно-канализационного хозяйства
|
Коммунальная
|
Практически отсутствует
|
Показатель уровня обеспеченности населения качественной и
условно доброкачественной питьевой водой
|
Характеризуется долей проб питьевой воды в
распределительных водопроводных сетях
|
Коммунальная
|
Практически отсутствует
|
Показатель уровня потерь коммунального ресурса при
транспортировке по сетям
|
Характеризуется отношением размера утечки и неучтенного
расхода ресурса к общему объему ресурса
|
Коммунальная
|
Практически отсутствует
|
Показатель выявленных нарушений за предоставление населению
некачественных коммунальных услуг
|
Характеризуется количеством выявленных нарушений органами
государственного жилищного надзора за предоставление населению некачественных
коммунальных услуг, приходящимся на 10 000 домов
|
Коммунальная
|
Частично
|
Показатель доли многоквартирных домов, находящихся на
контроле качества проведенного капитального ремонта
|
Характеризуется количеством МКД, состоящих на контроле
качества на отчетную дату, к количеству МКД, включенных в региональную
программу капитального ремонта, в отношении которых были проведены работы
(услуги) по капитальному ремонту
|
Жилищно-коммунальная
|
Нет
|
Показатель удовлетворенности населения качеством оказания
жилищно-коммунальных услуг
|
Характеризуется долей населения, удовлетворенной качеством
оказания жилищно-коммунальных услуг, согласно опросу, проводимому Федеральной
службой охраны Российской Федерации
|
Жилищно-коммунальная
|
В полной мере
|
Показатель уровня утилизированных твердых коммунальных
отходов
|
Характеризуется долей утилизированных твердых коммунальных
отходов в общем объеме твердых коммунальных отходов
|
Коммунальная
|
Частично
|
Показатель нарушений снабжением коммунальным ресурсом
|
Характеризуется количеством перерывов в подаче
соответствующего коммунального ресурса (воды, тепловой энергии, электрической
энергии), зафиксированных в местах исполнения обязательств организацией, осуществляющей
поставку соответствующего коммунального ресурса, возникших в результате
аварий на сетях
|
Коммунальная
|
Частично
|
Показатель расходов, приходящихся на оплату
жилищно-коммунальных услуг
|
Характеризуется долей среднедушевых расходов населения на оплату
услуг жилищно-коммунального хозяйства в стоимости фиксированного набора
основных потребительских товаров и услуг
|
Жилищно-коммунальная
|
Частично
|
Таким образом, анализ текста Методики показал, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ сосредоточено в основном на коммунальных услугах. В сферу его интересов входит лишь показатель удовлетворенности населения качеством оказания жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемый путем опроса населения.
С целью идентификации иных интересов государства для определения критериев качества жилищных услуг, которые могут быть включены в методику оценки, обратимся к стратегическим документам опосредующим государственную политику в сфере ЖКХ.
Следует отметить, что правовые и стратегические акты в большей степени и наиболее последовательно регулируют сферу коммунальных услуг, нежели жилищных.
Вместе с тем, как сказано в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ: «Жилье входит в число базовых потребностей человека, поэтому во всех развитых странах одна из важнейших задач государства - обеспечение граждан качественным и доступным жильем» [13].
В качестве вызова отмечено несоответствие жилищных условий и городской инфраструктуры растущим запросам граждан относительно уровня комфорта, экологичности и безопасности жилья
В то же время, отмечаются неразвитость института заказчиков работ и услуг для многоквартирных домов в лице собственников жилья и товариществ собственников жилья, недостаточная эффективность деятельности управляющих организаций, низкий уровень цифровизации услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сложности с реализацией полномочий органов местного самоуправления по выбору управляющих организаций или определению временных управляющих организаций в случае, если конкурс не состоялся.
Содержательный анализ текста ключевого стратегического документа, так или иначе содержащего вектор развития жилищного сектора ЖКХ - Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. [13] позволил выделить отдельные формулировки, посвященные направлениям его развития.
В частности, в разделе «Управление жилищным фондом», можно обнаружить задачи, реализация которых возможна посредством соответствующей деятельности управляющей организации, в том числе в процессе оказания жилищных услуг: повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по содержанию и обслуживанию общего имущества собственников жилых помещений и повышение доступности и удобства процедур принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений по вопросам управления многоквартирным домом.
Вместе с тем, в ряду предусмотренных в стратегии мероприятий по данному направлению, управляющие организации, функционирующие в нормальном режиме (т.е. уже выбранные жителями) не задействованы в их реализации. В то же время, в качестве результатов реализации перечисленных мероприятий планируется повысить уровень доступности и удобства участия граждан в управлении жильем. Исходя из сказанного, одним из направлений, определяющих интересы государства, реализации которых может способствовать УК выделим «обеспечение участия граждан в управлении жильем».
