The development of literary tourism in Russia and in the world: scientific literature review

Lebedeva S.A.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 8 (August 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54383747

Abstract:
This paper presents a descriptive and bibliometric review of foreign and Russian scientific literature in the field of literary tourism. This is the first Russian-language scientific paper that accumulates such an impressive amount of scientific research in this area of tourism activity. The author has studied more than 100 scientific foreign and Russian scientific papers on literary tourism, its classifications and typologies, as well as the development of this type of tourism in the context of destinations. Due to the limited volume of the article, not all sources are included in the list of scientific literature. The author pursued the goal of laying the foundation for the Russian research and development in the field of literary tourism. Despite the rich literary heritage of the Russian Federation, today this type of tourism is not very popular both as a direction of tourist activity and as a subject of scientific research. As a result of summarizing the available scientific literature on this topic, this paper presents the author's vision of the place of literary tourism in a variety of forms of leisure and recreation, identifies foreign and Russian typologies and classifications of literary tourism forms and types, and provides an overview of scientific literature in the context of literature tourist destinations.

Keywords: literary tourism, scientific literature review, tourist destinations, tourist objects, typology of literary tourism

JEL-classification: Z11, Z31



Введение

Текущая геополитическая обстановка и беспрецедентное количество санкций изменили отношение к туристской отрасли, усилив интерес различных органов государственного управления к развитию и популяризации внутренних дестинаций у соотечественников и продвижению российских территорий на мировом рынке туристических услуг. В частности, интерес представляет развитие отдельных видов туризма.

Литературный туризм является перспективным направлением туристской активности для развития на территории Российской Федерации с учетом богатейшего литературного наследия нашей страны. Однако данный вид туризма не пользуется особой популярностью не только как самостоятельный вид путешествий, но и как предмет отечественных научных исследований.

С целью создания базиса для отечественных разработок в данной области знания автором была обобщена имеющаяся научная информация о литературном направлении туристской активности.

Данная статья – описательно-библиометрический обзор зарубежной и отечественной научной литературы в области литературного туризма. Следует отметить, что это первая русскоязычная статья, содержащая столь внушительное количество научных трудов по данной тематике. Все представленные в статье научные работы поделены на три условные группы: научные труды, определяющие место литературного туризма в разнообразии видов туристской активности; исследования, касающиеся форм и видов литературного туризма, а также возможных объектов туристического показа; статьи, изучающие развитие литературного туризма на отдельных дестинациях.

В результате автором работы проведена всесторонняя оценка исследований в области литературного туризма, собраны вместе существующие типологии и классификации видов литературного туризма и информация о возможных объектах туристского показа, а также обобщены результаты о литературных туристских дестинациях, в т.ч. отдельных странах и регионах России. В статье также представлено авторское видение места литературного туризма в разнообразии видов туристкой активности. Данный литературный обзор закладывает базис для дальнейших российских исследований в области литературного туризма и может быть полезен, как ученым, изучающим различные аспекты туристской активности, так и студентам и аспирантам, обучающимся по соответствующим направлениям.

Подходы к определению литературного туризма

Литературный туризм (literary tourism) – это путешествия в дестинации, «прославленные в литературных творениях» (реальные города или построенные объекты для вымышленных художественных образов), ассоциирующиеся с авторами (места рождения и захоронения) или их литературными произведениями [49, 53, 55, 61, 62, 69, 71] (Butler, 2000; Fawcett & Cormack, 2001; Ferreira, et al., 2020; MacLeod, Shelley & Morrison, 2018; Mansfield, 2015; Squire, 1996; Tetley & Bramwell, 2002).

Согласно доктору философии, профессору кафедры истории Бирмингемского университета (Великобритания) Майку Робинсону и его коллеге Гансу Христиану Андерсену специалисту из Международного центра изучения культуры и культурного наследия Университета Ньюкасла (Великобритания), зарождение литературного туризма началось еще во времена Римской империи почти одновременно с культурным туризмом. Именно эти ученые одни из первых предприняли попытку дать определение литературному туризму. Они охарактеризовали его как вид путешествий культурной направленности, связанный с посещением дестинаций, ассоциирующихся с реальными лицами или мифологическими персонажами [67] (Robinson & Andersen, 2002). Таким образом, можно сделать вывод, что данные авторы рассматривали литературный туризм как составляющую культурного туризма (cultural tourism) в антропологическом контексте. Как вид культурного туризма путешествия литературного характера рассматривается и в более поздних научных трудах [46, 55, 64, 65] (Brown & Gentile, 2015; Ferreira, et al., 2020; Quinteiro & Baleiro, 2018; Quinteiro, Carreira & Rodrigues Gonçalves, 2020).

Некоторые исследователи рассматривают литературный туризм как составляющую туризма, направленного на изучение объектов культурного и природного наследия [1] (heritage tourism) [56, 69] (Herbert, 2001; Squire, 1996).

Некоторые ученые убеждены, что литературный туризм является симбиозом двух обозначенных выше видов туристской активности, сочетая в себе элементы как культурного туризма, так и туризма, направленного на изучение объектов культурного наследия [51, 57] (Çevik, 2020; Hoppen, Brown & Fyall, 2014). Объясняется данное мнение тем, что, с одной стороны, литература – это одна из составляющих культурного наследия определенной страны и народа, а с другой, литературный туризм ориентирован на посещение определенных значимых дестинаций и объектов, что является характерной чертой туризма, направленного на изучение объектов культурного и природного наследия.

