Выявление актуальных компетенций для повышения производительности труда населения в условиях цифровизации России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 7 (Июль 2023)
Цитировать:
Викторова В.А., Силакова Л.В. Выявление актуальных компетенций для повышения производительности труда населения в условиях цифровизации России // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 7. – С. 999-1018. – doi: 10.18334/et.10.7.118532.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54299883
Введение:
Ускорение развития мега трендов по 16 направлениям [28] и постоянные преобразования экономической и социальных сфер задают новые запросы со стороны рынка труда. В последние 20 лет наблюдается рост затрат государства и организаций на развитие цифровых технологий. За период с 2017 по 2021 год затраты на развитие цифровой экономки выросли на 1524 млрд рублей [29, c.12]. Возрастает процент организаций, которые внедряют облачные сервисы, технологии сбора и обработки больших данных [29, c. 51-52].
Технологический прогресс породил риски массового сокращения рабочих мест и обусловил появление запроса на освоение новых компетенций. В России при высоком уровне человеческого капитала, производительность труда населения находится на среднем уровне по сравнению с другими странами. Такой вывод сделан на основе анализа данных Международной организации труда. Данная ситуация объясняется тем, что потребность в конкретных компетенциях на рынке появляется быстрее, чем программы по их подготовке.
Уникальная природа человеческого интеллекта поставлена под сомнение развивающимся искусственным интеллектом, что в свою очередь оказало влияние на переосмысление ключевых задач системы образования. В настоящий момент структура образовательного процесса трансформируется, учителя и преподаватели становятся не источником знаний, а фасилитаторами информации. Все более важным становится подготовка обучающихся к овладению не просто существующими технологиями, а к новому технологическому укладу. Особое значение приобретает подготовка специалистов, которые, обладая компетенциями для современного запроса рынка труда, смогут быстро адаптироваться, переходя в новый технологический уклад, и оставаться конкурентоспособными. Противоречивость современного образования заключается в том, что оно должно быть одновременно фундаментальным и гибким.
Новые задачи обуславливают появление новых профессий, которые в свою очередь создают спрос на компетенции для будущего. Актуальным остается вопрос, какие именно универсальные компетенции в контексте профессиональной деятельности необходимо развивать у населения, чтобы помочь ему, с одной стороны, сохранить конкурентоспособность в новой реальности, а с другой - повысить производительность труда в стране.
В работе [32] авторы делают вывод о том, что увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест будет способствовать эффективному использованию человеческого капитала. При этом выделяют важность грамотного управления человеческими ресурсами для повышения производительности предприятия.
В условиях цифровизации происходят кардинальные изменения на рынке труда. Повышается спрос на интеллектуальный труд при сокращении спроса на сотрудников среднего квалификационного труда, деятельность которых поддается автоматизации. Возрастает необходимость специалиста овладевать цифровыми компетенциями, обучаться новым технологиям.
Проблему влияния цифровизации на рынок труда рассматривают в исследовании [30]. Авторы приводят прогноз перестройки рынка труда в условиях возрастающей цифровизации экономики, выделяют отрасли с высоким и невысоким риском автоматизации, а также новые отрасли. В данной работе содержится информация о позитивном влиянии автоматизации на рост производительности труда, но конкретных данных и анализа самого уровня производительности труда нет.
В условиях цифровой экономики главным фактором производства становится человеческий капитал, на развитие которого и должны быть направлены меры со стороны государства. В иисследовании [31] говорится о прямой взаимосвязи уровня человеческого капитала и производительности труда. Однако данная работа ограничена рассмотрением заработной платы как решающего фактора в повышении производительности труда. Вывод о ключевом факторе повышения производительности труда в работе авторы делают на основе анализа лишь одной организации. В исследовании не рассматриваются компетенции, которые могут способствовать повышению эффективности труда сотрудников.
Каждое новое поколение охватывает все больший процесс внедрения современных технологий. В исследовании [34] авторы проводят сравнительный анализ цифровых компетенций поколения Y и Z и приходят к выводу об усложнении цифровых компетенций у новых поколений со временем. Авторы упоминают о быстром изменении трендов и технологий, что обуславливает необходимость для сотрудника быть гибким и готовым обучаться новому. В работе делается вывод о том, что каждое новое поколение должно осваивать большее количество цифровых навыков. Однако авторы не дают прогноз относительно перспективных компетенций на фоне все большей автоматизации процессов.
