Цифровые технологии как фактор укрепления национальной конкурентоспособности Китайской Народной Республики в международных финансах

Капустин А.А.1, Капустин Н.А.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Капустин А.А., Капустин Н.А. Цифровые технологии как фактор укрепления национальной конкурентоспособности Китайской Народной Республики в международных финансах // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 10. – С. 4503-4522. – doi: 10.18334/epp.13.10.119154.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899445

Аннотация:
В настоящей статье рассматриваются потенциальные преимущества и последствия внедрения цифровых технологий и, в частности, цифрового юаня (e-CNY) для обеспечения эффективности валютно-финансовой системы КНР в части деятельности Китая на мировой арене. Являясь одной из передовых стран с точки зрения финансовых технологий, КНР в числе первых приступила к практическим шагам по внедрению цифрового юаня, в том числе в международных расчетах. Проводится также анализ возможных эффектов от внедрения цифрового юаня на мировую финансовую систему. Подчеркиваются растущая важность Китая в мировой экономике, его способность конкурировать на глобальном уровне, включая такие области, как технологии и инновации. В то же время в числе вызовов – относительно недостаточная интеграция национальной финансовой системы в глобальную. Приводится обоснование гипотезы, что внедрение e-CNY и его дальнейшее использование в международных финансовых операциях может способствовать укреплению профильной конкурентоспособности Китая. Результаты данного исследования могут представлять интерес для специалистов и исследователей в области международных финансов и цифровой экономики, государственных организаций, таких как Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации, а также ведущих компаний, которые работают с Китаем и в целом на международных рынках

Ключевые слова: цифровой юань, национальная конкурентоспособность, Китай, финтех, инициатива «Один пояс — один путь», международные финансы, цифровые технологии

JEL-классификация: F30, O31, O2, O33



Введение

В настоящем исследовании рассматриваются потенциальные преимущества и последствия внедрения цифрового юаня для обеспечения эффективности валютно-финансовой системы КНР, а также деятельности Китая на мировой арене. Кроме того, проведен анализ влияния цифрового юаня на мировую финансовую систему. Отмечается, что успешное внедрение e-CNY могло бы повлиять на баланс сил в рамках международной валютно-финансовой системы (МВФС), в том числе – через снижение санкционных рисков.

Цель данного исследования – на основе анализа текущего положения национальной конкурентоспособности Китая с акцентом на его финансовую систему выявить ключевые эффекты реализации инициативы по разработке и внедрению цифровой версии национальной валюты. В рамках гипотезы настоящей работы предполагается, что внедрение e-CNY и его дальнейшее использование в международных торговых операциях будет способствовать укреплению конкурентоспособности КНР и эффективности ее финансовой системы.

Научные труды, использованные в этом исследовании, включают профильные статьи, отчеты и другие соответствующие источники. Так, концепция национальной конкурентоспособности и ее взаимосвязь с долгосрочным экономическим развитием является центральной темой в целом ряде работ отечественных и иностранных авторов, таких как П.Кук и К.Морган [1], М.Портер [2], Н.Г.Багаутдинова и Р.А.Никулин [5]. Между тем с целостным подходом выступают Р.Фёрер и К.Чахарбаги [3], подчеркивая, что конкурентоспособность относительна и зависит в том числе от технологий для реализации необходимых изменений. Современные направления в рамках повышения важности технологической составляющей национальной конкурентоспособности освещены в исследованиях таких авторов, как К. Айгингер и К. Фогель [4].

Роль Китая в мировой финансовой системе и его усилия по повышению своей конкурентоспособности за счет использования цифрового юаня в международных платежах находятся в центре внимания работ П.Массона, В.Добсона и Р.Лафранса [8]. Развитие программы цифрового юаня и его роль в инициативе Китая «Цифровой шелковый путь» подробно исследуются авторами доклада IBM Blockchain World Wire и Официального форума валютно-финансовых учреждений (OMFIF) [11].

Потенциал цифрового юаня конкурировать с доминированием доллара США в международной валютной системе обсуждается Р.Бансалом [14], который предполагает, что e-CNY может повлиять на баланс сил в мировых финансах. Изучению эффективности отраслевого регулирования криптовалют в КНР посвящены работы Ц.Чен и Л.Лю [17].

Последствия внедрения цифрового юаня для мировой финансовой системы рассматривают также Р.Грин и П.Триоло [19]. Они считают, что успешное внедрение цифрового юаня может сократить зависимость Пекина от денежно-кредитной политики Вашингтона и снизить негативный потенциал вероятных санкций со стороны США. Конкретные примеры реализации данной инициативы приводятся такими авторами, как К.Фенг [20], а также Э.Гкритси [23]. Развитие альтернативных западным финансовых институтов изучается в работах А.В.Вальковой [21].

