Развитие малого бизнеса в новой реальности: региональные возможности и ограничения
Салихова С.Ф.1
1 Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 12 (Декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50208210
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства является бесспорным конкурентным преимуществом любого региона и, как правило, свидетельствует о благоприятном предпринимательском климате и высоком инвестиционном потенциале территорий. Социально-экономические условия деятельности и развития предпринимательского сообщества в последние годы претерпели кардинальные трансформации, инициированные целым рядом вызовов мирового и странового уровня, в том числе – тотальная цифровизация мирового сообщества, пандемийные угрозы и обусловленные ими ограничения, санкционное давление ряда недружественных стран и мировая социально-политическая напряженность. Совокупность указанных факторов формируют новые условия предпринимательской деятельности и требуют от предпринимателей новаторских решений и инструментов. В статье проведен анализ современного состояния и уровня развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан в сопоставлении с регионами Приволжского федерального округа и Российской Федерацией в целом, определены существующие угрозы, препятствующие развитию предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан и выявлены возможности развития данного сектора экономики в новой социально- экономической реальности.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, малый бизнес, цифровизация, цифровая экономика, возможности развития, ограничения, санкции, пандемия
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
В условиях высокой нестабильности социально-экономического пространства выявление и эффективное использование возникающих возможностей, а также учет и нейтрализация угроз и ограничений развития малого и среднего предпринимательства является крайне важной задачей управления, решение которой позволит найти новые пути развития важнейшего сектора экономики России.
Аналитический обзор научных публикаций, освещающих теоретические аспекты и сущность предпринимательской деятельности [1-3] (Adamanova Z.O., 2022; Gataulina E.A., 2022; Frolov A.O., 2022), раскрывающих роль и место малого и среднего предпринимательства в развитии экономики страны и регионов в современных условиях [4-6] (Kinzjabulatova G.I., 2022; Lihter A.V., 2020; Rahimov U.D., 2022), а также различные аспекты управления развитием предпринимательства с учетом региональной специфики и особенностей [7-9] (Vasjuchkova A.S., 2020; Glezman L.V., 2022; Litvin I.Ju., 2021) свидетельствуют о неослабевающем научном интересе экономистов-исследователей к такому экономическому явлению как предпринимательство.
Научная общественность едина во мнении, что сектору малого и среднего предпринимательства необходимо отводить особую роль в развитии современной России, в связи с чем необходимость анализа и поиска решений проблем, ограничивающих и сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства приобретает особую актуальность, что подчеркивается коллективом авторов Вахабова М.Х., Алхастова М.В., Вахабова Л.Х., которые в своем исследовании [10] (Vahabova M.H., 2021) раскрывают проблемы развития предпринимательства в условиях цифровой трансформации экономики. Стофарандова В.В. акцентирует внимание на проблемах развития малого и среднего предпринимательства, рассматривая его как инновационный ресурс развития регионов [11] (Stofarandova V.V., 2020). Лавричев О.В. и Гусева И.Б. не ограничиваются изучением проблем, а рассматривают также и перспективные направления развития малого и среднего предпринимательства [12] (Lavrichev O.V., 2022). Боробов В.Н. и Боробов Д.В. рассматривая различные аспекты развития малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономики приходят к выводу о неравномерности его развития в различных отраслях экономики и необходимости реализации государственной политики, которая приведет к выравниванию и активизации развития малого и среднего предпринимательства в отраслях экономики и регионах РФ [13] (Borobov V.N., 2022).
В рамках тематики данного исследования, научный интерес представили публикации, в которых рассматриваются и определяются тенденции развития малого и среднего предпринимательства. Так мнение ученых об ограничениях и последствиях пандемии COVID-19 для развития предпринимательства существенно разнятся. Например, Абдрахманова А.А. в своем исследовании рассматривает влияние пандемии COVID-19 на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ, отмечая, что данный сектор экономики имеет наименьший запас прочности и оказался наиболее уязвимым в период пандемийных ограничений, в связи с чем крайне нуждается в особых мерах государственной поддержки [14] (Abdrahmanova A.A., 2022). Выдренкова Н.Ю., изучая риски и возможности пандемии Covid-19 для малого и среднего бизнеса, утверждает, что несмотря на трудности, с которыми столкнулись предприниматели в новых реалиях, пандемия дала толчок и сформировала благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства [15] (Vydrenkova N.Ju., 2021). Отметим, что мы разделяем это мнение исследователя, только частично поскольку, использовать условия пандемии для ускорения развития смогли предприниматели только отдельных отраслей экономики, чья деятельность оперативно могла быть переведена на удаленный режим либо в цифровое пространство.
