Управление дебиторской задолженностью предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства: организационно-методические аспекты
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Баранова И.В. Управление дебиторской задолженностью предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства: организационно-методические аспекты // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122127.
Введение
На протяжении многих десятилетий одной из наиболее проблемных сфер отечественной экономики продолжает оставаться жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), являясь при этом важнейшим фактором формирования качества жизни всего населения страны. Коммунальный сектор включает в себя множество компонентов, в том числе содержание и ремонт жилья, выполняет функции обеспечения жилых зданий электричеством, теплом, водой и т.п., выступает бытовой частью социальной инфраструктуры. Среди национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года обозначена комфортная и безопасная среда для жизни [1], что, безусловно, предполагает ключевую роль ЖКХ.
Функционирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства в России сопряжено со значительными проблемами, в числе которых высокий износ жилищного фонда (более 30%) и инженерных коммуникаций (более 50%) [2], отсутствие конкуренции на рынке управляющих компаний, низкое качество услуг, непрозрачность процедуры установления тарифов за услуги и др. При этом особое место следует отвести сложностям возникновения и взыскания дебиторской задолженности с пользователей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которая традиционно сопровождает ЖКХ на протяжении всей его истории. Так, по данным Росстата на конец июля 2023 года сумма долгов населения за жилищно-коммунальные услуги составила 833,5 млрд. рублей, при этом рост за год насчитывал 8,7%, а в предыдущие годы по утверждению экспертов задолженность росла на 7% в год [3]. По итогам первого квартала 2024 года долги россиян за коммунальные услуги достигли почти 900 млрд. рублей [4]. Поскольку предприятия, задействованные в сфере ЖКХ, работают в условиях мягкой кредитной политики, это приводит к увеличению числа покупателей-должников и общей суммы задолженности, а самое главное, ставит под угрозу финансовую устойчивость самих кредиторов.
Вопросам исследования дебиторской задолженности организаций собственников жилья уделяется достаточное внимание со стороны зарубежных экономистов, в числе которых Бхаттачарья А., Морган Н.А., Рего Л.Л. [5], Либей А., Аданк М., Томас Э. [6], Эрнандес Д., Лэрд Дж. [7], Паттерсон Л.А., Дойл М.В. [8], Федоров М.Н., Кумейко Е.В. [9] и др. Проблемы задолженностей по ЖКУ также активно изучают российские ученые, среди них наиболее значимые публикации таких авторов как Федорченко О.И., Федорченко Т.А. [10], Войтович В.Ю., Лютиков С.В. [11], Рукицкая, А.В. [12], Ильичева, О. В. [13] и некоторые другие. Вместе с тем, учитывая актуальность обозначенной темы в современных экономических условиях, многие ее аспекты требуют переосмысления и нуждаются в более глубоких изысканиях.
Цель и задачи исследования
Целью исследования выступает совершенствование процесса управления дебиторской задолженностью на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, включая организационно-методические аспекты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. изучить нормативно-правовую базу функционирования предприятий ЖКХ, в том числе в области управления дебиторской задолженностью;
2. исследовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт по вопросам управления дебиторской задолженностью на предприятиях ЖКХ;
3. обозначить основные особенности жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг;
4. дать рекомендации по совершенствованию управления дебиторской задолженностью для организаций, задействованных в оказании жилищно-коммунальных услуг.
Научная новизна исследования заключается в систематизации основных особенностей жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг, а также разработке рекомендаций по оптимизации управления дебиторской задолженностью для организаций данной сферы.
Материал и методы исследования
Информационной базой для подготовки статьи послужили такие программные документы и федеральные законы, как Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [14], Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ [15], Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ [16], Федеральный закон от 10.07.2023 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17] и другие. Учитывая многоотраслевой характер функционирования сферы ЖКХ, полная правовая база включает в себя достаточно большой перечень различных стратегических и отраслевых нормативных документов.
Кроме того, важную роль при формировании информационной базы исследования играли материалы Федеральной службы государственной статистики (Росстат), Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и государственных печатных средств массовой информации.
Теоретико-методологическую основу работы составили научные работы отечественных и зарубежных ученых в области управления дебиторской задолженностью на предприятиях ЖКХ.
В процессе исследования использовались универсальные методы научного познания, такие как абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция; а также эмпирические методы, такие как наблюдение, измерение и др.
