Управление дебиторской задолженностью предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства: организационно-методические аспекты

Баранова И.В.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А.Столыпина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Жилищно-коммунальное хозяйство выступает одной из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающей население жизненно важными услугами и необходимой инженерной инфраструктурой. Вопросы состояния и развития предприятий данной сферы продолжают оставаться на повестке дня, как государственной социальной политики, так и в центре общественного внимания, включая регулярное освещение в отечественных средствах массовой информации. Одним из наиболее острых предметов обсуждения сохраняется наличие долгов по оплате услуг, что приводит к формированию, а зачастую и росту дебиторской задолженности у коммунальных предприятий. Учитывая актуальность заявленной темы, автором в рамках статьи были систематизированы характерные особенности жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг, а также дан ряд рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской задолженностью для организаций, задействованных в оказании жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, авторские инициативы направлены на решение научной проблемы наличия слабых мест в организационно-методической базе управления дебиторской задолженности на предприятиях выше обозначенной сферы. Считаем, что полученные результаты исследования могут быть интересны как для предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и для представителей научной среды, занимающихся изучением вопросов сокращения дебиторской задолженности в данной отрасли

Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, жилищно-коммунальное хозяйство

JEL-классификация: F18, F64, I28



Введение

На протяжении многих десятилетий одной из наиболее проблемных сфер отечественной экономики продолжает оставаться жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), являясь при этом важнейшим фактором формирования качества жизни всего населения страны. Коммунальный сектор включает в себя множество компонентов, в том числе содержание и ремонт жилья, выполняет функции обеспечения жилых зданий электричеством, теплом, водой и т.п., выступает бытовой частью социальной инфраструктуры. Среди национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года обозначена комфортная и безопасная среда для жизни [1], что, безусловно, предполагает ключевую роль ЖКХ.

Функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства в России сопряжено со значительными проблемами, в числе которых высокий износ жилищного фонда (более 30%) и инженерных коммуникаций (более 50%) [2], отсутствие конкуренции на рынке управляющих компаний, низкое качество услуг, непрозрачность процедуры установления тарифов за услуги и др. При этом особое место следует отвести сложностям возникновения и взыскания дебиторской задолженности с пользователей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которая традиционно сопровождает ЖКХ на протяжении всей его истории. Так, по данным Росстата на конец июля 2023 года сумма долгов населения за жилищно-коммунальные услуги составила 833,5 млрд. рублей, при этом рост за год насчитывал 8,7%, а в предыдущие годы по утверждению экспертов задолженность росла на 7% в год [3]. По итогам первого квартала 2024 года долги россиян за коммунальные услуги достигли почти 900 млрд. рублей [4]. Поскольку предприятия, задействованные в сфере ЖКХ, работают в условиях мягкой кредитной политики, это приводит к увеличению числа покупателей-должников и общей суммы задолженности, а самое главное, ставит под угрозу финансовую устойчивость самих кредиторов.

Вопросам исследования дебиторской задолженности организаций собственников жилья уделяется достаточное внимание со стороны зарубежных экономистов, в числе которых Бхаттачарья А., Морган Н.А., Рего Л.Л. [5], Либей А., Аданк М., Томас Э. [6], Эрнандес Д., Лэрд Дж. [7], Паттерсон Л.А., Дойл М.В. [8], Федоров М.Н., Кумейко Е.В. [9] и др. Проблемы задолженностей по ЖКУ также активно изучают российские ученые, среди них наиболее значимые публикации таких авторов как Федорченко О.И., Федорченко Т.А. [10], Войтович В.Ю., Лютиков С.В. [11], Рукицкая, А.В. [12], Ильичева, О. В. [13] и некоторые другие. Вместе с тем, учитывая актуальность обозначенной темы в современных экономических условиях, многие ее аспекты требуют переосмысления и нуждаются в более глубоких изысканиях.

Цель и задачи исследования

Целью исследования выступает совершенствование процесса управления дебиторской задолженностью на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, включая организационно-методические аспекты.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. изучить нормативно-правовую базу функционирования предприятий ЖКХ, в том числе в области управления дебиторской задолженностью;

2. исследовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт по вопросам управления дебиторской задолженностью на предприятиях ЖКХ;

3. обозначить основные особенности жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг;

4. дать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью для организаций, задействованных в оказании жилищно-коммунальных услуг.

