Бизнес-акселератор как концепт: понятие, особенности и классификация
Петренко Е.С.1,2, Дробот Е.В.3,4
1 Государственный университет управления
2 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
3 Центр дополнительного профессионального образования
4 Первое экономическое издательство
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Петренко Е.С., Дробот Е.В. Бизнес-акселератор как концепт: понятие, особенности и классификация // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 423-462. – doi: 10.18334/lim.11.2.121128.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67961893
Аннотация:
В современной экономике стартапы считаются основным источником инноваций, поскольку они внедряют новые технологии, реализуют новые бизнес-идеи и бизнес-модели. Для поддержки стартапов, особенно на ранней стадии их развития, эффективно проявили себя программы, предлагаемые бизнес-акселераторами. Речь идет не только о финансовой поддержке, но и сопровождении нового стартапа в течение нескольких месяцев путем предоставления ему программ наставничества и обучения. Именно поэтому исследование специфики бизнес-акселераторов вызывает интерес как теоретиков, так и практиков. Для определения основных концептов, с которыми связана специфика бизнес-акселераторов, использованы методы онтологического анализа, литературного обзора, анализа, синтеза, систематизации, группировки, графического анализа, а также математизации (расчет частот и частотности), а также следующие исследовательские инструменты, приложения, сервисы и платформы: ELIBRARY.ru, Word’s Cloud, Sciencedirect.com, Google Books Ngram Viewer, Google Trends и Also Asked. В статье на основе анализа публикаций выявлены ключевые термины, раскрывающие сущность концепта «бизнес-акселератор». Среди этих терминов: инновация, бизнес-инкубатор, технопарк, венчурный проект, стартап. Определены ключевые особенности функционирования бизнес-акселераторов и их отличия от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов. Уточнена классификация бизнес-акселераторов. Результаты исследования могут представлять интерес для предпринимателей, менеджеров и инвесторов, а также всех интересующихся вопросами развития бизнеса.
Ключевые слова: бизнес-ангел, бизнес-акселератор, бизнес-инкубатор, венчурный проект, венчурное финансирование, инновация, стартап, технопарк
JEL-классификация: M11, M21, O31, O33
Введение
В первой четверти XXI в. для стимулирования новых стартапов, прежде всего с помощью программ наставничества и обучения, активно стала использоваться такая форма инновационного посредничества, как бизнес-акселератор. За последние 20 лет, если брать в качестве точки отсчета основание Y Combinator [1] в 2005 г., число бизнес-акселераторов растет по всему миру. Так, по данным на 2021 г., в мире насчитывается около 8000 бизнес-акселераторов; более половины из них были основаны в 2014–2020 гг. [80]. За период с 2014 по 2018 год инвестиции, связанные с бизнес-акселератором, выросли на 900% [84, с. 1247–1261].
Таким образом, бизнес-акслераторы становятся все более распространенным явлением. Со стороны стартапов повышается спрос на программы, предлагаемые в рамках бизнес-акслераторов. К этим программа в настоящее время также привлекаются крупные корпорации и правительственные учреждения, несмотря на то, что первоначально в отношении бизнес-акслераторов присутствовала определенная осторожность, а также были сомнения в их ценности [79].
Отметим, что в современной экономике стартапы считаются основным источником инноваций, поскольку они внедряют новые технологии, создают новые бизнес-моделей для производства инновационных продуктов [72; 74, с. 1845–1868]. В результате стартапы становятся очень привлекательной формой начала предпринимательской деятельности в мировой экономике и рассматриваются как основные участники предпринимательской инфраструктуры [78, с. 188–204].
Роль стартапов в мире еще более возрастает в кризисных условиях, поскольку они помогают экономикам справиться с последствиями экономического кризиса [82, с. 1820–1853]. Что касается программ бизнес-акселераторов, то это программы, которые обеспечивают бизнес-обучение и руководство начинающими предпринимателями на ранних стадиях бизнеса [72]. Стартап-акселераторы помогают новым фирмам добиться успеха, предоставляя им программы финансирования, обучения и наставничества [83, c. 246–266].
Несмотря на то, что интерес науки и практики к проблематике функционирования бизнес-акселераторов растет, представленная в литературе информация носит разрозненный характер, не существует общепринятого определения бизнес-акселератора [89].
Именно поэтому интерес представляет анализ публикаций на предмет выявления ключевых особенностей функционирования бизнес-акселераторов, определения их отличий от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов. Кроме того, особого внимания заслуживает проблематика классификации бизнес-акселераторов с целью уточнения их основных типов.
Все вышеизложенное и определило цель нашего исследования: на основе анализа публикаций на предмет выявления ключевых особенностей функционирования бизнес-акселераторов определить их отличий от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов, а также уточнить классификацию бизнес-акселераторов.
Методология исследования
Для определения основных концептов, с которыми связана специфика бизнес-акселераторов, использованы методы онтологического анализа, литературного обзора, анализа, синтеза, систематизации, группировки, графического анализа, а также математизации (расчет частот и частотности).
В статье используются данные и следующие исследовательские инструменты, приложения, сервисы и платформы: ELIBRARY.ru, Word’s Cloud, Sciencedirect.com, Google Books Ngram Viewer, Google Trends и Also Asked.
Методология анализа данных на портале ELIBRARY.ru. На портале ELIBRARY.ru 24 апреля 2024 г. был сгенерирован поисковый запрос «бизнес-акселератор». Было отобрано 1586 публикаций из 55631787. Анализ динамики частоты упоминания термина «бизнес-акселератор» был проведен только для тех публикаций, в названии которых содержался данный термин. Затем в подборке из 1586 публикаций были определены 5 наиболее важных понятий и терминов, связанных с термином «бизнес-акселератор». Для этих терминов была рассчитана частота упоминания в выбранной подборке. Кроме того, были отобраны дополнительные термины, также достаточно часто встречающиеся в выделенной подборке. Для визуализации выбранных терминов, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть понятия «бизнес-акселератор», использован интернет-сервис Word’s Cloud.
Методология анализа данных на портале Sciencedirect.com. Поисковой запрос “business accelerator” вводился на английском языке. На 20 апреля 2024 г. было отобрано 11005 публикаций. Затем запрос был ограничен поиском выбранного термина в названии, аннотации и ключевых словах. В результате число публикаций составит 157. Дальнейший анализ проводился среди выбранной подборки из 157 публикаций (анализировалась динамика публикаций по годам, число публикаций в разрезе журналов, а также предметной области).
Методология анализа данных с помощью Google Books Ngram Viewer. Для анализа частотности использования терминов в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, был использован инструмент Google Books Ngram Viewer. База данных включает более 40 млн публикаций за период с XVI в. по 2019 год. Анализ данных проводился за период 2005–2019 гг. (в связи с тем, что именно в 2005 г. появился первый бизнес-акселератор). В запросах были указаны понятия и термины, выбранные на предыдущем этапе (ELIBRARY.ru анализ), а также сам термин «business accelerator» (запросы были сформулированы на английском языке). Затем эти термины были ранжированы по частотности их использования в 2019 г.
Методология анализа Google Trends. Для анализа были использованы 4 из 6 терминов отобранных на предыдущих этапах (“business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project”). Термины “innovation” и “startup” не были использованы ввиду их большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми понятиями. Поисковой запрос был сформулирован на английском языке на 20 апреля 2024 г. (для всех регионов мира). Анализируемый период с 01.01.2005 г. по 20.04.2024 г. в мире Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.
