Рейтингование как метод оценки инновационного и научно-технологического развития регионов России

Глезман Л.В.1, Исаев С.Ю.2, Федосеева С.С.3
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук - Пермский филиал, Россия, Пермь
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь
3 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Пермский филиал, Россия, Пермь

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060723
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В современных условиях новых технологических вызовов, обусловивших высокие темпы технологического развития и усиление межрегиональной конкуренции, оценка инновационного и научно-технологического развития регионов страны представляется важной научно-практической задачей, что определяет актуальность исследования. Статья посвящена изучению методов рейтингования, применяющихся для оценки инновационного и научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, в целях сопоставления и проведения сравнительного анализа позиций регионов для выявления их сильных и слабых сторон в инновационном и научно-технологическом развитии. В исследовании представлен краткий обзор наиболее известных российских рейтингов инновационного и научно-технологического развития, основанных на статистической отчетности и экспертных оценках. Осуществлен анализ научных публикаций, посвященных составлению и сопоставлению рейтингов как инструментов оценки социально-экономического и научно-технологического развития регионов. Рассмотрены основные направления методик составления рейтингов научно-технологического развития субъектов Российской Федерации и используемые в них системы показателей. Проведен анализ сопоставимости результатов рейтинговых исследований научно-технологического развития регионов Приволжского федерального округа. Сформулирован вывод о том, что использование результатов того или иного рейтинга целесообразно исходя из направлений и задач каждого конкретного исследования. В целом, рейтингование как метод оценки инновационного и научно-технологического развития регионов России дает возможность оценить позиции конкретного региона в инновационном развитии страны, выявить сильные и слабые стороны регионов в целях устранения диспропорций и повышения инвестиционной привлекательности, способствующей сбалансированному территориальному развитию страны и укреплению ее технологического суверенитета.

Ключевые слова: регион, научно-технологическое развитие, инновационное развитие, технологический суверенитет, рейтингование

Финансирование:
Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.

JEL-классификация: R11, R12, R13, O31, O33



Введение

В контексте поставленной Президентом Российской Федерации задачи скорейшего обеспечения технологического суверенитета страны, оценка на государственном уровне научно-технологического развития субъектов Российской Федерации приобрела особую актуальность и значимость.

В силу особенностей административно-территориального устройства Российской Федерации, а также масштабность и множественность параметров оценки на уровне регионов обусловливают предпочтение большинства исследователей методу ранжирования, который позволяет на основе совокупности показателей, описать определенную сферу деятельности, систему управления ею, сравнить полученный результат с другими субъектами и выявить диспропорции регионального развития РФ в целях выработки корректирующих и стимулирующих мер для обеспечения сбалансированности научно-технологического и инновационного развития в отстающих субъектах.

Анализ изученности научной проблемы оценки инновационного и научно-технологического развития (НТР) регионов показал, что научное сообщество активно интересуется возможностями сравнительного и сопоставительного анализа различных аспектов развития регионов с использованием метода рейтингования.

В Российской Федерации для сравнительной оценки инновационного и научно-технологического развития регионов широко используются различные рейтинги, в основе которых регулярная статистическая отчетность, экспертные оценки и опросы. Разработчиками рейтингов НТР в РФ выступают рейтинговые агентства (Эксперт РА, АИРР, РИА Рейтинг), научно-исследовательские и аналитические институты (НИУ ВШЭ), научные группы [1, 2] (Untura, Esikova, Zaitsev, Moroshkina, 2014; Dorzhieva, Sorokina, Belyaevskaya-Plotnik, Volkova, Romanyuk, 2022) и отдельные эксперты [3] (Tyuleneva, 2020). К наиболее известным рейтингам российские исследователи относят:

1. Рейтинг регионов России SMART от Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) [4];

2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации, от Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [5];

3. Рейтинг научно-технологического развития регионов от агентств РИА Рейтинг [6].

Указанные рейтинги основываются на интегральной оценке системы показателей, отражающих различные аспекты инновационного и научно-технологического развития субъектов РФ. При этом важно отметить, что используемые совокупности показателей характеризуются неоднородностью и довольно сильно разнятся как по количеству, так и в части содержания, как и используемые методологии ранжирования.

Составление и сопоставление рейтингов как метод оценки социально-экономического и научно-технологического развития регионов активно используется как региональными органами власти, так и в исследованиях российских ученых.

Коллектив авторов И. А. Бейнар, Т. С. Наролина, Т. И. Смотрова, используя результаты рейтинга ИА РИА Рейтинг исследуют особенности научно-технологического развития регионов [7, с. 172-179] (Beinar, Narolina, Smotrova, 2022).

