Укрепление научного потенциала России: социально-демографические и экономические условия

Цёхла С.Ю.1, Полищук Е.А.1, Почупайло О.Е.1
1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792825
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Настоящее исследование посвящено изучению проблем обеспечения и развития научного потенциала России. Проведен анализ современного состояния кадрового обеспечения, особенностей подготовки научных кадров, изучена динамика численности и изменения возрастной структуры исследователей. Отмечено, что в современных условиях вопросы, связанные с обеспечением и развитием научного потенциала страны, обладают исключительной важностью и необходимостью их дальнейшего изучения. Систематизированы меры по уровням поддержки ученых страны, осуществляющих перспективные исследования. Установлено, что данные меры способствуют сохранению и укреплению потенциала отечественной науки, а также реализации поставленных задач, содействующих стратегическому развитию страны. Рассмотрено воздействие цифровых технологий и новые подходы к выполнению научных исследований (интеграция научного потенциала, развитие сетевых и других форм взаимодействия).

Ключевые слова: научный потенциал, национальные проекты, исследователи, подготовка кадров, меры поддержки

JEL-классификация: I23, I25, I26



Введение

Научная деятельность и ее результаты являются основным элементом инновационной экономики, инструментом обеспечения устойчивого экономического роста, поэтому всегда находится под пристальным вниманием ученых, специалистов, государственных деятелей, экспертов и общественности во всем мире. По утверждению ЮНЕСКО, «для того, чтобы страны могли самостоятельно справляться со стоящими перед ними проблемами …, им необходимо на всех уровнях укреплять образование в области науки и техники, развивать свой исследовательский потенциал» [1].

Стратегические документы государственной политики России определяют ключевую роль науки и технологий в достижении национальных целей развития. Научно-технологическое развитие страны базируется на «наиболее полном использовании интеллектуального потенциала нации» и «привлечении молодых ученых к перспективным исследованиям» [2].

В соответствии с целями объявленного с 2022 года в России Десятилетия науки и технологий определены основные задачи вовлечения исследователей и разработчиков в научные проекты, программы развития страны и повышения участия молодежи в исследованиях и разработках [3].

Ученые в своих публикациях анализируют положение российской науки, достигнутый уровень обеспечения научной деятельности, показатели научных разработок и результатов исследований, определяют условия достижения целевых показателей, в частности, задания увеличения до 50% доли молодых специалистов к 2030 году [2, с. 12].

Ряд авторов отмечает активную реализацию мер по развитию научной инфраструктуры, активное использование цифровых платформ для участников научно-технологического развития, а также существующие барьеры и проблемные вопросы, в том числе, по развитию кадрового потенциала науки [4, 5]. Среди факторов, препятствующих внедрению передовых производственных технологий, значимыми эксперты считают трудности с наймом квалифицированного персонала, недостаточную квалификацию сотрудников и т.п. [6, с. 292]. Актуальной проблемой для России остается низкая активность молодых специалистов в выполнении научных исследований. Вышесказанное подтверждает необходимость продолжения изучения проблем обеспечения и развития научного потенциала страны.

Цель исследования: проведение анализа современного состояния кадрового обеспечения, выявление проблем укрепления и развития потенциала научной сферы.

Материалы исследования: нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, национальные проекты, научные публикации российских ученых, материалы научных конференций и открытые данные, размещенные в сети Интернет.

Методы исследования: для изучения социально-демографических и экономических условий кадрового обеспечения, развития научного потенциала применены комплексный подход, методы наблюдения и сравнения, статистические методы экономического анализа.

Комплексный подход задействован в процессе определения составляющих научного потенциала и взаимосвязей с задачами научно-технологического развития, что позволило учитывать экономические, социальные, демографические условия формирования кадрового обеспечения. Метод наблюдения использовался для отслеживания и регистрации параметров кадрового потенциала в сфере науки, письменного изложения результатов. Метод сравнения был применен для сопоставления показателей кадрового обеспечения, выявления изменений и тенденций, в том числе подготовки научных кадров. Анализ и обработка аналитических данных проведены с помощью статистических методов (группировки показателей, расчета относительных величин, темпов роста и др.), что позволило провести оценку динамических и структурных изменений состава исследователей, сформировать аргументацию и обосновать выводы.

