Теневая экономика в области поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирного дома
Соломина Я.И.1
1 Северо-Западная электронная таможня
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-март 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52252690
Аннотация:
Теневая экономика в области поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов не является стихийной, скрытой от государства. Наоборот, в отличие от других отраслей национальной экономики, теневая экономика в области поставки коммунальных ресурсов использует четкие правила деятельности [1].
Отличительная особенность теневой экономики в области поставки коммунальных ресурсов заключается в отсутствии зарегистрированного права на присоединенную сеть, используемую ресурсоснабжающими организациями для поставки ресурсов в помещения многоквартирных домов.
Актуальность вопроса связана с высокой долей теневой экономики в области поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирного дома в национальной экономике.
Борьба с теневой экономикой в секторе теневой экономики в области поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов является одним из основных стратегических направлений стабилизации экономики и укрепления суверенитета государства (стратег)
Ключевые слова: теневая экономика, поставка коммунальных ресурсов, многоквартирный дом
Введение
Одним из основных направлений «прорывного развития Российской Федерации» [2] определен курс на укрепление национальной экономики в секторе комфортной и безопасной среды. Однако для реализации целей нового подхода к политике безопасности систем жизнеобеспечения населения [3] требуется создание нового сектора экономики – управление многоквартирным домом на основе договора доверительного управления, представляющего собой в части поставки коммунальных ресурсов в многоквартирные дома «институт заказчика» [4], введение в состав видов экономической деятельности управление недвижимым имуществом жилищной сферы ОК 029–2014 [5].
Целью исследования является выявление эффективных способов снижения влияния теневой экономики в сфере поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирного дома на национальную экономику страны.
Используя теоретические положения и методологический инструментарий современных областей научного знания в исследовании теневой экономики в системе управления недвижимостью, автор ставит следующие задачи:
– изучить историю возникновения и развития коммунальных организаций в России;
– обосновать основные факторы, влияющие на развитие теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов;
– раскрыть механизм возникновения теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов;
– описать инструменты теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов.
Теневая экономика в сфере поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирного дома представляет сектор национальной экономики, не контролируемый со стороны государства и собственников помещений МКД. Сверхдоход от поставки коммунальных ресурсов в помещения МКД основан на замене экономически обоснованного метода установления стоимости ресурсов на индексный и подмене понятия «цена» на понятие «тариф» в расчетах за коммунальные ресурсы.
Основным направлением борьбы с теневой экономикой является создание института заказчика поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирного дома. При этом архитектура института заказчика поставки коммунальных ресурсов должна быть основана на корпоративном управлении многоквартирными домами, предполагающем передачу дома в доверительное управление [4; 6–11] (Panina, 2007; Panina, Gavrichenko, Gavrichenko, 2021; Panina, Gavrichenko, Gavrichenko, 2022; Panina, Gavrichenko, Gavrichenko, 2022; Panina, Gavrichenko, Gavrichenko, Solomina, 2022; Panina, Gavrichenko, Gavrichenko, Mikhaylov, Bolshakova, 2021).
Для определения доли неучтенного объема поставки коммунальных ресурсов в ВВП используется оценка результатов скрытого производства, разрешенная и не скрываемая от государства деятельность [12].
История возникновения и развития коммунальных организаций в России
Первым единым государственным органом, ответственным за жизнеобеспечение населения, было Министерство внутренних дел и государственных имуществ России, созданное 8 сентября 1802 манифестом императора Александра I. Все вопросы реальной жизни были переданы Департаментам этого ведомства и его исполнительным органам на местах [13; 14].
