Инновации как фактор укрепления конкурентоспособности предприятий

Кубышина Н.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (13), Январь 2008

Цитировать:
Кубышина Н.С. Инновации как фактор укрепления конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 1. – С. 93-96.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959346
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Важной проблемой современного этапа развития экономики Украины является выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке. Ключевым фактором развития предприятия и экономики в целом становятся инновации, которые станут составной частью промышленной стратегии.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационное развитие



Важной проблемой современного этапа развития экономики Украины является выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке. Ключевым фактором развития предприятия и экономики в целом становятся инновации, которые станут составной частью промышленной стратегии.

В рыночной экономике инновации - это мощнейший инструмент конкурентной борьбы, который позволяет обойти соперников на рыночном пространстве за счет освоения эффективных технологических процессов или выхода с новой продукцией на не освоенные рынки или нахождения своей рыночной ниши.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, более совершенствованного или абсолютно нового технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо отличного от других подхода в области предоставления социальных услуг. В данной связи, для предприятия инновации могут выступать как:

‑ продуктовые (новые или улучшенные виды продукции);

‑ процессные (новые или улучшенные производственные процессы, технологии, структура управления, организация метода производства);

‑ рыночные (новые сферы внедрения продукции);

‑ потребительские (удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе).

На практике эти виды инноваций пересекаются между собой в виде некоего множества.

К кардинальным изменениям развития внутреннего рынка Украины приводят, в первую очередь, наукоемкие отрасли и технологии. Среди них можно выделить, такие как:

‑ информационные системы;

‑ мехатроника;

‑ оптоэлектроника;

‑ современные композитные материалы;

‑ космические отрасли;

‑ медицинские препараты.

‑ организационные инновации, например, реализация программы энергосбережения;

‑ переработка сельскохозяйственной продукции.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности всех подразделений предприятия. На их внедрение оказывает влияние как внутренние силы фирмы, так и внешние факторы, такие как:

‑ государственное регулирование;

‑ экологические требования;

‑ кооперация с другими предприятиями.

Инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с зарождения идеи и завершается внедрением товара на рынок. В этом цикле можно выделить следующие этапы:

1) поиск идей;

2) отбор идей;

3) экономический анализ;

4) разработка товара;

5) испытание товара в условиях рынка;

6) внедрение на рынок;

7) контроль над внедрением на рынок.

Стратегические решения по инновациям должны соответствовать общим целям предприятия, а именно: стратегии предприятия в целом и производства, в частности. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

а) выбор типа рынка,

б) выделение сегментов рынка,

в) нахождение ниши;

г) выбор технологии;

д) выбор товаров и услуг;

е) решения относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

ж) установление объема продаж.

Существенным моментом внедрения инноваций на отечественных предприятиях является преимущественное использование иностранных продуктовых или технологических инноваций по сравнению с отечественными, даже в тех случаях, когда последние не уступают им по своему уровню. В целях повышения эффективности внедрения инноваций в производства целесообразно искать внешние источники, например, в таких формах как кооперация в разработках, приобретение патентов и лицензий, совместных исследованиях с другими предприятиями, обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, выставках, ярмарках, а также трансфер знания.

Влияние современных технологий на конкурентоспособность предприятий повышает требования к возможностям технологического трасфера. Специфика инноваций связана с рисками. К ним относятся:

‑ рыночный или коммерческий риск (степень оригинальности концепции и ее сложности);

‑ технологический риск (техническая осуществимость инноваций);

‑ стратегический риск (степень однородности с рынком и технологиями).

По нашему мнению, «истинная» инновация в практической деятельности предприятий редкое явление. Как показывает зарубежный опыт, возможны следующие стратегии:

‑ стратегия реактивной инновации. Это мгновенная имитация («первая секунда»), которая немедленно реагирует на изменение в рыночно среде благодаря компетентности руководства и гибкой производственной и организационной структуры;

‑ стратегия проактивной инновации, которая состоит в планировании новой продукции поэтапно. Данная стратегия присуща предприятиям-новаторам с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих возможность тиражировать инновации, а также наличие интенсивной сбытовой деятельности.

Анализируя инновационные процессы на Украине, на наш взгляд, преимущество сегодня отдается продуктовым инновациям, а не технологическим. Освоение новой продукции происходит путем интенсивного использования имеющегося оборудования и технологий. Для большинства предприятий инновация ‑ это модификация существующего товара. Такой тип инновационного развития имеет узкие границы и в практической деятельности не в состоянии поддерживать конкурентоспособность отечественных предприятий.

Инновационный процесс требует стратегического планирования и управления новшествами для расширения рынка и удовлетворения существующих и потенциальных потребностей.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:39:55