Пространственные аспекты обеспечения экономической безопасности сельских территорий в новой реальности
Баландин Д.А.1
, Федосеева С.С.2![]()
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук - Пермский филиал, Россия, Пермь
2 Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, Пермь
Скачать PDF | Загрузок: 45 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49225029
Цитирований: 3 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
Задачи реализации мероприятий Стратегии пространственного развития Российской Федерации в условиях новой реальности обуславливают актуальность изучения аспектов обеспечения экономической безопасности сельских территорий в соответствии с обновленным макроэкономическим делением страны. В ходе работы был проведен анализ научных источников в области теории экономической безопасности, региональной экономики и пространственного развития. Осуществленные аналитическая интерпретация показателей официальной статистики и сравнительный анализ обеспечения экономической безопасности позволили констатировать наличие системных проблем в управлении пространственным развитием сельских территорий субъектов Волго-Камского макрорегиона Российской Федерации, характеризующихся общими специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности. В процессе исследования установлена значительная дифференциация субъектов по производственной, социальной, инфраструктурной и экологической составляющим экономической безопасности субъектов Волго-Камского макрорегиона. Выявленное отставание показателей экономической безопасности сельских территорий Пермского края от средних значений по Волго-Камскому макрорегиону позволило сделать вывод о диспропорциях пространственного развития и второстепенности сельских территорий для регионального управления в результате отсутствия, соответствующих компетенций у профильных органов управления, нестабильности кадров, комплекса управленческих просчетов, наблюдаемых на протяжении многих лет. Определены мероприятия, позволяющие снизить диспропорции пространственного развития, и повысить экономическую безопасность сельских территорий Пермского края. Результаты исследования могут оказаться востребованными при процедурах прогнозирования пространственного развития на региональном уровне, а также при оценке результативности органов государственного управления.
Ключевые слова: экономическая безопасность, пространственное развитие, сельские территории, диспропорции регионального развития, дифференциация регионов
Финансирование:
Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.
JEL-классификация: R11, R12, R13, Q13
Введение. Условия новой реальности, в которых развивается современная Россия (последствия экономических кризисов, изменение стоимости энергоносителей, пандемия коронавируса, обострение геополитического противостояния, угрозы вооруженных конфликтов в Восточной Европе и др.) актуализируют вопросы обеспечения экономической безопасности в самых широких аспектах ее понимания.
Отметим, что традиционно в научной литературе экономическая безопасность трактуется как способность конкретной экономической системы интенсивно и стабильно развиваться, преодолевая внешние и внутренние угрозы и факторы негативного воздействия конкурентной среды. При этом экономическая безопасность территориальных систем, определяемая динамикой экономического роста, обеспечиваемого, в свою очередь, качеством управления, является неотделимой компонентой экономической безопасности страны [2, 9] (Abalkin, 1994; Kazantsev, Mityakov, 2022).
Особое значение в научных источниках уделяется наращиванию конкурентного иммунитета территориального пространства как ключевого условия обеспечения экономической безопасности и повышения жизнестойкости экономических систем, а также их способности к регенерации [23] (Tatarkin, 2013). Комплексное решение данных условий нашло отражение в работах, посвященных обеспечению экономической безопасности с позиции воздействия институциональных факторов на предсказуемость и определенность развития экономического пространства [13, 27] (Krylova, Moronova, 2020; Lev, Medvedeva, Leshchenko, Perestoronina, 2021).
Одним из серьезных вызовов экономической безопасности и фактором, повышающим уязвимость экономического единства пространства Российской Федерации, является значительное превышение удельного веса расходов на продукты питания у российских граждан от общей суммы доходов над аналогичными показателями развитых стран [25] (Chekmarev, 2021). Сохраняющаяся зависимость (несмотря на определенные положительные тенденции последних лет) от зарубежных поставок основных видов продовольствия обуславливает в новых реалиях значимость сельских территорий России в задачах обеспечения экономической и продовольственной безопасности [12] (Krylatyh, Protsenko, Dudin, 2020) и реализации иных стратегических национальных приоритетов.
Цель настоящей статьи – исследовать пространственные аспекты экономической безопасности сельских территорий в условиях новой реальности.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения таких задач, как:
– осмысление и обобщение результатов современных научных исследований, посвященных вопросам экономической безопасности, региональной экономики, пространственного развития [16] (Lev, 2022);
– сравнительный анализ обеспечения экономической безопасности сельских территорий субъектов Волго-Камского макрорегиона (ВКМ);
– выработка основных мероприятий, позволяющих снизить диспропорции регионального развития и повысить экономическую безопасность сельских территорий (на примере Пермского края).