Изучение влияния еще одного ключевого фактора современной реальности – цифровой экономики на предпринимательскую деятельность проведено в работе Бургонова О.В. и Михайлова Е.В. [16] (Burgonov O.V., 2021), в качестве выводов, авторы отмечают запаздывание государственных воздействий и потребностей цифрового развития предпринимательства, что обусловливает необходимость анализа уязвимых мест господдержки и применения инфраструктурного инструментария. В научной литературе представлен целый комплекс исследований, направленных на изучение форм государственной поддержки деятельности и процессов развития малого и среднего предпринимательства [17-19] (Uzdenova F.M., 2021; Veraksa S.A., 2022; Kul'kova V.Ju., 2021), авторы которых сходятся в выводах о необходимости разработки новых форм и инструментов поддержки развития малого и среднего предпринимательства, отвечающих условиям и вызовам современной реальности.
Таким образом, результаты проведенного аналитического обзора научных публикаций, касающихся различных аспектов развития малого и среднего предпринимательства в новых реалиях, подтверждают необходимость детальной проработки проблематики выявления угроз и ограничений развития малого и среднего предпринимательства, а также возможностей развития данного сектора экономики с учетом сложившихся социально-экономических и политических условий.
Цель исследования
Целью исследования настоящей статьи является оценка текущего состояния и достигнутого уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан и выявление возможностей и ограничений развития малого и среднего предпринимательства в сложившихся социально-экономических и политических условиях с учетом региональных особенностей.
Материалы и методы исследования
В статье использованы данные единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, результаты исследований различных аспектов развития предпринимательства в Республике Башкортостан, проведенных специалистами и экспертами научно-исследовательских институтов, аналитических и рейтинговых агентств, отчетные данные республиканских органов власти Башкортостана.
В качестве методического инструментария применялись методы анализа и синтеза в статическом и динамическом аспектах, метод системного анализа, графической визуализации и интерпретации данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления ограничений и анализа возможностей развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на примере Республики Башкортостан проведен анализ достигнутого уровня развития сектора МСП в регионе на основе данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [20] в динамике за 2017-2021 гг. в разрезе ключевых показателей: количества субъектов МСП в регионе, динамике их темпа прироста и численности работников в сопоставлении с ПФО и РФ, графически исследованные данные представлены на рисунках 1 – 4. Основными ключевыми показателями развития сектора МСП являются количество субъектов малого и среднего предпринимательства и численность занятых в данном секторе экономике.
Как видно из данных, представленных на рисунках 1 и 2 по количеству субъектов МСП и численности работников в субъектах МСП в исследуемом периоде Республика Башкортостан среди регионов ПФО уверенно занимает 4 место, уступая лидерам – Татарстану, Нижегородской и Самарской областям.
В 2021 году количество субъектов МСП составило 126 929 единиц, показав рост почти 4% (рис.3). Динамика темпа прироста/спада количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан в 2017-2021 гг. соответствует окружным и общероссийским тенденциям, после спада в 2020 году в 2021 году наблюдается скачок роста количества субъектов МСП в Республике Башкортостан (3,87%), превышающий показатели ПФО (2,65%) и РФ (3,20%). В то же время среднесписочная численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан демонстрирует отрицательную динамику, значение которой превышает среднее значение по ПФО и РФ, что, по нашему мнению, обусловлено ростом количества самозанятых в регионе.
Рисунок 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа в динамике за период 2017-2021 гг.
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [20]
Таким образом, итоги развития сектора МСП в Республике Башкортостан в 2021 году свидетельствуют о сохранении Республикой своей позиции в пятерке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах Российской Федерации, по оценке Агентства стратегических инициатив (АСИ). Достигнутые показатели являются закономерным следствием реализации целого комплекса решений и мероприятий по поддержке деловой инициативы в регионе, развитии сектора МСП и создании благоприятного предпринимательского климата с учетом сложных социально-экономических условий и вызовов новой реальности.
