Регистрируемая безработица как резерв самозанятости в трудоизбыточном регионе
Алиев И.А.1
1 Дагестанский государственный университет
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В статье автором представлены результаты анализа данных государственной службы занятости населения о содействии самозанятости безработных граждан. Проведена оценка динамики показателей эффективности оказания безработным гражданам органами службы занятости государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности за 2022-2024гг. (по доле безработных граждан, оформивших после получения госуслуги регистрацию в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход). Показаны особенности динамики социально-демографического портрета получивших госуслугу безработных граждан. Даны рекомендации и предложения о повышении для безработных привлекательности самозанятости в приоритетных для региона сферах, а также о совершенствовании деятельности органов службы занятости в направлении содействия самозанятости и предпринимательству, во взаимодействии с другими институтами регионального управления и развития, которые могут быть использованы как в Республике Дагестан, так и в других трудоизбыточных российских регионах.
Ключевые слова: рынок труда, трудоизбыточный регион, безработица, самозанятость, служба занятости населения, содействие началу осуществления предпринимательской деятельности
JEL-классификация: J21, J23, J24, E24, J64
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация на рынке труда большинства субъектов Российской Федерации характеризуется дефицитом рабочей силы в условиях роста спроса и исчерпания основных резервов роста экономической активности населения. Уровни общей и регистрируемой безработицы находятся на исторически минимальных уровнях. В то же время, в стране сохраняются регионы с высоким уровнем безработицы (так называемые «трудоизбыточные»), к которым относятся все республики, входящие в Северо-Кавказский федеральный округ (далее- СКФО), в т.ч. Республика Дагестан (далее- РД).
По данным Росстата [1], в сентябре 2024 года уровень общей безработицы в РД составил 10,5%, что почти в 4,4 раза превышает среднероссийский показатель (2,4%) и средний показатель по СКФО (8,3%). При этом уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2024г. превысил среднероссийское значение только в 1,75 раза и составил 0,7%. Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости населения (далее- СЗН) РД, в конце сентября 2024г. составляла всего 9,1 тыс. чел. при средней оценке численности безработных по результатам обследований рабочей силы за июль-сентябрь 2024 года - 161,1 тыс. чел. Таким образом, охват безработного населения РД услугами органов СЗН составляет примерно 5,65% (т.е. менее 6 человек из 100 лиц, находящихся в безработном состоянии, получив статус зарегистрированного безработного, могут получить в органах СЗН государственные услуги содействия в трудоустройстве). Поскольку потребность работодателей в работниках, заявленная в органы СЗН РД на конец сентября 2024г. составила примерно 5,2 тыс. чел., на каждую вакансию претендует в среднем 2 безработных, что свидетельствует о сохранении в регионе проблемы напряженности на рынке труда.
Правительство РД распоряжением от 13 мая 2024 г. № 209-р утвердило «Дорожную карту» по исправлению сложившихся тенденций на рынке труда Республики Дагестан до 2030 года» [2]. Этой «дорожной картой» предусматриваются мероприятия, способствующие интеграции в экономику незадействованных трудовых ресурсов, в т.ч. на основе их включения в предпринимательскую деятельность; реализации «прорывных» инвестиционных проектов в рамках модели экономического развития РД; вовлечения граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, в развитие фермерства, сельской кооперации и сельского туризма, а также в институт самозанятости. Поставленные перспективные задачи требуют расширения спектра научных исследований, сфокусированных на выявлении особенностей и факторов развития рынка труда региона; мотивов и установок населения, влияющих на экономическую активность и трудовую мобильность; оценке результативности мер государственной политики занятости и др.
Обзор научных публикаций по проблематике развития рынка труда РД показал преобладание исследований общего характера, направленных на выявление основных тенденций изменения показателей-индикаторов состояния занятости и безработицы населения РД [3,4,5]. Следует отметить вышедшие в последние годы отдельные статьи, затрагивающие острые проблемы рынка труда в сферах народных художественных промыслов [6,7] и туризма [8,9], выделенных в качестве приоритетных в стратегии развития РД до 2030 года. Вместе с тем, по мнению автора, проблематика самозанятости и индивидуального предпринимательства населения региона отражается чаще всего исключительно в аспекте легализации занятости в связи с налоговым режимом «налог на профессиональный доход». Практически отсутствуют публикации, в которых была бы предпринята попытка оценить эффективность государственной политики занятости в трудодефицитном регионе, в т.ч. мер содействия самозанятости безработных граждан.