В некоторых научных трудах литературный туризм определяется как часть креативного (creative tourism) и медийного туризма (media tourism), наряду с кинотуризмом [48, с. 316, 55, с. 509, 57, с. 40] (Busby & Klug, 2001, p. 316; Ferreira, et al., 2020, p. 509; Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40).

Встречаются также такие дефиниции как «литературное паломничество» (literary pilgrimage) и «литературный паломник» (literary pilgrim). Например, данные термины можно встретить в работах южноафриканских ученых Ф. Файрер-Весселс из Университета Претории [52] (Fairer-Wessels, 2005) и Л. Стибель из Университета Квазулу-Натал [70] (Stiebel, 2007), канадских ученых из Университета Оттавы Дж. Робертсон и Л. Рэдфорд [66] (Robertson & Radford, 2009), американского ученого из Университета Бейлор Д. Миддлтона [63] (Middleton, 2009), британских исследователей Л. Браун из Борнмутского университета [45] (Brown, 2016) и Д. Винн из Честерского университета [76] (Wynne, 2017). П. Вестовер из Университета Бригама Янга (США) полагает, что литературное паломничество подразумевает только путешествия к местам рождения, домам, убежищам и могилам писателей, а также местам действия литературных произведений в реальном мире [75] (Westover, 2000), т.е. к паломничеству не будут относиться путешествия к местам, созданным по мотивам литературных произведений или посещения литературных музеев. Ученый сравнивает литературное паломничество с религиозным. Однако с точки зрения туристского менеджмента и развитости туристской индустрии корректность употребления термина «литературное паломничество» носит дискуссионный характер, как и термин «религиозный туризм» [22] (Lebedeva, 2020).

Рисунок 1. Подходы к пониманию места литературного туризма

Источник: составлено автором на основе [55, с. 509, 57, с. 40] (Ferreira, et al., 2020, p. 509; Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40)

Виды литературного туризма и объекты туристического показа

Виды литературного туризма обычно выделяются в зависимости от цели путешествия и конкретного литературного объекта, места или целой дестинации, в которую направляется турист. Исходя из этого видения все литературные дестинации можно разделить на два типа: реальные места, связанные с жизнью автора, и созданные туристические объекты, связанные с литературным произведением или вымышленным героем.

Считается, что первую типологию видов литературного туризма предложил профессор бизнес-школы Стратклайда в Глазго (Шотландия) Р. Батлер в 1986 году [49] (Butler, 1986). В 2001 году типология Батлера была дополнена британскими учеными из Плимутского университета [48] (Busby & Klug, 2001), а в 2011 – сотрудниками глобальной исследовательской компании Mintel Group [46, с. 28] (Brown & Gentile, 2015, p. 28). Таким образом на сегодняшний день можно выделить семь видов литературного туризма (Рисунок 2).

Рисунок 2. Виды литературного туризма

Источник: составлено автором на основе [46, с. 28, 48, с. 321, 49, 57, с. 40-41] (Brown & Gentile, 2015, p. 28; Busby & Klug, 2001, p. 321; Butler, 1986; Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40-41)

Следует дать пояснение, что из себя представляют данные виды литературного туризма. Первый упомянутый вид литературного туризма – это своеобразная дань уважения реальному месту, представляющему определенную ценность для конкретного литератора. В совместном исследовании ученых из Борнмутского университета (Великобритания) и Университета Центральной Флориды (США) данный вид литературных путешествий авторы называют связующим звеном между художественной литературой и ее авторами. Второй вид литературного туризма непосредственно связан с художественной литературой и в меньшей степени акцентирует внимание на конкретном авторе (только на конкретном произведении). Третий тип литературного туризма, предложенный Р. Батлером, связан с поездками на территории, привлекательные для каких-либо литературных деятелей. По сути, это маркетинговый элемент для продвижения определенных туристических дестинаций. Четвертый вид литературного туризма подразумевает путешествия в созданные на базе литературных произведений реальные дестинации [57, с. 40-41] (Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 40-41).

Еще один вид литературных путешествий, предложенный учеными из Плимутского университета в дополнение к классификации Батлера, – путевые заметки. Отличительной особенностью туризма по маршруту путевых заметок какого-либо автора является то, что они позволяют увидеть аутентичность дестинации глазами автора [46, с. 30] (Brown & Gentile, 2015, p. 30).

Литературные фестивали, внесенные в типологию видов литературного туризма британской исследовательской компанией, – традиционный и наиболее популярный вид литературного туризма. Тем не менее, даже в зарубежных научных трудах данное направление туристской активности недостаточно изучено. Туризм по книжным магазинам (книжный туризм) – путешествие по определенной дестинации с целью отследить работы местных авторов в местных книжных магазинах. Данное направление является нишевым, а ключевой аудиторией путешественников являются писатели и литературоведы [46, с. 31] (Brown & Gentile, 2015, p. 31).

Отдельно следует обозначить ключевые виды аттракций в литературном туризме, выделяемых зарубежными исследователями. Наиболее полная классификация объектов показа литературного туризма представлена в работах С. Кинтейро из Университета Алгарве (Португалия) и ее коллег. Ученый выделяет: дома писателей (места, где литераторы родились, жили, учились, к этому же объекту автор относит и места захоронения); места, в которых разворачиваются действия в художественных произведениях; литературные экскурсии по маршрутам авторов и/или литературных персонажей; литературные фестивали; литературные парки (большинство таких парков связано с детской литературой); литературные отели/гостиницы; гостиницы-библиотеки; литературные города/села; литературные ужины; литературные лекции и чтения; постановки и спектакли на основе художественного произведения [64, с. 51-53, 65, с. 365] (Quinteiro & Baleiro, 2018, p. 51-53; Quinteiro, Carreira & Rodrigues Gonçalves, 2020, p. 365).