Научная новизна настоящей работы заключается в осуществлении анализа современного состояния экономической безопасности сельских территорий Волго-Камского макрорегиона, состав которого определен Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [1], и выработке ряда рекомендаций, повышающих экономическую безопасность страны и регионов.
В соответствии с содержанием Стратегии в состав Волго-Камского макрорегиона включены следующие субъекты Российской Федерации: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область. При определении состава макрорегионов разработчики данной Стратегии и органы исполнительной власти России исходили из задач обеспечения безопасности страны и территорий, характеризующихся общими специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности. Указанные новации в регулировании пространственного развития определяют актуальность изучения аспектов обеспечения экономической безопасности в соответствии с обновленным макроэкономическим делением страны.
Материалы и методы исследования. В качестве исходных материалов для исследования пространственных аспектов обеспечения экономической безопасности сельских территорий использовались официальные данные государственной статистики. В ходе работы применялись методы научного обобщения экономической литературы в области теории экономической безопасности, региональной экономики, пространственного развития.
В связи с тем, что экономическая безопасность конкретного территориального пространства традиционно рассматривается по группировкам показателей, отражающих различные социально-экономические процессы, анализ обеспечения экономической безопасности сельских территорий субъектов Волго-Камского макрорегиона осуществлялся по производственной, социальной, инфраструктурной и экологической составляющим.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты осмысления научной литературы, посвященной вопросам обеспечения экономической безопасности, последовательно подводят нас к пониманию необходимости изучения процессов нарастающей дифференциации сельских территорий регионального пространства Российской Федерации в условиях новой реальности.
Понимание природы данных тенденций и закономерностей позволяет реактивно контролировать процессы пространственного развития посредством применения соответствующих методов регулирования [15] (Lev, 2021), внедрения новых моделей управления [5] (Bukhtiyarova, Demyanov, 2019), включая механизмы и инструменты антидепрессивного управления [4] (Bondarenko, Yakovleva, 2017).
Применение данных управленческих инструментов предполагает процедуру оценки соответствующих индикаторов и показателей экономической безопасности с необходимой степенью детализации в соответствии с региональной спецификой и потенциалами развития [20] (Anokhin, Anokhina, Arkadeva, Artyomova, Ashavina, Bannikova et al., 2021).
Анализ научных источников позволяет судить о нескольких устоявшихся подходах к оценке экономической безопасности:
– по проекциям: реальная экономика и инвестиции в основной капитал, социальная и экологическая сфера [19; 22] (Nabieva, 2020; Senchagov, Mityakov, 2016);
– по достигнутому качеству экономического роста, предпринимательской активности, степени диверсификации экономики и уровню благосостояния населения [24] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, 2019);
– по сферам жизнедеятельности в разрезе социальных, экономических, технологических индикаторов [10] (Karanina, Guseynzade, 2021);
– по разнообразию природных, социальных, экономических и культурных условий [7] (Zakshevskiy, Merenkova, Novikova, Kusmagambetova, 2019) и др.
Отметим, что эффективность пространственного развития территорий также оценивается по подобным показателям в многолетней проекции, например, объемы производства, количество предприятий, использование ресурсов, качество жизни, уровень занятости [3] (Anichin, Khudobin, 2020).
Нетрудно заметить определенное тождество данных группировок показателей, что делает возможным рассматривать динамику соответствующих индикаторов применительно к сельским территориям в условиях новой реальности. Безусловно, отсутствие единого инструментария оценки затрудняет процедуру мониторинга и снижает оперативность предупреждения угроз [6] (Dolganova, Rudenko, 2021).
В связи с тем, что понятие и типы сельских территорий достаточно широко раскрыты в зарубежной [17] (Mantino, 2010) и российской научной литературе [11] (Kotomina, 2019), не будем останавливаться на данных аспектах, а продолжим исследование в форме анализа пространственных аспектов обеспечения экономической безопасности в рамках задач выработки соответствующих управленческих решений и мер воздействия [21] (Semin, Bukhtiyarova, Nemykina, 2019) в условиях новой реальности.