Целью данной статьи является характеристика особенностей и динамики социально-демографического портрета безработных граждан, получивших в органах СЗН РД государственную услугу содействия началу предпринимательской деятельности, а также оценка эффективности оказания данной услуги в 2022-2024гг. для выработки рекомендаций о совершенствовании деятельности органов СЗН по содействию самозанятости и предпринимательству в условиях принятия Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года.
Научная новизна исследования состоит в получении на основе предложенного автором методического подхода оценки эффективности оказания безработным гражданам органами СЗН РД государственной услуги содействия началу предпринимательской деятельности, установлении повлиявших на результаты оценки особенностей социально-демографического портрета получивших данную услугу безработных граждан РД и его динамики, а также выработке рекомендаций по улучшению использования предпринимательского потенциала зарегистрированных безработных для развития самозанятости в приоритетных для стратегического развития региона отраслевых сферах экономики.
При подготовке статьи автором были использованы методы статистического анализа (сводки, группировки, средних величин, рядов динамики и др.), сравнения и обобщения, систематизации.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке предложений о повышении эффективности работы органов СЗН РД во взаимодействии с институтами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; развитии мер содействия занятости населения трудоизбыточных регионов на основе поддержки его предпринимательской активности в приоритетных для региона сферах.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОДЕЙСТВИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАЧАЛУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫМИ ГРАЖДАНАМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содействие самозанятости и предпринимательству реализуется в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях на межведомственной основе. Вместе с тем, в отношении безработных граждан особая роль в стартовой поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы объективно принадлежит государственной службе занятости населения. Органы СЗН в регионах России осуществляют свою деятельность по оказанию государственной услуги содействия началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан в соответствии со стандартом деятельности, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 апреля 2022 г. N 275н [10].
Несмотря на наличие единых требований к организации работы органов службы занятости, конкретные меры поддержки в сфере занятости должны оказываться с учетом особенностей рынка труда субъекта Российской Федерации. Для регионов, традиционно относимых к «трудоизбыточным», характерна высокая напряженность на рынке труда, связанная с дефицитом спроса на рабочую силу. Поэтому поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы безработных граждан является важным направлением действий, в рамках которого не только решается текущая задача повышения уровня занятости трудоспособного населения региона, но и создаются условия для кадрового обеспечения приоритетных для региона сегментов экономики и социальной сферы, обозначенных в качестве таковых в документах стратегического планирования.
Выработка предложений о совершенствовании деятельности органов СЗН по оказанию госуслуги содействия самозанятости и предпринимательству во взаимодействии с другими институтами регионального управления и развития, требует оценки эффективности проводимой в настоящее время работы.
По мнению автора, для оценки эффективности оказания безработным гражданам (и их отдельным группам) государственной услуги по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности, можно предложить показатель «Доля граждан, оформивших государственную регистрацию в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профессиональный доход, от общей численности безработных граждан, получивших в отчетном периоде государственную услугу содействия началу осуществления предпринимательской деятельности, %». Такой показатель может быть использован и как сводный, и как дифференцированный по отдельным социальным группам безработных граждан.
Автором на основе данных формы 2-Т (трудоустройство) «Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения» по Республике Дагестан (далее- РД) проведен расчет показателей эффективности оказания органами СЗН соответствующей государственной услуги безработным гражданам за 2022 г., 2023 г. и 2 квартал 2024гг. по РД и России в целом (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика показателей эффективности оказания органами СЗН государственной услуги безработным гражданам по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности (2022-2024 гг.) *
№ п/п
|
Показатель эффективности оказания
госуслуги органами СЗН
|
Российская Федерация
(в целом по всем субъектам РФ) |
Республика Дагестан
| ||||
2022г.
|
2023г.
|
2 квартал 2024г.
|
2022г.
|
2023г.
|
2 квартал 2024г.
| ||
1.
|
Доля
госуслуг по содействию началу осуществления предпринимательской деятельности,
оказанных безработным гражданам по предложению органов СЗН, в общем
количестве таких услуг за отчетный период, %
|
58,6
|
20,8
|
22,1
|
16,0
|
27,5
|
39,7
|
2.
|
Доля граждан, оформивших
госрегистрацию бизнеса [1], от общей
численности безработных граждан, получивших в отчетном периоде госуслугу
содействия началу осуществления предпринимательской деятельности, %
|
15,8
|
19,6
|
20,2
|
8,7
|
9,6
|
5,8
|
3.
