Культура охраны труда в интегрированной системе менеджмента безопасности промышленных предприятий

Лыскова И.Е.1
1 Коми республиканская академия государственной службы и управления, Россия, Сыктывкар

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Лыскова И.Е. Культура охраны труда в интегрированной системе менеджмента безопасности промышленных предприятий // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 3. – С. 1153-1174. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118479.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54303018

Аннотация:
В комплексе с управлением промышленной безопасностью, менеджментом качества, экологическим менеджментом, менеджментом безопасности труда и охраны здоровья существенным компонентом интегрированной системы менеджмента безопасности промышленного производства является управление культурой производственной безопасности. В совокупности с культурой промышленной безопасности, культурой качества, экологической культурой производственных процессов промышленных предприятий неотъемлемой частью интегрированной системы культуры производственной безопасности является культура охраны труда. Исследование теоретических и практических аспектов формирования и развития культуры охраны труда необходимо для разработки корпоративных программ и стандартов культуры производственной безопасности, как одного из модулей интегрированной системы менеджмента безопасности промышленных предприятий

Ключевые слова: промышленное производство, интегрированная система менеджмента безопасности промышленных предприятий; культура производственной безопасности; культура охраны труда

JEL-классификация: J28, J81, J83, M11



Введение. Современные стратегические приоритеты Российской Федерации ориентированы на поддержание тенденций устойчивого социально-экономического развития, обеспечение политической, социальной, экономической безопасности и стабильности. Социальные аспекты укрепления и защиты экономической безопасности России охватывают широкую совокупность мер политико-экономического, правового, организационного, информационного, социокультурного характера. Исключительное внимание уделяется задачам повышения эффективности российского промышленного производства в условиях возрастающей турбулентности, неопределенности, рисков [5; 7; 8; 9; 23; 29].

Промышленное производство всегда характеризовалось высокими рисками и угрозами безопасности труда. Несмотря на принимаемые меры в области охраны труда, уровень производственного травматизма остается высоким. Управление производственной безопасностью требует эффективной организации бизнес-процессов, основанной на приверженности трудового коллектива приоритетам, целям и ценностям безопасности. Наряду с политико-правовыми и социально-экономическими аспектами управления интегрированной системой производственной безопасности промышленных предприятий важно актуализировать роль социокультурного фактора в обеспечении охраны труда. Актуализация задач развития культуры производственной безопасности, включая культуру охраны труда, направлена на формирование благоприятного социально-психологического климата, формирование осознанной мотивации по соблюдению норм, требований и правил безопасности производственных процессов. Атмосфера открытости и доверия формирует адекватные когнитивно-поведенческие модели в области развития сотрудничества по вопросам производственной безопасности, обеспечения позитивной динамики в области производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Целью исследования является систематизация методологических основ формирования культуры охраны труда промышленных предприятий как одного из компонентов интегрированной системы менеджмента безопасности промышленного производства.

Задачи исследования:

– актуализация методологических основ развития культуры охраны труда промышленных предприятий;

– конкретизация сущности и систематизация нормативно-правовой базы формирования культуры охраны труда промышленных предприятий;

– характеристика основных задач развития культуры охраны труда промышленных предприятий.

Объект исследования – процесс формирования интегрированной системы менеджмента безопасности промышленных предприятий.

Предмет исследования – культура охраны труда как составляющая интегрированной системы культуры производственной безопасности промышленных предприятий.

Основным методом исследования является структурно-функциональный анализ, обеспечивающий обоснование актуальности формирования и развития культуры охраны труда как значимого социокультурного фактора развития современного промышленного производства.

Практическая значимость исследования определяется основополагающей ролью человеческого фактора в процессе обеспечения безопасности индивидуального и коллективного труда [26]. Однако теоретические и практические аспекты формирования и развития культуры охраны труда промышленных предприятий остаются слабо изученными. Сами термины «культура производственной безопасности», «культура охраны труда» остаются малопонятными сотрудникам предприятий. Развитие системы управления охраной труда должно обосновывать и включать планы и программы по развитию культуры производственной безопасности и культуры охраны труда.

В статье предлагается авторская модель современной культуры производственной безопасности промышленных предприятий. На основе действующей нормативно-правовой базы актуализируется сущность и определяются основные задачи формирования культуры охраны труда в сфере промышленного производства [20].