Углубляя описанные в научных источниках подходы к исследованию экономической безопасности, осуществим процедуру анализа сельских территорий на примере субъектов Волго-Камского макрорегиона, и в частности Пермского края, в разрезе показателей, характеризующих процессы пространственного развития России.
Заметим, что в отличие от ряда развитых стран, где диверсифицированная аграрная экономика отличается наличием достаточно большого «несельскохозяйственного» сектора, в сельских территориях Российской Федерации сохраняется доминирующее преобладание отраслей сельскохозяйственного производства [26] (Sheresheva, Oborin, Shimuk, 2017). Исходя из данной реалии, рассмотрим динамику развития реального сектора экономики сельских территорий по показателю объема производства сельхозпродукции (рис. 1).
Рисунок 1. Сопоставление объемов производства сельскохозяйственной продукции по Волго-Камскому макрорегиону (среднее) и Пермскому краю за 2016–2020 гг., млн руб.
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Как мы видим из рисунка 1, в целом по Волго-Камскому макрорегиону в условиях новой реальности наблюдается положительный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, выражаемый в стоимостных показателях. При этом Пермский край, являющийся достаточно благоприятным регионом для развития таких отраслей сельского хозяйства, как кормопроизводство и животноводство, производит практически в два раза меньший объем, чем среднее значение по субъектам ВКМ. В 2019 году Пермский край оказался единственным из субъектов Волго-Камского макрорегиона, продемонстрировавшим отрицательную динамику по данному показателю. И это без учета инфляции, роста цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие и т.п.
Рассматривая «не аграрный» сектор экономики сельских муниципальных образований Волго-Камского макрорегиона и его значение в обеспечении экономической безопасности и пространственного развития страны и регионов, хотелось бы отметить резкое снижение объемов инвестиций в основной капитал за счет средств местных бюджетов (рис. 2).
Рисунок 2. Сопоставление объемов инвестиций в основной капитал за счет средств муниципальных бюджетов сельских территорий по Волго-Камскому макрорегиону (среднее) и Пермскому краю за 2016–2020 гг., млн руб.
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Индикатор объема инвестиций в основной капитал за счет средств муниципальных бюджетов, отображенный на рисунке 2, отражает негативные тенденции в обеспечении экономической безопасности сельских территорий Волго-Камского макрорегиона, включая сворачивание деятельности и ликвидацию многих бюджетообразующих предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, в том числе муниципального подчинения, последствия командно-административного «реформирования» местного самоуправления и ряд других. Дифференциацию регионов ВКМ по объему инвестиций в основной капитал за счет средств муниципальных бюджетов в условиях новой реальности демонстрирует рисунок 3.
Рисунок 3. Инвестиции в основной капитал за счет средств муниципальных бюджетов сельских территорий по субъектам Волго-Камского макрорегиона за 2016–2020 гг., млн руб.
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Рисунок 3 иллюстрирует неоднородную ситуацию и дифференциацию пространства ВКМ по показателю объема инвестиций в основной капитал за счет средств муниципальных бюджетов. Республика Марий Эл, Кировская и Нижегородская области демонстрируют стабильность муниципальной экономики сельских территорий, увеличение объема данного показателя наблюдается у Удмуртской и Чувашской республик, значительные ежегодные колебания просматриваются у республик Татарстан и Мордовия, и только Пермский край показывает стремительное падение.
Более сопоставимы показатели строительства жилья в сельских территориях по Волго-Камскому макрорегиону и Пермскому краю за 2016–2020 гг. (рис. 4).
Рисунок 4. Сопоставление объемов строительства жилья в сельских территориях по Волго-Камскому макрорегиону (среднее) и Пермскому краю за 2016–2020 гг., кв. м общей площади
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Можно отметить стабильность роста средних значений строительства жилья в сельских территориях ВКМ за рассматриваемый период как результат реализации программ устойчивого развития сельских территорий, пространственного развития России и регионов, развития институтов ипотечного кредитования и бюджетного льготирования аграрного населения, «встречной» миграции городского населения на постоянное проживание в пригородах экономически развитых городских поселений и т.д. К сожалению, вопреки общесистемной тенденции в 2020 году Пермский край оказался в аутсайдерах среди субъектов ВКМ по строительству жилья в сельской местности. Основная причина снижения экономической безопасности по данному направлению, по нашему мнению, заключается в нарастающем выезде населения трудоспособного возраста за пределы Пермского края на постоянное место жительства, связанное с поиском более благоприятных условий жизнедеятельности. В связи с этим хотелось бы отдельно рассмотреть динамику инфраструктурного обустройства сельских территорий.