В. В. Медведев в своем исследовании [8, с. 89-93] (Medvedev, 2020) с использованием рейтингов оценивает взаимообусловленность между уровнем социально-экономического развития региона и уровнем научно-технологического развития муниципальных образований.

О. В. Кузнецова акцентирует внимание на актуальных проблемах оценки научно-технологического и инновационного развития регионов, в том числе определение корректных показателей для оценки НТР регионов [9, с. 43-45] (Kuznetsova, 2022).

А. Н. Гончарова исследует методические подходы к оценке научно-технологического и инновационного развития регионов и их особенности [10, с. 99-105] (Goncharova, 2021). Отдельные исследователи отмечают несовершенство существующих рейтингов и предлагают авторские методики рейтингования.

Коллектив ученых Института экономики РАН [2, с. 46-57] (Dorzhieva, Sorokina, Belyaevskaya-Plotnik, Volkova, Romanyuk, 2022) исследуя пространственные аспекты инновационного и научно-технологического развития Российской Федерации, предлагают авторскую методику разработки рейтинга научно-технологического развития, основанную на данных регулярной статистической информации и системе пространственных факторов формирования инновационной экономики.

Н. А. Тюленева проводит анализ влияния государственных программ и проектов на технологическую трансформацию регионов, посредством построения рейтингов регионов по результативности и эффективности расходования бюджетных средств, рассчитанных с применением авторской методики, использующей индикаторы инновационной, инвестиционной активности и социально-экономического развития регионов [3, с. 190-193] (Tyuleneva, 2020).

Н. Н. Волкова и Э. И. Романюк [11, с. 280-284] (Volkova, Romanyuk, 2022), выявив недостатки существующих методик, для исследования научно-технологического развития регионов, также строят авторский региональный рейтинг, основанный на регулярных статистических данных о развитии науки и инновациях Росстата РФ и сводных открытых данных Минобрнауки РФ.

Таким образом, по результатам проведенного анализа современных научных публикаций в области проблем рейтинговой оценки инновационного и научно-технологического развития регионов можно отметить недостаточную проработанность данной проблематики, ввиду того, что до настоящего времени ученые-исследователи не пришли к единому мнению о структуре методики и составе системы показателей, позволяющих оценить уровень инновационного и научно-технологического развития регионов. Исходя из этого, исследование существующих подходов и методов к построению рейтингов инновационного и научно-технологического развития регионов, а также направлений и систем показателей оценивания, представляется актуальной и практически значимой задачей для выявления наиболее полного и объективного инструмента оценки.

Цель исследования заключается в изучении и обосновании метода рейтингования как инструмента наиболее полной и объективной оценки инновационного и научно-технологического развития регионов.

Научная новизна состоит в системном подходе к исследованию представленных в современном информационном пространстве РФ наиболее востребованных рейтингов инновационного и научно-технологического развития регионов, в части анализа используемых подходов, методик, направлений и показателей оценивания.

Гипотезой данной статьи послужило предположение, что метод рейтингования является наиболее оптимальным инструментом оценки процессов инновационного и научно-технологического развития в региональном разрезе и при этом он может быть адаптирован к целям и задачам каждого конкретного исследования.

Для достижения цели исследования использовались методы сравнения, сопоставления, обобщения и систематизации общедоступных научных исследований в области рейтингования. Аналитическая обработка данных выполнялась с применением инструментария агрегирования данных, системного анализа, графической интерпретации и визуализации данных.

Основная часть

На официальном сайте научно-технологического развития Российской Федерации [12] представлены четыре группы показателей научно-технологического развития (рисунок 1), которые предназначены для оценки достижения целей и задач по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [13], которые разработаны в логике противостояния «большим вызовам» – глобальным рискам для общества и экономики.

Рисунок 1 – Показатели реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации*

* Источник: Составлено авторами по данным [12].

Каждому большому вызову соответствует приоритетное направление НТР, так называемое «окно возможностей» (рисунок 2).

Рисунок 2 – Большие вызовы и приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации*

* Источник: Составлено авторами по данным [12].

Цель стратегии НТР – обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.

Основным инструментом реализации Стратегии НТР выступает Государственная программа «Научно-технологическое развитие» Российской Федерации на 2019-2030 годы [14], а также комплексные научно-технические программы (проекты) полного технологического цикла (КНТП) [15].