Исходя из выше указанных определений литературного туризма, а также возможных его направлений, видов и форм аттракций можно сделать вывод, что литературный туризм лежит в области культурного и культурно-событийного видов туризма в общей системе разновидностей туристской активности. Литературные ужины, как один из объектов туристского показа, позволяют также отнести литературный туризм к области гастро-культурного туризма (Рисунок 3).

Рисунок 3. Место литературного туризма в общей системе видов туристкой активности

Источник: дополнено автором на основании [21, с. 13] (Lebedeva, 2021, p. 13)

Литературные туристические дестинации

Зарубежные исследования в области туризма продвинулись гораздо дальше отечественных научных изысканий, в частности, в области туризма. Следует отметить, что этот тезис касается и литературного туризма. В частности, в работе С. Чевика из Университета Бандырма Оньеди Эйлул (Турция) рассмотрены научные публикации по литературному туризму, опубликованные в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science в период с 1997 по 2016 гг., в разрезе туристических дестинаций [51, с. 9-10] (Çevik, 2020, p. 9-10). В глобальном разрезе наибольшее количество работ посвящено изучению европейских дестинаций (70 научных статей). На втором месте страны Океании. Их изучению посвящено 19 научных работ. Затем в порядке уменьшения идут азиатские страны и дестинации (17 статей), Америка (16 работ) и страны Африки (5 научных статей).

Говоря об отдельных странах больше всего исследований в области литературного туризма сосредоточено на изучении Великобритании (33 исследования). 12 научных работ за период с 1997 по 2016 посвящено литературному туризму в Австралии, 11 – в США, в Китае, Новой Зеландии и Румынии – по 6, в Ирландии, Франции и Швеции – по 5 научных статей.

Россия, как дестинация, подходящая для литературного туризма, рассмотрена только в одной англоязычной работе из данного перечня [73] (Wallace, 2009). Более того, в совместном исследовании британских и американских ученых Россия упоминается как дестинация, подходящая для литературного туризма, получившая данный статус благодаря только А.П. Чехову, Ф.М. Достоевскому, А.С. Пушкину и Л.Н. Толстому [57, с. 38] (Hoppen, Brown & Fyall, 2014, p. 38).

Зарубежные научные труды, найденные с помощью платформы Google Scholar (Google Академия) и опубликованные после 2016 года представлены в Таблице 1. Всего автором данной статьи было найдено 10 научных работ, в которых упоминалось 8 стран.

Таблица 1. Зарубежные научные работы, посвященные изучению литературного туризма за период с 2017 по 2022 гг.

Туристическая дестинация
Краткое описание статьи / Источник
Китай
Авторы попытались найти баланс между литературной ценностью дестинации и экономическим эффектом от организации литературных туров на родине Лу Синя на юге Китая и в доме Линь Юйтан на Тайване [74] (Wang & Zhang, 2017).
Авторы изучили особенности литературного туризма в башне Юэян в Китае в концепте моральной функции литературы и моральных взглядов писателя, что может использоваться для создания более значимых для путешественников впечатлений [77] (Yu & Xu, 2018).
Авторы статьи выделили факторы-мотиваторы для посещения литературного музея, созданного на основе романа китайского писателя Лао Шэ и расположенного в Циндао и предложили сегментацию потребительского рынка литературного туризма [47] (Bu, Pan, Kong, Fu & Lin, 2021).
Тайвань
[74] (Wang & Zhang, 2017)
Республика Корея
Исследование посвящено «Литературному фестивалю Хё-сок» в Бонпхёне, организуемому в честь писателя Ли Хё-сок. Авторы исследования оценили влияние поддержки знаменитостей на ценность бренда фестиваля и обнаружили, что поддержка знаменитостей влияет на бренд дестинации и посещаемость мероприятия фестивальным сообществом [59] (Kim, Choe & Petrick, 2018).
Великобритания
Авторы статьи изучили разные группы потребителей туристских услуг, предпочитающих литературные путешествия, и сделали выводы о том, как лучше продвигать «Литературную Англию» в различных сегментах туристического рынка [58] (Ingram, Themistocleous, Rickly & McCabe, 2021).
Исследование посвящено дестинациям, связанным с серией книг о Гарри Поттере. В статье рассматривается возможность создания симукляров в контексте исторических улиц города, а также делается вывод о важности аутентичности дестинации для создания туристического предложения [60] (Lovell & Thurgill, 2021).
Португалия
Статья посвящена возможностям развития литературного туризма в португальском городе Коимбра, который, согласно авторам, изобилует литературными местами и обладает возможностями для разработки и создания нового туристического продукта [65] (Quinteiro, Carreira & Rodrigues Gonçalves, 2020).
Италия
В научной работе описывается разработка и оценка опыта использования технологий дополненной реальности в литературном музее и экскурсиях по городу, посвященным итальянскому писателю Итало Свево [54] (Fenu & Pittarello, 2018).
Авторами статьи исследовано влияние литературных фестивалей на развитие культурного капитала участников на основе двух мероприятий литературной направленности: недели писателей в Листоуэле (Ирландия) и фестиваля Pordenonelegge, проводимом в Порденоне (Италия) [68] (Rossetti & Quinn, 2021).
Ирландия
[68] (Rossetti & Quinn, 2021)
Нидерланды
В статье изучены возможности визуализации литературного наследия на примере художественного музея Рейксмузей в Амстердаме [72] (Van Deinsen & De Paepe, 2017).
Источник: составлено автором