Научная новизна исследования заключается в систематизации основных особенностей жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг, а также разработке рекомендаций по оптимизации управления дебиторской задолженностью для организаций данной сферы.

Материал и методы исследования

Информационной базой для подготовки статьи послужили такие программные документы и федеральные законы, как Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [14], Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ [15], Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ [16], Федеральный закон от 10.07.2023 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17] и другие. Учитывая многоотраслевой характер функционирования сферы ЖКХ, полная правовая база включает в себя достаточно большой перечень различных стратегических и отраслевых нормативных документов.

Кроме того, важную роль при формировании информационной базы исследования играли материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и государственных печатных средств массовой информации.

Теоретико-методологическую основу работы составили научные работы отечественных и зарубежных ученых в области управления дебиторской задолженностью на предприятиях ЖКХ.

В процессе исследования использовались универсальные методы научного познания, такие как абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция; а также эмпирические методы, такие как наблюдение, измерение и др.

Основная часть

Трансформация современной мировой экономической системы привела к значительным изменениям на национальном уровне многих стран, включая российскую экономику, в которой эксперты продолжают исследования влияния эндогенных и экзогенных факторов. Не стала исключением и сфера жилищно-коммунального хозяйства, оказавшаяся с разных сторон под давлением инфляции, обветшания жилищного фонда, износа инженерных коммуникаций, снижения реальных доходов ряда плательщиков услуг и других обстоятельств. Всё это в совокупности повлекло за собой увеличение долгов по ЖКУ и, как следствие, рост дебиторской задолженности.

По состоянию на середину 2024 года проблема погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам продолжает оставаться актуальной, о чем свидетельствуют отчеты членов Правительства и Государственной думы РФ: по разным оценкам долги потребителей составляют в конце мая текущего года 871 млрд. рублей, сохраняясь на уровне прошлого года [18] и достигают к концу августа 1,2 трлн. рублей, что на 3% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года [19]. Согласно отчету министра строительства и ЖКХ Ирека Файщуллина, выступившего на совещании правительства, в конце мая 2024 года «просроченная задолженность потребителей за ресурсы и услуги сохраняется на уровне прошлого года и составляет 871 миллиард рублей» [18]. По словам первого замглавы думского комитета по строительству и ЖКХ Павла Качкаева суммарная задолженность россиян к концу лета 2024 года, выросла на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,2 трлн. рублей [19]. Приведенные цифры доказывают необходимость продолжения масштабной работы по взысканию долгов за ЖКУ с населения с целью снижения дебиторской задолженности у предприятий данной сферы экономики.

Важно понимать, что общепринятые в отечественной практике подходы к управлению обязательствами контрагентов не могут быть применимы в полном объеме предприятиями ЖКХ, что обусловлено рядом особенностей как в их работе в целом, так и в процессе организации оплаты оказываемых услуг, в частности. По нашему мнению, специфику ЖКУ можно систематизировать следующим образом (таблица).

Таблица – Характерные особенности жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг

Категория
Особенность
Пояснение
1. Общая, связанная с характеристиками услуг в целом
1 Непостоянство качества ЖКУ
Уровень качества ЖКУ может быть различным в связи с тем, кто выступает их поставщиком (качество воды, отопление в квартире, новизна лифта и т.п.)
2. Несохраняемость ЖКУ
ЖКУ невозможно произвести впрок и хранить; предприятиями ЖКХ должно быть реализовано столько услуг, сколько их необходимо в данный момент времени.
3. Необходимость резерва мощностей коммунальных предприятий
Функционирование предприятий ЖКХ связано с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг.
2. Многоотраслевая, обусловленная привлечением десятков предприятий (около 30)
1. Широкая нормативно-правовая база
Значительная роль в достижении таких национальных целей развития РФ, как обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также межотраслевой характер ЖКХ определяют многоаспектную нормативно-правовую основу (стратегии, кодексы, ФЗ и т.д.).
2. Сложность взаимодействия различных отраслей
Деятельность предприятий сферы ЖКХ усложнена их взаимодействием (для работы лифта требуется электричество, в обеспечении горячей водой задействованы предприятия водоснабжения и ТЭЦ и т.п.)
3. Специфическая, связанная с особенностями оказания общественных благ
1. Общедоступность услуг
Необходимый и незаменимый ха­рактер потребления услуг предполагает, что они равнодоступны всем нуждающимся всегда при возникновении потребности в них, независимо от платежеспособно­сти потребителей.
2. Коллективный характер
Оказание услуг коллективного характера, таких как уборка подъездов и территории, прилегающей к дому, вывоз мусора, обслуживание лифта, работы по уходу за общими элементами здания и т.д.
3. Локализация на определенной территории
Предприятия ЖКХ имеют конкретный адрес, вместе с тем они обращены не к конкретному проживаю­щему в доме потребителю, а к жилищу как объекту обслуживания, значит, одновременно ко всем жителям дома.
4. Зависимость от специфики объекта, обслуживаемого предприятиями ЖКХ
ЖКУ определяются своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих сфер, размерами территории, особенностями ее планировки и т.п.
4. Финансовая, связанная с уникальностью оплаты ЖКУ
1. Индивидуализация потребления ЖКУ
ЖКХ позволяет сделать возможным вычленение конкретного потребителя услуг (электроэнергия, газ, вода и т.п.) и использование формы индивидуальной оплаты.
2. Невозможность привлечения третьих лиц к взысканию долгов по ЖКУ
В 2019 году коллекторским агентствам было запрещено взыскивать долги по коммунальным услугам (ст. 1 п. 4-230 Федерального закона).
В 2024 году Президент подписал ФЗ «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ, согласно которому запрещены переуступки третьим лицам, в том числе и коллекторским агентствам, права на взыскание долгов граждан за ЖКУ.
3. Избирательность прекращения предоставления ЖКУ при наличии долгов
Управляющая компания может на два месяца отключить электроэнергию, горячую воду, газ и канализацию, оповестив перед этим должника. Исключением является только отопление и холодная вода - их нельзя отключить, как бы ни был велик долг.
Источник: составлено автором

В настоящее время со стороны государства проблемам ЖКХ уделяется значительное внимание, что подтверждается в первую очередь подготовкой Программы модернизации ЖКХ до 2030 года, реализация которой, по словам премьер-министра РФ М.В. Мишустина Михаила Мишустина потребует 4,5 трлн. рублей [20]. Кроме того, в Госдуме обсуждают необходимость создания отдельной структуры ЖКХ, в том числе в виде министерства, в рамках обновления системы жилищно-коммунального хозяйства в России. 21 мая 2024 года Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях», согласно которым установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами лицами, осуществляющими поставки ресурсов [21]. Это далеко неполный перечень инициатив государственного масштаба, направленных на совершенствование сферы ЖКХ, подчеркивающий ее значимость для населения на стратегическом уровне.

Вместе с тем, вопросы развития ЖКХ, включая решение задачи погашения долгов за ЖКУ, в значительной степени выступают предметом обсуждения и на микроэкономическом уровне. Зачастую именно предприятия, оказывающие данные услуги, не имеют системного подхода к управлению дебиторской задолженностью, что может препятствовать достижению плановых показателей и при пессимистическом сценарии – заблокировать возможность функционирования организации.

Автором предлагается ряд рекомендаций по оптимизации управления дебиторской задолженностью, включающие в себя:

1) алгоритм проверки первичных документов по учету с дебиторами;

2) систему управления и контроля дебиторской задолженности;

3) план контроля над управлением просроченной дебиторской задолженности;

4) последовательность проведения анализа дебиторской задолженности

В первую очередь предприятию рекомендуется осуществлять контроль над оформлением первичных документов по учету расчетов с дебиторами и их отражением по разработанному алгоритму проверки первичных документов по учету с дебиторами, соблюдение данного алгоритма позволит бухгалтеру по расчетам сократить число ошибок при создании и принятии документов к учету (рисунок 1).

Рисунок 1 ‒ Алгоритм проверки первичных документов по учету с дебиторами на предприятии ЖКХ

Источник: составлено автором

В соответствии с данным алгоритмом предприятию при поступлении первичного документа необходимо проверить его по всем перечисленным параметрам, представленным в блок-схеме алгоритма, таким как: дата, реквизиты, полнота и правильность оформления документа, арифметическая проверка, только после проверки по всем параметрам предложенного алгоритма документ заносится в программу «1С-Предприятие».

Для мониторинга размера дебиторской задолженности предприятия рекомендуется разработка системы ее управления и контроля (рисунок 2).