Мы разделяем мнение экспертов, что предложенная система показателей оценки научно-технологического развития Российской Федерации (рисунок 1), не дает комплексной интегральной оценки развития, а также не позволяет провести сравнительную оценку уровня НТР субъектов.

В связи с чем, по поручению Президента РФ Министерством образования и науки РФ в 2022 году впервые был представлен Национальный рейтинг научно-технологического развития субъектов Российской Федерации по итогам 2021 года и методика его расчета [16].

В таблице 1 представлены основные направления методик расчета рейтингов научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, используемых Министерством образования и науки РФ, ведущим рейтинговым агентством РИА Рейтинг и Ассоциацией инновационных регионов России.

Таблица 1

Основные направления методик расчета рейтингов научно-технологического развития субъектов Российской Федерации*

Национальный рейтинг
научно-технологического развития (Минобрнауки России)
Рейтинг регионов по научно-технологическому развитию (РИА Рейтинг)
Рейтинг регионов России SMART (Ассоциация инновационных регионов России)
Сформирован на базе 33 показателей, отражающих потенциал и результативность исследований и разработок на территории, сгруппированных в 3 блока:
Сформирован на основании 19 показателей, характеризующих состояние региональной сферы науки и технологий, распределенных по 4 группам:
Основан на 14 показателях, распределенных по 6 анализируемым направлениям, дает представление
о продвижении регионов
по ключевым траекториям
эффективного управления
и развития территорий:
1. Органы власти – 10 показателей
1. Человеческие ресурсы – 4 показателя
1. Научное лидерство региона – 2 показателя
2. Среда для ведения наукоемкого бизнеса – 13 показателей
2. Материально-техническая база – 7 показателей
2. Медиаактивность региона – 2 показателя
3. Среда для работы исследователей – 10 показателей)
3. Масштаб научно-технологической деятельности – 3 показателя
3. Антикризисная поддержка и развитие МСП – 3 показателя

4. Эффективность научно-технологической деятельности – 5 показателей
4. Устойчивое развитие – 2 показателя


5. Кадровая обеспеченность для развития цифровой экономики – 3 показателя


6. Экосистема поддержки создания хай-тек-бизнеса – 2 показателя
* Источник: Составлено авторами по данным [4, 6, 16].

Анализ пятерки регионов лидеров и аутсайдеров рассматриваемых рейтингов демонстрирует довольно разнящиеся результаты (рисунок 3).

Рисунок 3 – Топ 5 регионов лидеров и аутсайдеров по различным рейтинговым исследованиям*

* Источник: Составлено авторами по данным [4, 6, 16].

По итогам Национального рейтинга научно-технологического развития субъектов Российской Федерации за 2021 год в первую пятерку лидеров рейтинга вошли: г. Москва (212,4); г. Санкт-Петербург (205,5); Томская область (204,5); Республика Башкортостан (202,7); Республика Татарстан (192,2). Аутсайдерами рейтинга стали: Еврейская автономная область; Ненецкий автономный округ; Республика Калмыкия; Сахалинская область и Чукотский автономный округ [16].

Лидерами по научно-технологическому развитию РИА Рейтинг в 2021 году стали регионы: г. Москва (79,61); г. Санкт-Петербург (76,78); Республика Татарстан (68,06); Нижегородская область (65,22); Московская область (62,08). Наименьшее количество баллов получили: Чеченская Республика (14,31); Еврейская автономная область (12,82); Республика Хакасия (11,71); Ненецкий автономный округ (11,48) и Республика Ингушетия (9,51) [6].

По итогам рейтинга SMART группу лидеров составили: г. Москва (0,76); г. Санкт-Петербург (0,59); Республика Татарстан (0,57); Томская область (0,57) и Нижегородская область (0,55). Группу относительно слабого уровня замыкают: Еврейская автономная область (0,22); Чукотский автономный округ (0,21); Республика Адыгея (0,19); Карачаево-Черкесская Республика (0,16) и Республика Ингушетия (0,15) [4].

Далее проведем анализ сопоставимости результатов рейтинговых исследований научно-технологического развития регионов Приволжского федерального округа, как стратегически значимых территорий в обеспечении технологического суверенитета страны.