Российские исследования литературного туризма

Говоря о российских исследованиях литературного туризма, в перечень из 88 научных работ, размещенных в наукометрических базах данных Scopus и Web of Science за период с 1983 по 2019 гг. и приведенных в обзорной статье испанских ученых, включен только один научный труд российского автора [44, с. 183-187] (Arcos-Pumarola, Marzal & Llonch-Molina, 2020, p. 183-187). Сегодня по запросу «литературный туризм» платформа Google Академия выдает только порядка 20 200 русскоязычных исследовательских работ по данной тематике в то время, как на момент написания данной статьи аналогичный сервис по запросу «literary tourism» выдавал примерно 810 тысяч научных публикаций.

В отечественных научных трудах также нет единого мнения, касаемо места литературного туризма. Некоторые ученые рассматривают данное направление, как часть культурного [25] (Martyanova & CHesnova, 2017) или культурно-познавательного туризма [17, 26, 29, 32] (Kireeva & Frolova, 2016; Ogulnik & Solomina, 2017; Silaeva, 2013; Snegirev, SHerstyankina, Hizhnaya & Bulganina, 2020). Некоторые авторы полагают, что литературный туризм является частью образовательного туризма, и рассматривают его, как средство развития читательских интересов [2, 18, 31, 32, 43] (Abdullaev, 2017; Koreneva, Hosrovyan & Kobeleva, 2018; Smorodinova, 2021; Snegirev, SHerstyankina, Hizhnaya & Bulganina, 2020; SHerstyankina, Bulganina, Bulganina & Pogodina, 2020).

Классификация форм литературного туризма и видов туристических аттракций в отечественных научных исследованиях значительно отличается от зарубежных классификаций и типологий. Например, коллектив ученых из Таврической академии Крымского федерального университета им В.И. Вернадского выделяет только три формы литературного туризма: экскурсионную (экскурсионный литературно-биографический туризм, экскурсионный историко-литературный туризм, экскурсионный литературно-художественный туризм), развлекательную (посещение литературных фестивалей, посещение развлекательных объектов сказочной тематики, реконструкция литературных произведений) и образовательную (открытые уроки в литературных музеях, виртуальные литературные туры, литературные вечера и встречи) [11, с. 4-5] (Gurov, Strachkova & Alekseenko, 2018, p. 4-5). Возможные объекты туристского показа эти же авторы делят по двум классификациям. Первая классификация отчасти пересекается с типами литературных туристических дестинаций и включает: объекты показа, связанные с литературными произведениям (города и поселения, выступающие фоном в произведении; здания-прототипы вымышленных мест), и объекты, связанные с жизнью автора. Согласно второй классификации, все объекты туристического показа можно разделить на природные (геоморфологические, гидрологические, ботанические ресурсы литературного туризма) и антропогенные (литературные музеи, которые, в свою очередь, также делятся на несколько типов, памятники и бюсты) [11, с. 6-8] (Gurov, Strachkova & Alekseenko, 2018, p. 6-8).

Что касается исследований, посвященных развитию литературного туризма в российских дестинациях, автором данной работы было найдено 32 научные статьи по 20 российским регионам. Следует отметить, что большинство работ опубликованы в непериодических изданиях (сборниках статей конференций), поэтому существенно ограничены по объему и содержат только ключевые выводы из авторских исследований (Таблица 2).

Таблица 2. Отечественные исследования, посвященные развитию литературного туризма на российских дестинациях

Российский регион
Количество исследований
Исследования
г. Санкт-Петербург
8
[20] (Lapochkina, 2015), [7] (Vilinskaya, 2016), [8] (Vilinskaya, 2018), [3] (Asanova, Ivlev & Karasev, 2019), [36] (Fakhrutdinova & Habibullina, 2019), [13] (Davydova & Pritula, 2020), [32] (Snegirev, SHerstyankina, Hizhnaya & Bulganina, 2020), [31] (Smorodinova, 2021)
Пермский край
5
[40] (Firsova, 2011), [1] (Abashev & Firsova, 2013), [38] (Firsova, 2013), [39] (Firsova, 2017), [37] (Firsov, Pastanogova & Firsova, 2022)
Омская область
4
[5] (Aslamova & Karasev, 2015), [4] (Aslamova, 2016), [9] (Vlashchenko & Rygina, 2017), [16] (Karasev & Melnikova, 2019)
г. Москва
3
[20] (Lapochkina, 2015), [3] (Asanova, Ivlev & Karasev, 2019), [36] (Fakhrutdinova & Habibullina, 2019)
Красноярский край
2
[34] (Tolstova, 2016), [9] (Vlashchenko & Rygina, 2017)
Оренбургская область
2
[27] (Pozdeev, 2022a), [28] (Pozdeev, 2022b)
Тульская область
2
[24] (Martyanova & CHesnova, 2016), [25] (Martyanova & CHesnova, 2017)
Республика Башкортостан
1
[42] (Khubbitdinova, Sultangareeva, SHagapova & SHakurova, 2022)
Республика Крым
1
[12] (Gurov, Strachkova & Alekseenko, 2019)
Республика Саха (Якутия)
1
[19] (Kuzmina, 2016)
Республика Татарстан
1
[35] (Udalov, 2019)
Алтайский край
1
[9] (Vlashchenko & Rygina, 2017)
Белгородская область
1
[33] (Struchaeva & Struchaev, 2020)
Иркутская область
1
[9] (Vlashchenko & Rygina, 2017)
Калининградская область
1
[14] (Dementev, 2020)
Кемеровская область (Кузбасс)
1
[10] (Vovk, 2021)
Кировская область
1
[30] (Slobozhaninova, 2019)
Нижегородская область
1
[6] (Bykova, 2018)
Новгородская область
1
[41] (Fomchenkova & Davydova, 2017)
Орловская область
1
[15] (Dudina, 2019)
Источник: составлено автором