Методологические основы исследования культуры охраны труда промышленных предприятий. Современные тенденции развития промышленного производства предусматривают формирование и развитие интегрированной (единой) системы менеджмента безопасности промышленных предприятий. Ключевыми компонентами этой системы являются: система управления промышленной безопасностью; система менеджмента качества; система экологического менеджмента; система менеджмента безопасности труда и охраны здоровья; система управления культурой производственной безопасности.

Культура производственной безопасности промышленных предприятий характеризуется уровнем специальной подготовки высшего руководства и сотрудников в области экономической, социальной, экологической безопасности производства и наличием осознанной потребности в соблюдении норм, требований и правил безопасного поведения в процессе трудовой деятельности.

Соответственно современная модель культуры производственной безопасности промышленных предприятий включает следующие компоненты: культура промышленной безопасности; культура качества; экологическая культура; культура охраны труда.

Рисунок 1. Модель культуры производственной безопасности

промышленных предприятий

Источник: составлено автором [20].

Несмотря на весомые аргументы возрастания значимости социокультурных факторов обеспечения безопасности промышленного производства, характеристики культуры производственной безопасности, в том числе культуры охраны труда слабо осознаются участниками производственных процессов.

Важно отметить, что культура безопасности как научная и эмпирическая категория актуализировалась Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в связи и трагическими событиями на Чернобыльской АЭС в 1986 г. В отчетных докладах Международной консультативной группы по ядерной безопасности МАГАТЭ были конкретизированы ключевые характеристики культуры безопасности. Необходимое обоснование получили положения, подчеркивающие роль приверженности руководства целям и ценностям безопасности [21; 32; 33; 34].

Кроме МАГАТЭ существенный вклад в развитие концепции безопасности промышленного производства внесла Международная организация труда (МОТ). Особенно стоит выделить вклад МОТ в обоснование базовых характеристик культуры охраны труда. МОТ уже более столетия, начиная с 1919 г., осуществляет многоплановую работу по регулированию производственных и социально-трудовых процессов в различных отраслях экономики, особенно в сфере промышленного производства и промышленной безопасности [31].

Исключительное внимание вопросам культуры охраны труда уделяется в последние два десятилетия. В 2023 г. отмечается 20-летие учреждения МОТ Всемирного Дня охраны труда (28 апреля). К этому Дню МОТ традиционно готовит специальные доклады, уделяя особое внимание аспектам безопасности труда. Вопросы культуры охраны труда рассматривались в следующих докладах МОТ: «Основные направления продвижения охраны труда» (2004 г.), «Продвижение культуры охраны труда» (2005 г.), «Безопасный труд – право каждого человека» (2009 г.), «Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию» (2011 г.), «Профилактика профессиональных заболеваний» (2013 г.), «Вместе повысим культуру профилактики в охране труда» (2015 г.) и др. В условиях мировой пандемии COVID-19 тема безопасности труда наполнилась особым содержанием. Широкая совокупность аспектов безопасности характеризовалась в докладе МОТ «Охрана труда в условиях пандемии» (2020 г.). Вопросы развития культуры охраны труда вновь стали темой специального доклада МОТ «Укрепление социального диалога для создания культуры охраны труда. Чему нас научил кризис COVID-19?» в 2022 г. [27].

Кроме указанных докладов необходимо выделить специальные Конвенции и Руководство МОТ по вопросам формирования культуры охраны труда [9; 10; 11; 12]. Существенную роль в процессе развития методологической и нормативно-правовой базы безопасности труда на государственном уровне обеспечило внедрение «Руководящих принципов по системам управления безопасностью и гигиеной труда», принятых МОТ в 2001 г. В Российской Федерации этот документ известен как «Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)» [25]. Вместе с тем необходимо отметить монументальную, 4-х томную «Энциклопедию МОТ по охране и безопасности труда», в которой содержатся разделы, связанные с общей характеристикой производственной безопасности промышленных предприятий и культуры безопасности труда [30].

Внедрение МОТ-СУОТ 2001 стало импульсом для обновления трудового законодательства РФ [1; 3], а также для разработки и внедрения широкой совокупности международных, межгосударственных и национальных стандартов в области безопасности труда, обеспечивающих формирование и совершенствование системы охраны труда промышленных предприятий. Отметим один из последних утвержденных стандартов ГОСТ Р ИСО 45001-2020 [13].