Методология анализа данных с помощью инструмента Also Asked. В поле поиска вводился запрос «бизнес-акселератор» на русском языке, для Российской Федерации. В результате была получена «карта», содержащая ключевые фразы и проблемы, которые затрагиваются в контенте в рамках введенного поискового запроса.
Отбор и анализ ключевых терминов и вопросов, связанных с исследованием концепта «бизнес-акселератор»
Начнем наше исследование с анализа интереса к концепту «бизнес-акселератор».
По поисковому запросу «бизнес-акселератор» на портале ELIBRARY.ru на 20 апреля 2024 г. можно обнаружить 1586 публикаций из 55631787 (т.е. всего 0,00285%). Временной период, который охватывают данные публикации, – с 2005 по 2024 год. Если в поисковом запросе ввести ограничение в виде поиска термина только в названии публикации, то число публикаций составит всего 71 (т.е. всего 0,00013%). В выделенной подборке из 71 публикации первая статья датируется 2012 г.; наибольшее число публикаций приходится на 2015 г. (10) (рис. 1), а среднее число публикаций в год составляет всего около 6, то есть можно говорить о том, что концепт «бизнес-акселератор» остается исследованным в недостаточной степени.
Используя подборку из 71 публикации, в названии которых есть термин «бизнес-акселератор» [1–71], мы выделили пять наиболее часто встречающихся ключевых терминов, связанных с понятием «бизнес-акселератор»: инновация, бизнес-инкубатор, технопарк, венчурный проект, стартап. Далее, используя подборку из 1586 публикаций, в которых встречается данный термин не только в названии, но и в ключевых словах, тексте и т.п., мы определили частоту упоминания выбранных пяти терминов (табл. 1).
Рисунок 1. Анализ динамики частоты упоминания термина «бизнес-акселератор» в подборке из 71 публикаций, в названии которых содержится термин «бизнес-акселератор», 2012–2023 гг.
Источник: составлено автором по данным ELIBRARY.ru на 20 апреля 2024 г.
Таблица 1
Ключевые термины, связанные с исследованием бизнес-акселераторов и частота употребления терминов в подборке по поисковому запросу «бизнес-акселератор»
№ п/п
|
Ключевой термин
|
Дополнительные
термины, связанные с ключевыми
|
Авторы
|
Частота упоминания, шт.
|
Частота упоминания, %
|
1.
|
Инновация
|
Инновационный бизнес, инновационное развитие,
инновационный проект, инновационный прогресс, инновационная инфраструктура,
инновационная деятельность
|
Александрин
Ю.Н., Горбова Ю.В. [1], Антясов Е.А. [2, 3], Баева Л.О., Вотрин С.А. [6], Байгулова
Т.А., Баулина Н.С., Губин Е.П. [7], Бешенцев В.Е., Плис К.С. [9], Горячева
Т.В. [18], Даньшина В.В. [19], Дроздова М.А., Каковко Д.А. [21], Иваницкая
В.В. [32, 39], Цветцых А.В. [32, 39, 60, 64–67], Королев А.И. [37],
Лячин В. И., Шапорова З. Е. и др. [39], Матвеева А.О., Нагимова А.З. [43], Миляев К.В. [44], Оконникова Т.И. [47], Поноиарева Е.А. [52], Смирнов А.П. [54], Статовский Д.А. [55], Федорова Ю.В. [60, 64–66], Шереметьева Н.Г. [69], Шерстобитов К.А. [70] |
1094
|
69,00
|
2.
|
Бизнес-инкубатор
|
Инкубационный цикл, вуз, кластер, экосистема
|
Бареева
И.А., Маскутова В.В. [8], Бешенцев В.Е., Плис К.С. [9], Дорофеева Т., Мешков
Е. [20], Жданова О.А. [24], Кабанов Д.А., Ляпина С.Ю. [33], Малашенкова О.Ф.
[41], Мансуров Р.Р., Тишкина А.А. [42], Найденков В.И. [46], Пилова Ф.И.,
Арипшев М.З., Кушхаканов М.А. [51], Шилов А.С., Хомяков И.В., Харламова Ю.О.
[71]
|
858
|
54,00
|
3.
|
Венчурный проект
|
Венчурная инфраструктура, венчурный рынок, венчурное
финансирование, бизнес-ангел, кредит, инвестор
|
Жданова
О.А. [23, 25–31], Пащенко О.А. [48]
|
796
|
50,19
|
4.
|
Технопарк
|
Стратегия, университет, наука, предпринимательство,
инновационный центр, профессиональные компетенции, государственно-частное
партнерство, предпринимательская экосистема
|
Бареева
И.А., Маскутова В.В. [8], Шилов А.С., Хомяков И.В., Харламова Ю.О. [71]
|
605
|
38,14
|
5.
|
Стартап
|
Проект, малый и средний бизнес, малое
предпринимательство, «стартап как диплом», лидерство, финтех, молодежь,
цифровизация, информационные технологии
|
Бабаян
К.А. [4, 5], Богатенко Е.Р. [10, 11], Богдан Е.В. [12], Богданов С.И.,
Ткаченко Т.Я., Шестакова А.А., Богданова Е.Н. [13], Вайле А.В. [14], Гершов
В.В. [15], Головастова Т.И. [16], Горбунов А.А. [17], Ежов А.С. [22], Каменских
М.А. [34, 35], Комарова О.В. [36], Кривошеина А.М. [38], Макаров С.Е. [40],
Морозов Р.И., Белохвостов С.В., Апанасович В.В. [45], Петухова Ж.Г. [49,
50], Постников В.П. [53], Сухарева Е.Г. [56–58], Сытник А.А. [59], Худайкулов
Ф.Ш. [61–63], Черенев И.А., Цветков Я.А., Куклина М.В. [68], Шереметьева Н.Г.
[69]
|
577
|
36,38
|
Итого в подборке
|
1586
|
100
|
Итак, наиболее часто в выделенной подборке публикаций понятие «бизнес-акселератор» связано с такими терминами, как «инновация» (1094 публикации, или 69,00%) и «бизне-инкубатор» (858 публикаций, или 54,00%). Далее по частоте упоминания термины расположились следующим образом: «венчурный проект» (796 публикаций, или 50,19%), «технопарк» (605 публикаций, или 38,14%), «стартап» (577 публикаций, или 36,38%) (табл. 1, рис. 2, 3).
Рисунок 2. Частота употребления терминов по поисковому запросу «бизнес-акселератор» в подборке из 1586 публикаций (число публикаций)
Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 20.04.2024).
Рисунок 3. Частота употребления терминов по поисковому запросу «бизнес-акселератор» в подборке из 1586 публикаций (в % от общего числа публикаций в подборке)
Источник: eLIBRARY.RU (дата обращения 20.04.2024).
Кроме того, мы выделили ряд дополнительных терминов и понятий, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть концепта «бизнес-акселератор» (табл. 1):
· инновация: инновационный бизнес, инновационное развитие, инновационный проект, инновационный прогресс, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность;
· бизнес-инкубатор: инкубационный цикл, вуз, кластер, экосистема, молодежь;
· венчурный проект; венчурная инфраструктура, венчурный рынок, венчурное финансирование, бизнес-ангел;
· технопарк: стратегия, университет, наука, предпринимательство, инновационный центр, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство, предпринимательская экосистема;
· стартап: проект, малый и средний бизнес, малое предпринимательство, «стартап как диплом», лидерство.
Все термины из таблицы 1 мы визуализировали с помощью интернет-сервиса Word’s Cloud (рис. 4).