Последние несколько лет исследований в области литературного туризма проводилось все меньше. Это объясняется и коронавирусным локдауном, парализовавшим туристскую отрасль, и повышением интереса к виртуальному туризму со стороны международного научного сообщества. В России снижение интереса к изучению данного направления можно также объяснить геополитической обстановкой, поставившей на первый план вопросы безопасности страны. Однако развитие различных направлений туристской активности в Российской Федерации, в том числе литературного туризма на отдельных отечественных дестинациях, может стать в перспективе одним из гарантов региональной и национальной экономической безопасности [23] (Lebedeva, 2023).

Заключение

Сегодня зарубежные исследования туристской отрасли продвинулись гораздо дальше отечественных, в частности в области литературного туризма. В англоязычных научных трудах изучены управленческие аспекты деятельности, мотивы для литературных путешествия, возможные объекты туристского показа, впечатления путешественников, а также имиджевая составляющая туристских дестинаций, подходящих для литературного туризма. Несмотря на богатое литературное наследие Российской Федерации литературный туризм не очень популярен в нашей стране не только как вид путешествий, но и как предмет отечественных научных исследований. В условиях современной геополитической нестабильности, а также обусловленной ей переориентацией на внутренний туризм следует уделить большее внимание изучению и развитию данного туристского направления на территории нашей страны.

Таким образом с целью обобщения имеющихся исследований и создания базиса для отечественных научных изысканий в статье представлен обзор зарубежных и отечественных работ в области литературного туризма. Все работы поделены на три условные группы: научные труды, определяющие место литературного туризма в разнообразии видов туристской активности; исследования, касающиеся форм и видов литературного туризма, а также возможных объектов туристического показа; статьи, изучающие развитие литературного туризма на отдельных дестинациях.

[1] Иногда в русскоязычной научной литературе встречается перевод «исторический туризм».


References:

Abashev V.V., Firsova A.V. (2013). Tvorchestvo Alekseya Ivanova kak faktor razvitiya vnutrennego turizma v Permskom krae [Alexey ivanov`s creativity as a factor of development of domestic tourism in the perm krai]. Vestnik Permskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya. (3(23)). 182-190. (in Russian).

Abdullaev A.S. (2017). Literaturnyy turizm kak sredstvo razvitiya chitatelskikh interesov [Literary tourism as a means of developing readers' interests] The Fourth International Intellectual Forum "Reading at the Eurasian Crossroads". 95-97. (in Russian).

Arcos-Pumarola J., Marzal E.O., Llonch-Molina N. (2020). Revealing the literary landscape: Research lines and challenges of literary tourism studies Enlightening Tourism. A Pathmaking Journal. 10 (2). 179-205. doi: 10.33776/et.v10i2.4781.

Asanova D.V., Ivlev D.S., Karasev I.E. (2019). Sovremennoe sostoyanie literaturnogo turizma v Rossii [The modern state of literary tourism in russia] Youth tourism in Russia: resources, trends, prospects. 157-160. (in Russian).

Aslamova K.V. (2016). Razrabotka kontseptsii sayta po literaturnym brendam goroda Omska [Development of a website concept for literary brands of the city of Omsk] Youth, science, creativity - 2016. 261-263. (in Russian).

Aslamova K.V., Karasev I.E. (2015). Literaturnyy turizm kak faktor razvitiya kulturnogo vospitaniya (na primere Omskogo regiona) [Literary tourism as a factor in the development of cultural education (on the example of the Omsk region)]. Bulletin of the YugraSU. 161-169. (in Russian).

Brown L. (2016). Tourism and pilgrimage: Paying homage to literary heroes International Journal of Tourism Research. 18 (2). 167-175. doi: 10.1002/jtr.2043.

Brown L., Gentile R. (2015). A life as a work of art: Literary tourists’ motivations and experiences at Il Vittoriale Degli Italiani European Journal of Tourism, Hospitality and Recreation. 6 (2). 25-47.

Bu N.T. et al. (2021). Profiling literary tourists: A motivational perspective Journal of Destination Marketing & Management. 22 100659. doi: 10.1016/j.jdmm.2021.100659.

Busby G., Klug J. (2001). Movie-induced tourism: The challenge of measurement and other issues Journal of Vacation Marketing. 7 (4). 316-332.

Butler R. (1986). Literature as an influence in shaping the image of tourist destinations: A review and case study

Bykova E.E. (2018). Vozmozhnosti razvitiya literaturnogo turizma v sfere sotsialnogo predprinimatelstva g. Nizhnego Novgoroda [Opportunities for the development of literary tourism in the field of social entrepreneurship in Nizhny Novgorod] Topical issues of economics, management and innovation. 33-37. (in Russian).

