Риски проектов и процессов при интегрированном проектировании инновативных продуктов
Старцев В.А.1, Фалько С.Г.2
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет», Россия, Королёв
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 12
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082122
Цитирований: 12 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Современная ситуация требует учета новых подходов при проектировании инновативных продуктов, обеспечивающих снижение риска неуспешной реализации инновации. В статье обосновывается необходимость перехода от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта. Рассмотрены цели менеджмента рисков, а также отличительные особенности рисков интегрированного проектирования. Приведено описание подходов и методов идентификации рисков при проектировании инновативных продуктов.
Ключевые слова: инновативные продукты, интегрированное проектирование, проекты, процессы, риск-менеджмент
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Инновативные продукты [1] по сравнению с традиционными характеризуются высоким уровнем новизны и неопределенности в достижении поставленных целей разработки, поэтому проектам и процессам по разработке инновационных продуктов сопутствуют многочисленные виды рисков: технические, временные, стоимостные, финансовые, правовые, экологические, репутационные и т. п.
В настоящее время в процессе проектирования доминирует подход, основанный на учении Фредерика Тейлора: разделение и специализация работ [5, 10] (Falko, 1990; Lindemann, 2016). Данный подход порождает многочисленные технико-экономические, организационные и процессные проблемы, а также организационные, технические, экономические, правовые, экологические и процессные риски.
Значительно меньший уровень рисков достижения поставленных целей имеет место в процессе модификации, модернизации и имитации продуктов [6] (Falko, 1999). Такие процессы и проекты остаются за рамками рассмотрения данной статьи.
Авторская гипотеза заключается в том, что переход от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта будет способствовать снижению означенных выше рисков.
Цель статьи заключается в выявлении отличительных особенностей рисков при переходе к интегрированному проектированию, а также в развитии существующих и разработке новых методов идентификации рисков.
Научная новизна результатов исследования, представленных в статье, заключается в следующем:
- на основе анализа проблем и рисков, возникающих при традиционном специализированном подходе к проектированию инновативных продуктов, авторами предложен и обоснован переход к интеграционному проектированию, что позволит снизить риски неуспешной реализации инновационных проектов;
- в ходе исследования выявлено, что в отличие от традиционных временных, стоимостных и технических рисков, характерных для специализированного подхода, при интеграционном проектировании возникают новые виды рисков: коммуникационные, координационные, организационные и мотивационные.
В целях повышения эффективности управления рисками при интеграционном подходе авторами предложены:
- систематизация методов идентификации рисков по трем категориям: дедуктивные методы, базирующиеся на обработке данных; индуктивные методы анализа; креативные методы, базирующиеся на групповой работе; выявлено, что для интегрированного подхода к проектированию наибольшую ценность представляют креативные методы, реализуемые в рамках групповой работы;
- матричный подход к выявлению качественных взаимосвязей между источниками риска и параметрами проекта (длительность, сроки, качество), применение которого позволяет разрабатывать сценарий управления рисками при интегрированном проектировании инновативного продукта.
Интегрированный подход при проектировании инновативных продуктов
Производство товаров в корне изменилось за последние 100–120 лет. В начале прошлого века опытные мастера осваивали необходимые области знаний и реализовывали их на практике. Это было возможно в ситуации, когда продукция выпускалась многие годы в неизменном виде. Например, Т-модель автомобиля «Форд» отличалась простотой конструкции, технологии производства и ремонта. Рынок новой продукции, как правило, ограничивался национальными границами и характеризовался как «рынок продавца». Цены на продукцию формировались путем суммирования всех затрат и с учетом отраслевой рентабельности.
В период индустриализации возникла необходимость в массовом производства аналогичной продукции. Проблема эффективного производства была решена на основе принципов и методов тейлоризма, которые получили наиболее яркое применение на заводах Генри Форда [5].
Итак, в массовом производстве продукции наметился явный прогресс благодаря применению принципов научной организации производства, а в разработке инновативных продуктов по-прежнему практиковался метод проб и ошибок, который порождал многочисленные переделки и доработки на всех этапах [4] (Startsev, Falko, 2018).