Проблема определения востребованных компетенций затрагивается в работе [33], которая включает в себя анализ ответов 1784 организаций из 30 регионов России на вопрос о перспективе дальнейшего расширения применений цифровых технологий. На основе Индекса значимости авторы определяют 15 наиболее востребованных компетенций и навыков в цифровой сфере. Однако данное исследование не содержит глубинного анализа современных мега трендов (в т.ч. изменений в демографической структуре) и изменений на рынке труда.
Выявление приоритетных компетенций также рассматривается в исследовании [26]. Авторы работы определяют перечень универсальных компетенций, на основе анкетирования студентов, сотрудников профессорского-преподавательского состава и работодателей. Таким образом, исследование, с одной стороны, раскрывает запрос на компетенции со стороны рынка труда, а с другой стороны, со стороны студентов и то, к чему готовит система высшего образования в лице профессорского-преподавательского состава. При этом авторы работы не учитывают изменения, происходящие на рынке труда под влиянием глобальных трендов.
Наиболее полное исследование по прогнозированию профессий и компетенций будущего содержится в Атласе профессий будущего [35]. Работа включает в себя исследование 12 направлений деятельности на основе анализа больших данных, современных трендов и технологического развития, позволяющее выделить 50 перспективных профессий будущего. В работе определяется перечень знаний и навыков, востребованных для каждой конкретной профессии. Данное исследование является одним из наиболее полных среди российских работ по теме прогнозирования компетенций, но при этом не содержит перечень универсальных компетенций, которые будут актуальны вне зависимости от конкретной профессии. Также в Атласе новых профессий не приводится анализ производительности труда и человеческого капитала в целом.
Методы:
В работе проанализированы данные Федеральной службы государственной статистики в части демографических характеристик трудоспособного населения страны, Банка России о денежно-кредитной политике страны, исследования НИУ ВШЭ о цифровизации и производительности труда в России. Изучены данные доклада Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации о барьерах развития цифровизации в России, а также Организации Объединенных Наций (далее – ОЭСР) о структуре, финансах и эффективности систем образования в странах ОЭСР и странах-партнерах. Проанализированы факторы, оказывающие влияние на состояние рынка труда. Исследована средняя выработка 1 занятого, долл. США в час по странам, а также Индекс человеческого капитала и уровень производительности стран на основе данных Международной организации труда. На основе анализа существующих исследований определены весовые коэффициенты для критериального подхода по определению востребованных компетенций. Выведен топ-12 компетенций, на основе которых проведено дальнейшее исследование по оценке наиболее востребованных. Выполнено глубинное интервью, далее полученные данные были проанализированы с помощью количественного опроса.
Для проведения дальнейшего исследования мы рассмотрели тренды, оказывающие влияние на состояние рынка труда:
1. На перспективы развития сферы образования влияет ряд макроэкономических и демографических факторов. С 2000 года доля пожилых людей в возрастной структуре населения мира выросла с 6,8% до 9,9% к 2023 году. В настоящий момент уровень рождаемости в европейских странах менее 2,1 ребенка на каждую женщину. Таким образом, наблюдается снижение рождаемости и рост численности пожилого населения [1]. Такие демографические изменения свидетельствуют о том, что на рынок труда выйдет меньше молодых людей. Удовлетворение спроса на навыки будет связано с повышением квалификации существующей рабочей силы.
В настоящий момент государством реализуется национальный проект «Производительность труда», который предусматривает повышение уровня производительности труда в стране за счет предоставления сотрудникам возможности повышать свои компетенции с помощью инфраструктуры World Skills.
2. С точки зрения компетенций, на рынке труда можно выделить спрос на рабочую силу и интеллектуальный капитал. Среди стран ОЭСР высшее образование не является самым распространенным уровнем образования среди населения. Однако доля молодых людей в возрасте 25–34 лет, имеющих высшее образование, за последнее двадцатилетие увеличилась с 27% в 2000 г. до 48% в 2021 г. [11]. Такая динамика отражает возрастающую, на фоне развивающейся цифровизации, потребность в продвинутых компетенциях на рынке труда. При этом ключевым барьером цифровизации в России является проблема подготовки кадров [37, c. 5], а также отток молодых специалистов. По данным [38], в 2020 году количество молодежи в структуре занятых по возрастам снизилось на 1,3 млн человек.