Davydova S.G., Pritula O.D. (2020). Vozmozhnosti razvitiya literaturnogo turizma [Opportunities for the development of literary tourism] Saint Petersburg: Rossiyskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena. (in Russian).

Dementev I.O. (2020). Perspektivy razvitiya literaturnogo turizma v Kaliningradskoy oblasti [Prospects for the development of literary tourism in the Kaliningrad region] Regions in the context of global changes. 179-191. (in Russian).

Dudina E.F. (2019). Mekhanizmy stimulirovaniya vezdnogo literaturnogo turizma na territoriyu Orlovskoy oblasti [Mechanisms of stimulation of the entrance of literary tourism in the territory of orlovsk region] Integration of tourism into the economic system of the region: prospects and barriers. 222-225. (in Russian).

Fairer-Wessels F. (2005). A literary pilgrimage to Robben island as inspired by Nelson Mandela’s “Long walk to freedom” South African journal of cultural history. 19 (2). 1-16.

Fakhrutdinova G.R., Khabibullina L.F. (2019). Sovremennye literaturnye ekskursii Moskvy i Sankt-Peterburga v razvitii turistskoy industrii Rossii [The modern literary tours of moscow and st. petersburg in the development of the tourism industry in the russia]. Bulletin of kazan state university of culture and arts. (1). 100-107. (in Russian).

Fawcett C., Cormack P. (2001). Guarding authenticity at literary tourism sites Annals of Tourism Research. 28 (3). 686-704. doi: 10.1016/S0160-7383(00)00062-1.

Fenu C., Pittarello F. (2018). Svevo tour: The design and the experimentation of an augmented reality application for engaging visitors of a literary museum International Journal of Human-Computer Studies. 114 20-35. doi: 10.1016/j.ijhcs.2018.01.009.

Ferreira A., Alén E., Liberato P., Liberato D. (2020). Literary Tourism: a cultural trip? International Conference on Tourism, Technology and Systems, ICOTTS. 505-515. doi: 10.1007/978-981-15-2024-2_44.

Firsov V.S., Pastanogova T.I., Firsova A.V. (2022). Gastronomicheskie obrazy v literature: proektirovanie novogo opyta vzaimodeystviya s literaturnym naslediem [Gastronomic images in literature: designing a new experience of interaction with literary heritage]. Geografiya i turizm. (1(9)). 35-40. (in Russian).

Firsova A.V. (2011). Tsikl literaturnyh ekskursionnyh marshrutov po Permskomu krayu [The cycle of literary excursion routes in the Perm region]. Scientific periodical journal Geographical Bulletin. (3(18)). 77-89. (in Russian).

Firsova A.V. (2013). Literaturnyy turizm v Permskom krae: mif ili realnost? [Literary tourism in Perm Krai: myth or reality?] Tourism and hospitality in the era of globalization. 368-374. (in Russian).

Firsova A.V. (2017). Turizm vo Vsevolodo-Vilve: ot gumanitarnogo znaniya - k sotsialnomu deystviyu [Tourism in vsevolodo-villa: from the humanities - to social action] Russia and its regions in multi-scale integration and disintegration processes. 603-608. (in Russian).

Fomchenkova I.A., Davydova S.G. (2017). Vozmozhnosti razvitiya literaturnogo turizma v Novgorodskoy oblasti [Opportunities for the development of literary tourism in the Novgorod region] Geoecological problems and sustainable development of the Baltic region. 149-153. (in Russian).

Gurov S.A., Strachkova N.V., Alekseenko M.A. (2018). Literaturnyy turizm: sistematika i geograficheskie tendentsii razvitiya [The literary tourism: systematics and geographic trends in the development]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V.I Vernadskogo. Geografiya. Geologiya. 4 (3). 3-16. (in Russian).

Gurov S.A., Strachkova N.V., Alekseenko M.A. (2019). Potentsial razvitiya literaturnogo turizma v Krymu [The development potential of literary tourism in crimea]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov. 5 (1). 126-138. (in Russian).

Herbert D. (2001). Literary places, tourism and the heritage experience Annals of Tourism Research. 28 (2). 312-333. doi: 10.1016/S0160-7383(00)00048-7.

Hoppen A., Brown L., Fyall A. (2014). Literary tourism: Opportunities and challenges for the marketing and branding of destinations? Journal of Destination Marketing and Management. 3 (1). 37-47. doi: 10.1016/j.jdmm.2013.12.009.

Ingram C. et al. (2021). Marketing “Literary England” beyond the special interest tourist Annals of Tourism Research Empirical Insights. 2 (2). 100018. doi: 10.1016/j.annale.2021.100018.

Karasev I.E., Melnikova E.V. (2019). Potentsial goroda Omska v kontekste razvitiya literaturnogo turizma [The potential of the city of Omsk in the context of the development of literary tourism] The economy of the service sector: problems and prospects. 110-111. (in Russian).

Khubbitdinova N.A., Sultangareeva R.A., Shagapova G.R., Shakurova Sh.R. (2022). Regionalnyy kulturnyy turizm: reprezentatsiya russkikh klassikov v kulturnom landshafte g. Ufy kak primer tematicheskoy literaturnoy ekskursii [Regional cultural tourism: representation of Russian classics in the cultural landscape of Ufa as an example of a thematic literary excursion]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 8 (4). 104-112. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-8.

