Экономическая модель цифровых образовательных платформ

Максименко А.Ю.1,2
1 РОСПРОФЖЕЛ
2 Самарский государственный университет путей сообщения

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67970586

Аннотация:
Статья посвящена описанию экономической модели цифровых образовательных платформ. В статье профессиональное образование рассмотрено как система развития человеческого капитала, в основе которой – процесс передачи от носителя знания к обучающемуся. Показана эволюция этой системы и образ университета нового времени. Автором выделены и описаны семь основных факторов развития системы профессионального образования в России: технологический, территориальный, отраслевой, институциональный, экономический, стратегический и социальный. Проведен анализ использования цифровых образовательных платформ в сфере профессионального образования и перспектив их развития. Обозначены основные преимущества платформенного обучения: с одной стороны, прозрачность и кастомизация процесса обучения, с другой, - возможность обеспечить индивидуальную карьерную траекторию пользователя. Представлена экономическая модель развития цифровых образовательных платформ, включающая три составляющих: определение эффективности инвестиций в человеческий капитал, определение эффективности использования ресурсов системы образования и определения отдачи от образования. Материал, изложенный в статье, может быть полезен менеджменту высших учебных заведений

Ключевые слова: профессиональное образование, экономическая модель, цифровые образовательные платформы

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение

Цифровые платформы на основе сетевых технологий представляют собой новые субъекты экономической деятельности и сочетают в себе преимущества централизованной экономики и свободного рынка. Сегодня такие платформы стремительно развиваются и трансформируют такие отрасли, как транспорт и логистика, финансово-банковская сфера, информационные технологии, медиасфера, здравоохранение. Исключением не стала и сфера образования. Рынок онлайн-образования (EdTech) стремительно развивается. По данным [1, 2], к 2020 г. мировой рынок образования составил 227 млрд долл. Центрами притяжения инвестиций рынка EdTech в 2020–2021 гг. стали: Китай, Индия, США, Европа (рис. 1).

Рис. 1 – Глобальные рынки образования: привлеченные инвестиций

в 2020-2021 гг. (млрд долл) по данным (Составлено автором)

Преимущество цифровых образовательных платформ по сравнению с традиционными образовательными организациями заключается в сокращении транзакционных издержек цепочки поставки. Такая цепочка предоставления услуги рынка образования сегодня включает: получение нового знания (определение содержания образовательной программы), адаптацию нового знания для потребителя (разработка образовательной программы), передачу нового знания потребителю (реализация образовательной программы). При этом базовая часть реализуемых образовательных программ включает знания, известные широкой аудитории. Таким образом, содержание образовательных программ не играет существенной роли в создании конкурентных преимущество образовательных организаций. Конкуренция между образовательными организациями представляет собой конкуренцию условий реализации образовательных программ (методы, средства обучения, преподавательский состав).

Экономическое преимущество платформенной модели построения бизнеса на основе сетевых технологий по отношению к линейному бизнесу проявляется при большом количестве пользователей – получателей услуг. Этим объясняется рост платформ. Концепция «университет для миллиарда» обретает практическую реализацию. Вместе с тем существуют экономические вопросы развития платформ. Среди них – трансформация существующих образовательных организаций в цифровые образовательные платформы, а также роль и место самих образовательных организаций в платформенной экономике. Статья посвящена разработке экономической модели цифровой образовательной платформы.

Цель, задачи и методы исследования

Целью исследования является разработка экономической модели цифровых образовательных платформ. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие основные задачи: изучение основных факторов развития профессионального образования в России, анализ платформенного обучения и перспектив его развития в сфере профессионального образования, разработка экономической модели развития цифровых образовательных платформ. Настоящее исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы отраслевого транспортного образования, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения [3–10]. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. Проведенное исследование опиралось на результаты научных исследований ученых – экспертов в сфере экономики образования [11 – 17], а также на анализ экспертных мнений в области платформенного образования [18 – 23]. В ходе решения поставленных задач нашли применение общенаучные методы: аналитический и сравнительно-аналитический; и частнонаучные методы: метод системного анализа и метод экспертных оценок.

