Укрепление научного потенциала России: социально-демографические и экономические условия
Цёхла С.Ю.1, Полищук Е.А.1, Почупайло О.Е.1
1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792825
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Настоящее исследование посвящено изучению проблем обеспечения и развития научного потенциала России. Проведен анализ современного состояния кадрового обеспечения, особенностей подготовки научных кадров, изучена динамика численности и изменения возрастной структуры исследователей. Отмечено, что в современных условиях вопросы, связанные с обеспечением и развитием научного потенциала страны, обладают исключительной важностью и необходимостью их дальнейшего изучения. Систематизированы меры по уровням поддержки ученых страны, осуществляющих перспективные исследования. Установлено, что данные меры способствуют сохранению и укреплению потенциала отечественной науки, а также реализации поставленных задач, содействующих стратегическому развитию страны. Рассмотрено воздействие цифровых технологий и новые подходы к выполнению научных исследований (интеграция научного потенциала, развитие сетевых и других форм взаимодействия).
Ключевые слова: научный потенциал, национальные проекты, исследователи, подготовка кадров, меры поддержки
JEL-классификация: I23, I25, I26
Введение
Научная деятельность и ее результаты являются основным элементом инновационной экономики, инструментом обеспечения устойчивого экономического роста, поэтому всегда находится под пристальным вниманием ученых, специалистов, государственных деятелей, экспертов и общественности во всем мире. По утверждению ЮНЕСКО, «для того, чтобы страны могли самостоятельно справляться со стоящими перед ними проблемами …, им необходимо на всех уровнях укреплять образование в области науки и техники, развивать свой исследовательский потенциал» [1].
Стратегические документы государственной политики России определяют ключевую роль науки и технологий в достижении национальных целей развития. Научно-технологическое развитие страны базируется на «наиболее полном использовании интеллектуального потенциала нации» и «привлечении молодых ученых к перспективным исследованиям» [2].
В соответствии с целями объявленного с 2022 года в России Десятилетия науки и технологий определены основные задачи вовлечения исследователей и разработчиков в научные проекты, программы развития страны и повышения участия молодежи в исследованиях и разработках [3].
Ученые в своих публикациях анализируют положение российской науки, достигнутый уровень обеспечения научной деятельности, показатели научных разработок и результатов исследований, определяют условия достижения целевых показателей, в частности, задания увеличения до 50% доли молодых специалистов к 2030 году [2, с. 12].
Ряд авторов отмечает активную реализацию мер по развитию научной инфраструктуры, активное использование цифровых платформ для участников научно-технологического развития, а также существующие барьеры и проблемные вопросы, в том числе, по развитию кадрового потенциала науки [4, 5]. Среди факторов, препятствующих внедрению передовых производственных технологий, значимыми эксперты считают трудности с наймом квалифицированного персонала, недостаточную квалификацию сотрудников и т.п. [6, с. 292]. Актуальной проблемой для России остается низкая активность молодых специалистов в выполнении научных исследований. Вышесказанное подтверждает необходимость продолжения изучения проблем обеспечения и развития научного потенциала страны.
Цель исследования: проведение анализа современного состояния кадрового обеспечения, выявление проблем укрепления и развития потенциала научной сферы.
Материалы исследования: нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, национальные проекты, научные публикации российских ученых, материалы научных конференций и открытые данные, размещенные в сети Интернет.
Методы исследования: для изучения социально-демографических и экономических условий кадрового обеспечения, развития научного потенциала применены комплексный подход, методы наблюдения и сравнения, статистические методы экономического анализа.
Комплексный подход задействован в процессе определения составляющих научного потенциала и взаимосвязей с задачами научно-технологического развития, что позволило учитывать экономические, социальные, демографические условия формирования кадрового обеспечения. Метод наблюдения использовался для отслеживания и регистрации параметров кадрового потенциала в сфере науки, письменного изложения результатов. Метод сравнения был применен для сопоставления показателей кадрового обеспечения, выявления изменений и тенденций, в том числе подготовки научных кадров. Анализ и обработка аналитических данных проведены с помощью статистических методов (группировки показателей, расчета относительных величин, темпов роста и др.), что позволило провести оценку динамических и структурных изменений состава исследователей, сформировать аргументацию и обосновать выводы.