|
Доля безработных женщин, оформивших госрегистрацию бизнеса, от общей
численности безработных женщин, получивших в отчетном периоде госуслугу
содействия началу осуществления предпринимательской деятельности, %
|
16,6
|
21,2
|
22,0
|
6,5
|
7,6
|
6,5
|
4.
|
Доля безработных сельских жителей,
оформивших госрегистрацию бизнеса, от общей численности безработных сельских
жителей, получивших в отчетном периоде госуслугу содействия началу
осуществления предпринимательской деятельности, %
|
15,3
|
17,4
|
19,2
|
9,7
|
9,5
|
6,0
|
5.
|
Доля безработных жителей моногородов и
монопоселений, оформивших госрегистрацию бизнеса, от общей численности
безработных жителей моногородов и монопоселений, получивших в отчетном
периоде госуслугу содействия началу осуществления предпринимательской деятельности,
%
|
13,3
|
18,7
|
20,2
|
3,9
|
15,1
|
0,0 [2]
|
Как видно из динамики показателей по РД в анализируемом периоде, содействие самозанятости и предпринимательству находится в очевидном приоритете по рекомендациям гражданам от органов СЗН: доля соответствующих госуслуг, оказанных безработным гражданам по предложению органов СЗН, возросла менее чем за два года почти в 2,5 раза. Этот тренд является обратным среднероссийской динамике доли данного вида госуслуг, оказанных гражданам по рекомендациям органов СЗН (снижение почти в 2,7 раза).
При таком акценте на оказание безработным РД по инициативе органов СЗН услуг поддержки старта самозанятости (предпринимательства), сложно признать удовлетворительными показатели эффективности оказания этих услуг. В целом среди всех безработных граждан РД, получивших в первом полугодии 2024 года госуслугу содействия началу осуществления предпринимательской деятельности, только 5,8% оформили госрегистрацию в любом качестве (как юридическое лицо (далее- ЮЛ), индивидуальный предприниматель (далее- ИП) или самозанятый - плательщик налога на профессиональный доход (далее – НПД).
Конечно, неполный календарный год не позволяет делать окончательные выводы. Но сравнение уровня и динамики показателей эффективности оказания госуслуги в СЗН РД в 2022-2024гг. с уровнем и динамикой аналогичного среднего показателя по Российской Федерации в целом явно показывает наличие проблемы, на которую стоит обратить внимание. Так, по России в целом три года наблюдается устойчивый тренд на повышение доли безработных граждан, стартующих с предпринимательской инициативой после получения поддержки в СЗН (рост показателя эффективности на 27,8% привел к тому, что примерно каждый пятый безработный из получивших госуслугу содействия от СЗН, стал в 2024 году предпринимателем или самозанятым). При этом, в РД (при небольшом росте эффективности деятельности СЗН в 2023 году), заметно увеличилось отставание от среднероссийского оценочного показателя (в 2022 году уровень эффективности содействия СЗН началу осуществления предпринимательской деятельности безработными был примерно в 1,8 раза ниже среднероссийского показателя, а в 2024 году - уже в 3,5 раза).
Интересные результаты, требующие отдельного изучения, получены автором при анализе структуры выбора безработными гражданами РД, получившими стартовую поддержку в органах СЗН, форм регистрации бизнеса (таблица 2): в качестве ЮЛ, ИП) или самозанятого – плательщика НПД.
Таблица 2 – Динамика структуры выбора безработными Республики Дагестан форм регистрации бизнеса после получения госуслуги содействия началу осуществления предпринимательской деятельности в 2022-2024гг.*
№ п/п
|
Наименование показателя
|
2022 год
|
2023 год
|
1 полугодие 2024г.
| |||
Количество, чел.
|
Доля от всех зарегистрировавших бизнес, %
|
Количество, чел.
|
Доля от всех зарегистрировавших бизнес, %
|
Количество, чел.
|
Доля от всех зарегистрировавших бизнес, %
| ||
1.
|
Всего
численность безработных РД, оформивших государственную регистрацию бизнеса в
форме ЮЛ или ИП, вставших на учет в качестве плательщика НПД после получения
госуслуги
|
250
|
100,0
|
202
|
100,0
|
63
|
100,0
|
2.
|
В
т.ч. зарегистрированные в форме ИП
|
100
|
40,0
|
100
|
49,5
|
20
|
31,7
|
3.
|
Из
них – зарегистрировавших крестьянское (фермерское) хозяйство
|
3
|
1,2
|
3
|
1,5
|
1
|
1,6
|
4.
|
Зарегистрированных
в форме самозанятых – плательщиков НПД
|
143
|
57,2
|
90
|
44,6
|
41
|
65,1
|
5.
|
Зарегистрировавших
ЮЛ
|
7
|
2,8
|
12
|
5,9
|
2
|
3,2
|
В целом по всем безработным гражданам, зарегистрировавшим свой бизнес после получения содействия СЗН, к 2024 году стала очевидно преобладать форма самозанятого- плательщика НПД – ее предпочли примерно 2/3 стартовавших в предпринимательстве.