Основная часть
Трансформация современной мировой экономической системы привела к значительным изменениям на национальном уровне многих стран, включая российскую экономику, в которой эксперты продолжают исследования влияния эндогенных и экзогенных факторов. Не стала исключением и сфера жилищно-коммунального хозяйства, оказавшаяся с разных сторон под давлением инфляции, обветшания жилищного фонда, износа инженерных коммуникаций, снижения реальных доходов ряда плательщиков услуг и других обстоятельств. Всё это в совокупности повлекло за собой увеличение долгов по ЖКУ и, как следствие, рост дебиторской задолженности.
По состоянию на середину 2024 года проблема погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам продолжает оставаться актуальной, о чем свидетельствуют отчеты членов Правительства и Государственной думы РФ: по разным оценкам долги потребителей составляют в конце мая текущего года 871 млрд. рублей, сохраняясь на уровне прошлого года [18] и достигают к концу августа 1,2 трлн. рублей, что на 3% выше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года [19]. Согласно отчету министра строительства и ЖКХ Ирека Файщуллина, выступившего на совещании правительства, в конце мая 2024 года «просроченная задолженность потребителей за ресурсы и услуги сохраняется на уровне прошлого года и составляет 871 миллиард рублей» [18]. По словам первого замглавы думского комитета по строительству и ЖКХ Павла Качкаева суммарная задолженность россиян к концу лета 2024 года, выросла на 3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигла 1,2 трлн. рублей [19]. Приведенные цифры доказывают необходимость продолжения масштабной работы по взысканию долгов за ЖКУ с населения с целью снижения дебиторской задолженности у предприятий данной сферы экономики.
Важно понимать, что общепринятые в отечественной практике подходы к управлению обязательствами контрагентов не могут быть применимы в полном объеме предприятиями ЖКХ, что обусловлено рядом особенностей как в их работе в целом, так и в процессе организации оплаты оказываемых услуг, в частности. По нашему мнению, специфику ЖКУ можно систематизировать следующим образом (таблица).
Таблица – Характерные особенности жилищно-коммунального хозяйства и оказываемых его предприятиями услуг
Категория
|
Особенность
|
Пояснение
|
1. Общая, связанная
с характеристиками услуг в целом
|
1 Непостоянство
качества ЖКУ
|
Уровень качества
ЖКУ может быть различным в связи с тем, кто выступает их поставщиком
(качество воды, отопление в квартире, новизна лифта и т.п.)
|
2. Несохраняемость
ЖКУ
|
ЖКУ невозможно
произвести впрок и хранить; предприятиями ЖКХ должно быть реализовано столько
услуг, сколько их необходимо в данный момент времени.
| |
3. Необходимость
резерва мощностей коммунальных предприятий
|
Функционирование предприятий ЖКХ
связано с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг.
| |
2. Многоотраслевая,
обусловленная привлечением десятков предприятий (около 30)
|
1. Широкая
нормативно-правовая база
|
Значительная роль в
достижении таких национальных целей развития РФ, как обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, а также межотраслевой характер ЖКХ определяют многоаспектную
нормативно-правовую основу (стратегии, кодексы, ФЗ и т.д.).
|
2. Сложность
взаимодействия различных отраслей
|
Деятельность
предприятий сферы ЖКХ усложнена их взаимодействием (для работы лифта
требуется электричество, в обеспечении горячей водой задействованы
предприятия водоснабжения и ТЭЦ и т.п.)
| |
3. Специфическая,
связанная с особенностями оказания общественных благ
|
1. Общедоступность
услуг
|
Необходимый и
незаменимый характер потребления услуг предполагает, что они равнодоступны
всем нуждающимся всегда при возникновении потребности в них, независимо от
платежеспособности потребителей.
|
2. Коллективный
характер
|
Оказание услуг
коллективного характера, таких как уборка подъездов и территории, прилегающей
к дому, вывоз мусора, обслуживание лифта, работы по уходу за общими
элементами здания и т.д.
| |
3. Локализация на
определенной территории
|
Предприятия ЖКХ имеют
конкретный адрес, вместе с тем они обращены не к
конкретному проживающему в доме потребителю, а к жилищу как объекту
обслуживания, значит, одновременно ко всем жителям дома.