Рисунок 2 – Система управления дебиторской задолженностью на предприятии ЖКХ

Источник: составлено автором

Согласно данным рисунка 2 при управлении дебиторской задолженностью на предприятиях ЖКХ осуществляется процесс отражения задолженности дебиторов и контроль соблюдения договорных обязательств покупателей ЖКУ, а также формирование при необходимости «подушки безопасности» в виде резерва по сомнительным долгам в зависимости от количества дней просрочки. Заключительным звеном является процесс контроля над управлением просроченной дебиторской задолженностью, который включает в себя повторную оценку платежеспособности должника на данный момент времени, а также применение комплекса мероприятий по истребованию дебиторской задолженности, в том числе и тех, которые предпринимались на втором этапе. Следовательно, рекомендуется проводить процесс контроля над управлением просроченной дебиторской задолженностью (рисунок 3).

Рисунок 3 – Процесс контроля над управлением просроченной дебиторской задолженностью на предприятии ЖКХ

Источник: составлено автором

Представленный алгоритм упорядочит работу бухгалтера по расчетам и главного бухгалтера при работе с просроченной дебиторской задолженностью.

Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить в последовательности, представленной на рисунке 4.

где Тр (выручки) – темп роста выручки, %

Тр (ДЗ) – темп роста дебиторской задолженности, %

Рисунок 4 – Последовательность проведения анализа дебиторской задолженности на предприятии ЖКХ

Источник: составлено автором

На рисунке 4 представлены этапы анализа дебиторской задолженности, включающие в себя анализ изменения величины дебиторской задолженности в целом, анализ давности образования дебиторской задолженности, анализ дебиторской задолженности, сравнение темпов роста дебиторской задолженности и выручки организации, анализ оборачиваемости дебиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, выводы и рекомендации по результатам анализа.

На этапе определения величины дебиторской задолженности в целом берется сумма всей дебиторской задолженности по кварталам и анализируется ее абсолютное отклонение и темп роста. Значительный рост показателя означает дефицит свободных денежных средств в обороте, снижение платежеспособности, а значительное падение означает уменьшение объема продаж вследствие отсрочки платежей для покупателей.

Анализ давности образования дебиторской задолженности производится также по сумме, по всем дебиторам вместе; проводится ранжирование дебиторской задолженности по срокам давности.

Следующий этап - это анализ дебиторской задолженности: в блоке указаны данные, которые необходимо рассчитать; затем проводится сравнение темпов роста дебиторской задолженности и выручки организации; на следующем этапе - анализ оборачиваемости дебиторской задолженности, по формуле, представленной в схеме. Кроме того, определяется соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.

По результатам анализа необходимо сделать выводы: растет или снижается дебиторская задолженность, какую долю она занимает в оборотных активах предприятия, долю дебиторской задолженности к выручке. Чем больше период оборачиваемости, тем показатели расчета хуже, тем медленнее деньги поступают предприятию и соответственно у предприятия нет денежных средств для погашения своих обязательств.

Сроки проведения анализа дебиторской задолженности будут совпадать со сроками формирования отчета по расчетам с дебиторами по данным бухгалтерского учета (срок 01 апреля, 01 июля, 01 октября и 01 января (года, следующего за отчетным)). Таким образом, анализ рекомендуется проводить по итогам работы за квартал. Исполнитель и ответственный за проведение анализа дебиторской задолженности – главный бухгалтер.

Заключение

Динамика трансформации отечественной сферы жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на значительные усилия со стороны государства и самих коммунальных предприятий, в большинстве случаев не соответствует темпам роста требований граждан к качеству ЖКУ и комфортным условиям окружающей среды. Многоотраслевой характер данной сферы, совокупность проблем по модернизации, несопоставимость оказываемых услуг по сравнению с другими секторами экономики и как следствие уникальность формирования тарифов и взыскания долгов с дебиторов, оказывают комплексное влияние на работу по совершенствованию управления предприятиями ЖКХ, включая разработку мероприятий по снижению дебиторской задолженности.

В данной статье на основе отечественного и зарубежного опыта были предложены авторские характерные особенности жилищно-коммунального хозяйства в целом и оказываемых его предприятиями услуг, в частности, систематизированные в четыре категории с соответствующими пояснениями. Важное место в исследовании заняли рекомендации по оптимизации управления дебиторской задолженностью, включившие алгоритм проверки первичных документов по учету с дебиторами, систему управления и контроля дебиторской задолженности, план контроля над управлением просроченной дебиторской задолженности, последовательность проведения анализа дебиторской задолженности.