Рисунок 4. Визуализация терминов, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть понятия «бизнес-акселератор»
Источник: составлено автором с помощью интернет-сервис Word’s Cloud. URL: https://wordscloud.pythonanywhere.com/ (дата обращения 21.04.2024).
На портале Sciencedirect.com по поисковому запросу “business accelerator” на 20 апреля 2024 г. можно обнаружить 11005 публикаций. При этом если запрос ограничить поиском выбранного термина в названии, аннотации и ключевых словах, то число публикаций составит всего 157.
Анализ публикаций в выбранной подборке позволяет сделать следующие выводы. Наибольшее число публикаций вышло в 2022 г. (23) (рис. 5); среднее число публикаций в год за рассматриваемый период составило 9,8. Что касается распределения публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по журналам, то наибольшее число публикаций вышло в двух журналах (рис. 6):
· Journal of Economic Dynamics and Control (11 публикаций);
· Economic Modelling (10 публикаций).
Распределение публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по предметным областям выглядит следующим образом (рис. 7):
· экономика, эконометрика и финансы (Economics, Econometrics and Finance) – 98;
· бизнес, менеджмент и учет (Business, Management and Accounting) – 33;
· теории принятия решений (Decision Sciences) – 22;
· математика (Mathematics) – 14;
· физика и астрономия (Physics and Astronomy) – 14;
· техника (Engineering) – 12;
· энергетика (Energy) – 11;
· психология (Psychology) – 10;
· информатика (Computer Science) – 8.
Рисунок 5. Анализ динамики частоты упоминания термина “business accelerator” в подборке из 157 публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator” на портале Sciencedirect.com
Источник: составлено автором по данным Sciencedirect.com. URL: https://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
Рисунок 6. Распределение публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по журналам (подборка из 157 публикаций на портале Sciencedirect.com)
Источник: составлено автором по данным Sciencedirect.com. URL: https://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
Примечание: одна публикация может относиться к нескольким предметным областям.
Рисунок 7. Распределение публикаций, в названии, аннотации и ключевых словах которых содержится термин “business accelerator”, по предметным областям (подборка из 157 публикаций на портале Sciencedirect.com)
Источник: составлено автором по данным Sciencedirect.com. URL: https://www.sciencedirect.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
На следующем этапе нашего исследования для анализа частотности терминов в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, воспользуемся инструментом Google Books Ngram Viewer. Заданный временной период – 2005–2019 гг. В запросах мы использовали термины, отобранные в таблице 1 и переведенные на английский язык, а также термин “business accelerator”. В таблице 2 данные термины проранжированы по частотности на 2019 г. и определен их ранг. Также проведено сравнение частности терминов по данным за 2019 г. и 2005 г. соответственно. В результате мы приходим к выводу, что самые популярные термины, связанные с суть концептом «бизнес-акселератор», – это “innovation” и “startup”.
Таблица 2
Частотность терминов, связанных с понятием “business accelerator”, в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, 2019 г.
Ранг (2019 г.)
|
Термин
|
Частотность термина, 2005 г., %
|
Частотность термина, 2019 г., %
|
Абсолютное
отклонение, +/-, %
|
1
|
innovation
|
0,0005951074
|
0,0009412187
|
+0,0003461113
|
2
|
startup
|
0,0000502556
|
0,0000497543
|
-0,0000005013
|
3
|
technopark
|
0,0000017888
|
0,0000024840
|
+0,0000006952
|
4
|
business
incubator
|
0,0000023773
|
0,0000012202
|
-0,0000011571
|
5
|
business
accelerator
|
0,0000001432
|
0,0000001832
|
+0,0000000400
|
6
|
venture
project
|
0,0000001253
|
0,0000000375
|
-0,0000000878
|
1. Временной период 2005–2019 гг.
2. Язык запроса – английский.
Источник: составлено автором по данным Google Books Ngram Viewer. URL: https://books.google.com/ngrams/ (дата обращения 20.04.2024).
Интересно проанализировать, как менялся интерес к данным терминам в динамике за 2005–2019 гг. (рис. 8). До 2015 г. включительно наиболее часто встречался термин “business incubator”. С 2016 г. наиболее часто встречающимся термином стал “technopark”. В 2017 г. лидером снова стал термин “business incubator”. Однако с 2018 г. он окончательно уступил первую строчку термину “technopark”.
Примечания:
1. Временной период 2005–2019 гг.
2. Язык запроса – английский.
3. На рисунке не представлены графики для терминов “innovation” и “startup” ввиду их существенно большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми терминами.
Рисунок 8. Динамика изменения частотности терминов “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” в корпусе печатных источников, собранных в Google Books, в 1999–2019 гг.
Источник: составлено автором по данным Google Books Ngram Viewer. URL: https://books.google.com/ngrams/
(дата обращения 20.04.2024).
Использовав приложение Google Trends, которое показывает, как часто определенный термин ищут по отношению к общему объему поисковых запросов в различных регионах мира, мы попытались проанализировать, популярность терминов “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” (рис. 9).
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что интерес к бизнес-акселераторам и связанной с ними проблематике весьма неоднороден во времени и пространстве. Наибольший интерес в течение всего рассматриваемого периода вызывал термин “technopark” (что подтверждает данные, полученные нами на предыдущем этапе исследования). Интерес к этому термину не опускался ниже 25 баллов, а среднее значение интереса составило 66 баллов. До июня 2021 г. включительно второе место по числу баллов занимал термины “business incubator”. Однако в июле 2021 г. резко возрос интерес к термину “business accelerator” (с 6 баллов в июне до 26 баллов в июле). Но этот всплеск интереса носил эпизодический характер.
Интересно проанализировать интерес к рассматриваемой терминологии в географическом разрезе (рис. 10). Итак, наибольший интерес к термину “business accelerator” присутствует в следующих странах: Румыния (41%), Аргентина (39%), Португалия (32%). К термину “business incubator” максимальный интерес проявляют жители следующих стран: Уганда (66%), Швеция (65%), Гана (63%), Кения (57%), Египет (54%), США (52%), Новая Зеландия (51%), Пакистан (42%), Греция (42%), Нигерия (42%), Эфиопия (42%), Канада (41%), Норвегия (39%), Зимбабве (39%), Иран (38%), Мексика (38%), Австралия (36%), Ирландия (36%), Таиланд (34%), Китай (33%), Финляндия (32%). Наибольший интерес к термину “technopark” присутствует в таких странах, как: Марокко (99%), Польша (93%), Индия (92%), Россия (90%), Индонезия (88%), Бразилия (87%), Австрия (84%), Германия (82%), ЮАР (65%). И, наконец, термином “venture project” больше всего интересуются в таких странах, как: Бангладеш (32%), Нигерия (31%), Пакистан (29%), Эфиопия (29%), Зимбабве (28%), Малайзия (27%), Колумбия (26%), Австралия (26%), Кения (26%), Китай (23%), Канада (23%).
Примечания: 1. Числа обозначают уровень интереса к теме по отношению к наиболее высокому показателю для определенного региона и периода времени. 100 баллов означают наивысший уровень популярности запроса, 50 – уровень популярности запроса, вдвое меньший по сравнению с первым случаем. 0 баллов означает местоположение, по которому недостаточно данных о рассматриваемом запросе.
2. 01.01.2016 г. и 01.01.2022 г. в систему сбора данных были внесены изменения.
3. Поисковой запрос был сформулирован на английском языке.
4. На рисунке не представлены графики для терминов “innovation” и “startup” ввиду их большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми терминами.
5. Данные представлены на 20 апреля 2024 г.
Рисунок 9. Динамика популярности терминов “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” с 01.01.2005 г. по 20.04.2024 г. в мире
Источник: Google Trends.