Методологические аспекты современной культуры охраны труда базируются на системном, процессном и ситуационном подходах. Системный подход обосновывает комплексную характеристику культуры производственной безопасности, составной частью которой является культура охраны труда. Аналогично культуре производственной безопасности культуру охраны труда следует трактовать как приоритет, цель, ценность, норму, стандарт качества.

Процессный подход обосновывает выделение основных этапов формирования и совершенствования культуры производственной безопасности в целом, и процесса формирования культуры охраны труда, в частности. Этапы следующие:

1. разработка концептуальных и нормативно-правовых основ формирования культуры охраны труда как составляющей культуры производственной безопасности;

2. планирование и реализация основных направлений деятельности по формированию культуры охраны труда в соответствии со стратегическими приоритетами и целями безопасности промышленного производства;

3. непрерывное совершенствование культуры охраны труда при вовлечении всех участников производственных процессов [16; 17; 18; 19].

Ситуационный подход к исследованию тенденций культуры охраны труда обоснован причинно-следственными связями, характеризующими систему менеджмента безопасности промышленных предприятий, специфику организации индивидуального и коллективного труда.

Сущность и нормативно-правовые основы формирования культуры охраны труда промышленных предприятий. Эффективность современной промышленной политики в значительной степени определяется безопасностью промышленного производства. Ключевыми документами, характеризующим политико-правовые и социально-экономические основы безопасности промышленного производства, являются Федеральный закон РФ от 21.07.1997 г. (ред. 01.07.2021) № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон РФ от 31.12.2014 г. № 488-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации». Кроме этих законов следует отметить Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 г. № 198 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» [2; 4; 6]. В данных документах промышленная безопасность характеризуется как комплекс технико-технологических и организационно-управленческих мер по обеспечению состояния стабильности и защищённости промышленных объектов, ликвидации опасности возникновения аварий и инцидентов, недопущению воздействия опасных и вредных факторов производства на людей и окружающую среду и др.

Одним из значимых направлений современной промышленной политики и обеспечения экономической безопасности промышленного производства России является государственная политика в области охраны труда. Конституция Российской Федерации – основной правовой документ, который закрепляет юридические нормы по защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области обеспечения безопасности личности, общества, государства. Статья 37 Конституции РФ устанавливает трудовые права и социальные гарантии человека, включая право каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В Трудовом кодексе Российской Федерации закрепляются основы государственной политики в области охраны труда. Статья 209 Трудового кодекса РФ раскрывает сущность охраны труда, как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Система охраны труда включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов и трудовой деятельности.

Статья 210 Трудового кодекса РФ устанавливает направления государственной политики в области охраны труда, включая приоритетность сохранения жизни и здоровья работников; совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда; организацию государственной экспертизы и оценки условий труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области безопасности труда и охраны здоровья; комплекс мер, направленных на профилактику несчастных случаев, профессиональных заболеваний и защиту интересов работников и их семей, пострадавших от несчастных случаев и опасных условий труда; развитие экономической и социальной активности в области охраны труда, охраны окружающей среды, распространение передового отечественного и зарубежного опыта в области безопасности труда и др. [1].

По причине высоких рисков и угроз экономического, социального, экологического характера промышленное производство требует высокой культуры безопасности всех участников производственных процессов. Безусловно, каждая отрасль промышленного производства имеет свою специфику. Однако важно выделить наличие универсальных характеристик, формирующих сущность культуры охраны труда промышленных предприятий.

Законодательно закрепленного и стандартного определения культуры охраны труда не сложилось. Тем не менее устойчивая культура охраны труда ассоциируется с культурой профилактики в области безопасности и гигиены труда [12]. В этом отношении подчеркивается, что управление культурой охраны труда промышленных предприятий предусматривает как минимум два уровня: национальный (государственный) и локальный (уровень промышленного предприятия). Кроме выделенных, следует отметить возможность регулирования культуры охраны труда на региональном и отраслевом уровне, позволяющим учитывать специфику различных производственных факторов, влияющих на экономические, социальные, экологические и прочие аспекты безопасности промышленного производства.

