Инновационная инфраструктура региона в новой экономической реальности
Глезман Л.В.1, Исаев С.Ю.2, Урасова А.А.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Пермский филиал, Россия, Пермь
2 Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 53 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 12 (Декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350098
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Новый этап развития человечества ознаменован научно-технологической революцией и технологическим переходом на инновационный путь развития. Инновации стали движущей силой социально-экономического развития страны и регионов, формируя уникальную инновационную систему в каждом субъекте. Инновационная инфраструктура представляет собой один из важнейших элементов инновационной системы – среду развития инноваций. В статье приводится авторское понимание термина «инновационная инфраструктура»; проводится структурно-элементный анализ инновационной инфраструктуры региона; рассматриваются актуальные проблемы развития инновационной инфраструктуры в условиях новой реальности; определены факторы инновационного развития региона на основе особенностей инновационной инфраструктуры и специфики проблем инновационного развития на примере Пермского края. Результаты исследования позволили обосновать вывод относительно дальнейших путей и перспектив развития инновационной инфраструктуры в регионах и возможностей тиражирования успешных региональных практик инновационного роста.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инновации, регион, экономика региона, цифровизация, цифровая экономика, санкционная политика
Финансирование:
Статья опубликована в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.
JEL-классификация: R11, R12, R13, O31, O33
Введение
За последние годы российская экономика подверглась целому рядов социально-экономических шоков, таких как пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения, взрывное распространение новых технологий, цифровая повестка развития мирового сообщества, геополитическая напряженность и санкционная политика ряда недружественных стран, которые обусловили формирование нового мирового уклада и повлекли глубокие трансформационные изменения в всех отраслях и сферах социально-экономического пространства страны и регионов, основанные, в первую очередь на новейших технологиях, продуктах и услугах. Таким образом, инновационная инфраструктура приобрела роль важнейшего фактора инновационного развития страны в целом и регионов в частности, обеспечивающего повышение результативности научно-технических разработок и эффективную коммерциализацию инноваций, от уровня развития которой напрямую зависит стратегический успех социально-экономического развития Российской Федерации и благополучие населения страны в новой экономической реальности в эпоху цифровой индустриализации.
Основная часть
Инновационная инфраструктура – интегрированной термин, раскрывающий суть обеспечивающей системы (инфраструктуры) и конкретизирующий ее применительно к инновационному аспекту той сферы, к которой данный термин применяется.
В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» [1] инновационная инфраструктура определяется как «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [1].
Применительно к региональному уровню, под инновационной инфраструктурой в целях данного исследования будем понимать систему взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, формирующих уникальную обеспечивающую среду реализации инновационных инициатив и связанной с ними инновационной деятельности в региональном пространстве в целях эффективного социально-экономического развития региона в новых экономических условиях.
Таким образом, инновационную инфраструктуру можно представить в виде некоторой совокупности организаций и/или институтов различных организационно-правовых форм, взаимосвязанная и взаимодополняющая деятельность которых направлена на ресурсное обеспечение каждого этапа инновационного процесса.
Научным сообществом ведется активная дискуссия в составе и структуре инновационной инфраструктуры, однако единое мнение до настоящего времени не найдено, в связи с чем в научной литературе представлены различные подходы по структуризации состава инновационной инфраструктуры.
Наибольшее распространение получил системный подход, с позиций которого ученые представляют различные точки зрения на структуру инновационной инфраструктуры, выделяя в ее составе подсистемы и элементы, перечень которых существенно разнится в зависимости от взглядов авторов, целей, задач, глубины и детализации исследований.
Гармашова Е.П. (Garmashova E.P., 2020) исследуя инновационную инфраструктуру Севастопольского региона придерживаясь системного подхода, включает в инновационную инфраструктуру 4 укрупненных подсистемы: тихнологическую/производственную, финансовую, кадровую и информационную, содержащих соответствующие элементы [2].
Исследуя функциональную сбалансированность подсистем инновационной инфраструктуры регионов, Саханевич Д.Ю. (Sahanevich D.Ju., 2021) акцентирует внимание на современных условиях цифровых преобразований, обусловливающих специфику инновационной инфраструктуры и состав ее подсистем, к которым автор относит: финансовую, кадровую, производственно-технологическую и информационную, находящиеся в тесной взаимосвязи и дополняющие друг друга [3].