Примечания: 1. Интенсивность цвета зависит от процентной доли запросов.
2. Поисковой запрос был сформулирован на английском языке.
3. На рисунке не представлены данные для терминов “innovation” и “startup” ввиду их большей частности по сравнению с другими рассматриваемыми терминами.
4. Данные представлены на 20 апреля 2024 г.
Рисунок 10. Сравнение уровня интереса к терминам “business accelerator”, “business incubator”, “technopark” и “venture project” с 01.01.2005 г. по 20.04.2024 г. по регионам
Источник: составлено автором по данным Google Trends.
На следующем этапе нашего исследования мы воспользуемся инструментом Also Asked (https://alsoasked.com/), который был создан для более легкого понимания того, какие ключевые фразы и проблемы затрагиваются в контенте в рамках введенного поискового запроса, а также как вопросы группируются по темам.
В поле поиска мы вводили запрос «бизнес-акселератор» (русский язык, регион: Российская Федерация).
На рисунке 11 представлены полученные результаты в виде «карты» визуализации взаимосвязей между концептом «бизнес-акселератор» и ключевыми вопросами. Мы получили двухуровневую структуру вопросов. Вопросы первого уровня:
· На чем зарабатывает акселератор?
· Что такое акселератор простыми словами?
· В чем разница между бизнес-инкубатором и акселератором?
· Какие есть акселераторы?
На втором уровне сформулированы еще 32 вопроса, раскрывающих и дополняющих четыре предыдущих. Наиболее интересные из них, на наш взгляд, следующие:
· Сколько инвестируют в акселератор?
· Зачем стартапу акселератору?
· Для чего нужен акселератор?
· Что такое корпоративный акселератор?
· Что такое бизнес-инкубатор?
· Чем отличается бизнес-инкубатор от технопарка?
Рисунок 11. «Карта» визуализации взаимосвязей между концептом «бизнес-акселератор» и ключевыми вопросами (русский язык, регион: Российская Федерация)
Источник: составлено автором по данным Also Asked. URL: https://alsoasked.com/ (дата обращения: 20.04.2024).
На основе анализа имеющейся литературы можно выделить следующие ключевые особенности функционирования бизнес-акселераторов:
1. Бизнес-акселератор всегда связан с инновациями.
2. Бизнес-акселератор привлекает стартапы, находящиеся на ранней стадии развития.
3. Бизнес-акселератор предлагает инвестиционную программу для стартапа.
4. Бизнес-акселератор предлагает обучение и наставничество для нового бизнеса.
5. Программа, которую предлагает бизнес-акселератор, ограничена по времени (как правило, от трех до шести месяцев).
Сравнительный анализ бизнес-акселераторов от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов
На следующем этапе нашего исследования попытаемся установить ключевые отличия бизнес-акселераторов от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов.
Бизнес-акселераторы имеют некоторое сходство с бизнес-инкубаторами и бизнес-ангелами, выступающими в роли инвесторов [77, c. 1–16]. И те, и другие помогают новому бизнесу и финансируют зарождающиеся предприятия, предлагая образовательные программы и проекты наставничества [76, c. 19–25]. Отличия состоят в следующем.
Бизнес-акселератор предлагает программу с фиксированной продолжительностью, которая носит, как правило, групповой характер; при этом бизнес-акселератор ориентирован на участие в акционерном капитале и получение доли в прибылях. У бизнес-инкубатора нет фиксированного срока действия и обычно он не предоставляет инвестиции в обмен на долю в акционерном капитале [75]. Первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова был основан в 1959 г. в США.
В какой-то степени бизнес-акселераторы в чем-то похожи на бизнес-ангелов [77, c. 1–16]. Впервые термин «бизнес-ангелы» в отношении частных инвесторов применил Уильям Ветцель, профессор Университета Нью-Гэмпшира (США), в 1978 г. Бизнес-ангел – это частный венчурный инвестор, предоставляющий финансовую и экспертную поддержку компаниям на ранних этапах их развития. Бизнес-ангелы являются основным источником финансирования новых компаний с потенциалом быстрого роста. Бизнес-ангелы оказывают помощь стартапам на этапе, когда объем ресурсов, необходимых для развития, превышает возможности предпринимателей, но недостаточно велик, чтобы стартап-проект и бизнес заинтересовал инвестиционный фонд. Бизнес-ангелы инвестируют в стартапы напрямую, вкладывая собственный капитал. Бизнес-ангел может инвестировать не только в готовый проект, но и в идею (что невозможно для институционального инвестора). Часто бизнес-ангелы объединяются и занимаются инвестированием совместно (т.е. речь идет синдицированных сделках), что позволяет им сократить индивидуальные риски [90, c. 3011].
Технопарк представляет собой своеобразный научно-технический комплекс, территориальную, научную, технологическую и техническую базу для реализации инновационных проектов путем формирования благоприятной среды развития инновационных компаний (резидентов). Первые технопарки появились в США после Второй мировой войны. Технопарк, как правило, объединяет промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения, деловые центры, а также объекты инфраструктуры. Технопарк поощряет создание инновационных и научно-исследовательских компаний и предоставляет им высококачественные офисные помещения, а также вспомогательные услуги. В условиях функционирования технопарка устанавливаются официальные отношения промышленных предприятий с университетами и исследовательскими центрами с целью стимулирования создания и роста технологических компаний, а также обеспечивая передачи технологий и деловых навыков соответствующим компаниям. То есть в рамках технопарка речи о финансовой поддержке не идет [8, 71].
Результаты сравнительного анализа бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов представлены в таблицt 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ бизнес-акселераторов, бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов
Критерии сравнения
|
Бизнес-акселератор
|
Бизнес-инкубатор
|
Бизнес-ангел
|
Технопарк
|
Финансирование
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Фиксированный
срок
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Участие
в акционерном капитале
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Синдицированное
финансирование
|
да
|
нет
|
да
|
нет
|
Образовательные
программы
|
да
|
да
|
нет
|
да
|
Наставничество
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
Классификация бизнес-акселераторов
По мере роста популярности бизнес-акселераторов многие потенциальные предприниматели, а также университеты, компании и агентства регионального развития проявляют интерес к их созданию [75]. Однако для создания бизнес-акселератора требуется очень четкое видение и стратегия [73, c. 1–21].
Существующие в настоящее время различные модели и типы бизнес-акселераторов различаются по их способностям ориентироваться на широкую категорию стартапов, а также по целевой ориентации и заинтересованным сторонам [88]. В научной литературе выделяют четыре основных типа бизнес-акселераторов в зависимости от поддерживающей их организации:
1. Первый тип: бизнес-акселераторы, финансируемые венчурными компаниями.
2. Второй тип: бизнес-акселераторы, поддерживаемые правительством.
3. Третий тип: бизнес-акселераторы, финансируемые корпорациями.
4. Четвертый тип: бизнес-акселераторы в рамках университета.
Первый тип, бизнес-акселераторы, финансируемые венчурными компаниями, также известен как «архетип, поддерживаемый инвесторами» [75]. Этот тип бизнес-акселераторов финансируется бизнес-ангелами, венчурными фондами или корпоративным венчурным капиталом. Бизнес-акселераторы этого типа ориентированы на стартапы на более поздней стадии развития, стремящиеся получить значительную отдачу от инвестиций в акционерный капитал [79]. Наиболее эффективным примером бизнес-акселератора такого типа является Y Combinator.