3. Темпы роста мировой экономики замедляются [3, c.5]. Мировой уровень инфляции приближается к историческому максимуму [3, c.2]. Увеличиваются риски финансовой нестабильности, на энергетических рынках наблюдается высокая волатильность. На фоне этого:
¾ Объем вакансий растет, при минимальном уровне безработицы, в особенности в США и еврозоне [4, c.11].
¾ Большая часть людей переходит на гибридный и полностью удаленный формат работы. Чаще всего на удаленную работу уходят люди с высшим образованием. После пандемии COVID-19 76% офисных работников по всему миру хотят продолжить работать из дома [5].
Согласно статистическим данным, количество сотрудников, которые работают из дома, выросло на 159% с 2005 года, 99% респондентов предпочитают работать дистанционно хотя бы один рабочий день [5, c.6]. При этом в ближайшие 5 лет будет ожидаться сокращение рабочих мест на 14 млн [6, c.6]. Все больше будет обостряться борьба за таланты благодаря формированию привлекательных условий труда, среди которых создание возможностей для удаленной и гибридной работы внутри страны [6, c.53].
4. Общемировым трендом становится рост значимости нематериальных активов. В 2021 году стоимость нематериальных активов в мире достигла 1145% по сравнению с 6 триллионами долларов США в 1996 году [8, 9]. В условиях динамических конкурентных рынков вклад нематериального капитала в формирование добавленной стоимости выше, чем материального. Объекты интеллектуальной собственности становятся ключевым источником роста капитализации компаний и, как следствие, самой экономики.
5. Все большую важность приобретает принцип перехода к устойчивому развитию, что в свою очередь предполагает необходимость разработки и внедрения соответствующих образовательных программ, развития компетенций, направленных на развитие культуры устойчивого развития. Список таких компетенций опубликован в докладе ЮНЕСКО [10].
6. Современные технологии порождают сдвиг в разделении труда. По оценкам экспертов, он повлияет на сокращение 85 миллионов рабочих мест к 2025 году. С другой стороны, такая тенденция может поспособствовать появлению 97 миллионов новых должностей, которые будут более адаптированными к сдвигу в разделении труда [2, c.5]. Появление новых форматов работы обусловливает все большую конкуренцию и повышение требований к навыкам и качеству выполняемой работы.
На данный момент на рынке труда в России наблюдается разрыв между спросом и предложением. Согласно данным [12, c.10], за последние несколько лет соискатели неактивно ищут работу, что является нестандартной ситуацией для кризиса. Как правило, в такое время наблюдается обвал вакансий и рост резюме. В тоже время существует нехватка специалистов рабочего класса, так называемых «синих воротничков» и массового персонала, линейных сотрудников. Такая ситуация во многом связана с частичной мобилизацией, которая в настоящий момент существует в стране. Еще одним характерным фактом стало повышение спроса на соискателей в возрасте 14-18 лет в сравнении с прошлогодними показателями.
Совокупная факторная производительность растет, когда реальные затраты факторов производства на единицу выпуска снижаются. Информация и знание как фактор роста позволяют разрабатывать и внедрять технологии, которые снижают издержки при производстве. Таким образом становится очевидна роль человеческого капитала в росте производительности труда. Более высокий уровень человеческого капитала способствует повышению производительности труда работника. Чем выше уровень владения компетенциями человека, тем выше его трудовой потенциал и, как следствие, производительность.
Стоит заметить, рынок труда наиболее быстро реагирует на изменение технологий и бизнес-процессов, задавая новые требования к специалистам. В свою очередь система профессионального образования реагирует на такие изменения медленнее, что обуславливает нехватку специалистов с конкретными компетенциями или на определенные позиции.
В настоящий момент уровень производительности труда в России характеризуется положительной динамикой. Однако темпы роста в сравнении с другими странами незначительны. Проанализированные данные представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Динамика Индекса производительности труда в России [13] [1]
В сравнении с другими странами в России относительно низкий уровень производительности труда [14, c.13, c.14]. Однако охват образованием населения в России относительно других стран находится на высоком уровне, особенно в возрастных категориях от 6-14 лет и 15-лет. Удельный вес населения в возрасте 25–34 лет на 2020 год составляет 33,5. Например, в Италии такой показатель составляет 22,8, Канаде 34,6, Германии 33,1 [15]. При этом уровень производительности труда в упомянутых странах выше. Такая тенденция может свидетельствовать о том, что система образования в стране не развивает ряд необходимых компетенций, которые позволяют повысить уровень производительности труда.