Национальный уровень формирования системы охраны труда характеризует роль государства в процессе устойчивого повышения качества охраны труда, включая развитие нормативно-правовой базы, регулирование и инспектирование процессов обеспечения безопасности труда и защиты трудовых прав сотрудников. Уровень промышленных предприятий требует соблюдения норм по охране и безопасности труда, внедрение системы управления охраной труда, интегрирование аспектов культуры производственной безопасности в единую систему менеджмента безопасности промышленного производства. Интеграция системы управления охраной труда в систему менеджмента безопасности обеспечивает эффективность управления рисками аварий и несчастных случаев на производстве. Проактивный (профилактический) подход к непрерывному совершенствованию культуры охраны труда содействует повышению показателей производительности, качества, эффективности промышленного производства.

Эффективная система управления охраной труда прежде всего подразумевает формирование «позитивной культуры охраны труда», то есть такой культуры, в которой «право на безопасную и здоровую производственную среду соблюдается на всех уровнях». Основой такой культуры признается приверженность высшего руководства стратегии и целям безопасности, а также вовлеченность всех сотрудников в процессы обеспечения производственной безопасности и признание приоритета ценностей обеспечения безопасной и здоровой производственной среды посредством реализации трудовых прав, принятия персональной ответственности и качественного исполнения профессиональных обязанностей в сфере производственной безопасности. Открытые коммуникации, сотрудничество, доверие и взаимное уважение в производственном коллективе являются основой для формирования и непрерывного совершенствования профилактической культуры охраны труда.

В этом отношении подчеркивается, что культура охраны труда есть «продукт индивидуальных или групповых ценностей, установок, представлений, компетенций и паттернов поведения» [27, c. 3]. Именно эти свойства определяют качественные характеристики культуры охраны труда.

Сущность культуры охраны труда позволяют выделить ее основные структурные составляющие. К ним следует отнести психологический, поведенческий и ситуационный компоненты. Психологические основы культуры охраны труда отражают индивидуальные психофизиологические, когнитивные и эмоциональные особенности человека, совокупность целевых и ценностных приоритетов личности, осознанных мотивов индивидуальной и коллективной профессиональной деятельности.

Формирование культуры охраны труда актуализирует необходимость сохранения физического и психического здоровья сотрудников. Психическое здоровье сотрудников – обязательное условие сокращения психофизиологических рисков и угроз производственной безопасности. Под психическим здоровьем понимается состояние индивидуального и коллективного благополучия, при котором работники имеют возможность реализовать свои способности продуктивно трудиться и вносить вклад в развитие общества. Сохранение психического здоровья работников связано с профилактикой психосоциальных рисков, производственных стрессов, внутриличностных и межличностных конфликтов, депрессивных состояний, вызванных влиянием неблагоприятных физических и психологических факторов, возрастанием уровня интенсивности, напряженности труда, увеличением объема работ, повышением уровня интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, профессионального выгорания, кризиса мотивации трудовой деятельности и др. Профилактические меры по борьбе с психосоциальными опасностями и рисками обеспечиваются эффективной системой организации труда, созданием службы психологического консультирования и психологической поддержки, пропагандой здорового образа жизни, эффективной социальной политикой промышленных предприятий, развитием корпоративной культуры и др.

Психологические аспекты безопасности воплощаются в конкретных поведенческих моделях, действиях или бездействиях, которые адекватны или противоречат установленным приоритетам, целям, ценностям, нормам, требованиям, стандартам безопасности. Еще более конкретно модели безопасного мышления и безопасного поведения проявляются в определенных ситуациях, особенно в условиях, связанных с угрозами и рисками безопасности. Очень часто поведение человека, попавшего в подобные ситуации может быть непредсказуемо. Соответственно, требуется комплексная, систематическая, непрерывная работа по совершенствованию компетенций и закреплению навыков поведения людей в экстремальных ситуациях. Эффективными технологиями в этом отношении считаются непрерывное обучение и повышение квалификации в области производственной безопасности, комплексное информирование сотрудников по вопросам обеспечения безопасности, развитие компетенций и навыков поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью сотрудников, непрерывное личностное развитие, в частности развитие критического, аналитического, системного, безопасного мышления и развитие навыков безопасного поведения, направленных на профилактику аварий и несчастных случает на производстве.