Автор считает, что результаты исследования могут быть полезны для всех предприятий, задействованных в отрасли ЖКХ, а также ученых-экономистов, занятых решением проблем управления дебиторской задолженностью в данной сфере.


Источники:

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. 7 мая 2024 года. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 01.10.2024).
2. Износ жилья достиг 31%, а средний возраст превышает 40 лет. Ноябрь 2023 года. Вестник инженерных изысканий. Газета профессионального сообщества изыскателей России. [Электронный ресурс]. URL: https://izyskateli.info/2023/11/iznos-zhilya-dostig-31-a-srednij-vozrast-prevyshaet-40-let/ (дата обращения: 04.10.2024).
3. Росстат: Долги населения по квартплате выросли до 833 млрд. рублей. Российская газета. 30.10.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/10/30/dolgovoj-iashchik.html (дата обращения: 04.10.2024).
4. Новый законопроект: долги по ЖКУ смогут взыскивать без суда. Сайт Banki.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=11005023 (дата обращения: 30.09.2024).
5. Bhattacharya A., Morgan N. A., Rego L. L. Customer satisfaction and firm profits in monopolies: A study of utilities // Journal of Marketing Research. – 2021. – № 1. – p. 202-222.
6. Libey A., Adank M., Thomas E. Who pays for water? Comparing life cycle costs of water services among several low, medium and high-income utilities // World Development. – 2020. – p. 105155.
7. Hernández D., Laird J. Surviving a shut-off: US households at greatest risk of utility disconnections and how they cope // American Behavioral Scientist. – 2022. – № 7. – p. 856-880.
8. Patterson L. A., Doyle M. W. Measuring water affordability and the financial capability of utilities // AWWA Water Science. – 2021. – № 6. – p. e1260.
9. Федоров М. Н., Кумейко Е. В. Направления снижения дебиторской задолженности (на материалах «ЖКХ города Семипалатинска, Восточно-Казахстанской области») // Экономический рост и финансовые рынки: глобальные перспективы: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 30 сентября 2016 года / НОО «Профессиональная наука». – Санкт-Петербург: Индивидуальный предприниматель Краснова Наталья Александровна. Санкт-Петербург, 2016. – c. 110-124.
10. Федорченко О. И., Федорченко Т. А. Состояние дебиторской задолженности в организациях сферы ЖКХ // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 июня 2020 года. Том 4. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал. Курск, 2020. – c. 224-227.
11. Войтович В. Ю., Лютиков С. В. Социально-экономические проблемы жилищно-коммунального хозяйства в России и их решение // Менеджмент: теория и практика. – 2022. – № 1-2. – c. 40-50.
12. Рукицкая А. В. Мероприятия, направленные на совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления дебиторской и кредиторской задолженностью в организациях сферы ЖКХ // Бухгалтерский учет, анализ и аудит: прошлое, настоящее, будущее: Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 19 ноября 2020 года / Под редакцией Т.М. Кузьминой. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». Новосибирск, 2021. – c. 168-171.
13. Ильичева О. В., Киляшова С. М. Необходимость и направления совершенствования управления дебиторской задолженностью в МУП «Княгининское ЖКХ» // Социально-экономические проблемы развития муниципальных образований: Материалы XXVII Международной научно-практической конференции.
14. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (дата обращения: 30.09.2024).
15. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/ (дата обращения: 05.10.2024).
16. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) (дата обращения: 01.10.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 05.10.2024).
17. Федеральный закон от 10.07.2023 № 298-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами и отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307100021 (дата обращения: 07.10.2024).
18. Оценены долги россиян за ЖКХ. Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2024/05/23/otseneny-dolgi-rossiyan-za-zhkh/ (дата обращения: 22.10.2024).
19. Законодательные изменения последних лет мешают ресурсникам взыскивать долги за коммунальные услуги. Власти готовы снимать далеко не все преграды. Деловой Петербург. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dp.ru/a/2024/10/09/bitva-mecha-i-shhita-jenergetiki (дата обращения: 23.10.2024).
20. Мишустин: программа модернизации ЖКХ до 2030 года потребует 4,5 трлн. рублей. Министерство цифрового развития и коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/52262/ (дата обращения: 23.10.2024).
21. Установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами лицами, осуществляющими поставки ресурсов. Официальный сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://special.kremlin.ru/catalog/keywords/56/events/74156 (дата обращения: 23.10.2024).

Страница обновлена: 04.12.2024 в 00:01:25