Еще более детализированная классификация элементов инновационной инфраструктуры приводится в исследовании Лапыгина Ю.Н. (Lapygin Ju.N., 2019), который в рамках изучения схемы реализации инноваций, приводит перечень подсистем инновационной инфраструктуры и раскрывает особенности некоторых ее элементов. В инновационную инфраструктуру исследователь включает следующие подсистемы: производственную, финансовую, консалтинговую, кадровую, информационную и сбытовую, каждая из которых содержит определенный набор элементов [4].
Греков Е.И. (Grekov I. E., 2022) с позиций того же системного подхода приводит более глубокую детализацию, относя к структурным элементам инновационной инфраструктуры: науку, технологическую базу, инновационную культуру, кадры, региональные власти, финансы, потребителей, а также исследует инновационную инфраструктуру региона с позиций финансовой эффективности [5]
Боровских Н.В. и Чижикова Т.А. (Borovskih N.V., Chizhikova T.A., 2022) в своем исследовании [6] утверждают, что наиболее подробное изучение элементного состава инновационной инфраструктуры возможно с позиций четырехкомпонентного подхода, придерживаясь которого авторы выделяют четыре компонента инновационной инфраструктуры и составляющие их элементы: технологически-организационный компонент, финансовый, кадровый и инновационно-правовой компонент [6].
Пирогова Е.В. (Pirogova E.V., 2021), рассматривая инновационную инфраструктуру как необходимое условие повышения эффективности инновационной деятельности региона, предлагает, пожалуй, наиболее широкую классификацию элементной структуры инновационной инфраструктуры региона, включая в последнюю следующие составляющие: правовую, производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную, маркетинговую и логистическую [7].
Райхлина А.В. (Rajhlina A.V., 2013), придерживаясь институционального подхода, рассматривает инновационную инфраструктуру как совокупность взаимодействующих институтов: информации, финансовые, технологические, поддержки малого и инновационного предпринимательства, маркетингового сопровождения, экономики знаний, защиты интеллектуальной собственности, прямого государственного участия [8].
Некоторые ученые, при исследовании инновационной инфраструктуры используют различные подходы, предлагая при этом различный состав структурных элементов, что обусловлено целями и задачами исследований. Так, например Яшин С.Н. (Jashin S.N., Jashina N.I., Zaharova Ju.V., 2019) анализируя проблемы формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов [9], придерживаются системного подхода и в качестве подсистем инновационной инфраструктуры определяют: нормативно-правовую, финансовую, кадровую, информационную и систему материально-технического обеспечения.
Однако, в более позднем исследовании Яшин С.Н. с другим коллективом ученых в составе Седых И.О. и Лапшиной Е.Н. (Sedyh I.O., Lapshina E.N., Jashin S.N., 2021), исследуют инновационную инфраструктуру уже с позиций организационно-структурного подхода, рассматривая последнюю как организационную платформу, генерирующую условия для вовлечения в инновационную сферу и оптимального распределения большого количества материальных ресурсов. При этом ученые в структуре инновационной инфраструктуры выделяют следующие составляющие: организационная, финансово-кредитная, страховая, информационная. [10].
Результаты аналитического обзора структурных элементов инновационной инфраструктуры, представленных в работах различных авторов, в систематизированном виде представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структурные элементы инновационной инфраструктуры*
Подсистемы, элементы и компоненты
инновационной инфраструктуры
|
Гармашова
Е.П.