1 Основные факторы развития профессионального образования в России

За время своей эволюции система образования проделала большой путь от бессистемной передачи накопленных знаний до эффективной управляемой государством системы развития человеческого капитала. В основе системы – процесс передачи информации от носителя к обучающемуся (рис. 2). При этом в ходе эволюции в XV веке произошло отделение знаний от его носителя – перенесение знаний на бумагу, что позволило обеспечить эффективное накопление знаний. Сегодня наблюдается процесс отделения инноваций от его носителя (создателя) – генерация новых знаний группой, в которой каждый участник является частью системы создания нового знания. Это различные активные и интерактивные формы реализации образовательных программ и командной научно-инновационной деятельности. Быть изолированным, герметичным при научно-инновационной деятельности сегодня не просто опасно – губительно. Актуальность профессионального образования гарантируется связанностью образовательной программы с научно-инновационной деятельностью. Таким образом, образование, наука и инновации должны рассматриваться как единое целое.

Рис. 2 – Экспоненциальный рост количества обучающихся

на одного преподавателя (составлено автором)

Одной из характеристик системы профессионального образования является количество обучающихся на одного преподавателя. Как видно из рис. 2, показатель имеет экспоненциальный рост – характерный вид для многих процессов развития человечества: рост населения, рост объема информации, рост воздействия на окружающую среду и т.д. Действительно, во времена Древнего Египта на одного жреца приходилось 1-2 ученика, которых он воспитывал и передавал им свои знания в течение своей жизни. Во времена Древней Греции на одного мудреца приходилось 5-6 учеников. Образование во времена средневековья имело теологическую основу, количество учеников на одного учителя – толкователя церковных догм – доходило до 10. Появление книгопечатания существенно облегчило процесс передачи знаний и к XX веку на одного преподавателя уже приходились десятки учеников. Развитие сети интернет, а также информационных систем в начале XXI века увеличило количество обучающихся до тысячи человек. Сегодня же наблюдается рост этого показателя и по ряду оценок он уже может составлять 106.

Рассмотрим подробнее период XIX–XXI веков (рис. 3). Сегодня основу профессионального образования составляют университеты – высшие школы, которые осуществляют генерацию, накопление и передачу знаний обучающимся. Сами университеты за последние 2 века существенно изменились.

Рис. 3 – Эволюция университетов (составлено автором)

XIX век – ядром университета было титульное здание, в котором преподаватели – носители знаний создавали это новое знание и передавали его немногочисленным обучающимся. В этот период университет был фабрикой производства элиты общества, поскольку получение университетского образования автоматически давало определённые преференции. Центром университета был преподаватель – исследователь, структурные подразделения и группы обучающихся формировались вокруг него, за него бились университеты.

XX век – титульное здание и талантливые преподаватели-исследователи по- прежнему имеют важное значение, но университеты подстраиваются под отрасли. Факультеты крупных университетов выделяются в самостоятельные образовательные организации, появляются новые институты под нужды отраслей: транспорт, здравоохранение, промышленность и др. Ярким примером того времени является дифференциация отраслевых транспортных образовательных организаций по видам транспорта (железнодорожного, водного, воздушного), несмотря на то, что транспортная система страны работала как единая система, а в видах транспорта были схожие, единые процессы (двигатель внутреннего сгорания в качестве тягового двигателя, диспетчеризация, проектирование транспортных средств и др.). Вузы подстраиваются под отрасли, в том числе, территориально, создаются филиалы в узлах концентрации бизнес-процессов отраслей: региональный транспортный узел, региональный центр управления добычей ресурсов, региональный центр управления системой здравоохранения и образования и т.д. На смену идеалу научности приходит идеал экономической эффективности – профессиональное образование функционирует как элемент системы кадрового обеспечения отраслей.

XXI век – уже сегодня наблюдаются очертания образа университета нового века. Университет становится средой притяжения лидеров изменений. Образовательная организация представляет собой холдинг, где все участники (преподаватели, исследователи, обучающиеся, бизнес, власть) взаимодействуют как равные партнеры. На смену экономической эффективности приходит социальная эффективность.