В целом, анализ используемых в настоящей работе тематических научных статей и аналитических материалов демонстрирует, что разработка и внедрение цифрового юаня являются важным компонентом стратегии Китая по повышению национальной конкурентоспособности и занятию более значимого места в мировой экономике, что помимо прочего предполагает использование цифровых инноваций для модернизации финансовой системы Китая, расширения доступа населения к профильным услугам, облегчения международной торговли и защиты от внешних санкционных рисков.

В представленной статье используется количественные (дескриптивная статистика, корреляционный анализ), и качественные (сравнительный и документальный анализ) методы исследования, а также их синтез для изучения потенциального влияния e-CNY на национальную конкурентоспособность Китая. Указанные методы в совокупности обеспечивают всестороннее представление о потенциальном влиянии цифрового юаня на национальную конкурентоспособность Китая.

Основная часть

Для выявления ключевых эффектов реализации инициативы по разработке и внедрению e-CNY на национальную конкурентоспособность Китая с акцентом на его финансовую систему необходимо дать используемому в данной работе понятию «национальная конкурентоспособность». Отметим, что в настоящее время в экономической науке существуют различные определения данного понятия в связи с его динамичностью, а также тем, что исследователи делают акцент на разные особенности упомянутого термина.

В частности, согласно П.Куку и К.Моргану, это – «способность экономики на субнациональном уровне привлекать и удерживать фирмы со стабильной или растущей рыночной деятельностью, при этом поддерживая или улучшая уровень жизни всех проживающих в стране» [1].

Американский экономист М.Портер, в свою очередь, дает следующее определение: «национальная конкурентоспособность – это, прежде всего, использование непрерывного процесса внедрения инноваций для поддержания производительности труда на более высоком, чем у других держав, уровне» [2].

Примечателен также динамический подход к описанию данного параметра, предложенный, в частности, Р. Ферером и К. Чахарбаги: «Конкурентоспособность относительна, а не абсолютна. Она зависит от ценностей акционеров и клиентов, финансовой устойчивости, которая определяет способность действовать и реагировать в конкурентной среде, а также потенциала людей и технологий для осуществления необходимых стратегических изменений.» [3].

В рамках анализа современных отраслевых концепций, следует выделить роль инновационной системы страны в повышении конкурентоспособности за счет создания и распространения новых технологий. Актуальные тенденции на повышение технологического аспекта национальной конкурентоспособности описываются в работах таких авторов, как К.Айгингер и К.Фогель [4].

Без сомнений, национальная конкурентоспособность является ключевым аспектом достижения страной долгосрочного экономического развития. Согласно анализу актуальных экономических концепций, конкурентоспособность на национальном уровне обладает относительной сущностью, в связи с чем возможен ее анализ только в конкретный момент времени в контексте активной конкурентной борьбы между странами, основанной на уникальных преимуществах. Факторы, определяющие национальную конкурентоспособность, могут эволюционировать под воздействием технического прогресса.

Что же касается национальной цифровой экономики, то, например, отечественные исследователи Н.Г.Багаутдинова и Р.А.Никулин дают следующее определение: «Конкурентоспособность в цифровой экономике представляет собой динамическую способность предприятия осуществлять успешную хозяйственную деятельность на рынке в конкурентной среде, грамотно используя свой интеллектуальный и кадровый потенциал для обработки и использования информации и знаний в своей деятельности в условиях асимметрии информации» [5].

В рамках настоящей работы на основе представленных выше определений используется следующая авторская дефиниция: «Национальная конкурентоспособность – это динамическая способность экономической страны укреплять свои позиции на мировой арене в ключевых областях, в том числе – в финансовой области, что достигается через эффективное внедрение технологических инноваций в условиях активной конкурентной борьбы».

Одно из ведущих государств в области инновационной цифровой экономики – Китайская Народная Республика. Согласно отчету Китайской академии информационных и коммуникационных технологий (中国信通院), стоимость цифровой экономики Китая в 2022 г. достигла 50,2 триллиона юаней (6,9 триллиона долларов США), что составляет 41,5% национального ВВП (второе место в мире после США по объему) [6].

КНР также является одной из наиболее развитых государств в контексте национальной конкурентоспособности. Исходя из данных «Рейтинга мировой конкурентоспособности» (World Competitiveness Ranking) от Международного института развития менеджмента (IMD), Китай действительно занимает ведущие места по упомянутому показателю [7]:

Рисунок №1. Позиции КНР в «Рейтинге мировой конкурентоспособности» IMD в 2010-2022 гг.