27 января 1921 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР утвердил декрет о повсеместной отмене взимания платы за жилые помещения в национализированных домах [15]. Однако Декретом Совета Народных Комиссаров от 20.04.1922 № 349 «О плате за пользование жилыми помещениями» плата за пользование жилыми помещениями была возобновлена и ее размер был поставлен в зависимость от заработков и занимаемой жилплощади, но не мог превышать десятой доли дохода квартиросъемщика [16]. Декретом Совнаркома РСФСР от 4 августа 1926 г. «О порядке установления и построения тарифов на оплату коммунальных услуг» [17] обязанность установления тарифов на оплату коммунальных услуг, как то водопроводы, канализация, была возложена на городские, поселковые, сельские местные советы. В основу расчета тарифов была положена себестоимость, порядок определения которой устанавливался НКВД и согласовывался с Народным комиссариатом финансов РСФСР.
В связи с тяжелым состоянием жилищного дела на всей территории СССР Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР от 04.01.1928 была утверждена жилищная политика [18]. Впервые был создан специальный капитал, предназначенный для финансирования коммунального благоустройства, и поставлен вопрос о согласовании мероприятий по коммунальному благоустройству со строительством жилищ, был создан Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 11 июля 1930 г. «Об изменении декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 августа 1926 г. «О порядке установления и построения тарифов на оплату коммунальных услуг» [19] впервые была признана необходимость в разработке специальных законов для принятия порядка тарифов за пользование электрической энергией.
Постановлением Совнаркома РСФСР от 26 декабря 1933 г. № 1284 «О тарифах на оплату коммунальных услуг» [20] впервые был поставлен вопрос о нецелесообразности повышения тарифов на коммунальные услуги.
В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 04.06.1970 № 351 «Об упорядочении тарифов на услуги, оказываемые коммунальными водопроводными и канализационными предприятиями в городах РСФСР» [21] впервые потребители были разделены на группы, и к первой группе было отнесено население.
Совмином РСФСР принято постановление от 29 июня 1989 года № 235 «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование» [22], которым в состав тарифов была включена прибыль. Обязанность по осуществлению объективной оценки качества жилищно-коммунального обслуживания была возложена на исполкомы местных Советов народных депутатов при непосредственном участии граждан путем определения отклонений фактических параметров качества от гарантированных законом.
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» [23] и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 14 июля 2008 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» [24] были установлены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Производство коммунальных ресурсов возникло в царской России в 1911 году [25; 26]. Изменение капитала коммунальных организаций царской России за период 1911–1913 гг. показано на рисунке 1.
Наибольшие динамика и темпы роста капитала произошли у организаций, осуществляющих электрическое освещение и добычу электроэнергии, наименьшие – у организаций, осуществляющих водоснабжение и канализование, что показано на рисунке 2.
Водоснабжение, канализование, газовое и электрическое освещение, добыча электроэнергии в дома царской России осуществлялось организациями в форме акционерных обществ и товариществ на вере.
Рисунок 1. Изменение капитала коммунальных организаций царской России за период 1911–1913 гг.
Рисунок 2. Темпы роста капитала коммунальных организаций царской России за период 1911–1913 гг.
Для поставки коммунальных ресурсов организациями использовался: основной капитал (далее – ОКП), представляющий собой часть активов предприятия, которая в течение продолжительного периода времени участвовала в производственном процессе коммунальных ресурсов и по мере своего износа частями в течение нескольких периодов переносила свою стоимость на себестоимость ресурсов, запасной капитал (далее – ЗКП), составляемый из отчислений от чистой прибыли и включаемый в состав оборотных средств или неприкосновенного фонда для покрытия возможных в будущем убытков предприятия, амортизационный капитал (далее – АКП), предназначенный для воспроизводства основных средств коммунального предприятия, образуемый за счет амортизационных отчислений, облигационный капитал (далее – ОбКП), образующийся за счет выпуска и продажи облигаций коммунального предприятия [26].
Результаты исследования величины видов капитала организаций ЖКХ за период 1911–1913 гг. [26] представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Изменение величины видов капитала организаций ЖКХ за период 1911–1913 гг.
