Экономические интересы китайского бизнеса в Лаосе: новые тенденции 2000–2010-х гг.
Калинин В.А.1, Трошин А.А.2, Балашов В.В.3
1 ООО «СВОК», Россия
2 НОУ ВПО Институт Стран Востока, Россия
3 Академия МНЭПУ
Скачать PDF | Загрузок: 43 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30107126
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
статья отражает особенности влияния китайских проектов на экономику Лаосской Народной Демократической Республики в 2000-2010х гг. в условиях глобального экономического кризиса. Хуацяо Лаоса, других стран Юго-Восточной Азии и Китайской Народной Республики - одни из главных инвесторов в ряд комплексных проектов на территории страны. Показана специфика взаимодействия компаний данных деловых кругов, которые делят ниши с тайским и вьетнамским капиталом. В Лаосе пока нет нормативных специфических программ, ограничивающих влияние китайского капитала, что приводит к проблемам у китайцев с титульным большинством населения страны. Игнорирование властями Лаоса роста китайского капитала, перерастающего в монополистический в ряде ключевых экономически выгодных Лаосу проектов наносит вред интересам национального бизнеса. Хотя это и огромные выгоды от быстрых денег выступают «специфической подушкой» для экономики Лаоса. Важнейшими нерешенными проблемами предоставления карт-бланш китайским компаниям являются: загрязнение бассейна реки Меконг, как следствие,- осложнение отношений с Социалистической Республикой Вьетнам и Таиландом; урон сельскому хозяйству страны; необходимость рассеянной мануфактуры, завязанной на китайские, а не на национальные компании производителей.
Ключевые слова: экономика Лаоса, Лаосская Народно- Демократическая Республика и международное экономическое сотрудничество в Юго-Восточной Азии, Лаос и Китай проекты в экономике, китайские инвестиции в Лаос и приграничную провинцию Юннань, экономика региона реки Меконг и Лаос- экономические выгоды, проект «Большой Меконг», китайский экономический фактор в Юго-Восточной Азии
JEL-классификация: F15, F36, F60
Введение
Длительное время Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР) является одной из самых успешных площадок по продвижению китайского влияния в странах АСЕАН [1] (Zakharev Ya.O., 2013). Причиной мощной экспансии капиталов в Лаос служит тот факт, что в течение периода времени с 1980 по 2010 гг. ЛНДР не являлась интересной для международных инвесторов страной для инвестиций. Хотя Лаос и входит в сферы геостратегических интересов и программ добрососедства Королевства Таиланд и Социалистической Республики Вьетнам (СРВ), но две соседние державы не могут осуществлять такой объем разнообразных дорогостоящих инвестиций и передовых, с точки зрения техники, проектов. Китайская Народная Республика является наиболее активным экономическим партнером через фирмы КНР и хуацяо Юго-Восточной Азии (ЮВА) [1, 3, 17] (Zakharev Ya.O., 2013; Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017). По мере того, как в Китае повышается уровень оплаты рабочей силы, волны глобального экономического кризиса заставляют бизнесменов-китайцев [1, 3] (Zakharev Ya.O., 2013; Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013) искать более дешевую рабочую силу в соседних развивающихся странах [1, 3] (Zakharev Ya.O., 2013; Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013), интерес к Лаосу, ввиду этого, существенно возрастает [2, 3] (Raykov Yu.A., 2010; Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013).
Государство имеет явную тройку зарубежных партнеров-лидеров по инвестициям в производство и строительство: КНР и хуацяо ЛНДР и Юго-Восточной Азии, СРВ и Таиланд. Доли инвестиций из Вьетнама и Королевства Таиланда при подробном анализе отражают, что существенная доля идет от китайского капитала этих двух стран [1] (Zakharev Ya.O., 2013), то есть, по сути, именно китайские инвестиции ЮВА и КНР составят более 60 % от общих инвестиций государств в экономику страны [1] (Zakharev Ya.O., 2013). Наиболее притягательные ниши Лаоса также имеют комплексный многоуровневый характер всех китайских инвестиций. Строительный сектор в столице ЛНДР и городах, инвестиции в инфраструктуру (электричество, ЛЭП, речное хозяйство, в т.ч. главная их часть, направленная на проект «Большой Меконг» [3, 17] (Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017)), интернет-коммуникации, банковский сектор, частично пищевая промышленность и другие [2, 17] (Raykov Yu.A., 2010; Kostyuchenko I.G., 2017) существуют благодаря китайским капиталам и ведущим деятельность в государстве компаниям.