Рисунок 2. Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Приволжского федерального округа в динамике за период 2017-2021 гг.
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [20]
Сектор МСП является критически значимым фактором в развитии экономики страны, обеспечивая занятость населения, стабильность и насыщенность рынка сферы услуг, а также фискальное пополнение бюджета (в 2021 году от сектора МСП в государственный бюджет поступило 4,6 трлн. руб.).
Рисунок 3. Динамика темпа прироста/спада количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, ПФО и РФ в динамике за 2017-2020 гг.
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [20]
Рисунок 4. Динамика темпа прироста/спада среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, ПФО и РФ в динамике за 2018-2021 гг.
Источник: составлено авторами по данным Единого реестра субъектов МСП ФНС [20]
Однако, в современных кризисных условиях малый бизнес является наиболее уязвимым сектором экономики страны, на который наибольшее влияние оказывают следующие вызовы:
1. Последствия пандемии COVID-19, обусловившие сохранение некоторых экономических и социальных ограничений в отдельных отраслях экономики, например в сфере услуг, досуговой деятельности и общепите;
2. Международная политическая напряженность и связанное с ней санкционное давление ряда недружественных стран, повлекшее разрыв деловых связей, нарушение логистических цепочек, возникновение дефицита отдельных видов сырья, материалов, товаров и оборудования, заморозку счетов и целый ряд других негативных последствий санкционных ограничений;
3. Избыточное давление и контроль со стороны государственных регулирующих органов, выраженное в росте тарифов для МСП в сравнении с крупным бизнесом, дискриминационных регуляторных требованиях, внеплановых проверках и штрафах и т.п.;
4. Трансформация мирового пространства в цифровой формат, обусловливает необходимость внедрения субъектами МСП новых моделей и форматов ведения бизнеса, освоение цифровых технологий и переход на цифровое взаимодействие в цифровом пространстве.
Эксперты полагают, что успешное постшоковое восстановление экономики России зависит от функционирования и развития именно сектора МСП, поскольку в современных условиях крупный российский бизнес практически тотально находится под санкционными ограничениями недружественных стран.
Потенциальными точками роста малого и среднего бизнеса в сложившихся условиях могут стать следующие критические аспекты его развития:
1. Незначительная доля малого бизнеса в ВВП (около 20% в РФ, в сравнении с 50-60% в странах ЕС, 51% - в Великобритании и 63% - в Нидерландах), которая имеет тенденцию роста при условии дальнейшего улучшения предпринимательского климата;
2. Слабая диверсификация малого бизнеса в РФ, деятельность которого сосредоточена в основном в отраслях оптовой и розничной торговли и строительства (в совокупности более 50 %), в условиях цифровой экономики имеет перспективы расширения за счет развития малого бизнеса в IT-отраслях и сферах, связанных с информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями;
3. Снижение числа работников, занятых в организациях МСП с одновременным ростом числа самозанятых, которые в перспективе могут вырасти в предпринимательский бизнес.
Государственная политика в сфере развития МСП несомненно играет важную роль в формировании фундамента для развития предпринимательской инициативы, однако она не является гарантом успешного развития сектора малого бизнеса, что обусловлено уникальными социально-экономическими, культурными, ресурсными и природно-климатическими особенностями территории каждого региона, а также, в большей степени, региональными условиями развития малого и среднего предпринимательства, формируемыми региональными органами управления.
Так, например, управленческой командой Республики Башкортостан разработан целый комплекс мер поддержки развития малого и среднего предпринимательства, которые в совокупности с выгодным географическим расположением региона на границе Европы и Азии, развитой транспортной инфраструктурой, высокой плотностью населения, богатым земельным фондом и минерально-сырьевой базой [21] формируют благоприятный предпринимательский климат, подкрепленный высоким инвестиционным потенциалом.
В регионе более 20 лет успешно функционирует Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, в рамках которого государственные учредители в сотрудничестве с бизнес-сообществом, выступают ключевым элементом инфраструктуры развития МСП и проводником в части реализации мероприятий в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», мероприятий государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» и региональной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе.
