Инновации как фактор укрепления конкурентоспособности предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (13), Январь 2008
Цитировать:
Кубышина Н.С. Инновации как фактор укрепления конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 1. – С. 93-96.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959346
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важной проблемой современного этапа развития экономики Украины является выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке. Ключевым фактором развития предприятия и экономики в целом становятся инновации, которые станут составной частью промышленной стратегии.
Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационное развитие
Важной проблемой современного этапа развития экономики Украины является выпуск конкурентоспособной продукции, укрепление конкурентных позиций отечественных предприятий как на национальном, так и на мировом рынке. Ключевым фактором развития предприятия и экономики в целом становятся инновации, которые станут составной частью промышленной стратегии.
В рыночной экономике инновации - это мощнейший инструмент конкурентной борьбы, который позволяет обойти соперников на рыночном пространстве за счет освоения эффективных технологических процессов или выхода с новой продукцией на не освоенные рынки или нахождения своей рыночной ниши.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, более совершенствованного или абсолютно нового технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо отличного от других подхода в области предоставления социальных услуг. В данной связи, для предприятия инновации могут выступать как:
‑ продуктовые (новые или улучшенные виды продукции);
‑ процессные (новые или улучшенные производственные процессы, технологии, структура управления, организация метода производства);
‑ рыночные (новые сферы внедрения продукции);
‑ потребительские (удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе).
На практике эти виды инноваций пересекаются между собой в виде некоего множества.
К кардинальным изменениям развития внутреннего рынка Украины приводят, в первую очередь, наукоемкие отрасли и технологии. Среди них можно выделить, такие как:
‑ информационные системы;
‑ мехатроника;
‑ оптоэлектроника;
‑ современные композитные материалы;
‑ космические отрасли;
‑ медицинские препараты.
‑ организационные инновации, например, реализация программы энергосбережения;
‑ переработка сельскохозяйственной продукции.
Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности всех подразделений предприятия. На их внедрение оказывает влияние как внутренние силы фирмы, так и внешние факторы, такие как:
‑ государственное регулирование;
‑ экологические требования;
‑ кооперация с другими предприятиями.
Инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с зарождения идеи и завершается внедрением товара на рынок. В этом цикле можно выделить следующие этапы:
1) поиск идей;
2) отбор идей;
3) экономический анализ;
4) разработка товара;
5) испытание товара в условиях рынка;
6) внедрение на рынок;
7) контроль над внедрением на рынок.
Стратегические решения по инновациям должны соответствовать общим целям предприятия, а именно: стратегии предприятия в целом и производства, в частности. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:
а) выбор типа рынка,
б) выделение сегментов рынка,
в) нахождение ниши;
г) выбор технологии;
д) выбор товаров и услуг;
е) решения относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
ж) установление объема продаж.
Существенным моментом внедрения инноваций на отечественных предприятиях является преимущественное использование иностранных продуктовых или технологических инноваций по сравнению с отечественными, даже в тех случаях, когда последние не уступают им по своему уровню. В целях повышения эффективности внедрения инноваций в производства целесообразно искать внешние источники, например, в таких формах как кооперация в разработках, приобретение патентов и лицензий, совместных исследованиях с другими предприятиями, обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, выставках, ярмарках, а также трансфер знания.
Влияние современных технологий на конкурентоспособность предприятий повышает требования к возможностям технологического трасфера. Специфика инноваций связана с рисками. К ним относятся:
‑ рыночный или коммерческий риск (степень оригинальности концепции и ее сложности);
‑ технологический риск (техническая осуществимость инноваций);
‑ стратегический риск (степень однородности с рынком и технологиями).
По нашему мнению, «истинная» инновация в практической деятельности предприятий редкое явление. Как показывает зарубежный опыт, возможны следующие стратегии:
‑ стратегия реактивной инновации. Это мгновенная имитация («первая секунда»), которая немедленно реагирует на изменение в рыночно среде благодаря компетентности руководства и гибкой производственной и организационной структуры;
‑ стратегия проактивной инновации, которая состоит в планировании новой продукции поэтапно. Данная стратегия присуща предприятиям-новаторам с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих возможность тиражировать инновации, а также наличие интенсивной сбытовой деятельности.
Анализируя инновационные процессы на Украине, на наш взгляд, преимущество сегодня отдается продуктовым инновациям, а не технологическим. Освоение новой продукции происходит путем интенсивного использования имеющегося оборудования и технологий. Для большинства предприятий инновация ‑ это модификация существующего товара. Такой тип инновационного развития имеет узкие границы и в практической деятельности не в состоянии поддерживать конкурентоспособность отечественных предприятий.
Инновационный процесс требует стратегического планирования и управления новшествами для расширения рынка и удовлетворения существующих и потенциальных потребностей.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:39:55