Chart

Источник: составлено авторами на основе данных IMD (дата обращения: 10.08.2023)

Данные, представленные на Рисунке №1, свидетельствуют, что в течение более десяти лет позиции Китая в мировом рейтинге, несмотря на лидирующие темпы роста ВВП среди крупнейших наций, практически не менялись (18-е место в 2010 году и 17-е в 2022 году). Для выявления причин сложившейся ситуации, необходимо учесть изменения в четырех основных компонентах рейтинга: «экономические показатели», эффективность государства», «эффективность бизнеса» и «инфраструктура»:

Рисунок №2. Показатели КНР в рамках «Рейтинга мировой конкурентоспособности» за 2018-2022 гг. Points scored

Источник: составлено авторами на основе данных IMD (дата обращения: 10.08.2023)

Очевидно, что с 2018 по 2022 гг. наблюдается значительное улучшение позиций Китая в мировом рейтинге по «эффективности государства»: с 46-й строчки КНР поднялся на 29-ю. Показатели «эффективности бизнеса» остались стабильными, сохраняя 15-е место, в то время как некоторое снижение можно отметить по развитию «инфраструктуры» и «экономическим показателям» в целом, где страна опустилась с 19-й на 21-ю позицию и со 2-й на 4-ю соответственно.

Вместе с тем, несмотря на общий прогресс, в настоящее время одной из ключевых проблем может рассматриваться недостаточная интеграция национальной финансовой системы в мировую, равно как и ограниченное использование юаня по ключевым международным валютным метрикам [8]. Действительно, по данным SWIFT, применение китайской национальной валюты в мировых платежах, хотя и увеличилось с менее 1% в 2013 г. до более 3% в 2022 г., все еще остается заметно ниже, например, доллара США и евро. Столь же незначительны и доли юаня в валютных контрактах на мировых валютных рынках, а также в глобальных валютных резервах [9]:

Рисунок № 3. Доля юаня по некоторым ключевым метрикам использования валюты на международных рынках в юанях с 2009 по 2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных Merics (дата обращения: 10.08.2023)

Для поддержки отраслевой конкурентоспособности в контексте комплексной перестройки экономических связей Китая с мировым сообществом в условиях изменяющегося глобального финансового ландшафта правительство КНР принимает различные меры, в том числе стремясь расширить возможности использования юаня в международной торговле. Важной частью этой стратегии является внедрение цифрового юаня (проект DCEP - Digital Currency Electronic Payment / 数字货币电子支付) или e-CNY (中国人民银行数字人民币), то есть цифровой валюты Народного банка Китая [10].

В настоящее время нет единого принимаемого определения цифровой валюты центрального банка (ЦВЦБ). В докладе Официального форума валютно-финансовых институтов (OMFIF) данный термин как «цифровой актив, выпускаемый центральным банком с целью осуществления платежей и расчетов в розничных или оптовых (международных) транзакциях» [11]. Банк Международных расчетов (БМР) использует следующую дефиницию ЦВЦБ: «законное платежное средство, выпущенное центральным банком в цифровой форме» [12]. Авторское определение ЦВЦБ, используемое в рамках настоящей статьи – «цифровая форма национальной валюты, которая выпускается и регулируется центральным банком страны в качестве полностью цифрового актива, который может использоваться наряду с традиционными деньгами».

На первом этапе программа по разработке цифрового юаня нацелена на осуществление розничных расчетов посредством создания специализированной электронной платежной системы, центральной частью которой будет ЦВЦБ – цифровой юань (e-CNY). Народный Банк (НБ) КНР планирует внедрить цифровую валюту в национальную валютно-финансовую систему в том числе для замены наличных денежных средств в обращении внутри страны. Вторым этапом реализации программы является применение ЦВЦБ для трансграничных расчетов. Над реализацией проекта совместно работают крупнейшие финансовые организации страны, в том числе НБ КНР, государственные и частные банки (ICBC, Bank of China, China Construction Bank, WeBank, MyBank и др.).

Таблица №1: Этапы разработки e-CNY.