Величина капитала организаций ЖКХ за период 1911–1913 гг. показала следующее изменения:
– у организаций, осуществляющих водоснабжение и канализацию, основной капитал вырос на 178 300 руб. (или 1,72%) и составил в 1913 г. 10 572 900 руб., запасной капитал уменьшился на 199 944 руб. (или 8,31%) и составил в 1913 г. 2 206 562 руб., амортизационный капитал увеличился на 359 207 руб. (или 13,02%) и составил в 1913 г. 3 117 703,00 руб., облигационный капитал уменьшился на 27 000 руб. (или на 4,66%) и составил в 1913 г. 552 250 руб.;
– у организаций, осуществляющих газовое освещение, основной капитал вырос на 779 792 руб. (или 11,95%) составил в 1913 г. 7 304 830 руб., запасной капитал вырос на 1 252 604 руб. (или 10,54%) и составил в 1913 г. 13 131 816 руб., амортизационный капитал увеличился на 385 299 руб. (или 26,93%) и составил в 1913 г. 1 816 070 руб., облигационный капитал уменьшился на 643 350 руб. (или 67%) и составил в 1913 г. 318 000 руб.;
– у организаций, осуществляющих электрическое освещение и добычу электрической энергии, основной капитал вырос на 30 315 358 руб. (или 41,67%) и составил в 1913 г. 103 072 757 руб., запасной капитал вырос на 1 214 947 руб. (или 44,68%) и составил в 1913 г. 3 934 114 руб., амортизационный капитал вырос на 4 684 534 руб. (или 44,59%), что составило в 1913 г. 15 189 255 руб., облигационный капитал уменьшился на 1 553 420 руб. (или 12,35%) и в 1913 г. составил 14 132 363 руб.
Динамика изменения капитала коммунальных организаций царской России за период 1911–1913 гг. показана на рисунке 4.
Рисунок 4. Динамика изменения капитала коммунальных организаций царской России за период 1911–1913 гг. (по отношению к 1911 г.)
Прибыль к распределению по каждому виду коммунальных услуг за период 1911-1913 гг. изменялась от 5% до 50% [27]:
- у организаций, осуществляющих газовое освещение, прибыль уменьшилась на 5% (или 93 414 руб.) и составила 1 709 284 руб.;
- у организаций, осуществляющих водоснабжение и канализацию, прибыль увеличилась на 30% (или 496 866 руб.) и составила 2 150 731 руб.;
- у организаций, осуществляющих электрическое освещение и добычу электрической энергии, прибыль увеличилась на 50% (или 5 138 907 руб.) и составила 15 435 829 руб.
За период 1911-1913 гг. размер дивидендов, выплачиваемых организациями, осуществляющими коммунальные услуги, изменился следующим образом:
- у организаций, осуществляющих водоснабжение и канализование, дивиденды снизились на 19 897 руб. (или на 3%) и составили 733 130 руб.;
- у организаций, осуществляющих газовое освещение, дивиденды увеличились на 36 734 руб. (или 19,51%) и составили 225 010 руб.;
- у организаций, осуществляющих электрическое освещение и добычу электрической энергии, дивиденды увеличились на 2 905 831 руб. (или 56,79%) и составили 8 022 404 руб.
Результаты исследования темпов роста оплаты за коммунальные услуги за период государственного управления МКД показаны на рисунке 5.
За период с 1979 г. по 1999 г. цены на коммунальные ресурсы изменились следующим образом [27]:
- цена за холодное водоснабжение и водоотведение увеличилась на 10 руб. 33 коп. за 1 кубический метр (или на 1912,96 %) и составила 10 руб. 87 коп. за 1 кубический метр в 1999 г.;
- цена за горячее водоснабжение увеличилась на 11 руб. 12 коп. (или 1112%) и составила 12 руб. 12 коп. за 1 кубический метр;
Рисунок 5. Темпы роста цен на коммунальные ресурсы за период 1979–1999 гг.