Второй тип, бизнес-акселераторы, поддерживаемые правительством, обычно выбирают предприятия и стартапы на самой ранней стадии жизненного цикла [87]. Этот тип бизнес-акселераторов являются популярным политическим инструментом и используется для стимулирования предпринимательства и региональных инноваций, направленных на создание рабочих мест и обеспечение экономического роста [86]. В качестве примера можно привести Start-Up Chile – крупнейший бизнес-акселератор в Латинской Америке, учредителем которого является правительство Чили. Стартапы могут воспользоваться рядом льгот, которые предлагает им правительство Чили. Программа преследует двойную цель: стимулировать местные стартапы использовать Чили в качестве платформы для выхода на мировой уровень, а также привлечь внешние стартапы и превратить Чили в центр инноваций и предпринимательства в Латинской Америки [79].
Третий тип – это бизнес-акселераторы, финансируемые корпорациями. Они создаются корпорациями, целью которых является привлечение внешних и стимулирование корпоративных инноваций [85, c. 1761–1776]. Интересно, что часто такой бизнес-акселератор не ориентирован на получение прибыли, а его главная цель состоит в том, чтобы найти среди стартапов потенциальных стейкхолдеров корпорации [75]. Примером может служить FinTech Innovation Lab, возглавляемая Accenture. Этот проект был разработан в Нью-Йорке, но, благодаря его успеху, в настоящее время он также работает в Лондоне и Гонконге. Основной целью Accenture является создание платформы для сотрудничества с начинающими предприятиями в сфере финансовых услуг в области инноваций [75]. Из недостатков данного типа бизнес-акселераторов стоит отметить его ориентированность на конкретную отрасль, и стартапы за пределами этой отрасли не допускаются.
Четвертый тип, бизнес-акселераторы в рамках университета. Они, как правило, не предлагают первоначальных финансовых средств и не принимают участия в проектах, основанных студентами [79]. Этот тип бизнес-акселератора, по сути, является некоммерческой образовательной организацией, поддерживающей студенческое предпринимательство и поощряющей инновации как внутри университета, так и за его пределами [81, c. 1–44]. Одним из наиболее успешных примеров университетского бизнес-акселератора является StartX, основанный в 2011 г. StartX связан со Стэнфордским университетом (США) (по крайней мере, один сотрудник каждой компании должен иметь какое-либо отношение к Стэнфордскому университету; кроме того, студенты, выпускники, преподаватели и персонал принимают участие в семинарах и оказывают консультационную помощь). В настоящее время совокупная стоимость компаний, которые StartX «ускорила» с момента их основания, составляет более 19 млрд долл. США [73, c. 1–21].
В таблице 4 мы представили уточненную классификацию всех рассматриваемых топов бизнес-акселераторов.
Таблица 4
Типы бизнес-акселераторов
Тип
|
Название
|
Цель
|
Финансирование
|
Ориентация
|
Примеры
|
Первый
|
Бизнес-акселератор,
финансируемый венчурными компаниями
|
Получение
прибыли
|
Бизнес-ангелы,
венчурные фонды или корпоративный венчурный капитал
|
Ориентация
на стартапы на более поздней стадии развития, стремящиеся получить
значительную отдачу от инвестиций в акционерный капитал
|
Y
Combinator
|
Второй
|
Бизнес-акселератор,
поддерживаемый правительством
|
Стимулирование
предпринимательства и региональных инноваций, направленных на создание
рабочих мест и обеспечение экономического роста
|
Правительственные
программы и гранты
|
Ориентация
на стартапы на самой ранней стадии жизненного цикла
|
Start-Up
Chile
|
Третий
|
Бизнес-акселератор,
финансируемый корпорациями
|
Привлечение
внешних и стимулирование корпоративных инноваций; поиск среди стартапов
потенциальных стейкхолдеров корпорации
|
Корпоративные
программы
|
Не
ориентирован на получение прибыли. Ориентированность на конкретную отрасль. Стартапы
за пределами этой отрасли не допускаются
|
FinTech Innovation Lab (Accenture)
|
Четвертый
|
Бизнес-акселератор
в рамках университета
|
Поддержка
студенческого предпринимательства и поощрение инноваций как внутри
университета, так и за его пределами
|
Не
предлагает первоначальных финансовых средств
|
Ориентация
на студенческое предпринимательство и стимулирование инноваций
|
StartX
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный анализ, позволяет нам сделать следующие выводы.
1. Наиболее тесно концепт «бизнес-акселератор» связан со следующими пятью ключевыми терминами: инновация, бизнес-инкубатор, технопарк, венчурный проект, стартап. При этом бизнес-акселератор всегда связан с инновациями (будь то инновационный продукт, инновационный проект, инновационный процесс и т.п.), а также со стартапом (который, попадая в бизнес-акселератор, получает поддержку в виде финансирования, наставничества и обучения).
2. Кроме того, мы выделили ряд дополнительных терминов и понятий, связанных с основной терминологией, раскрывающей суть концепта «бизнес-акселератор»: инновация: инновационный бизнес, инновационное развитие, инновационный проект, инновационный прогресс, инновационная инфраструктура, инновационная деятельность; бизнес-инкубатор: инкубационный цикл, вуз, кластер, экосистема, молодежь; венчурный проект; венчурная инфраструктура, венчурный рынок, венчурное финансирование, бизнес-ангел; технопарк: стратегия, университет, наука, предпринимательство, инновационный центр, профессиональные компетенции, государственно-частное партнерство, предпринимательская экосистема; стартап: проект, малый и средний бизнес, малое предпринимательство, «стартап как диплом», лидерство.
3. Проведенное исследование показало, что в отношении бизнес-акселераторов у общественности чаще всего возникают следующие вопросы:
· На чем зарабатывает акселератор?
· Что такое акселератор простыми словами?
· В чем разница между бизнес-инкубатором и акселератором?
· Какие есть акселераторы?
· Сколько инвестируют в акселератор?
· Зачем стартапу акселератору?
· Для чего нужен акселератор?
· Что такое корпоративный акселератор?
· Что такое бизнес-инкубатор?
· Чем отличается бизнес-инкубатор от технопарка?
4. Можно выделить пять ключевых особенностей функционирования бизнес-акселераторов: связь с инновациями; привлечение стартапов, находящихся в основном на ранней стадии развития; разработка инвестиционной программы для стартапа; обучение и наставничество для нового бизнеса; ограниченность программы по времени.
5. Бизнес-акселераторы отличаются от бизнес-инкубаторов, технопарков и бизнес-ангелов тем, что акселераторы предлагают прогаммы финансирования, обучения и наставничества на короткий срок, за что предусматривается участие акселератора в акционерном капитале стартапа.
6. В зависимости от поддерживающей организации можно выделить четыре основных типа бизнес-акселераторов: бизнес-акселераторы, финансируемые венчурными компаниями; бизнес-акселераторы, поддерживаемые правительством; бизнес-акселераторы, финансируемые корпорациями; бизнес-акселераторы в рамках университета.
Дальнейшие направления наших исследований могут быть связаны с анализом отраслевой и географической специфики бизнес-акселераторов, а также с разработкой структурной схемы функционирования бизнес-акселератора с выделением основных факторов его успеха.
[1] Y Combinator позиционируется себя как венчурный фонд, который работает в формате бизнес-акеселератора для небольших компаний в сфере информационных технологий. Фонд был снован группой инвесторов во главе с Полом Грэмом и базируется в США. Фонд дважды в год инвестирует небольшую сумму в большое количество компаний и в течение трехмесячного периода работает с ними, помогая создавать продукт и найти инвесторов. При этом фонд получает долю в 7% в компании. Y Combinator использовался для запуска 5000 компаний, общей стоимостью 600 млрд долл. США.