Kim S.S., Choe J.Y.J., Petrick J.F. (2018). The effect of celebrity on brand awareness, perceived quality, brand image, brand loyalty, and destination attachment to a literary festiva Journal of destination marketing & management. 9 320-329. doi: 10.1016/j.jdmm.2018.03.006.

Kireeva Yu.A., Frolova E. (2016). Literaturnye tury kak sostavlyayushchaya kulturno-poznavatelnogo turizma i privlekatelnyy turistskiy produkt [Literary tours as a component of cultural and educational tourism and an attractive tourist product] Innovations in the development of tourism, professional tourism education and municipal management. 63-69. (in Russian).

Koreneva Yu.V., Khosrovyan K.S., Kobeleva O.V. (2018). Literaturnye ekskursii muzeev kak vid obrazovatelnogo turizma [Literary tours of museums as a type of educational tourism] Science for the Benefit of Humanity - 2018. 202-206. (in Russian).

Kuzmina K.G. (2016). Literaturnyy turizm v Respublike Sakha (Yakutiya) [Literary tourism in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Bulletin of scientific conferences. (12-4(16)). 97-98. (in Russian).

Lapochkina V.V. (2015). Klyuchevye aspekty stanovleniya i perspektivy razvitiya tematicheskogo literaturnogo turizma: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt [Key aspects of the formation and development prospects of literary thematic tourism: national and international experience]. Vestnik Assotsiatsii VUZov turizma i servisa. (2). 66-76. (in Russian). doi: 10.12737/11299.

Lebedeva S.A. (2020). Podkhody k ponimaniyu religioznogo turizma: turizm ili palomnichestvo? [Approaches to understanding religious tourism: tourism or pilgrimage?]. Skif. Voprosy studencheskoy nauki. (6(46)). 326-329. (in Russian).

Lebedeva S.A. (2021). Kompleksnyy podkhod k ponimaniyu suti vidov kanikulyarnogo turizma [Complex approach to understending the essence of leisure tourism types]. Vestnik of National Tourism Academy. (1(57)). 12-14. (in Russian). doi: 10.51677/2073-0624_2021_57_1_2.

Lebedeva S.A. (2023). Ekonomika vpechatleniy i turizm: postkovidnaya perezagruzka v kontekste sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti strany [The experience economy and tourism: post-covid reboot in the context of the country's socio-economic security]. Economic security. 6 (2). 729-748. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.2.117661.

Lovell J., Thurgill J. (2021). Extending hot authentication: Imagining fantasy space Annals of Tourism Research. 87 103138. doi: 10.1016/j.annals.2020.103138.

MacLeod N., Shelley J., Morrison A.M. (2018). The touring reader: Understanding the bibliophile’s experience of literary tourism Tourism Management. 67 388-398. doi: 10.1016/j.tourman.2018.02.006.

Martianova E.G., Chesnova E.N. (2016). Literaturnyy turizm v Tulskoy oblasti: po sledam L.N. Tolstogo [Literary tourism in the Tula region: in the footsteps of Leo Tolstoy] The spiritual heritage of Leo Tolstoy in modern cultural discourses. 268-275. (in Russian).

Martianova E.G., Chesnova E.N. (2017). Osobennosti issledovaniya i razvitiya literaturnogo turizma kak raznovidnosti kulturnogo turizma v Rossii i Tulskoy oblasti [Features of literary studies and development of tourism as a variety of cultural tourism in russia and the tula region]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo. (1(21)). 69-79. (in Russian).

Middleton D.J.N. (2009). Dead serious: a theology of literary pilgrimage CrossCurrents. 59 (3). 300-318.

Ogulnik M.V., Solomina I.Yu. (2017). Literaturnyy turizm: sushchnost, vidy i metody [Literary tourism: the essence, types and methods] Actual problems of tourism and hospitality development. 149-154. (in Russian).

Pozdeev A.O. (2022). Literaturnye mestnosti v geograficheskom strukturirovanii turistskogo prostranstva Orenburgskoy oblasti [Literary places in the geographical structuring of the tourist space of the orenburg region] Domestic travelers: past, present and future. 322-339. (in Russian).

Pozdeev A.O. (2022). Literaturnyy turizm v Orenburgskoy oblasti [Literary tourism in the orenburg region] Trends in the spatial development of modern Russia and priorities of its regulation. 705-714. (in Russian).

Quinteiro S., Baleiro R. Key concepts in literature and tourism studiesHandle.net. Retrieved from http://hdl.handle.net/10451/38442

Quinteiro S., Carreira V., Rodrigues Gonçalves A. (2020). Coimbra as a literary tourism destination: landscapes of literature International Journal of Culture, Tourism and Hospitality Research. 14 (3). 361-372. doi: 10.1108/IJCTHR-10-2019-0176.

Robertson J.P., Radford L.A. (2009). The private uses of quiet grandeur: A meditation on literary pilgrimage Changing English. 16 (2). 203-209. doi: 10.1080/13586840902863186.

Robinson M., Andersen H.C. (2002). Literature and tourism: Reading and writing tourism texts London: Continuum.

Rossetti G., Quinn B. (2021). Understanding the cultural potential of rural festivals: A conceptual framework of cultural capital development Journal of Rural Studies. 86 46-53. doi: 10.1016/j.jrurstud.2021.05.009.