Возможности развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан определяются следующими мерами поддержки:
1. Финансовыми – в виде льготных микрозаймов (базовая ставка – 6%, в моногородах 3,75% годовых), лизинга, гарантий; увеличением максимальных сумм и сроков финансирования; снижением минимального порога по стоимости лизингового оборудования;
2. Нормативными – принятием в 2022 году двух законов Республики Башкортостан, направленных на налоговые послабления по УСН и патентам;
3. Персонализированным подходом к решению проблем каждого отдельного предпринимателя;
4. Особым вниманием республиканских властей развитию следующих сфер МСП региона:
1) социальному предпринимательству, сфера которого представлена 394 субъектами (2 место в РФ после Московской области) – действует «Акселератор социальных проектов», 147 предпринимателей получили гранты от 100 до 500 тыс.рублей на поддержку бизнеса [23];
2) молодежному предпринимательству, которое относят к «резерву экономики» - 133 гранта на сумму более 63 млн.рублей было предоставлено молодым предпринимателям республики в текущем году (четверть всех грантов в РФ) [23];
3) развитию сферы ремесел и народных художественных промыслов (НХП) – определен порядок субсидирования, выделено 8 млн.рублей, что позволит увеличить численность мастеров и ремесленников, развитие их в качестве предпринимателей, будет содействовать развитию отрасли, сохранению культуры и самобытности Республики Башкортостан [23].
Наиболее востребованные меры поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемые в Республике Башкортостан представлены на рисунке 5. Так, например в 2020 году 8220 предпринимателей подали заявки на поддержку, из которых 7072 необходимая поддержка была оказана, в 2021 году заявок поступило уже 7527 из которых поддержка оказана 5551 предпринимателю [22].
Рисунок 5. Наиболее востребованные меры поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан
Источник: Инвестиционный портал Республики Башкортостан [22]
Инфраструктура государственной поддержки действующих и начинающих предпринимателей в Республике Башкортостан представлена девятью Центрами «Мой бизнес», оснащенных площадками для нетворкинга, коворкинга и переговорными помещениями. Для расширения охвата предпринимателей мерами поддержки планируется открытие еще 4 таких центров.
Уникальным инструментом, доказавшим свою действенность и результативность в оказании поддержки предпринимательских инициатив в республике, является институт бизнес-шерифов, в ведомстве которого 898 предпринимательских проектов, общей стоимостью 29,6 млрд.рублей, находятся в стадии реализации, обеспечив рабочими местами 8,1 тыс. жителей региона [24].
Выводы
Таким образом, результаты проведенного исследования уровня развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан, свидетельствует об устойчивых положительных результатах в данной области, что обеспечивается как базовыми региональными условиями (ресурсным потенциалом региона, географическим положением, развитой транспортной инфраструктурой и пр.), так и реализуемой региональными властями программой развития малого и среднего предпринимательства. Несмотря на комплекс выявленных вызовов новой реальности, которые предопределяют возникновение новых проблем в предпринимательской деятельности и ставят перед предпринимателями новые задачи, можно утверждать, что сектор малого и среднего предпринимательства частично оправился от шока пандемии и адаптировался к постпандемийной реальности, которая частично создала предпосылки для активизации развития предпринимательства в отдельных отраслях экономики, а также инициировала ускоренный переход некоторых видов малого бизнеса в цифровое пространство и внедрение цифровых технологий в бизнес тех предпринимательских структур, чья деятельность не может быть полностью виртуализирована. Важно отметить, что устойчивое развитие предпринимательского сектора в стратегической перспективе может быть обеспечено только грамотной политикой региональных властей, не просто реализующих федеральные директивы и мероприятия, а учитывающих в программе развития МСП территориальные, социально-экономические и культурные особенности каждого конкретного региона. При таком подходе опыт Республики Башкортостан в части инфраструктурных проектов и инструментов развития малого бизнеса может выступать одним из положительных примеров успешных практик для тиражирования в практику развития МСП других регионов с более низким уровнем развития МСП.
Источники:
2. Гатаулина Е.А., Потапова А.А., Терновский Д.С. Идентификация и характеристика субъектов малого и среднего предпринимательства на сельских территориях России // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. – 2022. – № 2. – c. 117-130. – doi: 10.26897/0021-342X-2022-2-117-130.