Источники:
2. Антясов Е.А. Бизнес-акселераторы как эффективный инструмент инновационного развития Свердловской области. / Урал - драйвер неоиндустриального и инновационного развития России : Материалы II Уральского экономического форума, в 2 т., Екатеринбург, 21–22 октября 2020 года. Том 1. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. – 134-139 c.
3. Антясов Е.А. Бизнес-акселераторы как элемент инновационного развития регионов. / Приоритеты новой экономики: энергопереход 4.0 и цифровая трансформация : Сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции, Москва, 15 декабря 2021 года / Под редакцией И.М. Степнова, Ю.А. Ковальчук. - Москва: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2022. – 117-121 c.
4. Бабаян К.А. Классификационные признаки бизнес-акселераторов // Экономика и социум. – 2018. – № 1. – c. 68-75.
5. Бабаян К.А. Критерии поиска и отбора проектов соответствующие требованиям бизнес-акселератора // Экономика и социум. – 2018. – № 1. – c. 76-82.
6. Баева Л.О., Вотрин С.А. Бизнес-акселератор как один из способов обеспечения экономической безопасности Нижегородской области. / Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы : Материалы VII Международной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 29 мая 2019 года. - Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2019. – 304-307 c.
7. Байгулова Т.А., Баулина Н.С., Губин Е.П. Бизнес-акселератор как инструмент поддержки инновационных проектов. / Инноватика-2021 : сборник материалов XVII Международной школы-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Томск, 22–23 апреля 2021 года. - Томск: Общество с ограниченной ответственностью СТТ, 2021. – 484-487 c.
8. Бареева И.А., Маскутова В.В. Перспективы развития бизнес-инкубаторов, технопарков, бизнес-акселераторов в России. / Организационно-экономические и инновационно-технологические проблемы модернизации экономики России : Сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 июня 2022 года / Под научной редакцией В.Н. Лазарева, Б.Я. Татарских. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – 51-58 c.
9. Бешенцев В.Е., Плис К.С. Бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы как механизм поддержки инновационного развития России. / Неделя науки СПбПУ : материалы научного форума с международным участием. Инженерно-экономический институт, Санкт-Петербург, 30 ноября – 05 2015 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Инженерно-экономический институт; Ответственные редакторы: О.В. Калинина, С.В. Широкова. Том Часть 1. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2015. – 526-528 c.
10. Богатенко Е.Р. Маркетинг в социальных сетях как инструмент продвижения онлайн-школы (на примере ООО «Бизнес-акселератор «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»). / Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции к празднованию 30-летия со дня образования Казначейства России, Волгоград, 09 декабря 2022 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Сфера», 2023. – 186-190 c.
11. Богатенко Е.Р. Опыт применения инструментов интернет-маркетинга для продвижения онлайн-школы (на примере ООО «Бизнес-акселератор «Школьники за продвижение глобального предпринимательства»). / Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции к празднованию 30-летия со дня образования Казначейства России, Волгоград, 09 декабря 2022 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Сфера», 2023. – 190-193 c.
12. Богдан Е.В. Плюсы и минусы использования бизнес-акселераторов. Перспективы и задачи бизнес-акселераторов в России и в мире. / От научных идей к стратегии бизнес-развития : сборник статей-презентаций научно-исследовательских работ студентов, магистров, аспирантов, молодых ученых – участников Международной Межвузовской Студенческой конференции. Том Часть II. - M.: Аудитор, 2018. – 229-236 c.
13. Богданов С.И., Ткаченко Т.Я., Шестакова А.А., Богданова Е.Н. Информационные технологии на службе трансформации медицинского образования, медицинской науки и телемедицины. Приложение. Проект бизнес-акселератора «Лаборатория медицинских проектов» // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2022. – № 12. – c. 58-66. – doi: 10.20339/AM.12-22.058.
14. Вайле А.В. Плюсы и минусы использования бизнес-акселераторов. Перспективы и задачи бизнес-акселераторов в России и в мире. / Инновации: перспективы, проблемы, достижения : Материалы III международной научно-практической конференции, Москва, 14 мая 2015 года. - Москва: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2015. – 302-306 c.
15. Гершов В.В. Корпоративный бизнес-акселератор. Как работают глобальные лидеры: SAP // Менеджмент инноваций. – 2014. – № 2. – c. 124-131.
16. Головастова Т.И. Роль студенческих бизнес-акселераторов в формировании предпринимательских компетенций у молодежи. / Предпринимательство в вузе: инструменты поддержки стартапов : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Ижевск, 21 ноября 2023 года. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2023. – 62-66 c.
17. Горбунов А.А. Разработка концепции бизнес-акселератора для проектов в области серебряной экономики. / Актуальные проблемы глобальной экономики : Материалы XXII научной конференции молодых ученых, Москва, 25 сентября 2020 года / Отв. редакторы В.Н. Пинчук, Ю.А. Коновалова. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2020. – 64-72 c.
18. Горячева Т.В. Тенденции развития рынка бизнес-акселераторов как тренд инновационного прогресса. / Нугаевские чтения : I Всероссийская научно-практическая конференция: материалы конференции, Казань, 06–07 декабря 2021 года. - Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2022. – 123-125 c.
19. Даньшина В.В. Модель бизнес-акселератора как способ модернизации поддержки инновационной инфраструктуры Саратовской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2018. – № 5. – c. 79-89.
20. Дорофеева Т., Мешков Е. Роль бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов в разрезе управления предприятием и персоналом. / Знания, творчество и интеллект как основа управления персоналом в современной организации : Материалы четвертой межвузовской студенческой научно-практической конференции, Липецк, 22 апреля 2014 года / Под общей редакцией А.С. Шуруповой. - Липецк: Общество с ограниченной ответственностью «Гравис», 2014. – 76-80 c.
21. Дроздова М.А., Каковко Д.А. Бизнес-акселератор как драйвер развития инноваций на железных дорогах. / Развитие экономической науки и практики менеджмента в условиях новых системных вызовов : Сборник трудов IV Национальной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19 ноября 2021 года / Федеральное Агентство Железнодорожного Транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС). - Санкт-Петербург: ПГУПС, 2021. – 283-287 c.
22. Ежов А.С. «Российско-китайский бизнес-акселератор» - инструмент адаптации молодых предпринимателей. / Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики, Москва, 03 декабря 2021 года. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – 356-360 c.
23. Жданова О.А. Бизнес-акселератор - институт венчурной инфраструктуры // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 19. – c. 77-80.
24. Жданова О.А. Сравнительная характеристика бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов. / Инновационное развитие российской экономики : VII Международный научно-практический форум, Москва, 17–24 ноября 2014 года. Том Часть 1. - Москва: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2014. – 132-134 c.
25. Жданова О.А. Критерии отбора венчурных проектов бизнес-акселераторами // Финансовый бизнес. – 2015. – № 1. – c. 14-16.
26. Жданова О.А. Критерии отбора венчурных проектов бизнес-акселераторами // Финансовый бизнес. – 2015. – № 6. – c. 42-44.
27. Жданова О.А. Механизм отбора и система финансирования венчурных проектов бизнес-акселераторами. НИР: грант № 16-36-00175. Российский фонд фундаментальных исследований. , 2016.
28. Жданова О.А., Курбатов А.А. Бизнес - акселераторы в США: современные тенденции. / Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения : сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях, Омск, 13 декабря 2016 года. Том Часть 1. - Омск: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2016. – 91-94 c.