КНР и ЛНДР проводят ежегодные совместные консультации, конференции. Ключевые из них: по пресечению оборота запрещенных средств в зоне «Золотого треугольника», по обмену опытом в развитии депрессивных регионов и туризму [4] (Amy Chua, 2003). Эти и другие мероприятия имеют цель ослабить влияние теневой экономики в китайском регионе Юннань и северных приграничных с ним территориях ЛНДР. С периода 2000–2010 гг. [1] (Zakharev Ya.O., 2013) в КНР в провинции Юннань действует широкая квота на обучение в вузах лаосцев в сферах гуманитарного и правоохранительного дела [1, 2, 6, 16] (Zakharev Ya.O., 2013; Raykov Yu.A., 2010; Zakharev Ya.O., 2011; Zakharev Ya.O.). Эти программы, часто бесплатные для лаосцев, хорошо изменили вопросы сотрудничества Лаоса в образовательном процессе с рядом европейских стран, в т.ч. с Францией и РФ, которые предоставляли значительно меньшие по количеству мест и отраслям подготовки программы. Провинция Юннань, ввиду географической и климатической близости, привлекательна для вузов государств Индокитая: для ЛНДР, Мьянмы и Камбоджи тем, что этот регион имеет быструю сеть сообщения с государствами, а ряд дополнительных расходов по вопросам размещения и учебы кадров берет на себя КНР [1] (Zakharev Ya.O., 2013).
В то же самое время в соседней Мьянме к власти в 2015 году пришла новая партия [6, 16] (Zakharev Ya.O., 2011; Zakharev Ya.O.), заинтересованная в новых уровнях интеграции с Пекином в сфере образования на примере квот, предоставляемых КНР для ЛНДР уже после 2010 года [6, 16] (Zakharev Ya.O., 2011; Zakharev Ya.O.). В этой связи КНР начала серию успешных программ по развитию экономических программ с соседями через провинцию Юннань. На этот регион с 2000-х гг. [1] (Zakharev Ya.O., 2013) бизнес из КНР возлагает ряд надежд по развитию промышленных проектов, таких как «Большой Меконг» [3] (Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013), образовательные программы для кадров государственной службы из стран АСЕАН [1, 4, 6, 16] (Zakharev Ya.O., 2013; Amy Chua, 2003; Zakharev Ya.O., 2011; Zakharev Ya.O.). Китайские компании в Лаосе активно нанимают лаосскую и китайскую молодежь на разнообразную работу, что решает частично некоторую проблему безработицы в стране. Наиболее успешных сотрудников также часто направляют в Юннань на стажировки уже по квоте, оплачиваемой этими компаниями [1] (Zakharev Ya.O., 2013). Доли данной молодежи: более 75 % хуацяо – граждане Лаоса (китайцы), однако и лаосцам дается определенный пласт мест по программам от фирм. Это делается, чтобы воспитать новое поколение молодых кадров, ориентированное позитивно на КНР, воспринимающее китайский фактор экономического влияния позитивно, а не негативно, в отличиие от Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Индонезии и других странах мира [4] (Amy Chua, 2003).
Стоит особо отметить угрозу экологического дисбаланса ввиду драгирования дна русла Меконга и его притоков [3] (Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013). Результат данной деятельности компаний КНР и хуацяо уже привел к снижению численности видов речной рыбы, к ухудшению качества питьевой пресной воды, что сказалось на орошении сельскохозяйственных земель по берегам реки и ее притоков. Население Лаоса региона Меконга живет, преимущественно, за счет выращивания ряда культур и рыболовства. Его возмущение часто проявляется в локальных демонстрациях в регионах по всей стране. Акции направлены против осуществления китайскими компаниями драгирования в крупных городах и в пригородах столицы, пока останавливаемые властями на подступах к главной городской системе [1–3, 17, 20] (Zakharev Ya.O., 2013; Raykov Yu.A., 2010; Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017; Kostyuchenko I.G., 2017).