3. Фролов А.О. Понятие и определение «субъектов и объектов малого и среднего предпринимательства» // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов (ШИФР -МКАП 10): Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. – c. 273-279.
4. Кинзябулатова Г.И. Интеграция науки и предпринимательства как фактор развития инновационного потенциала России // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2022. – № 1. – c. 84-93. – doi: 10.24143/2073-5537-2022-1-84-93.
5. Лихтер А.В. Влияние развития малого и среднего предпринимательства на инновационное развитие регионов Сибири // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: Сборник научных статей по итогам восьмой международной научной конференции. Москва, 2020. – c. 223-229.
6. Рахимов У.Д. Роль и место развития предпринимательства в развитии страны // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях: Материалы всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2022. – c. 202-206.
7. Васючкова А.С. Региональный аспект управления предпринимательской активностью на примере женского предпринимательства в дальневосточном регионе // Студенческий вестник. – 2020. – № 20-7(118). – c. 41-45.
8. Глезман Л.В. Развитие малого и среднего предпринимательства в новых условиях регионального пространства // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1855-1868. – doi: 10.18334/epp.12.7.115120.
9. Литвин И.Ю. Влияние инновационных технологий на предпринимательский климат // Инновационное развитие экономики. – 2021. – № 5(65). – c. 54-58. – doi: 10.51832/2223-79842021554.
10. Вахабова М.Х., Алхастова М.В., Вахабова Л.Х. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса и предпринимательства в регионе в условиях перехода на цифровую экономику // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 10(135). – c. 639-642. – doi: 10.34925/EIP.2021.135.10.123.
11. Стофарандова В.В. Анализ проблем развития предпринимательства как дополнительного ресурса инновационного развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. – № 12(122). – c. 59-66. – doi: 10.26726/1812-7096-2020-12-59-66.
12. Лавричев О.В., Гусева И.Б. Развитие малого предпринимательства Нижегородской области: проблемы и перспективные направления развития // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 1(145). – c. 170-183. – doi: 10.17308/meps.2022.1/2763.
13. Боробов В.Н., Боробов Д.В. Развитие малого предпринимательства в условиях рыночной экономики // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 88-2. – c. 13-17. – doi: 10.18411/trnio-08-2022-48.
14. Абдрахманова А.А. Влияние пандемии COVID-19 на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ // Экономические науки. – 2022. – № 209. – c. 7-10. – doi: 10.14451/1.209.7.
15. Выдренкова Н.Ю. Пандемия Covid-19 – риски или возможности для малого и среднего бизнеса? // Бизнес, менеджмент и право: digital reality: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2021. – c. 71-76.
16. Бургонов О.В., Михайлов Е.В. Влияние цифровой экономики на приоритетные направления регулирования предпринимательской деятельности // Экономика и управление. – 2021. – № 5(187). – c. 345-354. – doi: 10.35854/1998-1627-2021-5-345-354.
17. Узденова Ф.М. Государственные программы в развитии малого и среднего предпринимательства // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – № 37(5). – c. 289-298. – doi: 10.24412/2309-4788-2021-537-289-298.
18. Веракса С.А. Теоретико-методологические основы государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в контексте устойчивого развития // Экономическая наука сегодня. – 2022. – № 15. – c. 154-163. – doi: 10.21122/2309-6667-2022-15-154-163.
19. Кулькова В.Ю. Реализация государственной поддержки социального предпринимательства в развитии услуг социальной сферы в РФ в региональных практиках // Вопросы управления. – 2021. – № 2(69). – c. 90-101. – doi: 10.22394/2304-3369-2021-2-90-101.
20. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
21. Корпорация развития Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://kr-rb.ru/region/rb/ (дата обращения: 15.10.2022).
22. Бизнес и инвестиции Республики Башкортостан. Support.investrb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://support.investrb.ru/ (дата обращения: 15.10.2022).
23. В 2022 году 297 предпринимателей Республики Башкортостан получили грантовую поддержку на развитие бизнеса. Новостной портал Правительства Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://pravitelstvorb.ru/news/19808/ (дата обращения: 22.12.2022).
24. В Башкортостане за год количество занятых в МСП выросло на 9,5%. Новостной портал Правительства Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://pravitelstvorb.ru/news/19537/ (дата обращения: 25.11.2022).
Страница обновлена: 29.11.2024 в 01:40:19