Обсуждение

В соответствии с целями национального проекта «Наука и университеты», Российская Федерация должна войти в десятку ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок [7]. Для этого предусмотрено развитие по следующим его составляющим (рис. 1):

Организационная диаграмма

Рисунок 1 – Направления реализации национального проекта «Наука и университеты»

Источник: составлено с использованием данных [7]

В стране исследования выполняются в основном научно-исследовательскими институтами, конструкторскими организациями, образовательными организациями высшего образования, промышленными предприятиями, имеющими научные подразделения. Согласно данным официальной статистики в Российской Федерации продолжает развиваться тренд, связанный с сокращением персонала, занятого исследованиями и разработками, в том числе научных кадров (рис. 2):

Рисунок 2 – Динамика численности персонала, занятого исследованиями и разработками в Российской Федерации, тыс. чел.

Источник: составлено с использованием данных [8]

Анализ представленного рисунка позволил заключить, что в 2021 году численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составила 662,7 тыс. чел., что на 2,4% меньше, чем в 2020 году, а при сравнении с данными 2010 и 2000-го годов сокращение составляет 10,0% и 25,3% соответственно. В состав такого персонала входят работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками (исследователи), а также техники, вспомогательный и прочий персонал. Численность непосредственно исследователей в 2021 году уменьшилась на 6,4 тыс. чел. (1,8%) по сравнению с 2020 годом, а также на 28,8 тыс. чел. (7,8%) по отношению к 2010 году и на 85,9 тыс. чел. (20,1%) в сравнении с данными 2000 года.

Ситуация с сокращением численности осложняется не прогрессивной возрастной структурой исследователей, где по состоянию на 2022 год исследователей старше 60 лет 24% общей численности, «зрелых» ученых (возраст 40-59 лет) – 32%, а молодежного возраста (до 29 лет) – всего 15,7%. При этом следует отметить, что численность принятых на работу в научные организации после окончания образовательной организации высшего образования в 2021 году составила максимальное значение – 17 тыс. чел. [8].

Анализ динамических изменений за последние годы свидетельствует о снижении численности исследователей, имеющих ученые степени (табл. 1).

Таблица 1 – Динамика численности и изменение возрастной структуры исследователей в Российской Федерации

Период
Численность исследователей
Численность исследователей, имеющих ученые степени
Всего, чел.
в т.ч. в возрасте до 39 лет, %
Всего, чел.
в т.ч. в возрасте до 39 лет, %
2015
379411
42,9
111533
23,6
2016
370379
43,3
108388
23,7
2017
359793
43,9
103327
23,4
2018
347854
43,9
100330
23,4
2019
348221
44,2
99912
23,2
2020
346497
44,3
99122
22,8
2021
340142
43,9
97537
21,8
Источник: составлено с использованием данных [8]

Наметившаяся тенденция увеличения доли научных кадров возраста до 39 лет в структуре исследователей прервалась в 2021 году, несмотря на поставленные государственными программами задачи «омоложения» научных кадров в стране. За анализируемый период продолжает сокращаться численность исследователей, имеющих ученые степени: с 111,5 тыс. чел. в 2015 году до 97,5 тыс. чел. в 2021 году (на 12,5%), а доля в структуре исследователей – с 23,6% до 21,8% соответственно.

Система подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура и докторантура), предназначенная для укрепления и развития кадрового потенциала науки, не существенно влияет на исправление сложившейся ситуации. За анализируемый период снижаются показатели как по численности обучающихся, так и по итогам подготовки научных диссертаций (табл. 2). Результативность такой подготовки нельзя назвать высокоэффективной, принимая во внимание небольшую численность выпускников и долю защитивших диссертации в период утвержденного срока (по аспирантуре – не более 20%, а в 2020 году – только 8,9%, по докторантуре – намного ниже).

Таблица 2 – Динамика показателей подготовки научных кадров в Российской Федерации

Годы
Численность обучающихся, чел.
Численность выпускников
всего, чел.
с защитой диссертации, %
Аспирантуры
2015
109936
25826
18,0
2016
98352
25992
14,4
2017
93523
18069
12,8
2018
90823
17729
12,4
2019
84265
15453
10,5
2020
87751
13957
8,9
Докторантура
2015
2007
1386
13,1
2016
921
1346
11,2
2017
1059
253
2,6
2018
1048
330
2,5
2019
955
356
2,3
2020
979
339
1,9
Источник: составлено с использованием данных [8]

Среди причин современного состояния «непривлекательности научной карьеры», в том числе для молодежи, многие исследователи, в первую очередь, называют:

– неуклонное сокращение заработной платы персонала, занятого в секторе R&D в сравнении с аналогичными параметрами по экономике в целом [9, с. 2];

– неконкурентоспособная заработная плата ученых [10, с. 151];

– недостаточный размер зарплаты ученых, которую так и не удалось довести до глобально конкурентоспособного уровня и т.п. [11, с. 24].