Sherstyankina L.L., Bulganina A.E., Bulganina S.V., Pogodina T.V. (2020). Issledovanie sprosa na obrazovatelnyy turizm molodezhyu [Research of demand for educational tourism for young people]. Education and science in the modern world. Innovations. (1). 96-106. (in Russian).

Silaeva T.A. (2013). Literaturnyy turizm kak spetsializirovannyy podvid kulturno-poznavatelnogo turizma [Literary tourism as a specialized type of cultural and educational tourism]. Vestnik of Russian New University. (2). 201-204. (in Russian).

Slobozhaninova A.V. (2019). Perspektivy razvitiya literaturnogo turizma v g. Slobodskoy Kirovskoy oblasti [Prospects for the development of literary tourism in Sloboda, Kirov region] Trends in the development of tourism and hospitality in Russia. 300-306. (in Russian).

Smorodinova M.V. (2021). Literaturnyy turizm kak sposob povysheniya interesa obuchayushchikhsya k chteniyu [Literary tourism as a way to raise awareness students ' interest in reading]. Bulletin of the International Centre of Art and Education. (1). 28. (in Russian).

Snegirev A.S., Sherstyankina L.L., Khizhnaya A.V., Bulganina S.V. (2020). Issledovanie sprosa na kulturno-poznavatelnye i obrazovatelnye tury po Sankt-Peterburgu u molodezhi [Research of demand for cultural-educational and educational tours in st. petersburg among youth]. Siberian Journal of Economics and Management. 9 (3-3). 125-130. (in Russian).

Squire S.J. (1996). Literary tourism and sustainable tourism: promoting “Anne of Green Gables” in Prince Edward Island Journal of Sustainable Tourism. 4 (3). 119-134. doi: 10.1080/09669589608667263.

Stiebel L. (2007). Going on (literary) pilgrimage: The development of literary trails with particular reference to Kwazulu-Natal Scrutiny2: Issues in English Studies in Southern Africa. 12 (1). 93-106. doi: 10.1080/18125440701398596.

Struchaeva T.M., Struchaev M.V. (2020). Dukhovno-nravstvennoe i esteticheskoe vospitanie shkolnikov na osnove znakomstva s literaturnymi brendami Belgorodchiny [Spiritual and moral and aesthetic education of schoolchildren based on acquaintance with literary brands of the belgorod region]. Nachalnoe obrazovanie. 8 (1). 32-36. (in Russian). doi: 10.12737/1998-0728-2020-32-36.

Tetley S., Bramwell B. (2002). Tourists and the cultural construction of Haworth's literary landscape

Tolstova G.A. (2016). Krasnoyarskiy literaturnyy muzey im. V.P. Astafeva v sotsiokulturnom prostranstve Prieniseyskogo regiona [Krasnoyarsk Literary Museum named after V.P. Astafyev in the socio-cultural space of the Yenisei region] Heritage-Museum-tourism: Myths and modern realities. 303-306. (in Russian).

Udalov N.V. (2019). Literaturnoe nasledie kak osnova kulturno-poznavatelnogo turizma [Literary legacy as the basis of cultural and educational tourism] Tourist routes of Zakamye. 129-133. (in Russian).

Van Deinsen L., De Paepe T. (2017). Visualising literary heritage: a viable approach? The case of the Panpoëticon Batavûm (1772-1780) Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage. 4 49-58. doi: 10.1016/j.daach.2016.11.003.

Vilinskaya Ya.A. (2016). Osobennosti organizatsii literaturnogo turizma v Sankt-Peterburge [Features of the organization of literary tourism in saint petersburg] Issues, experience and prospects for the development of tourism, service and socio-cultural activities in Russia and abroad. 309-327. (in Russian).

Vilinskaya Ya.A. (2018). Razvitie literaturnogo turizma v Sankt-Peterburge [Development of literary tourism in saint-petersburg]. Vestnik molodyh uchenyh Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologii i dizayna. (4). 250-257. (in Russian).

Vlaschenko K.A., Rygina E.A. (2017). Literaturnyy turizm v Sibiri [Literary tourism in Siberia] Youth of Siberia in Russian Science. 64-66. (in Russian).

Vovk V.I. (2021). Kontent-turizm kak sposob sokhraneniya kulturno-istoricheskoy pamyati (na primere literaturnogo turizma Kuzbassa) [Content tourism as a way to preserve cultural and historical memory (on the example of the literary tourism of kuzbass)] The history of Russia from ancient times to the XXI century: problems, discussions, new views. 567-574. (in Russian).

Wallace C. (2009). Yeats’s country and “Yeats Country”: conceptualizing literary spaces Journal of Tourism and Cultural Change. 7 (1). 48-60. doi: 10.1080/14766820902803424.

Wang H., Zhang D. (2017). Comparing literary tourism in mainland China and Taiwan: The Lu Xun native place and the Lin Yutang house Tourism Management. 59 234-253. doi: 10.1016/j.tourman.2016.08.008.

Wynne D. (2017). The ‘Charlotte’ cult: Writing the literary pilgrimage, from Gaskell to Woolf Manchester: Manchester University Press.

Yu X., Xu H. (2018). Moral gaze at literary places: Experiencing “being the first to worry and the last to enjoy” at Yueyang Tower in China Tourism Management. 65 292-302. doi: 10.1016/j.tourman.2017.10.017.

Çevik S. (2020). Literary tourism as a field of research over the period 1997-2016 European Journal of Tourism Research. 24 2407. doi: 10.54055/ejtr.v24i.409.

Страница обновлена: 08.04.2025 в 07:44:13