Для дальнейших исследований рассмотрим систему профессионального образования с позиции институционализма, поскольку поставленные в рамках исследования задачи не ограничиваются исключительно экономическими категориями и требуют учитывать внеэкономические факторы. В пользу выбранной системы оценки говорит также и то, что образование относится к социально-значимой услуге. Для дальнейших исследований следует разделить образование как воспитание и образование как профессиональное обучение. Профессиональную подготовку возможно стандартизировать, образование стандартизировать нельзя. Рассмотрим основные факторы развития системы профессионального образования в России: технологический, территориальный, отраслевой, институциональный, экономический, стратегический и социальный.

Социальный фактор. В начале XXI века высшее образование по-прежнему рассматривается обществом как обязательный элемент будущей успешной карьеры. Социальная инерция проявляется на всем постсоветском пространстве. Родители стремятся дать детям качественное образование, ориентируясь на свое представление об успешности. Основными критериями при выборе образовательной организации являются гарантии трудоустройства и уровень заработной платы.

Стратегический фактор. Развитие образовательных организаций должно учитывать стратегию социально-экономического развития регионов. Наличие устойчиво развивающихся профессиональных образовательных организаций в регионах способствует удержанию молодежи. Образовательные организации в такой парадигме рассматриваются в качестве научно-образовательных центров инновационного развития и развития территорий.

Экономический фактор. Экономическая эффективность реализации образовательных программ имеет решающее значение в основной деятельности учебных заведений. Это касается как негосударственных, так и государственных образовательных организаций. Фактор обуславливает необходимость концентрации внимания менеджмента образовательных организаций на конфигурировании ресурсов в быстро меняющихся условиях рынка. Подход к реализации образовательных программ с точки зрения кривой жизненного цикла, имеющий период развития, а также детальная долгосрочная стратегия образовательных организаций на ближайшие 15–20 лет позволяет учесть высокие издержки в период запуска образовательных программ.

Институциональный фактор. С точки зрения институционализма, регулятор подстраивается под изменившиеся условия развития системы. В данном случае мы имеем дело с инертной системой, где изменения проявляются не сразу: регуляторные изменения запаздывают. Для того, чтобы получить ожидаемый результат, регулятору необходимо действовать на опережение, проводя анализ и прогноз последствий. В противном случае, возникают противоречия. Приведем примеры: переход на систему единого государственного экзамена привел к кратному росту рынка репетиторов, возникла модель «ученик – школа – репетитор», сегодня эта отрасль практически не регулируется; развитие сквозных цифровых технологий привело к отрыву профессиональных образовательных программ в части содержания и условий реализации от запросов бизнеса; разрушительные процессы в экономике конца XX века привели сегодня к вымыванию из системы поколения исследователей 35–55 лет; ослабление регуляторной функции системы образования привело к росту количества образовательных организаций, реализующих внебюджетные профессиональные программы низкого качества, сейчас эта проблема купирована регулятором. Есть и положительные примеры: сегодня государственные образовательные организации перенимают лучшие практики информационных образовательных систем, апробированные в негосударственных вузах.

Отраслевой фактор. В настоящее время половина образовательных организаций встроена в отрасли, являясь неотъемлемой частью их систем кадрового обеспечения. Невысокий спектр реализуемых образовательных программ, обусловленный профильной специализацией образовательных организаций, компенсируется гарантированным заказом на подготовку специалистов, усиленным целевым заказом отраслевых предприятий. Образовательные организации в такой ситуации становятся зависимыми от гарантированного заказа на выпускников. Сложившаяся система отношений не мешает бизнесу выстраивать связи с другими (не отраслевыми) образовательными организациями для получения специалистов узкой специализации по новым технологиям, а также рабочих массовых профессий низкой квалификации.

Технологический фактор. Технологическая революция и высокие темпы технико-технологических изменений в отраслях подстегивают образовательные организации к обновлению, актуализации профессиональных образовательных программы. Скорость таких изменений в отдельных случаях превышает скорость актуализации образовательных программ. Низкая скорость актуализации образовательных программ на практике обусловлена требованиями регулятора к методическому обеспечению образовательных программ. Сегодня по большинству технологий будущего просто нет качественных учебно-методических материалов, разработка которых также ложится на плечи образовательных организаций.