Дата
Событие
2014 г.
Китай начал исследования по разработке цифровой валюты
Сентябрь 2016 г.
Публикация исследований ЦБ КНР о внедрении ЦВЦБ
Январь 2017 г.
Создание Исследовательского института цифровых валют
Декабрь 2017 г.
Вовлечение коммерческих банков в процесс разработки ЦВЦБ
Декабрь 2019 г.
Начало тестирования ЦВЦБ в 4 городах Китая: Шэньчжэне, Чэнду, Сучжоу, Сюнане
Октябрь 2020 г.
Массовое тестирование e-CNY в г. Шэньчжэнь
Февраль 2021 г.
Вступление Народного банка КНР в проект по трансграничному использованию ЦВЦБ m-Bridge
Июль 2021 г.
Публикация программного отчета НБ КНР «Прогресс в исследовании и развитии e-CNYв Китае»
Январь 2022 г.
Запуск мобильных приложений e-CNY на Android и iOS
Февраль 2022 г.
Запуск платформы цифрового юаня в ходе Зимних Олимпийских игр в г. Пекин
Апрель 2022 г.
Запуск массового тестирования в Гуанчжоу, Ханчжоу, Нинбо и т.д. на фоне проведения 19-х Азиатских спортивных игр
Июнь 2022 г.
China UnionPay Merchant Services, China Construction Bank и Sunshine Insurance Group начали предоставление услуг по автострахованию в e-CNY
Июль 2022 г.
Полномасштабное тестирование использования e-CNY для различных финансовых целей (онлайн и оффлайн) в различных регионах Китая
Сентябрь 2022 г.
Начало тестирования e-CNY в Гонконге
Октябрь 2022 г.
Публикация отчета по итогам первой фазы проекта m-Bridge с выводами о возможностях применения ЦВЦБ для совершенствования трансграничных платежей
Июль 2023 г.
Объем транзакций в e-CNY достиг 1,8 трлн юаней (около 250 млрд долл. США)
Источник: Составлено авторами на основе материалов Народного банка КНР (дата обращения: 10.08.2023)

Для НБ КНР основными причинами разработки ЦВЦБ для использования в национальной валютно-финансовой системе стали [13]:

1. Необходимость сократить влияние частных платежных систем AliPay (Ant Group Co.) и WeChat Pay (Tencent Holdings Ltd.). В отличие от платежей через частные системы все юр. лица будут обязаны принимать e-CNY;

2. Возможность внедрения дополнительного функционала в ДКП, в том числе быстрого и адресного предоставления социальной поддержки малоимущим группам населения и контроля за целевым расходованием средств;

3. Более подробный процесс мониторинга незаконной экономической деятельности, в том числе ухода от уплаты налогов;

4. Стремление к поддержке процессов цифровой трансформации экономики за счет использования инновационных финансовых технологий;

5. Повышение обеспеченности населения Китая финансовыми услугами. Так, использование ЦВЦБ не требует подключения к Интернету.

Ключевой задачей дальнейшего развития концепции цифрового юаня (DCEP), по мнению ряда международных экспертов, в том числе специалистов центра «Карнеги», является использование e-CNY в качестве международного средства платежа и средства накопления резервов [14]. Народный банк Китая в данном случае преследует следующие цели:

1. Ускорение процесса интернационализации юаня в качестве глобального резервного и платежного средства;

2. Потенциал для создания системы трансграничных платежей между государствами-партнерами Китая и юридическими лицам [15], в меньшей степени подверженной влиянию финансово-экономических санкций США и иных государств [16], посредством более широкого применения юаня в международной торговле и на финансовых рынках;

3. Потенциал для интернационализации внутреннего долгового рынка КНР, оцениваемого в несколько триллионов долларов, тем самым формируя огромный рынок для юаня в качестве глобальной валюты.

4. Поддержка денежного суверенитета Китая за счет эмиссии розничной ЦВЦБ на фоне запрета на операции с частными цифровыми валютами, в том числе – стейблкойнами [17].

В том числе, изучаются варианты применения e-CNY в трансграничных сделках в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) [18]. С экономической точки зрения данная инициатива имеет потенциал оказать глубокое влияние на конкурентоспособность Китая, обеспечив доступ страны к новым рынкам и источникам сырья. Расширяя свою инфраструктурную сеть в рамках ОПОП, Китай не только стимулирует свой внутренний экономический рост, но и усиливает глобальное экономическое влияние [19].

Так, инвестиции КНР в инфраструктуру в рамках ОПОП также открывают новые возможности для регионального сотрудничества, при этом центральную роль играет Китай. Это создает синергию между различными регионами, способствует экономической интеграции и содействию культурному обмену и обмену знаниями. В результате ОПОП является для КНР не только экономической стратегией, но и инструментом «мягкой силы», распространяющим китайское влияние по всему региону. Это, в свою очередь, еще больше укрепляет глобальное положение и конкурентоспособность Китая, что дает возможность усиления профильных позиций КНР в международной финансовой сфере.

Одна из ключевых задач в рамках ОПОП – интернационализация юаня. В частности, эта стратегия может способствовать установлению новых торгово-экономических отношений, учреждению новых финансовых институтов, созданию финансовых инструментов, номинированных в юанях, использованию валюты в расчетах по торгово-инвестиционным операциям. Содействуя использованию юаня в международной торговле, Китай также стремится снизить свою подверженность санкционным рискам, связанным с колебаниями политического курса США. Это может привести к большей стабильности финансовой системы и экономики Китая. Более того, более широкое использование юаня в глобальных транзакциях потенциально может привести к снижению транзакционных издержек для Китая и других стран, участвующих в ОПОП.