- цена за отопление за 1 квадратный метр общей площади уменьшилась на 1 руб. 17 коп. (или 50,87%) и составила 1 руб. 13 коп.;
- цена на газ с человека увеличилась на 4 руб. 16 коп. (или 2773,33%) и составила 4 руб. 31 коп.;
- цена на электроэнергию по состоянию на 1996 год увеличилась на 120 руб. 79 коп. (или 301975%) и составила 120 руб. 83 коп. за 1 киловатт-час.
Средние потребительские цены в Российской Федерации с 2005 по 2020 г. отражены ниже [28]:
- водоснабжение холодное и водоотведение за 1 куб. метр – спад почти на 40% (или 37 руб. 23 коп.);
- водоснабжение горячее за 1 куб. метр – увеличение на 42,45% (или 46 руб. 73 коп.);
- отопление за гигакалорию – за период с 2010 г. по 2020 г. увеличение произошло на 9079,93%, что составило 1 909 руб. 51 коп.;
- газ сетевой за месяц с человека – увеличение на 345,69% (или 62 руб. 50 коп.);
- газ сжиженный за месяц с человека – увеличение на 396,66% (или 239 руб. 82 коп.);
- электроэнергия в квартирах без электроплит за минимальный объем потребления за 100 киловатт-час – увеличение на 275,81% (или 305 руб. 10 коп.).
Особое внимание привлекают результаты исследования темпов роста цен на коммунальные ресурсы в период одноукладной собственности на МКД и многоукладной, показанные на рисунке 6.
Рисунок 6. Сравнительная харакеристика темпов роста цен на коммунальные ресурсы в период одноукладной собственности на МКД и многоукладной
За период одноукладной собственности на МКД рост цен на коммунальные ресурсы не происходил, что соответствовало экономическим интересам государства и населения, так как стабильность экономики промышленных предприятий за счет отсутствия изменения цен на коммунальные ресурсы приводила к стабильности экономики домашних хозяйств, что подтверждают данные таблицы 1 [29].
Таблица 1 Среднемесячная заработная плата в СССР по годам
(в целом по народному хозяйству)
Годы
|
Денежная, руб.
|
С выплатами, руб.
|
1940
|
33,1
|
40,6
|
1950
|
64,2
|
82,4
|
1960
|
80,6
|
107,7
|
1970
|
122,0
|
164,5
|
1980
|
168,9
|
232,8
|
1989
|
240,4
|
341,8
|
Рост заработной платы в 1989 г. по сравнению с 1940 г. составил 627%, что превышает средний рост цен на коммунальные ресурсы. Коммунальные услуги не были обременительными для семейного бюджета.
Соотношение стоимости ЖКУ и денежного дохода в 1958 г. показано в таблице 2 [27].
При многоукладном праве собственности на МКД основной рост цен на коммунальные ресурсы, поставляемые в помещения МКД, произошел на холодную воду и горячую воду, используемую для отопления.
Таблица 2 Соотношение стоимости ЖКУ и денежного дохода в 1958 г.
|
Годовая заработная плата
|
Плата за квартиру и
коммунальные услуги
|
В % к доходу
|
Рабочих промышленности
|
21043
|
559
|
2,7
|
ИТР
|
28563
|
786
|
2,8
|
Служащих
|
20451
|
600
|
2,9
|
Учителей школ
|
19008
|
581
|
3,1
|
Врачей
|
27791
|
929
|
3,3
|
Медицинского персонала
|
18114
|
527
|
2,9
|
Основные факторы, влияющие на развитие теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов
Система взаимозависимых факторов развития теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов представлена в таблице 3.
Основным фактором возникновения теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения МКД для бытового потребления является отсутствие зарегистрированного права на МКД и перечень его собственников в Росреестре.
Механизм возникновения теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов
Механизм возникновения теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов представлен на рисунке 7.
Расчет доли теневой экономики от поставки коммунальных ресурсов приведен на примере отопления.