Приволжский федеральный округ (ПФО) занимает 6% площади России с населением 21% населения страны, включает 14 субъектов РФ. Промышленность является отрасль специализации ПФО, доля которого в промышленном производстве России составляет почти 18,47%. Округ лидирует в российском автопроме, авиастроении, а также производит существенную долю продукции в нефтехимии, в судостроении и ВПК. Металлургия не входит в число базовых отраслей экономики округа, однако, здесь развита трубная промышленность, а также производство изделий из меди и алюминия. Приволжье занимает второе место после Уральского ФО по добыче нефти и природного газа. Доля обрабатывающих производств в структуре валового регионального продукта (ВРП) Приволжского ФО составляет 21,9 % (средняя по России – 16,8 %), доля добычи полезных ископаемых – 15,7 % (по России – 13,5 %) [17].

Отдельные регионы ПФО входят в число лидеров НТР во всех рассмотренных рейтингах. На рисунке 4 представлена графическая визуализация сопоставимости результатов рассматриваемых рейтинговых оценок по субъектам ПФО.

Рисунок 4 – Результаты рейтинговой оценки научно-технологического развития регионов Приволжского федерального округа*

* Источник: Составлено авторами по данным [4, 6, 16].

По результатам исследования, было выявлено, что оценки рейтинга SMART и Национального рейтинга НТР в некоторых регионах довольно близки по своему значению. Рассмотрим более подробно распределение субъектов ПФО в рейтинге SMART (рисунок 5).

Рисунок 5 – Распределение субъектов ПФО по направлениям рейтинга SMART*

* Источник: Составлено авторами по данным [4].

В группу регионов-лидеров рейтинга SMART входят три субъекта ПФО. Республика Татарстан является лидером практически по всем основным направлениям мониторинга, уступая лишь по направлению антикризисная поддержка и развитие МСП. Нижегородская область имеет равномерное развитие по направлениям рейтинга, являясь бесспорным лидером в устойчивом развитии, но уступая в научном лидерстве. Наиболее сильная сторона Самарской области – это антикризисная финансовая поддержка МСП, а также устойчивое развитие.

В группу относительно высокого уровня отнесено шесть субъектов ПФО. Пермский край имеет сбалансированное развитие по исследуемым приоритетным направлениям. Республика Башкортостан показывает свои сильные стороны по таким направлениям, как медиаактивность и устойчивое развитие. Республика Мордовия показывает неплохие позиции по направлениям кадры для цифровой экономики и экосистема поддержки создания хай-тек бизнеса, а также научное лидерство. Удмуртская и Чувашская республики демонстрируют уверенные позиции по антикризисной поддержке и развитию МСП, Пензенская область по кадрам для цифровой экономики и экосистеме поддержки создания хай-тек бизнеса.

В группу среднего уровня эффективности входят пять субъектов ПФО, это Кировская, Саратовская, Ульяновская, Оренбургская области, а также Республика Марий Эл.

Подводя итоги, в качестве вывода отметим, что проанализированные нами рейтинги инновационного и научно-технологического развития субъектов Российской Федерации оказались близкими по составу регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров, несмотря на то что в них использованы различные группы показателей по разным направлениям оценки.

Таким образом, существующие методики рейтингования, характеризующие развитие инновационного и научно-технического потенциала региона, позволяют регионам получать объективное представление о своих преимуществах, а также наметить дальнейшие пути регионального развития в сфере инноваций и технологий.

Заключение

Изучение рассмотренных рейтингов, как метода оценки инновационного и научно-технологического развития регионов, показало, что несмотря на различия каждый из рейтингов позволяет определить позиции конкретного региона в инновационном развитии, выявить его слабые и сильные стороны, проследить динамику развития территории для выработки антикризисных мер и принятия решений управленческого характера, определить приоритетные направления инвестиционной привлекательности регионального пространства, что обеспечит в перспективе сбалансированное территориальное развитие страны и укрепление ее технологического суверенитета.

Важно отметить, что рейтингование как метод позволяет адаптировать оценочный инструментарий под цели и задачи конкретного исследования инновационного и научно-технологического развития регионов, при этом не искажая достоверность результатов. Таким образом, рейтингование является одним из предпочтительных методов оценки процессов технологизации и инновационного развития в региональном разрезе.