Как тревожный сигнал для региона должна быть воспринята зафиксированная автором в результате анализа ситуация крайне низкого интереса безработных граждан (в т.ч. жителей сельской местности) к регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (в 1 полугодии 2024г. – 1 чел., в предшествующие годы – по 3 чел.). Отсутствие интереса к фермерству проявилось на фоне общего доминирования реализованной предпринимательской инициативы именно у безработных сельских жителей РД: их доля среди оформивших государственную регистрацию бизнеса после получения услуги содействия старту со стороны СЗН возросла до 88,9% к 2024 году (82,8% в 2022г. и 78,7% в 2023г.).
На оценочные значения эффективности содействия самозанятости и предпринимательству безработных граждан РД могли оказать влияние как характеристики качества государственной услуги, так и характеристики состава безработных граждан, которым эта услуга была оказана (в т.ч. по предложению органов СЗН).
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА БЕЗРАБОТНЫХ, ПОЛУЧИВШИХ ПО ИНИЦИАТИВЕ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ УСЛУГУ СОДЕЙСТВИЯ САМОЗАНЯТОСТИ
Проведенный анализ особенностей социально-демографического портрета безработных РД, получивших в 2022-2024гг. в СЗН госуслугу содействия началу осуществления предпринимательской деятельности, показал, что среди этих лиц наиболее многочисленными являются группы молодежи в возрасте 18-29 лет и граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика социально-демографической структуры безработных Республики Дагестан, получивших в органе СЗН госуслугу содействия началу осуществления предпринимательской деятельности в 2022-2024гг.*
№ п\п
|
Показатели, характеризующие состав безработных
граждан, получивших в органе СЗН госуслугу содействия началу осуществления
предпринимательской деятельности
|
2022г.
|
2023г.
|
2 квартал 2024г.
|
1.
|
Доля
молодежи в возрасте 18-29 лет, %
|
21,6
|
23,2
|
23,8
|
2.
|
Доля
инвалидов, %
|
3,7
|
5,4
|
9,8
|
3.
|
Доля
граждан, уволенных с военной службы, %
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
4.
|
Доля
членов семей граждан, уволенных с военной службы, %
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
5.
|
Доля
граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо прекращением
деятельности ИП, сокращением численности или штата работников организации, ИП
|
2,7
|
3,5
|
2,9
|
6.
|
Доля
граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного
(более года) перерыва, %
|
18,2
|
15,4
|
23,1
|
7.
|
Доля
родителей, имеющих несовершеннолетних детей, %
|
19,4
|
7,6
|
11,0
|
8.
|
В том числе доля (%) среди всех родителей с
несовершеннолетними детьми (строка 7):
|
|
|
|
9.
|
многодетных родителей
|
26,4
|
30,2
|
27,7
|
10.
|
родителей с детьми-инвалидами
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
11.
|
одиноких
родителей
|
0,0
|
0,6
|
0,0
|
Если существенный (23,8%) удельный вес молодежной группы условно можно отнести к факторам, способствующим предпринимательской активности, то почти равная по численности группа граждан, имевших перерыв в трудовой деятельности, скорее должна рассматриваться как ограничивающий фактор.
Характерно, что доля этой группы лиц в структуре безработных «потенциальных предпринимателей и самозанятых», получивших поддержку от СЗН, заметно выросла (с 18,2% в 2022г. до 23,1% в 2024г.). При этом для женского сегмента безработных характерно превышение доли лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва (26,5% в 2024г.) над аналогичным показателем, характеризующим весь массив безработных, получивших услугу поддержки начала предпринимательской деятельности в РД. Это обстоятельство позволяет предположить определенное пересечение группы лиц, возвращающихся в экономическую активность, с группой молодых женщин с маленькими детьми, незанятость которых вызвана уходом за последними. На это указывает и существенный удельный вес родителей с несовершеннолетними детьми (19,4% в 2022 году, снизившийся до 11,0% в 2024 году), сопровождающийся значительной долей (27-30%) многодетных родителей.