Территориальный фактор. Эпоха индустриального развития СССР в первой половине XX века и отраслевая дифференциация профессиональных образовательных организаций в XX веке привела к приближению мест получения профессионального образования к центрам приложения трудовых ресурсов. В результате к концу советского периода система профессионального образования представляла собой густую, достаточно сбалансированную сеть под нужны плановой экономики. Сегодня такая сеть не в полной мере удовлетворяет требованиям бизнеса. Кроме того, изменились условия получения образования, в первую очередь, за счет развития информационных образовательных систем. Качественное профессиональное образование можно получить дистанционно. Исключение составляют образовательные программы, требующие дорогостоящих тренажеров и оборудования, например, медицина и транспорт.

2 Платформенное обучение и перспективы его развития в сфере профессионального образования

XXI век изменил подход к институту экспертов. Экспертность утратила постоянство, подобно репутации, она стала динамической. Изменилась система оценки профессионализма, также оцениваемого экспертами. Если наличия диплома об образовании или рекомендации в XIX – XX веках было достаточно, то сегодня даже успешная работа по специальности в отдельных областях не дает исчерпывающего ответа на наличие профессионализма.

В настоящее время существует, как минимум, три критерия профессионализма (рис. 4): диплом, набор умений и навыков, репутация. Наличие одного критерия, например, диплом об образовании, не гарантирует востребованность специалиста. Навыки и умения могут быть проверены только на практике, для этого требуется время. Наличие необходимых навыков и высокой репутации и достижений кандидата является очень важным. Сегодня для работодателя большую роль играют профессиональные достижения кандидата, чем опыт и, тем более, его образование. Наличие образования не гарантирует результативность и эффективность работы.

Рис. 4 – Критерии профессионализма и инструменты их достижения (составлено автором)

Описанные критерии взаимосвязаны, поскольку взаимосвязаны инструменты их достижения (рис. 4): получение образования позволяет получить работу по специальности, далее в процессе работы появляется возможность получения экспертной оценки государства или общества. Экспертная оценка зависит от того, кто ее дает: более высокий статус эксперта дает более высокую репутацию. Эксперты также оцениваются между собой.

Реализация динамической экспертной оценки является одним из преимуществ цифровых платформ профессионального обучения. Сегодня такая оценка, основанная на принципах саморегулирования, существует во многих информационных системах. Информационные сервисы для размещения объявлений имеют автоматически формируемые рейтинги покупателей и продавцов, цифровые платформы заказа такси также имеют автоматические инструменты оценки водителей и пассажиров. Подобно им, цифровые образовательные платформы могут иметь сервисы экспертной оценки знаний и формирования репутаций обучающихся. При этом сами преподаватели и эксперты также подвергаются рейтинговой оценке в зависимости от успехов обучающихся.

Платформенное обучение – это реализация образовательных программ на основе цифровых образовательных платформ. Сегодня такие платформы создаются крупными игроками рынка труда: СБЕР, РЖД, Газпром, Ростех и др. Спрос на использование таких систем растет. Сегодня существует несколько версий классификации цифровых платформ (таблица 1). Они исходят из функционального наполнения, используемой экономической модели, используемых технологий, отраслевых признаков или типа создания ценности. Описанные принципы классификации [24] имеют свои недостатки, основным из которых является непостоянство предложенной характеристики – платформы меняются в части функционального наполнения, экономической модели или используемых технологий. Предлагается подход к классификации, основанный на целевых рынках (таблица 1). Такой подход гарантирует стабильность оценки в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Таблица 1 – Классификация цифровых платформ (составлено автором)