Российская демографическая структура характеризуется старением населения, в т.ч. рабочей силы. Основываясь на международных критериях, население России считается старым, поскольку доля людей в возрасте 65 лет и более превышает 7% и составляет 16% жителей всей страны [16]. Таким образом, цикл работника будет все больше увеличиваться. Такая тенденция еще больше обуславливает необходимость формирования кадров, которые смогут удовлетворять спрос со стороны рынка труда и обеспечивать высокую производительность для страны. При этом динамика производительности труда связана с уровнем развития человеческого капитала в стране [17, 21]
Индекс человеческого капитала в России выше, чем в Люксембурге на 0,04. При этом Люксембург занимает первое место по средней выработке рабочего (долларов в час), а также первое место по выработке ВВП на одного работника (output per worker) [18].
Последние несколько лет (с 2016 года) утвержденные в России расходы федерального бюджета на государственную программу «Развитие образования» увеличились. Однако согласно построенной логарифмической линии тренда наблюдается общая нисходящая тенденция в объеме утвержденных расходов. Данные представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Динамика расходов федерального бюджета на государственную программу «Развитие образования» [2] [19]
При этом общие расходы на образование демонстрируют положительную динамику, что свидетельствует об общем росте выделяемых средств. Прирост расходов в 2020 году по сравнению с 2005 годом составляет 268% [20, c. 173].
По данным на 2020 год, Индекс человеческого капитала в России составил 0,68 баллов, что обусловило рост в общем страновом рейтинге с 52 места в 2019 году [22, c.3] до 41 в 2020 году [23, c.199]. Среди 174 стран Индекс человеческого капитала России выше среднего (0,56 баллов). По оценке качества образования Россия занимает позицию выше среднего (423,1), а именно, 498 баллов [24]. Несмотря на это, в стране низкая производительность труда по сравнению с другими индустриальными странами [14, c.14]. ВВП на отработанный час в стране составляет 30,36 долларов США, в то время как топ 5 стран по производительности труда: Люксембург 136.45 долларов США; Ирландия 121,95 долларов США; Виргинские острова США 81,96 долларов США; Сингапур 74,15 долларов США; Норвегия 72,37 долларов США [24]. Проанализированные данные представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Средняя выработка 1 занятого, долл. в час по странам [3] [18]
Реализация политики инвестиций в человеческий капитал по целевому сценарию НИУ ВШЭ может обеспечить рост вклада человеческого капитала в увеличение ВВП до 0,7–0,8 п.п. [25, c.6].
В России вклад человеческого капитала в экономический рост по индексу Денисона — Джоргенсона — Грилихеса и учетом образования ниже среднемирового. Исходя из этого можно судить о том, что качество не самого Индекса человеческого капитала низкое, а вклад его качества в рост ниже, чем в других странах [17].
В условиях нестабильности современного мира, образование становится все более надежным способом защиты от различных рисков, в том числе - экономических. Во время пика пандемии COVID-19, как и при кризисе 2008 года, безработица в большей степени увеличилась среди лиц с уровнем образования ниже среднего. Процент безработных от численности рабочей силы с высшим образованием увеличился с 2,9 до 4,0 к 2020 году, а с основным общим образованием с 10,9 до 13,0 к 2020 году [26].
Среди стран с экономиками со средним уровнем дохода, Россия занимает последние места рейтинга активности ранних предпринимателей в умеренно- и высокотехнологичных секторах [27, c. 66]. Но лидирующие позиции по доле ранних предпринимателей с высоким потенциалом роста на фоне невысокого уровня предпринимательской активности в стране. При этом наибольшая доля устоявшихся предпринимателей имеют среднее образование, что свидетельствует о том, что высшее образование не способствует развитию предпринимательских компетенций в той мере, которая привлекает самих предпринимателей [27, c.55]. Развитие предпринимательских компетенций может способствовать производству товаров с высокой добавленной стоимостью, что обеспечит рост экономики страны.
Результаты:
В условиях быстро меняющейся цифровой среде стать конкурентоспособным специалистом становится возможным, только с развитием мягких и цифровых навыков. Важным вопросом современного образования остается проблема неопределенности конкретных универсальных компетенций, которые позволят трудоспособному населению сохранять конкурентоспособность.