ЛНДР комплексно и не всегда позитивно воспринимает фактор китайской «денежной дипломатии» [1, 9, 17–19] (Zakharev Ya.O., 2013; Myasnikov V.S.; Kostyuchenko I.G., 2017; Zakharev Ya.O., 2015; Zakharev Ya.O., 2015), но страна существенно нуждается в серьезных экономических инвестициях для решения вопросов развития. Но в настоящее время альтернатив в виде зарубежных активных партнеров с таким объемом исходящих инвестиций, как от китайских бизнесменов, готовых расширять свое экономическое присутствие, – нет. Разумеется, «китайское засилье в стратегическом тыле» в соседнем Лаосе не нравится и Вьетнаму (СРВ) [5]. В СМИ Хошимина и Ханоя регулярно прослеживается пласт статей с антикитайской риторикой в вопросе расширения сферы влияния в зоне сфер жизненных интересов СРВ, т.е. в «стратегическом тыле» – в Лаосе и Камбодже [5]. Опасения также по этому поводу выказывают и информационные источники Таиланда [7] (Fomicheva E.A., 2015). Пока Вьетнам и Таиланд ограничиваются рядом статей по поводу занятия китайцами перспективных ниш в Лаосе без внедрения стратегий вытеснения национальным бизнесом двух стран, завязанного на проекты в Лаосе. СМИ Королевства Таиланд принадлежат полностью или в долях компаниям хуацяо [7] (Fomicheva E.A., 2015), в случаях негативной риторики в адрес фирм КНР скорее более переживают, что хуацяо Таиланда не получили данные контракты, особенно после провала экспансии ряда китайских компаний в соседние регионы [18] (Zakharev Ya.O., 2015). Информационные ресурсы СРВ в это же самое время делают акцент на риски возможного конфликта с КНР не через «традиционный фронт», ввиду 2000 лет войн Китая на северных рубежах с Вьетнамом [1] (Zakharev Ya.O., 2013), а с «нового фронта», точнее, с западных границ ЛНДР и СРВ – из артерии водной системы реки Меконг [3, 17] (Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017). Это служит своеобразным поводом для укрепления S-образной границы с данного рубежа. Правительство Вьетнама никогда ранее не воспринимало камбоджийско-вьетнамский участок границы (нижняя часть S-образной границы СРВ) как плацдарм, за исключением свержения Пол Пота [8] (Bektimirova N.N., Dementev Yu.P.,. Kobelev E.V, 1989). Но ввиду сложившейся конъюнктуры бюджет на оборону Вьетнама на данном участке существенно вырос, по сравнению с уровнем расходов в предыдущие периоды.
Китайские инвестиции могут быть отнесены к категориям: во-первых, по секторам (строительство жилого фонда и объектов инфраструктуры, связь и коммуникации, банковское дело, интернет-технологии); во вторых, по инвесторам (китайцы из КНР, ЛНДР и других стран ЮВА) [1] (Zakharev Ya.O., 2013); в-третьих по хронологии периода 2000–2016 гг. (срочные, пилотные, инновационные проекты, долгосрочные дотационные, квотируемые, долгосрочные региональные и секторальные, среднесрочные и подрядные). Эта картина позволяет оценить, насколько широка линейка предложений, стимулирующая руководство ЛНДР к диалогу с китайцами. Наиболее сильно картина изменений прослеживается в изменившемся облике главного города Лаоса – Вьентьяне – в 2000–2016 гг. [2] (Raykov Yu.A., 2010). Пригороды столицы также подверглись существенному облагораживанию и улучшению во многом благодаря китайским инвестициям [2] (Raykov Yu.A., 2010). Одним из наиболее проблемных и комплексных проектов считается «Большой Меконг» [3, 17] (Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017). Его негативное влияние на экологическую систему бассейна региона, несмотря на экономические выгоды от быстрых денег, отмечалось рядом источников [1, 3, 17] (Zakharev Ya.O., 2013; Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017). При этом власти хотя и не хотят ухудшать тяжелые условия труда в аграрном секторе страны, но без финансирования данных проектов экономика не досчитается существенной доли зарубежных инвестиций. Точка невозврата, когда населению уже не возможно станет объяснить загрязнение речной системы [3, 17, 20] (Rudyh L.G., Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017; Kostyuchenko I.G., 2017), которая кормит 80 % населения страны, еще не пройдена, но уже ощущаема [2] (Raykov Yu.A., 2010). Если не изменится подход к объему загрязнений реки, то этот момент коллапса сельского хозяйства в районах основного русла Меконга на лаосском участке должен наступить в 2020–2030-х гг. Это особо остро понимают жители, зависящие от реки. Вопрос в том, в какой форме будет выражен их протест и какой процент населения Лаоса пострадает, что приведет к последствиям изменения экспансии китайских капиталов. Для последних уроки Индонезии и Филиппин [1, 18] (Zakharev Ya.O., 2013; Zakharev Ya.O., 2015) 1997–1998 гг. не прошли даром. Китайцы легко смогут изъять через банковскую систему своих банков региона ЮВА капиталы, обескровив страну финансово [1, 4] (Zakharev Ya.O., 2013; Amy Chua, 2003), что является стимулом для правительства ЛНДР оперативно пресекать массовые антикитайские демонстрации и выступления [1, 4] (Zakharev Ya.O., 2013; Amy Chua, 2003). Власти ЛНДР, оказавшись в особом опасном положении между «харибдой» (пучиной глобального экономического кризиса, от которой спасают только китайские деньги) и «сциллой» (недовольное титульное большинство Лаоса), пока не внедрили курс, который позволит справиться с данной проблемой, понимая, что эти две проблемы могут привести к краху страну. Последствия реально могут привести к гражданской войне, распаду страны (ввиду центробежных сил) и другому серьезному ущербу. Правительство Лаоса должно бы было предпринять существенные шаги по сокращению влияния китайского фактора, рискующего перерасти в монополию, однако на последнем съезде правящей партии ЛНДР никаких существенных решений не было предложено [13].