Принцип классификации
Авторы системы классификации
Пример применения
Преимущества
Недостатки
Функциональное наполнение
Н. Срничек,
С. Ганапати,
К. Редик,
А. Моазед и др.
Рекламные, облачные, продуктовые, промышленные и др.
Самый простой и понятный принцип: отталкиваемся от товара или услуги
Принцип не учитывает рыночные преобразования платформ, много пересечений
Экономическая модель
И.З. Гелисханов,
С.А. Яблонский,
А. Моазед и др.
Открытые, закрытые лицензионные платформы с долевым участием и совместным использованием и др.
Принцип учитывает способ монетизации, тип владения, систему управления платформ, а также бизнес-модель
Не учитывается вариант разных бизнес-моделей на смежных рынках
Используемые технологии
Дж. Моазед
Наличие или отсутствие выбора для пользователя, данные о поведении пользователя и др.
Принцип показывает отношение платформы к пользователю
Очень узкий охват признаков, не учитываются преобразования платформ
Отраслевые признаки
Дж. Паркер,
М. Альстин,
С. Чаудари и др.
Транспорт, розничная торговля, медиа, коммуникации и связь, сельское хозяйство и др.
Наиболее логичный вариант классификации, учитывающий преобразования платформ
Авторами предлагается слишком высокая степень дифференциации, не учитывающая смежные области
Тип создания ценности
П. Эванс,
А. Гавер
Трансакционные, инновационные, инвестиционные и др.
Принцип учитывает конечный продукт или услугу и его ценность для пользователя
Не учитываются генерируемые платформой данные и их ценность, ценность может меняться
Целевые рынки
Предложено автором
Транспорт и логистика,
наука и инновации, образование, финансы, здравоохранение и здоровьесбереже-ние и др.
Принцип учитывает отраслевой признак и позволяет охватить целевые рынки, учитывается преобразования платформ. Высокая степень интеграции
Не учитываются дополнительные, менее значимые признаки: способ монетизации, форма управления и собственности

Целевым рынком описываемой платформы является рынок профессионального образования как инструмент повышения качества человеческого капитала. В отличие от традиционных систем образования, основанных на образовательных организациях, цифровые образовательные платформы имеют динамическую экспертную оценку профессионализма. Таким образом, платформа позволяет обеспечить индивидуальную карьерную траекторию пользователя. В этом ценность платформы: она дает прозрачность и кастомизацию процесса обучения. В отличие от традиционного обучения, в процессе приобретения новых компетенций и экспертных оценок пользователь видит, как растет его ценность и появляются возможности для трудоустройства. Вполне возможно, что набрав определённый уровень (репутацию) пользователь сможет воспользоваться поступившим предложением о трудоустройстве.

3 Математическая модель профессионального образования

Основой экономики цифровых образовательных платформ является рост спроса на образовательные услуги и возможности платформы по снижению издержек, которые возможно реализовать на основе нелинейного бизнеса. Представляется, что наибольший спрос цифровых образовательных платформ будет наблюдаться в сфере профессионального образования. Этот тезис вытекает из минимального времени между образованием и его отдачей. Рассмотрим подробнее математическую модель профессионального образования с позиции инвестиций в человеческий капитал. Она будет включает три составляющих [25]: определение эффективности инвестиций в человеческий капитал, определение эффективности использования ресурсов системы образования и определения отдачи от образования.

Определение эффективности инвестиций в человеческий капитал осуществляется, исходя из соотношения предельных издержек и предельной выгоды на образование:

, (1)

где левая часть уравнения – предельные издержки, правая – предельная выгода; в уравнении 1: – ставка предельной производительности человеческого капитала, – запас человеческого капитала, – прямые издержки на получение образование, – будущая ожидаемая выгода (должна быть больше в сравнении с текущей предельной производительностью человеческого капитала ), – субъективная норма дисконтирования индивида, чем выше , тем более «близоруким» становится индивид, тем выше он оценивает свои текущие издержки, которые он должен нести в обмен на будущие выгоды, и, следовательно, тем ниже его спрос на образование, – коэффициент, характеризующий скорость приращения функции, в результате изменения фактора H/S, – отдача от образования, – продолжительность образования.

Уравнение (1) говорит о том, что каждый индивид выбирает уровень образования вплоть до точки, в которой издержки (левая часть выражения, включающая в себя прямые и косвенные денежные издержки) уравниваются с выгодой получения образования. Правая часть выражения (1) представляет собой приведенную стоимость дополнительных доходов, которые можно получить в результате накопления человеческого капитала, с учетом того, какую роль в создании нового человеческого капитала играет относительная производительность от посещения школы.

С учетом (1) модель инвестиций в человеческий капитал будет:

, (2)

в формуле (2): – увеличение трудовых доходов индивида, – продолжительность использования результатов образования, – ненаблюдаемые способности индивида (талант), – количество и качество ресурсов, используемых в образования, – стартовый уровень человеческого капитала, – продолжительность образования.