(подсистемы) [2]
|
Саханевич
Д.Ю. (подсистемы)
[3]
|
Лапыгина
Ю.Н. (подсистемы)
[4]
|
Греков
Е.И. (элементы) [5]
|
Боровских
Н.В., Чижикова Т.А. (компоненты) [6]
|
Пирогова
Е.В. (элементы)
[7]
|
Райхлина
А.В. (институты) [8]
|
Яшин
С.Н, Яшина Н.И., Захарова Ю.В.(подсистемы) [9]
|
Яшин
С.Н., Седых И.О., Лапшина Е.Н. (элементы) [10]
|
Производственная
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Технологическая
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Финансовая
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Кадровая
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
Информационная
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Консалтинговая
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
|
|
Сбытовая
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
|
Региональные
власти
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Потребители
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Наука
|
|
|
|
+
|
|
|
|
|
|
Инновационная
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
|
|
Организационная
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
Нормативно-правовая
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
+
|
|
Маркетинговая
|
|
|
|
|
|
+
|
+
|
|
|
Логистическая
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
|
Поддержка
малого и инновационного предпринимательства
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Экономика
знаний
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Защита
интеллектуальной собственности
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Прямое
государственное участие
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
|
Материально-техническое
обеспечение
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
|
Страховая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+
|
Из данных таблицы 1 очевидно, что большинство ученых, несмотря на различия используемых подходов, едины во мнении, что в состав инновационной инфраструктуры входят: производственная, технологическая, финансовая, кадровая и информационная подсистемы. Исходя из этого, ключевые подсистемы инновационной инфраструктуры представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Ключевые подсистемы и элементы инновационной инфраструктуры региона*
* Источник: Составлено автором
Многоукладность российской экономики, разноуровневое социально-экономическое развитие и уникальность территорий нашей страны предопределяют существенную дифференциацию и в инновационном развитии регионального пространства.
В 2021 году эксперты НИУ ВШЭ представили очередной выпуск рейтинга инновационного развития субъектов Российской Федерации [11] (далее «Рейтинг»), по результатам которого устойчивое лидерство на протяжении нескольких оценочных периодов (в пяти из семи) сохраняют г.Москва, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Исследование инновационного развития субъектов Российской Федерации проводится на основе расчета инновационного индекса, интегрирующего в себе 53 показателя, распределенных по пяти интегральным субиндексам: «Социально-экономические условия инновационной деятельности»; «Научно-технический потенциал»; «Инновационная деятельность»; «Экспортная активность» и «Качество инновационной политики» [11].
Анализ динамики положения регионов в рейтинге показал, что они обусловлены изменением качества региональной инновационной политики, которая направлена формирование привлекательной инновационной инфраструктуры, преобразование регионального пространства в привлекательную среду для инвестиций и притока человеческого капитала с высокой ценностью (с высоким уровнем образования и интеллектуальным потенциалом).
Примером активной инновационной политики может служить Пермский край. По результатам рассматриваемого рейтинга ранг Пермского края в 2019 году в сравнении с 2018 годом повысился на один пункт и обеспечил региону 16 место среди регионов РФ (табл. 2). Подавляющее большинство рангов частных интегральных индексов, составляющих российский региональный инновационный индекс, для Пермского края продемонстрировали рост, за исключением индекса экспортной активности, рейтинг которого снизился на 2 пункта [11].
Таблица 2
Место Пермского края в интегральных рейтингах НИУ ВШЭ*
Показатели
|
Ранг
|
Значение
|
Группа
| |
2018
|
2019
| |||
Российский
региональный инновационный индекс
|
17
|
16
|
0,3968
|
II
|
Рейтинг
социально-экономических условий инновационной деятельности
|
45
|
34
|
0,3903
|
II
|
Рейтинг
научно-технического потенциала
|
20
|
18
|
0,3495
|
II
|
Рейтинг
инновационной деятельности
|
25
|
22
|
0,3697
|
II
|
Рейтинг
качества инновационной политики
|
17
|
15
|
0,4481
|
II
|
Рейтинг
экспортной активности
|
21
|
23
|
0,4375
|
II
|
Наиболее высокий уровень (15) демонстрирует рейтинг качества инновационной политики, который в сравнении с предыдущим оцениваемым периодом улучшился на 2 пункта, чему способствовало действие в регионе регионального закона об инновациях, программ поддержки инноваций, региональных институтов инновационного развития, выделение территорий инновационного развития [11].
Пермский край является одним из промышленных центров страны, обладая высоким природным, научным, технологическим, культурным и экономическим потенциалом и существенными конкурентными преимуществами [12] (Glezman L.V., Kovaleva E.B., Pytkina S.A., 2020).
Рисунок 2 – Конкурентные преимущества Пермского края*
* Источник: Составлено автором по материалам [12]
Основу промышленного комплекса региона составляют нефтяная, химическая, нефтехимическая и лесная промышленность, черная и цветная металлургия и машиностроение. Богатство и разнообразие отраслей промышленного производства Пермского края сосредоточено в более 500 крупных и средних предприятий региона, отдельные виды выпускаемой продукции которых, являются уникальными как на российском, так и на мировом рынках (например, калийные удобрения). По 17 видам продукции производители Пермского края являются монополистами в Российской Федерации. Промышленный сектор Пермского края демонстрирует ежегодное повышение производительности труда и рост производства. Помимо промышленного комплекса, конкурентными преимуществами Пермского края являются богатая природно-ресурсная база, основу которой составляют минерально-сырьевые ресурсы, лесные и водные ресурсы.