Альтернативой возможному курсу понижения роли капиталов китайцев мог бы послужить экспорт лаосской рабочей силы в США, Австралию и ЕС, страдающих от малоспособной к трудовой деятельности [10–12] (Bibikova O.P., 2016; Prozhogina S.V., 2012; Sharipov U.Z., 2013) полулегальной и полукриминальной мусульманской части населения, мигрировавшей в период 1960–2010 гг. Длительные переговоры велись между вьетскими деловыми кругами и бирманскими предпринимателями. Некоторые ниши также можно получить Лаосу, как начинающему курс развития экономики по модели новых индустриальных стран (НИС). Для этого требуется комплексная стратегия, развитое законодательство и активные формы сотрудничества с ТНК и ТНБ, какая ниша их бы устроила, как инвесторов в производство [2] (Raykov Yu.A., 2010).
Заключение
Для китайских бизнесменов разных стран Лаос – это площадка, где новые антикризисные решения позволяют минимизировать потери [1, 17, 18, 20] (Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017; Zakharev Ya.O., 2015; Kostyuchenko I.G., 2017) на других рынках сбыта и показать остальным игрокам притягательность ниш инвестирования в слаборазвитые государства, на которые длительное время не обращали внимания другие игроки: европейские и американские ТНК, Российская Федерация, Япония, Индия, Франция и ФРГ. Феномен данной «площадки решения новых экономических стратегий» должен быть предметно изучен в рамках альтернативных управленческих решений, где предложение-стимул спроса, продиктованно поиском новых полей развития деловой стратегии в рамках развивающегося государства на примере ЛНДР.
Несмотря на это, существуют серьезные причины пересмотреть такой курс «умиротворения китайскими инвестициями» [1] (Zakharev Ya.O., 2013), поскольку это провоцирует ухудшение отношений с другими соседями [14], способными решать вопросы подобного рода активными финансовыми мерами (Северный Коридор – транзит ЮВА) и военными учениями вблизи границ Лаоса. Здесь тактика лавирования Монгольской Народной Республики [15] (Grayvoronskiy V.V.) явно нуждается в оперативном изучении правящими кругами ЛНДР для получения максимума бенефиций от ряда держав, имеющих свои интересы в «большой игре», которая активно идет в регионе Юго-Восточная Азия в начале ХХI века [1, 20] (Zakharev Ya.O., 2013; Kostyuchenko I.G., 2017).
Источники:
Райков Ю.А. Лаос в системе международных отношений Азиатско-тихоокеанского региона в начале ХХ1 века. - М.:Восток-Запад, 2010. – 30-150 с.
3. Рудых Л.Г., Захарьев Я.О. Проект «Большой Меконг»: перспективы межгосударственного экономического развития Юго-Восточной Азии // Вестник ИрГТУ. – 2013. – № 80. – С. 241-244.
Amy Chua World on fire. , 2003. – 6-54 с.
Визит президента Лаоса в СРВ. Mediacorp. [Электронный ресурс]. URL: http://www.channelnewsasia.com/news/asiapacific/amid-south-china-sea/2729942.html.
Захарьев Я.О. Интересы России в Мьянме и Лаосе с учетом растущей роли китайской общины двух стран, как фактора и объекта международных отношений 2000-2010гг. / Ред. А. М. Хазанов. Интересы и позиции России в Азии и Африке в начале ХХ1 века. - М.: Издатель Воробьев, 2011. – 313-316 с.