Статистические данные свидетельствуют о том, что объем внутренних текущих затрат на исследования и разработки вырос в 2021 году до 1,2 трлн руб. – наибольшего значения, но темпы роста затрат при этом в различные периоды отличались, в том числе и по оплате труда (табл. 3).

Таблица 3 – Темпы роста затрат на научные исследования и разработки в Российской Федерации, % к предыдущему периоду

Затраты
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Внутренние текущие затраты
107,4
102,3
108,8
101,1
110,4
102,9
109,4
в том числе по видам затрат:
оплата труда
106,9
101,2
108,7
104,4
109,8
102,6
109,5
приобретение оборудования
109,3
85,7
89,1
90,2
174,4
103,0
107,8
Источник: составлено с использованием данных [8]

За рассмотренный период затраты на оплату труда увеличивались ежегодно, а объемы затрат на приобретение оборудования сократились в период с 2016 по 2018 годы, с резким увеличением в 2019 году.

Оценивая изменения заработной платы в сфере научных исследований и разработок, можно наблюдать ежегодное увеличение с различными темпами роста: от 103,3% в 2017 и 2020 годах до максимальных 114,7% в 2018 году (табл. 4). При сравнении со средней заработной платой по отраслям и сферам экономики заметно превышение, но при международных сопоставлениях становится очевидной большая разница [12].

Таблица 4 – Динамика размера среднемесячной заработной платы работников в Российской Федерации

Показатели
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
По отраслям и сферам экономики
в среднем, руб.
34030
36709
39167
43724
47867
51344
57244
Темпы роста, % к предыдущему году
104,7
107,9
106,7
111,6
109,5
107,3
111,5
В сфере научных исследований и разработок, руб.
58435
64046
66178
75913
82287
84973
93279
Темпы роста, % к предыдущему году
106,6
109,6
103,3
114,7
108,4
103,3
109,8
Заработная плата в сфере научных исследований и разработок по отношению к заработной плате по отраслям и сферам экономики в среднем, %
171,7
174,5
169,0
173,6
171,9
165,5
162,9
Источник: составлено с использованием данных [13]

Среднемесячная заработная плата научных сотрудников существенно разнится по регионам России: наибольший уровень в 2021 году составлял 208,6 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе, 183,1 тыс. руб. в Магаданской области, 158, 2 тыс. руб. в Сахалинской области, 157,7 тыс. руб. в г. Москва, наименьший – 47,8 тыс. руб. в Кабардино-Балкарской Республике, 48,8 тыс. руб. в Республике Ингушетия, 51,4 тыс. руб. в Республике Северная Осетия – Алания [14, с. 211-213].

Исследователь Семенова А.А. полагает, что низкие размеры стипендий аспирантов и неконкурентоспособная заработная плата ученых «особенно опасны, когда мировой рынок нуждается в молодых талантливых кадрах» [10, с. 151]. Таким образом, вопросы оплаты труда научных сотрудников являются важными, и их разрешение в ближайшей перспективе позволит сдерживать отток профессиональных кадров.

В настоящее время на государственном уровне и уровне организаций, формируются и реализуются меры поддержки ученых, коммерческие структуры организовывают фонды для поощрения научных разработок (табл. 5).

Таблица 5 – Система мер поддержки ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития

Уровень поддержки
Направления поддержки
Меры поддержки
Государство
Финансовая поддержка*
– гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук;
– президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов;
– гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности;
– премии в области науки и инноваций
Социальная поддержка**
– государственные жилищные сертификаты;
– строительство жилья жилищно-строительными кооперативами
Профессиональная поддержка
– создание научно-образовательных и научных центров для проведения исследований и разработок
Научные и образовательные организации-работодатели
Финансовая поддержка
– премии и надбавки за научные достижения;
– стимулирующие выплаты за выполнение научно-исследовательских работ
Социальная поддержка
– должностной рост научных работников;
– предоставление служебного жилья на период работы в исследовательской организации;
– поощрение индивидуальных научных достижений (благодарности, грамоты, публичные объявления, др.)
Профессиональная поддержка
– формирование научных школ;
– создание научно-исследовательских лабораторий;
– организация / оплата повышения квалификации
Коммерческие фонды и организации
Финансовая поддержка
– стипендии обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам);
– премии за научные открытия;
– проведения конкурсов среди исследователей;
– спонсорство и благотворительность
Социальная поддержка
– поддержка научных ассоциаций;
– публичные объявления научных результатов
Профессиональная поддержка
– заказы на экспертизы (профессиональное мнение) исследователей;
– контракты на проведение целевых исследований и разработок
* для молодых специалистов возрастом 35 лет включительно