Уравнение (2) говорит о том, что влияние дополнительного года учебы на будущие доходы не одинаково для всех индивидов. Более талантливые (более высокое значение ), а также те, кто получает более качественное образование (более высокое значение ), ожидают большую отдачу от образования, поскольку накапливают больше человеческого капитала за единицу времени, и поэтому у них есть стимулы продолжать обучение.

Определение эффективности использования ресурсов системы образования базируется на функции издержек, связанной с агрегированной производственной функцией образования:

при условии, что , (3)

– представляет собой обобщенный производственный фактор (например, количество преподавателей, методических материалов, библиотек и т. д.); – рыночная цена.

После преобразования получается:

(4)

Уравнение (4) определяет результативность затрат в соответствии с условием, что прирост выгоды на единицу потраченных денежных средств должен быть одинаков для всех факторов.

Определение отдачи от образования базируется на чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта, связанного с получением образования:

. (5)

В выражении (5) левая часть – издержки от образования, правая часть – выгода.

Отдача от образования удовлетворяет равенству:

. (6)

В выражение (6) внутренняя норма отдачи от инвестиционного проекта соответствует ставке дисконтирования, уравнивающей дисконтированный поток доходов с дисконтированным потоком расходов.

4 Экономическая модель развития цифровых образовательных платформ

Экономическая модель цифровой образовательной платформы основана на соотношении издержек и выгод для пользователя (выражение 1). Цель платформы – максимизация полезности для обучающегося при снижении стоимости получения образования. Последнее достигается за счет сокращения издержек. Наиболее близкой к модели цифровой образовательной платформы из существующих вариантов организации процесса передачи знания является модель сетевого университета. Представим сетевой университет в виде этапа эволюции образовательной организации (рис. 5). Такой анализ легко провести, поскольку все три типа образовательных организаций в настоящее время присутствуют на рынке образовательных услуг.

Тип А – университет с преимущественно бюджетным финансированием. В настоящее время к этому типу относится большинство региональных и отраслевых образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального и высшего образования. Значительную долю расходной части бюджета составляет фонд заработной платы, что не позволяет образовательной организации осуществлять развитие. Признаками таких образовательных организаций является недостаточное ресурсное обеспечение, потеря актуальности образовательных программ, неудовлетворение бизнеса содержанием и условиями реализации образовательных программ.

Тип Б – университет с преимущественно внебюджетным финансированием. К этому типу относятся ведущие университеты, реализующие широкий спектр образовательных программ, востребованных бизнесом. Наличие внебюджетных доходов позволяет обеспечить устойчивое развитие образовательной организации. Университет имеет постоянный государственный заказ, который обеспечивает существенную, но не превалирующую часть доходной части бюджета. Признаками таких образовательных организаций является устойчивое развитие и востребованность на рынке образования.

Тип В – сетевой университет – прообраз цифровой образовательной платформы. Это ведущие университеты, широко использующие процесс реализации образовательных программ с использованием информационных образовательных систем. За счет этого превалирующей частью доходной части бюджета являются внебюджетные источники. Университет характеризуется устойчивым развитием, при этом образуется прибыль. Признаками таких образовательных организаций являются автономность, независимость от государственного заказа, ориентация на бизнес. Описанный тип является прообразом построения цифровых образовательных платформ.

Для завершения описания экономической модели цифровых образовательных платформ рассмотрим модель управления. Она базируется на двух факторах: структура финансирования и структура управления. Сочетание указанных факторов формирует четыре модели управления цифровыми образовательными платформами (таблица 2): собственническая, лицензионная, совместная, долевая.

Рис. 5 – Типы университетов с точки зрения структуры бюджетов

(составлено автором)

Наиболее подходящими моделями цифровых образовательных платформ являются собственническая и совместная модель. Их главным преимуществом является единый центр управления при разных подходах к финансированию. По ряду признаков можно предположить, что сегодня по этому пути развиваются модели корпоративных университетов. Однако это не исключает успешное функционирование двух других моделей, основанных на распределённых центрах управления.