29. Жданова О.А. Механизм отбора венчурных проектов в бизнес-акселераторы: поэтапный многокритериальный метод. / Инновационные научные исследования: теория, методология, практика : сборник статей победителей IV международной научно-практической конференции, Пенза, 10 декабря 2016 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. – 114-118 c.
30. Жданова О.А., Манашерова М. Перспективы развития бизнес-акселераторов в России. / Инновационные технологии в науке и образовании : сборник статей победителей международной научно-практической конференции, Пенза, 05 декабря 2016 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. – 139-142 c.
31. Жданова О.А. Функции бизнес-акселераторов на российском венчурном рынке // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 12. – c. 76-78.
32. Иваницкая В.В., Цветцых А. В. Особенности бизнес-акселератора как элемента инновационной инфраструктуры Красноярского края // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – № 11. – c. 553-555.
33. Кабанов Д.А., Ляпина С.Ю. Показатели эффективности бизнес-инкубаторов и бизнес-акселераторов: портфельные проекты и маркетинговая составляющая. / Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016) : Труды научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 21–23 марта 2016 года / под ред. А. В. Бабкина. - Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2016. – 162-170 c.
34. Каменских М.А. Исследование практики функционирования бизнес-акселераторов в России // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 9. – c. 1725-1734. – doi: 10.24891/re.16.9.1725.
35. Каменских М.А., Постников В.П. Исследование особенностей и перспектив развития бизнес-акселератора как института сетевого взаимодействия (на примере Пермского края) // Региональная экономика: теория и практика. – 2019. – № 2. – c. 369-382. – doi: 10.24891/re.17.2.369.
36. Комарова О.В. Проблемы развития бизнес-акселераторов в системе поддержки малого бизнеса. / Менеджмент и предпринимательство в парадигме устойчивого развития : материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27 мая 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2021. – 100-102 c.
37. Королев А.И. Инфраструктура инноваций в условиях пандемии COVID-19 (на примере бизнес-акселераторов). / Роль финансиста в преодолении пандемии : Материалы студенческих научных мероприятий в рамках XII Международного научного студенческого конгресса, Москва, 01–15 марта 2021 года. - Москва: РГ-Пресс, 2021. – 71-75 c.
38. Кривошеина А.М., Данильченко Ю.В. Разработка стратегии развития для бизнес-акселератора ООО «IT-invest group» // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2012. – № 8. – c. 180-181.
39. Лячин В.И., Шапорова З.Е., Цветцых А.В., Иваницкая В.В. Технология функционирования бизнес-акселератора инновационных проектов предприятий агропромышленного комплекса региона // Социально-экономический и гуманитарный журнал. – 2015. – № 2(2). – c. 12-19.
40. Макаров С.Е. Бизнес-акселератор как институт поддержки стартапов. / Международна научна школа «Парадигма». Лято-2015 : сборник научни статии в 8 тома, ВАРНА, 20–23 августа 2015 года. Том 3. - Варна: Център За Научни Изследвания И Информация «Парадигма», 2015. – 167-175 c.
41. Малашенкова О.Ф. Бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы в системе поддержки малого предпринимательства. / Беларусь в современном мире : материалы XII международной научной конференции, посвященной 92-летию образования БГУ, Минск, 30 октября 2013 года. - Минск: Белорусский государственный универистет, 2013. – 167-168 c.
42. Мансуров Р.Р., Тишкина А.А. Разница между бизнес-акселераторами и бизнес-инкубаторами и их роль в инновационной деятельности. / Молодой исследователь: вызовы и перспективы : Сборник статей по материалам CLXXXI международной научно-практической конференции, Москва, 14 сентября 2020 года. Том 34 (181). - Москва: Общество с ограниченной ответственностью Интернаука, 2020. – 76-80 c.
43. Матвеева А.О., Нагимова А.З. Роль бизнес-акселераторов в развитии инновационного малого бизнеса на примере Республики Башкортостан // Инновационная наука. – 2018. – № 12. – c. 85-87.
44. Миляев К.В. Венчурное финансирование инновационных проектов в агропромышленном производстве в бизнес-акселераторах: кластерный подход // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 12-5(54). – c. 175-178. – doi: 10.18454/IRJ.2016.54.245.
45. Морозов Р.И., Белохвостов С.В., Апанасович В.В. Стратегия создания университетских бизнес-акселераторов. / Бизнес. Инновации. Экономика : сборник научных статей / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный университет, Институт бизнеса и менеджмента технологий. Том Выпуск 1. - Минск : Печатный Дом «Вишневка», 2017. – 67-76 c.
46. Найденков В.И. Бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор как элементы инфраструктуры развития малого предпринимательства: сравнительная характеристика и проблемы деятельности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2018. – № 2. – c. 96-99.
47. Оконникова Т.И. Бизнес-акселераторы как инновационная форма развития кадрового потенциала и стимулирования предпринимательства в сфере туризма и гостеприимства. / Новые технологии развития туристской деятельности в Удмуртской Республике : Материалы научно-практической конференции, Ижевск, 23 ноября 2022 года. - Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2022. – 112-121 c.
48. Пащенко О.А. Особенности венчурной студии и ее отличия от бизнес-акселератора. / Научные исследования 2023: актуальные теории и концепции : Cборник материалов XXIX международной очно-заочной научно-практической конференции. В 4-х томах, Москва, 24 мая 2023 года. Том 3. - Москва: Научно-издательский центр Империя, 2023. – 52-57 c.
49. Петухова Ж.Г. Оценка инвестиционного решения бизнес-акселератора как инструмента развития малого и среднего предпринимательства // Вестник гражданских инженеров. – 2016. – № 6. – c. 321-329.
50. Петухова Ж.Г., Петухов М.В., Новаков А.А. Развитие системы бизнес-акселераторов, как инструмента интенсивного развития малого и среднего предпринимательства // Инновации и инвестиции. – 2017. – № 11. – c. 34-39.
51. Пилова Ф.И., Арипшев М.З., Кушхаканов М.А. Бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор как элементы инфраструктуры развития малого предпринимательства. / Наука, образование и бизнес: новый взгляд или стратегия интеграционного взаимодействия : Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, посвященной памяти первого Президента Кабардино-Балкарской Республики Валерия Мухамедовича Кокова, Нальчик, 20–22 октября 2022 года. Часть 1. - Нальчик: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова», 2022. – 378-382 c.
52. Поноиарева Е.А. Бизнес-акселераторы в инновационном бизнесе. Анализ отечественного опыта и проблемы развития. / Актуальные проблемы современной финансовой науки : Научное издание. - Москва : РУСАЙНС, 2017. – 283-286 c.
53. Постников В.П. Сущность и особенности бизнес-акселераторов // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. – 2023. – № 1. – c. 172-175.
54. Смирнов А.П. Бизнес-акселератор - инструмент развития инновационных проектов. / Наука и образование в жизни современного общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях, Тамбов, 30 декабря 2014 года. Том Часть 7. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – 112-113 c.
55. Статовский Д.А. Роль бизнес-акселераторов в системе инноваций // Инновации. – 2015. – № 4. – c. 49-52.
56. Сухарева Е.Г. Бизнес-акселератор: объект права, субъект права или имущественный комплекс? // Экономика. Право. Общество. – 2022. – № 4. – c. 36-46. – doi: 10.21686/2411-118X-2022-4-36-46.
57. Сухарева Е.Г. Проблемы правовой квалификации бизнес-акселераторов в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. – 2022. – № 9. – c. 136-143. – doi: 10.17803/1994-1471.2022.142.9.136-143.