В настоящее время ситуация характеризуется быстрой сменой предлагаемых рынку продуктов. Фактор времени играет решающую роль. Конкуренция производителей заставляет сокращать сроки разработки инновативных продуктов, при этом необходимо обеспечивать высокое качество с учетом рыночных цен. Рынки стали глобальными с доминированием клиентов, то есть речь идет о «рынке покупателя». Кроме того, глобализировались технические средства автоматизированного проектирования и производства инновативного продукта. Это означает, что данные процессы могут происходить в других странах с меньшими затратами на рабочую силу и инфраструктуру. Во многих отраслях массового производства продукции подход к ценообразованию радикально изменился: вместо суммирования затрат и добавления нормы рентабельности происходит переход к методу «Целевой цены» (Target Costing) [3, 7] (Startsev, 2019; Falko, Ivanova, 2007)).
Как уже отмечалось выше, несмотря на то, что современная ситуация требует учета новых подходов при проектировании инновативных продуктов, по-прежнему доминирует подход, основанный на разделении и узкой специализации работ. Проблемы и риски, возникающие при существующем подходе к проектированию инновативного продукта, подробно рассмотрены в работе [8] (Ehrlenspie, Meerkamm, 2013).
В значительной мере проблемы и риски проектирования инновативного продукта могут быть решены путем смены парадигмы: переход от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта.
Чтобы преодолеть проблемы специализации, необходимо внедрять новые методы мышления, организационные формы и методы интеграции. Переход к новой парадигме также предполагает овладение сотрудниками новыми компетенциями координационно-интеграционного и коммуникационного характера. Важность этих компетенций будет возрастать по мере расширения и углубления специализации при создании инновативных продуктов. Например, применение композитных материалов, существенно отличающихся по своим характеристикам от традиционных конструкционных материалов, предполагает вовлечение в процесс проектирования узких специалистов в данной области. Похожая ситуация с углублением специализации при проектировании киберфизических инновативных продуктов, включающих микроэлектронику, сенсоры, встроенные программные средства и т. д.
В интеграционном проектировании важны не столько современные методы и методики, технические и программные средства автоматизации процессов проектирования, сколько готовность и мотивированность персонала к совместной работе и вознаграждению за результат в целом, а не за выполнение отдельного этапа или функции.
Цели менеджмента рисков в процессе разработки инновативных продуктов
Процесс разработки инновативного продукта укрупненно состоит из следующих этапов (стадий) [10] (Lindemann, 2016):
- поиск идеи продукта;
- технико-экономическое обоснование;
- предварительная разработка;
- детальная разработка;
- создание прототипа;
- запуск в серийное производство;
- адаптация продукта к условиям производства.
Менеджмент рисков включает следующие основные цели в процессе разработки продукта [10]:
- обеспечивает прозрачность относительно существования и значимости рисков разработки инновативного продукта;
- поддерживает процесс принятия адекватных решений с учетом значимости рисков;
- способствует снижению выявленных рисков и при этом обеспечивает сохранение экономических выгод от создания инновативного продукта;
- обеспечивает противостояние ранее неизвестным и (или) маловероятным рискам, возникшим в процессе разработки, за счет устойчивости организационных процессов и продукта.
Процесс управления рисками при разработке инновационного продукта базируется на общем стандарте риск-менеджмента ISO 31000-2009 и включает такие компоненты, как идентификация, анализ и оценка рисков, а также разработку мероприятий по управлению рисками [9].
При переходе от принципа специализации при разработке нового продукта к принципу интегрированного проектирования задачи менеджмента рисков принципиально не меняются, так как стадии разработки остаются неизменными. Меняется форма организации работы: разработка ведется не последовательно по стадиям в рамках отдельных подразделений (отделов), а синхронно с привлечением специалистов по маркетингу, сбыту, финансам, конструированию, производству и т. д.
С одной стороны, интеграционный принцип организации процесса проектирования несет в себе много преимуществ, а с другой – порождает новые виды рисков:
- отсутствие или низкий уровень коммуникационных и системотехнических компетенций сотрудников;
- недостаточный опыт работы в группах;
- неразвитость механизмов координации между внутренними подразделениями и внешними стейкхолдерами;
- несоответствие организационной структуры управления предприятия интеграционному принципу проектирования инновативной продукции;
- отсутствие или неразвитость механизмов мотивации сотрудников за результаты интеграционного проектирования.