На основе анализа существующих исследований определены весовые коэффициенты для критериального подхода по определению востребованных компетенций. Для проведения дальнейшего исследования отобраны 12 компетенций с рейтингом выше 1,5 баллов. Стоит отметить, в рейтинг попали компетенции, которые в большей степени необходимы для развития в предпринимательской деятельности. Исходя из полученных данных можно судить о том, что большая часть востребованных компетенций представляет собой часть предпринимательского образования.
Для определения эффективности компетенций по формуле 1 рассчитан интегральный показатель:
Ii = ∑k=5 ki*wi (1)
где, k – i-критерий оценки в баллах; w – вес i-го критерия.
Под психологической устойчивостью в данной работе понимается способность человека выносить большие нагрузки, преодолевать усталость, умение сохранять последовательное поведение.
Под умением человека справляться со стрессом понимается способность воспринимать стрессоры без вреда для здоровья.
Под умением работать в команде понимается способность выполнять конкретную роль для достижения общей цели при наличии лидера, управленца команды.
Под партнерством и сотрудничеством понимается способность работать вместе для достижения общей цели, разделяя работу друг друга.
Таблица 1. Отбор компетенций для проведения исследования по критерию эффективности [4]
Компетенция
(i)
|
Критерий
(k)
|
Оценка, (I)
| ||||
Упоминается в
Атласе профессий будущего Сколково
|
Необходимы для
эффективного переобучения
|
Спрос на рынке
сейчас
|
Риски
автоматизации
|
Частота встреч
в
научных исследованиях по теме | ||
Весовой
коэффициент (w)
|
0,35
|
0,3
|
0,2
|
0,1
|
0,05
|
1
|
Психологическая
устойчивость
|
Высокий (3)
|
Высокий (3)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Высокий (1)
|
2,6
|
Анализ
информации и выработка решений
|
Высокий (3)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
Средний (2)
|
2,45
|
Клиентоориентированность
|
Высокий (3)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
2,4
|
Планирование и
организация
|
Высокий (3)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
2,4
|
Критическое
мышление и анализ информации
|
Высокий (3)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Низкий (3)
|
2,4
|
Умение
справляться со стрессом
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
Низкий (1)
|
Средний (2)
|
2,1
|
Саморазвитие
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
Низки (1)
|
Низкий (1)
|
Высокий (3)
|
2,05
|
Ориентация на
результат
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
2
|
Коммуникативная
грамотность
|
Средний (2)
|
Низкий (1)
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
Высокий (3)
|
1,85
|
Партнерство/сотрудничество
|
Средний (2)
|
Низкий (1)
|
Средний (2)
|
Средний (2)
|
Высокий (3)
|
1,75
|
Работа в команде
|
Средний (2)
|
Низкий (1)
|
Средний (2)
|
Низкий (1)
|
Высокий (3)
|
1,65
|
Таким образом, по итогу критериального анализа, для дальнейшего исследования отобраны 12 компетенций с рейтингом выше 1,5.
Для исследования мнения работающего населения России о приоритетных компетенциях, которые позволяют быть конкурентноспособным на рынке труда сейчас и в будущем, было опрошено 102 респондента. Из них 78,4% - женщины, 21,6% - мужчины. Возрастные группы респондентов: 8,8% - моложе 18 лет, 37,3% - 19-23 года, 30,4% - 24-30 лет, 20,6% - 31-45 лет, остальные старше 46 лет.
Для конкретизации ответов респондентов навыки были подразделены на 3 категории: мягкие, профессиональные и цифровые. По результатам исследования было установлено, что ключевыми навыками для продвижения по карьерной лестнице, по мнению респондентов, являются мягкие навыки. С таким мнение согласны 45,1% опрошенных. Для 26,5% наиболее важными являются профессиональные, для 28,4% - цифровые навыки. Наиболее частой причиной, по которой респонденты выбирали мягкие навыки, стал аргумент об универсальность таких навыков в любой сфере деятельности.
В исследовании приняли участие представители разных сфер: образование, государственные и муниципальные служащие, некоммерческие организации, промышленность, банковский сектор и финансовых услуг, IT, корпоративное обучение, медицина, искусство, туризм и др. 37,3% среди респондентов занимают руководящую должность в своей сфере, 62,7% нет.
По мнению большинства респондентов, развитие собственных компетенций является ключевой составляющей для карьерного роста. С таким мнение согласны 79,4% опрошенных.