Основные задачи развития культуры охраны труда промышленных предприятий. Основные задачи развития культуры охраны труда современных промышленных предприятий предусматривают:

– соблюдение законодательных и нормативных требований, направленных на целевое и ресурсное обеспечение социально-экономической безопасности промышленного производства, включая безопасные условия труда и охраны здоровья сотрудников промышленных предприятий;

– эффективное функционирование единой системы управления производственной безопасностью, включающей систему управления промышленной безопасностью, экологический менеджмент, менеджмент качества, а также эффективная интеграция системы управления охраной труда в систему менеджмента производственной безопасности промышленных предприятий;

– обеспечение позитивной динамики в отношении случаев производственных аварий, инцидентов и производственного травматизма (достижение показателей «нулевого» травматизма на производстве);

– реализация эффективной социальной политики промышленных предприятий и снижение показателей в области профессиональной заболеваемости сотрудников промышленного производства;

– повышение уровня социальной ответственности бизнеса, реализация эффективной экологической политики, снижение уровня воздействия вредных и опасных факторов на здоровье сотрудников и окружающую среду;

– непрерывное обучение и развитие профессиональных компетенций сотрудников в сфере безопасности промышленного производства и культуры производственной безопасности, включая культуру промышленной безопасности, культуру качества, экологическую культуры и культуру охраны труда.

Международные и российские нормативные документы предусматривают добровольное принятие работодателями обязательств обеспечения безопасности труда, а также соблюдение прав и обязанностей работников и их представителей в области охраны труда. Среди ключевых обязанностей работодателя необходимо отметить обязательства:

– по обеспечению безопасных условий труда;

– по обеспечению работников необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты;

– по установлению необходимых компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;

– по принятию эффективных мер при возникновении аварийных ситуаций и несчастных случаев на производстве;

– по предоставлению полной и объективной информации о безопасности (опасности) производственных процессов;

– по организации обучения работников в области производственной безопасности и охраны труда и др.

Относительно обязанностей работников по вопросам охраны труда требуется:

– соблюдение норм безопасности и гигиены труда;

– следование инструкциям безопасности при осуществлении трудовой деятельности;

– применение средств индивидуальной защиты в условиях опасных для жизни и здоровья;

– проявление осознанности и ответственности в вопросах обеспечения производственной безопасности;

– незамедлительное извещение руководства о несчастных случаях, об угрозах и рисках безопасности на производстве и др.

Среди прав работников в сфере охраны труда дополнительно отметим право получать необходимую информацию о мерах руководства по обеспечению производственной безопасности и охраны здоровья, право участвовать в мероприятиях и консультациях с руководством по вопросам безопасности, право прекращать работу в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни.

Основные функции представителей работников (профсоюзных организаций, комитетов по охране труда, конфликтных комиссий и др.) в области охраны труда следующие:

– требование соблюдения работодателем условий безопасности труда и охраны здоровья сотрудников;

– представление и защита интересов работников по вопросам охраны труда;

– инспектирование рабочих мест на регулярной основе, мониторинг условий и охраны труда, социального страхования работников от несчастных случаев на производстве;

– расследование нарушений в области охраны труда;

– выявление опасных факторов производства и анализ потенциальных рисков и угроз безопасности производственных процессов;

– расследование несчастных случаев и профессиональной заболеваемости на производстве;

– содействие социальному диалогу и сотрудничеству в области охраны труда и др.

Руководство промышленных предприятий обязано реализовать права и полномочия представителей работников по вопросам инспектирования и охраны труда, в частности обеспечить выделение необходимых ресурсов и времени, доступ к администрации, специалистам, инспекторам по труду, рабочим местам и работникам, возможность консультирования и информирования по вопросам охраны труда, участие в принятии решений, сотрудничество с работодателями по вопросам управления охраной труда и развития профилактической культуры охраны труда. Аналогичные функции призвана обеспечивать служба охраны труда промышленных предприятий в сотрудничестве с управлением промышленной безопасностью, учебным центром, кадровой и социальной службами, другими структурными подразделениями.

Исключительно значимую роль в процессе становления и развития системы управления охраной труда на государственном и производственном уровне обеспечило внедрение «Руководства по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001)». Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия (Juan Somavia) подчеркивал значимость этого документа как мощного инструмента развития «культуры обеспечения безопасности». В МОТ-СУОТ 2001 были закреплены основные структурные составляющие системы управления охраной труда: политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию. Однако предложенный комплексный подход к управлению охраной труда не содержал специальных положений, требований и рекомендаций по формированию и развитию культуры охраны труда [25].