Источники:

1. Унтура Г.А., Есикова Т.Н, Зайцев И.Д., Морошкина О.Н. Проблемы и инструменты аналитики инновационного развития субъектов РФ // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2014. – № 1. – c. 81-100.
2. Доржиева В.В., Сорокина Н.Ю., Беляевская-Плотник Л.А., Волкова Н.Н., Романюк Э.И. Пространственные аспекты инновационного и научно-технологического развития России. / Научный доклад. - М.: ИЭ РАН, 2022. – 94 c.
3. Тюленева Н.А. Оценка воздействия государственных программ и проектов инновационной направленности на региональное развитие // Архитектура финансов: форсаж-развитие экономики в условиях внешних шоков и внутренних противоречий: Материалы X Юбилейной международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. – c. 190-194.
4. Рейтинг регионов SMART версии 2022. Аирр. [Электронный ресурс]. URL: https://i-regions.org/reiting/reyting-regionov-smart/ (дата обращения: 14.04.2023).
5. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 7. Ниу вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/480515891.pdf (дата обращения: 14).
6. Рейтинг регионов России по научно-технологическому развитию. РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20221024/tekhnologii-1826145476.html (дата обращения: 14.04.2023).
7. Бейнар И.А., Наролина Т.С., Смотрова Т.И. Исследование рейтинга научно-технологического развития (на примере ЦЧР и Воронежской области) // Регион: системы, экономика, управление. – 2022. – № 4(59). – c. 171-180. – doi: 10.22394/1997-4469-2022-59-4-171-180.
8. Медведев В.В. Выявление дисбаланса в системе социально-экономического, научно-технологического развития регионов и муниципальных образований на основе сопоставления их рейтингов // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 9(114). – c. 89-95.
9. Кузнецова О.В. Развитие науки в регионах: актуальные проблемы оценки // Проблемы приграничья. Новые траектории международного сотрудничества: Материалы VI международной научно-практической конференции– Том 6. Калининград, 2022. – c. 43-47.
10. Гончарова А.Н. Методические подходы к оценке научно-технологического и инновационного развития региона // Вестник науки. – 2021. – № 6-1(39). – c. 99-107.
11. Волкова Н.Н., Романюк Э.И. Сравнительный анализ научно-технологического развития регионов России // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 7(144). – c. 280-286. – doi: 10.34925/EIP.2022.144.7.051.
12. Научно-технологическое развитие Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--m1agf.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.04.2023).
13. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.03.2021 № 143). Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/109256/ (дата обращения: 14.04.2023).
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Постановление Правительства российской Федерации от 29.03.2019 г. № 377. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/36310/ (дата обращения: 14.04.2023).
15. О порядке разработки и реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла. Постановление Правительства российской Федерации от 19.02.2019 г. № 162. Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/35824/ (дата обращения: 14.04.2023).
16. Национальный рейтинг научно-технологического развития возглавили Москва, Санкт-Петербург и Томская область. Minobrnauki.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/61045/ (дата обращения: 14.04.2023).
17. Справка о состоянии минерально-сырьевой базы Приволжского федерального округа на 15.12.2022 г. Atlaspacket.vsegei.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://atlaspacket.vsegei.ru/_Documents/RUSSIA_2022/REZULT/Справки%20МСБ%20на%2015.12.2022/ПФО/MSB_PFO_15.12.2022.pdf?41.59237215554734 (дата обращения: 14.04.2023).

Страница обновлена: 10.09.2025 в 22:49:44

 

 

Rating as a method of assessing innovative and scientific and technological development of Russian regions

Glezman L.V., Isaev S.Yu., Fedoseeva S.S.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Abstract:
In modern conditions of new technological challenges that have caused high rates of technological development and increased interregional competition, the assessment of innovative and scientific and technological development of the country's regions is an important scientific and practical task, which determines the relevance of the study. The article is devoted to the study of rating methods used to assess the innovative and scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation, in order to compare and conduct a comparative analysis of the positions of the regions to identify their strengths and weaknesses in innovative and scientific and technological development. The study provides a brief overview of the most well-known Russian ratings of innovative and scientific and technological development based on statistical reporting and expert assessments. The analysis of scientific publications devoted to the compilation and comparison of ratings as tools for assessing socio-economic and scientific and technological development of regions is carried out. The main directions of methods for compiling ratings of scientific and technological development of the subjects of the Russian Federation and the systems of indicators used in them are considered. The analysis of comparability of the results of rating studies of scientific and technological development of the regions of the Volga Federal District is carried out. The conclusion is formulated that the use of the results of a particular rating is advisable based on the directions and objectives of each specific study. In general, rating as a method of assessing the innovative and scientific and technological development of Russian regions makes it possible to assess the position of a particular region in the innovative development of the country, to identify the strengths and weaknesses of the regions in order to eliminate imbalances and increase investment attractiveness, contributing to the balanced territorial development of the country and strengthening its technological sovereignty. The article was published in accordance with the Research Plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

Keywords: region, scientific and technological development, innovative development, technological sovereignty, rating

Funding:
Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.

JEL-classification: R11, R12, R13, O31, O33