По сути, интернационализация юаня – это многогранная стратегия, призванная изменить экономические отношения Китая с остальным миром в процессе трансформации глобального финансового ландшафта, одним из ключевых направлений которой является разработки и практическое внедрение e-CNY.

Готовятся к реализации ряд проектов практического использования e-CNY в рамках ОПОП. В частности, план, продвигающий использование цифрового юаня в трансграничной торговле, был опубликован в городе Сюйчжоу, который служит логистическим центром регулярного трансграничного железнодорожного сообщения с 21 страной Азии и Европы. Муниципальные власти планируют продвигать электронные юани для оплаты услуг и платы за хранение товаров, перевозимых поездами, пересекающими границу, с планами на будущее расширить использование цифровых юаней для оплаты налогов и коммунальных услуг​ [20]​.

Более того, подход КНР к развитию международного сотрудничества включает в себя учреждение финансовых структур, которые облегчают использование юаня в международных сделках. В частности, создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) правительством Китая и других стран ОПОП фактически является альтернативой традиционным финансовым институтам, в которых доминирует Запад. Такие учреждения позволяют странам получить доступ к финансированию в юанях, что способствует использованию этой валюты в трансграничных транзакциях.

Для АБИИ введение e-CNY может потенциально упростить транзакции и снизить затраты. Как цифровая валюта, e-CNY может быть переведен мгновенно, что устраняет необходимость в посредниках и сокращает время транзакции. Это особенно полезно для крупных инфраструктурных проектов, финансируемых АБИИ. Кроме того, использование e-CNY может снизить зависимость от других основных валют, таких как доллар США, что еще больше будет способствовать интернационализации юаня [21].

Использование юаня в трансграничных расчетах способствует и создание в 2015 г. Системы трансграничных межбанковских платежей (CIPS), которая упростила и удешевила расчеты по международным транзакциям в юанях [22]. С точки зрения отношений с CIPS, e-CNY может служить дополнительным инструментом дальнейшего повышения эффективности трансграничных транзакций в юанях. В качестве цифровой валюты e-CNY потенциально может обеспечить еще более быстрые и эффективные трансграничные транзакции с уровнем прозрачности и отслеживаемости, который невозможен с традиционными валютами. Кроме того, e-CNY может быть интегрирован в CIPS для создания единой системы как для цифровых, так и для традиционных транзакций в юанях. Это еще больше повысит эффективность и удобство трансграничных транзакций в юанях, сделав данную валюту еще более привлекательным вариантом для международных транзакций.

В целом, Пекин активно продолжает исследования в области возможностей трансграничного применения e-CNY. В начале декабря 2021 г. Му Чанчунь, директор Института цифровой валюты НБ КНР сообщил, что регуляторы Китая и Гонконга успешно протестировали пополнение, переводы и платежи с использованием цифровых юаней через цифровые кошельки в сотрудничестве с гонконгскими банками и торговыми компаниями [23].

Значимым прогрессом в контексте исследования потенциала использования ЦВЦБ в сфере трансграничных расчетов является программа под названием Multiple Central Bank Digital Currency Bridge (m-CBDC Bridge), которая объединяет усилия целого ряда ключевых регуляторов. Среди участников – Денежно-кредитное управление Гонконга, Центральный банк Таиланда, Центральный банк Объединённых Арабских Эмиратов, Институт исследования цифровых валют Народного банка Китая, а также иные финансовые институты и организации. Этот проект призван исследовать возможности и перспективы обеспечения интероперабельности различных национальных систем цифровых валют.

Участники проекта заложили основу для разработки принципов осуществления трансграничных платежей на основе ЦВЦБ. В рамках программы m-CBDC Bridge активно проводятся исследования и анализ концептуальных основ создания унифицированных стандартов, предназначенных для оптовых транзакций, базирующихся на конвертируемых ЦВЦБ. Наработки в теории могут применяться для обеспечения почти мгновенных денежных переводов и платежей между физическими и юридическими лицами разных стран в режиме 24/7.

Основная цель этого проекта заключается в улучшении эффективности и безопасности трансграничных платежей, что в свою очередь может привести к значительному совершенствованию процессов международной торговли.

В рамках программы разрабатывается технологическая платформа, которая предоставляет каждому участвующему центральному банку права по эмиссии собственной цифровой валюты. Неотъемлемым аспектом такого подхода является сохранение полного контроля регуляторами над национальными сегментами системы. Это включает в себя определение критериев для участников, допущенных к совершению транзакций с использованием цифровой валюты, а также выполнение аудита всех операций. Стоит отметить, что проект предусматривает возможность для коммерческих участников принимать эмитированные ЦВЦБ в обмен на свои резервы. Они также могут осуществлять переводы этих цифровых валют напрямую любому участнику системы, независимо от юрисдикции. Такой подход, соединяющий технологические новации и строгий регуляторный контроль, может стать прорывом в области финансовых технологий, расширяя возможности международных трансграничных расчетов.