Также в направлении Стратегии «Формирование комфортной городской среды» выделена задача «увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды», реализация которой может быть обеспечена управляющими организациями. В качестве мероприятий, предусмотрено применение инновационных технологий при осуществлении мероприятий по благоустройству населенных пунктов, таких екак «умное освещение», «зеленые крыши», «экопарковки», «оздоровительные ландшафты» в которых могут принять участие управляющие организации.
В направлении Стратегии «Цифровая трансформация отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства» в качестве задач указаны «…развитие клиентоцентричности цифровых инструментов системы управления жилищно-коммунальным хозяйством», а также «повышение эффективности организаций жилищно-коммунального хозяйства путем внедрения автоматизированных систем управления их деятельностью». А в качестве результатов планируется, что 80 процентов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах будут проводиться посредством электронного голосования.
В качестве целевого, закреплен показатель «доля общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, проведенных посредством электронного голосования, в общем количестве проведенных общих собраний собственников».
Следует отметить, что в Распоряжении Правительства РФ от 27 декабря 2021 г. N 3883-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.» [14] также присутствует указанный показатель.
Вместе с тем, оценка стратегических документов Свердловской области, как полигона настоящего исследования также не дала значимых результатов и позволила отметить, что реализация региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства находится в фарватере федеральной политики и также не уделяет должного внимания развитию жилищных услуг, сосредоточившись на коммунальном секторе данной отрасли народного хозяйства.
В частности, Государственная программа Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2027 года» [10] не содержит направлений развития или задач, которые можно отнести исключительно к жилищной сфере. Аналогичная ситуация наблюдается и в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы [6], содержащей Параграф 13. Направление социально-экономической политики Свердловской области на 2016 - 2030 годы «Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер» и касающийся в основном обеспечения условий для повышения доступности жилья. Не смотря на закрепление в качестве задачи повышение эффективности управления жилищным фондом и доступности информации о деятельности управляющих компаний, ожидаемые результаты не связаны с реализацией данной задачи.
Таким образом, основываясь на проведенном анализе, обобщим направления интересов государства в сфере ЖКХ, позволяющие сформулировать критерии оценки качества жилищных услуг, транслируемые органами власти всех уровней в различный отраслевых правовых и стратегических документах. Отдельно подчеркнем, что были отобраны только показатели (индикаторы/задачи/мероприятия/результаты и др.) имеющие отношение исключительно к жилищному (не коммунальному) сектору ЖКХ, влияние на которые может оказать управляющая организация (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели (индикаторы/задачи/мероприятия/результаты и др.) имеющие отношение к жилищному (не коммунальному) сектору ЖКХ, влияние на которые может оказать управляющая организация [9, 11, 13]
Стратегическое направление интереса государства
|
Показатель/задача/мероприятие
|
Характеристика показателя
|
Иные
|
Показатель уровня собираемости платежей населения за
жилищно-коммунальные услуги
|
Характеризуется долей фактически собранных в отчетном
периоде с населения платежей за жилищно-коммунальные услуги в общем объеме
начисленных платежей за жилищно-коммунальные услуги в отчетном периоде
|
Качество жилищной услуги
|
Показатель удовлетворенности населения качеством оказания
жилищно-коммунальных услуг
|
Характеризуется долей населения, удовлетворенной качеством
оказания жилищно-коммунальных услуг, согласно опросу, проводимому Федеральной
службой охраны Российской Федерации
|
Качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по
содержанию и обслуживанию общего имущества собственников жилых помещений
|
характеризуется отличающимся набором характеристик, в
частности, определяемых Методикой определения индекса качества
жилищно-коммунальных услуг субъекта РФ
| |
Участие граждан в управлении жильем
|
Повышение
доступности и удобства процедур принятия собственниками помещений в
многоквартирных домах решений по вопросам управления многоквартирным домом
|
В Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального
хозяйства РФ характеристика не раскрыта
|
Уровень доступности и удобства участия граждан в управлении
жильем
|
В Стратегии развития строительной отрасли и
жилищно-коммунального хозяйства РФ характеристика не раскрыта
| |
Цифровая инфраструктура взаимодействия собственников между
собой и с управляющей организацией
|
Повышение
эффективности организаций жилищно-коммунального хозяйства путем внедрения
автоматизированных систем управления их деятельностью
|
В Стратегии развития строительной отрасли и
жилищно-коммунального хозяйства РФ характеристика не раскрыта
|
Доля общих собраний собственников помещений в
многоквартирных домах, проведенных посредством электронного голосования, в
общем количестве проведенных общих собраний собственников
|
80 процентов общих собраний собственников помещений в
многоквартирных домах проводятся посредством электронного голосования
| |
Применение инновационных технологий при осуществлении
мероприятий по благоустройству населенных пунктов
|
Применение инновационных технологий таких как "умное
освещение", "зеленые крыши", "экопарковки",
"оздоровительные ландшафты"
|
Таким образом, основываясь на анализе стратегических документов выделено три ключевых направления, реализующих современные интересы государства (органов власти) в сфере жилищного сектора: качество ЖКУ, цифровизация общественных отношений в сфере ЖКХ, развитие уровня доступности и удобства участия граждан в управлении жильем.