| |
4. Зависимость от
специфики объекта, обслуживаемого предприятиями ЖКХ
|
ЖКУ определяются своеобразием
климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих
сфер, размерами территории, особенностями ее планировки и т.п.
| |
4. Финансовая,
связанная с уникальностью оплаты ЖКУ
|
1. Индивидуализация
потребления ЖКУ
|
ЖКХ позволяет сделать
возможным вычленение конкретного потребителя услуг (электроэнергия, газ, вода
и т.п.) и использование формы индивидуальной оплаты.
|
2. Невозможность
привлечения третьих лиц к взысканию долгов по ЖКУ
|
В 2019
году коллекторским агентствам было запрещено взыскивать долги по коммунальным
услугам (ст. 1 п. 4-230 Федерального закона).
В 2024 году Президент подписал ФЗ «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ, согласно которому запрещены переуступки третьим лицам, в том числе и коллекторским агентствам, права на взыскание долгов граждан за ЖКУ. | |
3. Избирательность
прекращения предоставления ЖКУ при наличии долгов
|
Управляющая
компания может на два месяца отключить электроэнергию, горячую воду, газ и
канализацию, оповестив перед этим должника. Исключением является только
отопление и холодная вода - их нельзя отключить, как бы ни был велик долг.
|
В настоящее время со стороны государства проблемам ЖКХ уделяется значительное внимание, что подтверждается в первую очередь подготовкой Программы модернизации ЖКХ до 2030 года, реализация которой, по словам премьер-министра РФ М.В. Мишустина Михаила Мишустина потребует 4,5 трлн. рублей [20]. Кроме того, в Госдуме обсуждают необходимость создания отдельной структуры ЖКХ, в том числе в виде министерства, в рамках обновления системы жилищно-коммунального хозяйства в России. 21 мая 2024 года Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях», согласно которым установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами лицами, осуществляющими поставки ресурсов [21]. Это далеко неполный перечень инициатив государственного масштаба, направленных на совершенствование сферы ЖКХ, подчеркивающий ее значимость для населения на стратегическом уровне.
Вместе с тем, вопросы развития ЖКХ, включая решение задачи погашения долгов за ЖКУ, в значительной степени выступают предметом обсуждения и на микроэкономическом уровне. Зачастую именно предприятия, оказывающие данные услуги, не имеют системного подхода к управлению дебиторской задолженностью, что может препятствовать достижению плановых показателей и при пессимистическом сценарии – заблокировать возможность функционирования организации.Автором предлагается ряд рекомендаций по оптимизации управления дебиторской задолженностью, включающие в себя:
1) алгоритм проверки первичных документов по учету с дебиторами;
2) систему управления и контроля дебиторской задолженности;
3) план контроля над управлением просроченной дебиторской задолженности;
4) последовательность проведения анализа дебиторской задолженности
В первую очередь предприятию рекомендуется осуществлять контроль над оформлением первичных документов по учету расчетов с дебиторами и их отражением по разработанному алгоритму проверки первичных документов по учету с дебиторами, соблюдение данного алгоритма позволит бухгалтеру по расчетам сократить число ошибок при создании и принятии документов к учету (рисунок 1).
Рисунок 1 ‒ Алгоритм проверки первичных документов по учету с дебиторами на предприятии ЖКХ
Источник: составлено автором
В соответствии с данным алгоритмом предприятию при поступлении первичного документа необходимо проверить его по всем перечисленным параметрам, представленным в блок-схеме алгоритма, таким как: дата, реквизиты, полнота и правильность оформления документа, арифметическая проверка, только после проверки по всем параметрам предложенного алгоритма документ заносится в программу «1С-Предприятие».
Для мониторинга размера дебиторской задолженности предприятия рекомендуется разработка системы ее управления и контроля (рисунок 2).
Рисунок 2 – Система управления дебиторской задолженностью на предприятии ЖКХ
Источник: составлено автором
Согласно данным рисунка 2 при управлении дебиторской задолженностью на предприятиях ЖКХ осуществляется процесс отражения задолженности дебиторов и контроль соблюдения договорных обязательств покупателей ЖКУ, а также формирование при необходимости «подушки безопасности» в виде резерва по сомнительным долгам в зависимости от количества дней просрочки. Заключительным звеном является процесс контроля над управлением просроченной дебиторской задолженностью, который включает в себя повторную оценку платежеспособности должника на данный момент времени, а также применение комплекса мероприятий по истребованию дебиторской задолженности, в том числе и тех, которые предпринимались на втором этапе. Следовательно, рекомендуется проводить процесс контроля над управлением просроченной дебиторской задолженностью (рисунок 3).