Таким образом, Пермский край обладает высочайшим потенциалом для создания прочного фундамента инновационного развития регионального пространства в виде высокоразвитой инновационной инфраструктуры. В настоящее время инновационная инфраструктура Пермского края представляет сообщество корпораций, стартапов, технопарков, бизнес-инкубаторов, вузов, участников экосистемы НТИ, проекта «Точка кипения – Пермь», объединив в общей сложности свыше 1 700 предприятий, демонстрирует успешное развитие, так, например, структура производственно-технологической подсистемы инновационной инфраструктуры Пермского края представлена комплексом элементов (рисунок 3), из которых Технопарк в сфере высоких технологий «Morion Digital» занял 2 место в VII Национальном рейтинге технопарков России [13] в 2021 году.
Однако, темпы инновационного развития региона в сопоставлении с его ресурсным потенциалом и конкурентными преимуществами, свидетельствуют о недостаточной эффективности и скорости процессов инновационного развития регионального пространства, что обусловлено существованием ряда проблем в развитии инновационной инфраструктуры региона. Это подтверждается тем, что наиболее низкое место (34) Пермский край имеет в рейтинге социально-экономических условий инновационной деятельности [11], которые формируются инновационной инфраструктурой.
Рисунок 3 – Элементы производственно-технологической подсистемы инновационной инфраструктуры Пермского края
* Источник: Составлено автором
Новая реальность, в которой регионы выстраивают траектории своего инновационного развития, характеризуется высокой степенью неопределенности и стохастичности, что требует выявления существующих и вновь возникающих проблем в развитии инновационной инфраструктуры, для обеспечения своевременного регулирования и адаптации управления этим развитием к быстроменяющимся условиям. Наиболее сильное воздействие на развитие инновационной инфраструктуры оказал фактор геополитической напряженности и санкционное давление недружественных стран [14].
Проблемы развития инновационной инфраструктуры в новой реальности можно сформулировать следующим образом:
1. Дефицит финансовых ресурсов, что напрямую обусловливает низкую инновационную и инвестиционную активность промышленных предприятий и малого бизнеса;
2. Отставание страны в целом от стран мировых лидеров в части цифровой индустриализации, основанной на внедрении инновационных технологий, что закономерно влечет запаздывание в развитии новых отраслей и рынков инновационных технологий, продуктов и услуг, отвечающих требованиям новой цифровой революции;
3. Недостаточный уровень развития сектора малого инновационного предпринимательства, представители которого обладают необходимой гибкостью и адаптивностью в стохастичных условиях новой реальности;
4. Несовершенство, а в некоторых случаях и отсутствие нормативно-правовой базы в сфере инновационной деятельности и защиты интеллектуальных прав и интеллектуальной собственности;
5. Отток квалифицированных специалистов за границу в связи с более выгодными условиями трудоустройства [15] (Vataman I.V., 2017).
Достичь опережающего инновационного развития в современной экономической реальности регионам России возможно путем смены сырьевой модели роста, на модель высокотехнологичного производства товаров и услуг, связанную с ускоренным обновлением технологий, активизацией их создания, внедрения и использования, цифровой трансформацией и расширенным сетевым взаимодействием в инновационном пространстве, уровень развития которого соответствует требованиям новой технологической революции.
Регионы России существенно дифференцированы как по территориальным и климатическим условиям, уровню социально-экономического развития и т.п., так и по уровню развития инновационной инфраструктуры. Однако, как было отмечено ранее, залогом успешного инновационного развития выступает эффективная и качественная инновационная политика региональных властей, обеспечивающая успешную реализацию инициатив в сфере инновационного развития. В связи с этим, одним из наиболее перспективных инструментов инновационного развития в регионах представляется тиражирование успешных практик регионов-лидеров рейтингов инновационного развития, демонстрирующих опережающие темпы развития инновационной инфраструктуры.