Женщины с детьми особо нуждаются в социальном обеспечении (например, оплата временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком), которое теряют при переходе в сферу самозанятости и предпринимательства. Не стоит сбрасывать со счетов и утрату женщинами, осуществляющими уход за детьми или другими нетрудоспособными членами семьи, части профессиональных навыков или вообще отсутствие у них опыта работы при наличии профессионального образования. Поэтому не удивительно отмеченное в РД падение интереса безработных женщин с несовершеннолетними детьми к госуслуге содействия предпринимательству: к середине 2024г. произошло почти шестикратное снижение численности таких женщин, получивших в СЗН услугу содействия началу предпринимательской деятельности (с 321чел. в 2022 г. до 91чел. в 2023 г. и 54 чел. в 1 полугодии 2024 г.).
На потенциальные проблемы с переходом безработных женщин после получения услуги в СЗН к реальной предпринимательской деятельности или самозанятости указывает неуклонное увеличение в составе этой группы доли инвалидов (с 3,2 % в 2022г. до 5,5% в 2023г. и 11,2% в 1 полугодии 2024г.). Аналогичная тенденция проявляется и по всей совокупности получивших данную услугу безработных граждан РД (с 3,7% в 2022г. до 5,4% в 2023г. и 9,8% в 1 полугодии 2024г.). Автор не исключает возможности интереса безработных, имеющих определенные социальные ограничения, препятствующие трудовой деятельности в стандартных условиях, к самозанятости и индивидуальному предпринимательству, однако их выход и закрепление на рынке труда требуют индивидуализации не только стартовой, но и последующей поддержки.
Важной группой безработных граждан для РД являются сельские жители, предпринимательский потенциал которых может стать драйвером развития приоритетных отраслевых сфер экономики региона. Проведенный анализ показал, что к 2024 году произошло более чем двукратное снижение абсолютной численности молодых безработных сельских жителей, получивших услугу содействия предпринимательству (до 228 чел. в 1 полугодии 2024г. с 488 чел. в 2022 г.), однако на фоне общего снижения численности получивших эту услугу безработных сельских жителей, доля молодежи среди них даже несколько возросла (до 24,5% в 2024г. с 22,9% в 2022г.). Одновременно заметно увеличилась абсолютная численность безработных сельских жителей – инвалидов (79, 91 и 101 чел. соответственно за 2022,2023 и 1 полугодие 2024г.) и их доля в структуре получивших услугу содействия старту предпринимательства (до 10,8% в 2024г. с 3,7% в 2022г.).
Таким образом, анализ показал, что в социально-демографической структуре безработных граждан РД, получивших по инициативе СЗН услугу содействия началу предпринимательской деятельности, достаточно велика и характеризуется тенденцией к росту доля граждан, «проблемных» с точки зрения конкурентоспособности на рынке труда, нуждающихся в особой, индивидуальной поддержке для реализации их предпринимательской инициативы. Это обстоятельство оказывает прямое влияние на показатели эффективности услуг СЗН региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принятые в документах стратегического планирования приоритетные направления развития Республики Дагестан, длительное время относившейся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, «трудоизбыточным» регионам, определяют новые ориентиры для повышения трудовой мобильности и предпринимательской активности населения. В условиях намеченных перспектив роста экономики и социальной сферы безработица как резерв экономически активного населения становится конкурентным преимуществом региона. Однако подходы к управлению этим резервом должны принципиально измениться.
Органы модернизированной службы занятости населения, которые должны стать современными кадровыми центрами, для повышения эффективности государственных инвестиций в реализацию мер проактивной политики занятости, в т.ч. направленных на развитие трудового и предпринимательского потенциала безработного населения, должны переходить к индивидуализации оказываемых услуг, настройке мер государственной поддержки под потребности каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, препятствующей его участию в труде по найму или реализации его предпринимательской инициативы на основе самозанятости.
В регистрируемой безработице в условиях ее неуклонного снижения, как правило, сохраняется ядро лиц, особо нуждающихся в адаптированных мерах содействия: женщины с маленькими детьми, инвалиды; молодежь без образования или без опыта работы и т.п. Услуга содействия началу предпринимательской деятельности для таких безработных должна оказываться только в том случае, если они уже сориентировались на рынке труда, получили психологическую поддержку, прошли социальную адаптацию, избрали вид деятельности, в котором возможна реализация их предпринимательской инициативы, и убеждены в своих намерениях заниматься этой деятельностью.