Таблица 3 Факторы, влияющие на развитие теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов
Наименование
|
Характеристика
|
Комментарии
|
Имущественные
|
МКД с его элементами отсутствует в Росреестре в качестве объекта
права
|
Точка поставки коммунальных ресурсов в помещение МКД и
присоединенные сети к городским сетям оказались без правовой принадлежности [30]
|
Правовые
|
В Росреестре отсутствуют собственники МКД, присоединенных сетей
и точек поставки
|
Отсутствие права на имущество привело к отсутствию права на
заключение договора поставки коммунальных ресурсов в помещения МКД, включая
публичное заключение договора [30]
|
Договорные
|
Отсутствуют договоры между РСО и гражданами, собственниками
помещений МКД
|
Граждане исключены из договорных отношений
|
Качество коммунальных ресурсов для бытового потребления [30]
|
Поскольку отсутствуют договоры между РСО и гражданами, то необходимость
в показателях качества отсутствует
|
Соблюдение показателей качества коммунальных ресурсов,
приобретаемых для бытового потребления, в обязанность РСО не включено
|
Тарифообразование коммунальных ресурсов
|
Система тарифов, привязанная к каждому показателю качества
коммунальных ресурсов, отсутствует, так как отсутствует система показателей
качества
|
Отсутствие показателей качества коммунальных ресурсов,
приобретаемых для бытового потребления, приводит к отсутствию необходимости
разрабатывать систему тарифов. Достаточно установить максимальную величину
тарифа
|
Ценообразование коммунальных ресурсов
[30] |
Система цен на коммунальные ресурсы, привязанная к фактическим
показателям качества, отсутствует
|
Плата за коммунальные ресурсы осуществляется по максимальным
тарифам
|
Рисунок 7. Механизм возникновения теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов
Отопление представляет собой тепловую энергию, признанную гражданским законодательством товаром [30] и определенную в качестве энергетического ресурса, при потреблении которого изменяются такие термодинамические параметры теплоносителей, как температура, давление [31; 32].
Разница между тарифом и ценой, используемой при расчете платы за тепловую энергию, заключается в том, что цена тепловой энергии представляет собой стоимость единицы энергоресурса, определяющей термодинамические параметры поданного теплоносителя (температуру и давление) в соответствии с фактической температурой наружного воздуха, а тариф на тепловую энергию представляет собой ценовую ставку энергетического ресурса, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителя, соответствующие максимальной температуре наружного воздуха.
Таким образом, цена за 1 м3 тепловой энергии соответствует фактическим показателям качества, а тариф за 1 м3 тепловой энергии – плановым показателям качества.
Разница между ценой и тарифом на тепловую энергию для отопления и составляет долю теневой экономики. Предположим, что тариф, рассчитанный на максимальное значение температуры наружного воздуха -23ºС, составляет 920 руб. за 1 кубический метр, то цена за 1 кубический метр тепловой энергии, соответствующая каждому показателю температуры наружного воздуха, будет иметь значения, указанные в таблице 4.
Инструменты теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов
Основными инструментами теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов являются: закон, договор и суд.
Теневая экономика активно использует действующее законодательство с тем, чтобы не было возможности ее обнаружить при проведении прокурорского и жилищного надзора.
Договор является элементом гражданского законодательства. Теневой экономикой используется определение договора как соглашения сторон.
Таблица 4 Расчет размера доли теневой экономики с 1 кубического метра тепловой энергии
Температура наружного
воздуха
|
Цена за 1 м3
тепловой энергии
|
Размер доли теневой
экономики с 1 м3 тепловой энергии
920–2 гр = 3гр |
1
|
2
|
3
|
-1
|
40
|
880
|
-2
|
80
|
840
|
-3
|
120
|
800
|
-4
|
160
|
760
|
-5
|
200
|
720
|
-6
|
240
|
680
|
-7
|
280
|
640
|
-8
|
320
|
600
|
-9
|
360
|
560
|
-10
|
400
|
520
|
-11
|
440
|
480
|
-12
|
480
|
440
|
-13
|
520
|
400
|
-14
|
560
|
360
|
-15
|
600
|
320
|
-16
|
640
|
280
|
-17
|
680
|
240
|
-18
|
720
|
200
|
-19
|
760
|
160
|
-20
|
800
|
120
|
-21
|
840
|
80
|
-22
|
880
|
40
|
-23
|
920
|
920
|
Поскольку граждане и юридические лица свободны в заключении договора, то ТСЖ, ЖСК и УК признаются ресурсоснабжающими организациями как надлежащие.