Обсуждение
В соответствии с целями национального проекта «Наука и университеты», Российская Федерация должна войти в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок [7]. Для этого предусмотрено развитие по следующим его составляющим (рис. 1):
Рисунок 1 – Направления реализации национального проекта «Наука и университеты»
Источник: составлено с использованием данных [7]
В стране исследования выполняются в основном научно-исследовательскими институтами, конструкторскими организациями, образовательными организациями высшего образования, промышленными предприятиями, имеющими научные подразделения. Согласно данным официальной статистики в Российской Федерации продолжает развиваться тренд, связанный с сокращением персонала, занятого исследованиями и разработками, в том числе научных кадров (рис. 2):
Рисунок 2 – Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в Российской Федерации, тыс. чел.
Источник: составлено с использованием данных [8]
Анализ представленного рисунка позволил заключить, что в 2021 году численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 662,7 тыс. чел., что на 2,4% меньше, чем в 2020 году, а при сравнении с данными 2010 и 2000-го годов сокращение составляет 10,0% и 25,3% соответственно. В состав такого персонала входят работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками (исследователи), а также техники, вспомогательный и прочий персонал. Численность непосредственно исследователей в 2021 году уменьшилась на 6,4 тыс. чел. (1,8%) по сравнению с 2020 годом, а также на 28,8 тыс. чел. (7,8%) по отношению к 2010 году и на 85,9 тыс. чел. (20,1%) в сравнении с данными 2000 года.
Ситуация с сокращением численности осложняется не прогрессивной возрастной структурой исследователей, где по состоянию на 2022 год исследователей старше 60 лет 24% общей численности, «зрелых» ученых (возраст 40-59 лет) – 32%, а молодежного возраста (до 29 лет) – всего 15,7%. При этом следует отметить, что численность принятых на работу в научные организации после окончания образовательной организации высшего образования в 2021 году составила максимальное значение – 17 тыс. чел. [8].
Анализ динамических изменений за последние годы свидетельствует о снижении численности исследователей, имеющих ученые степени (табл. 1).
Таблица 1 – Динамика численности и изменение возрастной структуры исследователей в Российской Федерации
Период
|
Численность
исследователей
|
Численность
исследователей, имеющих ученые степени
| ||
Всего, чел.
|
в т.ч. в возрасте
до 39 лет, %
|
Всего, чел.
|
в т.ч. в возрасте
до 39 лет, %
| |
2015
|
379411
|
42,9
|
111533
|
23,6
|
2016
|
370379
|
43,3
|
108388
|
23,7
|
2017
|
359793
|
43,9
|
103327
|
23,4
|
2018
|
347854
|
43,9
|
100330
|
23,4
|
2019
|
348221
|
44,2
|
99912
|
23,2
|
2020
|
346497
|
44,3
|
99122
|
22,8
|
2021
|
340142
|
43,9
|
97537
|
21,8
|
Наметившаяся тенденция увеличения доли научных кадров возраста до 39 лет в структуре исследователей прервалась в 2021 году, несмотря на поставленные государственными программами задачи «омоложения» научных кадров в стране. За анализируемый период продолжает сокращаться численность исследователей, имеющих ученые степени: с 111,5 тыс. чел. в 2015 году до 97,5 тыс. чел. в 2021 году (на 12,5%), а доля в структуре исследователей – с 23,6% до 21,8% соответственно.
Система подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура), предназначенная для укрепления и развития кадрового потенциала науки, не существенно влияет на исправление сложившейся ситуации. За анализируемый период снижаются показатели как по численности обучающихся, так и по итогам подготовки научных диссертаций (табл. 2). Результативность такой подготовки нельзя назвать высокоэффективной, принимая во внимание небольшую численность выпускников и долю защитивших диссертации в период утвержденного срока (по аспирантуре – не более 20%, а в 2020 году – только 8,9%, по докторантуре – намного ниже).
Таблица 2 – Динамика показателей подготовки научных кадров в Российской Федерации
Годы
|
Численность
обучающихся, чел.
|
Численность
выпускников
| |
всего, чел.
|
с защитой
диссертации, %
| ||
Аспирантуры
| |||
2015
|
109936
|
25826
|
18,0
|
2016
|
98352
|
25992
|
14,4
|
2017
|
93523
|
18069
|
12,8
|
2018
|
90823
|
17729
|
12,4
|
2019
|
84265
|
15453
|
10,5
|
2020
|
87751
|
13957
|
8,9
|
Докторантура
| |||
2015
|
2007
|
1386
|
13,1
|
2016
|
921
|
1346
|
11,2
|
2017
|
1059
|
253
|
2,6
|
2018
|
1048
|
330
|
2,5
|
2019
|
955
|
356
|
2,3
|
2020
|
979
|
339
|
1,9
|
Среди причин современного состояния «непривлекательности научной карьеры», в том числе для молодежи, многие исследователи, в первую очередь, называют:
– неуклонное сокращение заработной платы персонала, занятого в секторе R&D в сравнении с аналогичными параметрами по экономике в целом [9, с. 2];
– неконкурентоспособная заработная плата ученых [10, с. 151];
– недостаточный размер зарплаты ученых, которую так и не удалось довести до глобально конкурентоспособного уровня и т.п. [11, с. 24].