На решение безработного выбрать сферу деятельности и территорию (муниципальное образование), где предполагается развитие, реализация новых инвестиционных проектов, может повлиять специальная информационная кампания, которую, по мнению автора, необходимо организовать в рамках расширения направлений деятельности Центра поддержки предпринимательства РД, в т.ч. его структурного подразделения - Центра народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма. Информация о проектах, реализуемых в рамках Стратегии социально-экономического развития РД до 2030 года, должна быть наглядно представлена на доступных населению электронных ресурсах. По мнению автора, информация должна быть систематизирована (с возможностью навигации) в разрезе муниципальных образований и востребованных в перспективе направлений профессиональной деятельности (в т.ч. в форме самозанятости и индивидуального предпринимательства). Одновременно должны предоставляться актуальные сведения о возможности бесплатного получения безработными соответствующих профессий (на основе профподготовки или переподготовки в РД).
С учетом значительности среди зарегистрированных безработных РД доли лиц, стремящихся вернуться на рынок труда после длительного перерыва, особое значение для их «профессиональной реабилитации» имеет организация стажировок по прежней или вновь полученной профессии, в ряде случаев (например, для инвалидов) – с наставником. Прохождение стажировки после обучения может стать ступенью к осознанному выбору самозанятости для дальнейшей работы по профессии.
Регистрируемая безработица может стать реальным резервом роста самозанятости в РД при условии совершенствования работы органов СЗН во взаимодействии с институтами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Роста доверия населения к органам СЗН может привести к повышению в регионе числа зарегистрированных безработных. Однако временное повышение соотношения регистрируемой и общей безработицы повысит прозрачность и регулируемость ситуации на рынке труда, что позволит реализовать проактивные меры политики занятости, способствующие достижению стратегических задач развития региона.
[1] Здесь и далее в таблице 1 к оформившим госрегистрацию бизнеса отнесены оформившие госрегистрацию в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или плательщика налога на профдоход.
[2] Рост почти в 4 раза показателя по безработным моногородов в 2023 году сменился нулевым значением 2024 года, т.к. доля зарегистрировавших в 2023 году бизнес возросла на фоне резкого (почти в 3,4 раза) снижения числа получателей госуслуги.
Источники:
2. Распоряжение Правительства РД от 13 мая 2024 г. № 209-р «Об утверждении «дорожной карты» по исправлению сложившихся тенденций на рынке труда Республики Дагестан до 2030 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/409031768/ (дата обращения: 09.11.2024).
3. Абдулманапов П.Г. Динамика уровня безработицы в Республике Дагестан в современных условиях // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2023. – № 1. – c. 65-70. – doi: 10.24412/2412-2025-2023-1-65-70.
4. Стофарандова В.В., Мисриханова Б.А., Салихов Г.Ш. К вопросу о структурных изменениях регионального рынка труда в современный период // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 9-1. – c. 113-121. – doi: 10.34670/AR.2022.37.12.007.
5. Мусаев З.Х., Муртазалиева А.А., Ашуралиева Д.Р. Анализ проблем занятости и безработицы в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 10(147). – c. 515-519. – doi: 10.34925/EIP.2022.147.10.096.
6. Маллаева М.И. Отрасль народных художественных промыслов: современные проблемы и перспективы развития // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2023. – № 4. – c. 16-23. – doi: 10.21779/2500-1930-2023-38-4-16-23.
7. Мустафаева М.Г., Мустафаева З.С. Роль народных промыслов Дагестана в развитии экономики региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2022. – № 6(127). – c. 104-106. – doi: 10.18522/1997-2377-2022-127-6-104-106.
8. Абидов М.Х., Исмаилова Ф.Н., Борисова Л.А. Проблемы и перспективы развития туризма в Республике Дагестан // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2019. – № 1. – c. 39-43. – doi: 10.24411/2412-2025-2019-00005.
9. Абдурахманов А.А. Оценка рисков формирования туристического кластера в Республике Дагестан // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 6(464). – c. 117-125. – doi: 10.47475/1994-2796-2022-10612.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 апреля 2022г. №275н. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://internet.garant.ru/#/document/404803477/paragraph/1/doclist/4636/2/0/0:4 (дата обращения: 09.11.2024).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 00:39:48