На рисунке 5 приведены данные по сопоставлению ввода в действие водопроводных сетей в сельских территориях по ВКМ и Пермскому краю за 2016–2020 гг.
Рисунок 5. Сопоставление ввода в действие водопроводных сетей в сельских территориях по Волго-Камскому макрорегиону (среднее) и Пермскому краю за 2016–2020 гг., км
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Данные рисунка 5 подтверждают вышеприведенный тезис об отставании Пермского края по уровню благоустройства и жизнедеятельности аграриев в сравнении со средними значениями по ВКМ. В то же время хотелось бы отметить успехи региона по вводу в действие канализационных сетей в сельских территориях в 2020 году (рис. 6).
Рисунок 6. Сопоставление ввода в действие канализационных сетей в сельских территориях по Волго-Камскому макрорегиону (среднее) и Пермскому краю за 2016–2020 гг., км
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Интенсивное пригородное строительство домов коттеджного типа, формально расположенных на сельских территориях, вплотную примыкающих к краевому центру – городу Перми, и подключение их к тепловым и паровым сетям позволило Пермскому краю продемонстрировать резкий скачок в 2018 году по этому показателю (рис. 7).
Рисунок 7. Сопоставление ввода в действие тепловых и паровых сетей в сельских территориях по Волго-Камскому макрорегиону (среднее)
и Пермскому краю за 2016–2020 гг., м
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Наряду с экономической, социальной и инфраструктурной составляющими экономической безопасности пространства сельских территорий важное место занимает экологическое направление. Применительно к сельским территориям одним из ключевых показателей является объем площади рекультивированных земель (рис. 8).
Рисунок 8. Сопоставление площади рекультивированных земель по Волго-Камскому макрорегиону (среднее) и Пермскому краю за 2016–2020 гг., гектар
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Хотелось бы отметить, что показатель площади рекультивированных земель в сельских территориях относится не только к землям сельскохозяйственного назначения, но и к промышленным зонам, находящимся в сельской местности. Именно восстановлением техногенно загрязненных земель, ликвидацией разливов нефти из нефтепроводов объясняется высокий скачок этого показателя в Пермском крае в 2019 году.
Результаты сопоставления вывоза бытовых отходов в сельских территориях по среднему значению Волго-Камского макрорегиона и Пермского края за рассматриваемый период отображены на рисунке 9.
Рисунок 9. Сопоставление вывоза бытовых отходов в сельских территориях по Волго-Камскому макрорегиону (среднее)
и Пермскому краю за 2016–2020 гг., тыс. куб. м
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Показатели рисунка 9 также показывают определенную долю нестабильности Пермского края в показателях экологической безопасности, разделяя позицию ряда исследователей, непосредственно связывающих уровень благосостояния индивидуума с экономической безопасностью конкретного территориального пространства [14] (Kuklin, Okhotnikov, 1918). Наряду с нарастающими миграционными процессами в сельских территориях [18] (Mishchuk, Ryazantsev, 2021), гендерными проблемами [8] (Zubarevich, 2017) различия в уровне благосостояния населения усугубляют дифференциацию регионов и формируют условия для увеличения социального неравенства.
На рисунке 10 приведены данные о количестве лечебно-профилактических организаций в сельских территориях и численности сельского населения Пермского края за 2016–2020 гг.
Рисунок 10. Количество лечебно-профилактических организаций в сельских территориях и численность сельского населения Пермского края за 2016–2020 гг.
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Из рисунка 10 еще раз просматривается прямая связь между условиями социального обеспечения, жизнедеятельности населения и численностью сельских жителей в Пермском крае. Данное утверждение проявляется даже в таком показателе, как качество оказания почтовых услуг (рис. 11).
Рисунок 11. Сопоставление числа сельских населенных пунктов, обслуживаемых почтовой связью по Волго-Камскому макрорегиону (среднее)
и Пермскому краю за 2016–2020 гг., единиц
Источник: составлено авторами по данным Росстата.