Таблица 2 – Модели управления цифровыми платформами (авторская таблица)


Управление цифровой платформой
Одна компания
Несколько компаний
Финансирование цифровой платформы
Одна компания
Собственническая модель
Основной пользователь модели – коммерческие цифровые платформы
Лицензионная модель
Основной пользователь модели – коммерческие отраслевые цифровые платформы
Несколько компаний
Совместная модель
Основной пользователь модели – государственные цифровые платформы на основе консорциумов
Долевая модель
Основной пользователь модели – коммерческие цифровые платформы на основе акционерного управления

Конечное решение о выборе экономической модели цифровой образовательной платформы принимается с учетом многих факторов, в числе которых ключевую роль играют цели бизнеса и ценности будущей платформы. Синергетическим эффектом таких платформ являются данные, генерируемые в процессе взаимодействия участников образовательного процесса (обучающихся, преподавателей, экспертов, бизнеса) между собой и платформой.

Заключение

Наблюдаемые в настоящее время изменения в системе передачи профессионального знания подтверждают приведённые в работе тезисы. Парадокс системы образования России заключается в том, что сектор элитного профессионального образования до недавнего времени был вынесен за пределы государства и им не контролировался. Государственные образовательные организации, выполняющие функцию «камеры хранения будущих членов общества», до недавнего времени не стремились трансформироваться, а реализуемые программы цифровой трансформации по большей части носили формальный характер. Ответом на вызовы бизнеса, желающего получить конкурентные преимущества и справедливо рассматривающего систему образования как инструмент развития человеческого капитала, является развитие корпоративных центров подготовки персонала и профессионального обучения. Сегодня спектр таких образовательных программ широк и охватывает все уровни от дошкольного до послевузовского образования. Несмотря на это, у современных образовательных организаций, реализующих профессиональные образовательные программы, есть своя ниша – коллаборация с бизнесом в части развития цифровых образовательных платформ.

Прогнозируя сценарии развития систем подготовки кадров, следует выделить основные барьеры, от решения которых зависит успех проекта по совершенствованию системы подготовки кадров для отраслей. Внешние барьеры расположены в плоскости регулятора, основным является отсутствие комплексной системы, позволяющей прогнозировать и планировать подготовку кадров. Сегодня отраслевые министерства и ведомства не могут сказать, какое количество специалистов того или иного уровня и квалификации потребуется в том или ином регионе на горизонтах планирования более 5 лет. Основным внутренним противоречием является инертность мышления педагогических работников и команд управления самих образовательных организаций. Современному обществу уже не требуется вещательная передача устаревших знаний. Существует потребность в совместном получении нового знания, а также оперативной переработке нового знания и его передаче в удобной форме (интерактивной, игровой, практико-ориентированной и др.). Реализация цифровых образовательных платформ, организованных по отраслевому принципу, позволит в значительной мере устранить описанные противоречия. При этом их эффективность будет определяться экономической моделью.

В работе проведен анализ платформенного обучения и перспектив его развития в сфере профессионального образования. Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что: описаны и систематизированы основные факторы развития профессионального образования в России, что позволило предложить вариант модели инкорпорирования существующих образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального обучения, высшего образования, а также программ дополнительного профессионального обучения в цифровые образовательные платформы как новые субъекты экономической деятельности. Представлена экономическая модель развития цифровых образовательных платформ.


Источники:

1. Рост до $404 млрд к 2025 году, микрообучение и гонка маркетинговых бюджетов — как обстоят дела в EdTech. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/education/242530-rost-do-404-mlrd-k-2025-godu-mikroobuchenie-i-gonka-marketingovyh (дата обращения: 09.12.2023).
2. Мировой рынок онлайн-образования (аналитический обзор: история, тенденции, перспективы, прогнозы). [Электронный ресурс]. URL: https://habr.com/ru/articles/675612/ (дата обращения: 09.12.2023).
3. Гаранин М. А., Иващева К. А. Цифровые образовательные платформы: структура и принципы работы // Техник транспорта: образование и практика. – 2023. – № 2. – c. 126-136. – doi: 10.46684/2687-1033.2023.2.126-136.
4. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? // Высшее образование в России. – 2021. – № 7. – c. 9-30. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-9-30.
5. Garanin M. A., Krasnova E. A. Management Model of Innovative University // Modern Global Economic System: Evolutional Developmentvs. Revolutionary Leap: Institute of Scientific Communications Conference. Vol. 198. – Cham :SpringerNature. 2021. – p. 1463-1475.– doi: 10.1007/978-3-030-69415-9_162.
6. Garanin M. A. Implementation of innovations in higher education institutions // Política e GestãoEducacional. – 2022. – p. 022072. – doi: 10.22633/rpge.v26iesp.2.16571.
7. Garanin M. A. Strategic university management based on the theory of the resource concept // Nuances: EstudossobreEducação. – 2021. – № 1. – p. 021009. – doi: 10.32930/nuances.v32i00.9122.
8. Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А., Горбатов С.В. Развитие системы профессионального образования на основе продуктов цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 987-1004. – doi: 10.18334/vinec.13.2.118217.
9. Гаранин М. А., Волов В. Т. Трансформация высшей школы // Вестник СамГУПС. – 2022. – № 2(56). – c. 9-13.
10. Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А., Горбатов С.В. Развитие системы профессионального образования на основе продуктов цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 987-1004. – doi: 10.18334/vinec.13.2.118217.
11. Филиппов В. М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2015. – № 3. – c. 203-211.
12. Боровская М.А., Масыч М.А., Паничкина М.В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. – 2020. – № 5. – c. 15-35. – doi: 10.18522/2227-8656.2020.5.1.
13. Васильева О. Ю., Агранович М. Президент Российской академии образования Ольга Васильева о воспитании, домашних работах и цифре в школе: Учебный код // Российская газета. – 2021. – № 198(8549). – c. 11.
14. Галажинский Э.В., Пучков М.Ю., Писарева С.А., Алишев Т.Б. Из периода пандемии можно и нужно брать максимум // Университетская книга. – 2020. – № 4. – c. 15-21.
15. Никандров Н. Д. Перспективы развития образования в России ( // Философия образования. – 2006. – № 1(15). – c. 4-12.
16. Басюк В. С., Фиофанова О. А. Анализ подходов к обновлению содержания образования: изменение роли носителей содержания образования и регуляторов образовательных стандартов // Наука и школа. – 2017. – № 4. – c. 50-56.
17. Галажинский Э. В., Суханов Е. А. Как обеспечить качество университетского образования в эпоху перемен // Университетское управление: практика и анализ. – 2023. – № 1. – c. 6-11. – doi: 10.15826/umpa.2023.01.001.
18. Карпенко М. П. Платформенное образование // Инновации в образовании. – 2020. – № 3. – c. 30-43.
19. Карпенко О. М. Трансформация образования в условиях цифровизации // Человеческий капитал. – 2021. – c. 41-47.
20. Карпенко М. П. Контуры трансформации массового образования. / Цифровая трансформация образования: актуальные проблемы, опыт, решения / Академия компьютерных наук; Академия информатизации образования; Ассоциация электронного обучения. Том Книга IV. - Москва : Частное учреждение "Издательство АЭО", 2021. – 7-19 c.
21. Карпенко О. М., Карпенко М. П. Искусственный интеллект в образовании // Инновации в образовании. – 2022. – № 9. – c. 4-9.
22. Шелепаева А. Х. Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания // Открытое образование. – 2022. – № 3. – c. 27-34. – doi: 10.21686/1818-4243-2022-3-27-34.
23. Ткач В. И. Цифровая поведенческая экономика: технологии и платформенные решения. / Учебник / В. И. Ткач ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Донской государственный технический университет. - Ростов-на-Дону : Донской государственный технический университет, 2019. – 482 c.
24. Моазед Алекс, Николас Джонсон Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. / перевод с английского : [0+] / Алекс Моазед, Николас Джонсон ; [переводчик А. Соломина]. - Москва : Альпина Паблишер, 2019. – 286 c.
25. Кекки Даниеле Экономика образования. Человеческий капитал, семья и неравенство. / учебник / Даниеле Кекки; перевод с английского под научной редакцией Н. А. Ранневой. - Москва : Дело, 2021. – 288 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:49