Фомичева Е.А. История Таиланда. , 2015. – 100-134 с.
Бектимирова Н.Н., Дементьев Ю.П.,. Кобелев Е.В Новейшая история Кампучии. - М.: Наука, 1989. – 160 с.
Мясников В.С. У китайцев существует мощный арсенал сложных дипломатических стратегий ведения дел. Viperson. [Электронный ресурс]. URL: http://viperson.ru/articles/akademik-vladimir-myasnikov-sekretnoe-oruzhie-vostoka ( дата обращения: 20.05.2016 ).
Бибикова О.П. Причины и цели миграций с Ближнего Востока и Северной Африки. / Ред. А.М. Хазанов Конфронтация между Западом и Россией: с кем вы, страны Азии и Африки?. - М.: ИВ РАН, 2016. – 145-148 с.
Прожогина С.В. Новые идентичности. - М.: Издательство МБА, 2012. – 110-176 с.
Шарипов У.З. Концепция «Большого Ближнего Востока» в действии. - Уфа.: ООО Полиграфдизайн, 2013. – 100-150 с.
Заседание Национальной Ассамблеи Лаосской Народной Демократической Республики. 25.05.2016. Pater Lao
Everyday news. Laos, Myanmar, Thailand, Vietnam simplify border crossings. Everyday. [Электронный ресурс]. URL: https://www.everyday.com.kh/en/article/41385.html ( дата обращения: 25.05.2015 ).
Грайворонский В.В. Монголия: светлые перспективы динамичного развития. Российский совет по международным делам. [Электронный ресурс]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=3009#top-content от 20.01.2014.
16. Захарьев Я.О. Интересы России в Мьянме после выборов 2015г //
17. Костюченко И.Г. Меконг-регион интересов великих держав // Научное обозрение. – 2017. – № 2. – С. 127-130. – doi: Меконг-регион интересов великих держав.
18. Захарьев Я.О. Несостоявшееся чудо транзитного региона для бизнеса китайской общины Индонезии и Филиппин в 2000-2014гг // Научное обозрение. – 2015. – № 19. – С. 213-215.
19. Захарьев Я.О. Роль правового обычая для китайской общины Юго-Восточной Азии, как фактора и объекта международных отношений в 2000-2010гг // Гуманитарные,_социально-экономические_и_общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 170-172.
19. Захарьев Я.О. // Роль правового обычая для китайской общины Юго-Восточной Азии, как фактора и объекта международных отношений в 2000-2010гг.
20. Костюченко И.Г. Азиатско-Тихоокеанский регион: вопросы экономической интеграции в начале ХХI века // Эко. – 2017. – № 2. – doi: 10.18334/eo.7.2.37990.
Страница обновлена: 05.09.2025 в 18:54:19
Download PDF | Downloads: 43 | Citations: 6
China's economic interests of business in Laos: new trends 2000-2010
Kalinin V.A., Troshin A.A., Balashov V.V.Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 3 (July-September 2017)
Abstract:
The article reveals the features of the impact of Chinese projects on the economy of the Lao People's Democratic Republic in 2000-2010 during the global economic crisis. Huacqiao in Laos and other countries of Southeast Asia and the People's Republic of China is one of the main investors in a number of integrated projects in the country. The article shows the specificity of interactions between companies of this business community, which share niches with Thai and Vietnamese capital. In Laos, there are no normative specific programs that limit the impact of Chinese capital. For the Chinese it causes problems with the titular majority of the country's population. Lao authorities ignore the growth of Chinese capital into a monopoly in a number of key projects that are economically beneficial to Laos, and that harms the interests of national business. Though a huge benefits of fast money are a "specific airbag" for the economy of Laos. The most important unsolved problems in providing carte blanche to Chinese companies are: contamination of the Mekong river basin and, as a consequence, complications in relationships with the Socialist Republic of Vietnam and Thailand; damage to the country's agriculture; the need for a dispersed manufactory, related to Chinese, and not to national producer companies.
Keywords: economy of Laos, Lao People's Democratic Republic and international economic cooperation in Southeast Asia, Laos and China economic projects, Chinese investment in Laos and the border province of Yunnan, economy of the Mekong region and Laos economic benefits, the Big Mekong project, Chinese economic factor in South-East Asia
JEL-classification: F15, F36, F60