Рисунок 3 – Процесс контроля над управлением просроченной дебиторской задолженностью на предприятии ЖКХ
Источник: составлено автором
Представленный алгоритм упорядочит работу бухгалтера по расчетам и главного бухгалтера при работе с просроченной дебиторской задолженностью.
Анализ дебиторской задолженности рекомендуется проводить в последовательности, представленной на рисунке 4.
где Тр (выручки) – темп роста выручки, %
Тр (ДЗ) – темп роста дебиторской задолженности, %
Рисунок 4 – Последовательность проведения анализа дебиторской задолженности на предприятии ЖКХ
Источник: составлено автором
На рисунке 4 представлены этапы анализа дебиторской задолженности, включающие в себя анализ изменения величины дебиторской задолженности в целом, анализ давности образования дебиторской задолженности, анализ дебиторской задолженности, сравнение темпов роста дебиторской задолженности и выручки организации, анализ оборачиваемости дебиторской задолженности, соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, выводы и рекомендации по результатам анализа.
На этапе определения величины дебиторской задолженности в целом берется сумма всей дебиторской задолженности по кварталам и анализируется ее абсолютное отклонение и темп роста. Значительный рост показателя означает дефицит свободных денежных средств в обороте, снижение платежеспособности, а значительное падение означает уменьшение объема продаж вследствие отсрочки платежей для покупателей.
Анализ давности образования дебиторской задолженности производится также по сумме, по всем дебиторам вместе; проводится ранжирование дебиторской задолженности по срокам давности.
Следующий этап - это анализ дебиторской задолженности: в блоке указаны данные, которые необходимо рассчитать; затем проводится сравнение темпов роста дебиторской задолженности и выручки организации; на следующем этапе - анализ оборачиваемости дебиторской задолженности, по формуле, представленной в схеме. Кроме того, определяется соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.
По результатам анализа необходимо сделать выводы: растет или снижается дебиторская задолженность, какую долю она занимает в оборотных активах предприятия, долю дебиторской задолженности к выручке. Чем больше период оборачиваемости, тем показатели расчета хуже, тем медленнее деньги поступают предприятию и соответственно у предприятия нет денежных средств для погашения своих обязательств.
Сроки проведения анализа дебиторской задолженности будут совпадать со сроками формирования отчета по расчетам с дебиторами по данным бухгалтерского учета (срок 01 апреля, 01 июля, 01 октября и 01 января (года, следующего за отчетным)). Таким образом, анализ рекомендуется проводить по итогам работы за квартал. Исполнитель и ответственный за проведение анализа дебиторской задолженности – главный бухгалтер.
Заключение
Динамика трансформации отечественной сферы жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на значительные усилия со стороны государства и самих коммунальных предприятий, в большинстве случаев не соответствует темпам роста требований граждан к качеству ЖКУ и комфортным условиям окружающей среды. Многоотраслевой характер данной сферы, совокупность проблем по модернизации, несопоставимость оказываемых услуг по сравнению с другими секторами экономики и как следствие уникальность формирования тарифов и взыскания долгов с дебиторов, оказывают комплексное влияние на работу по совершенствованию управления предприятиями ЖКХ, включая разработку мероприятий по снижению дебиторской задолженности.
В данной статье на основе отечественного и зарубежного опыта были предложены авторские характерные особенности жилищно-коммунального хозяйства в целом и оказываемых его предприятиями услуг, в частности, систематизированные в четыре категории с соответствующими пояснениями. Важное место в исследовании заняли рекомендации по оптимизации управления дебиторской задолженностью, включившие алгоритм проверки первичных документов по учету с дебиторами, систему управления и контроля дебиторской задолженности, план контроля над управлением просроченной дебиторской задолженности, последовательность проведения анализа дебиторской задолженности.
Автор считает, что результаты исследования могут быть полезны для всех предприятий, задействованных в отрасли ЖКХ, а также ученых-экономистов, занятых решением проблем управления дебиторской задолженностью в данной сфере.
Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:11:47