Процесс разработки инновативного продукта можно интерпретировать как процесс управления рисками. Начиная со стадии поиска идеи, шаг за шагом риск-менеджмент позволяет снижать риски процесса до успешного выведения продукта на рынок. Можно утверждать, что успех разработки инновативного продукта в значительной мере обязан качественному менеджменту рисков.
У менеджмента рисков двойственная задача: с одной стороны, постараться минимизировать риски, а с другой – способствовать осознанному вхождению в риски с целью роста эффективности проектирования.
Следует избегать часто возникающей ошибки: риск-менеджмент не интегрирован в процесс разработки инновативного продукта и существует сепаратно, ограничиваясь выдачей указаний по избежанию любых рисков.
Методы визуализации и анализа при идентификации рисков
Интегрированный подход к проектированию инновативных продуктов предполагает четкую визуализацию процесса. Это необходимо для того, чтобы все участники проекта и (или) рабочей группы имели идентичное понимание происходящего [10].
Для целей визуализации могут применяться различные методы, в частности методы моделирования бизнес-процессов (например, IDEFO), метод анализа потока создания ценностей, методы графического планирования (например, графики Ганта или сетевые графики) и т. п.
В обязательном порядке визуализации подлежат:
- ключевые процессы;
- логическая взаимосвязь между ключевыми процессами (Input – Output);
- ответственные за функцию подразделения и (или) персоны;
- необходимые ресурсы на реализацию процессов;
- взаимосвязь с поставщиками ресурсов.
Специалисты в области риск-менеджмента должны при этом внимательно и критично рассмотреть разграничение задач участников процесса, а также уточнить потребность в ресурсах. Недостаток ресурсов может стать узким местом, то есть источником ресурсного риска.
В управлении рисками есть проблема, которая заключается в том, что «все связано со всем» [10]. Зачастую риски трудно отделить друг от друга и выявить взаимовлияние. Например, ошибки в расчетах при проектировании продукта могут быть вызваны как недостаточной квалификацией сотрудников, так и несовершенством программных средств. Поэтому предлагается проводить процесс идентификации в два этапа:
- на первом этапе выявляются отдельные риски и причины (источники) их возникновения;
- на втором этапе отдельные риски консолидируются на базе предлагаемого сценария развития рисков, что обеспечивает прозрачность с точки зрения понимания взаимовлиянии рисков.
В таблице 1 приведены примеры предлагаемых методов идентификации рисков, систематизированные по трем категориям:
- дедуктивные методы, базирующиеся на обработке данных;
- индуктивные методы анализа;
- структурированные креативные методы, базирующиеся на групповой работе.
Таблица 1
Примеры методов идентификации рисков
Дедуктивные
|
Индуктивные
|
Креативно-групповые
|
- анализ
документации;
- анализ данных прошлых проектов; - статистический анализ; - анализ контрольных листов и т. п. |
- анализ дерева
событий;
- анализ дерева отказов; - методы анализа опасностей и критических точек процесса |
- мозговой штурм;
- сценарные методы; - структурированные интервью; - метод Дельфи; - причинно-следственный анализ; - экспертные методы оценки отказов и последствий |
Для идентификации взаимовлияния отдельных рисков целесообразно применять технологию построения матрицы рисков. Данные матрицы рисков можно использовать для разработки сценария рисков, который желательно изображать в графической форме в целях лучшей визуализации.
В таблице 2 приведен пример выявленных в процессе исследования взаимосвязей источников риска и параметров проекта по созданию инновативного продукта. Внутренние и внешние источники, а также отдельно выделенная категория «Клиенты и поставщики» оказывают взаимозависимое влияние на параметры проекта по созданию продукта. Речь идет о таких наиболее значимых параметрах, как длительность проекта, затраты на его реализацию, а также качество проекта, которое включает оценку общества воздействия продукта на экологию.