Во время пилотной фазы программы m-CBDC Bridge проводится эмиссия цифровых эквивалентов национальных валют участников. К ним относятся китайский юань, гонконгский доллар, таиландский бат и дирхам ОАЭ. Данные валюты могут использоваться для проведения транзакций на основе единого приватного децентрализованного реестра, получившего название mBridge Ledger. Эта инновационная система бухгалтерского учета, реализованная в рамках проекта, предоставляет возможности для эффективного и безопасного обмена цифровыми валютами в рамках международных трансграничных расчетов, отражая последние достижения в области финансовых инноваций [24].

Например, используя данную технологическую платформу, китайская фирма может совершить платеж своему поставщику в Объединенных Арабских Эмиратах. Для этого она обращается в свой банк с просьбой создать цифровой токен электронного юаня через Народный банк Китая, используя блокчейн или реестр mBridge. Этот цифровой токен затем мгновенно переводится в банк поставщика в ОАЭ, который конвертирует его в дирхамы — местную валюту — и зачисляет на счет продавца.

Наконец, применение цифрового юаня на международном уровне может получить дополнительный импульс в результате совместных исследований по внедрению ЦВЦБ в систему трансграничных платежей, проводимых НБ КНР в партнерстве с SWIFT [25]. В феврале 2021 года Народный банк Китая заявил о создании совместного предприятия с SWIFT с целью повышения надежности и безопасности трансграничных финансовых транзакций. Для этого планируется создание центра обработки данных, который будет анализировать информацию о платежах и переводах между китайскими финансовыми организациями, их клиентами и партнерами из других стран. Совместное предприятие представляет собой новый шаг в направлении углубления интеграции китайского финансового сектора в международные финансовые сети и может способствовать более широкому признанию и использованию цифрового юаня на глобальном уровне.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что интеграция e-CNY в финансовую систему Китайской Народной Республики и его последующее применение в международных расчетах диктуется практическими соображениями укрепления эффективности деятельности институтов КНР и ее финансовой системы в соответствующих областях:

Совершенствование эффективности юаня как национальной и международной валюты:

1. Увеличение скорости и эффективности проведения расчетов, уменьшение транзакционных затрат, корректировка "дефектов" рынка, улучшение индикаторов сбора налогов, использование преимуществ цифровых финансовых инноваций и безналичных методов оплаты;

2. Уменьшение доли "теневого" и "черного" секторов в национальной экономике и международной торговле за счет повышения прозрачности системы и оперативного обнаружения незаконных транзакций. Благодаря использованию технологии приватного распределенного реестра борьба с нецелевым использованием средств, уклонением от налогов и коррупцией становится значительно эффективнее;

3. Уменьшение расчетных рисков в финансовой системе, поскольку операции с цифровыми валютами являются окончательными и аналогичны обмену наличными деньгами - исключается необходимость в межбанковских расчетах, которые влекут за собой кредитные риски.

Совершенствование эффективности национальной финансовой системы:

1. Расширение инструментария денежно-кредитной политики (ДКП) для регулятора с целью повышения ее гибкости и оперативности. Цифровой юань представляют собой программируемые деньги, что дает НБ КНР возможность реализовывать целевые меры поддержки населения и бизнеса с конкретным "сроком действия". Технология позволяет ограничить перелив финансовой поддержки из реального сектора в финансовый, а также точечно стимулировать развитие определенных отраслей экономики;

2. Повышение стабильности финансовой системы посредством расширения возможностей НБ КНР в области кризисного реагирования. С помощью мониторинга потоков ликвидности через платформу цифровой валюты в режиме реального времени, используя специализированную алгоритмическую методологию, регулятор может получать актуальные данные о состоянии финансовой и банковской систем, настроениях общества и своевременно реагировать на происходящие изменения, включая прогнозирование потенциальных рисков;

3. Укрепление конкурентной среды на внутреннем рынке. НБ КНР, действуя как медиатор на рынке финансовых услуг, может стимулировать коммерческие банки к диверсификации продуктового портфеля, разработке новых продуктов и повышению привлекательности существующих.