Статистические данные свидетельствуют о том, что объем внутренних текущих затрат на исследования и разработки вырос в 2021 году до 1,2 трлн руб. – наибольшего значения, но темпы роста затрат при этом в различные периоды отличались, в том числе и по оплате труда (табл. 3).
Таблица 3 – Темпы роста затрат на научные исследования и разработки в Российской Федерации, % к предыдущему периоду
Затраты
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Внутренние текущие затраты
|
107,4
|
102,3
|
108,8
|
101,1
|
110,4
|
102,9
|
109,4
|
в том числе по видам
затрат:
оплата труда |
106,9
|
101,2
|
108,7
|
104,4
|
109,8
|
102,6
|
109,5
|
приобретение оборудования
|
109,3
|
85,7
|
89,1
|
90,2
|
174,4
|
103,0
|
107,8
|
За рассмотренный период затраты на оплату труда увеличивались ежегодно, а объемы затрат на приобретение оборудования сократились в период с 2016 по 2018 годы, с резким увеличением в 2019 году.
Оценивая изменения заработной платы в сфере научных исследований и разработок, можно наблюдать ежегодное увеличение с различными темпами роста: от 103,3% в 2017 и 2020 годах до максимальных 114,7% в 2018 году (табл. 4). При сравнении со средней заработной платой по отраслям и сферам экономики заметно превышение, но при международных сопоставлениях становится очевидной большая разница [12].
Таблица 4 – Динамика размера среднемесячной заработной платы работников в Российской Федерации
Показатели
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
По
отраслям и сферам экономики
в среднем, руб. |
34030
|
36709
|
39167
|
43724
|
47867
|
51344
|
57244
|
Темпы
роста, % к предыдущему году
|
104,7
|
107,9
|
106,7
|
111,6
|
109,5
|
107,3
|
111,5
|
В
сфере научных исследований и разработок, руб.
|
58435
|
64046
|
66178
|
75913
|
82287
|
84973
|
93279
|
Темпы
роста, % к предыдущему году
|
106,6
|
109,6
|
103,3
|
114,7
|
108,4
|
103,3
|
109,8
|
Заработная
плата в сфере научных исследований и разработок по отношению к заработной
плате по отраслям и сферам экономики в среднем, %
|
171,7
|
174,5
|
169,0
|
173,6
|
171,9
|
165,5
|
162,9
|
Среднемесячная заработная плата научных сотрудников существенно разнится по регионам России: наибольший уровень в 2021 году составлял 208,6 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе, 183,1 тыс. руб. в Магаданской области, 158, 2 тыс. руб. в Сахалинской области, 157,7 тыс. руб. в г. Москва, наименьший – 47,8 тыс. руб. в Кабардино-Балкарской Республике, 48,8 тыс. руб. в Республике Ингушетия, 51,4 тыс. руб. в Республике Северная Осетия – Алания [14, с. 211-213].
Исследователь Семенова А.А. полагает, что низкие размеры стипендий аспирантов и неконкурентоспособная заработная плата ученых «особенно опасны, когда мировой рынок нуждается в молодых талантливых кадрах» [10, с. 151]. Таким образом, вопросы оплаты труда научных сотрудников являются важными, и их разрешение в ближайшей перспективе позволит сдерживать отток профессиональных кадров.
В настоящее время на государственном уровне и уровне организаций, формируются и реализуются меры поддержки ученых, коммерческие структуры организовывают фонды для поощрения научных разработок (табл. 5).