Постепенно этот пробел стал восполняться. Именно МОТ вносит существенный вклад в разработку концепции культуры охраны труда. В частности, в Докладе МОТ 2022 г., посвященному Всемирному Дню охраны труда, речь идет об укреплении социального диалога для создания культуры охраны труда. В этом докладе вновь актуализируются ключевые компоненты системы управления охраной труда: политика в области охраны труда; организация деятельности в области охраны труда; планирование и внедрение системы управления охраной труда; оценка эффективности мер по обеспечению охраны труда; непрерывное совершенствование системы управления охраной труда.

Кроме того, в указанном докладе отмечаются наиболее существенные характеристики, связанные с трансформацией качества культуры охраны труда, то есть позитивной динамикой ее развития в организации. Однако подробного анализа тенденций развития культуры охраны труда не предлагается. Тем не менее, выделяются следующие стадии развития культуры охраны труда:

1. «Патологическая» («наплевательская» культура, игнорирующая ценность и цели охраны труда).

2. «Реактивная» («виновная» культура охраны труда, при которой безопасность приобретает значение только при возникновении аварий, инцидентов и несчастных случаев на производстве).

3. «Расчетливая» («плановая» культура охраны труда, характеризующаяся наличием системы управления вредными факторами производства).

4. «Проактивная», то есть «предупреждающая» культура охраны труда. Однако на этой стадии работники еще не имеют возможности быть причастными к управлению вопросами производственной безопасности.

5. «Генеративная», то есть «динамичная», интегрированная культура охраны труда, «встроенная в методы работы и мышления» на политическом, коллективном и индивидуальном уровнях [27, c.43-45].

Основными показателями эффективности функционирования системы управления производственной безопасностью в целом и управления культурой охраны труда в частности следует считать снижение частоты несчастных случаев и аварий на промышленном производстве, а также снижение показателей случаев профессиональной заболеваемости сотрудников.

Выделенные показатели обеспечения безопасности труда позволяют закрепить основные задачи и направления развития культуры охраны труда на производственном уровне. Именно развитие культуры производственной безопасности, включая культуру охраны труда, способно в значительной степени улучшить ключевые показатели в области производственного травматизма. Тенденции в сфере производственного травматизма противоречивы. В частности, в докладе МОТ к Всемирному Дню охраны труда 2022 г. отмечается, что ежегодно во всем мире от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний умирает 2,9 млн человек и не менее 402 млн человек получают несмертельные производственные травмы [27, c. 1].

В России ведется статистика несчастных случаев на производстве. Сбор и анализ основных данных обеспечивается Федеральной службой государственной статистики и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [22; 24]. Самый общий анализ функционирования системы охраны труда российских предприятий свидетельствует о снижении количества производственных травм на промышленных предприятиях. Тем не менее цифры, по-прежнему внушительные. Ограничиваясь данными с 2000 г., отметим, что фиксируется снижение производственного травматизма в 2021 г по сравнению с 2000 г. в 7 раз, количество несчастных случаев, завершившихся смертельным исходом за указанный период сокращается в 3,6 раза. Однако доля травм с летальным исходом серьезно возрастает с 2,9 % до 5,6 % [22]. Несмотря на принимаемые меры, в частности повышение размеров выделяемых средств на охрану труда в расчете на одного работающего, особенно негативные тенденции в области охраны труда российских предприятий характеризуют после пандемийный 2021 г. В частности, в 2021 г. по сравнению с 2020 г. наблюдается рост всех обозначенных показателей:

– общее количество травм, полученных работниками промышленных предприятий, увеличилось на 1,1 тыс. чел. (рост на 5,1 %);

– количество смертельных травм – на 0,3 тыс. (рос почти на 33 %);

– количество травм со смертельным исходом выросло на 26,1 % [5].

Для примера приведем динамику основных показателей по производственному травматизму в России с 2010 г.:

Таблица 1. Уровень производственного травматизма на российских предприятиях

в 2010-2022 гг.