На следующем этапе суд признает ТСЖ, ЖСК и УК надлежащими лицами при заключении договора.
Заключение
Теневая экономика в сфере поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов относится к теневому производству, а по объектам деятельности – «подпольному предпринимательству» в области производства и оборота товаров [33] (Gavrichenko, 2022).
Поскольку основным инструментом теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов является отсутствие договорных отношений с собственниками помещений дома, то задача по снижению доли теневой экономики в сфере поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов в национальной экономике может быть решена единственным путем – признанием договора поставки коммунальных ресурсов, заключенного с гражданином, использующим коммунальные ресурсы для бытового потребления, с момента первого фактического подключения гражданина в установленном порядке к присоединенной сети.
Регистрация прав на МКД в Едином государственном реестре недвижимости за собственниками многоквартирных домов сформирует условия для исчезновения всех факторов, способствующих развитию теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов, а именно имущественных, договорных, тарифо- и ценообразования.
Кроме того, регистрация прав на МКД в Едином государственном реестре недвижимости за собственниками многоквартирных домов создаст правовые основания как для заключения договора поставки коммунальных ресурсов с гражданами как абонентами, так и для приведения тарифов к ценам, соответствующим фактическим показателям качества коммунальных ресурсов, поставляемых гражданам для бытового потребления, и разрушит механизм возникновения теневой экономики в секторе поставки коммунальных ресурсов в помещения многоквартирных домов.
Источники:
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года : Указ Президента Рос. Федерации от 21.07.2020 N 474// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2020. – N 30. – ст. 4884
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 02 июля 2021 № 400 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 27 ч. II. – ст. 5351
4. Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 31.10.2022 N 3268-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2022. – N 45. – ст. 7815
5. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности : приказом Росстандарта от 31 янв. 2014 № 14-ст [ред. от 23.12.2021] // [Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 06.02. 2022 г.)
6. Панина Е. Н. Корпоративное управление жилищно-коммунальным хозяйством региона. / диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05. - СПб., 2007. – 222 c.
7. Панина Е. Н., Гавриченко А. А., Гавриченко С. А. Особенности рассмотрения исков по взысканию задолженности по внесению платы за жилое помещение // ЖКХ–Mix. – 2021. – № 4. – c. 39-41.
8. Панина Е.Н., Гавриченко А.А., Гавриченко С.А. Концепция обязательного саморегулирования управления многоквартирными домами // Креативная экономика. – 2022. – № 1. – c. 205-226. – doi: 10.18334/ce.16.1.114046.
9. Панина Е. Н., Гавриченко А. А., Гавриченко С. А. Доверительное управление многоквартирными домами // Коммунальный комплекс России. – 2022. – № 1(211). – c. 15-18.
10. Панина Е.Н., Гавриченко А.А., Гавриченко С.А., Соломина Я.И. Роль договорного регулирования доверительного управления многоквартирными домами в укреплении экономической безопасности страны // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 411-426. – doi: 10.18334/epp.12.1.114055.
11. Панина Е.Н., Гавриченко А.А., Гавриченко С.А., Михайлов И.П., Большакова М.М. Особенности теневой и неформальной экономики в жилищно-коммунальном хозяйстве // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 327-340. – doi: 10.18334/tek.5.4.113771.
12. Росстат измерил «невидимую» экономику России Какие отрасли глубже всего ушли в тень. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030 (дата обращения: 29.12.2022 г.).