Таблица 5 – Система мер поддержки ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития
Уровень поддержки
|
Направления поддержки
|
Меры поддержки
|
Государство
|
Финансовая поддержка*
|
–
гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук;
– президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов; – гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности; – премии в области науки и инноваций |
Социальная поддержка**
|
– государственные жилищные
сертификаты;
– строительство жилья жилищно-строительными кооперативами | |
Профессиональная поддержка
|
– создание
научно-образовательных и научных центров для
проведения исследований и разработок
| |
Научные и образовательные организации-работодатели
|
Финансовая поддержка
|
– премии
и надбавки за научные достижения;
– стимулирующие выплаты за выполнение научно-исследовательских работ |
Социальная поддержка
|
–
должностной рост научных работников;
– предоставление служебного жилья на период работы в исследовательской организации; – поощрение индивидуальных научных достижений (благодарности, грамоты, публичные объявления, др.) | |
Профессиональная поддержка
|
– формирование
научных школ;
– создание научно-исследовательских лабораторий; – организация / оплата повышения квалификации | |
Коммерческие фонды и организации
|
Финансовая поддержка
|
–
стипендии обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам);
– премии за научные открытия; – проведения конкурсов среди исследователей; – спонсорство и благотворительность |
Социальная поддержка
|
– поддержка
научных ассоциаций;
– публичные объявления научных результатов | |
Профессиональная поддержка
|
–
заказы на экспертизы (профессиональное мнение) исследователей;
– контракты на проведение целевых исследований и разработок |
** для ученых-кандидатов наук (не старше 35 лет) и докторов наук (не старше 40 лет)
Источник: составлено с использованием данных [15]
Реализация национального проекта «Наука и университеты», Программы фундаментальных научных исследований на 2021-2030 годы также являются инструментами государственной поддержки ученых, определяет эффективные подходы к выполнению фундаментальных и поисковых исследований (интеграция научного потенциала, развитие сетевых и других форм взаимодействия), а также ресурсное обеспечение с определенным бюджетом по выделенным приоритетным направлениям [7, 16].
С учетом радикального воздействия цифровых технологий на методы исследований по-новому осуществляется обработка и анализ данных, их применение в науке.
Развитие научной инфраструктуры, применимость концепции открытости создают условия для исследований в «открытых» и «сетевых» лабораториях, активного взаимодействия на цифровых платформах, совместного использования данных экспериментов, доступа к данным (банки данных, репозитории, виртуальные лаборатории, др.). Меры поддержки ученых и поощрения результатов научной деятельности будут способствовать сохранению и укреплению потенциала отечественной науки, выполнению поставленных задач стратегического развития страны.
Выводы
Исследование статистических данных численности научных кадров за 2015-2021 годы отразило продолжающийся тренд, направленный на сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Современное состояние кадрового обеспечения характеризуется непрогрессивной возрастной структурой исследователей, с низкой долей молодых специалистов и снижением численности исследователей, имеющих ученые степени. Результаты действующей системы подготовки кадров высшей квалификации оценены как недостаточные для укрепления и развития кадрового потенциала науки. Среди проблем, оказывающих влияние на современное состояние, наиболее значимыми считаются недостаточный размер оплаты и низкая привлекательность научной карьеры. Проблемы укрепления и развития научного потенциала решаются с применением мер поддержки (финансовые, социальные, профессиональные) на разных уровнях, стимулирования научного сотрудничества и взаимодействия, внедрения цифровых технологий с новыми методами исследования, создающими условия повышения эффективности научно-технологического сектора, решение стратегических задач в сфере научных исследований и разработок.
Источники:
2. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №377. URL: http://gov.garant.ru/document?id=72116664&byPara=1&sub=14 (дата обращения: 25.01.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (дата обращения: 25.01.2023).
4. Ховалова Т.В. Использование цифровых платформ для стратегического развития промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2022. – №13(3). – С. 245-254. DOI: 10.17747/2618-947X-2022-3-245-254
5. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы для исследований и разработок // Информационное общество. – 2017. – № 6. – С. 17-24.
6. Индикаторы науки: 2022 : статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 400 с.
7. Национальный проект «Наука и университеты». URL: https: национальныепроекты.рф/projects/nauka-i-universitety (дата обращения: 27.01.2023).
8. Наука, инновации и технологии. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 29.01.2023).
9. Гудяева Л.А., Прыгунова М.И. Поддержка молодых ученых как ключевой приоритет экономического развития и укрепления устойчивого положения России на глобальном рынке человеческого капитала: региональный аспект // Национальная безопасность. – 2021. – № 5. – С. 1-10. DOI: 10.7256/2454-0668.2021.5.36669
10. Семенова А.А. Привлекательность научной карьеры в оценках молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2021. – № 7 (37). – С. 143-154. DOI: 10.24412/2414-9241-2021-7-143-154
11. Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений: докл. к XXII Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 63 с.
12. Сколько зарабатывают научные сотрудники за рубежом. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-uchenyx.html (дата обращения: 02.02.2023).
13. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 26.01.2023).
14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 1122 с.
15. Молодые ученые. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/young_scientists/ (дата обращения: 27.01.2023).
16. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р. URL: http://static.government.ru/media/files (дата обращения: 01.02.2023).
Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:00:56