Год
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве, тыс. человек
Количество смертельных случаев, тыс. чел.
Доля травм со смертельным исходом, %
2010
47,7
2,00
4,19%
2011
43,6
1,82
4,17%
2012
40,4
1,82
4,50%
2013
35,6
1,70
4,78%
2014
31,3
1,46
4,66%
2015
28,2
1,29
4,57%
2016
26,7
1,29
4,83%
2017
25,4
1,14
4,49%
2018
23,6
1,07
4,53%
2019
23,3
1,06
4,55%
2020
20,5
0,91
4,44%
2021
21,6
1,21
5,60%
2022
20,3
1,07
5,27%
Источник: составлено автором на основании [22].

Статистические данные свидетельствуют о снижении производственного травматизма вплоть до 2020 г. В постпандемийный период фиксируется негативная динамика. Тем не менее, уровень производственного травматизма в 2022 г. снижается, улучшаются до пандемийные показатели численности пострадавших при несчастных случаях. Однако, статистических показателей по количеству смертельных случаев в результате производственных травм до пандемийного периода не удалось достигнуть.

Таблица 2. Тенденции производственного травматизма

Год
Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих
Из них пострадавших со смертельным исходом
2010
2,2
0,094
2011
2,1
0,086
2012
1,9
0,084
2013
1,7
0,080
2014
1,4
0,067
2015
1,3
0,062
2016
1,3
0,062
2017
1,3
0,056
2018
1,2
0,054
2019
1,2
0,053
2020
1,0
0,045
2021
1,1
0,060
2022
1,0
0,053
Источник: составлено автором на основании [22].

Относительно численности пострадавших со смертельным исходом наблюдается снижение показателей, за исключением 2021 г. Но к 2022 г. численность пострадавших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих вышла на уровень 2020 г. Доля случаев со смертельным исходом в 2022 г. аналогична допандемийному уровню 2019 г., но выше, чем в 2020 г.

Таблица 3. Средства, выделяемые на охрану труда

Год
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда в расчете на 1 работающего, рублей
2010
6724,2
2011
7966,2
2012
8758,1
2013
8881,3
2014
9615,5
2015
10930,4
2016
11479,8
2017
12964,7
2018
14246,4
2019
14862,4
2020
18825,3
2021
20476,0
2022
21997,0
Источник: составлено автором на основании [22].

Относительно средств, выделяемых на охрану труда, статистические данные свидетельствуют о повышении этих расходов. В условиях пандемии и постпандемийный период также объективно прослеживается обозначенная тенденция.

По официальным данным основной причиной несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями на протяжении нескольких последних лет признается неудовлетворительная организация производственных процессов. Отмечается, что на устранимые причины несчастных случаев с тяжелыми последствиями приходится около 70%. Это свидетельствует о недостаточной финансовой грамотности работодателей, которые не осознают роль инвестиций в улучшение условий и охраны труда как инструмента повышения производительности труда и устойчивого развития бизнеса. В качестве одной из значимых рекомендаций, обеспечивающих позитивную динамику в сфере производственного травматизма предлагается «формирование культуры безопасности труда» [24, c. 111].

Заключение

Таким образом, необходимо сделать вывод о значимости социокультурных факторов в процессе формирования культуры производственной безопасности в целом, и культуры охраны труда, в частности. Основными результатами исследования являются:

1. актуализация методологических основ, содействующих формированию культуры охраны труда в сфере промышленного производства;

2. конкретизация сущности культуры охраны труда, систематизация нормативно-правовых основ управления культурой охраны труда применительно к целям экономической, социальной и экологической безопасности промышленного производства [14; 15];

3. определение основных задач формирования и развития культуры охраны труда промышленных предприятий с учетом специфики производственных процессов на основе признания культуры безопасности как приоритета, цели, ценности, нормы, стандарта качества [16; 17].

Ключевые положения формирования культуры охраны труда предлагаются для конкретизации задач и направлений совершенствования культуры производственной безопасности, рекомендуются для разработки корпоративных стандартов, планов, программ развития культуры производственной безопасности, как одного из модулей интегрированной системы менеджмента безопасности промышленных предприятий [18; 19; 20].