Проведенный анализ показателей пространственного развития и обеспечения экономической безопасности сельских территорий по экономической, социальной и экологической группам показателей позволил выявить значительную дифференциацию субъектов Волго-Камского макрорегиона в новых реалиях. Отрицательный разрыв показателей пространственного развития сельских территорий Пермского края от средних значений по Волго-Камскому макрорегиону демонстрирует второстепенную значимость сельских территорий региона для регионального управления как результат отсутствия соответствующих компетенций у профильных органов управления, нестабильность кадров, комплекса управленческих просчетов, наблюдаемых на протяжении многих лет.
Дифференциация регионов ВКМ, и в частности Пермского края, по показателям экономической безопасности сельских территорий обуславливает незамедлительное принятие и реализацию управленческих решений, ориентированных на снижение диспропорций пространственного развития.
Таким образом, по результатам обзора научных источников, посвященных экономической безопасности аграрных сообществ и аналитической интерпретации статистических данных, выявившей существенные диспропорции в сельских территориях Пермского края, мы предлагаем ряд мероприятий, сгруппированных по ключевым направлениям пространственного развития (рис. 12).
Рисунок 12. Основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности и пространственного развития сельских территорий Пермского края
Источник: составлено авторами.
Особенностью данных мероприятий, безусловно, носящих общесистемный характер, является их привязанность к реалиям современного развития сельских территорий Пермского края. Без незамедлительной реализации данных мероприятий будут ухудшаться демографическая ситуация в сельских территориях и усиливаться миграционные процессы, увеличиваться отставание по условиям жизнедеятельности аграрного населения относительно других субъектов Волго-Камского макрорегиона, снижаться показатели обеспечения продовольственной безопасности Пермского края.
Заключение
В процессе работы над настоящей статьей нами были рассмотрены пространственные аспекты обеспечения экономической безопасности сельских территорий в новой реальности. Анализ научной литературы привел к пониманию существования многолетних системных проблем в управлении пространственным развитием. В ходе исследования установлена значительная дифференциация субъектов Волго-Камского макрорегиона по показателям экономической безопасности. Аналитическая интерпретация сопоставимых статистических данных по регионам ВКМ в новой реальности может оказаться востребованной при процедурах прогнозирования пространственного развития на региональном уровне, а также при оценке результативности органов государственного управления.
Источники:
2. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
3. Аничин В.Л., Худобин А.И. Оценка эффективности развития регионального экономического пространства // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2020. – № 3(27). – c. 135-141.
4. Бондаренко Л.В., Яковлева О.А. Дифференциация субъектов Российской Федерации по уровню развития сельских территорий и антидепрессивное управление // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. – 2017. – № 2(14). – c. 31-38.
5. Бухтиярова Т.И., Демьянов Д.Г. Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования // Социум и власть. – 2019. – № 6(80). – c. 87-98. – doi: 10.22394/1996-0522-2019-6-87-98.
6. Долганова Я.А., Руденко М.Н. Совершенствование способов оценки и прогнозирования экономической безопасности региона. / Монография. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2021. – 168 c.
7. Закшевский В.Г., Меренкова И.Н., Новикова И.И., Кусмагамбетова Е.С. Методический инструментарий диагностики диверсификации сельской экономики // Экономика региона. – 2019. – № 2. – c. 520-533. – doi: 10.17059/2019-2-16.
8. Зубаревич Н.В. Развитие сельских территорий России, социальные и гендерные проблемы // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2017. – № 2. – c. 12-14.
9. Казанцев С.В., Митяков Е.С. Оценка значимости факторов динамики жизнеспособности субъектов Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 155-174. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114267.
10. Каранина Е.В., Гусейнзаде Р.Н. Экономическая безопасность региона: отраслевые угрозы и индикаторы // Общество. Наука. Инновации (НПК-2021): Материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2021. – c. 890-896.
11. Котомина М.А. Методы и практическое значение типологии сельских территорий: зарубежный опыт // Никоновские чтения. – 2019. – № 24. – c. 335-337.
12. Крылатых Э.Н., Проценко О.Д., Дудин М.Н. Актуальные вопросы обеспечения продовольственной безопасности России в условиях глобальной цифровизации // Продовольственная политика и безопасность. – 2020. – № 1. – c. 19-38. – doi: 10.18334/ppib.7.1.41543.
13. Крылова Е.В., Моронова О.Г. Институциональные факторы обеспечения экономической безопасности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2020. – № 1. – c. 131-139.
14. Куклин А.А., Охотников С.А. Комплексная оценка благосостояния личности на территории проживания: учёт изменяющегося влияния показателей экономической безопасности // Уровень жизни населения регионов России. – 1918. – № 4. – c. 491-502. – doi: 10.19181/lsprr.2021.17.4.6.