13. День образования Министерства внутренних дел России (1802г.). [Электронный ресурс]. URL: https://zakonovest.ru/8-sentyabrya-den-obrazovaniya-ministerstva-vnutrennix-del-rossii-1802g. (дата обращения: 29.12.2022 г.).
14. История ЖКХ России: цифры и факты (часть 1: дореволюционное и советское время). [Электронный ресурс]. URL: http://izhcommunal.ru/publ/5-1-0-26 (дата обращения: 29.12.2022 г.).
15. Об отмене взимания платы за жилые помещения с рабочих и служащих и за пользование водопроводом, канализацией и очисткой, газом и электричеством и общественными банями - с государственных учреждений и предприятий и их рабочих и служащих и о распространении указанных льгот на инвалидов труда и войны и лиц, находящихся на их иждивении : Декрет СНК от 27.01.1921// СУ РСФСР. – 1921. – N 6. – ст. 47
16. О плате за пользование жилыми помещениями : Декрет СНК РСФСР от 20.04.1922// СУ РСФСР. –1922. – N 30. – ст. 349
17. О порядке установления и построения тарифов на оплату коммунальных услуг : Декрет СНК РСФСР от от 4 августа 1926 г. // СУ РСФСР. –1926. – N 50., ст. 385
18. О жилищной политике : Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 04.01.1928 // СЗ СССР. –1928. – N 6. – ст. 49
19. Об изменении декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 августа 1926 г. «О порядке установления и построения тарифов на оплату коммунальных услуг Совнаркома РСФСР от 11 июля 1930 г. : Постановление СНК РСФСР от 11.07.1930 //СУ РСФСР. – 1930. – N 32. – ст. 423
20. О тарифах на оплату коммунальных услуг: Постановление Совнаркома РСФСР от 26 декабря 1933 г. N 1284 // СУ РСФСР. – 1934. – N 3. – ст. 15
21. Об упорядочении тарифов на услуги, оказываемые коммунальными водопроводными и канализационными предприятиями в городах РСФСР: Постановление Совмина РСФСР от 04.06.1970 N 351 // Свод законов РСФСР, –1988. –т. 7, с. 398
22. О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчет и самофинансирование: постановление Совмина РСФСР от 31.07.1989 N 235 // Электронный ресурс]: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (дата обращения 06.12.2022 г.)
23. Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: фед. закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. –2005. –N 1. Ч. 1 – ст. 36
24. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Постановлением Правительства Рос. Федерации от 14.07.2008 г.№ 520// // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – N 29 (ч. 2), –ст. 3518
25. Ежегодник Министерства финансов. Выпуск 1915. Петроградъ. Типографiя Ред. перiод. изданiй Министерства Финансовъ, 1915, Часть 1
26. Ежегодник Министерства финансов. Выпуск 1915. Петроградъ. Типографiя Ред. перiод. изданiй Министерства Финансовъ, 1915, Часть 2
27. За коммуналку в Союзе платили 58 руб. в 1991 году. [Электронный ресурс]. URL: https://yakapitalist.ru/%20finansy/stoimost-kommunalki-v-sssr: https://yakapitalist.ru/ finansy/stoimost-kommunalki-v-sssr/ (дата обращения: 29.12.2022 г.).
28. Платное обслуживание населения в России. 2017: Стат. сб./П37 Росстат. - M., 2017. – 110 c. (ISBN 978-5-89476-438-2)
29. Платное обслуживание населения в России. 2019: Стат. сб./П37 Росстат. - M., 2019. – 110 c. (ISBN 978-5-89476-472-6)
30. Платное обслуживание населения в России. 2021: Стат. сб./П37 Росстат. - M., 2021. – 114 c
31. О теплоснабжении : федер. закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ [принят ГД ФС РФ 09.07.] // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 11.– ст. 4159
32. О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации: федер. закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1995. – N 16. – ст. 1316
33. Гавриченко А.А. Управление многоквартирными домами на основе саморегулирования. / диссертация,.. кандидата экономических наук : 08.00.05., 2022. – 232 c.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 23:42:59