Заключение
Исходя из проведенного анализа и основываясь на идентифицированных характеристиках государственных интересов, сформулируем критерии качества, позволяющие оценить жилищную услугу в рамках реализации стратегических векторов развития исследуемой сферы и входящих в зону ответственности управляющих организаций выделим:
1. Развитие цифровой инфраструктуры взаимодействия собственников между собой и с управляющей организацией;
2. Участие граждан в управлении жильем.
Отдельно подчеркнем, что указанные критерии в существующих методиках не используются, что снижает возможность объективной и комплексной оценки деятельности управляющих организаций.
Следует отметить, что акцент в государственном стратегическом планировании развития жилищной сферы с направления формирования ответственного и активного собственника (закрепленного в качестве ключевого в Стратегии развития ЖКХ до 2020 года [12]) сместился к развитию институтов и моделей управления жильем, в том числе путем закрепления единых стандартов управления МКД, реализации непрерывности управления и высокого уровня доступности и удобства участия граждан в управлении жильем [13].
Исходя из анализа текстов Стратегий развития, можно предположить, что разработчики данных стратегических документов на основе эволюции состояния собственника недвижимости в МКД к 2020 году запланировали следующие шаги по его включению в управление собственной недвижимостью на основе цифровых технологий, обеспечивающих высокую степень вовлеченности, а также создания иных условий способствующих участию граждан в управлении имуществом МКД.
Вместе с тем, к сожалению, следует отметить, что внимание разработчиков современной стратегии сместилось с жилищно-коммунального хозяйства на строительство, сохранив некоторое внимание к коммунальному сектору ЖКХ и практически исключив из планирования развитие жилищного сектора.
Источники:
2. Березин А. О., Федосеев И. В. Асимметричность информации при оказании услуг в сфере ЖКХ: проблемы и особенности // Теория и практика управления государственными функциями и услугами. Тарифное регулирование. 2019. – c. 21-26.
3. Горячих М. В. Проблемы развития и управления рынком жилищно-коммунальных услуг Российской Федерации // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 7 (129). – c. 87-94. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-7-87-94.
4. Давлетов И. Х., Бердиева Д. А. Повышение эффективности управления жилищным фондом: проблемы и пути их решения // Бюллетень науки и практики. – 2023. – № 4. – c. 425-429.
5. Жидков А. С. Концепция общественного блага и развитие сферы услуг // Вестник Московского университета имени СЮ Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2017. – № 4 (23). – c. 46-54. – doi: 10.21777/2587-9472-2017-4-46-54.
6. Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. N 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016 - 2030 годы». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023).
7. Климкин Н. В. Роль государственной жилищной инспекции в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Инновационное развитие: ключевые проблемы и направления. 2023. – c. 69.
8. Кузнецова Г.Г., Федотовская Е.Ю. Жилищно-коммунальное хозяйство как объект общественного управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2011. – № 8. – c. 85-88.
9. Паспорт приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»: утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 21 ноября 2016 г. N 10). [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023 г.).
10. Постановление Правительства Свердловской области от 29 октября 2013 г. N 1330-ПП. «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2027 года»». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023 г.).
11. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 18 декабря 2017 г. № 1679/пр «Об утверждении Методики определения индекса качества жилищно-коммунальных услуг субъекта РФ». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023 г.).
12. Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2016 г. N 80-р. (не действует) «Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2020 г.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023 г.).
13. Распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2022 г. N 3268-р. «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023 г.).
14. Распоряжении Правительства РФ от 27 декабря 2021 г. N 3883-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г.». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru (дата обращения: 01.10.2023 г.).
15. Рубинштейн А. Мериторика и экономическая социодинамика: дискуссия с Р. Масгрейвом // Вопросы экономики. – 2009. – № 11. – c. 98-109. – doi: 10.32609/0042-8736-2009-11-98-109.
16. Смагина Е.С. Публичный и государственный интерес: соотношение категорий // Проблемы обеспечения и защиты публичных интересов: сборник научных статей: М. Москва, 2015. – c. 5-12.
17. Смольников Д.И. Публичный интерес в гражданском процессе России // Мировой судья. – 2012. – № 5. – c. 19–23.
18. McCormick L., Schwartz A., Passerini C. Housing for people with disabilities: A review of state Olmstead and HUD consolidated plans // Journal of Planning Education and Research. – 2023. – № 1. – p. 20-34. – doi: doi.org/10.1177/0739456X1984.
19. Meschede T., Trivedi K., Caldwell J. Severe housing and neighborhood inequities of households with disabled members and households in need of long-term services and supports // Housing and Society. – 2023. – № 2. – p. 228-251. – doi: doi.org/10.1080/08882746.2022.2065614.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:41