Источники:

1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 13.06.2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 15.06.2023).
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (с изм. 11.06.2021, ред. 01.07.2021) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2023).
3. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ (с изм. от 28.12.2022) «О специальной оценке условий труда». [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2023).
4. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (с изм. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.03.2023).
5. Указ Президента Российской Федерации от 13.05. 2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 12.03.2023).
6. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2018 г. № 198 «Об основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43022 (дата обращения: 12.03.2023).
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 12.03.2023).
8. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 12.02.2023).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2023 г. № 242) «Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/91634/ (дата обращения: 12.03.2023).
10. Конвенция № 155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной сфере» от 22.06. 1981 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rykovodstvo.ru/exspl/2041/index.html (дата обращения: 12.02.2023).
11. Конвенция № 161 МОТ «О службах гигиены труда» от 07.06. 1985 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900817 (дата обращения: 12.02.2023).
12. Конвенция № 187 МОТ «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» от 15.06.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902237545 (дата обращения: 12.03.2023).
13. ГОСТ Р ИСО 45001-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200175068 (дата обращения: 12.03.2023).
14. Караваева И. В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143.
15. Караваева И. В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736.
16. Лыскова И.Е. Стратегические цели производственной безопасности промышленных предприятий в аспекте приоритетов национальной и экономической безопасности Российской Федерации // Глобальная ядерная безопасность. – 2021. – № 1(38). – c. 94-109.
17. Лыскова И.Е. Приверженность руководства целям производственной безопасности как фактор формирования интегрированной системы менеджмента безопасности промышленных предприятий // Глобальная ядерная безопасность. – 2021. – № 4(41). – c. 73-91.
18. Лыскова И.Е. Методологические основы разработки и внедрения корпоративных стандартов культуры производственной безопасности предприятий атомной промышленности // Глобальная ядерная безопасность. – 2022. – № 4(45). – c. 87-100.
19. Лыскова И.Е. Методологические основы управления результативностью культуры производственной безопасности промышленных предприятий // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 601-622.
20. Лыскова И.Е. Современная модель культуры производственной безопасности в аспекте устойчивого развития промышленного производства Российской Федерации // Проблемы рыночной экономики. – 2023. – № 1. – c. 118-132.
21. Машин В.А. Современные основы концепции культуры безопасности // Электрические станции. – 2014. – № 10. – c. 2-10.
22. Производственный травматизм. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/working_conditions (дата обращения: 12.03.2023).
23. Промышленное производство в России. / Стат. Сб./Росстат. - М., 2021. – 305 c.
24. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2021 году. [Электронный ресурс]. URL: https://eisot.rosmintrud.ru/attachments/article/47/monitoring-2021.pdf (дата обращения: 12.03.2023).
25. Руководство Международной организации труда по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001). [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/topics/safety-and-health-at-work/normative-instruments/WCMS_125017/lang--en/index.htm (дата обращения: 12.03.2023).
26. Самарская Н.А. Влияние человеческого фактора на трансформацию охраны труда в контексте современной теории поколений // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3.
27. Укрепление социального диалога для создания культуры охраны труда. Чему нас научил кризис COVID-19? Международное бюро труда, МОТ, Женева, (2022). [Электронный ресурс]. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/ (дата обращения: 12.03.2023).
28. Формирование культуры охраны труда. Руководство по Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№155) и Протоколу к ней 2002 года и по Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№187). [Электронный ресурс]. URL: http://test.safe-work.ru/Bibl/BibOT/MOT/m2016.html (дата обращения: 12.03.2023).
29. Городецкий А.Е., Караваева И.В.,Лев М.Ю. Экономическая безопасность России в новой реальности. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
30. Энциклопедия МОТ по охране и безопасности труда. [Электронный ресурс]. URL: http://base.safework.ru/iloenc (дата обращения: 12.03.2023).
31. Крылов К.Д. 100-летие МОТ и прогнозы в сфере труда // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2019. – № 11. – c. 54-64.
32. INSAG-4. МАГАТЭ. Международная консультативная группа по ядерной безопасности. Культура безопасности. Серия изданий по безопасности, №75-INSAG-4. – 1991. МАГАТЭ, Вена. [Электронный ресурс]. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub882r_web.pdf (дата обращения: 12.03.2023).
33. INSAG-13. МАГАТЭ. Международная консультативная группа по ядерной безопасности. Менеджмент эксплуатационной безопасности на атомных электростанциях. – 2015. INSAG-13. МАГАТЭ, Вена. [Электронный ресурс]. URL: https://www-pub.iaea.org/MTCD/Publications/PDF/Pub1083r_web.pdf (дата обращения: 12.03.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:17:57