По результатам исследования установлено, по мнению респондентов, в ближайшие 10 лет навыки работы в коллективе станут важнее индивидуальных компетенций. С таким ответом согласны 52,9% опрошенных. 10,8% отметили важность сочетания коллективных и индивидуальных навыков. Такой ответ обоснован важностью гибридных специалистов в долгосрочной перспективе. 66,7% респондентов моложе 18 лет считают, что через 10 лет будут наиболее востребованы навыки работы в команде. Респонденты старше 46 лет считают иначе. 66,7% в этой возрастной группе отметили приоритетность индивидуальных навыков. Респонденты возраста от 19 до 45 лет считают наиболее востребованными навыки работы в команде (52,2%).
По мнению большинства респондентов (74,5%) в будущем обществу будут необходимы более узкие специалисты, а не сотрудники широкого профиля.
Психологическая устойчивость и умение справляться со стрессом является приоритетной компетенцией, позволяющей респондентам продвигаться по карьерной лестнице. Такой ответ поддержали 43,1% респондентов. Далее по важности были отмечены критическое мышление и анализ информации (35,3% респондентов). Третье место в рейтинге (34,3%) разделили следующие ответы: партнерство/сотрудничество, планирование и организация, саморазвитие.
По итогам исследования составлен рейтинг компетенций, которые необходимо развивать, чтобы быть конкурентоспособным в будущем. Первое место в рейтинге распределено среди 3 компетенций одновременно.
Таблица 2. Рейтинг топ-10 компетенций, необходимых к развитию, чтобы оставаться конкурентоспособным в будущем [5]
Место
в рейтинге
|
Компетенция
|
1
|
Психологическая
устойчивость
Умение справляться со стрессом Гибкость |
2
|
Критическое
мышление и анализ информации
|
3
|
Анализ
информации и выработка решений
|
4
|
Планирование
и организация
|
5
|
Ориентация
на результат
|
6
|
Саморазвитие
|
7
|
Клиентоориентированность
|
Поскольку современный рынок труда постоянно подвержен изменению, с каждым годом формируются более высокие требования к человеческому капиталу. Исходя из полученных результатов в качестве востребованных компетенций для развития могут быть рекомендованы: психологическая устойчивость, умение справляться со стрессом, гибкость, критическое мышление и анализ информации, анализ информации и выработка решений, планирование и организация, ориентация на результат, саморазвитие, клиентоориентированность.
Обсуждение:
Повышение конкурентоспособности и компетентности населения страны оказывает большой вклад в развитие экономики страны, увеличение производительности труда. Дальнейшим важным направлением изучения темы востребованных компетенций трудоспособного населения является исследование мотивации сотрудников к обучению, а также анализ среды для реализации накопленного человеческого капитала.
Поскольку экономика России производит товары и услугы с низкой добавленной стоимостью, важным направлением исследования в дальнейшем может стать анализ производственных основных фондов и материальных оборотных средств. В таком случае можно будет в полной мере судить о стратегии повышения эффективности труда населения.
Выводы:
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод о том, что производительность труда в России в течение более 10 лет не демонстрирует значительных темпов роста, а в сравнении с другими странами характеризуется низкой производительностью труда и средней выработкой 1 занятого (доллар/час).
На основании критериального подхода установлено, что предпринимательские компетенции вошли в топ востребованных: психологическая устойчивость, умение справляться со стрессом, гибкость; критическое мышление и анализ информации, анализ информации и выработка решений; планирование и организация; ориентация на результат; саморазвитие; клиентоориентированность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что предпринимательские компетенции формируют большую часть компетенций будущего.
В условиях того, что российская экономика в большей степени производит товары и услуги с низкой добавленной стоимостью, развитие предпринимательских компетенций будет способствовать производству товаров с высокой добавленной стоимостью, что повысит уровень производительности страны.
В качестве решения по развитию предпринимательских компетенций предлагается их формировать и развивать через студенческие акселераторы. С другой стороны, важным фактором развития предпринимательских компетенций и развития самого предпринимательства в стране станет формирование благоприятных условий внутри страны за счет развития системы грантовой поддержки и льготного налогового режима.
[1] Составлено авторами работы на основе данных Росстата
[2] Составлено авторами работы
[3] Составлено авторами работы
[4] Составлено авторами работы
[5] Составлено авторами работы
Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:36:30