58. Сухарева Е.Г. Элементы бизнес-акселератора: практический анализ российской правовой действительности // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – № 3. – c. 104-127. – doi: 10.17323/2072-8166.2023.3.104.127.
59. Сытник А.А. Методология отбора проектов в бизнес-акселераторах. / Экономические, институциональные и технологические проблемы повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях внешних вызовов : Материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 23 октября 2015 года / Редакционная коллегия: Н.С. Яшин, Т.С. Мельникова, С.Ю. Седова, А.А. Сытник. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. – 196-198 c.
60. Федорова Ю.В., Цветцых А.В. Особенности бизнес-акселератора как элемента инновационной инфраструктуры региона // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2013. – № 9. – c. 348-349.
61. Хансуварова Т.А. Принцип экономической заинтересованности как основа модели работы бизнес-акселераторов // Журнал правовых и экономических исследований. – 2018. – № 3. – c. 202-205.
62. Хансуварова Т.А., Слободской А.Л., Голохвастов Д.В. Бизнес-акселераторы как часть системы развития предпринимательских компетенций в образовательной среде. / Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики : Сборник научных статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2019 года. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2019. – 266-269 c.
63. Худайкулов Ф.Ш. Перспективы развития бизнес акселераторов в Республике Узбекистан. / Наука и техника. Мировые исследования : материалы II международной научно-практической конференции, Москва, 05 марта 2020 года. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса», 2020. – 73-76 c.
64. Цветцых А.В., Федорова Ю.В. Сущность и место бизнес-акселератора в системе инновационной инфраструктуры региона // Решетневские чтения. – 2013. – № 2. – c. 385-386.
65. Цветцых А.В., Федорова Ю.В. Технология функционирования бизнес-акселератора // Современные проблемы экономического и социального развития. – 2013. – № 9. – c. 170-174.
66. Цветцых А.В., Федорова Ю.В. Бизнес-акселератор как специальная форма поддержки инновационной деятельности в регионе // Современные проблемы экономического и социального развития. – 2013. – № 9. – c. 213-215.
67. Цветцых А.В., Вишнякова П.М. Бизнес-акселератор как инструмент содействия реализации интеллектуального потенциала // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. – 2014. – № 5. – c. 488-491.
68. Черенев И.А., Цветков Я.А., Куклина М.В. Проблемы развития бизнес-акселераторов в контексте внутренней структуры и используемых моделей. / Техника и технологии: проблемы и инновационные решения : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 28 июня 2016 года / Под редакцией Г.Ю. Гуляева. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016. – 85-88 c.
69. Шереметьева Н.Г. Программные меры поддержки бизнес-акселераторов в сфере креативной экономики. / Эффективность государственного и муниципального управления: современные вызовы и проблемы : Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 25 февраля 2021 года / Отв. редактор А.Г. Самусевич. - Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2021. – 50-57 c.
70. Шерстобитов К.А. Бизнес - акселератор. / Проблемы современной науки и её прикладные аспекты : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чистополь, 20 мая 2020 года. - Чистополь: Общество с ограниченной ответственностью «КОНВЕРТ», 2020. – 110-115 c.
71. Шилов А.С., Хомяков И.В., Харламова Ю.О. Сравнительная характеристика технопарка, бизнес-инкубатора, бизнес-акселератора. / Наука, техника, промышленное производство: история, современное состояние, перспективы : Материалы региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов, Владивосток, 08–28 декабря 2020 года. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – 311-314 c.
72. Aljalahma J., Slo J. An Updated Systematic Review of Business Accelerators: Functions, Operation, and Gaps in the Existing Literature // J. Open Innov. Technol. Mark. Complex. – 2022. – № 8. – p. 214. – doi: 10.3390/joitmc8040214.
73. Bagnoli Carlo, Massaro Maurizio, Ruzza Daniel, Toniolo Korinzia Business Models for Accelerators: A Structured Literature Review // Journal of Business Models. – 2020. – № 8. – p. 1-21. – doi: 10.5278/ojs.jbm.v8i2.3032.
74. Blank T.H. When incubator resources are crucial: Survival chances of student startups operating in an academic incubator // J. Technol. Transf. – 2021. – № 46. – p. 1845–1868.
75. Clarysse B., Wright M., Hove J. Van. A Look inside Accelerators. Building Businesses. [Электронный ресурс]. URL: https://media.nesta.org.uk/documents/a_look_inside_accelerators.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
76. Cohen S. What Do Accelerators Do? Insights from Incubators and Angels // Innovations Technology Governance Globalization. – 2013. – № 8(3). – p. 19-25.
77. Cohen S.L.G., Hochberg Y.V. Accelerating Startups: The Seed Accelerator Phenomenon // SSRN Journal. – 2014. – p. 1–16.
78. Colombo M.G., Rossi-Lamastra C., Wright M. Accelerators: Insights for a research agenda. / Accelerators., 2018. – 188–204 p.
79. Cruz E. Acceleration Today: Trends & Challenges. [Электронный ресурс]. URL: http://www.europeanacceleratorsummit.com/wp-content/uploads/sites/14/2016/12/ACCELERATION-TODAY.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
80. Davidson H. The Incubator Investment in Network Events: Does the Business Incubator’s Quality of Programming and Founder Personality Traits Influence Startup Performance?. / Doctoral Dissertation. - Pace University, New York, NY, USA, 2021.
81. Dempwolf C.S., Auer J., Ippolito M.D. Innovation Accelerators: Defining Characteristics Among Startup Assistance Organizations // Small Business Administration. – 2014. – p. 1–44.
82. Drover W., Busenitz L., Matusik S., Townsend D., Anglin A., Dushnitsky G. A Review and Road Map of Entrepreneurial Equity Financing Research: Venture Capital, Corporate Venture Capital, Angel Investment, Crowdfunding, and Accelerators // Journal of Management. – 2017. – № 43(6). – p. 1820–1853.
83. Ermilina V., Farrell M., Askarzadeh F., Zhang J. Business owners’ features and access to entrepreneurial resources: New insights for accelerator acceptance // Rev. Int. Bus. Strategy. – 2021. – № 32. – p. 246–266.
84. Gliedt T., Hoicka C.E, Jackson N. Innovation intermediaries accelerating environmental sustainability transitions // J. Clean. Prod. – 2018. – № 174. – p. 1247–1261.
85. Kanbach D.K., Stubner S. Corporate Accelerators As Recent Form Of Startup Engagement: The What, The Why, And The How // The Journal of Applied Business Research. – 2016. – № 32(6). – p. 1761–1776.
86. Miller P., Bound K. The Startup Factories. The Rise of Accelerator Programmes to Support New Technology Ventures. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eban.org/wp-content/uploads/2014/09/14.-StartupFactories-The-Rise-of-Accelerator-Programmes.pdf (дата обращения: 20.04.2024).
87. Roberts I. Startup Accelerator Programmes. A Practice Guide. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nesta.org.uk/ toolkit/startup-accelerator-programmes-a-practice-guide/ (дата обращения: 20.04.2024).
88. Tasic I., Montoro-Sànchez A., Cano M. Startup accelerators: an overview of the current state of the acceleration phenomenon. / XVIII Congresso AECA, Cartagena., 2015.
89. Torun M. Business Accelerators and Their Differences from Incubators. / Working paper., 2016.
90. Wiltbank R., Read S., Dew N., Sarasvathy S.D. Prediction and control under uncertainty: Outcomes in angel investing // Journal of Business Venturing. – 2009. – № 24. – p. 3011.
Страница обновлена: 04.08.2024 в 12:04:07