Таблица 2
Пример взаимосвязи источников риска и параметров проекта по созданию инновативного продукта
Источники
риска (неопределенности)
|
Параметры
проекта
| ||
Длительность
проекта
|
Затраты
|
Качество
продукта
| |
Внутренние
|
Некачественное
планирование проекта
|
Необходимость
разработки дополнительного прототипа
|
Виртуальная
проверка свойств продукта с помощью моделирования
|
Клиенты
и поставщики
|
Нечеткие,
неполные или
меняющиеся требования к продукту |
Дополнительная
потребность в услугах внешних разработчиков
|
Проблемы
с новыми технологиями у поставщиков
|
Внешние
|
Новые
законодательные предписания/требования к продукту, возникшие в ходе проекта
|
Рост
заработной платы разработчиков в других странах
|
Критическое
восприятие обществом продукта относительно воздействия на экологию
|
К перспективному направлению в развитии подходов к идентификации рисков в интегрированном проектировании целесообразно отнести применение методов статистического и имитационного модерирования, а также экспертные технологии оценки рисков, включая интервальные и лингвистические переменные [1] (Orlov, 2011).
Заключение
Несмотря на то, что современная ситуация требует учета новых подходов при проектировании инновативных продуктов, по-прежнему доминирует подход, основанный на разделении и узкой специализации работ.
Этот подход порождает многочисленные технико-экономические, организационные и процессные проблемы, а также организационные, технические, экономические и процессные риски.
Проблемы проектирования инновативного продукта предлагается решать путем смены парадигмы: переход от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта.
Интеграционный принцип организации процесса проектирования несет в себе много преимуществ, однако порождает новые виды рисков организационного, координационного, коммуникационного и мотивационного характера.
Реализация интегрированного подхода к проектированию инновативных продуктов предполагает четкую визуализацию процесса, что позволяет идентифицировать и анализировать отдельные риски, а также разрабатывать сценарии взаимосвязи рисков.
Целесообразно развивать методы идентификации и анализа рисков при интегрированном проектировании в направлении применения методов статистического и имитационного модерирования, а также методов экспертных оценок.
[1]Термин «продукт» – синоним терминов «изделие», «технология», «услуга» и т. п.
Источники:
2. Старцев В.А. Возможности и риски систем автоматизированного проектирования в процессе разработки нового продукта // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2019. №2. С.22-27.
3. Старцев В.А. Управление затратами в процессе разработки нового продукта // Контроллинг. 2019. №1(71). С.24-32.
4. Старцев В.А., Фалько С.Г. Эволюция подходов и принципов при разработке новых продуктов // Инновации в менеджменте. 2018. № 17.
С.62-68.
5. Фалько С.Г. Наука об организации производства: история, современность, перспективы. М.: Общество «Знание» РСФСР, 1990. 56 с.
6. Фалько С.Г. Управление инновационными процессами на предприятии в условиях высокой неопределенности и динамики рынков (теоретико-методологические аспекты):диссерт…. докт. экон. наук. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. 331 с.
7. Фалько С.Г., Иванова Н.Ю. Управление нововведениями на высокотехнологичных предприятиях. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007. 256 с.
8. Ehrlenspiel K., Meerkamm H. Integrierte Produktentwicklung: Denkablaufe, Methodeneinsatz, Zusammenarbeit. 5 Auflage. Munchen; Wien: Carl Hanser Verlag, 2013. 858 s.
9. ISO 31000:2009 – Risk management – Principles and guidelines. Geneva: International Organization for Standardization, 2009.
10. Lindemann U. Handbuch Produktentwicklung. Munchen: Carl Hanser Verlag, 2016. 1036 s.
11. Oehmen, J., Ben-Daya, M., Seering, W. und Al-Salamah, M.: Risk Management in Product Design: Current State, Conceptual Model and Future Research. In Volume 1: 36th Design Automation Conference, Parts A and B (pp. 1033–1041) 2010 ASME.
12. Schöttner J. Umsatz gut, Rendite mangelhaft. Das Kostenproblem der Fertigungsindustrie. München: Carl Hanser Verlag, 2017. 257 s.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 22:56:58