** для ученых-кандидатов наук (не старше 35 лет) и докторов наук (не старше 40 лет)

Источник: составлено с использованием данных [15]

Реализация национального проекта «Наука и университеты», Программы фундаментальных научных исследований на 2021-2030 годы также являются инструментами государственной поддержки ученых, определяет эффективные подходы к выполнению фундаментальных и поисковых исследований (интеграция научного потенциала, развитие сетевых и других форм взаимодействия), а также ресурсное обеспечение с определенным бюджетом по выделенным приоритетным направлениям [7, 16].

С учетом радикального воздействия цифровых технологий на методы исследований по-новому осуществляется обработка и анализ данных, их применение в науке.

Развитие научной инфраструктуры, применимость концепции открытости создают условия для исследований в «открытых» и «сетевых» лабораториях, активного взаимодействия на цифровых платформах, совместного использования данных экспериментов, доступа к данным (банки данных, репозитории, виртуальные лаборатории, др.). Меры поддержки ученых и поощрения результатов научной деятельности будут способствовать сохранению и укреплению потенциала отечественной науки, выполнению поставленных задач стратегического развития страны.

Выводы

Исследование статистических данных численности научных кадров за 2015-2021 годы отразило продолжающийся тренд, направленный на сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Современное состояние кадрового обеспечения характеризуется непрогрессивной возрастной структурой исследователей, с низкой долей молодых специалистов и снижением численности исследователей, имеющих ученые степени. Результаты действующей системы подготовки кадров высшей квалификации оценены как недостаточные для укрепления и развития кадрового потенциала науки. Среди проблем, оказывающих влияние на современное состояние, наиболее значимыми считаются недостаточный размер оплаты и низкая привлекательность научной карьеры. Проблемы укрепления и развития научного потенциала решаются с применением мер поддержки (финансовые, социальные, профессиональные) на разных уровнях, стимулирования научного сотрудничества и взаимодействия, внедрения цифровых технологий с новыми методами исследования, создающими условия повышения эффективности научно-технологического сектора, решение стратегических задач в сфере научных исследований и разработок.


Источники:

1. Развитие потенциала в области науки и техники. ЮНЕСКО. URL: https://ru.unesco.org/themes/razvitie-potenciala-v-oblasti-nauki-i-tehniki (дата обращения: 27.01.2023).
2. Государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 №377. URL: http://gov.garant.ru/document?id=72116664&byPara=1&sub=14 (дата обращения: 25.01.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204250022 (дата обращения: 25.01.2023).
4. Ховалова Т.В. Использование цифровых платформ для стратегического развития промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2022. – №13(3). – С. 245-254. DOI: 10.17747/2618-947X-2022-3-245-254
5. Ершова Т.В., Хохлов Ю.Е. Цифровые платформы для исследований и разработок // Информационное общество. – 2017. – № 6. – С. 17-24.
6. Индикаторы науки: 2022 : статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 400 с.
7. Национальный проект «Наука и университеты». URL: https: национальныепроекты.рф/projects/nauka-i-universitety (дата обращения: 27.01.2023).
8. Наука, инновации и технологии. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения: 29.01.2023).
9. Гудяева Л.А., Прыгунова М.И. Поддержка молодых ученых как ключевой приоритет экономического развития и укрепления устойчивого положения России на глобальном рынке человеческого капитала: региональный аспект // Национальная безопасность. – 2021. – № 5. – С. 1-10. DOI: 10.7256/2454-0668.2021.5.36669
10. Семенова А.А. Привлекательность научной карьеры в оценках молодежи // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. – 2021. – № 7 (37). – С. 143-154. DOI: 10.24412/2414-9241-2021-7-143-154
11. Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений: докл. к XXII Апр. междунар. научн. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13-30 апр. 2021 г. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 63 с.
12. Сколько зарабатывают научные сотрудники за рубежом. URL: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-uchenyx.html (дата обращения: 02.02.2023).
13. Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https://rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 26.01.2023).
14. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Стат. сб. / Росстат. – М., 2022. – 1122 с.
15. Молодые ученые. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/young_scientists/ (дата обращения: 27.01.2023).
16. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030 годы). Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3684-р. URL: http://static.government.ru/media/files (дата обращения: 01.02.2023).

Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:00:56