Повышение эффективности деятельности Китая и китайских финансовых институтов в международном масштабе:

1. Уменьшение зависимости от валютно-финансовой политики Федеральной резервной системы США. Бурные темпы создания новой денежной массы и экспансионистская монетарно-бюджетная политика вызывают инфляцию покупательской способности доллара, сопровождаемую опасениями неконтролируемого развития ситуации. В этом контексте, Вашингтон активно экспортирует инфляцию для стимулирования собственного экономического развития. Процессы перехода к расчетам в национальных валютах и интернационализации юаня, которые могут получить дополнительный стимул благодаря внедрению цифровой валюты центрального банка в международные расчеты, имеют потенциал нейтрализовать вышеупомянутые негативные последствия действий США;

2. Укрепление национальной безопасности в финансовом секторе представляется возможным за счет отхода от традиционной системы корреспондентских счетов, что существенно снизит санкционные риски. Существующее давление со стороны США на международные платежно-расчетные системы, включая SWIFT, приводит к снижению доверия к современным механизмам функционирования международной валютно-финансовой системы и порождает потребность в снижении политического влияния на экономические структуры. В случае применения санкций против отдельных компаний или секторов экономики, их влияние может быть нейтрализовано благодаря роли центральных банков как посредников на международном финансовом рынке, способных обеспечить проведение экспортно-импортных платежей. В то время как возможны санкции против отдельной китайской компании, вероятность внесения НБ КНР в санкционные списки крайне низка, как как приведет к тяжелым последствиям для всей мировой экономики;

3. Возможность активного участия на начальных этапах формирования международной системы расчетов на базе цифровых валют и разработка соответствующих стандартов "под свои нужды" открывают для Китая перспективы лидерства в создании глобальной цифровой финансовой инфраструктуры. Основываясь на новаторских технологических принципах, Китай может сформировать систему, которая впоследствии может быть адаптирована и применена другими странами, тем самым занимая ведущую позицию в данной сфере.

Заключение

На основе проведенного в ходе настоящего исследования анализа возможно сделать вывод о том, что внедрение и последующая интеграция e-CNY в структуру китайской финансовой системы не только представляет собой технологический шаг вперед, но и несет в себе значительный потенциал укрепления конкурентоспособности КНР в международных финансах. Используя возможности e-CNY в международных расчетах, экономический ландшафт Китая имеет потенциал значительных изменений, которые могут заметно повысить стратегическое позиционирование КНР и влияние этой страны в мире.

Центральным аспектом этого исследования является далеко идущий эффект, который успешное внедрение e-CNY может оказать на международную финансовую систему, создавая динамику, которая может перенастроить преобладающий баланс сил в международных экономических отношениях (МЭО). Благодаря содействию более надежному осуществлению международных транзакций и снижению рисков санкций e-CNY может стать стабилизирующей силой в сложной сети глобальных финансовых взаимодействий. Это, в свою очередь, закладывает основу для более тесного профильного сотрудничества с КНР в МЭО, в том числе в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Результаты исследования демонстрируют преимущества, связанные с внедрением e-CNY. Главным из них является повышенная прозрачность, которую данная цифровая инновация может привнести в финансовые транзакции. Более того, простота и эффективность, с которой может осуществляться международная торговля с использованием e-CNY, открывают новые возможности для бизнеса. Соответственно, интеграция e-CNY в экономический ландшафт может повысить трансграничную финансовую инклюзивность.

В заключение следует отметить, что значение внедрения e-CNY заключается не только в использовании технологических инноваций в национальной финансовой системе. Это неотъемлемый компонент более широкой стратегии Китая по утверждению своей национальной конкурентоспособности в МЭО. Внедрение e-CNY соответствует всеобъемлющему видению, которое включает в себя модернизацию финансовой инфраструктуры, расширение доступности базовых услуг, способствует беспрепятственной международной торговле, а также повышает устойчивость к внешним санкционным рискам.


Источники:

1. Cooke P., Morgan K.. The Associational Economy: Firms, Regions and Innovation. - Oxford: Oxford University Press, 1988. – 247 p.
2. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 947 c.
3. Feurer R., Chaharbaghi K. Defining competitiveness: a holistic approach // Management Decision. – 1994. – № 2. – p. 49-58.
4. Aiginger K., Vogel J. Aiginger K., Vogel J. Competitiveness: from a misleading concept to a strategy supporting Beyond GDP goals // Competitiveness Review. – 2015.
5. Багаутдинова Н.Г., Никулин Р.А. Основы конкурентоспособности предприятия в условиях асимметричности информации в информационной экономике // Казанский экономический вестник. – 2017. – № 1(27). – c. 30–35.
6. 中国数字经济发展研究报告 Отчет об исследовании развития цифровой экономики Китая). 中国工信产业网 (Китайская академия информационных и коммуникационных технологий), 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://www.caict.ac.cn/kxyj/qwfb/bps/202304/t20230427_419051.htm (дата обращения: 19.02.2023).
7. International Institute for Management Development – Lausanne: IMD, 2023. IMD World Competitiveness Online. [Электронный ресурс]. URL: https://worldcompetitiveness.imd.org/countryprofile/CN/wcy (дата обращения: 16.06.2023).
8. Masson P., Dobson W., Lafrance R. China’s Integration into the Global Financial System. Bank of Canada Review. 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www-2.rotman.utoronto.ca/dobson/files/File/masson.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
9. Chimits François. The e-CNY will not help the yuan displace the dollar any time soon. Merics. - 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://merics.org/en/comment/e-cny-will-not-help-yuan-displace-dollar-any-time-soon (дата обращения: 16.06.2023).
10. Народный банк Китая (2021). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pbc.gov.cn/goutongjiaoliu/113456/113469/4293590/2021071614200022055.pdf (дата обращения: 16.06.2023).
11. Retail CBDCs: The Next Payments Frontier. (2019) IBM Blockchain World Wire, Official Monetary and Financial Institutions Forum (OMFIF). P. 2
12. Цифровая валюта центрального банка (ЦВЦБ): Россия в контексте мировой практики, Аналитический доклад, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://asros.ru/upload/iblock/441/d812hhk1b1u7grvjnttvghnba23a37by/2022_01_31-_-doklad-TSVTSB-_-iyun-2021-goda.pdf?ysclid=l59arcmn2m845005721 (дата обращения: 04.06.2023).
13. The People's Republic of China's Digital Yuan: Its Environment, Design, and Implications, Аналитический доклад,, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/772316/adb-wp1306.pdf (дата обращения: 04.06.2023).
14. Bansal R., China’s Digital Yuan An Alternative to the Dollar-Dominated Financial System. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/files/202108-Bansal_Singh_-_Chinas_Digital_Yuan.pdf (дата обращения: 05.06.2023).
15. China's trade with BRI countries booms in 2019. Интернет-портал Государственного совета Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://english.www.gov.cn/archive/statistics/202001/14/content_ WS5e1dc186c6d0891feec023ca.html (дата обращения: 06.06.2023).
16. Jonathan Movroydis “What the Rise of China’s Digital Currency Could Mean for the [United States],” Stanford Graduate School of Business, Stanford Univ., 23 March 2022. [Электронный ресурс]. URL: www.gsb.stanford.edu/insights/what-rise-chinas-digital-currency-could-mean-us, accessed 15 July 2022 (дата обращения: 06.06.2023).
17. Conghui Chen, Lanlan Liu How effective is China’s cryptocurrency trading ban?. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1544612321004189#:~:text=Since%20mid%2D2013%2C%20the%2 (дата обращения: 07.06.2023).
18. Banyan B. Only Connect. The Economist. 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/analects/2013/10/04/only-connect (дата обращения: 16.06.2023).
19. Greene R., Triolo P. Will China Control the Global Internet Via its Digital Silk Road?. Carnegieendowment.org. [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment.org/2020/05/08/will-china-control-global-internet-via-its-digital-silk-road-pub-81857 (дата обращения: 03.05.2023).
20. Feng Coco. "China digital currency: Jiangsu city leverages logistics hub status to promote e-CNY in Belt and Road trade.". South China Morning Post, 24 Apr, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/tech/article/3218180/china-digital-currency-jiangsu-city-leverages-logistics-hub-status-promote-e-cny-belt-and-road-trade (дата обращения: 16.06.2023).
21. Валькова А.В. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций: новые финансовые инициативы в АТР // Финансовый журнал. – 2016. – № 1 (29).
22. Cross-border Interbank Payment System (CIPS). Профиль компании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cips.com.cn/en/about_us/company_profile/index.html (дата обращения: 16.06.2023).
23. Eliza Gkritsi “China, Hong Kong Enter Second Phase of Cross-Border Digital Yuan Trials: Report,” CoinDesk, Digital Currency Group, 9 Dec. 2021. [Электронный ресурс]. URL: www.coindesk.com/ policy/2021/12/09/china-hong-kong-enter-second-phase-of-cross-border-digital-yuan- trials-report (дата обращения: 07.06.2023).
24. “Multiple CBDC (mCBDC) Bridge,” BIS Innovation Hub, Bank for International Settlements, 8 April 2021. [Электронный ресурс]. URL: www.bis.org/about/bisih/topics/cbdc/mcbdc_bridge.htm (дата обращения: 08.06.2023).
25. Is SWIFT’s Joint Venture With the People’s Bank of China Related to the Digital Yuan?. [Электронный ресурс]. URL: https://digichina.stanford.edu/work/is-swifts-joint-venture-with-the-peoples-bank-of-china-related-to-the-digital-yuan/ (дата обращения: 08.06.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:05:05