15. Лев М.Ю. Экспертная оценка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в аспекте экономической безопасности в части цен и ценообразующих факторов // Экономическая безопасность. – 2021. – № 4. – c. 905-926. – doi: 10.18334/ecsec.4.4.113705.
16. Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 303-338. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.
17. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней. / Пер. с итал. - Рим: Business Media, 2010. – 272 c.
18. Мищук С.Н., Рязанцев С.В. Миграция сельского населения Дальнего Востока России в начале XXI века // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 3. – c. 182-189. – doi: 10.15838/esc.2021.3.75.11.
19. Набиева А.Р. Социально-экономическая значимость количественного и качественного развития сельских территорий // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2020. – № 3(59). – c. 126-132. – doi: 10.12737/2073-0462-2020-126-132.
20. Анохин Л.М., Анохина Н.В., Аркадьева О.Г., Артёмова О.В., Ашавина С.С., Банникова Е.С. и др. Проблемы экономической безопасности: новые глобальные вызовы и тенденции. / Коллективная монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2021. – 715 c.
21. Семин А.Н., Бухтиярова Т.И., Немыкина Ю.С. Организационно-экономический потенциал сельских территорий: индикативный подход к управлению // Аграрный вестник Урала. – 2019. – № 9(188). – c. 91-98. – doi: 10.32417/article_5daf430fb578d3.67431865.
22. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Оценка кризисов в экономике с использованием краткосрочных индикаторов и средних индексов экономической безопасности России // Проблемы прогнозирования. – 2016. – № 2(155). – c. 44-58.
23. Татаркин А.И. Конкурентное позиционирование регионов и территорий в пространственном развитии России // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 8(157). – c. 148-158.
24. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Аналитические подходы к оценке экономической безопасности региона // Экономика региона. – 2019. – № 1. – c. 1-12. – doi: 10.17059/2019-1-1.
25. Чекмарев В.В. Обеспечение экономической безопасности государства (к вопросу о разработке теоретико-методологических основ). / В книге: Государство и рынок: механизмы и институты евразийской интеграции в условиях усиления глобальной нестабильности. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – 268-278 c.
26. Шерешева М.Ю., Оборин М.С., Шимук О.В. Анализ международного опыта диверсификации сельской экономики // Вестник волгоградского государственного университета. серия 3: экономика. экология. – 2017. – № 3(40). – c. 209-223. – doi: 10.15688/jvolsu3.2017.3.20.
27. Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leshchenko Yu.G., Perestoronina E.A. Spatial analysis of financial indicators determining the level of ensuring the economic security of Russia // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 1(109). – p. 21-4. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.01.02.002.
Страница обновлена: 03.09.2025 в 19:02:43
Download PDF | Downloads: 45 | Citations: 3
Spatial aspects of ensuring the economic security of rural territories in the new reality
Balandin D.A., Fedoseeva S.S.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 3 (July-september 2022)
Abstract:
The tasks of implementing the measures of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation in the conditions of a new reality determine the relevance of studying the economic security of rural areas in accordance with the updated macroeconomic division of the country. The analysis of scientific researches in the field of economic security theory, regional economy and spatial development was carried out. The analytical interpretation of the indicators of official statistics and the comparative analysis of economic security made it possible to drew the following conclusions.
There are systemic problems in the management of spatial development of rural territories of the Volga-Kama macroregion of the Russian Federation, characterized by general specific living conditions and economic activity. In the course of the study, a significant differentiation of subjects by industrial, social, infrastructural and environmental components of the economic security of the subjects of the Volga-Kama macroregion was established. The revealed lag in the indicators of economic security of rural territories of the Perm Territory from the average values for the Volga-Kama macroregion allowed to conclude about the disproportions of spatial development and the secondary importance of rural territories for regional management as a result of the lack of the state authorities' relevant competencies, staff turnover, a complex of managerial miscalculations observed over many years. Measures to reduce the disproportions of spatial development and increase the economic security of rural areas of the Perm Territory have been identified. The research results may be in demand in the procedures of forecasting spatial development at the regional level, as well as in assessing the effectiveness of public administration.
Keywords: economic security, spatial development, rural areas, regional development disproportions, regions' differentiation
Funding:
Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.
JEL-classification: R11, R12, R13, Q13

Россия, Пермь