Минэкономразвития Росси и Агентство стратегических инициатив сформировали список лучших практик для тиражирования в регионах [16]. С 2019 года было более 660 внедрений успешных практик. Список лучших практик включает 82 практики, рекомендованные к массовому тиражированию в регионах и для дальнейшего их включения в государственные программы и национальные проекты. Практики направлены на повышение комфортности жизни, модернизацию и цифровизацию городских транспортных систем, развитие агропромышленного комплекса и инновационных подходов в образовании, оптимизацию системы государственного управления. Практики агрегированы на платформе «Смартека», на которой также создана инфраструктура по их тиражированию. Задача глав регионов России – выбрать из указанного перечня те практики, которые подходят для внедрения в их регионе [16].
Заключение
Цифровая индустриализация и новая технологическая революция базируются на внедрении и создании инновационных технологий. Чтобы не оказаться в аутсайдерах социально-экономического развития Российской Федерации необходимо активизировать процессы инновационных преобразований на всех уровнях государственного устройства. В первую очередь это касается среды создания и диффузии инноваций – инновационной инфраструктуры. Развитая инновационная инфраструктура выступает гарантом эффективного использования научно-технического, инновационного, ресурсного, кадрового и других потенциалов территорий любого уровня и обеспечивает трансфер фундаментальных знаний и научно-технологических разработок в актуальную социально-экономическую практику. В качестве перспективного инструмента рассмотрен опыт АСИ по агрегированию лучшего опыта регионов и созданию инфраструктуры по тиражированию успешных практик с использованием платформы «Смартека».
Источники:
2. Гармашова Е.П. Инновационная инфраструктура Севастопольского региона // Вектор экономики. – 2020. – № 4. – c. 31.
3. Саханевич Д.Ю. Исследование функциональной сбалансированности подсистем инновационной инфраструктуры регионов // Корпоративная экономика. – 2021. – № 2. – c. 19-50.
4. Лапыгин Ю.Н. Инфраструктура научно-инновационной сферы региона (на примере Владимирской области) // Ученые записки. – 2019. – № 3. – c. 80-87.
5. Grekov I. E. Assessment of the financial efficiency of the innovation infrastructure of the region // Russian Journal of Management. – 2022. – № 2. – p. 141-145. – doi: 10.29039/2409-6024-2022-10-2-141-145.
6. Боровских Н.В., Чижикова Т.А. Инновационная инфраструктура региона: состояние и перспективы развития // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2022. – № 1. – c. 24-30. – doi: 10.24412/2225-8264-2022-1-24-30.
7. Пирогова Е.В. Формирование инновационной инфраструктуры как условие повышения эффективности инновационной деятельности региона // Вестник МГЭИ. – 2021. – № 2. – c. 225-265. – doi: 10.37691/2311-5351-2021-0-2-255-265.
8. Райхлина А.В. Формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности // Статистика и Экономика. – 2013. – № 2. – c. 59-62.
9. Яшин С.Н., Яшина Н.И., Захарова Ю.В. Анализ проблем формирования и развития инновационной инфраструктуры промышленных регионов РФ // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 801-812. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40919.
10. Седых И.О., Лапшина Е.Н., Яшин С.Н. Управление созданием инновационной инфраструктуры в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 1-1. – c. 85-91.
11. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 7 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Бредихин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 274 c.
12. Глезман Л.В., Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Проблемы повышения конкурентных преимуществ региональных пространственно-отраслевых структур // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2020. – № 2. – c. 27-38. – doi: 10.17122/2541-8904-2020-2-32-27-38.
13. Пермский технопарк Morion Digital вошел в тройку лучших в стране. Сайт губернатора и Правительства Пермского края. Официальный интернет-портал региона. 28.10.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.permkrai.ru/news/permskiy-tekhnopark-morion-digital-voshel-v-troyku-luchshikh-v-strane/ (дата обращения: 20.11.2022).
14. Российские регионы в условиях санкций: возможности опережающего развития экономики на основе инноваций. / Л.К. Агаева [и др.]; под общ. ред. Г.А. Хмелевой. - Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2019. – 446 c.
15. Ватаман И.В. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, август 2017 г.). – Казань: Молодой ученый. 2017. – c. 15-18.
16. Минэкономразвития России и АСИ сформировали список лучших практик для тиражирования в регионах. Аси. 29.09.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/news/190036/ (дата обращения: 20.11.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:55